Niva est vita!
Нива 4x4
Клуб нивоводов. Основатель —
Ермолов Алексей Игоревич, aka ALER
Поиск в Яндекс и Google

Шариковый подшипник ступицы (штатная ступица)

Нива 4x4 / Техника Нивы / Нива-экстрим, тюнинг двигателя, трансмиссии, подвески
300 сообщений на предыдущих страницах
Гость

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 627 / 51708

Antoha:
У меня такой вопрос по этой втулке. Если, к примеру, при вытачинивании этой втулки, сделали допуск в плюс более чем нужно было. В этом случае один из подшипников своей наружней обоймой (точнее ее торцом) не будет упиратся в выступ на поворотном кулаке.
Вопрос с вытачиванием втулки не самый последний в данной конструкции. Если промахнуться и выточить "в минус", то подшипники будут перетянуты и быстро загудят. В другом случае, если сделать "в плюс больше, чем нужно, то весь узел вместе со ступицей будет перемещаться внутри кулака вдоль оси ступицы. Это также не продлит жизни подшипникам, плюс к тому - неприятные стуки в поворотах.
Выходит на изготовление втулки тоже необходим конкретный допуск, как в случае с роликовыми подшипниками. Допуск конечно не такой жёсткий, как при использовании роликовых, но он всё равно должен быть соблюдён. Таким образом, изготовление данной конструкции практически повторяет изготовление втулки на штатных роликоподшипниках. Плюс ещё две фигурных шайбы и сама втулка более сложной формы.
Инженер

Рег.: 14.06.2005
Сообщений: 937
Откуда: г.Днепр,Украина
Возраст: 55
Авто: 2121,1986г.,в процессе,Jeep(G-Ch),ГАЗ-69 - строящийся и другие...

petrovich:
Таким образом, изготовление данной конструкции практически повторяет изготовление втулки на штатных роликоподшипниках. Плюс ещё две фигурных шайбы и сама втулка более сложной формы.
... полностью согласен! Основной плюс (на мой взгляд) - лучшее ка-
чение в сравнении с роликом, и возможно лучшая герметизация узла.
В остальных преимуществах не уверен! Но это ИМХА!

П.С.Вот если-бы КЕРОСИН имел время,возможность и желание парал-лельно испытывать свою конструкцию и штатный узел с распорной втулк.(ну например на одном колесе одна конструкция, на другом - другая [:P] ) то тогда неверняка все ИМХи были-бы схожи!
KEROSIN

Рег.: 09.12.2004
Тем / Сообщений: 15 / 2224
Откуда: Москва т.89161726159 ИванСаныч.
Возраст: 52
Авто: TLC 80 4.2 D, VW passat B3 variant TD 1.9/ То, что осталось от ВАЗ 2121 87года/29" лебёдка,шноркель, лёгкий домашний тюнинг.

Я подумаю над предложением возглавить этот цирк, но думаю что рулить этой бестолковой громадиной будет непросто! [:roll]
Что касаемо конструкции втулки, то никаких специальных допусков делать не надо, достаточно делать втулку в ноль. Подшипники имеют точно отшлифованые боковины и внутренняя обойма совершенно симметрична внешней, и находится в одной плоскости. Перетянуть узел в нуле нереально, но если сделать небольшой плюс, тогда при запрессовке одного подшипника другой будет выпрессовываться, как правильно уже заметили. Однако никаких проблем с гулянием заперссованых подшипников не будет, ибо это может произойти только при идеально осевой нагрузке. Такого при наличии колеса быть не может, по этому в принципе это допустимо, но вот посчитать соразмерность пакета и длины ступицы будет сложнее.
Что касается системы роликовых подшипников и втулки, то принципиально этот узел будет работать по другому! Коничке нужна строго определённая заатяжка. Коничка вырабатывается и требует постоянной (!) подтяжки! Установив втулку мы автоматически задаём срок жизни узла- до появления люфта. Как только люфт появится(в зависимости от условий эксплуатации) вместо плановой подтяжки узел придётся менять целиком ибо режим работы подшипников станет неправильным! А если это произойдёт спустя 1000 или 2000км при жёсткой эксплуатации?Как быть при возникшем люфте? Двигаться дальше? Как долго? В конце концов коничка КЛИНИТ! В этом её главный минус помимо постоянного контроля затяжки! Она не может работать при образовавшихся люфтах долго! По этому шарики предпочтительнее в любом случае как для качения, так и для выносливости при износе. Менять и хранить их проще а герметичность их выше. Именно из-за флегматичности к люфтам можно сильно не заморачиваться с размером втулки, хотя в минус делать её ни в коем случае нельзя! [:roll]

Оригинальные технические разработки.
http://www.tracktourist.ru/
Инженер

Рег.: 14.06.2005
Сообщений: 937
Откуда: г.Днепр,Украина
Возраст: 55
Авто: 2121,1986г.,в процессе,Jeep(G-Ch),ГАЗ-69 - строящийся и другие...

KEROSIN
Иван Батькович! При всём стремлении к объективности каждый владе-
лец чего-либо (автомобиль, жена [:D] , ступичный узел своего исполне-
ния) будет подсознательно выделять достоинства и минимизировать
или исключать недостатки СВОЕГО, обосновывая это массой фактов!
Я ведь не пытаюсь тебя убедить, что твоя конструкция чем-то плохА
или недееспособна, напротив! Просто хочу подчеркнуть, что это один
из весьма достойных вариантов реконструкции "больного" места в авто.
Только и всего! А по поводу
KEROSIN:
Я подумаю над предложением возглавить этот цирк
так это я для поддержания
разговора [:hello] !!!
KEROSIN:
Коничка вырабатывается и требует постоянной (!) подтяжки!
... а вот это не так - почти два года не трогаю ЭТО, и думаю ещё пара
тройка человек здесь это подтвердят! Короче говоря можно ещё сто лет спорить о достоинствах и недостатках того или иного варианта...
Да, забыл спросить - а существует-ли в практике автомобилестроения
применение в ступичных узлах шариковых подшипников? Именно ради-
альных а не радиально-упорных.
mastodont68

Рег.: 19.08.2006
Сообщений: 69
Откуда: МО, Протвино
Возраст: 56
Авто: Был Нив-крокодил, стал УАЗ

Вычитал, что рад-упорный подшипник прикатывается на 0,05 при первых км эксплуатации, потом стабилен. Втулка после подгонки у меня получилась 19,13. Сейчас появился люфт в пределал 0,1( как по книжке-2 по 0,05) Я взял внутреннюю обойму штатного подшипника
( она 19 с каким то плюсом), ободрал юбку на точиле и установил. Всё пришло в норму. Думаю надолго.

Чем дальше влез, тем ближе вылез
KEROSIN

Рег.: 09.12.2004
Тем / Сообщений: 15 / 2224
Откуда: Москва т.89161726159 ИванСаныч.
Возраст: 52
Авто: TLC 80 4.2 D, VW passat B3 variant TD 1.9/ То, что осталось от ВАЗ 2121 87года/29" лебёдка,шноркель, лёгкий домашний тюнинг.

Я вовсе не пытаюсь выпендриться, а рассуждаю логически! Коррективы в живучесть узла вносят условия эксплуатации, именно это я подчёркиваю всегда! Можно долго и счастливо ездить на коничке по дорогам на резине стандартных размеров, а можно поставить 29-31" прокатиться по грейдерам несколько тысяч км без переыва, и убить узел во много раз быстрее! Я же не знаю как ты эксплуатируешь свою машину!? Дача- покатушки- на работу..? Если ездить в режиме обычного юзера, то и та и другая и третья схема решения ступичного узла будет работать лучше штатной однозначно(это уже классика жанра для нивы)! А вот когда начинается жесткач, то как раз проявляются те самые достоинства и недостатки о которых я и говорил! Именно принципиальные недостатки конички делают узел с их применением таким же капризным к смазке, зазорам как и в стандартном варианте! Хотя нагруженность таких подшипников гораздо выше шариковых, капризность перечёркивает это достоинство, т.к. ресурс неправильно затянутого подшипника многократно ниже рассчётного. А вот шарикоподшипники не нуждаются в затяжке вовсе! Именно это их свойство и замечательно! Разболтались- ничего страшного! Ехать на таком подшипнике можно ещё долго! Вот что меня больше всего интересует!Что делать в экстремальных условиях? Как можно решить проблему в полевых условиях? Насколько критичен тот или иной недостаток?
Я надеюсь, что разработаной мной узел отработает положеные 12000 часов ресурса. Но чтобы это подтвердить, нужно весьма активно отработать обкатку, чтобы понять хотя бы динамику процессов в узле! На что рассчитывать реально?

Двухрядный подшипник не упорный, он тоже радиальный! Упорный подшипник так же регулируется как и коничка, только шариковый..и обоймы его разбираются! Так что если есть желание, то можно заменить коничку на радиальноупорные подшипники, как я сначала и хотел сделать, но мне показалось это не технологичным.
[:roll]

Оригинальные технические разработки.
http://www.tracktourist.ru/
Гость

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 627 / 51708

KEROSIN:
Двухрядный подшипник не упорный, он тоже радиальный! Упорный подшипник так же регулируется как и коничка, только шариковый..и обоймы его разбираются!
Двухрядный подшипник, применяемый в ступицах, радиально-упорный. В рад.-упор. подшипниках натяжка закладывается при изготовлении, поскольку внутр. обоймы делаются с опр. технологическим зазором. Зазор при затяжке выбирается и регулировки не требуется.
В любом случае я согласен с утверждением, что любой из трёх альтернативных вариантов - двухрядник, втулка на кон. подшипники или два шарикоподшипника - лучше штатного.
Инженер

Рег.: 14.06.2005
Сообщений: 937
Откуда: г.Днепр,Украина
Возраст: 55
Авто: 2121,1986г.,в процессе,Jeep(G-Ch),ГАЗ-69 - строящийся и другие...

petrovich:
Двухрядный подшипник, применяемый в ступицах, радиально-упорный.
Вот и я обэтом говорю, ведь в ступичных узлах применяются либо ро-
ликовые конич., либо шариковые радиально-упорные.
А в конструкции с шариковыми РАДИАЛЬНЫМИ подш. осевые нагрузки
не предусмотрены вовсе (вот что меня смущает), только радиальные.
Во всех узлах (описыв. в умных книжках) которые предполагают ком-
бинированные радиальн. и осевые нагрузки применяют : конич. ролик,
радиально-упорн., либо комбинацию радиальных и упорных подш.,
короче говоря масса вариантов. Но по компактности - наилучших вари-
антов два: конички или рад.упорн.(ес-но попарно)

А если при заносе или сносе встретить препятствие (бордюр) и прило-
житься боком колеса?! Понятно, что "идеальной" осевой нагрузки при
этом не будет, но результирующая всё равно превысит характеристику
радиального подш. в осевом направлении (которая кстати в таком под-
шипн. и непредусмотрена).
Неужели это тот случай, когда практика опровергает теорию, или я
рассуждаю ошибочно?!
tough

Рег.: 23.02.2006
Тем / Сообщений: 2 / 2451
Откуда: Богучар
Возраст: 65
Авто: Нива-2121/1984г.в

Инженер:
результирующая всё равно превысит характеристику
радиального подш. в осевом направлении (которая кстати в таком под-
шипн. и непредусмотрена).
Предусмотрена.При расчёте шарикового радиального на работу при наличии ОСЕВЫХ нагрузок допустимая РАДИАЛЬНАЯ нагрузка уменьшается на эту(осевую)величину.Просто у радиальных допустимая ОСЕВАЯ нагрузка ОТНОСИТЕЛЬНО МЕНЬШЕ,чем у рад.-упорного того-же размера.
Пример,- подшипник полуоси.Тут где-то мелькало замечание,что он радиально-упорный... .Нет,- обычный радиальный.Но осевые нагрузки,как видим,держит.
KEROSIN

Рег.: 09.12.2004
Тем / Сообщений: 15 / 2224
Откуда: Москва т.89161726159 ИванСаныч.
Возраст: 52
Авто: TLC 80 4.2 D, VW passat B3 variant TD 1.9/ То, что осталось от ВАЗ 2121 87года/29" лебёдка,шноркель, лёгкий домашний тюнинг.

Ошибочно то, что шарикоподшипники не держат осевой нагрузки. Если почитать вумные книжки, то там чётко сказано, сколько процентов от радиальной нагрузки составляет осевая. На сколько я помню это 10% от неиспользованой радиальной.

Оригинальные технические разработки.
http://www.tracktourist.ru/
Инженер

Рег.: 14.06.2005
Сообщений: 937
Откуда: г.Днепр,Украина
Возраст: 55
Авто: 2121,1986г.,в процессе,Jeep(G-Ch),ГАЗ-69 - строящийся и другие...

tough:
При расчёте шарикового радиального на работу при наличии ОСЕВЫХ нагрузок допустимая РАДИАЛЬНАЯ нагрузка уменьшается на эту(осевую)величину
KEROSIN:
Если почитать вумные книжки, то там чётко сказано, сколько процентов от радиальной нагрузки составляет осевая
... это тот случай, про который говорят - "век живи - век учись"! или
точнее сказать - "... внимательнее читай ВЕСЬ текст..." (это по меня)
[:oops] [:oops] [:oops]

П.С. А я видел выскочившую заднюю полуось на жигуле! Вылезла в
повороте! Причём внутренняя обойма подш. осталась на полуоси!
(хотя скорее всего это произошло из-за общей тех. запущенности авта)
KEROSIN

Рег.: 09.12.2004
Тем / Сообщений: 15 / 2224
Откуда: Москва т.89161726159 ИванСаныч.
Возраст: 52
Авто: TLC 80 4.2 D, VW passat B3 variant TD 1.9/ То, что осталось от ВАЗ 2121 87года/29" лебёдка,шноркель, лёгкий домашний тюнинг.

Это возможно только благодаря тому, что подшипник один! На спарке из двух подшипников с шариками любого калибра это менее возможно, ибо осевая нагрузка сразу делится на более сложные вектора угловых сил.
Кстати сегодня консультировался с профессионалами по подшипникам. Их мнение по поводу величины шариков однозначно: более современные автоподшипники спецом имеют мелкие шарики ибо шумность гораздо ниже но т.к. количество их сообразно больше величине это никак не влияет на качества по грузоаодьёмности. Только увеличивает плавность хода и уменьшает шумы.
Так же сегодня бил медным молотком по радиальному и радиально- упорному подшипнику(конечно через выколотку), впрессовывая-выпрессовывая их из тела кулака(испытания требуют периодической разборки и контроля состояния деталей узла, т.к. эксперименты продолжаются). Радиально упорный подшипник рассыпался мгновенно, при попытке выпрессовывания! Вывод: Полноценно разбираемый-собираемый узел возможен... только не на радиально упорных подшипниках :(, ибо уже при выпрессовке ступицы внешний радиально-упорный подшипник перестанет существовать! [:?] Ситуация в этом случае будет повторяться один в один как при вынимании провёрнутой ступицы с коничкой(внутренняя обойма внешнего подшипника и сальник останутся на ступице, только при этом ещё и шарики рассыпятся)! [:P] Одноразовый узел нам не годится, так что придётся скрипя зубами отказаться от этого варианта(хотя под заказ, для особо страждущих, видимо смогу воплотить и этот вариант!). [:hello]
А вот радиальный подшипник под ударами молотка никак не пострадал! Удивительно, но флегматичность радиального подшипника к таким ударам оказалась более приемлемой, чем однобокость направленности нагрузки на р. -у. подшипнике(к тому же ступица на р.п. выпресовывается обратным молотком наподобии полуоси без самовыпрессовки потрохов кулака)! Вобщем всё не так безнадёжно, кроме качества самих кулаков, что меня беспокоит больше всего! Автоваз однозначно отстой, никакой стабильности! [:P]

Оригинальные технические разработки.
http://www.tracktourist.ru/
MasterHome

Рег.: 09.12.2004
Тем / Сообщений: 3 / 2810
Откуда: Каменск-Уральский
Возраст: 47
Авто: 212180 1,7 карб

Может уже было.

Пособие по расчету двухрядника в ступице переднеприводного авто. Интересно в плане формул и сил. http://edu.tltsu.ru/sites/sites_…nt/site58/html/media164/0218.pdf

want to be jeep

Рег.: 20.06.2006
Сообщений: 9
Откуда: Подольск
Возраст: 53
Авто: было 21213,Шнива... теперь Дастер 2015 турбодизель

KEROSIN:
Если ступица вывалилась, значит износ полный! Обычно, при нормальном стечении обстоятельств ступица просто прикипает к внутренним обоймам(внешняя как правило)! Ступица не проворачивается на подшипниках только за счёт посадки на внут. обоймах! Если посадка становится слабой,то начинается вращение обоймы на ступице. Сначала вращение внут. обоймы становится медленным, потом быстрее и затем полностью преобладает над вращением роликов!
А про вынимание подшипников тоже хочу задать вопрос: как происходит замена подшипников в "Сондовских" кулаках? Или они одноразовые? [:shock]
В моей конструкции предусмотрен способ замены подшипников(уже реально опробованный-работает!) который я уже описал в теме- читаем внимательнее! [:hello]
Уважаемый KEROSIN, около 3 месяцев эксплуатирую сондовские кулаки, недавно заугдел подшипник, стояли СПОРТ Мастер, причина - вода внутри подшипника, я думаю сбылось Ваше предположение что сальник однорядника не очень надежная защита от воды.
Со штатной конструкцией воды в узле ни разу не видел.

Замена происходит очень просто , распорная втулка имеет внешний диаметр равный внешнему диаметру внутренней обоймы подшипника, по этому она легко смещается и получаем доступ в обойме.
Внешний подшипник фиксируется стопорным кольцом, снимаем кольцо и выбиваем подшипник во внутрь.
Поясните пожалуйста почему Вы планируете реализовывать свой
проект в виде готового поворотного кулака?
Вы сами признаете чо никакой надобности вносить изменения в кулак нет. Нужно заменить: подшипники + втулка +2 шайбы.
Мне кажется логичнее предлагать именно этот сменный коплект.
Родной кулак менять не надо!!!!
KEROSIN

Рег.: 09.12.2004
Тем / Сообщений: 15 / 2224
Откуда: Москва т.89161726159 ИванСаныч.
Возраст: 52
Авто: TLC 80 4.2 D, VW passat B3 variant TD 1.9/ То, что осталось от ВАЗ 2121 87года/29" лебёдка,шноркель, лёгкий домашний тюнинг.

Всё дело в качестве кулаков производства ВАЗ. Не каждый кулак имеет нужные посадочные размеры подшипника и их приходится подгонять вручную. Для конички это не так важно, как для шарикоподшипника, который запрессовывается в тело полностью. Если размеры оказываются чуть в минус, то подшипник просто заклинивает, вернее разрушается его сепаратор!

В сондовских подшипниках точность посадочных мест видимо ниже, т.к. подшипник держится в теле не за счёт посадки а за счёт стопорного кольца. По этому приходится предлагать подогнанные кулаки в сборе. В последующем видимо смогу принимать кулаки б/у в хорошем состоянии(важна целостность посадочных мест) для последующей их переделки под шарики, а пока будут предлагаться только новые в сборе.
ПС Кстати вероятно в серии будет ставится не тот подшипник, что планировался ранее. [:no]

Оригинальные технические разработки.
http://www.tracktourist.ru/
Нива 4x4 / Техника Нивы / Нива-экстрим, тюнинг двигателя, трансмиссии, подвески / Шариковый подшипник ступицы (штатная ступица)