Niva est vita!
Нива 4x4
Клуб нивоводов. Основатель —
Ермолов Алексей Игоревич, aka ALER
Поиск в Яндекс и Google

Переделка 1,6->1,7; 1,7->1,8; 1,7->1,9

Нива 4x4 / Техника Нивы / Общетехнический раздел
300 сообщений на предыдущих страницах
shtirliz73

Баянист

Рег.: 04.01.2009
Сообщений: 478
Откуда: г.Рязань, Дашки военные
Возраст: 50
Авто: Продал "ласточку", остаюсь тайным поклонником. Lancia Kappa 838 седан

Melkiades
чета непонятно, как у тебя в этот блок влазят конено 80 и 84
У классического блока (2106) с родным коленом (ход 80 мм.) и родными шатунами (136 мм.) недоход поршня составляет 1,9 мм., при установке колена 2130 ( ход 84 мм.) и, опять же, родными шатунами (136 мм.) поршень доходит ровно до привалочной поверхности ( т.е. недоход составляет 0 мм.). На 213- ом блоке с коленом 80 ( заводская конфигурация) недоход почти равен нулю, поэтому при установке колена 84, приходится ставить укороченные шатуны, или поршня с меньшей компрессионной высотой (36 мм.). И, как ты понимаешь, обьём КС, её конфигурация практически не меняется и СЖ остаётся в пределах заводской нормы ( заводская 9,3, при переделке получается около 9,6). В моём случае СЖ меняется с 8.5 до тех же 9,6, координально меняется форма КС и, соответственно, процессы в ней. Как результат, поломанные поршня. Вот я и хочу СЖ уменьшить примерно до величины не более 8,6- 8,7, а получается только до 7,8- 8,3. Уши в КС не помогают, поршня точить боюсь, бутерброд тоже побаиваюсь.

Там, где кончается асфальт, начинается Родина!
Melkiades

Рег.: 22.04.2008
Тем / Сообщений: 1 / 1371
Откуда: Украина, Мелитополь
Возраст: 38
Авто: 21312 1997 г.в., 1.8К

ааа, ясно, высота постели колена разная...
пилить поршня дешевле чем голову, бутерброд ненадо...
полистай ветку про мотор 2130
https://www.niva4x4.ru/t/mXTfLQoNS5eXKLPJM21_4g/1
там немного страниц, но кое-что есть про СЖ и подрезку (выборку) поршней
кстати слышал что в 213 поршнях выборка неспроста, там запатентованая форма КС

т.е. с 80 коленом тебе СЖ надо увеличить, а с 84 уменьшить?
shtirliz73

Баянист

Рег.: 04.01.2009
Сообщений: 478
Откуда: г.Рязань, Дашки военные
Возраст: 50
Авто: Продал "ласточку", остаюсь тайным поклонником. Lancia Kappa 838 седан

Melkiades:
т.е. с 80 коленом тебе СЖ надо увеличить, а с 84 уменьшить?
Да, именно так.

Там, где кончается асфальт, начинается Родина!
Melkiades

Рег.: 22.04.2008
Тем / Сообщений: 1 / 1371
Откуда: Украина, Мелитополь
Возраст: 38
Авто: 21312 1997 г.в., 1.8К

shtirliz73:
СЖ остаётся в пределах заводской нормы ( заводская 9,3, при переделке получается около 9,6)
Anonymous:
я подсчитал, что разницу в объёме камеры сгорания между 21213 и 2130, которая составляет 4,3 см.куб. можно компенсировать уменьшение высоты поршня всего на 0,2 мм. Таким образом поршень нужно укоротить на 1,4 мм.(разница в высоте блоков)+0,2 мм.(разница в объёме камер сгорания)=1,6 мм. Тогда можно поставить коленвал от 2130 с переделанными поршнями и получить мотор с большим моментам на низах и объёмом 1773,5 см.куб
вот отсюда: https://www.niva4x4.ru/t/mXTfLQoNS5eXKLPJM21_4g/5
НО тут речь о 213 блоке, на 06 блоке меньше точить
MasterHome:
Блок 2130 вроде как на 1,4 мм выше, чем блок 213 и равен по высоте блоку 2106
логическую цепочку улавливаешь? или я прокололся на чем-то уже?
shtirliz73

Баянист

Рег.: 04.01.2009
Сообщений: 478
Откуда: г.Рязань, Дашки военные
Возраст: 50
Авто: Продал "ласточку", остаюсь тайным поклонником. Lancia Kappa 838 седан

Melkiades
Давай попробуем построить логическую цепочку: если блок 2130 равен по высоте блоку 2106, значит при 84-ом колене недоход поршня равен нулю. При обьёме КС 34,5 ( из ГБЦ 21011-1003011-10 с обьёмом 33,2 после дополнительной фрезеровки получают ГБЦ 2130), длине шатуна 136, обьём "лужи" 12,2, толщина прокладки 1,2, СЖ получаем 9,36 (http://63racing.ru/info/stepensjat.html), октановое число примерно 91,2. Это работоспособный движок, на котором ездит куча народу, как правило, на 92-ом бензине. Но, по отзывам, перегородки между кольцами очень быстро осыпаются, если попадается некачественный бензин. Надо сделать поправку, что это относится к карбюраторным двигателям, т.к. в инжекторных движках вопрос детонации стоит менее остро ( из за более однородной топливной смеси и более мощного зажигания).
Так вот, мой уже сломанный двигатель имел данные (ищи отличия), блок с недоходом ноль, ГБЦ 21011-1003011-10 с объёмом КС 34,0 (нарезано "ухо"), длина шатуна 136, поршневая 21083 с обьёмом "лужи" 12,2, толщина прокладки 1,2, СЖ 9,44, ОЧ примерно 91,4.
Тогда следует, что перегородки у меня могли осыпаться из за:
1) Другой формы "лужи" (при том же объёме)
2)"Палёного" бензина ( приходилось несколько раз заправляться где попало)
3) Нехватки 0,5 кубика объёма в ГБЦ ( и соответственно лишних 0,8 единицы степени сжатия). Получается, что карбюраторный двигатель 2130, производства ОПП ВАЗ работает на пределе своей детонационной стойкости

Там, где кончается асфальт, начинается Родина!
Melkiades

Рег.: 22.04.2008
Тем / Сообщений: 1 / 1371
Откуда: Украина, Мелитополь
Возраст: 38
Авто: 21312 1997 г.в., 1.8К

все верно, Тайговские моторы (1.7 и 1.8) очень слабы на перегородки в поршнях, и хоть для них и годится 92 бенз., все-равно безопаснее 95 и неабы-какой и очень удивляюсь как люди катаются на 92 заправляясь где-попало и еще умудряются при этом выкатывать по 300тык.
слабо себе представляю что такое "ухо", но подозреваю что именно из-за него наружается форма КС (очень важный параметр, но пвлиять на него очень сложно) и появляется детонация и т.д.
wiiuul

Рег.: 15.03.2009
Сообщений: 1310
Откуда: Одесса
Возраст: 35
Авто: 21213. 2003г. 130тыщ прошел.ГБО Ловато.

shtirliz73
ПОРШНЕЙ! поршни 083 не для нивы, уже было сказано. А тем более, у тебя они не Автоваз, что по моей информации, хуже и значительно.
У меня СЖ 9.7 ну или около того, и я езжу сейчас с достаточно хорошим зажиганием (ранним имеется ввиду) на обычном 95 бензине и детонации нет вообще. о 92 я даже и не думал, не думаю, и скорее всего не буду думать.
Моторы скорее всего наши еще нормальные, а вот бензин слабый. Но, тебя должен спасти твой ручной октан-корректор, так как сделав позднее зажигание, бы убирем детонацию, хотя сильно легче от этого мотору не будет, от такого бензина.

1-й ремонт блока. сж10, ОКБ Динамика118, ГБЦ распиленная,Solex073, прошел уже - 30000км.
shtirliz73

Баянист

Рег.: 04.01.2009
Сообщений: 478
Откуда: г.Рязань, Дашки военные
Возраст: 50
Авто: Продал "ласточку", остаюсь тайным поклонником. Lancia Kappa 838 седан

wiiuul
На форуме есть такой уважаемый человек tough, мнению которого доверяют многие, и его доработками можно только восхищаться. Именно он рекомендовал на двигатель 1,8, на основе шестёрочного блока, поршневую 21083. Он на таком проехал очень много ( правда, только меньшую часть пробега на карбюраторе, потом переделав на механический впрыск K-Jetronic). Почитай начало этой темы. А насчёт Mahle я не буду тебя переубеждать, только скажу что на конвейеры немецкого автопрома поршневую поставляют две фирмы Kolbenshmidt и Mahle. И если бы финансовое состояние позволяло, то снова бы купил поршневую этой фирмы. А АвтоВАЗ поставляет в запчасти то, что по каким- то причинам ОТК не пропустило на конвейер (т.е. брак), вопрос только в том, насколько это брак, и была ли эта деталь предназначена для АвтоВАЗа, или отлита узбеками в ближайшем подвале.

Там, где кончается асфальт, начинается Родина!
Melkiades

Рег.: 22.04.2008
Тем / Сообщений: 1 / 1371
Откуда: Украина, Мелитополь
Возраст: 38
Авто: 21312 1997 г.в., 1.8К

очень много "примерно" в твоем конфиге
shtirliz73:
1) Другой формы "лужи"
shtirliz73:
2)"Палёного" бензина ( приходилось несколько раз заправляться где попало)
shtirliz73:
3) Нехватки 0,5 кубика объёма в ГБЦ ( и соответственно лишних 0,8 единицы степени сжатия)
таким образом у тебя кроме того что КС меньше на 0,5 кубика (что весьма расплывчать в плане точности цифер), так там еще и форма интересная, прибавь качество бензина
shtirliz73:
уважаемый человек tough, мнению которого доверяют многие, и его доработками можно только восхищаться
+1, НО
tough:
На полке лежали 083-и поршни от полуторалитровой восьмёрки,так-что грех было не попробовать расточить блок на 82 мм.(в случае неудачи просто загильзовал бы под 79 )
tough:
Повторюсь,что свой двиг собирал,когда 213-х ещё не выпускали,соответственно и поршней таких (на 82) выбор был "невелик"
и
tough:
Расчётная степень сжатия получилась 9,5 ...(на 1,8 объёме).С обычным карбом это минимум хороший 92-й бензин
мне кажется из его слов ты выбрал то что приятней "глазу" [:)] и совсем не обратил внимание на
shtirliz73:
механический впрыск K-Jetronic
что по моему мнению несколько продлило жизни мотору

кстати
tough:
Толщина обжатой прокладки около 1 мм.,след. Vпр.=3,14 х 8,2^2 /4 х 0,1 = 5,27 куб.см.
влияет на расчеты или нет
shtirliz73:
А насчёт Mahle я не буду тебя переубеждать, только скажу что на конвейеры немецкого автопрома поршневую поставляют две фирмы Kolbenshmidt и Mahle. АвтоВАЗ поставляет в запчасти то, что по каким- то причинам ОТК не пропустило на конвейер (т.е. брак)
а свою поршневую ты снял с немецкого конвеера непосредственно? избитая тема у же про брак ВАЗа который в з/ч идет, все "по-нашему" - "что ненашенское то лучшее", владельцы инопомоек ("скупые") точно так-же страдают от подделок и проблемы с этим связанные все такие-же как и у нас, поэтому по ним равнять ненадо...
Тем более что есть такой "момент" как расчетная температура работы поршня (как-то так), так вот в поршне есть внутри некая пластина, учтеная для определенной степени расширения поршня и есть зазор между поршнем и стенкой цилиндра (который кстати отличается от классики непомню в какую сторону), все это неспроста сделано, так-же как и поршень 21213 с патентованой "лужей"...
shtirliz73

Баянист

Рег.: 04.01.2009
Сообщений: 478
Откуда: г.Рязань, Дашки военные
Возраст: 50
Авто: Продал "ласточку", остаюсь тайным поклонником. Lancia Kappa 838 седан

Melkiades
Если уж ты перерыл всю тему, и цитируешь tough-а, то надо было найти его слова о том, что геометрия восьмёрочной "лужи" является логическим продолжением камеры сгорания ГБЦ 21011 ( не хочу сейчас искать цитату, устал, только с работы пришёл). Насчёт Mahle: да, шанс нарваться на подделку есть, но невеликий. Зачем подделывать вещь, которую покупают раз в два года ( у нас в городе, людей, способных отдать за поршневую более 3,5 т. руб. могут счесть сумасшедшим). На полках лежат поршневые комплекты стоимостью от 450 до 600 руб., которые расхватывают как горячие пирожки. "Кострома" считается роскошью ( около 1800 руб.), Mahle помешательством, Kolbenshmidt я вообще не нашёл в продаже. Когда коробку откопали в подсобке, на ней был слой пыли чуть ли не в палец толщиной.

Добавлено спустя 39 минут 56 секунд:

Всё таки не поленился, нашёл.
tough:
Но и тут есть одно очень важное замечание:поршни в таком двигателе нужно использовать 083-е,а не 213-е,например((именно,-например,т-к. есть вариант и с "десятыми"(см. "о выборе поршней"),и с BMW-овскими,и с FIAT-овскими)).Вопрос в ФОРМЕ выборки в поршне,т-к. ОБЪЁМ последней в двух первых случаях примерно одинаков - 12 кубиков.Так вот,если "совместить" 083-й поршень и камеру сгорания в головке блока(а оная на всей классике "одинаковая",- полуклиновая,в том числе и на 213-м моторе,что-бы ни пели нам "ответственные работники" ВАЗа,разница лишь в объёме),то можно видеть "геометрически законченное решение":овал+овал(не совсем точно,но представить можно,не урок геометрии
tough:
Напротив,- в сопряжении "овал"(головка)+"полусфера"(213-й),- явное несоответствие форм(вариант "б").И дело совсем не в гармонии и красоте (хотя и это не менее важно: красивая вещь красиво работает ).Вспомним о "высоте вытеснителя",т-е. высоте щели,образованной ПЛОСКИМ участком поршня в ВМТ и ПЛОСКОЙ же частью камеры сгорания ГБЦ(как минимум,уже есть 1 мм. за счёт толщины прокладки).В этом пространстве,наиболее удалённом от свечи зажигания,и происходит детонационное сгорание рабочей смеси.Уменьшая эту высоту мы увеличиваем детонационную стойкость двигателя.Как пример:21-й движок(с.ж.8,5) и 213-й(с.ж.9,5) работают на одинаковом бензине.В первом случае высота вытеснителя 3,во втором - 1мм..В нашем же случае с.ж. будет ещё больше,и тут вариант "а" явно предпочтительнее уже за счёт уменьшения "объёма" вытеснителя,т-е.,чем компактнее камера сгорания,тем выше стойкость к детонации при прочих равных условиях.Кстати,поэтому нельзя увеличивать объём такого типа камеры сгорания за счёт "плоской" части.
Насчёт объёма прокладки: они сейчас идут толщиной 1,2 мм. (померил прокладку с разобранного двигателя, т.е. обжатую) и объёмом 6, 34 см^3; (3,14х4,1^2х0,12).

Там, где кончается асфальт, начинается Родина!
Melkiades

Рег.: 22.04.2008
Тем / Сообщений: 1 / 1371
Откуда: Украина, Мелитополь
Возраст: 38
Авто: 21312 1997 г.в., 1.8К

[:rotate]
делай как знаешь, расскажешь потом
[:dntknw]

Добавлено спустя 10 минут 7 секунд:
shtirliz73:
И вот прикиньте, мужики, нужно быстренько что- то выбрать, машина нужна кровь из носу. Я хочу задать такой вопрос, кто как бы поступил на моём месте?
Melkiades:
пили поршня и ставь стоковую голову,
VANNIVA:
самое грамотное решение
VANNIVA

Рег.: 22.03.2006
Тем / Сообщений: 1 / 312
Откуда: Mockba
Возраст: 47
Авто: 21214М 2010

shtirliz73
бесспорно 213 и 2130 работают на пределе на 92, но работают! и перегородки не ломаются за сотни тыщ...личный опыт
перегородки ломает детонация, брак даже не рассматривается
у тебя же мотор явно не 2130, у тебя другие хар-ки зажигания , топливоподачи, фазы и пр...+ сж у тебя точно больше 9.3....вполне вероятно под 10...можно ездить на 92 при полностью выкрученом корректоре, а одна заправка 80 - сразу смерть перегородкам
у меня был мотор 1.9 сж 10-11, на 95 работал на пределе, стояло бзм, позволяющее сделать -5 и -10 гр. из салона...-5 и можно было лить 92, -10 и ....всё равно 80 не тянул -звенел
так вот (лет 7-9 назад )50% колонок отпускали вместо 95 - 92, а несколько раз мне вместо 95 (2 колонки на мкаде и 1 на пекинке) вообще 76 залили....кстати цены там минимальные были....так что не надо гнаться за дешевизной
а бензин в рязани очень неплохой, у самого там дача

я уже писал о твоих вариантах, мне импонирует колено 80 (мотор снимать( )....во первых он существенно дешевле(даже получается небольшая экономия, т.к. расход увеличивается), во вторых -хуже 76 уже при всём желании не зальют)...а вообще любой вариант, грамотней всего доработать поршни

минуточку...тебе всё равно ведь поршни покупать? если резать боишься, купи сразу готовые - 2 р. всего
http://www.meta-s.ru/category_10.html

tough, при всём уважении, не может заменить отдел доводки моторов ваза , при всём неуважении
лепится множество форм камер сгорания, откатываются на стенде, потом выбирается лучшая...
213-й(с.ж.9,5)
???
"геометрически законченное решение":овал+овал
да, проекции на поршень кс 083 и 01 похожи ,не более того...сами камеры абсолютно разные
высоте щели,образованной ПЛОСКИМ участком поршня в ВМТ и ПЛОСКОЙ же частью камеры сгорания ГБЦ(как минимум,уже есть 1 мм. за счёт толщины прокладки).В этом пространстве,наиболее удалённом от свечи зажигания,и происходит детонационное сгорание рабочей смеси.
да, бесспорно..именно поэтому 16в с полусферой более стойки к детонации, чем 8в с клиновой
Уменьшая эту высоту мы увеличиваем детонационную стойкость двигателя.
откуда это следует ? с чего все вдруг решили , что уменьшая недоход (с сохранением объёма) -уменьшаем детонацию?
наоборот эту непродуваемую область надо увеличить, чтоб она лучше продувалась, уменьшая (не ликвидируя!!!) эту область - только усиливаем очаги детонации.... и потом эту область вы почему-то рассматриваете в статике (в вмт), но у нас мотор -то крутится...вспышка вплоть до 45гр (сорри , это на впрыске...на карбе поменьше) до вмт, максимальное давление тоже 10-20 гр. после вмт, в какой момент там детонация и какая там щель в мм никому неизвесно..

накопал статейку, думаю будет интересно
Дефорсирование двигателя, перевод его на более распространенный низкооктановый бензин А-76 - вопрос, занимавший умы многих автолюбителей. Самый массовый автомобиль "Жигули" был рассчитан на работу только на "девяносто третьем" бензине. Неудивительно, что появилось много способов переделки двигателя ВАЗ под А-76, о чем не раз рассказывал журнал. В отношении нового семейства моторов ВАЗ-2108 дело обстояло сложнее - специалисты выступали против любого вмешательства в этот современный, доведенный мотор. Однако есть способы дефорсирования, осуществимые на любых "вазовских" моторах. Свое мнение высказывает инженер-двигателист Сергей ГЕРАСЬКИН, в недавнем прошлом сотрудник бюро надежности НТЦ ВАЗа.

Самый распространенный способ дефорсирования мотора - установка второй штатной прокладки под головку блока цилиндров либо "бутерброда" из штатной и алюминиевой прокладок. Вроде бы неплохой способ - ведь мы увеличиваем объем камеры сгорания, а значит, при том же литраже мотора уменьшаем степень сжатия. Следовательно, уменьшается склонность к детонации - основному препятствию для использования низкооктанового бензина.

К сожалению, все не так просто. Помимо общеизвестных вредных последствий от второй прокладки (таких, как изменение фаз газораспределения и ненадежность уплотнения стыка блока и головки), есть еще одно обстоятельство, на мой взгляд, самое важное. Представьте себе создание нового двигателя. Концепция мотора выбрана, узлы скомпонованы, теперь надо получить заданные характеристики, "довести" его. Сначала выверяется форма камеры сгорания: в экспериментальном цехе изготовляют десятки (иногда сотни!) вариантов поршней, блоков, головок и по результатам исследований макета будущего мотора определяют два-три лучших. Затем подбирают характеристики систем питания и зажигания, которые потом воспроизводятся конструкцией карбюратора, распределителя зажигания, коммутатора...

Все конструктивные решения проверяют на надежность, проводя по нескольку серий испытаний. Цель этих работ - запустить в производство долговечный мотор с наилучшим сочетанием показателей мощности, экономичности, токсичности, надежности.

И вот потребитель ставит вторую прокладку головки блока цилиндров, бездумно изменяя форму камеры сгорания. По сути это все равно, что вывести из слаженного оркестра ведущую скрипку - до какофонии еще далеко, но хорошего звучания не будет. А мы спокойно изменяем рабочий процесс (ведь форма камеры сгорания - его основа), не заботясь о соответствующей настройке систем подачи топлива, газораспределения, зажигания...

Да, результат - работа двигателя на "семьдесят шестом" бензине - достигнут, но какой ценой: рассогласова-на конструкция двигателя и его смежных систем, естественно, потеряны (неоправданно!) мощность, экономичность, надежность.

Возможно, кому-то мое изложение покажется чересчур эмоциональным и слишком резким - но, уверен, двигате-листы меня поддержат. Безусловно, многолетний опыт установки вторых прокладок значит немало, но я попробую предложить вам нечто лучшее, а главное - применимое для двигателей ВАЗ и классических, и передне-приводных автомобилей.

Итак, главное препятствие использования А-76 в моторах ВАЗ без всяческих переделок - детонация. Желающих узнать о ней побольше отсылаю к прошлым публикациям журнала (последняя - ЗР, 1996, № 6).

Детонация возникает в объеме между днищем поршня и привалочной плоскостью головки блока (так называемая щель). Чаще всего взрыв происходит на кромке прокладки ближе к выпускному клапану - эта зона удалена от свечи, здесь неравномерный состав смеси, а по причине разной теплопроводности материалов прокладки и головки температура на их границе выше, чем в любом другом месте камеры сгорания.

Один из способов борьбы с детонацией - поджигать смесь на оборотах до 3500 в минуту (выше детонация возникает очень редко) чуть позже, чем при работе на штатном топливе. Тогда появляется время для лучшего перемешивания свежего заряда и отработавших газов и для отвода тепла и равномерного его распределения по деталям камеры сгорания; а двинувшийся вниз поршень "раскрывает" щель. Иначе говоря, вероятность возникновения детонации значительно снижается.

Вывод, подкрепленный практикой: для применения низкооктанового топлива на двигателях ВАЗ необходимо и достаточно изменить характеристику системы зажигания. Камера сгорания и система питания остаются без изменений - мы вносим корректировку в систему, которую доводят последней, к тому же наиболее гибкую.

Двигатели ВАЗ, оснащенные микропроцессорной системой зажигания или впрыском топлива, позволяют использовать бензин А-76 - надо лишь заложить в бортовой компьютер соответствующую характеристику зажигания.

Как же быть остальным, владельцам обычных "Жигулей"? Уменьшать установочный (начальный) угол опережения зажигания нет смысла - эффект будет, детонация пропадет, но появятся сложности с пуском, станет неустойчивой работа на холостом ходу. Требуемую характеристику зажигания обеспечивают выпускаемые промышленностью октан-корректоры, о которых подробно рассказано в сентябрьском номере журнала за 1994 год (для контактных систем) и январском за 1995-й (для бесконтактных).

Другой метод, опробованный на личных автомобилях многими специалистами ВАЗа, - изменение характеристики только центробежного регулятора. В регуляторе есть две пружины -условно назовем "мягкую" первой, а более "жесткую'; имеющую свободный ход, - второй. Если у вас есть запасной распределитель (идентичный установленному на двигатель!) - поставьте вместо второй пружины "слабую" первую. Постарайтесь сильно не растягивать пружину при установке, чтобы не нарушить ее характеристику.

Если лишнего распределителя нет, можно изменить свободный ход второй пружины. Его надо уменьшить примерно на 50-60%, отгибая лепесток опоры пружины либо осторожно уменьшая ее ушко. Вообще для проверки результата требуется специальный стенд, но за отсутствием оного придется корректировать характеристику центробежного регулятора методом последовательных приближений. То есть немного подогнули лепесток - проехались, послушали. Если мотор детонирует ("звенит") - еще чуть-чуть подогнули и так далее, пока не исчезнет детонация (естественно, на некоторых режимах она должна быть -смотрите инструкцию по установке начального угла опережения зажигания). Только не забудьте при проверке залить в бак бензин А-76!

Конечно, при таком переводе двигателя на низкооктановый бензин неизбежна некоторая потеря мощности и экономичности, но все же этот способ намного проще установки второй прокладки, а результат - во всяком случае не хуже.

Есть, однако, возможность перевести двигатель на "семьдесят Шестой" практически без ухудшения характеристик. Способ этот потребует переделки поршней и блока цилиндров, поэтому его можно рекомендовать тем, кто намерен перебирать двигатель. Итак, если вы твердо решили ездить на А-76, готовы полностью разобрать мотор и можете изготовить кое-какие детали -просчитайте, оцените свои возможно

сти и сделайте следующее.

Установите в коренные опоры ко-ленвала масляные форсунки, чтобы подавать масло на днище поршня и таким образом охлаждать его. Форсунки аналогичны топливным дизельным (мне, например, удалось использовать опытные от двигателя ВАЗ-341). Можно сделать форсунку из стальной трубки, завальцевав в ней запорный шарик и пружину (рис. 1). Срабатывать это устройство должно при давлении масла выше 1,5 кгс/см2. "Форсунку" устанавливают (запрессовывают) шариком вниз в заранее просверленное отверстие, ведущее к масляному каналу в блоке. Свободный выходной конец трубки, установленной в блок, должен быть сориентирован на днище поршня, находящегося в верхней мертвой точке. Перед сборкой двигателя проверьте "дальнобойность" и точность форсунки - она должна подавать масло на удаленную от свечи часть днища поршня.

Доработав таким образом блок цилиндров, можно приниматься за поршни. Наварите на днище алюминиевый валик и обработайте его, придав форму "гребешка" высотой 4 мм, как показано на рис. 1, 2. Гребешок направляет рабочую смесь вдоль клапанов и свечи, охлаждая их, и перекрывает щель, когда поршень находится вблизи ВМТ. К тому же, организуя такое завихрение смеси, мы эффективно ее перемешиваем.

Итог этих переделок - отсутствие детонации при работе на А-76 даже в двигателях семейства ВАЗ-2108 с высокой степенью сжатия (9,9). Для возникновения детонации теперь просто нет условий: перегретых деталей в камере сгорания, неоднородной смеси, зажатой в узком объеме щели. Готов подтвердить собственным опытом эксплуатации подобного мотора, что экономичность и приемистость автомобиля, заправленного "семьдесят шестым" ничуть не хуже первоначальных. Один такой двигатель я собрал лет шесть назад и знаю, что до сих пор он исправно работает - это к вопросу о надежности.

Одно замечание: при переводе двигателя на низкооктановый бензин желательно и форсунку установить, и гребешок наварить, как рассказано выше. Частичная переделка дает неполный результат, не избавляет двигатель от детонации надежно, на всех режимах.

Не сомневаюсь, кому-то работа по

кажется весьма сложной. Для них можно предложить способ дефорсирования, дающий промежуточный результат между серьезной переделкой блока и поршней и простой корректировкой характеристики распределителя зажигания. Применим он, к сожалению, лишь для двух "вазовских" моторов.

В двигатель ВАЗ-2103 можно установить поршни от ВАЗ-2108 - это снизит степень сжатия на единицу, до 7,5, но существенного ухудшения мощностных показателей не произойдет - выемка на "восьмом" поршне благоприятно повлияет на процесс.

В двигателе ВАЗ-21083 примерно тот же результат даст установка поршней от ВАЗ-21213 - но здесь уже только благодаря изменению формы камеры сгорания. Выемка в новом поршне должна находиться ближе к выпускному клапану.

Замечу, что для двигателей задне-приводных автомобилей ВАЗ других вариантов замены поршней нет. Бытует мнение, что установка в мотор ВАЗ-2106 "пятых" поршней с выемками под клапаны снизит степень сжатия - это не так. Объем выемок, то есть камеры сгорания в поршне, одинаков у двигателей ВАЗ-21011, -2106, -2105. Поэтому тасовать поршни диаметром 79 мм не стоит. Точно так же ничего не даст и замена головки блока цилиндров -объем камеры сгорания у "классических" головок одинаков (см. таблицу).

Надеюсь, изложенные рекомендации помогут сделать "семьдесят шестой" бензин съедобным для вашего автомобиля.

"ЗА РУЛЕМ" 1996г. No7
shtirliz73

Баянист

Рег.: 04.01.2009
Сообщений: 478
Откуда: г.Рязань, Дашки военные
Возраст: 50
Авто: Продал "ласточку", остаюсь тайным поклонником. Lancia Kappa 838 седан

VANNIVA
Спасибо большое за информацию. Честно говоря, я полностью согласен с автором статьи, особенно насчёт проектирования, испытаний и надежности. Но, очень часто, реальность поворачивается к нам задним местом. В наличие у меня 213- ая поршневая ( можно сказать халява), другую не могу себе позволить купить. Что- то во мне не даёт отдать их в переточку, "бутерброд" то же засада... Короче, решение я принял, разглашать его пока не буду ( чтобы не сглазить), при появлении результатов ( или при их отсутствии), постараюсь написать. Но не скоро, слабо с финансами, и электричество в гаражах дают только на выходные ( да и то, вчера не было). Привыкаю пока к общественному транспорту.
Вобщем рассказываю: в результате длительного мозгового штурма( на качество которого повлияли и ваши подсказки, за что большое спасибо) нашёл две причины, которые могли повлиять на поломку двигателя. Причина первая: трамблёр, который остался с родного двигателя (шестёрочный двиг. со СЖ 8,5). Я просто, по не опытности не знал, что у нивского трамблёра другие характеристики центробежного и вакуумного регуляторов, рассчитанные под более высокую СЖ. Причина вторая: собирая двигатель, после расточки его на 82, я по привычке купил шестёрочную прокладку ГБЦ. На ней диаметр отверстий под цилиндры равен 82 мм.( даже немного меньше на почти незримую величину), а на 213-ой прокладке диаметр этих отверстий 84 мм. Т.е. получается, что между головкой и блоком должна оставаться щель, которая играет какую- то роль.
В результате работы установлена 213- ая поршневая( что потребовало замены шатунов), камере сгорания со стороны свечи была придана сферическая форма, проточены и отшлифованы каналы в ГБЦ и коллекторах, все элементы КС были отполированы до состояния котовых яиц, заменены направляющие втулки клапанов (металокерамика), установлено бесконтактное зажигание с нивским трамблёром и микропроцессорным коммутатором с автоматическим октан-корректором (http://www.astro-penza.ru/com_962.aspx), также установлен распредвал 21213, полуторный маслонасос и карбюратор "Озон" с механическим приводом второй камеры( устал от заморочек "Солекса") Расчётная СЖ 9,13 На данный момент пробег 50 км., на низах прёт как трактор( спокойно едет на холостых оборотах), на верхах пока не пробовал, слышимой детонации нет, но зажигание в процессе настройки( пытаюсь добиться кратковременной детонации при 50 км/ч с отключенным ДД)

Там, где кончается асфальт, начинается Родина!
wiiuul

Рег.: 15.03.2009
Сообщений: 1310
Откуда: Одесса
Возраст: 35
Авто: 21213. 2003г. 130тыщ прошел.ГБО Ловато.

Ну молоток, уже гоняешь))
shtirliz73:
пытаюсь добиться кратковременной детонации при 50 км/ч с отключенным ДД)
С этим коммутатором нужно выставлять на трамблере зажинагие очень раннее. Так как ДД позднит будет в любом случае. А позднит он максимально на 8гр, что существенно. У меня такой лежит, все хочу отрегулировать клапана, что б тихо было и только тогда ставить ДД. Так как если будет сильный шум, то он будет позднить на эти 8гр, а если будет тишина, то примерно на 3-4, так как тишина для нашего мотора понятие относительное [:D] .
Без стробоскопа ничего не настроишь. Я думаю НУОЗ должен быть около 15гр с работающим ДД.

1-й ремонт блока. сж10, ОКБ Динамика118, ГБЦ распиленная,Solex073, прошел уже - 30000км.
Нива 4x4 / Техника Нивы / Общетехнический раздел / Переделка 1,6->1,7; 1,7->1,8; 1,7->1,9