Niva est vita!
Niva 4x4
Lada Niva owners club
Yandex and Google search

Оптимальные обороты двигателя — вред для машины и экономия

Niva 4x4 / Техника Нивы / Общетехнический раздел
510 older posts on previous pages
Erlic

Name: Эрик Турман
Reg.: 8/10/2018
Posts: 20
From: Видное
Age: 51
Car: LADA4x4 3D Bronto, 2018 г.в.

8/30/2018, 12:10 AM +03
От 60 до 70 на какой?
Можно и на третьей, можно и на четвёртой. Вот же придрались к опечатке[:D]

Fais ce que dois, advienne, que pourra
ArchibalD_666

Reg.: 9/10/2013
Topics / Posts: 19 / 565
From: Россия, Москва-Тула
Age: 32
Car: Нива 21214м, 2013г.; Нива 21214, 2009г. (рама, вояки, рк-69...)

8/30/2018, 2:14 AM +03
до 70-ти разгон на 3й передаче. но это именно разгон, т.е. кратковременное явление. в любом случае опытный водитель поймёт и почувствует, когда двигателю легко, а когда тяжело... плюс у нас тахометр есть, особо замороченные могут графики посмотреть

nibor

Reg.: 10/10/2012
Topics / Posts: 24 / 3335
From: Москва
Age: 55
Car: 213100М 2011г Е-газ

12/16/2019, 2:37 PM +03
молотящий на средних оборотах двигатель может действительно ходить долго и надежно - было бы изначально качество деталей и своевременный уход.
http://wiki.zr.ru/Износ_двигателя
Что и требовалось доказать

"У нас кладут асфальт местами и немного
Чтоб всякий оккупант на подступах застрял" (С.Трофимов)
Shuhrat

Reg.: 3/30/2008
Topics / Posts: 11 / 2682
From: Сургут
Age: 34
Car: ВАЗ 21310i 2012г октябрь

12/16/2019, 3:04 PM +03
в любом случае низкие обороты: это перекладка поршней, вибрация их в конвульсиях, нагрузка на вкладыши, плохая продувка цилиндра, от этого нагар на свечах, на поршнях мох растет, на низких оборотах не проворачиваются клапана...
Вот такое у меня мнение сложилось после эксплуатации нивы, перечитывания форума, анализа, своих мыслей и т.д..
как было читано:
3 передача не менее 40км в час, разгон до 60-70, 4 минимум 60, 5 минимум 90.. как то так..)
мое мнение, не стараюсь навязывать но отстаивать и спорить на правоте буду [:D]

Пробег 135200 км
nibor

Reg.: 10/10/2012
Topics / Posts: 24 / 3335
From: Москва
Age: 55
Car: 213100М 2011г Е-газ

12/28/2019, 11:50 PM +03
Уже приводил ссыль на толковую Зарулевскую статью об износе ДВС в зависимости от оборотов.Решил перетащить сюда (на всякий случай)[:think]

Основной вопрос этой статьи - а не приводит ли езда на низких оборотах к преждевременному износу мотора? И, какие режимы самые «износообразующие»...
Постановка экспертных испытаний, в целом, понятна. Двигатель – один и тот же: ВАЗовский «восьмиклапанник». Стенд, аппаратура, бензин и несколько канистр масла – каждый цикл испытаний требует его замены. Задача простая – надо «проехать» одно и тоже расстояние, с одной скоростью, но используя различные режимы работы двигателя. На разных передачах…
Как этого достичь? Ехать можно на одной и той же скорости, поддерживая обороты двигателя и 1500, и 2500, и даже 4000 об/мин. Чем выше обороты – тем ниже передача, важно, чтобы мощность, выдаваемая мотором, была бы одинакова. На стенде это сделать просто – крутящий момент измеряем по динамометру, обороты известны – следовательно, и мощность знаем. «Скорость» множим на моточасы, которые мы тоже фиксируем – вот вам и пробег.
С износом сложнее – придется каждый раз, после наработки двигателя на фиксированном режиме заданного времени, мотор разбирать и взвешивать основные детали, образующие узлы трения, это вкладыши подшипников и поршневые кольца. Плюс к тому – дополнительный промежуточный контроль, который будем проводить, определяя содержание продуктов износа в пробах масла. Нашли хром – стало быть, изнашиваются первые поршневые кольца; обнаружили железо – цилиндры и шейки вала; появилось олово – оно определит скорость износа вкладышей подшипников (поскольку входит в состав антифрикционного слоя); алюминий – следствие износа поршней и подшипников распределительного вала.
Двигатель отработал на заданных постоянных режимах с примерно одинаковой мощностью по 50 моточасов на каждом. Немного для ресурса, но мы получаем скорости износа, а дальше простой экстраполяцией оцениваем и примерный ресурс мотора. При этом обороты двигателя на циклах испытаний меняли от 1200 до 4000, то есть больше, чем в три раза. А потом нагрузку на мотор увеличили – и еще раз прогнали цикл. А потом – еще… Получилась объемистая таблица, где для каждой точки режима была записана своя скорость износа, причем разделенная по узлам – подшипникам и кольцам.

Так меняется средняя скорость износа первых поршневых колец двигателя при изменении режима работы(рис.1)
«Черные зоны» активного износа обнаружились сразу. Самые серьезные - когда на малые обороты накладывается большая нагрузка, и с высокой температурой масла. Скорость износа в таком режиме максимальна – как для подшипников, так и поршневых колец с цилиндрами. У двигателистов эта область называется ЗОНОЙ БУКСИРОВОЧНЫХ РЕЖИМОВ.
С ростом оборотов зона износа сразу стала уменьшаться и где-то при 1800 об/мин – исчезла. Все узлы трения «всплыли» на масляные пленки, прямой контакт между поверхностями деталей исчез – и с ним и скорость износа обратилась практически в ноль. Но надо понимать, что ноль скорости износа на графиках, не означает, что его нет, просто износ на этих режимах меньше погрешности измерения. На практике, конечно, не совсем так. Микрочастицы пыли, продуктов износа, сажи, проскочившие масляный фильтр, дадут какой-то износ и здесь.

А так – вкладышей шатунных подшипников (рис.2)
С увеличением частоты вращения коленчатого вала, зона износа снова начинает появляться и расти. В нашем случае – уже где-то с режимов 3800 об/мин при большой нагрузке, и дальше – прогрессирует. Причем, здесь износ подшипников и поршневых колец с цилиндрами ведет себя по-разному. Быстрее всего высокие обороты начинают чувствовать подшипники коленчатого вала. Почему? Дело в том, что с ростом оборотов резко увеличиваются нагрузки на подшипники – давление инерционных сил от оборотов зависит в квадрате. А вот кольца свой износ снова получают с больших частот вращения – где-то с 4500 об/мин, и там это связано в основном с ростом температуры масла.
Где же наиболее благоприятная зона эксплуатации мотора? У испытанных нами вазовских «восьмерок» (неважно, карбюраторных или впрысковых, восьми- или шестнадцатиклапанных), зона оптимальных оборотов, при которых мотор способен воспринимать любые нагрузки без какого-либо ущерба для себя, составляет примерно 2000…3000 об/мин. Тут мы учитываем, что исходное состояние двигателя может быть разным, да и моторные масла – тоже… Принцип простой – чем больше изношен двигатель, тем выше нижняя и тем ниже верхняя границы зон безызносной работы. Чем выше вязкость масла, тем с более низких оборотов можно безопасно грузить мотор. Но точных цифр нет – очень это индивидуально.
А как это соотнести с моторами другой размерности? Тут есть одна зацепка… В принципе, узлы трения мотора чувствуют не обороты, а линейные скорости перемещения поверхностей деталей. Есть такой параметр мотора – средняя скорость движения поршня, это произведение хода поршня на частоту вращения коленчатого вала, деленное на тридцать. Тот диапазон, который мы получили, примерно соответствует средним скоростям поршня 5…7 м/с. Это значит, что для «длинноходовых» двигателей, которых ход поршня больше диаметра, зона оптимальных режимов сместится в область более низких оборотов. Отсюда – и их «эластичность». У «коротокоходных» зона оптимальных режимов сместится в область более высоких оборотов.
Кстати, именно этот диапазон изменения средних скоростей поршня обычно закладывают для определения основных зон эксплуатации двигателей с большими ресурсами. Судовых дизелей, дизель-генераторов и т.д.
Так что – берите свою размерность, выполните элементарные действия, и приблизительно получите свой диапазон безопасных оборотов. Но это так, приблизительно…
А в целом, вывод понятен. Мотору вредны как низкооборотные режимы с тяжелыми нагрузками, так и экстремальные обороты.
АЛЕКСАНДР ШАБАНОВ
рис_1.jpg
рис_1.jpg
рис1
рис_2.jpg
рис_2.jpg
рис.2

"У нас кладут асфальт местами и немного
Чтоб всякий оккупант на подступах застрял" (С.Трофимов)
Engineer

Reg.: 5/19/2007
Posts: 1369
From: Санкт-Петербург
Age: 73
Car: ВАЗ 212140 (Е-газ, Е-тормоз, Е-сцепление)) 13.12.2011 г. МЕ17.9.7. 49999 км.,

12/29/2019, 12:33 AM +03
зона оптимальных оборотов, при которых мотор способен воспринимать любые нагрузки без какого-либо ущерба для себя, составляет примерно 2000…3000 об/мин.
Вот это поддерживаю - у меня оптимальные обороты от 2 500 до 3 200. Ниже двух тысяч двигатель начинает "бухтеть", выше трёх с половиной - "звенеть".

Почтенный сирота (осталась только одна Нива из трёх). :-(
Тотоша

Name: Антон
Reg.: 4/11/2008
Posts: 510
From: Москва была, теперь рязанская обл. Пителино
Age: 47
Car: Нива 21214 2007г.в

12/29/2019, 8:33 AM +03
Интересно, сколько проживет двигатель (коробку в расчет не берем), если на 5 передаче все время давить в пол на 2000 об ? И проживет ли он дольше, если на пятой давить в пол на 3500. Что-то мне подсказывает, что если давить на второй передаче в пол в диапазоне 2000-5000, то двиглу ничего особенно не будет. Во времена веселые очень часто крутил мотор на своей 21053 на низжих (1,2,3 передачах), да и по трассе пилил на 4 передаче (пятой не было) на 120-130 км.ч при паре 4,1. Масло было минеральное, продал с пробегом 130 т.км, без каких-либо признаков износа двигателя, с нулевым расходом масла.

Dunlop grandtrek MT2 235/85/16 на ковке 5,5. гп 4.3, РК 3:1, КПП 4,48, СРПМ,пневмоблоки, лифт 5 см (лучше так не делать), по асфальту не езжу.
Gena

Name: Геннадий
Reg.: 3/16/2011
Posts: 514
From: Ханты-Мансийск
Age: 56
Car: ваз-21310;1,7i;2003г.в.-продал; SY Kyron 2,0Xdi 2010г .в.,ВАЗ-21310,2016г.в.

12/29/2019, 10:52 AM +03
У меня порог переключения на низшую передачу 1500.Т.е.60кмчас на 5-й в порядке вещей.Никого не агитирую.Первую Ниву продал на пробеге 110 000км.Новый владелец не знаю сколько наездил,но ездит(в одном селе живём),колпачки масляные только заменил.Больше в двигатель не лазили.Масло Лукойл супер до 100 000км.Сейчас новая Нива и иномарка.Также езжу[:;)],но масло уже Лукойл Люкс[:D]
Uncle Bob

Reg.: 2/18/2013
Posts: 693
From: Москва
Age: 57
Car: ВАЗ-21213 2001г. 21214М 2010г.

12/29/2019, 1:37 PM +03
Я лично не фанат максимального моторосбережения
Сообщение старое, но мудрое!
Тапку -в пол. А когда оно износится- откапиталим или заменим мотор. Беречь мотор ВАЗа- это онанизм, при его цене... .
Engineer

Reg.: 5/19/2007
Posts: 1369
From: Санкт-Петербург
Age: 73
Car: ВАЗ 212140 (Е-газ, Е-тормоз, Е-сцепление)) 13.12.2011 г. МЕ17.9.7. 49999 км.,

12/29/2019, 2:37 PM +03
А когда оно износится- откапиталим или заменим мотор.
Можно. Но вот время жалко на это тратить. Оно ведь у нас ограничено.
А поддерживать обороты в оптимальных пределах - это же нетрудно совсем. Во всяком случае, для меня.
12/29/2019, 4:43 PM +03
откапиталим
- от капитализма?

Почтенный сирота (осталась только одна Нива из трёх). :-(
Gena

Name: Геннадий
Reg.: 3/16/2011
Posts: 514
From: Ханты-Мансийск
Age: 56
Car: ваз-21310;1,7i;2003г.в.-продал; SY Kyron 2,0Xdi 2010г .в.,ВАЗ-21310,2016г.в.

12/29/2019, 8:02 PM +03
Тапку -в пол. А когда оно износится- откапиталим или заменим мотор. Беречь мотор ВАЗа- это онанизм, при его цене... .
Во!А народ тут спорит какое масло лучше,какой фильтр.На каких заправках бензин качественнее.[:D]
Тотоша

Name: Антон
Reg.: 4/11/2008
Posts: 510
From: Москва была, теперь рязанская обл. Пителино
Age: 47
Car: Нива 21214 2007г.в

12/29/2019, 10:58 PM +03
Помимо мотора у нас еще коробка дохлая, богатая на люфты трансмиссия, поэтому режим тапка в пол ниве явно противопоказан. Да и редко кто так ездит, дави - не дави, толку мало, рев один и вой...

Dunlop grandtrek MT2 235/85/16 на ковке 5,5. гп 4.3, РК 3:1, КПП 4,48, СРПМ,пневмоблоки, лифт 5 см (лучше так не делать), по асфальту не езжу.
LKA

Name: Konstantin
Reg.: 11/6/2016
Topics / Posts: 1 / 292
From: Курган
Age: 40
Car: 21213 1995

12/30/2019, 9:21 AM +03
А когда оно износится- откапиталим или заменим мотор. Беречь мотор ВАЗа- это онанизм, при его цене... .
хорошо так рассуждать, когда живешь в теплом гараже со всем инструментом, сварочным полуавтоматом и нужными станками, а я живу на стройке и чиню свою ниву саморезами...

Отличный конструктор для детей послешкольного возраста, а если правильно собрать, то он реально тащит.
ArchibalD_666

Reg.: 9/10/2013
Topics / Posts: 19 / 565
From: Россия, Москва-Тула
Age: 32
Car: Нива 21214м, 2013г.; Нива 21214, 2009г. (рама, вояки, рк-69...)

12/30/2019, 12:14 PM +03
60кмчас на 5-й в порядке вещей.
нива не едет в таких условиях, а поддерживает движение.
лично мне это жутко дискомфортно, а что там двигателю - мне пофигу, ибо это железка и не более.
вот я езжу каждые выходные по 200км туда и обратно, бОльшую часть пути по трассе со скоростью 120-130км/ч, обороты соответственно порядка 4000 об/мин. пробег прибрижается к 100т.км., намёка на повышенный износ пока не замечено (масло не жрёт, едет бодро, посторонних звуков-запахов нету).
по городу же манера езды динамичная, соответственно обороты постоянно в диапазоне 2000-3500. быть может это и компенсирует "ускоренный износ", который я получаю от езды по трассе, основываясь на данные из статьи?

Niva 4x4 / Техника Нивы / Общетехнический раздел / Оптимальные обороты двигателя — вред для машины и экономия