Niva est vita!
Нива 4x4
Клуб нивоводов. Основатель —
Ермолов Алексей Игоревич, aka ALER
Поиск в Яндекс и Google

Увеличение нагрузки на трансмиссию от больших колёс

Нива 4x4 / Техника Нивы / Нива-экстрим, тюнинг двигателя, трансмиссии, подвески
90 сообщений на предыдущих страницах
Артем Самара

Рег.: 03.05.2006
Сообщений: 292
Откуда: Самара
Возраст: 44
Авто: ШНива, 2008

Gimalaev
С твоими выводами в п.1,2,4 полностью согласен, а вот п.3
Чем больше масса колеса, тем больше его инерция и тем больше энергии нужно на его перемещения. Получается лёгкое колесо будет больше "дрыгать" подвеску, а тяжелое - больше проминать шину или дорогу
не совсем.
Колебания легкого колеса амортизатору проще остановить и меньше будет нагрузка на болты его крепления, также меньше нагрузка на пружину ввиду меньшей энергии приобретенной им на кочке. Легкое колесо будет всегда ближе находиться к положению равновесия подвески, чем тяжелое, и тяжелое как раз будет дрыгать как ты выразился подвеску.
Gimalaev

Рег.: 14.10.2005
Тем / Сообщений: 5 / 505
Откуда: Москва, Щукино
Возраст: 46
Авто: L200&2008

Артем Самара, я в общем понял свою ошибку. Вопросец не самый простой, но как мне кажется, я уже чуток разобрался. [:)]

Смысл такой(вот тут то я и заблуждался), что если все дорожные неровности могли бы отрабатываться шиной, тогда подвеска вообще может быть неупругой (на карте, к примеру).
При бОльших колдобинах, когда подвеска работает на сжатие, то:
во-первых, она для этого и создана, работает в штатном режиме и не подвергается никаким перегрузкам; а во-вторых, масса колеса не играет здесь большой роли, так как основные силы здесь вызваны инерцией кузова и упругостью пружины. Главным образом работают упругие элементы подвески. Соответственно, и при «пробое» подвески, инертность колеса вообще мало что значит и практически не окажет влияния на «живучесть».
А вот на что окажет, так это на работу подвески на отбой, и на всякие динамические и колебательные процессы, когда подвеска, грубо говоря, работает на разрыв.
Так как ничего толком в инете не нашел, сам нарисовал схемку [:D] :

Условно это можно представить так: «кузов» и «колесо» связывает «подвеска» - тоненькая тростинка по сути. Колесо опирается на поверхность. Начинаем резко дёргать кузов вверх, все нормально, подвеска приподнимает колесо. Теперь увеличиваем массу колеса до безобразия и повторяем опыт – хлоп, и «подвеска» порвалась. Сила действующая на разрыв подвески, будет прямо пропорциональна массе колеса.
К тому же меняя массу колеса, да и неподрессоренные массы вообще, меняются всякие резонансные частоты собственных колебаний. К чему приведёт это, сказать ещё сложнее.
Но мне кажется, что подвеску убивает, прежде всего, сочетание увеличившейся нагрузки и её (очень) многократного воздействия. В том смысле, что пиковые нагрузки не сильно возрастут, а усталость металла например, будет развиваться в разы быстрее.

Тяжёлое колесо – возможно и благо, но только на очень малых скоростях.

[:D]

упс...
Артем Самара

Рег.: 03.05.2006
Сообщений: 292
Откуда: Самара
Возраст: 44
Авто: ШНива, 2008

Не совсем понял, что ты хотел сказать, толи влияет масса, толи нет.
Представим машина наезжает скажем на лежачего мента. Если бы неподрессоренная масса была равной нулю, то колесо просто бы скопировало траекторию дороги. Но поскольку это не так, то колесо продолжает движение вверх после вершины колдобины. Кинетическая энергия колеса переходит в энергию сжатой пружины. Из школы кин. эн. это mW^2/2, энергия пружины kx^2. То есть энергия прямо зависит от неподрессоренной массы и в квадрате от скорости (не машины, а скорости перемещения колеса в плоскости совпадающей с направлением сжатия подвески). Воздействие на кузов также усиливается прямо пропорционально массе колеса.

Добавлено спустя 2 минуты 19 секунд:
Тяжёлое колесо – возможно и благо, но только на очень малых скоростях
Нет у него никаких благ, если только ты не работаешь на укладке асфальта катком [:D]
Gimalaev

Рег.: 14.10.2005
Тем / Сообщений: 5 / 505
Откуда: Москва, Щукино
Возраст: 46
Авто: L200&2008

Я уже и сам малость запутался в своих показаниях [:D]

В общем как я понимаю, увеличение массы (читай инертости) колеса оказывает разрушительное воздействие на подвеску, благодаря всевозможным колебательным и резонансным явлениям. Естественно это имеет смысл на относительно высокой скорости движения (на тракторе это не особенно будет заметно [:D] ).

Вот что примерно я имел ввиду.

Аналогию можно провести с дисбалансом колеса - на малой скорости он не влияет, а если дать ему войти в резонанс, тогда нагрузка создаваемая колесом резко возрастёт. Вот как-то так [:;)]
AleksT:
У нас на последнем джип-фестивале было авто с такой схемой:
двигатель с КПП - 2108, установлен продольно, раздатки - нет, приводы от КПП идут сразу к мостам, причем оба моста - нивовские, передний - независимая подвеска, сзади - балка. Увеличена только колея. Рама - из профильной трубы, без кузова. Колеса - 42 дюйма от какого-то болотохода. Вес машины - 750 кг.

Машина очень неплохо ехала, по любым барханы, даже с отвесными стенами, УАЗикам там даже делать нечего.
В журнале "ПП4х4" за февраль статья на полторы страницы про этот агрегат. Там почти всё как написал AleksT, только мосты не нивские, а просто жигулёвские. Колея примерно 205см(!). "Летние" колёсики 40" Бел-79, с ними клиренс 35см, а на "зимних" камерах дорожный просвет 50см [:shock] . А сами колёса сделаны из жигулёвских дисков с креплением 4-мя болтами. Так что судя по всему, от нивы там ничего нет. Кстати называется это чудо - "Барс". И как написано, ребята строят новый агрегат - четырёхместный. [:)]

Несколько хороших фото есть тут: http://photo.pajero4x4.ru/razb2006
Например
И в сравнении с УАЗками и тп

упс...
Гость

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 627 / 51708

Никогда не понимал зачем карячить на Ниву" 235" резину. Машина " убивается в разы быстрее , не " едет" , бензин " хавает " как УАЗик, пользы не вижу, а какая беда, если пропорешь такое колесо. [:frog]
Ay49Mihas

Рег.: 20.10.2007
Тем / Сообщений: 7 / 4557
Откуда: Красноярск
Возраст: 41
Авто: ВАЗ-2121 1989, ВАЗ-2121 1979

Maksim V
это в другую тему --- в "Нива-экстрим, тюнинг двигателя, трансмиссии, подвески". Там народ ещё не то делает [:)]

29" не повредят настолько, чтобы их не было смысла ставить. Это общий отзыв использовавших 29".

King Cobra Extreme 32/9.5/15, ГП 4.3, КПП 2101 4.02 от MEW, СРПМ от MEW, РК 2.93 от MEW, лебёдка GW 9500, зад заварен
Sokolov

Рег.: 12.04.2006
Тем / Сообщений: 19 / 3394
Откуда: г. Новокуйбышевск Самарской обл.
Возраст: 46
Авто: ВАЗ 2131 2007г, Шкокодил 1998г

Maksim V:
Машина " убивается в разы быстрее
Вы батенька путаете кислое с ораньжевым.
Колёса на 29 дюймов ставит те кто машину уже убивает, а не колёса на 29 приводят к необратимым психическим отклонениям.
Скажу, что даже на 28,2 машина поехала существенно мягче, устойчивее, плавнее, экономичнее, чем на штатной ВлИ-5.

Да-а!.. Я умных разговоров не знаю, а поговорить-то с вами хочется! (С) Вересаев В. В.
Гость

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 627 / 51708

Sokolov:
Вы батенька путаете кислое с ораньжевым.
Диаметр колеса, Ширина ,Вес увеличились - следовательно увеличилась нагрузка на ВСЕ элементы трансмиссии и ДВС. От этого просто нельзя отмахнутся, все эти испытания проводились на Дмитровском автополигоне с использованием самых современных измерительных комплексов, результаты были опубликованны в прессе ,по результатам испытаний и было рекомендованно какие колёсья допустимо использовать на Ниве. Я в своё время читал отчёт о испытаниях на Ниве резины более крупной чем штатная ,по заказу военных, по окончанию испытаний стало ясно всем ,включая военных, что резина более крупная ,чем штатная Ниве - ПРОТИВОПОКАЗАНА , так как в разы снижается ресурс автомобиля.
blooder

Рег.: 19.02.2009
Сообщений: 76
Откуда: Vologda
Возраст: 41
Авто: 21214, 2001 г.в.

Maksim V:
Я в своё время читал отчёт о испытаниях на Ниве резины более крупной чем штатная ,по заказу военных, по окончанию испытаний стало ясно всем ,включая военных, что резина более крупная ,чем штатная Ниве - ПРОТИВОПОКАЗАНА , так как в разы снижается ресурс автомобиля.
А где можно почитать этот отчет?
Гость

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 627 / 51708

blooder:
А где можно почитать этот отчет?
Я читал его лет 25 назад, мне давал его знакомый из МАМИ , а где его сейчас найти я и не знаю. Мы свою первую Ниву купили в 1980 году , вот он нам по мере возможностей ,переодически и подбрасывал , что-то почитать.
Васик-Нивасик

Рег.: 30.08.2007
Тем / Сообщений: 3 / 154
Откуда: г. Электроугли
Возраст: 44
Авто: ВАЗ21214 (07)

blooder Ищи поиском книгу "Высокой мысли пламень". Там есть отрывок про испытание резины ВлИ-6 для ВАЗ 2122. Она была большего диаметра, чем ВлИ-5.
katzyn
Администратор

Имя: Евгений
Рег.: 26.03.2008
Тем / Сообщений: 155 / 5038
Откуда: Иркутск
Возраст: 39
Авто: Jimny 2013

Я вот нашёл и прочитал, что именно там написано.
Там удалось качественно замерить и сравнить моменты инерции колёс – опытного 8–16 и серийного 6.95–16.

Оказалось, что у первого он в полтора раза больше! Во столько же раз, естественно, возрастал и общий уровень нагруженности трансмиссии.

Но и это было ещё не всё.

Выяснилось, что сцепление широких шин ВлИ-6 с дорогой было явно выше, чем у серийных ВлИ-5. Хотя эту разницу и не удалось ус­та­новить количественно (не оказалось в наличии нуж­ной аппаратуры), но всё было видно и без этого, так сказать, невооружённым глазом.

Приведём простой пример. При проведении замера одного из важнейших показателей любого автомобиля – времени разгона с ме­с­та до скорости 100 км/ч – методикой испытаний предусмотрено предельно резкое трогание ("раскрутка" двигателя до максимальных оборотов с последующим "бро­ском" педали сцепления).

Эта методика досталась вазовским испытателям в наследство от фирмы FIAT, где она давно и успешно применяется, поскольку обеспечивает минимальную потерю времени при разгоне (если трогаться традиционным способом, теряется от одной до двух секунд, что недопустимо).

Так вот, на обычной "Ниве" ведущие колёса при этом непре­менно пробук­совывают даже на сухом бетоне.

А на "22-й" с широкими шинами такой пробуксовки не было вообще! После "броска" педали сцепления автомобиль некоторое время (вполне ощутимое!) продолжал стоять на месте!

В эти мгновения явственно чувствовалось, как буксует сцепление, "закручиваются" все валы, полуоси и т.д. И только после этого автомобиль нехотя трогался и начинал разгоняться.

Перечисленные факторы (сюда надо, конечно, добавить и более жёсткие условия армейской эксплуатации) и нагружали трансмиссию до запредельного состояния. Что называется, "приплыли" (по отношению к плавающей машине сие звучит этаким каламбуром, но так оно и было).
Многие из нас трогаются таким макаром? То-то и оно. А сцепные свойства хорошие и у маленьких колёс могут быть. Все ли большие колёса такие тяжёлые, как совковые размерности 8–16? Да и утверждение
Во столько же раз, естественно, возрастал и общий уровень нагруженности трансмиссии.
не корректно, ибо нагрузки на трансмиссию с моментом инерции колёс, вообще говоря, связаны слабо. Они связаны с ним в такой пропорции, когда мы раскручиваем колёса в воздухе — во всех остальных случаях разница куда скромнее.
fanngorn

Рег.: 12.01.2005
Тем / Сообщений: 8 / 2949
Откуда: Москва, Юго-Запад
Возраст: 39
Авто: 21213 1,7 турбо 97г.в на 38 Боггере, GMC Savana 5.3 AWD, Jeep Grand Cherokee ZJ V8 5.9i, УАЗ-3909

Maksim V:
Никогда не понимал зачем карячить на Ниву" 235" резину. Машина " убивается в разы быстрее , не " едет" , бензин " хавает " как УАЗик, пользы не вижу, а какая беда, если пропорешь такое колесо.
Выигрываем в проходимости - теряем в надёжности, чудес не бывает. Но я бы не сказал что всё так плохо. При грамотном комплексном подходе (лифт, резка арок, замена ГП) машина почти не теряет в динамике, надёжность и ресурс уменьшаются несущественно. 29-й Гурич на ковке весит чуть ли не меньше чем штатная резина на тазах, так что разница в инерции тут несущественная.

А вот ты лучше напиши конкретнее что понимается под высказынием "убивается в разы быстрее"? Что конкретно убивается и и насколько быстрее? К испытаниям 25-летней давности отсылать не надо.

Подготовка внедорожников
Ремонт, доработка а/м Нива, Шевроле-Нива
Магазин офф-роуд аксессуаров

http://www.koroffka4x4.ru
http://www.koroffka4x4.com
http://vk.com/koroffka4x4
http://instagram.com/koroffka4x4/
Antohaross

Рег.: 03.08.2008
Сообщений: 479
Откуда: Коломна
Возраст: 43
Авто: Ваз 21213 1996г.в.

Не знаю что там у кого убивается, но при всех тех мероприятиях которые перечислил fanngorn всё нормально живёт и здраствует, если конечно ездить с включённой головой, а не так как тестировали в этой статье. К тому же для интереса и сравнения. Мои колёса Йокогама МТ 31*10,5 на кованных дисках КРАМЗ весят ненамного тяжелее чем штатная нивовская резина.
Нива 4x4 / Техника Нивы / Нива-экстрим, тюнинг двигателя, трансмиссии, подвески / Увеличение нагрузки на трансмиссию от больших колёс