Niva est vita!
Нива 4x4
Клуб нивоводов. Основатель —
Ермолов Алексей Игоревич, aka ALER
Поиск в Яндекс и Google
ALER
Администратор

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 4020 / 23171
Откуда: Москва
Возраст: 70
Авто: 21214M, 2013 гв.

Несколько лет я думаю над такой статьей для FAQ. Но пока сидишь за рулем и строишь планы такой статьи – написать руки чешутся, а вместо клавиатуры – руль. А так хочется суммировать и систематизировать все, на что я обращаю внимание и за чем слежу, когда управляю машиной... И вот, наконец, собрался и решил написать об этом.

В игровых видах спорта специально отрабатываются стандартные положения: всякие угловые, штрафные, пенальти. И на дороге возникает очень много таких же стандартных ситуаций. Если водитель знает о них, умеет их предвидеть и может подстраховаться на случай их возникновения, вероятность ДТП будет существенно ниже. Некоторые из них очевидны, некоторые – не очень.

Итак, начинаю. А форумчан приглашаю продолжить в том же формате.

I. Регулируемые перекрестки.

[Развернуть / Свернуть]

Прочитать всем! «МАТ или КЛОН МАТА — сразу БЛОК!»

Алексей aka ALER.
30 сообщений на предыдущих страницах
PAA

Рег.: 19.05.2005
Тем / Сообщений: 13 / 589
Откуда: St.-Petersburg
Возраст: 63
Авто: 21310-20

Думается, по размышлении, что название "стандартные ситуации" не совсем подходит. Скорее, "типичные ошибки". И их, как ни странно, не так и много. Потеря контроля обстановки, истеричное торможение, ранний/поздний выезд на перекресток, резкое неожиданное перестроение, неуверенное провоцирующее движение, превышение разумной скорости, интервалы и дистанции, ошибки в управлении. Многие ошибки вызваны раздражительностью, усталостью, самоуверенностью и мнением, что уж со мной такого случиться не может- уж я то и от дедушки ушел, и от бабушки ушел, и от тебя, КАМАЗ...оппа.. Практически большинство ситуаций подпадает под ПДД. Другое дело, что ездят по понятиям. Надо, наверно, издавать свод понятий, где главным постулатом выступит вечное "если нельзя, но очень хочется, то можно". Потому как нарушения скорости, знаков, дорожной разметки, рядности, выезда на занятый перекресток и т.д. повсеместны и привычны. И почему, когда на перекрестке появляется регулировщик, непременно создается пробка? Они что, глупее светофора?
Если же пытаемся создать набор рекомендаций, сколько раз посмотреть и куда, чтобы перестроиться, допустим, через 3 полосы, так то я думаю без толку. Потому что какими бы типичными ситуации не были, в каждой будет свой неповторимый шарм.

21310-1.7i темно-зеленый
ALER
Администратор

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 4020 / 23171
Откуда: Москва
Возраст: 70
Авто: 21214M, 2013 гв.

В этой теме я хотел обсудить (и потом систематизировать в FAQ) как раз стандартные ситуации, которые можно и нужно предвидеть. Типичные ошибки можно собрать в другой теме, начни ее.

Прочитать всем! «МАТ или КЛОН МАТА — сразу БЛОК!»

Алексей aka ALER.
PAA

Рег.: 19.05.2005
Тем / Сообщений: 13 / 589
Откуда: St.-Petersburg
Возраст: 63
Авто: 21310-20

Я в общем то не гуру. Все причины, которые я сформулировал в предыдуще посте, это как бы из нажитого. Т.е. что встречается постоянно и к чему был близок. Систематизировать стандартные ситуации будет очень сложно, в первую очередь в силу их привязки к месту действия. На каждом участке дороги и в любом населенном пункте существует свой дежурный набор. И манера езды в каждом городе специфична. Я,например, первый раз в Москве после Питера ездил с жутким напрягом. И иногородние машинки в городе часто заметно по поведению.

21310-1.7i темно-зеленый
Leona
Модератор

Имя: Людмила
Рег.: 17.01.2005
Тем / Сообщений: 76 / 2269
Откуда: Москва, СВАО/ Тульская обл.
Возраст: 62
Авто: ВАЗ 2131 Urban, 2020г., 1.7л

А у меня есть книжка с картинками "Мастерство вождения" Зеленина С.Ф. (любимый автор), где такие ситуации подробно описываются. Попытаюсь отсканировать, только можно ли будет ее выкладывать в FAQ(авторские права и т.д.)?

Произведения для АртНивы выкладывайте в Заявках или мне в ЛС
ALER
Администратор

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 4020 / 23171
Откуда: Москва
Возраст: 70
Авто: 21214M, 2013 гв.

Leona
Конечно нельзя из-за копирайта...
I. Регулируемые перекрестки.

5. Вы подъезжаете к перекрестку, горит красный.
Готовиться: неисправны тормоза или лед под колесами.
Действия: до светофора еще далеко, но лучше начать тормозить заранее, чтобы растянуть процесс торможения и убедиться, что с тормозами все в порядке. Последние метры машина просто докатывается.
Примечание: не пытаться проскочить перекресток ходом, чтобы не оказаться в ситуации п. I-3 (https://www.niva4x4.ru/p/AsQ1P85xSLGezRQ4pmAJSg)

Прочитать всем! «МАТ или КЛОН МАТА — сразу БЛОК!»

Алексей aka ALER.
PzVII

Рег.: 22.12.2004
Тем / Сообщений: 5 / 523
Откуда: Москва
Возраст: 55
Авто: Ssang Yong Kyron 2013

Номер N+1
Ситуация: поток, три и более полосы движения в одном направлении.
Вы собираетесь перестроиться. (особенно перестроиться вправо. Эту ситуацию и рассмотрим). Вы движетесь не ближе 3-ей полосы от обочины. Собираетесь перестроиться вправо в открывшуюся дыру.
Следует ожидать: что машина, которая ехала по крайней правой полосе решит рвануть в ту же дырку (перестроиться влево).
Действия: При перестроении в указанных ситуациях следить не только за тем рядом, в который собираетесь перестроиться, но и за рядом через один. Тем более, что при одновременном перестроении уступает дорогу тот, кто движется слева.

Добавлено спустя 40 минут 54 секунды:

Номер N+2
Ситуация: Темное время суток на дороге без искусственного освещения. Особенно - за городом. Вы движетесь по правой полосе. На обочине стоит автомобиль. Иногда он мигает аварийкой.
Следует ожидать: что вокруг него слоняются люди, которых вы увидите слишком поздно. Или под автомобилем лежит ремонтирующий его водитель, а ноги торчат в сторону дороги.
Действия: При приближении к такому автомобилю перестроиться хотя бы на полряда влево, а при невозможности (например, встречный транспорт на двухполосной дороге) снизить скорость до такой, когда возможно вовремя остановиться при обнаружении выше описанной опасности.

Номер N+3
Ситуация: Темное время суток на дороге без искусственного освещения. Особенно - за городом. На дороге стоит автомобиль, мигающий аварийкой и (или) сзади которого стоит знак аварийной остановки.
Следует ожидать: что препятствие или опасность находится не только на этой полосе, но и на любой другой. (например, сбитый им пешеход валяется как раз на той полосе, на которую вы хотите перестроиться для объезда.
Действия: снизить скорость до такой, при которой возможно своевременное обнаружение темной тушки на дороге.

Номер N+4
Ситуация: Темное время суток на дороге без искусственного освещения. Особенно - за городом, но вблизи населенных пунктов. Вы движетесь с ближним светом, поскольку навстречу идет автомобиль. Он тоже с ближним светом. Часто этот его ближний отрегулирован как дальний [:X]
Следует ожидать: что дорогу начнет переходить пешеход (часто - пьяный). Вы его не сможете увидеть, поскольку у вас горит ближний свет, да еще встречный слепит.
Действия: Следить, не пересекает ли темная тень фары встречного автомобиля. Следить за своей обочиной. Желательно - снизить скорость.

Номер N+5
Ситуация: Темное время суток на дороге без искусственного освещения. Особенно - за городом. Необходимо совершить обгон с выездом на полосу стречного движения. Навстречу движется автомобиль, но он еще очень далеко - фары его выгядят как одна светлая точка.
Следует ожидать: что это Камаз у которого не работает левая фара, а на самом деле он очень близко. [:shock]
Действия: не начинать маневр, не убедившись, что это именно две далекие фары, а не одна близкая.

Номер N+6
Ситуация: разновидность предыдущей. Вы убедились, что это две далекие фары, поскольку угловое расстояние между ними очень мало.
Следует ожидать: что навстречу едет придурок, у которого горит правая фара и правая противотуманка.
Действия: не начинать маневр, не убедившись... ну, и т.д.

Все вышеперечисленное написано, в соответствии с собственным опытом.
SEPULTURA

Рег.: 06.10.2005
Тем / Сообщений: 10 / 426
Откуда: Москва, Перово
Возраст: 45
Авто: MitsPajeroSport 2002

Вот мой вариант ситуации, в котором оказался сам.

Шоссе главная дорога, плотный поток. С прилегающей дороги очередь на выезд на на шоссе на встречное вам направлени (т.е. с пересечением ваших полос).

Добрый дядя впереди резко останавливается чтоб по доброте душевной пропустить несколько машин из очереди. Опасность в том что подсознательно не готов к остановке и машина за тобой тоже.

Вывод при проезде перекрестков по главной дороге быть готовым к неожидонностям. (желающим проскачить или пропустить). И если видишь желающего рвануть перед тобой, заставив тебя тормозить, заранее сигналить привлекая внимание.

aka Валентин
Гость

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 627 / 51708

При движении за городом по трассе желательно мониторить состояние обочины и кювета. Это нужно затем, что бывают случаи, когда вдруг поперек дороги разворачивает фуру, или ее водитель уснул за рулем, или если от этой фуры отлетело колесо. В общем это можно сформулировать так: если траекторию вашего движения вдруг неожиданно начнет пересекать физическое тело, обладающее значительной массой и скоростью. Бывает важно заранее знать, что лучше делать - разгоняться, оттормаживаться, уходить на свою или на встречную обочину, или же просто-напросто "убираться". Убраться безопасно можно не при всяком кювете.
Приходилось вынужденно улетать с дороги в чисто поле. Ощущения еще те. Могу сказать только, что если не быть к этому психологически готтовым, то и не сможешь этого сделать. Поэтому можно просто периодически задавать себе вопрос во время движения: а как я поступлю если вот эта фура вылетит мне в лоб? Или: при такой конфигурации обочины и кювета - как лучше убираться в случае если....
ALER
Администратор

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 4020 / 23171
Откуда: Москва
Возраст: 70
Авто: 21214M, 2013 гв.

ХХ Поворот налево или разворот.

1. Вы стоите и ждете разрыва во встречном потоке, чтобы развернуться или повернуть налево.
Готовиться: вам въедут в зад.
Действия: не выворачивать руль заранее, держать колеса прямо, иначе из-за удара сзади вас выбросит на встречную полосу под колеса встречных машин.
Примечание: несколько лет назад так погиб один оковод с семьей.

2. Вы начинаете разворот.
Готовиться: машина сзади не разворачивается, а поворачивает налево и может въехать вам в бок.
Действия: по возможности показать жестами водителю сзади, что вы разворачиваетесь. Разворот выполнять, постоянно контролируя действия водителей машин сзади.
Изобилие свободного времени позволило мне свести все обсужденное в статью "Стандартные ситуации". Посмотреть ее можно через ньюсы.

Прочитать всем! «МАТ или КЛОН МАТА — сразу БЛОК!»

Алексей aka ALER.
Shun Piker

Рег.: 08.12.2004
Тем / Сообщений: 62 / 1552
Откуда: Москва, Северное Тушино.
Возраст: 69
Авто: ВАЗ-21213, 1998 г.в., 1.7 л, "снежинка"; ВАЗ-21213, 1998 г.в., 1.7 л, "чайная роза", ГАЗ-31105 "Волга," 2005 г.в., "наутилус"

Думаю, что эту статью можно будет потихоньку пополнять по мере появления у кого-нибудь свежих мыслей.
ALER
Администратор

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 4020 / 23171
Откуда: Москва
Возраст: 70
Авто: 21214M, 2013 гв.

Shun Piker
Разумеется [:)]

Прочитать всем! «МАТ или КЛОН МАТА — сразу БЛОК!»

Алексей aka ALER.
Гость

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 627 / 51708

Позволю себе прокомментировать, исходя из личного опыта.
Все что напишу - мое личное мнение и мой личный опыт.

Комментирую вариант статьи "Стандартные ситуации" (по состоянию на 21.03.2007), которую нашел по следующей ссылке: http://www.niva-faq.msk.ru/ekspluat/shosse/prijomy/stand.htm
А-1. Близко перед вами начинает мигать зеленый или загорается желтый светофор. На этой дистанции вы обычно останавливаетесь.
Готовиться: машина, следующая за вами, въедет вам в зад.
Действия: взгляд в зеркало заднего вида, если близко сзади машина - несколько касаний педали тормоза, чтобы замигали стопы. Потом спокойное торможение с контролем ситуации сзади.
Независимо от того, есть сзади машина или нет – начинать торможение лучше всегда очень плавно, наращивая по мере торможения. Если сначала смотреть в зеркало, мерять расстояние до машины, а потом уже тормозить – поздно будет.
Мой ответ: МГНОВЕННО принимаем решение – проезжаем перекресток или тормозим.
Если проезжаем – то добавляем газ. Если останавливаемся – то опять же МГНОВЕННО начинаем очень ПЛАВНО тормозить (нога должна быть уже над педалью тормоза – перенесли в тот момент, пока мы принимали решение…). Увеличиваем усилие на педали тормоза в зависимости от оставшегося до перекрестка расстояния. Максимальное усилие должно быть в средней фазе торможения, в конце распускаем тормоз.

Все. Если тормозили плавно и с нарастанием усилия, то в момент торможения смотреть назад не надо, т.к. торможение очень ответственный элемент вождения. В последний момент перед носом может вылезть из соседнего ряда «вася», а вы в этот момент «в зеркале», представьте. Уже после остановки, или когда докатываетесь со скоростью пешехода нужно посмотреть в зеркало: если непосредственно за вами машина – все в порядке, если за вами пока пусто – СЛЕДИТЕ за зеркалом периодически. Может влететь зазевавшийся дурак! Пока за вами не встанет машина нужно поглядывать в зеркало.
А-2. Перед вами едет машина. Начинает мигать зеленый или загорается желтый на светофоре, к которому вы подъезжаете. На этой дистанции вы обычно не тормозите, но...
Готовиться: машина перед вами решит остановиться (тапка в пол). Особенно этим грешат чайники-классики.
Действия: приготовиться к экстренному торможению, оценить ситуацию на предмет объезда остановившегося чайника (быстрый взгляд по сторонам и в зеркала). Если загорелись стопы чайника, срочно дальним ему в зад и по обстоятельствам: объезд или экстренное торможение с взглядом в зеркало заднего вида…
«оценить ситуацию на предмет объезда остановившегося чайника» - как я уже писал в другом посте про перестроения – лучше всегда контролировать соседние ряды, и стараться ехать так (чуть ускоряться или замедляться), чтобы справа или слева сбоку всегда было окно. Если уже мигает зеленый – времени очень мало, оценить ситуацию так мгновенно сможет только весьма опытный водитель.
«быстрый взгляд по сторонам» - это вообще смешно! Если будешь крутить головой по сторонам или даже просто «бросать взгляд глазами» - это чисто физически займет много времени!! Стороны нужно контролировать боковым зрением, для этого его надо развивать, есть упражнения.
Мой ответ: Увеличить дистанцию до впереди идущей машины путем сброса газа (и легкого торможения). Как правило, если машина впереди после замигания зеленого начинает ускоряется – она поедет – ничего делать не нужно, дистанция увеличиться за счет ускорения впередиидущей машины. Если же машина впереди не меняет своего поведения – то готовься к неожиданному ее резкому торможению – сразу чуть притормаживай на всяк случ.

А-3 – железно, безоговорочно!!
А-4, А-5, Б-1 - да
Б-2 – абсолютно точно!
В-1 – да, этому учат даже в автошколах:)
В-2 – абсолютно точно! Я в таких случаях обычно разворачиваюсь чуть раньше, не в середине перекрестка, а в самом его начале, как только пошла прерывистая разметка – при этом глаза – в левом зеркале, перед маневром проверяем слепую зону слева сзади (поворотом головы).
В-3, В-4 – да
В-5 – да, да, да! (это было мое первое ДТП)
Г-1 – в принципе – да. Уточнение: если переход на прямой – НЕ ОСТАНАВЛИВАЙТЕСЬ – точно кто-нибудь поедет в соседнем ряду и собьет, если переход на повороте (перекрестке) – лучше пропустить (тут скорости маленькие, все должны видеть)

Г-2 – железно. И не только с переходом. Она может снижать скорость, т.к. перед ней выезжает, например скорая или просто «крутой» мерс из подворотни и т.д. Тут рецепт такой – если соседние ряды тормозят без видимой (для вас) причины – начинайте плавно тормозить и готовьтесь к полной остановке. Проезжать остановившуюся (или медленную) машину на МИНИМАЛЬНОЙ (пешеходной) скорости.
Д-1 – да! Лучше прижаться в своем ряду левее и при возможности уйти в левый ряд дальше от автобуса. Они еще в последнее время имеют привычку включать левый поворотник и сразу же(!) давать влево от остановки независимо от того, что слева едут машины (вы).
Д-2 – да.
Е-1 – да
Е-2 – да, но в случае леса можно и быстрее ехать – все по ситуации. А то если все время представлять выбегающего деда с тележкой – можно и психом стать=)
Е-3 – да, но без фанатизма. Иначе прием у психиатра тоже обеспечен. «следить, не пересекает ли темная тень фары встречного автомобиля» - я бы сказал не так. Наоборот нужно отвести глаза от встречных фар и полностью сконцентрировать внимание на своей обочине. Иначе еще и к окулисту пойдете=). Да и чувствительность глаза повышается, когда смотришь в темноту (на свою обочину), а не на лампочку (фары встречного).

Е-3, Е-4 – да.
Ж-1 – редко, вряд ли
Ж-2 – да. Дальним шмалять не надо, а то не так поймут. Просто подвиньтесь левее в своей полосе, если уже и так слева, левый поворотник и чуть вылезаем на соседнюю/встречную полосу. После проезда – сразу возвращаемся на место.
Ж-3 – не допускать. Двигаться влево в пункте Ж-2 нужно тем дальше, чем больше скорость. Если скорость > 60 – на расстояние ширины машины. < 60 – расстояние открытой двери. > 100 – в соседний ряд (расстояние в ряд)

Ж-4, Ж-5 – абсолютно точно
З-1, З-2 – да
И-1 - И-3 - абсолютно точно. Про И-3 я уже писал в посте, про перестроения
К-1 – точно!

К-2 - железно, безоговорочно!!! Может быть и другая ситуация. Вот что было у меня. 2 полосы в вашем направлении. Вы едете в левой. Справа длинная фура с прицепом. Идете на хорошей скорости 120-160 (шоссе) за машиной. НЕОЖИДАННО машина резко уходит перед фуру. Перед вами, на расстоянии ~100 метров открывается СТОЯЩИЙ автомобиль с левым поворотником. С ним все нормально – он стоит на поворот налево, а знак о повороте налево закрыла фура (или вы его прозевали). А справа – длинная-длинная фура с прицепом!
Вот.
Я летел 160. Оттормозился метров за 80 (на глаз) до ~80 – и влетел (переставкой, с обязательным отпусканием тормоза) в правый ряд за фурой. Успел
За фурой были машины – поэтому задача тут очень сложна: успеть за заданную дистанцию оттормозиться ТОЧНО до скорости правого ряда, еще и подгадав момент окончания торможения к окну в нем, чтобы туда задвинуться. С точки зрения едущего передо мной – это реальная подстава, хотя и не специальная и может даже неосознанная. Не делайте так;-)
Мой ответ: Увеличивайте дистанцию до впередиидущей машины, в те моменты, когда пространство в соседних рядах (справа и слева) занято

К-3, К-3 – да
Л-1 - Л-3 – да. Л-2 – согласен не по рельсам безопаснее, но комфорт тоже дорог. Еду по рельсам с минимальной скорость.

М-1 - М-3 – да.
Н-1, О-1 – да. О-1 – главное не терять контроля над машиной. В случае животного я бы сначала интенсивно тормозил, но без блокировки и не теряя контроль, а затем уже когда близко – отпускал тормоз и пытался объехать (делал бы переставку), если есть возможность. В любом случае тормозить и сбавлять скорость надо.
П-1 – да.
Извините меня конечно за художества, набрасал по быстрому...
Вобщем ситуация такая, маленький перекресток, конец зимы, снегоуборочные машины нагребли на обочинах снег высотой с полтора метра в следствии чего видимости на перекрестке нулевая, знаешь что нужно ожидать но когда и где?! на рис. в виде прямоугольников изображены две машины одна движется по главной а вторяа с главной на второстепенную, так вот наша та машина которая с главной на второстепенную это наша, скорость низкая,проезжаем перекресток, но опять же из за сугровов не видим главную дорогу справа, тут как и ожидалось совершенно неожиданно для нас выскакивает какой нить эдакий ГГООнщик и вкладывает ровно посвоей траектории, остановиться и пропустить его не представляется возможным так как дорога не посыпана, и как раз на том месте каток, наши действия, у кого есть фантазия , тот сразу может провести расчет траекторий, и НАДО ЖЕ ОНИ ПЕРЕСЕКАЮТСЯ!!! и столкновение без приминения бругих мер не избежно, (казалось бы по реакции человек должен руль дернуть влево,так машина то идет справа, но если подумать то тот транспорт тоже движется, и будет разумнее вывернуть направо)делаем следующее отпускаем тормоза, включаем низшую передачу, и движемся по траектории изображенной на рисунке. ВНИМАНИЕ!!! есть одно но, имейте ввиду что это уже крайний случай, и что за идущей вам на встречу машиной может быть еще транспорт... а так не раз спасало,
perekrestok.JPG
perekrestok.JPG
Нива 4x4 / Техника Нивы / Приемы вождения / Стандартные ситуации