Niva est vita!
Niva 4x4
Lada Niva owners club. Founded by
Ermolov Aleksei Igorevich, aka ALER
Yandex and Google search

Стандартные ситуации

Niva 4x4 / Техника Нивы / Приемы вождения
ALER
Administrator

Reg.: 12/6/2004
Topics / Posts: 4029 / 23189
From: Москва
Age: 66
Car: 21214M, 2013 гв.

11/21/2005, 12:36 AM +03
Несколько лет я думаю над такой статьей для FAQ. Но пока сидишь за рулем и строишь планы такой статьи – написать руки чешутся, а вместо клавиатуры – руль. А так хочется суммировать и систематизировать все, на что я обращаю внимание и за чем слежу, когда управляю машиной... И вот, наконец, собрался и решил написать об этом.

В игровых видах спорта специально отрабатываются стандартные положения: всякие угловые, штрафные, пенальти. И на дороге возникает очень много таких же стандартных ситуаций. Если водитель знает о них, умеет их предвидеть и может подстраховаться на случай их возникновения, вероятность ДТП будет существенно ниже. Некоторые из них очевидны, некоторые – не очень.

Итак, начинаю. А форумчан приглашаю продолжить в том же формате.

I. Регулируемые перекрестки.

[Expand / Collapse]

Прочитать всем! «МАТ или КЛОН МАТА — сразу БЛОК!»

Алексей aka ALER.
15 older posts on previous page
Гость

Reg.: 12/6/2004
Topics / Posts: 628 / 51730

11/21/2005, 1:58 PM +03
АЛЕР:
Berlic
Все правильно. Вообще, при выезде из двора и т. п. ты как бы из "нулевого" ряда перестраиваешься налево. Правый поворотник этим машинам не виден, а левый мигающий привлекает внимание.
Что за бред? В Москве так все что ли ездят?
Ты ведь на перекрестке при повороте направо не включаешь левый поворотник, хотя машинам приближающимся слева тоже не особо видно твой правый борт.
Так что лучше уж ничего не показывать, чем вводить в заблуждение ("привлекать внимание") других участников движения.
ALER
Administrator

Reg.: 12/6/2004
Topics / Posts: 4029 / 23189
From: Москва
Age: 66
Car: 21214M, 2013 гв.

11/21/2005, 2:03 PM +03
Поворот направо ты показываеш задним - они его увидят и будут объезжать тебя слева 9не пытаясь проскочить справа от тебя). А когда тронулся и уже поворачиваешь, переключай его на левый, чтобы на тебя обратили внимание машины, на чью полосу ты поворачиваешь.

К регулируемым перекресткам это не относится, это нужно только в ситуации, когда ты вливаешься в поток.

Добавлено спустя 1 минуту 57 секунд:

К сожалению, так делают не все московские водители. Если бы делали, ездить было бы проще. Тупо мигать правым по ПДД, конечно, большого ума не надо, но мигание левым в такой ситуации полезнее и информативнее.

Прочитать всем! «МАТ или КЛОН МАТА — сразу БЛОК!»

Алексей aka ALER.
Гость

Reg.: 12/6/2004
Topics / Posts: 628 / 51730

11/21/2005, 2:16 PM +03
ALER
Странная логика. Для непосвещенного, по-моему, непонятная.
Если полоса разгона есть - все ясно: мигаешь правым, повернул на полосу разгона, включил левый - вливаешься в поток.
Но чтобы такое вытворять при обычных поворотах - впервые слышу. А живем не в деревне. [:P]
Да и практическая реализация этого мне слабо представляется (если я правильно понял твои поправки: надо стоять с включенным правым, а потом в момент движения включать левый) - при исправном подрулевом переключателе поворотник от силы один раз мигнуть успеет - дальше он выключится, т.к. руль в другую сторону вращается!
knv2120

Reg.: 12/13/2004
Topics / Posts: 8 / 168
From: Москва
Age: 54
Car: ЭКС - ВАЗ-2120 "Надежда" 2002-2008г., Патриот 230 2008г.

11/21/2005, 2:19 PM +03
АЛЕР:
Удерживать эмоции в себе (или в своем салоне) вредно для здоровья. А если на него не вылить эти эмоции, в следующий раз он сделает то же самое. Пусть учится на ошибках словесным путем, может, он не законченный идиот и сделает выводы.
[:bullhorn]

Но не следует забывать, что выливая на других эмоции, можно получить в ответ нечто более материальное.

[:frog]
ALER
Administrator

Reg.: 12/6/2004
Topics / Posts: 4029 / 23189
From: Москва
Age: 66
Car: 21214M, 2013 гв.

11/21/2005, 2:21 PM +03
Если полоса разгона есть, то и вопросов нет. Я послежу за собой, как включаю и переключаю поворотник. И как это делают другие водители. При рулении действительно приходится его придержавать, чтобы не выключился. Но логика как раз есть: поворотник не формальность, а средство привлечения внимания водителей, которым ты можешь создать помеху.

Прочитать всем! «МАТ или КЛОН МАТА — сразу БЛОК!»

Алексей aka ALER.
Shun Piker

Reg.: 12/8/2004
Topics / Posts: 62 / 1552
From: Москва, Северное Тушино.
Age: 65
Car: ВАЗ-21213, 1998 г.в., 1.7 л, "снежинка"; ВАЗ-21213, 1998 г.в., 1.7 л, "чайная роза", ГАЗ-31105 "Волга," 2005 г.в., "наутилус"

11/21/2005, 2:27 PM +03
II. Регулируемый перекресток.
Вы едете на зеленый. Перед Вами либо никого нет, либо между Вами и впереди идущей машиной, которая уже проезжает светофор, достаточно значительная дистанция, в течение времени прохождении которой Вами либо будет продолжать гореть зеленый, либо он, в непосредственной близости Вашей машины от светофора, сменится на желтый, т.е. Вам надо будет продолжать движение. Т.е. остановки при проезде перекрестка не предполагается. Дополнительно: Позднее время суток, либо перекресток находится в сельской или дачной местности, где несоблюдение правил - обычное явление, обзор перекрестка вправо-влево, с точки Вашего местонахождения, по каким-то причинам затруднен или невозможен.
Готовимся: С перепендикулярного направления кто-то может проскочить на красный, либо появится пешеход (велосипедист).
Действия: Смотрим в зеркало заднего вида - едет ли кто-то сзади Вас и насколько близко? Оцениваем дистанцию до светофора и с учетом обоих этих факторов выбираем подходящую интенсивность торможения для снижения скорости до такой величины, при которой экстренное торможение позволит по-возможности избежать столкновения как сбоку, так и сзади, и которую надо иметь в момент прохождения светофора. Как только откроется обзор вправо-влево быстро смотрим вправо и влево (можно влево и вправо - кому как нравится [:)] ) и принимаем решение о проезде перекрестка, либо об экстренном торможении.

V. Одна из наболее сложных и "животрепещущих" ситуаций, требующая максимального внимания, умения одновременно следить за несколькими объектами, принимать максимально быстрые решения и выполнять четкие маневры, одним слвом, - перестроение.
Вы движетесь по городской магистрали или по трассе и хотите перестроиться в другой ряд.
Готовимся: В начальной стадии перестроения возможны переднее и заднее фронтальные столкновения с автомобилями идущими в Вашем ряду. В момент перестроения Вас могут не пропустить, возможы столкновения по касательной, после перестроения возможны заднее и переднее фронтальные столкновения с автомобилями, идущими впереди и сзади в том ряду, в который Вы перестроились.
Действия: в зависимости от ситуации в Вашем ряду и в том, куда вы хотите перестроится, возможны самые разнообразные ситуации ( посему предлагаю всем желающим моделировать и предлагать свои решения, а то меня одного на все не хватит). Остановимся на одной из наиболее сложных - перестроение с ускорением в ряд движущийся с большей скоростью.
Ремарка: Выполнять данный маневр рекомендуется только опытным водителям!!!
Оцениваем дистанцию до идущего впереди Вас, в вашем ряду, автомобиля с точки зрения ее безопасности при увеличении Вами скорости движения в начальный момент перестроения и динамических качеств Вашего автомобиля. При необходимости, снизив свою скорость (при этом следим, чтобы при снижении Вами скорости, Вы не создали предпосылок для столкновения с сзади идущим автомобилем), приводим эту дистанцию в соответствии с вышеуказанными требованиями и стараемся выдерживать ее. После этого, глядя в зеркало заднего вида оцениваем скорость идущих сзади, в соседнем ряду, автомобилей. Если эта скорость существенно превышает Вашу скорость, то продолжаем движение в том же ряду, в котором Вы в данный момент находитесь (одновременно регулируя, при необходмости, дистанцию до впереди идущего автомобиля) и пропускаете эти машины вперед до тех пор, пока этот поток не закончится или в нем не появится интервал между машинами, достаточный, по Вашему мнению, для того, чтобы Вы успели набрать и уравнять свою скорость со скоростью этого потока и "вклиниться" в него. Если такой промежуток появился, то Ваша задача постараться "вклиниться" в него не дальше его середины. Поэтому, пропустив последнюю обогнавшую Вас машину на достаточное расстояние (где-то четверть этого промежутка) вперед, бросаем взгляд назад в "мертвую зону" (сбоку-сзади в непосредственной близости от Вашего автомобиля) на случай того, что кто-то, едущий впритирку за Вами, тоже захочет перестроится вперед Вас, затем снова на впереди идущую машину и если и там и там все в норме, еще раз смотрим в зеркало и если и там свободно, тогда включаем поворотник, "топим тапку в пол" резко набираем скорость, при этом быстрым движением глаз стараемся одновременно контролировать все пространство впереди и сбоку-сзади (грубо говоря, одним глазом в зеркало, а другим вперед) и переставляемся в соседний ряд. При этом надо смотреть, чтобы не набрать лишнюю скорость, и не въехать в зад впереди едущему автомобилю. Вот на случай набора лишей скорости и надо "вклиниваться" не далее середины промежутка, чтобы можно было безопасно сбросить скорость, не заставляя интенсивно тормозить едущего сзади.
Дополнение 1. Если машина, вслед за которой Вы перестраиваетесь движется с намного большей скоростью, по сравнению с Вами и с едущими сзади машинами, т.е. промежуток для "вклинивания" постоянно увеличивается, то, в принципе можно сразу "топить в пол" и резко перестраиваться в хвост за ней - она все равно улетит вперед достаточно далеко до того, как Вы завершите перестроение. В этом есть, конечно, определенный риск, но зато сзади Вас будет достаточно большая дистанция и Вам можно не так сильно беспокоится за свой багажник.
Дополнение 2. Перестроение с ускорением очень часто оказывается полезным в пробке. Особенно его рекомендуется применять в том случае, когда Ваш ряд стоит, а соседний ряд пришел в движение и начинает разгоняться. При этом рядом с Вами и сразу сзади Вас в данном ряду находятся динамичные легковые автомобили, а за ними находится фура или автобус. В этом случае, за счет несравнимо лучшей динамики легковушек, между ними и фурой обязательно начнет образовываться в течение какого-то времени увеличивающийся разрыв в потоке. И вы можете, включив поворотник, вывернутв руль и дав газ, ловко "вклиниться" в этот разрыв. Но опять же повторяю, что этот маневр требует навыка и доступен больше опытным водителям.
Дополнение 3. Перестроение с ускорением также может потребоваться при выезде на скоростную магистраль в том месте, где расстояние до следующей развязки весьма невелико. Классическим примером такого участка является участок внутренней стороны МКАД между ул. Свободы в сторону Ленинградского шоссе, где расстояние между развязками не более 1 км. Если Вы выехали с ул. Свободы и въезжаете с полосы разгона в достаточно плотный и быстродвижущийся поток в крайних правых рядах, то у Вас просто не будет иного выхода, как с ходу выбрать между необходимостью успеть максимально быстро перестроиться с ускорением в 3-й - 4-й ряд (для разгона с 20-30 км до 80-100 км с одновременным перестроением + пересечением движущихся в попутном напралении потоков у Вас будет около 500 м расстояния и секунд 15-20 времени) или перспективой надолго уткнуться в хвост автомобилей, поворачивающих из 1-2-го рядов на Ленинградку.

YI. Эффектный обгон. Шутка. Хотя как сказать. Одним словом - трюк. [:D] Желательно выполнять на МКАДе (больше негде), в условиях хорошего обзора, особенно вперед, малой интенсивности движения и при отсутствии в пределах видимости работников ГАИ. [:RWL] Категорически запрещается "чайникам" [:bullhorn], да и опытные водители, случется, что на нем попадаются. [:weep]
Готовимся: Разнообразные последствия разного рода степени и тяжести. [:weep]
Действия: Вы едете с приличной скоростью в одном из крайних рядов. Еще издалека замечаете, что автомобиль перед Вами едет с гораздо меньшей скоростью и уступать Вам дорогу, судя по всему, не намерен. В соседнем справа ряду тоже едут достаточно неспешно. Следующий за этим ряд достаточно свободен по ходу движения. Дальше все проделываем точно также, как и в случае с перестроением с ускорением, только оцениваем интенсивность и скорость движения не только в соседнем ряду, но и в ряду через него. Если ситуация благоприятная, т.е. скорость движения меньше и имеется свободное для маневра пространство, не снижая скорости или даже увеличивая ее начинаем интенсивно перестраиваться через ряд и занимаем следующий. Эффектно пролетаем мимо тошнил, пилящих в обоих соседних рядах, затем обратно перестраиваемся в соседний ряд (а можно вернуться и в свой, и даже еще дальше) и победно улетаем вдаль, оставляя тошнилам на память пыль из под Ваших колес и клубы дыма из Вашей выхлопной трубы. [:RWL]
ALER
Administrator

Reg.: 12/6/2004
Topics / Posts: 4029 / 23189
From: Москва
Age: 66
Car: 21214M, 2013 гв.

11/21/2005, 2:48 PM +03
NN (потом сделаю номер). Узкое загородное шоссе.
1. "Обгон из засады". Перед вами тащится грузовик (автобус, чайник), которого надо обогнать. Разделительная линия и знаки это не запрещают.
Готовиться: избежать лобового столкновения.
Действия: немного отстаете от объекта, чтобы было место для разгона, смещаетесь влево, чтобы просматривать встречный поток (высматриваете разрыв) и пространство перед грузовиком (есть ли "посадочная площадка" после "прыжка). При приближении разрыва переходите на одну ступень ниже в КПП (чтобы повысить динамику машины, включаете мигалку, разгоняетесь, быстро объезжаете грузовик и возвращаетесь в свой ряд. Расчет должен быть точным и надежным, при разгоне в своей полосе в зад грузовика все время иметь в виду возможность, что разрыв закроется и придется оттормаживаться в своей полосе. На встречку выскакивать только при 100%-й уверенности в успешном завершении обгона.

Прочитать всем! «МАТ или КЛОН МАТА — сразу БЛОК!»

Алексей aka ALER.
Гость

Reg.: 12/6/2004
Topics / Posts: 628 / 51730

11/21/2005, 3:17 PM +03
ALER
можно еще дальним моргнуть, адекватные водители сместятся правее насколько можно...
11/21/2005, 3:18 PM +03
Shun Piker
В некоторых странах перестроение более чем на один ряд за раз запрещены!

ALER
При обгоне обязательно смотреть в зеркало заднего вида.
Во-первых: того пространства, что ниве хватит на обгон одной машины, двухлитровому лансеру с лихвой хватит на три.
Во-вторых: как известно, в России частенько случаются аварии вида "удар сзади при обгоне через двойную сплошную".


N+1: Езда по трамвайным путям. Проезд перекрестка без знаков движения по полосам.
Собираемся проехать перекресток в прямом направлении, двигаясь по трамвайным путям.
Готовиться: с левой полосы кто-то начнет поворачивать/разворачиваться.
Действия: наблюдать за поворотниками и направлением движения автомобилей у перекрестка.

N+2: Проезд перекрестка в прямом направлении в правом ряду.
Готовиться: на этом перекрестке принято поворачивать из двух и более рядов, не смотря на правила дорожного движения.
Действия: наблюдаем за впереди-идущими автомобилями: если большинство из них поворачивают, то вероятность того, что ваш сосед тоже будет поворачивать очень велика.
ALER
Administrator

Reg.: 12/6/2004
Topics / Posts: 4029 / 23189
From: Москва
Age: 66
Car: 21214M, 2013 гв.

11/21/2005, 3:21 PM +03
Santyaga
можно еще дальним моргнуть, адекватные водители сместятся правее насколько можно...
Нет. Во-первых, моргнуть означает "Пропускаю" (см. соседнюю тему). Во-вторых, встречные машины в данном случае статисты, ты учитываешь их движение, но не ждешь от них помощи. Это не вариант пилить по встречке, включив дальний и всех разгоняя [:)]

Добавлено спустя 8 минут 36 секунд:

Berlic
При обгоне обязательно смотреть в зеркало заднего вида.
Согласен, добавлю.
И N+i тоже.

N+1 Движение по трамвайным путям.
2. Просто движение по путям левее левой автомобильной полосы.
Готовться: к торможению.
Действия: ехать не по рельсам, а пропуская их между колесами. Иначе при необходимости экстренного торможения машина просто проскользит по рельсам до столкновения. Да, трясет на брусчатке, но либо вернуться на асфальт, либо терпеть.

3. Если слева бульвар, сквер и т. п. (так часто сделано в Мосвке и не только).
Готовиться: с бульвара выскочит пешеход.
Действия: внимательно смотреть через забор бульвара и снижать скорость при появлении людей.

Прочитать всем! «МАТ или КЛОН МАТА — сразу БЛОК!»

Алексей aka ALER.
Гость

Reg.: 12/6/2004
Topics / Posts: 628 / 51730

11/21/2005, 3:36 PM +03
На брусчатке не только трясет, но и после какого-то момента машина просто начинает парить в воздухе и не откликается на повороты руля [:D]
ALER
Administrator

Reg.: 12/6/2004
Topics / Posts: 4029 / 23189
From: Москва
Age: 66
Car: 21214M, 2013 гв.

11/21/2005, 3:37 PM +03
Berlic
Значит, вернуться на асфальт.
11/21/2005, 11:33 PM +03
MM. Улица, на тротуаре голосует человек.
Готовиться: бомбила кинется вам наперерез из любого (вплоть до пятого) ряда.
Действия: внимательно смотреть влево и назад, быть готовым оттормозиться.

Прочитать всем! «МАТ или КЛОН МАТА — сразу БЛОК!»

Алексей aka ALER.
PAA

Reg.: 5/19/2005
Topics / Posts: 13 / 589
From: St.-Petersburg
Age: 59
Car: 21310-20

11/22/2005, 1:55 PM +03
ALER: если "Включишь поворотник, а задний из левого ряда тут же подтягивается поближе, чтобы не пропустить... "
- возможно, это Santyaga... хехе..(шутка) А возможно, чтобы занять выгодную позицию в твоей мертвой зоне?

Скорость движения в городе
Ожидаем: Если рвать слишком быстро, утыкаемся в светофоры и вынуждены двигаться в толпе машин. Медленно- то же самое.
Действия: держим среднюю (обычно 65-85), но в зависимости от дороги. Быстрых отпускаем, медленных приобгоняем и двигаемся в разрыве потока со свободой маневра. К светофору подкатываемся к началу трогания. И не спешим сторожить светофоры. Срабатывает довольно часто.

Движение в пробке
Ожидаем: опустим сцепление при невыключенной передаче и пнем багажник впереди. После часа- полутора упражнения по троганию- остановке очень просто сбиться с ритма. Напимер, когда начинаешь прикуривать- включаешь передачу заранее чтобы тронуться "если поедут". Прикурил и по привычке бросаешь педаль...
Действия: Проверяем передачу перед отпусканием сцепления всегда.

Смеркается. С обочины голосует пешеход, уже отградуированный мужик.
Ожидаем: при подъезде весельчак бодро бросится под машину, размахивая руками и пытаясь ее остановить.
Что предпринять: Пугать, готовясь к объезду или торможению (не рекомендуется, чревато объяснениями, почему ты не хочешь его везти, почему ты такой душный и т.д.либо веселой дракой).При близком проезде мимо ожидать удара по кузову ручной кладью.
(Ситуация реальная и повторяемая. Последний известный мне случай- датого мужичка, пытавшегося тормознуть машину, зацепило правым зеркалом за размахиваемый пакет и бортануло башкой о машину)


Голосование и ремонт автомобилей на загородных трассах, особо в вечернее и ночное время
Ожидать: Возможна подстава с засадой или неприятности с неадекватными людьми. В простейшем варианте свистнут барсетку.
Действия: Если собираетесь остановиться, лучше проехать медленно вперед и внимательно оценить обстановку. Пока ситуация не прояснилась, будьте начеку. Не держите в салоне ценные вещи и документы.
(Может, не в тему-но очевидное правило, но многими усваивается только на личном опыте. Особенно актуально для любителей загородных походов и начинающих водителей)

Обгон вслед за фурой по двух-трехполосной дороге
Ожидать: Фура уйдет в правый ряд, и ты увидишь летящий навстречу грузовик. Тормозить поздно, уходить некуда.
Действия: Молиться. Или НИКОГДА не выходить на обгон за чемоданами, закрывающими обзор. Последнее явно предпочтительнее.
(Можете поверить, я там побывал как-то. Чудом удалось воткнуться между обгоняемой и обгонявшей фурами впритирку.)

Ночное движение по трем полосам
Ожидать: Грузовик, фары которого вы уверенно видите в колонне на крайней встречной полосе, на самом деле летит по среднему ряду.
Действия: Пилите (тошните, или как там)- и не дергайтесь.Потому что ваша цель- доехать и людей довезти. Самое ненадежное время- с 2 до 5 ночи.

Обгон на шоссе в местности с волнистым рельефом
Ожидать: Шоссе может иметь места с незаметными беглым взглядом ямами. При взгляде на встречку перед обгоном шоссе выглядит пустым, участки до ямы и после как бы сливаются . Начинаем обгон и опа- из асфальта ВСПЛЫВАЮТ встречные.
Действия: Внимательно оценивайте профиль дороги перед началом обгона. Мне кажется, проблема беглого взгляда заключается в том, что после определенного срока у руля зрение становится специфическим- начинаешь отмечать только движущиеся объекты или явно мешающие движению. Все, что к движению явно не относится, просто не видишь. Обратная проблема у только начинающих- захлестывает поток ненужной информации, не относящейся к движению

САМОЕ СТРАШНОЕ: Длительное равномерное движение в колонне по двух- трехполосной дороге с затрудненными условиями обгона
Ожидать: Движение в хвостах людей утомляет, и появляется много психанувших и ринувшихся куда-то в дали светлые по встречке. Длительное движение с изменяющейся скоростью 40-90 и постоянными дистанциями- это для многих самое сложное. Нервы не выдерживают. Чем больше человек устает, тем быстрее и рискованнее он пытается ехать. И когда надо наконец водителем работать - тут и начинаются сон, нервы, дикие обгоны, машины, висящие на ветках елок...
Действия: Если предстоит достаточно долгая дорога, подумайте, чем можно себя развлечь, чтобы меньше устать. Не надо доказывать свою крутость, вас ждут дома. При движении не висите на хвосте впереди идущей машины, оставляйте достаточную дистанцию, чем больше- тем лучше и старайтесь двигаться с постоянной средней скоростью, как бы выравнивая колебания скорости впереди идущей колонны. Не психуйте, если вас обгоняют. Главное- держать выбранную скорость. Все равно далеко не уедут. А и уедут- не велика потеря.

Добавлено спустя 12 минут 31 секунду:

Вдогонку к рельсам. Не ехайте по рельсам, покрышки прорежете. Особо если рельсы старые и укатанные- на краях образуется наклеп с острыми кромками. А колесо теряет сцепление и норовит пробуксовать. Токарный станок, в общем.

Оценка стоимости маневра.
Как бы и не в тему, а может и главное. Наверно, сойдет для вступления.
Так вот. Перед выполнением маневра на дороге настоятельно рекомендуется провести экспресс- оценку стоимости результата. Сравниваются успешный и неуспешный результат:
Успешный: ты сэкономил время, от 0 до 1 часа. Больше- вряд ли.
И получил положительные эмоции.
Неуспешный:потерял время от 1 часа и нервы, надо бегать по инстанциям и что-то доказывать, требуется ремонт, машины больше нет, братва поставила на счетчик, обмен жилплощади, больница, кладбище (нужное подчеркнуть).
Все, кто хоть раз попал (даже по мелочи), начинают думать как AlexABel. Потому что полученный стресс и состояние внутренней обиды очень даже незабываемые.

21310-1.7i темно-зеленый
Гость

Reg.: 12/6/2004
Topics / Posts: 628 / 51730

11/22/2005, 6:44 PM +03
Случай стандартный - особенно когда еще и под острым углом выезжаешь. Я так чуть дедулю на праворульном джипчике не стукнул. Дед выкатил большую часть корпуса на полосу - только сам остался еще в повороте [:)] и затормозил. А я башку на 180 (ну на 160 точно) выворачивал :). Ваще в таких случаях меня учили чаще головой крутить туда-сюда :). Вот и кручу уже 15 лет - помогает.
Niva 4x4 / Техника Нивы / Приемы вождения / Стандартные ситуации