Niva est vita!
Нива 4x4
Клуб нивоводов. Основатель —
Ермолов Алексей Игоревич, aka ALER
Поиск в Яндекс и Google

Регулятор давления задних тормозов (колдун)

Нива 4x4 / Техника Нивы / Общетехнический раздел
540 сообщений на предыдущих страницах
switch_on

Имя: Андрей
Рег.: 04.05.2010
Сообщений: 26
Откуда: Краснодар
Возраст: 46
Авто: бывшие: Нива 21214 2003 г.в. и ШНГ 2005 г.в., сейчас 2131 2002 г.в.

Lomonosov

Не соглашусь. В этой системе (приведенном к спокойному состоянию) при подаче ТЖ под давлением - она не вытесняет поршень наружу, т.к. нет вектора перепада давления в сторону выталкивания - а уж когда давление (вследствие перетекания жидкости через центральное отверстие манжеты вдоль стержня штока в верхнюю камеру) начнет возрастать в верхней камере - тут ему будет сопротивляться уже развитое давление в нижней камере - плюс сообщающиеся сосуды - по-моему градиент давления если и будет - то только из-за разницы скоростей потока. Неужели его достаточно чтобы таскать сильно сжатую манжету (которая по вертикали ограничена между нижней поверхностью головы штока и верхней поверхностью поперечины в виде буквы О, точнее паралепипида с скруглеными краями штока снизу) по зеркалу цилиндра и даже сжимать пружину ?
В общем надо стенд строить, может всё-так, как Вы утверждаете.

2131 Жаба - стандарт, без доработок, прогнили пороги, покрашена валиком
Asmussen

Имя: Дмитрий
Рег.: 19.03.2016
Сообщений: 900
Откуда: Дмитров
Возраст: 46
Авто: 2131 2010г.

switch_on
Не надо никаких стендов строить, всё давно уже подробно описано с картинками.
https://www.niva-faq.msk.ru/tehnika/obsch/ustrojst/albom/torm.htm
Выдержка оттуда:
Сила давления жидкости на верхний торец поршня с большей площадью поверхности в какой-то момент превысит силу давления жидкости, действующей на поршень снизу, и поршень, преодолевая сопротивление пружины, начнет опускаться вниз, следуя за коротким плечом рычага 44.

Нивовод волею судьбы
Lomonosov
Администратор

Имя: Алексей
Рег.: 05.03.2005
Тем / Сообщений: 106 / 5307
Откуда: Москва, САО
Возраст: 44
Авто: Шнива 2016 г.в. 120 ткм

В этой системе (приведенном к спокойному состоянию) при подаче ТЖ под давлением - она не вытесняет поршень наружу, т.к. нет вектора перепада давления в сторону выталкивания
Теперь я не соглашусь. Моделируем упрощенную систему. Выкидываем из колдуна ВСЁ кроме штока 5:



И "дуем" в одно из отверстий для тормозухи зажав второе отверстие пальцем. Шток будет выдвигаться из колдуна?

По моему разумению будет)))

"...правильнописание у меня хорошее, но почему-то хромает..."(с)
ИЖ-412 (95г.в.) 1998-2001 -> Нива-21213 (98г.в.) 2001-2007 -> Шнива (07г.в.) 2007-2016 -> Шнива(16г.в.) 2016-н.в.
И еще мотоцикл Минск (91г.в.) 1991-2011
Бумбараш

Рег.: 10.10.2020
Сообщений: 2544
Откуда: Архангельск
Авто: LADA 4X4 URBAN 2131 2017.г.в

По моему разумению будет
Конечно, будет![:up] Если не закис![:D]
switch_on

Имя: Андрей
Рег.: 04.05.2010
Сообщений: 26
Откуда: Краснодар
Возраст: 46
Авто: бывшие: Нива 21214 2003 г.в. и ШНГ 2005 г.в., сейчас 2131 2002 г.в.

Теперь я не соглашусь. Моделируем упрощенную систему. Выкидываем из колдуна ВСЁ кроме штока 5 и "дуем" в одно из отверстий для тормозухи зажав второе отверстие пальцем. Шток будет выдвигаться из колдуна?
Снова не соглашусь, т.к. только шток 5, без уплотнения в виде манжеты 2 - останется неподвижным, т.к. перепада давления между разделяемыми (причём - настолько не герметично разделяемыми - что даже с высокими скоростями потока на вход в верхний штуцер - не будет градиента давлений камер) камерами не будет!

Если же оснастить шток 5 плотно прилегающей к стенкам цилиндра и основанию штока манжетой (при условии что манжета также будет зафиксирована от осевого перемещения по стержню штока) - и подать ТЖ под давлением в верхний штуцер - то поршень поедет вниз до момента, когда ТЖ не начнет изливаться через нижний штуцер!

И это факт неоспорим!

Но учитывая сложную конструкция регулятора давления в задних тормозных цилиндрах, мне сложно визуализировать все процессы в "колдуне", когда ТЖ под давлением поступает в нижний штуцер, мне например непонятна роль распорного кольца 2, и вообще смутно представляю как происходит перекрытие потока ТЖ при нажатии (т.е. ограничении движения вниз штока 5) на нижнюю вилку штока - полагаю что распорное кольцо, движимое вверх штоком, перекрывает канал верхнего штуцера, так ?

2131 Жаба - стандарт, без доработок, прогнили пороги, покрашена валиком
Sokolov

Рег.: 12.04.2006
Тем / Сообщений: 19 / 3394
Откуда: г. Новокуйбышевск Самарской обл.
Возраст: 46
Авто: ВАЗ 2131 2007г, Шкокодил 1998г

Снова не соглашусь, т.к. только шток 5, без уплотнения в виде манжеты 2 - останется неподвижным, т.к. перепада давления между разделяемыми (причём - настолько не герметично разделяемыми - что даже с высокими скоростями потока на вход в верхний штуцер - не будет градиента давлений камер) камерами не будет!
Уплотнитель 3 забыл? Сам поршень-5 трёхмерная жидкость вытесняет.
Как в упорах двери задка или "газовых" аммортизаторах.

Я думаю так Колдун "кастует".
При постоянном усилии на педаль и установившимся давлении в системе.
При поднятии задка от торможения поршень-5 и кольцо-2 движется вниз к манжете-8 и перекрывает подачу тормозухи, при дальнейшем продвижении поршень снижает давление в задних тормозах.


А вот почему летняя и зимняя резина требуют разной настройки колдуна не знаю.

Да-а!.. Я умных разговоров не знаю, а поговорить-то с вами хочется! (С) Вересаев В. В.
switch_on

Имя: Андрей
Рег.: 04.05.2010
Сообщений: 26
Откуда: Краснодар
Возраст: 46
Авто: бывшие: Нива 21214 2003 г.в. и ШНГ 2005 г.в., сейчас 2131 2002 г.в.

Уплотнитель 3 забыл?
А какое влияние на движение штока оказывает резиновый уплотнитель 3 ? У него никакой иной функции, кроме как герметизировать стык штока и корпуса колдуна, чтобы ТЖ через нижнее отверстие под стержень штока не проникала наружу корпуса (т.е. предотвращает утечки ТЖ).
Сам поршень 5 трёхмерная жидкость вытесняет.
Как в упорах двери задка или "газовых" аммортизаторах.
ОК, вместо трёхмерная жидкость читаю тормозная жидкость, скорее всего автозамена. Но причем тут газовые амортизаторы понять не могу, аналогия ИМХО неуместна - совсем иные процессы происходят в "колдуне".
Я думаю так Колдун "кастует".
Вообще не понимаю смысла этой фразы
При постоянном усилии на педаль и установившимся давлении в системе.
При поднятии задка от торможения поршень-5 и кольцо-2 движется вниз к манжете-8 и перекрывает подачу тормозухи, при дальнейшем продвижении поршень снижает давление в задних тормозах.
Первое предложение также не понимаю к чему написано.
По второму предложению - применительно к ВАЗ2131 с последовательной схемой трубопроводов тормозных контуров - когда нажимается педаль тормоза и ТЖ от ГТЦ начинает поступать в передние гидроцилинды (нижний и средний тормозные цилиндры передних супортов запитаны от переднего поршня ГТЦ, верхние цилиндры - от заднего поршня ГТЦ, от него же запитываются и задние гидроцилиндры), и менее интенсивно (т.к. торсион "колдуна" через короткий рычаг ограничивает движение штока вниз) в задние гидроцилиндры, корпус автомобиля приседает на передние колеса, изменятся положение кузова и увеличивается расстояние между кузовом и задним мостом. Это изменяет положение торсиона, короткий рычаг торсиона уходит вниз, перестает давить на вилку штока-5, что освобождает шток-5 снизу шток-5 начинает опускаться (почему шток-5 опускается и выдвигается из корпуса колдуна, я сам понять не могу, и пока что не получил на форуме логичное разъяснение процессов в "колдуне"), это приводит к увеличению подачи ТЖ (как физически это происходит в колдуне, я так-же не понимаю, и на форуме логичное разъяснение как увеличивается поперечное сечение канала для пропуска большего потока ТЖ - я пока тоже не получил) в задние гидроцилиндры, что увеличивает тормозные усилия в задних барабанах.
Итого, тормозной процесс на задней оси выглядит как динамично изменяющийся - положение задней части кузова задает большее или меньшее давление в задних тормозных цилиндрах - т.е. кузов поднимается относительно заднего моста - подача ТЖ увеличивается, активное торможение, потом кузов приближается к заднему мосту, и соотв. короткий рычаг торсиона поднимается и ограничивает шток "колдуна" от опускания и соотв. происходит уменьшение подачи ТЖ, происходит растормаживание и снова кузов идет вверх - и так в режиме амплитудных затуханий процессов торможения~растормаживания.
На данном эскизе есть все детали устройства привода , которые помогут визуализировать процесс торможения в зависимости от взаимного положения кузова и заднего моста (при увеличении расстояния между кузовом и мостом происходит опускание короткого рычага торсиона, что приводит к возможности перемещения штока-5 вниз, происходит увеличение подачи ТЖ в верхнюю камеру и соотв. рост давления в задних гидроцилиндрах ).
Вы утверждаете что начале торможения ("поднятии задка") перекрытие (уменьшение) подачи ТЖ происходит вследствие движения штока-5 вниз, вместе с ним вниз движется распорное кольцо-2 (кстати, данное распорное кольцо никак не связано ни с головой штока, ни с цилиндрическим каналом корпуса колдуна, не имеет плотных посадок ни с головой штока-5, ни плотной посадки в цилиндр корпуса, и за счёт чего оно двигается вниз ?), которое прижимается при движении вниз к манжете-8 и каким-то образом перекрывает поступление ТЖ в верхнюю камеру корпуса. Поясните, по Вашему, за счет каких сил происходит плотное прижатие распорного кольца-2 к манжете-8 ?
Вы ошибаетесь - уплотнительная мажета-8 надета на шток-5 и ограничена снизу от осевого перемещения относительно штока-5 подпружиненным упорным кольцом-7, а сверху самой стальной головой штока-5 - и соотв. неподвижна в осевом положении относительно поршня. Манжета-8 двигается вместе со штоком-5 по вертикали относительно корпуса цилиндра "колдуна" синхронно, т.к. "заперта" на штоке-5! И соотв. никакого плотного прижатия головы штока-5 к манжете-8, равно как и плотного прижатия распорного кольца-2 к манжете-8 не происходит!
Также Вы ошибаетесь в том, что в начале торможения ("поднятии задка") происходит процесс уменьшения подачи ТЖ в задние цилиндры - нет и еще раз НЕТ - как раз таки происходит увеличение подачи ТЖ, что приводит к торможению и опусканию кузова ближе к заднему мосту!
А вот почему летняя и зимняя резина требуют разной настройки колдуна не знаю.
Это элементарно - разные сцепные характеристики летней и зимней резины (с учетом климатических характеристик при эксплуатации) требуют разной настройки - и большим наклоном корпуса колдуна против часовой стрелки (если смотреть со стороны правой задней колесной арки) добиваемся более позднего срабатывания задних тормозов на зимней резине (на скользких покрытиях важно чтобы не начался первичный неконтролируемый снос задней оси).
Может у кого есть видео, описывающее процессы торможения и растормаживания в "колдуне" ?

2131 Жаба - стандарт, без доработок, прогнили пороги, покрашена валиком
Cossack

Рег.: 27.07.2009
Тем / Сообщений: 2 / 791
Откуда: Москва (пока, далее посмотрим), был - Торонто, Канада
Возраст: 52
Авто: Гранта лифтбэк '24, был - Нива 21214 моноинжектор, 96 г., в Канаду шла под маркой Cossack

Потому-то он и зовется колдуном, что никто не знает, что в нем происходит и как он работает (когда работает) [:)]

Отмеряй микрометром, отмечай мелом, отрубай топором
Engineer

Имя: Engineer
Рег.: 19.05.2007
Тем / Сообщений: 1 / 3357
Откуда: 78 регион
Возраст: 77
Авто: ВАЗ 21214м 2011 год ЭБУ ME17.9.7

никто не знает, что в нем происходит
Боюсь, что даже разработчики не знают. Так получилось само.
switch_on

Имя: Андрей
Рег.: 04.05.2010
Сообщений: 26
Откуда: Краснодар
Возраст: 46
Авто: бывшие: Нива 21214 2003 г.в. и ШНГ 2005 г.в., сейчас 2131 2002 г.в.

Вчера в личку мне кинули ссылку на статью (вот она https://avtoyoutubb.ru/regulyato…9826de7e223bbc8143#comment-11023 ), как на истину в последней инстанции. Решил проверить статью на уникальность - какое там - сразу кучу как полных клонов, так и сокращенных и даже более испоганенных вариантов нашел.
К сожалению, всё-чаще сталкиваюсь с тем, что по первым ссылкам в результате поискового запроса лучше не ходить вообще - куча хаотичного текста из разных источников по принципу "смешал божий дар с яичницей" и дофига таргетированной рекламы на страницы. Содержание таких статей на дилетантском уровне.

Попытался добавить комментарий, вот его текст:

Вот именно такие статьи, с грубыми ошибками при описании физических процессов, и вводят в заблуждение владельцев классики и немногочисленных коммерческих автослесарей, не бросивших техническое обслуживание классики.
В разделе "Принцип работы" автор пишет:
"«Колдун» прикреплен к кузову, он поднимается вместе с ним. Так как он соединен посредством рычага с задней осью, которая неподвижна относительно дороги, при движении вверх кузова автомобиля, давление этого рычага на поршень регулятора уменьшается. Он, под действием возвратной пружины, прикрывается и уменьшает давление тормозной жидкости к задним рабочим цилиндрам."
Хочется всенепременно спросить безмерно уважаемого автора, а что в таком случае произойдет дальше? По видимому автор затруднится с ответом, посему возьму на себя смелость ответить за него: "прикрывается и уменьшает давление тормозной жидкости к задним рабочим цилиндрам -> что приводит к еще большему растормаживанию и еще большему поднятию задней части корпуса автомобиля, т.к. передние тормоза по-прежнему эффективно работают, а задние почти перестали!" Но на практике, классика с исправно работающим колдуном, запускает в работу задние тормоза сразу после начала работы передних!
Так что-же на самом деле происходит? Так вот, когда короткий рычаг торсиона опускается при поднятии задней части кузова, и даёт возможность выдвижения штока колдуна из корпуса, в верхней внутренней части корпуса колдуна приоткрывается большая площадь поперечного сечения для прохода тормозной жидкости, которая поступает к задним цилиндрам, торможение увеличивается, задняя часть кузова опускается ближе к заднему мосту! Как только происходит опускание кузова, короткий рычаг торсиона вдавливает шток колдуна внутрь корпуса, поток тормозной жидкости сокращается, давление в задних гидроцилиндрах падает, происходит растормаживание!
Также весьма ошибочное мнение что загрузка задней части кузова изменяет работу колдуна, так вот - не путайте следствие с причиной - работа колдуна зависит только (и исключительно) от расстояния между кузовом и задним мостом, т.к. этим управляется торсион, коротким рычагом которого регулируется степень свободы выдвижения штока колдуна вниз. Именно поэтому опасно менять штатные пружины и амортизаторы на более жёсткие - это приводит к изменению характеристик торможения задних колёс, и более ранней блокировке задних колес относительно передних - и здравствуй неуправляемый снос задней оси на гололёде!

Сейчас мой комментарий ожидает утверждения.

2131 Жаба - стандарт, без доработок, прогнили пороги, покрашена валиком
Magirusby

Рег.: 20.02.2017
Сообщений: 1942
Откуда: Беларусь Пинск
Возраст: 60
Авто: ВАЗ-212180 моно 2000

Сейчас мой комментарий ожидает утверждения.
И этот твой комментарий добавляет ещё больше бреда в эти статьи. Ты опять всё напутал и перевернул. Читать и переводить - нет времени на бред. Гидравлику учи и математику (соотношение площадей и сил от них).
т.е. кузов поднимается относительно заднего моста - подача ТЖ увеличивается, активное торможение, потом кузов приближается к заднему мосту, и соотв. короткий рычаг торсиона поднимается и ограничивает шток "колдуна" от опускания и соотв. происходит уменьшение подачи ТЖ, происходит растормаживание
В реальности всё с точностью наоборот. Чем больше загружена машина и ближе кузов к мосту (дороге) - тем сильнее нужны тормоза и колдун большее пропускает давление, так как торсион закручен (это пружина) и дополнительно вдавливает шток колдуна.
При торможении зад приподымается и торсион ослабляет своё действие на шток (это фактически поршень гидроцилиндра одностороннего действия). Только жидкость его давит наружу и закручивает торсион. И тут же изолирует задние тормозные цилиндры от главного и от цилиндров передних, с ними спаренных. При дальнейшем подъёме кузова поршень (шток) движется наружу (внутри давление то не слабое), а торсион ещё позволяет чуть выдвинуться до наступления равновесия (чуть падает давление в задних цилиндрах - и только в них). И так каждую долю секунды и каждый микрон хода штока. Я всё сказал.[:D]

П.С. Хочется подискуссировать - в личку.[:banghead]
Asmussen

Имя: Дмитрий
Рег.: 19.03.2016
Сообщений: 900
Откуда: Дмитров
Возраст: 46
Авто: 2131 2010г.

Боюсь, что даже разработчики не знают. Так получилось само.
Точно. Проектировали ведь чтоб шток утапливался. А оказалось, что поршень под давлением почему-то выдвигается наружу. Почему никто не знал. Решили колдуном назвать.

Нивовод волею судьбы
switch_on

Имя: Андрей
Рег.: 04.05.2010
Сообщений: 26
Откуда: Краснодар
Возраст: 46
Авто: бывшие: Нива 21214 2003 г.в. и ШНГ 2005 г.в., сейчас 2131 2002 г.в.

И этот твой комментарий добавляет ещё больше бреда в эти статьи. Ты опять всё напутал и перевернул. Читать и переводить - нет времени на бред. Гидравлику учи и математику (соотношение площадей и сил от них)...

П.С. Хочется подискуссировать - в личку
Поставьте себя на место собеседника - Вам бы захотелось общаться с собеседником после такого хамского комментария ? Мне 46 лет, я к.т.н. (тема моей недавней диссертации - построение алгоритмов на основе кодов Рида-Соломона для коррекции ошибок в двухмерных массивах цифровых данных программно-аппаратных комплексов, используемых в ТЭК РФ), и с большей долей вероятности могу утверждать что мой уровень образования в физике и математике превышает Ваш.
P.S.: попрошу мне не тыкать и сменить тон - я не крепостной холоп, равно и как последних баринов мои предки задавили более ста лет назад.
В реальности всё с точностью наоборот. Чем больше загружена машина и ближе кузов к мосту (дороге) - тем сильнее нужны тормоза и колдун большее пропускает давление, так как торсион закручен (это пружина) и дополнительно вдавливает шток колдуна.
При торможении зад приподымается и торсион ослабляет своё действие на шток (это фактически поршень гидроцилиндра одностороннего действия). Только жидкость его давит наружу и закручивает торсион. И тут же изолирует задние тормозные цилиндры от главного и от цилиндров передних, с ними спаренных. При дальнейшем подъёме кузова поршень (шток) движется наружу (внутри давление то не слабое), а торсион ещё позволяет чуть выдвинуться до наступления равновесия (чуть падает давление в задних цилиндрах - и только в них). И так каждую долю секунды и каждый микрон хода штока.
Ок, примем данное как постулат. Тогда ответьте на вопрос, являющийся следствием из моего комментария:
"Хочется всенепременно спросить безмерно уважаемого автора, а что в таком случае произойдет дальше? По видимому автор затруднится с ответом, посему возьму на себя смелость ответить за него: "прикрывается и уменьшает давление тормозной жидкости к задним рабочим цилиндрам -> что приводит к еще большему растормаживанию и еще большему поднятию задней части корпуса автомобиля, т.к. передние тормоза по-прежнему эффективно работают, а задние почти перестали!" Но на практике, классика с исправно работающим колдуном, запускает в работу задние тормоза сразу после начала работы передних!

Вопрос - при начале торможения и поднятии задней части кузова, и соотв. при перемещении штока колдуна вниз, по Вашему происходит уменьшение подачи ТЖ, и снижение давления в задних тормозных цилиндрах, так ? Но ведь это приводит к еще большему поднятию задней части кузова и соотв. фактически полному отключению задних тормозов, так ? В итоге это приводит к полной разгрузке заднего моста, и его неуправляемому заносу, так ? Но на практике с работающим регулятором этого не происходит, верно ?

Моя же версия алгоритмов работы регулятора задних тормозных сил полностью объясняет процессы при торможении и растормаживании задних колёс. Попробуйте оспорить (только не с позиции ментора, а рассказать логику работы, вполне допускаю что Вы можете оказаться правы, а я не прав), если не согласны!

Если Вы позиционируете себя как знатока, детально понимающим все процессы, происходящие в "колдуне", прошу дать разъяснение на моих два главных вопроса, остающихся для меня "списком вероятных версий", но не истиной. Вопросы:
1. При первичном резком нажатии на тормоз, и поднятии задней части кузова относительно заднего моста и соотв. опускания короткого рычага торсиона вниз, шток-5 выдвигается из корпуса за счет каких сил ? Пружина-6 наоборот пытается поднять шток-5 вверх, перетекание ТЖ из нижнего штуцера в верхний через неплотное прилегание манжеты-8 к оси штока-5 и зазор между головой штока-5 и распорным кольцом-2 по сути образует сообщающиеся камеры (с равным давлением ТЖ в них), где разность давлений можно получить только гидросопротивлением деталей скоростному потоку ТЖ - но опять же в данном случае поток направляется таким образом, что должен поднимать шток-5, а не опускать его! Почему шток-5 выдвигается из корпуса вниз в начале торможения ?
2. Как внутри колдуна происходит уменьшение подачи ТЖ из нижнего штуцера в верхний ? При каком движении штока-5 происходит уменьшение подачи ТЖ - при движении штока-5 вниз или вверх ?

2131 Жаба - стандарт, без доработок, прогнили пороги, покрашена валиком
Нива 4x4 / Техника Нивы / Общетехнический раздел / Регулятор давления задних тормозов (колдун)