Niva est vita!
Нива 4x4
Клуб нивоводов. Основатель —
Ермолов Алексей Игоревич, aka ALER
Поиск в Яндекс и Google

Торможение: методы, приемы, ситуации

Нива 4x4 / Техника Нивы / Приемы вождения
60 сообщений на предыдущих страницах
Гость

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 627 / 51708

ru
колеса колом не встанут [:;)]
а если первую воткнуть?
ru
можно, если мотор лишний в гараже лежит [:;)]
BORISSS

Рег.: 07.07.2005
Сообщений: 948
Откуда: Москва
Возраст: 43
Авто: 21213, 1999

вот вам и Ссылка устарела торможение двигателем

Борис.
Гость

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 627 / 51708

Прочитал всё но про такое торможение ни кто не говорил:

Вечер ,подгорку детишки на санках накатали лёд, спускаюсь....
Первая передача , машина не управляема, бьём по тормозам прерывисто, машина разгоняется ещё сильнее, ну всё столбы боковые уже рядом....решение приходит само собой , включаю пониженную передачу...и вот чудо, ловлю машину! управление полное рулём!

НЕЗАБЫВАЙТЕ В НИВЕ ЕСТЬ ПОНИЖЕННЫЙ РЯД ПЕРЕДАЧ ,ПОЛЬЗУЙТЕСЬ ИМ КОГДА НИ ЧЕГО УЖЕ НЕ ПОМОГАЕТ!!!!

[:hello]
ALER
Администратор

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 4020 / 23171
Откуда: Москва
Возраст: 70
Авто: 21214M, 2013 гв.

Почистил тему от оффтопика. Эта тема - о торможении, а не о переключении на пониженную.

Прочитать всем! «МАТ или КЛОН МАТА — сразу БЛОК!»

Алексей aka ALER.
winch

Рег.: 14.05.2007
Тем / Сообщений: 4 / 60
Откуда: Москва
Возраст: 42
Авто: ВАЗ 21213, сафари, 97 г.в., honda shuttle 99

Кстати, не упоминали о таком аспекте торможения, как торможение левой ногой. При этом правая нога не отпускает педаль газа, что помогает в поворотах, когда требуется сохранить тягу. На мой взгляд, при некотором навыке, очень действенно!

Еноты не сдаются - их могут свалить только выстрелы!
Maksim

Рег.: 11.08.2008
Сообщений: 92
Откуда: Питер-Тосно
Возраст: 50
Авто: Toyota Sprinter Marino 92г.в., 2131 99г.в.

Ещё раз перечитал. Попытаюсь подытожить именно о прерывистом торможениии.
Суть метода в том, чтобы не давать колёсам блокироваться, отпуская педаль тормоза. Но почувствовать этот момент, не допуская блокировки, достаточно сложно, поэтому на практике это выглядит следующим образом: на педаль нажимаем плавно, постепенно увеличивая усилие, в момент блокировки колёс ((или одного) определяется по звуку из-под колеса, падению замедления, падению усилия на руле (при блокировке передних колёс), уходу машины (задней или передней оси) с траектории) резко отпускаем педаль тормоза и тут же быстро, но плавно прижимаем снова (рулём, соответственно, корректируем траекторию). И так до остановки. В критической ситуации можно погасить скорость несколькими быстрыми ударами по педали, но в идеале педаль тормоза совершает небольшие колебания вперёд-назад, тормозя на грани блокировки, т.е. максимально эффективно. АБС работает по этому же принципу. Самое трудное - заставить себя ОТПУСТИТЬ педаль тормоза когда перед тобой препятствие, поэтому тренировать этот навык нужно специально, это несложно, зато чувство автомобиля возрастает колоссально.
Тренировка, в общем, несложна. Выбираем площадку (скользкую, конечно) достаточных размеров или пустынную дорогу (желательно без кюветов). Начинать торможения можно с небольшой скорости, 30км/ч достаточно, можно меньше. Чтобы понять, к чему нужно стремиться - первое торможение производим "в пол", не отпуская педаль до остановки (не забывайте о безопасности!). Машина, естественно, "соскользнёт" дальше, чем без блокировки колёс, уйдёт немного в сторону и слегка развернётся (99,9% случаев). Это будет точка отсчёта.
Затем, применяя прерывистое торможение сначала нужно добиться, чтобы машина сохраняла прямолинейное движение, т.е. просто научиться ОТПУСКАТЬ педаль после блокировки колёс с корректировкой траектории рулём. Не пугайтесть, если при этом уедете дальше, чем при первом торможении (с блокировкой колёс), это нормально. Главное сейчас - сохранить контроль над машиной.
Когда первое упражнение освоено, можно приступать к сокращению тормозного пути, добиваясь минимального времени блокировки колёс.
Когда и это удаётся, нужно обратить внимание на уменьшение времени расторможенного состояния колёс в соответствии с правилом "отпускаем резко, прижимаем быстро, но плавно".
Движение ноги при этом выглядит как отдёргивание её с педали, как будто вы обожглись (при нажатии пятка должна быть на полу!).
В конце-концов мы должны научиться дозировать усилие на педали с минимальным её перемещением вперёд-назад вблизи точки, за которой наступает блокировка колёс. Это и будет максимально эффективное торможение.
Самым последним упражнением должно стать торможение в повороте (помним о безопасности!). Здесь рулём работать придётся гораздо активней, т.к. в момент блокировки колёс машину будет стаскивать наружу поворота.
Самое главное - не забывайте, что "главная АБС" не в ногах, а в голове. Усилие на педали тормоза значительно меняется в зависимости от состояния покрытия, поэтому прогнозирование этого состояния - один из залогов успеха. Иногда достаточно просто съехать с накатанной колеи, чтобы уберечься от неприятностей.
Важный момент. На машинах с механикой при прерывистом торможении выжимайте сцепление. Объясню почему. Во всех учебниках пишут, что торможение на скользком покрытии производится на передаче с выжимом сцепления перед остановкой. Делается это для того, чтобы двигатель своей инерцией препятствовал блокировке ведущих колёс. Но если начало блокировки мы отслеживаем сами, то инерция двигателя становится помехой, особенно если в момент отпускания педали тормоза уже заблокированы ведущие колеса и коленвал остановился. Теперь для запуска двигателя нужно время и всё это время ведущие колёса будут скользить по дорожному покрытию в той или иной степени. А если коэффициент сцепления с дорогой мал и ведущие колёса не могут прокрутить заглохший двигатель - машина теряет управление.
Кстати, на сухом асфальте при экстренном торможении (особенно с высокой скорости) сцепление тоже нужно выжимать, чтобы не нагружать тормоза инерцией раскрученного до больших оборотов маховика.

Оригинал писанины здесь: http://tcm-club.ru/phpBB3/viewtopic.php?f=16&t=3818

Просто алкотурист...
katzyn
Администратор

Имя: Евгений
Рег.: 26.03.2008
Тем / Сообщений: 155 / 5036
Откуда: Иркутск
Возраст: 39
Авто: Jimny 2013

Maksim:
если в момент отпускания педали тормоза уже заблокированы ведущие колеса и коленвал остановился. Теперь для запуска двигателя нужно время и всё это время ведущие колёса будут скользить по дорожному покрытию в той или иной степени
Это вообще о чём? Если даже все ведущие колёса заблокировались (хотя на Ниве это вообще очень хорошо тормозить надо, и то не факт, что все заблокируются), то при отпускании тормоза как заглох, так и заведётся. А вообще тапку надо раньше отпускать, чем все колёса заблокируются.
Maksim:
А если коэффициент сцепления с дорогой мал и ведущие колёса не могут прокрутить заглохший двигатель
Так не на первой же передаче экстренно тормозим, а на высоких провернут как-нибудь.
Maksim:
Кстати, на сухом асфальте при экстренном торможении (особенно с высокой скорости) сцепление тоже нужно выжимать, чтобы не нагружать тормоза инерцией раскрученного до больших оборотов маховика
При сбросе газа двигатель сам по себе начинает тормозить, несмотря на инерцию. Если мы выжмем сцепление, то тормозам только хуже будет.

Другое дело, что когда обороты двигателя упадут ниже тысячи (естественно, на слух, отвлекаться на тахометр в данной ситуации нельзя), сцепление можно и выжать. Но то чтобы сразу давить две тапки в пол — бред.
Maksim

Рег.: 11.08.2008
Сообщений: 92
Откуда: Питер-Тосно
Возраст: 50
Авто: Toyota Sprinter Marino 92г.в., 2131 99г.в.

katzyn:
Maksim писал(а):
если в момент отпускания педали тормоза уже заблокированы ведущие колеса и коленвал остановился. Теперь для запуска двигателя нужно время и всё это время ведущие колёса будут скользить по дорожному покрытию в той или иной степени

Это вообще о чём? Если даже все ведущие колёса заблокировались (хотя на Ниве это вообще очень хорошо тормозить надо, и то не факт, что все заблокируются), то при отпускании тормоза как заглох, так и заведётся. А вообще тапку надо раньше отпускать, чем все колёса заблокируются.
Это вообще писалось для монопривода и тоже вызвало спор. Зачем это делается я объяснил. Поправка на полный привод Нивы сути не меняет.
katzyn:
Так не на первой же передаче экстренно тормозим, а на высоких провернут как-нибудь.
"Как нибудь?" Ну-ну... Ни разу не влетал так на гла-аденьком ледке? Чистая практика...
katzyn:
При сбросе газа двигатель сам по себе начинает тормозить
Ну и тормозили бы себе все двигателем, не вопрос... Эффективней-то что?
Не буду углубляться, каждый возьмёт себе отсюда то, что посчитает нужным.

Просто алкотурист...
katzyn
Администратор

Имя: Евгений
Рег.: 26.03.2008
Тем / Сообщений: 155 / 5036
Откуда: Иркутск
Возраст: 39
Авто: Jimny 2013

Maksim, да всё понятно, что каждый может взять, что считает верным. Ездил я и на заднем приводе, и на переднем, и вот теперь на постоянном полном езжу — ну сырая эта статья, нельзя давать рекомендации в таком виде. Слишком много существенных нюансов не рассмотрено. О приёмах вождения в советские времена книги писали, а тут так, на страничку — всё обо всём. Ещё и потренироваться с таким советами предлагают. Если уж тренироваться — то или с вменяемым инструктором, или по нормальной литературе и на конкретной машине со всеми её особенностями.
Maksim:
Ну и тормозили бы себе все двигателем, не вопрос... Эффективней-то что
Эффективней — ABS и тапка в пол. А раз её нет, так и двигателем и тормозами сразу. Тормозной путь на передаче и без неё я как-то сравнивал. Конечно, на мои замеры нельзя полагаться, но ведь и в других местах об этом пишут.
Maksim

Рег.: 11.08.2008
Сообщений: 92
Откуда: Питер-Тосно
Возраст: 50
Авто: Toyota Sprinter Marino 92г.в., 2131 99г.в.

Ладно, обсудим.
ABS ABS"у тоже рознь. Первые поколения не рассматриваю как девайс, способный помочь мне, хотя жену на такую машину посадил бы...
Мне кажется, не стОит путать комбинированное торможение с прерывистым. В первом случае жёсткая связь двигателя с колёсами позволяет на скользком покрытии не очень опытному водителю чувствовать себя уверенней. Прерывистое торможение в вышеописанном виде - это следующий шаг, по сути имитация работы ABS в её отсутствие. А что рекомендуют эксперты по управляемости при экстренном торможении на а/м с ABS? Ну да - выключить сцепление и не мешать электронике и исполнительным механизмам работать. Пример: тесты зимней резины "Авторевю". ABS работает максимально эффективно именно на грани блокировки, и именно к этой грани нужно подойти при имитации её работы. В этом пограничном режиме заглохший двигатель может преподнести неприятный сюрприз, особенно на нешипованной резине на льду.
А советские книги писались, в том числе, и для водителей а/м ЗИЛ и подобных, где понятие обратной связи пневматического привода тормозов отсутствует в принципе.
Ну и обо всём, конечно, я не замахивался написать. Эта методика созрела у меня давно, когда ни у кого из моих знакомых машин с ABS просто не было. Обучил несколько человек своих знакомых, все довольны. Пишу не затем, чтобы покрасоваться, не до того мне.
Если какие-то особенности и нюансы упущены - давайте обсудим.

Просто алкотурист...
katzyn
Администратор

Имя: Евгений
Рег.: 26.03.2008
Тем / Сообщений: 155 / 5036
Откуда: Иркутск
Возраст: 39
Авто: Jimny 2013

Maksim:
А советские книги писались
В основном, для водителей Волг, Жигулей и Москвичей, тормоза которых от той же Нивы ничем принципиальным не отличаются. Даже у грузовиков советских далеко не у всех была пневматика. Но это так, небольшое отступление.
Maksim:
А что рекомендуют эксперты по управляемости при экстренном торможении на а/м с ABS? Ну да - выключить сцепление
Машины с ABS и механической коробкой — редкое сочетание. Хотя да, к вам (на запад от Урала) могут привозить европейкие машинки. А у нас такие — экзотика. Да и с нормальной ABS правильно экстренно тормозить — тапкой в пол, и нечего тут задумываться, отсюда и рекомендации такие. Мы же говорим о машинах без неё.
Maksim:
Ни разу не влетал так на гла-аденьком ледке
Мне никогда не приходило в голову летать по льду, и тем более тормозить до юза на нём. И то, и другое неразумно. Надо сначала очень доходчиво объяснять, почему не надо так делать, и что нужно делать, чтобы не попадать в такие ситуации, а уже потом учить тормозить на льду. Так будет правильнее. Помимо прерывистого способа торможения, нужно говорить и о ступенчатом. Очень важно рассказать о том, что делать с рулём, как правильно подруливать и поворачивать во время торможения; тем более это актуально на скользкой дороге при торможении с кратковременной блокировкой колёс. Нужно уделить какое-то внимание особенностям автомобилей, либо говорить только о конкретном автомобиле — даже 2121 и 2131 ведут себя на дороге по-разному, что уж говорить о машинах с моноприводом.

Если утверждать, что сцепление надо выжимать сразу, то следует это подкрепить какими-либо экспериментами с видеозаписью их, например, а то получается, что общепринятое мнение одно, а тут кто-то утверждает нечто совершенно другое, ничем это не подтверждая, кроме спорных рассуждений. Из всех торможений ступенчатым (предпочитаю его, или, даже не предпочитаю, а так чаще получается) и прерывистым способом на передаче, как и рекомендовано в литературе, ни на одной из машин без ABS, на которых я ездил (М-412, пятёрка, зубила, Нива, ГАЗ-53), двигатель у меня ни разу не глох — я что-то делал неправильно?
МИ}{@ник

Рег.: 09.01.2008
Тем / Сообщений: 4 / 3014
Откуда: Тольятти
Возраст: 48
Авто: 2131 2001г.в.

Ребята, вы на Нивах часто АБС встречали? Нет? Тогда может и не стОит её здесь обсуждать? Ну и пневмопривод заодно.
А сцепление отпускать/не отпускать это каждый сам для себя решает, в зависимости от ситуации и личных пристрастий. Я например выжимаю чтоб стабилизировать задний привод на льду.ИМХО.

Глаза боятся, а Нива едет.
Maksim

Рег.: 11.08.2008
Сообщений: 92
Откуда: Питер-Тосно
Возраст: 50
Авто: Toyota Sprinter Marino 92г.в., 2131 99г.в.

katzyn писал(а): «Мне никогда не приходило в голову летать по льду, и тем более тормозить до юза на нём. И то, и другое неразумно. Надо сначала очень доходчиво объяснять, почему не надо так делать, и что нужно делать, чтобы не попадать в такие ситуации, а уже потом учить тормозить на льду.»

Думаю, все здесь понимают, почему не надо «летать» по льду и тормозить до юза на нём. А тема называется: «Торможение: методы,приёмы, ситуации». Вот об этом и говорим.

katzyn писал(а): «Помимо прерывистого способа торможения, нужно говорить и о ступенчатом.»

Перечитаем главы 16. Экстренное прерывистое торможение и 17. Ступенчатое торможение на постоянной передаче у того же Э.Цыганкова. По сути описаны одинаковые действия, направленные на предотвращение блокировки колёс.

katzyn писал(а): «Очень важно рассказать о том, что делать с рулём, как правильно подруливать и поворачивать во время торможения; тем более это актуально на скользкой дороге при торможении с кратковременной блокировкой колёс.»

Читайте мой первый пост.

katzyn писал(а): «Но то чтобы сразу давить две тапки в пол…»

Этого я не писал.

katzyn писал(а): «Если утверждать, что сцепление надо выжимать сразу…»

А вот это нюанс. В повседневной езде на механике тормозами пользуюсь, в основном, для окончательной остановки автомобиля, обычно торможу передачами. Но, если возникает необходимость в экстренном торможении, то работаю только тормозами. Эта необходимость может возникнуть уже в процессе рабочего торможения (газ отпущен, нога на педали тормоза) как из-за изменения дорожной ситуации так и при изменении коэффициента сцепления дорожного покрытия. Вот в этот момент я применяю прерывистое торможение с выключенным сцеплением. Если говорить об экстренном торможении на асфальте с выключением сцепления, то это тоже не я придумал.

В общем, я не сказал ничего нового. Просто описал общую методику тренировки торможения конкретным способом с поправкой на свой опыт. Не берусь никого «учить» в смысле «поучать». Каждый может сесть в СВОЮ машину и попробовать. Ничто ведь не помешало уважаемому Meat_12237 опровергнуть «передовую» методику торможения на передаче заднего хода.

Просто алкотурист...
Нива 4x4 / Техника Нивы / Приемы вождения / Торможение: методы, приемы, ситуации