Niva est vita!
Нива 4x4
Клуб нивоводов. Основатель —
Ермолов Алексей Игоревич, aka ALER
Поиск в Яндекс и Google

Триподы («трипоиды», tripod joints)

Нива 4x4 / Техника Нивы / Общетехнический раздел
75 сообщений на предыдущих страницах
tough

Рег.: 23.02.2006
Тем / Сообщений: 2 / 2451
Откуда: Богучар
Возраст: 65
Авто: Нива-2121/1984г.в

KEROSIN +1
Нужно только кое-что уточнить и дополнить.
95% времени на дорожных машинах трипод работает под углом НЕ БОЛЕЕ 4-х градусов ( именно такие режимы и рекомендованы производителями для шарнира такого типа ). А 15 гр.,- это почти предельная величина , но не только из-за критичных углов работы такого конструктива ( "подвижный",- универсальный трипод, может работать под углами до 22 градусов, а "неподвижный",- простой,- и вовсе до 43 ), а из-за геометрических ограничений внутреннего шарнира, где есть ещё необходимость значительного осевого перемещения приводного вала. А "у нас" этот вал максимально вдвигается внутрь гранаты при максимальном ходе подвески вниз, а вовсе не при "горизонтальном" положении, как может показаться на первый взгляд (здесь и далее я буду говорить именно о шарнире применительно к Ниве и кинеметике её передней подвески).
Так вот: "длинный" корпус гранаты мешает "задвинутому" валу занять большой угол: это заметно "невооружённым взглядом" ( на фото "1" вверху вал "задвинут" до предела и на выходе уже упирается в корпус, а внизу, соответственно,- "выдвинут". Шарнир типа "Трипод" от Оки, но это не принципиально: главное,- "понимание процесса"). Это критично при РПМ, прикрученом к движку: при лифте и "боковой раскачке" двига вал привода может "попасть" на излом, а это чревато поломкой как самого шарнира, так и корпуса РПМ. Например: лифтованое авто завалилось в канаву правой стороной. При этом ЛЕВЫЙ вал в результате "разгрузки" подвески с левой-же стороны максимально отклоняется вниз и уже опирается на корпус шруса. Если при этом "хорошо газануть", то двигатель, а вместе с ним и РПМ, "качнёт" вправо ( реакция на "сопротивление трансмиссии" и инерцию Кр.Шат.Мех. ), беря вал левого привода ( а вместе с ним и шарнир, и корпус РПМ ) "на болевой приём" с разрушающими последствиями. Сказаное, кстати, в полной мере относится и к шариковому ШРУСу ( но только не Lobro [:)] )
По "площади контакта" :
Опять-же,- Оковские шарниры, но ситуация аналогична Нивским.
Строго говоря, о площади контакта речи нет. Шарик "контактирует" с плоской поверностью в одной точке. Если шарик находится в канавке, поперечное сечение которой соответствует его радиусу ( как в шарнире ), то контакт и передача усилия происходит по линии ( на фото выделена красным цветом).
На фото 2,- шариковый шарнир. Видно, что контакт происходит примерно по пятой части длины окружности шарика ( в его сечении). Диаметр самого шарика,- 18,2 мм.. След. "протяжённость контакта" примерно 11,4 мм., а суммарная,- соответственно кол-ву шариков в 6 раз больше: ~ 68 мм..
Фото 3,- трипод. Каждый ролик представляет собой шарик со срезаными с двух сторон "треть-сферами". И "ответная канавка" корпуса шарнира в сечении тоже такого радиуса. Т.е. контакт с корпусом происходит по линии размером "в часть длины окружности" ролика. Для Оковского шарнира это ~10 мм., а суммарный контакт составляет ~30 мм., т.е.,грубо,- в три раза меньше, чем у шарикового.
Но не всё так просто. Если контактное напряжение при передаче кр. момента у ролика в каждой точке "линии взаимодействия" одинаково, то у шарика это напряжение увеличивается от "0" в точке "I" до максимума в точке "II", а в среднем получается, что работает как-бы половина реальной линии контакта. Другими словами: по нагрузочной способности оба шарнира одинаковы. А при работе под углом у ролика линия соприкосновения с корпусом даже увеличивается, и тем больше, чем больше угол отклонения вала привода ( но не более, чем длина "линии контакта" в канавке корпуса: на фото,- синяя линия).
Далее.
KEROSIN:
Как только угол наклона превышает рассчётный,начинает работать ребро
Это ошибка. Ребром в данном узле ролик не будет работать никогда и перекоса в игольчатом подшипнике ролика не будет. Даже если он повернётся на 90 градусов, линия соприкосновения будет проходить "по радиусу", конструктивно одинаковому для ролика и ответной канавки в корпусе ( эта линия всегда перпендикулярна "продольной оси" самОй канавки ).
Беда "Трипода" в другом. Да, он "мягче" шарикового работает под углом, но это "обман". "Мягкость" мы ощущаем, только когда проворачиваем вал вручную, т.е. практически НЕ ПЕРЕДАВАЯ шарниром никакой НАГРУЗКИ. В реальной работе при изменении угла в приводе ( например,- при отклонении вала привода вниз,- как на фото ) ролик перемещается ВДОЛЬ своего шипа по радиусу шарнира от центра к периферии. Причём на самом деле не ролик "съезжает" со своего места ( ему некуда деваться: он зажат "радиусными канавками" корпуса с двух сторон), а сам вал вместе с шипом смещается вниз,- уж такова кинематика "Трипода". И такое "качание" вала происходит по два раза на каждый шип за один полный оборот шарнира,- "итого" шесть раз. Именно поэтому "Трипод" нельзя называть ШРУСом в строгом понимании: у ШРУСА вх. и вых. валы "имеют право" только на угловое относительное перемещение ( "излом"), но не радиальное. У Оковского шарнира, например, такое смещение вала составляет 3 мм.. Можно представить, какой источник вибрации появляется в таком узле при больших углах... . Вот и первое ограничение на ПОСТОЯННЫЙ угол работы ( и пишут, соответственно: "...до 22-х град. КРАТКОВРЕМЕННО ).
Ну а второе ограничение,- низкий КПД "Трипода" при больших углах работы, и, соответственно, в полтора раза меньший МАКСИМАЛЬНЫЙ передаваемый момент, чем у шарикового ( но не LOBRO [:D] ),- именно "из-за иголок". ( Чем меньше КПД узла, тем бОльшая часть передаваемой энергии рассеивается внутри него самого, вызывая повышеные напряжения и износ в деталях).
При перемещении ( не вращении! )по шипу ролик скользит вдоль по иглам подшипника, причём под большой "передаваемой" нагрузкой. При этом возникает трение скольжения, на порядок бОльшее, чем трение качения в этой-же паре. Да ещё площадь поверхности такого своеобразного подшипника скольжения не велика ( практически это "площадь" линии контакта ролика с иглой, умноженая на число игл ) . Возникающая при этом сила трения такова, что ролик увлекает ( "тащит") за собой иголки вдоль шипа ( это видно даже при передвижении ролика руками ), а те, в свою очередь, упираются в "нежное" запорное кольцо. И чем больше передаваемый момент и угол работы шарнира,- тем мощнее "воздействие" игл на кольцо, а при предельных режимах наступает быстрое его разрушение и всего узла в целом.
Уже OFF, но [:bullhorn] : лучший из доступных вариантов ВНУТРЕННЕГО шарнира для лифтованой ( либо с изменяемым дорожным просветом [:D] ) Нивы,- ШРУС типа LOBRO.

Вот такие пироги [:?] .
ТРИПОД-3.jpg
ТРИПОД-3.jpg
Shita

Рег.: 09.04.2007
Тем / Сообщений: 12 / 345
Откуда: Москва, Ясенево
Возраст: 40
Авто: БЫЛ Нифф 21213 зеленый. лифт 5 см, резина Maxxis 31", эксп. багажник, люстра, бампера швеллер, ГП 4,3, лебедка, CРПМ, СиБи, каркас безопасности..

Народ , у меня рассыпался трипод в ШРУСЕ (внутреннем левом) [:)]
Кто тут говорил что они меньше убиваются? [:)] Пробег около 5 тыс, 3 месяца экспл. ( + покатушки и жесткий офроад). Хотя, может изначально некачественный был ? Фирма Tralli , покупались в "Дожде" ( инет-магаз запчастей), 1173 р.
А может из-за того, что пыльник порвался, набилась грязюка, и не сразу заметили и поменяли.

Смялось\порвалось стопорное кольцо, ( ну или как оно там называется - которое держит иголки), иголки тож развалились.
С правым все нормально. (Хотя пыльник тоже был рваный).

Но, что удивительно, несмотря на его разваленное состояние, ездить оно продолжает, как и раньше. Я бы не заметила, если бы не стала пыльники менять. Вытащили, а оказалось вот так...

Вопрос такой: можно ли где-нибудь купить именно сам ТРИПОД ? граната целая.... Если бы можно было бы заменить только его самого, вышло бы дешевле чем весь ШРУС покупать...

Нивовод я пятый год .... Буду учиться и ехать вперед!
medved13

Рег.: 03.11.2006
Сообщений: 114
Откуда: г. Москва, СЗ, Митино, 7 мкр -)
Возраст: 37
Авто: была ВАЗ 2121 1.6к (Озон) 1991 г.в. "все оттенки белого", сейчас Hyundai Galloper

Сдох у меня сегодня хрустящий ШРУС - выкатился на асфальт из канавки ходом на заблокированном диффиренциале и тут же повернул, в итоге ШРУС не смог провернуть грязных, сдутых мишек на асфальте и скончался.
Теперь вот стою перед выбором - триподы или обычные шариковые шрусы? Причём мнения как-то разделяются, те кто купил триподы, говорят, что у них всё хорошо (кроме вот Shita, и то он развалился и ехал!), а вот керосин и tough говорят, что трипод это плохо.
А вот реально он у кого-нибудь ещё ломался на лифтованной машине с жёсткой эксплуатацией?
П.С. Пока я всё же склоняюсь к шариковой конструкции, зная придирчивость керосина к живучести узлов автомобиля.

Техничесокое обеспечение мероприятий - http://www.techevenet.ru
Миха

Рег.: 10.02.2005
Тем / Сообщений: 8 / 246
Откуда: Томск
Возраст: 50

medved13:
А вот реально он у кого-нибудь ещё ломался на лифтованной машине с жёсткой эксплуатацией?
У меня оба внутренних при последнем издыхании, хрустят и скрежещут. Бренд Liga, ставил осенью, зимой машинку особо не мучил. Буду вертать взад обычные шариковые.

Off Road Master Club
Гость

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 627 / 51708

medved13:
Пока я всё же склоняюсь к шариковой конструкции, зная придирчивость керосина к живучести узлов автомбиля.
Думаю, что это верно. Недавно общался с одним производителем шрусов, так вот он заявлял, что шариковые - гораздо надежнее.
rv3dll

Рег.: 15.10.2006
Тем / Сообщений: 5 / 5013
Откуда: kolomna
Возраст: 48
Авто: 21213 98г.в. 1875см3 48мм разрезная шестерня мегасолекс нулефильтр prosport автоматический октан корректор АСТРО-ПЕНЗА

ничем не лучше

первые нивы шли с таким шрусом как раз во внутреннем
если смотреть по технической литературе - иаксимальный кпд и долговечность при малых углах и смазке лёгкими маслами - там игольчатые подшипники.

после покупки лицензии на шарнир, который стоит сейчас был на него заменён

в японских машинах = таких как мицубиси каризма внутренний с одной стороны и праворульная премьера - авенир как замена перехода на раздаточную коробку если версия не полноприводная

стоят такие штуки

шофёр коней - лось
tough

Рег.: 23.02.2006
Тем / Сообщений: 2 / 2451
Откуда: Богучар
Возраст: 65
Авто: Нива-2121/1984г.в

rv3dll

[:banghead] "Трипод",- не ШРУС [:weep] .
Первые образцы Нивы шли с двухшиповым шарниром ( как на "Запорожце"). Вторая серия,- с трёхшиповым роликовым шарниром ( но не "Триподом". На него тоже лицензия была нужна). Но, как говорят сами разработчики,- "ощутимого эффекта это не дало" ( кн."Высокой мысли пламень"). В "большую серию" Нивы пошли уже с лицензионным шариковыми ШРУСами "Бирфильда".
И как думаешь,- почему? Именно потому, что шариковый лучше. Хоть в производстве и дороже.
Но шарнир "Лёбро",- ещё лучше "Бирфильда": и КПД выше при "наших" углах . А малые углы ( до 4-х град.) нас не интересуют в принципе: зачем забивать голову лишним? Пусть ими япы и занимаются на "дорожных" авто [:RWL] .
dimonti2121

Рег.: 31.05.2005
Тем / Сообщений: 5 / 93
Откуда: Иваново
Возраст: 46
Авто: 2121 85 г.в., дв. 1,6, лифт,резанные арки, резина 235/75/15,а-рычаг,подрамник РК

У меня такой вопрос...или даже не вопрос,а проблема....
в общем дело в следующем....триподный ШРУС (внутренний) вываливается (выскакивает) из редуктора....причем в самый не подходящий момент и исключительно на бездорожье.
Что это может быть и как с этим бороться???

*664**37
Дмитрий
EVR

Рег.: 06.02.2007
Тем / Сообщений: 1 / 906
Откуда: г.Улан-Удэ
Возраст: 46
Авто: 2121-1986, презренный пруль Тойота Vista 1998 г/в SV-41, 3S-FE, @X.

[:P] [:P] [:P] [:P] [:P] [:P] [:P] [:P] [:P] [:P]
ВЫКИНУТЬ ЕГО ОТТУДА!!!!!!
Вроде взрослый человек а читать не умеешь!
1. ТРИПОД НЕ ШРУС!!!!!! [:P]
2. КЕРОСИН для кого клаву долбил, или думаешь у него как и у всех нас есть лишнее время?
3. У меня до сих пор стоят РОДНЫЕ, кроме одного (пыльник порвался и привет), ШРУСЫ, шариковые. 22 года
dimonti2121

Рег.: 31.05.2005
Тем / Сообщений: 5 / 93
Откуда: Иваново
Возраст: 46
Авто: 2121 85 г.в., дв. 1,6, лифт,резанные арки, резина 235/75/15,а-рычаг,подрамник РК

EVR
ну а почему тогда шариковый не выскакивает, хотя тоже стоит без стопорного кольца?

*664**37
Дмитрий
Dragon

Имя: Кирилл
Рег.: 18.04.2005
Тем / Сообщений: 3 / 3076
Откуда: Москва, Тушино
Возраст: 41
Авто: Было 3 Нивы, 3 ШНивы (в тч FAM), Спортаж1, сейчас третий Патр 2016

dimonti2121
Есть стопорное кольцо, оно стоит на валу за подшипником, который напрессован на ШРУС. Если смотреть снаружи- опора редуктора- боковая крышка РПМ- подшипник-стопорное кольцо.

Броня крепка и танки наши быстры, и спирт залит в канистры.
EVR

Рег.: 06.02.2007
Тем / Сообщений: 1 / 906
Откуда: г.Улан-Удэ
Возраст: 46
Авто: 2121-1986, презренный пруль Тойота Vista 1998 г/в SV-41, 3S-FE, @X.

dimonti2121:
ну а почему тогда шариковый не выскакивает, хотя тоже стоит без стопорного кольца?
зачем тебе заморачиваться на этом? Поставь стопорное кольцо, хотя совсем не факт, что по такому раскладу его оттуда не выбьет.
dimonti2121

Рег.: 31.05.2005
Тем / Сообщений: 5 / 93
Откуда: Иваново
Возраст: 46
Авто: 2121 85 г.в., дв. 1,6, лифт,резанные арки, резина 235/75/15,а-рычаг,подрамник РК

Dragon
по идею должно быть кольцо,но я не ставил ни на шариковый (стоит слева), ни на триподный (стоит справа)
так вот с шариковым все ок.,..а трипод вылетает [:X]

Добавлено спустя 1 минуту 27 секунд:

EVR
на триподе нет канавки под стопор

*664**37
Дмитрий
EVR

Рег.: 06.02.2007
Тем / Сообщений: 1 / 906
Откуда: г.Улан-Удэ
Возраст: 46
Авто: 2121-1986, презренный пруль Тойота Vista 1998 г/в SV-41, 3S-FE, @X.

dimonti2121:
на триподе нет канавки под стопор
значит ему место на свалке, не ставь паленые детали, купи наш обыкновенный и поставь. Либо точи у токарей канаву, я бы выкинул [:roll] .
dimonti2121

Рег.: 31.05.2005
Тем / Сообщений: 5 / 93
Откуда: Иваново
Возраст: 46
Авто: 2121 85 г.в., дв. 1,6, лифт,резанные арки, резина 235/75/15,а-рычаг,подрамник РК

EVR

насколько я в курсе на всех триподах нет канавки под стопор

и к тому же шариковый тоже стоит без стопора и с ним все ок

*664**37
Дмитрий
Нива 4x4 / Техника Нивы / Общетехнический раздел / Триподы («трипоиды», tripod joints)