Niva est vita!
Нива 4x4
Клуб нивоводов. Основатель —
Ермолов Алексей Игоревич, aka ALER
Поиск в Яндекс и Google

Торможение: методы, приемы, ситуации

Нива 4x4 / Техника Нивы / Приемы вождения
Гость

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 627 / 51708

Создал эту ветку, почитав пару параллельных. О чем только речи не было, а вот о торможении мы забыли.
Предлагаю обсуждать здесь процесс трможения в зависимости от всевозможных условий.
Но настоятельно не рекомендую писать сообщения в стиле "... как то раз в 90-лохматом году мы с тестем и двумя его друзьями по школе в деревне Гадюкино, в которой жил великий А.С. Пушкин в детстве, поехали на рыбалку, и вот пока мы ехали, случилось....". Если уж есть что сказать, давайте по существу и без воды.
Артем

Рег.: 07.09.2005
Тем / Сообщений: 2 / 104
Откуда: Челябинск
Возраст: 45
Авто: 21218 / 97 г.в. / 14 р-вал / ОК Силыч

Недавно выпадал первый снег и я на летней еще тогда резине поехал осваивать приемы торможения.

Укатал дорожку в поле и тормозил разными способами с 40км/ч
(а также развлекался заносами путем дергания ручника в повороте, но не об этом речь)

К своему удивлению обнаружил что торможение в пол с блокировкой колес, импульсное торможение, а также торможение переключением вниз практически не отличались по тормозному пути [:?]

Причем импульсный тормозной путь был всегда длиннее пути с блокированными колесами [:roll]

После этого я поставил шиповку, но попробовать на ней пока не удается за отсутствием снега.

Думаю каждому стоит попробовать на конкретной резине торможение разными способами, чтобы оценить, насколько эффективен каждый из них, и на сколько они отличаются.
Гость

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 627 / 51708

Торможу почти всегда одинаково - прерывесто.
Обычно совмещяю с переключением на пониженую 5-4-3.
Сначала (заблаговременно, в зависимости от ожидаемых условий) кратковременно, но достаточно сильно прожимаю педаль, чтобы проверить не пропали ли вдруг тормоза, совпадает ли состояние покрытия с ожидаемым.
При плохом исходе есть достаточно времени, чтобы найти пути ухода.
Затем, где-то на середине между первым нажатием-престрелкой и тем местом где надо остановиться, начинаю прерывесто оттормаживаться.
Далее спокойно подкатываюсь.
В городе (светофоры, плотное движение) нравится тормозить до такой степени, чтобы до момента, когда надо стартовать машина еще полностью не остановилась.
Мое наблюдение: Нива просто великолепно тормозит двигателем, куда лучше классики и Оки. Наверно, из-за ППП. Это можно и нужно использовать.
Shun Piker

Рег.: 08.12.2004
Тем / Сообщений: 62 / 1552
Откуда: Москва, Северное Тушино.
Возраст: 69
Авто: ВАЗ-21213, 1998 г.в., 1.7 л, "снежинка"; ВАЗ-21213, 1998 г.в., 1.7 л, "чайная роза", ГАЗ-31105 "Волга," 2005 г.в., "наутилус"

В разных ситуациях торможу по разному.
1. На сухом чистом асфальте стандартно - с предварительным выжимом сцепления.
2. При подкатывании или "ловле светофора", тоже на сухом асфальте, сначала перехожу на нейтраль и затем работаю только тормозом. Интенсивность торможения - в зависимости от ситуации.
3. На мокрой или слегка или местами скользкой дороге - только тормозом, до нижнего предела той передачи, на которой двигаюсь в данный момент (ориентируюсь по работе двигателя), затем перехожу на низшую передачу и, если требуется торможу дальше, опять же без сцепления.
4. На гололеде, в снежной каше торможу или только двигателем или, как рекомендуется, кратковременным, прерывистым нажатием на тормоз, не касаясь сцепления. Кстати этот способ как-то помог мне поистине классически оттормозиться, сбросить корость и уйти в соседнюю полосу, когда в сильный снегопад м гололед, из-за ушедшей в сторону впереди идущей машины, открылась стоящая поперек дороги Газель.
PzVII

Рег.: 22.12.2004
Тем / Сообщений: 5 / 523
Откуда: Москва
Возраст: 55
Авто: Ssang Yong Kyron 2013

К своему удивлению обнаружил что торможение в пол с блокировкой колес, импульсное торможение, а также торможение переключением вниз практически не отличались по тормозному пути
По тормозному пути - возможно. НО: прерывистое торможение позволяет сохранить управляемость автомобиля. При блокированных колесах куда рулем не крути - все равно прямо поедет.

Лично я торможу всегда без выжима сцепления до тех пор, пока обороты двигателя не станут равны оборотам ХХ, потом можно либо выключить передачу (в том числе без выжима сцепления), либо (если дорожная обстновка изменилась) снова начать разгон.
Подключенный двигатель в этом случае задерживает момент блокировки колес. Даже если при экстренном торможении двигатель и заглохнет - не беда. Потом можно снова запустить.
Гость

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 627 / 51708

Главная сложность возникает тогда, когда торможение не ожидается и при этом времени для "маневров" вообще нет. Тогда работает рефлекс. Важно, чтобы этот рефлекс сработал правильно. Важно сохранить управляемость не только машиной, но и головой. Откатал уже больше 500 тыс. км. из них больше 300 на Нивах и все равно недавно попался на торможении юзом, уворачивался от попы Audi TT и чирканул "Скорую" (она правда перлась по встречной, но точно мог избежать контакта, если бы сохранил способность за долю сек убрать ногу с тормоза). Тренеруйте рефлекторное прерывистое торможение, тормозной путь не сократится, но можно будет увернуться. И не останавливайтесь на достигнутом, я тоже считал что все умею.
Shun Piker:
В разных ситуациях торможу по разному.
Проблема в том что состояние дорожного покрытия может измениться очень быстро.
Вот прямо сейчас (ноябрь) на улице сухой асфальт, но может пойти дождь, а к вечеру вода замерзнет.
А ноги-то привыкли тормозить по-летнему [:X]
Leona
Модератор

Имя: Людмила
Рег.: 17.01.2005
Тем / Сообщений: 76 / 2270
Откуда: Москва, СВАО/ Тульская обл.
Возраст: 62
Авто: ВАЗ 2131 Urban, 2020г., 1.7л

К своему удивлению обнаружил что торможение в пол с блокировкой колес, импульсное торможение, а также торможение переключением вниз практически не отличались по тормозному пути
Интересно, а какая технология эксперимента? И было ли это торможение экстренное? У нас на курсах при экстренном торможении юзом по льду все сбивали вешку, а при импульсном - нет. Разница может быть в 10-20 см, но если это человек или зад 600-го мерса...

Произведения для АртНивы выкладывайте в Заявках или мне в ЛС
Kockul

Рег.: 18.03.2005
Тем / Сообщений: 17 / 408
Откуда: деревенские мы
Возраст: 63
Авто: 21213-2001г. "Мулен Руж"

Мы здесь рассматриваем приемы торможения на скольской дороге. Ибо все остальное нормально. Так вот главное забыть , что у тебя есть тормоза, если не удается то "ножной" АБС, и контроллируя машинку работаем рулем и газом. Определяем возможности ухода от "препятствия" и при, не дай бог, ухода на обочину и в кювет, жмем на газ. Тогда Вы в состоянии вырулить туда, где ждет вас счастье.

Чую, опять скоро будет!
Артем

Рег.: 07.09.2005
Тем / Сообщений: 2 / 104
Откуда: Челябинск
Возраст: 45
Авто: 21218 / 97 г.в. / 14 р-вал / ОК Силыч

Leona,

технология была простая - раскатал участок на полевой дороге, поставил пару валявшихся рядом покрышек на начало и на конец пути и катался. Начало торможения было во всех случаях одинаковое.
Покрытие - плотный укатанный снег. (тормозной путь большой)

Дело видимо в конкретной резине (у меня тогда стояла летняя), каждая ведет себя по разному. Но тем не менее -- это позволило понять, что если впереди появится препятствие и некуда свернуть то буду тормозить в пол. (это справедливо только данного комплекта резины).
Гость

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 627 / 51708

всегда торможу прерывисто и с движком ( зимой и летом ). Продолжительности нажатия на педаль и частота зависит от окружающей обстановки. Так имхо --- надёжнее. Потому как Кому только права не выдают ?!:).... и что у каждого на уме ?:)... к тому же железо, есть железо. Взять тот же спуск, и сухо тепло и резина путёвая !:)... а порвётся шланг ?!... У сослуживца месяца за 3 два раза лопался ; последний раз пошёл на обгон, а там камаз.... бывают чудеса на свете. [:)]
На счёт рефлекса, согласен абсолютно ! Потому как не только водитель нивы, но и с Небом дело имел :). Убедился на собственном опыте : чуть растерялся, запаниковал и среагировал не правильно и ---- ты труп.
Артем
Все очень просто. Когда ложится первый снег, то на грунтовке тормозной путь при заблокированных колесах действительно будет меньше, потому что передние колеса нагребают перед собой валик снега, да к тому же еще и до грунта докапываются. При импульсном такого эффекта не будет, но управление сохранится.

Добавлено спустя 5 минут 17 секунд:

зы: а хорошо подготовленные спортсмены делают 7-8 нажатий на педаль тормоза в секунду 8-)
черный дембель:
зы: а хорошо подготовленные спортсмены делают 7-8 нажатий на педаль тормоза в секунду 8-)
ручной, вернее ножной ABS [:no]
Leona
Модератор

Имя: Людмила
Рег.: 17.01.2005
Тем / Сообщений: 76 / 2270
Откуда: Москва, СВАО/ Тульская обл.
Возраст: 62
Авто: ВАЗ 2131 Urban, 2020г., 1.7л

Да уж, я попробовала руками похлопать, больше 5 не получается [:weep] .

Произведения для АртНивы выкладывайте в Заявках или мне в ЛС
Нива 4x4 / Техника Нивы / Приемы вождения / Торможение: методы, приемы, ситуации