Niva est vita!
Нива 4x4
Клуб нивоводов. Основатель —
Ермолов Алексей Игоревич, aka ALER
Поиск в Яндекс и Google

Оптимальные обороты двигателя — вред для машины и экономия

Нива 4x4 / Техника Нивы / Общетехнический раздел
510 сообщений на предыдущих страницах
Erlic

Имя: Эрик Турман
Рег.: 10.08.2018
Сообщений: 20
Откуда: Видное
Возраст: 55
Авто: LADA4x4 3D Bronto, 2018 г.в.

От 60 до 70 на какой?
Можно и на третьей, можно и на четвёртой. Вот же придрались к опечатке[:D]

Fais ce que dois, advienne, que pourra
ArchibalD_666

Рег.: 10.09.2013
Тем / Сообщений: 19 / 600
Откуда: Россия, Москва-Тула
Возраст: 36
Авто: Нива 21214м, 2013г.; Нива 21214, 2009г. (рама, вояки, рк-69...)

до 70-ти разгон на 3й передаче. но это именно разгон, т.е. кратковременное явление. в любом случае опытный водитель поймёт и почувствует, когда двигателю легко, а когда тяжело... плюс у нас тахометр есть, особо замороченные могут графики посмотреть

nibor

Рег.: 10.10.2012
Тем / Сообщений: 78 / 8168
Откуда: Москва
Возраст: 60
Авто: 213100М-30-10 2011г Е-газ

молотящий на средних оборотах двигатель может действительно ходить долго и надежно - было бы изначально качество деталей и своевременный уход.
http://wiki.zr.ru/Износ_двигателя
Что и требовалось доказать

"У нас кладут асфальт местами и немного
Чтоб всякий оккупант на подступах застрял" (С.Трофимов)
Shuhrat

Рег.: 30.03.2008
Тем / Сообщений: 17 / 3391
Откуда: Сургут
Возраст: 38
Авто: ВАЗ 21310i 2012г октябрь

в любом случае низкие обороты: это перекладка поршней, вибрация их в конвульсиях, нагрузка на вкладыши, плохая продувка цилиндра, от этого нагар на свечах, на поршнях мох растет, на низких оборотах не проворачиваются клапана...
Вот такое у меня мнение сложилось после эксплуатации нивы, перечитывания форума, анализа, своих мыслей и т.д..
как было читано:
3 передача не менее 40км в час, разгон до 60-70, 4 минимум 60, 5 минимум 90.. как то так..)
мое мнение, не стараюсь навязывать но отстаивать и спорить на правоте буду [:D]

Пробег 135200 км
nibor

Рег.: 10.10.2012
Тем / Сообщений: 78 / 8168
Откуда: Москва
Возраст: 60
Авто: 213100М-30-10 2011г Е-газ

Уже приводил ссыль на толковую Зарулевскую статью об износе ДВС в зависимости от оборотов.Решил перетащить сюда (на всякий случай)[:think]

Основной вопрос этой статьи - а не приводит ли езда на низких оборотах к преждевременному износу мотора? И, какие режимы самые «износообразующие»...
Постановка экспертных испытаний, в целом, понятна. Двигатель – один и тот же: ВАЗовский «восьмиклапанник». Стенд, аппаратура, бензин и несколько канистр масла – каждый цикл испытаний требует его замены. Задача простая – надо «проехать» одно и тоже расстояние, с одной скоростью, но используя различные режимы работы двигателя. На разных передачах…
Как этого достичь? Ехать можно на одной и той же скорости, поддерживая обороты двигателя и 1500, и 2500, и даже 4000 об/мин. Чем выше обороты – тем ниже передача, важно, чтобы мощность, выдаваемая мотором, была бы одинакова. На стенде это сделать просто – крутящий момент измеряем по динамометру, обороты известны – следовательно, и мощность знаем. «Скорость» множим на моточасы, которые мы тоже фиксируем – вот вам и пробег.
С износом сложнее – придется каждый раз, после наработки двигателя на фиксированном режиме заданного времени, мотор разбирать и взвешивать основные детали, образующие узлы трения, это вкладыши подшипников и поршневые кольца. Плюс к тому – дополнительный промежуточный контроль, который будем проводить, определяя содержание продуктов износа в пробах масла. Нашли хром – стало быть, изнашиваются первые поршневые кольца; обнаружили железо – цилиндры и шейки вала; появилось олово – оно определит скорость износа вкладышей подшипников (поскольку входит в состав антифрикционного слоя); алюминий – следствие износа поршней и подшипников распределительного вала.
Двигатель отработал на заданных постоянных режимах с примерно одинаковой мощностью по 50 моточасов на каждом. Немного для ресурса, но мы получаем скорости износа, а дальше простой экстраполяцией оцениваем и примерный ресурс мотора. При этом обороты двигателя на циклах испытаний меняли от 1200 до 4000, то есть больше, чем в три раза. А потом нагрузку на мотор увеличили – и еще раз прогнали цикл. А потом – еще… Получилась объемистая таблица, где для каждой точки режима была записана своя скорость износа, причем разделенная по узлам – подшипникам и кольцам.

Так меняется средняя скорость износа первых поршневых колец двигателя при изменении режима работы(рис.1)
«Черные зоны» активного износа обнаружились сразу. Самые серьезные - когда на малые обороты накладывается большая нагрузка, и с высокой температурой масла. Скорость износа в таком режиме максимальна – как для подшипников, так и поршневых колец с цилиндрами. У двигателистов эта область называется ЗОНОЙ БУКСИРОВОЧНЫХ РЕЖИМОВ.
С ростом оборотов зона износа сразу стала уменьшаться и где-то при 1800 об/мин – исчезла. Все узлы трения «всплыли» на масляные пленки, прямой контакт между поверхностями деталей исчез – и с ним и скорость износа обратилась практически в ноль. Но надо понимать, что ноль скорости износа на графиках, не означает, что его нет, просто износ на этих режимах меньше погрешности измерения. На практике, конечно, не совсем так. Микрочастицы пыли, продуктов износа, сажи, проскочившие масляный фильтр, дадут какой-то износ и здесь.

А так – вкладышей шатунных подшипников (рис.2)
С увеличением частоты вращения коленчатого вала, зона износа снова начинает появляться и расти. В нашем случае – уже где-то с режимов 3800 об/мин при большой нагрузке, и дальше – прогрессирует. Причем, здесь износ подшипников и поршневых колец с цилиндрами ведет себя по-разному. Быстрее всего высокие обороты начинают чувствовать подшипники коленчатого вала. Почему? Дело в том, что с ростом оборотов резко увеличиваются нагрузки на подшипники – давление инерционных сил от оборотов зависит в квадрате. А вот кольца свой износ снова получают с больших частот вращения – где-то с 4500 об/мин, и там это связано в основном с ростом температуры масла.
Где же наиболее благоприятная зона эксплуатации мотора? У испытанных нами вазовских «восьмерок» (неважно, карбюраторных или впрысковых, восьми- или шестнадцатиклапанных), зона оптимальных оборотов, при которых мотор способен воспринимать любые нагрузки без какого-либо ущерба для себя, составляет примерно 2000…3000 об/мин. Тут мы учитываем, что исходное состояние двигателя может быть разным, да и моторные масла – тоже… Принцип простой – чем больше изношен двигатель, тем выше нижняя и тем ниже верхняя границы зон безызносной работы. Чем выше вязкость масла, тем с более низких оборотов можно безопасно грузить мотор. Но точных цифр нет – очень это индивидуально.
А как это соотнести с моторами другой размерности? Тут есть одна зацепка… В принципе, узлы трения мотора чувствуют не обороты, а линейные скорости перемещения поверхностей деталей. Есть такой параметр мотора – средняя скорость движения поршня, это произведение хода поршня на частоту вращения коленчатого вала, деленное на тридцать. Тот диапазон, который мы получили, примерно соответствует средним скоростям поршня 5…7 м/с. Это значит, что для «длинноходовых» двигателей, которых ход поршня больше диаметра, зона оптимальных режимов сместится в область более низких оборотов. Отсюда – и их «эластичность». У «коротокоходных» зона оптимальных режимов сместится в область более высоких оборотов.
Кстати, именно этот диапазон изменения средних скоростей поршня обычно закладывают для определения основных зон эксплуатации двигателей с большими ресурсами. Судовых дизелей, дизель-генераторов и т.д.
Так что – берите свою размерность, выполните элементарные действия, и приблизительно получите свой диапазон безопасных оборотов. Но это так, приблизительно…
А в целом, вывод понятен. Мотору вредны как низкооборотные режимы с тяжелыми нагрузками, так и экстремальные обороты.
АЛЕКСАНДР ШАБАНОВ
рис_1.jpg
рис_1.jpg
рис1
рис_2.jpg
рис_2.jpg
рис.2

"У нас кладут асфальт местами и немного
Чтоб всякий оккупант на подступах застрял" (С.Трофимов)
Engineer

Имя: Engineer
Рег.: 19.05.2007
Тем / Сообщений: 1 / 3357
Откуда: 78 регион
Возраст: 77
Авто: ВАЗ 21214м 2011 год ЭБУ ME17.9.7

зона оптимальных оборотов, при которых мотор способен воспринимать любые нагрузки без какого-либо ущерба для себя, составляет примерно 2000…3000 об/мин.
Вот это поддерживаю - у меня оптимальные обороты от 2 500 до 3 200. Ниже двух тысяч двигатель начинает "бухтеть", выше трёх с половиной - "звенеть".
Тотоша

Имя: Антон
Рег.: 11.04.2008
Сообщений: 1613
Откуда: Москва была, теперь рязанская обл. Пителино
Возраст: 52
Авто: Нива 21214 2007г.в

Интересно, сколько проживет двигатель (коробку в расчет не берем), если на 5 передаче все время давить в пол на 2000 об ? И проживет ли он дольше, если на пятой давить в пол на 3500. Что-то мне подсказывает, что если давить на второй передаче в пол в диапазоне 2000-5000, то двиглу ничего особенно не будет. Во времена веселые очень часто крутил мотор на своей 21053 на низжих (1,2,3 передачах), да и по трассе пилил на 4 передаче (пятой не было) на 120-130 км.ч при паре 4,1. Масло было минеральное, продал с пробегом 130 т.км, без каких-либо признаков износа двигателя, с нулевым расходом масла.

Не люблю новшества. Люблю трудности.
МТ 33". По асфальту не езжу.
Gena

Имя: Геннадий
Рег.: 16.03.2011
Сообщений: 727
Откуда: Ханты-Мансийск
Возраст: 60
Авто: ВАЗ-21310,2016г.в.

У меня порог переключения на низшую передачу 1500.Т.е.60кмчас на 5-й в порядке вещей.Никого не агитирую.Первую Ниву продал на пробеге 110 000км.Новый владелец не знаю сколько наездил,но ездит(в одном селе живём),колпачки масляные только заменил.Больше в двигатель не лазили.Масло Лукойл супер до 100 000км.Сейчас новая Нива и иномарка.Также езжу[:;)],но масло уже Лукойл Люкс[:D]
Uncle Bob

Рег.: 18.02.2013
Сообщений: 1936
Откуда: Москва
Возраст: 61
Авто: ВАЗ-21213 2001г. 21214М 2010г.

Я лично не фанат максимального моторосбережения
Сообщение старое, но мудрое!
Тапку -в пол. А когда оно износится- откапиталим или заменим мотор. Беречь мотор ВАЗа- это онанизм, при его цене... .
Engineer

Имя: Engineer
Рег.: 19.05.2007
Тем / Сообщений: 1 / 3357
Откуда: 78 регион
Возраст: 77
Авто: ВАЗ 21214м 2011 год ЭБУ ME17.9.7

А когда оно износится- откапиталим или заменим мотор.
Можно. Но вот время жалко на это тратить. Оно ведь у нас ограничено.
А поддерживать обороты в оптимальных пределах - это же нетрудно совсем. Во всяком случае, для меня.
откапиталим
- от капитализма?
Gena

Имя: Геннадий
Рег.: 16.03.2011
Сообщений: 727
Откуда: Ханты-Мансийск
Возраст: 60
Авто: ВАЗ-21310,2016г.в.

Тапку -в пол. А когда оно износится- откапиталим или заменим мотор. Беречь мотор ВАЗа- это онанизм, при его цене... .
Во!А народ тут спорит какое масло лучше,какой фильтр.На каких заправках бензин качественнее.[:D]
Тотоша

Имя: Антон
Рег.: 11.04.2008
Сообщений: 1613
Откуда: Москва была, теперь рязанская обл. Пителино
Возраст: 52
Авто: Нива 21214 2007г.в

Помимо мотора у нас еще коробка дохлая, богатая на люфты трансмиссия, поэтому режим тапка в пол ниве явно противопоказан. Да и редко кто так ездит, дави - не дави, толку мало, рев один и вой...

Не люблю новшества. Люблю трудности.
МТ 33". По асфальту не езжу.
LKA

Имя: Konstantin
Рег.: 06.11.2016
Тем / Сообщений: 1 / 302
Откуда: Курган
Возраст: 44
Авто: 21213 1995

А когда оно износится- откапиталим или заменим мотор. Беречь мотор ВАЗа- это онанизм, при его цене... .
хорошо так рассуждать, когда живешь в теплом гараже со всем инструментом, сварочным полуавтоматом и нужными станками, а я живу на стройке и чиню свою ниву саморезами...

Отличный конструктор для детей послешкольного возраста, а если правильно собрать, то он реально тащит.
ArchibalD_666

Рег.: 10.09.2013
Тем / Сообщений: 19 / 600
Откуда: Россия, Москва-Тула
Возраст: 36
Авто: Нива 21214м, 2013г.; Нива 21214, 2009г. (рама, вояки, рк-69...)

60кмчас на 5-й в порядке вещей.
нива не едет в таких условиях, а поддерживает движение.
лично мне это жутко дискомфортно, а что там двигателю - мне пофигу, ибо это железка и не более.
вот я езжу каждые выходные по 200км туда и обратно, бОльшую часть пути по трассе со скоростью 120-130км/ч, обороты соответственно порядка 4000 об/мин. пробег прибрижается к 100т.км., намёка на повышенный износ пока не замечено (масло не жрёт, едет бодро, посторонних звуков-запахов нету).
по городу же манера езды динамичная, соответственно обороты постоянно в диапазоне 2000-3500. быть может это и компенсирует "ускоренный износ", который я получаю от езды по трассе, основываясь на данные из статьи?

Нива 4x4 / Техника Нивы / Общетехнический раздел / Оптимальные обороты двигателя — вред для машины и экономия