Niva est vita!
Niva 4x4
Lada Niva owners club. Founded by
Ermolov Aleksei Igorevich, aka ALER
Yandex and Google search

Торможение: методы, приемы, ситуации

Niva 4x4 / Техника Нивы / Приемы вождения
30 older posts on previous pages
Гость

Reg.: 12/6/2004
Topics / Posts: 627 / 51708

11/19/2005, 9:00 PM +03
Из личного опыта.
На асфальте торможение с полной блокировкой и прерывистое дадут одинаковый тормозной путь, но тормозить с блокировкой колёс, имхо, допустимо только тогда, когда все колёса "берут" одновременно и с одинаковым усилием.
На грунте лучше прерывистое торможение - так управляемость выше, особенно на скорости.
На льду про сильное нажатие на педаль тормоза вообще лучше забыть.
11/19/2005, 11:16 PM +03
Григорий:
Из личного опыта.
На асфальте торможение с полной блокировкой и прерывистое дадут одинаковый тормозной путь,
[:weep] [:weep] [:weep]
Почему?
[:weep] [:weep] [:weep]
Meat_12237

Reg.: 8/31/2005
Topics / Posts: 1 / 42
From: г. Кремёнки Калужской обл.
Age: 39
Car: больше нет

11/22/2005, 2:06 AM +03
В прошлом году испытивал следующий способ торможения : торможение задним ходом.

Идея:
Тормозить преймущественно грунтозацепами об снег. Метод должен продемонстрировать эффект как от торможения юзом, усиленный интненсивным зацеплением за снег.

Практика:
Резина ВЛИ-5 шипованная.
Поверхность : плотный снег.
Скорость 40 км/ч. На скользкой дороге нажимаю тормоз в пол. Включаю заднюю передачу. Отпускаю тормоз. Отпускаю сцепление (машина не глохнет, холостых на скользкой дороге хватает). Газ в пол. Ожидаю интенсивного замедления.

Результат:
Снежная пыль перед капотом, потеря освещённости. Торможения не чувствуется. Ожидаемый эффект не достигнут.

В этом году поеду 2-мя машинами. И с измерительными приборами.

21213 карб. 1,8 1997г.р.
knv2120

Reg.: 12/13/2004
Topics / Posts: 8 / 168
From: Москва
Age: 58
Car: ЭКС - ВАЗ-2120 "Надежда" 2002-2008г., Патриот 230 2008г.

11/22/2005, 10:55 AM +03
Meat_12237:
В прошлом году испытивал следующий способ торможения : торможение задним ходом.

Идея:
Тормозить преймущественно грунтозацепами об снег. Метод должен продемонстрировать эффект как от торможения юзом, усиленный интненсивным зацеплением за снег.

Практика:
Резина ВЛИ-5 шипованная.
Поверхность : плотный снег.
Скорость 40 км/ч. На скользкой дороге нажимаю тормоз в пол. Включаю заднюю передачу. Отпускаю тормоз. Отпускаю сцепление (машина не глохнет, холостых на скользкой дороге хватает). Газ в пол. Ожидаю интенсивного замедления.

Результат:
Снежная пыль перед капотом, потеря освещённости. Торможения не чувствуется. Ожидаемый эффект не достигнут.

В этом году поеду 2-мя машинами. И с измерительными приборами.
И не почувствуешь.
На плотной ледяной дороге коэфф. трения скольжения может только уменьшиться при возрастании относительной скорости за счет увелисения плавления льда в зоне контакта, но не увеличиться.
Гость

Reg.: 12/6/2004
Topics / Posts: 627 / 51708

5/20/2006, 5:59 PM +04
Вот медитирую я над прерывистым торможением [:roll] и совсем не могу понять, как оно физически может быть эффективнее постоянного торможения на грани срыва? Насколько я себе представляю физику процесса, при прерывистом торможении, тормозное усилие меняется от "околонулевого" до "блокируещего". И тогда существенную часть времени оно весьма далеко от максимального [:roll] + к тому искуственно создаются совсем ненужные колебания [:?]
Единственное, что приходит в голову, что таким образом надо существенно менее точно контролировать усилие на педали и шансов ошибиться (в срыв) меньше. Но ведь практически то же самое достижимо торможением (м.б. левой ногой) на передаче с включенным (или нет, по обстановке) газом? Так в чем же фишка? [:rotate]
5/20/2006, 11:20 PM +04
wolfcub:
не могу понять, как оно физически может быть эффективнее постоянного торможения на грани срыва?
Прерывистое, как я понимаю, это нажал-отпустил-нажал-отпустил. Причем отпусткаешь не всегда на грани срыва, а несколько раньше. Применяется такое торможение при достаточном запасе тормозного пути, а цели, преследуемые при этом такие:
не допустить перегрева тормозных колодок (иначе еще хуже будет;
просушить т/колодки если до этого греб по воде или снегу;
дать возможность замедлить ход с помощью движка.
От себя хочу добавить, что прошлой зимой пришлось несколько раз прибегать к торможению с помощью сугробов на обочине: когда перед тобой внезапно появляется чужая корма, под колесами гололед, а ты без шипов, то уж лучше в сугроб. Руль при этом надо крепко держать, чтоб не вывернуло и не стало еще хуже.
Apr7

Reg.: 1/15/2006
Posts: 621
From: Новосибирск
Age: 39
Car: :::: ВАЗ-2121 1,6 '83; Subaru Forester 2.0XT '2003 мех

5/21/2006, 12:41 PM +04
wolfcub:
Вот медитирую я над прерывистым торможением и совсем не могу понять, как оно физически может быть эффективнее постоянного торможения на грани срыва?
Правильное прерывистое торможение - это торможение на грани срыва!!! Так реализованы современные АБС.
Фрагмент статьи про торможение (не помню источник)::
Сцепление с дорогой существенно зависит от степени проскальзывания колеса по поверхности. Максимальный коэффициент сцепления достигается при частичном проскальзывании 10-15%. А при полном проскальзывании коэффициент сцепления может падать почти вдвое. Это значит, что при экстренном торможении нельзя доводить колеса до полного проскальзывания (юза).
Для понимания этого может подойти такое объяснение. Если колесо полностью проскальзывает (колесо заблокировано, происходит юз), то по поверхности дороги трется один и тот же участом шины. При этом резина истирается так же, как ластик, которым вы убираете карандашную линию на бумаге. 06разуются резиновые катышки, по которым заблокированное колесо катится примерно так, как корабль по каткам со стапелям, скольжение превращается в качение! Теперь ясно: чтобы резко затормозить, надо не допускать юза, не доводить колеса до полного скольжения.
Гость

Reg.: 12/6/2004
Topics / Posts: 627 / 51708

5/23/2006, 9:35 AM +04
Так вот непонятно, зачем оно прерывистое [:;)] Современные АБС при этом еще и анализируют скорость вращения каждого колеса... Может, стоит выбегать из машины и делать то же самое? [:P]
А то, что не надо колеса блокировать, ясно не только Ежу, но и мне тоже [:)]
Apr7

Reg.: 1/15/2006
Posts: 621
From: Новосибирск
Age: 39
Car: :::: ВАЗ-2121 1,6 '83; Subaru Forester 2.0XT '2003 мех

5/23/2006, 6:43 PM +04
wolfcub:
Так вот непонятно, зачем оно прерывистое Современные АБС при этом еще и анализируют скорость вращения каждого колеса... Может, стоит выбегать из машины и делать то же самое?
Ну правильно - если колесо заблокировалось, система его разблокирует и так до скорости ~5 - 20 км/ч - далее юз.
Т.е. происходит торможение как-раз на грани юза (частичное проскальзывание - заблокировалось, разблокировалось и все это с частотой 10-30 раз/секунду - точно не помню)!

На старых (на новых не знаю) нивах - такой возможности нет (поколесного контроля) - поэтому при торможении возможна потеря управляемости, увод в сторону... зато надежно и не зависит от электроники АБС! [:o]
PanDa

Reg.: 5/22/2005
Topics / Posts: 6 / 448
From: Иркутск
Age: 39
Car: Тупо крузак 80й 4.2 турбодизель

5/23/2006, 7:26 PM +04
После езды в дождь по трассе необходимо периодически оттормаживаться для просушки тормозов. Вчера проехал километров тридцать и когда нужно было затормозить понял что эффективность тормозов процентов 30.

*едь куда думаешь и думай куда едешь ;)
Гость

Reg.: 12/6/2004
Topics / Posts: 627 / 51708

5/23/2006, 11:44 PM +04
Apr7:
Ну правильно - если колесо заблокировалось, система его разблокирует и так до скорости ~5 - 20 км/ч - далее юз.
Т.е. происходит торможение как-раз на грани юза (частичное проскальзывание - заблокировалось, разблокировалось и все это с частотой 10-30 раз/секунду - точно не помню)!
Угумс. Но ведь отработать такое ножками, да еще, как кое-где пишут 8-10 раз в секунду, полностью контролируя процесс микроблокировки/разблокировки, невозможно в принципе. И, что самое главное, непонятно ЗАЧЕМ? Ну зачем человеку проделывать это АЦП? [:think]
IMHO, для человеческого "устройства" гораздо логичнее и эффективнее нажать один раз и контролировать усилие, а не топтать педаль [:D]
mk47

Reg.: 5/6/2005
Topics / Posts: 4 / 520
From: Москва -> Словакия
Age: 52
Car: 21213 99г. Кама Флейм (скользит на льду!) -> мицу аутлендер 2.0 4wd мкпп

6/13/2006, 10:58 PM +04
wolfcub:
и совсем не могу понять, как оно физически может быть эффективнее постоянного торможения на грани срыва?
никак. просто, уловить эту самую грань можно только заблокировав колесо - как заблокируется - значит грань пройдена [:;)] собственно, качество отработки абс тем и определяется, как быстро абс уловит, что грань пройдена и вернет тормозное усилие обратно.

про юз и оттормаживание толчками.

в среднем, только тренированный человек оттормозится толчками лучше, чем выжимая педаль тормоза со всей дури и скользя на юзе. это факт. наиболее разумный выход для большинства, реально не умеющего спортивно тормозить, такой - учится чувствовать блокировку колес и в случае необходимости (желаю всем, чтобы она возникала только из-за спортивного интереса) тормозить со всей дури до юза, чуть отпускать и опять прижимать...

пы сы. знакомый кмс по автоспорту тормозит на своей илантре с выключенной абс лучше, чем со включенной [:)] что-то мне подсказывает, что черный дембель тоже умеет так, но нам - средним водителям-не спортсменам можно не удивляться, что наш юз не хуже нашего же прерывистого торможения [:;)] вот если упомянутый черный дембель оттормозится юзом лучше, чем прерывистым, то я оооооочень удивлюсь (какое бы там покрытие ни было) [:hello]

да. реальный случай. в прошедшую пятницу ехал в дождик (весьма приличный - метров на 40 стопов-габаритов впереди видно не было) по "ростов-дон"у со скоростью примерно 105-110. после некрутого поворота (категория эдак 2-3 по Цыганкову), за которым ничего видно не было вдруг выяснилось, что впереди просто пара рядов стоит. я оттормаживался до последнего (встал на расстоянии пары метров от впереди стоящей машины - на мокрой дороге это было волнительно), попутно радуясь, что резервная полоса пустая, но приберегая ее на крайний случай (мало ли кто также выскочит на нее оттормаживаться). в юз не ушел. (вообще, на своих КФ на мокрой дороге я уходил в юз только один раз - на скорости, не поверите - км примерно 10-15 в час - до сих пор не понимаю, как умудрился [:oops] ).
мораль я для себя вывел такую - если не видно, что за поворотом - скорость надо сбросить.
если кто еще морали подбросит по случаю - буду благодарен.

правильных дорог и чистого бензина! :)
Гость

Reg.: 12/6/2004
Topics / Posts: 627 / 51708

6/14/2006, 3:35 AM +04
у абс есть еще один нюанс - существует некая малая скорость (порядка 10-15 кмч, точно не скажу), при которой абс не срабатывает. Обратите внимание зимой на иномарки, движущиеся с малой скоростью по очень скользкому покрытию. Точнее, на лица владельцев, когда при подползании к светофору колесики блокируются... [:RWL]
6/14/2006, 12:55 PM +04
mk47
[:up]
Тренируйтесь! Найдите в себе силы, раз в неделю 20 мин. хоть на торможение потратить. Когда-нибудь поможет...
mk47:
пы сы. знакомый кмс по автоспорту тормозит на своей илантре с выключенной абс лучше, чем со включенной
- столько споров выиграно...
черный дембель:
некая малая скорость (порядка 1015 кмч
[:D] [:D] [:D]
6/14/2006, 1:17 PM +04
[:RWL] черточка не поставилась....
Niva 4x4 / Техника Нивы / Приемы вождения / Торможение: методы, приемы, ситуации