Niva est vita!
Нива 4x4
Клуб нивоводов. Основатель —
Ермолов Алексей Игоревич, aka ALER
Поиск в Яндекс и Google
465 сообщений на предыдущих страницах
Captain

Рег.: 12.12.2008
Тем / Сообщений: 2 / 4254
Откуда: Deutschland, Berlin
Возраст: 53
Авто: Лисапет

Almex
Не должна ступица никуда упиратся и замена кулака ничего не даст. Ищи ступицу другую, я предпочитаю "Лидер", с ними нет проблем.

С уважением! Александр
starcom

Имя: starcom68
Рег.: 01.11.2008
Тем / Сообщений: 1 / 135
Откуда: Пермь
Возраст: 55
Авто: 212140, 2014

У моей "Нивы" болезнь. Ступичные подшипники справа долго не живут. Раз в год или два их меняю, причем вместе со ступицей, т.к., согласно инструкции, легким движением руки на себя ступица из поворотного кулака не достается и ее приходится выбивать вместе с подшипниками, а потом, осмотрев и заметив "проточки" на посадочном месте внутреннего подшипника и буртик, грустно иду покупать новую... Причем слева я ступицу менял только один раз или вообще не менял - сейчас уже не помню. Стараюсь без нужды не разбирать.
Сегодня стал собирать ступицы после ремонта передней подвески и заметил различия у двух новых ступиц, купленных в разное время и в разных местах, а так же различия в их эксплуатации. Отличие странное и объяснить его я не могу. Заключается оно в наличии или отсутствии кольца в месте соприкосновения ступицы с торцом втулки поворотного кулака. Раньше я этим различием пренебрегал, т.к. разбирал ступицы в разное время и не было возможность сравнить дефекты на разных конструкциях.

Ступица тип 1.
Изготовитель АО "ВАЗ". Цена 707 рублей в магазине торгующем заводскими (?) запчастями. Штамп Росстандарта.


Обратите внимание как устроено то место, которое входит в соприкосновение с поворотным кулаком. Здесь мы видим проточки различной глубины


Ступица тип 2.
Куплена на авторынке за 550 рублей. Производитель не известен. Аналогичную по конструкции ступицу я приобретал в Пскове и еще несколько раз, с момента утраты оригинальной. Отличие в чуть более грубой обработке поверхности и наличии злосчастного кольца желтоватого цвета в месте соприкосновения с торцом поворотного кулака, там где у заводской ступицы просто проточка. Сфотографирована после сборки с тормозным диском.


Смотрите - полое (П-образное в сечении) кольцо в том месте где должна быть выемка. Я когда еще первый раз покупал такую ступицу спросил что за хрень. Мне сказали, что это "более лучшая" ступица, ну я и продолжил до сегодняшнего дня этот тип ступиц юзать не обращая внимание на кольцо и не озадачиваясь по поводу его отсутствия или наличия.


Вот и сегодня повертев две разнотипные новые ступицы в руках я решил посмотреть как выглядели старые.
Выглядели они по разному. Слева левая, заводская - тип 1, без кольца. Справа правая с кольцом - тип 2.


Ступица Тип 1. Без кольца, заводская (?) Эксплуатировалась не менее 4-х лет. Внутренний подшипник снят. Внешний туго сошел со своего места, но его внутреннее кольцо свободно перемещается по посадочному месту внутреннего подшипника и даже весело крутится на нем. Снять его полностью не дает накатанный буртик. Слой оксидирования (?) на месте внешнего подшипника сохранен, на месте внутреннего отсутствует.


Ступица Тип 2. Эксплуатировалась чуть больше года. Кольцо сильно вмято в процессе эксплуатации, на нем следы вращения и трения. Сальник не снят, зарубки на посадочном месте от зубила, которым сбивал подшипник


Посадочное место под внутренний подшипник изношено, но меньше чем у левой ступицы, по краю набит буртик. Именно из-за него не снимается внутреннее кольцо внешнего подшипника, да и вообще ступица не достается из поворотного кулака как того требует инструкция.


Осомтрим поворотные кулаки
Левый поворотный кулак, который работал с заводской ступицей. Состояние соприкасающихся поверхностей почти идеальное. Уплотнительное (?) кольцо на своем месте и в хорошем состоянии


Правый поворотный кулак, который работал со ступицей с кольцом. Состояние не очень.
Уплотнительное кольцо смято " на конус" и имеет следы трения в процессе вращения именно о кольцо на ступице. Сальник не запрессован до конца, это я уже потом понял, он еще миллиметра на 3 утапливается.


Теперь собственно вопросы.
1. Как добиться правильного сопряжения поворотного кулака со ступицей с кольцом (Тип 2). Убрать кольцо со ступицы или с кулака? При сохранении обоих колец они трутся друг о друга и деформируются. Причем, как я понял, не обеспечивается правильная (до конца) посадка подшипников.
2. Как далеко нужно забивать сальник на фото выше. Достаточно или до упора?
3. Почему ступицы так быстро выходят из строя и в первую очередь изнашиваются посадочные места под внутренние подшипники с образованием буртика. Подшипники, по всей видимости, были бы еще рабочими, если бы не пришлось разбирать ступицу с кувалдой.
4. Насколько необходим монтаж распорных колец между подшипником и сальником? У меня уцелело только одно, а купить не удается. И как оно правильно ставится? Конусом к подшипнику или к сальнику. У меня стояло конусом к сальнику, но не уверен что правильно.
5. Надо ли набивать литол в сальники? Показания разнятся.

В посте оставил самые необходимые фото. Еще фото тут: http://starcom68.livejournal.com/851644.html

UPD: Это точно, что если я выковыряю кольцо из ступицы, то она на кулак не сядет? Много постов выше говорилось что это правильное решение в моем случае.
Тишина... Ну хоть кто-то посоветуйте что мне делать? Покупать еще одну ступицу на замену ступицы с кольцом или кольцо выковыривать? Но говорят что не сядет на поворотный кулак с грязезащитным кольцом. У меня Нива в 100 км от города разобрана и я уже замучался за запчастями ездить...
Lomonosov
Администратор

Имя: Алексей
Рег.: 05.03.2005
Тем / Сообщений: 106 / 5309
Откуда: Москва, САО
Возраст: 44
Авто: Шнива 2016 г.в. 120 ткм

starcom
1. Правильно: грязезащитное кольцо на ступице, кулак голый (для очень ранних выпусков). Либо грязезащитное кольцо на кулаке, ступица голая, для поздних выпусков включая настоящее время. В твоем случае правильный второй вариант - кольцо на кулаке.
2. До упора.
3. Брак ступицы (просажены шейки под подшипники), неправильная регулировка зазора или попадание воды в ступичный узел. Вызвано плохим/изношенным сальником(ими) и(или) посадочной шейкой под сальник и(или) грязезащитными кольцами, которые у тебя установлены не правильно (и на ступице и на кулаке).
4. НЕ необходим. Captain говорил, что эти кольца нужны только для безповредительного демонтажа сальника при съеме ступицы. А так как ни один нормальный человек не будет ставить обратно старые сальники при переборки ступицы, то эти кольца не нужны.
5. Я считаю, что полость ступицы (включая сальниковое пространство должно быть полностью заполнено смазкой, это минимизирует попадание воды в ступичный узел. Но тут возникает другая проблема. Если смазки переборщить, то при сборке ступичного узла от несжимаймости смазки обязательно выдавит один из сальников. Поэтому завод регламентирует определенное количество смазки (сколько точно в граммах не помню). Рабочие кромки сальников при сборки должна быть смазаны.

"...правильнописание у меня хорошее, но почему-то хромает..."(с)
ИЖ-412 (95г.в.) 1998-2001 -> Нива-21213 (98г.в.) 2001-2007 -> Шнива (07г.в.) 2007-2016 -> Шнива(16г.в.) 2016-н.в.
И еще мотоцикл Минск (91г.в.) 1991-2011
starcom

Имя: starcom68
Рег.: 01.11.2008
Тем / Сообщений: 1 / 135
Откуда: Пермь
Возраст: 55
Авто: 212140, 2014

Только я понял из форума, что ступица с кольцом это новая ступица, а не наоборот.
Если я кольцо из ступицы выковыряю она сядет на мой кулак с кольцом? На форуме пишут и что да и что нет.
Lomonosov
Администратор

Имя: Алексей
Рег.: 05.03.2005
Тем / Сообщений: 106 / 5309
Откуда: Москва, САО
Возраст: 44
Авто: Шнива 2016 г.в. 120 ткм

starcom:
Только я понял из форума, что ступица с кольцом это новая ступица, а не наоборот.
У меня кольцо на кулаке. Ступицы в подавляющем большинстве продаются голые. Кольца на кулак так же продаются отдельно.
starcom:
Если я кольцо из ступицы выковыряю она сядет на мой кулак с кольцом?
Должна. Но если ступицу менять, то не проще сразу купить нормальную, т.е. голую? Она точно сядет.

"...правильнописание у меня хорошее, но почему-то хромает..."(с)
ИЖ-412 (95г.в.) 1998-2001 -> Нива-21213 (98г.в.) 2001-2007 -> Шнива (07г.в.) 2007-2016 -> Шнива(16г.в.) 2016-н.в.
И еще мотоцикл Минск (91г.в.) 1991-2011
starcom

Имя: starcom68
Рег.: 01.11.2008
Тем / Сообщений: 1 / 135
Откуда: Пермь
Возраст: 55
Авто: 212140, 2014

У меня уже две ступицы куплены и на них диски насажены. См. фото вверху. Одна с кольцом другая без. Что мне сейчас третью покупать?

Добавлено спустя 3 минуты 19 секунд:

Цитата с предыдущей страницы форума: "На ступице, которую покупал (сейчас уже сдал обратно) кольцо, и по моему не жестянка, а просто кольцо из другого металла, стоит на ступице. Демонтировать его можно без проблем, но дело в том, что кулак, если не протачивать ступицу, все равно будет упираться во фланец ступицы."

Должно, о вот это меня смущает.... Что мне потом ступицу протачивать после того как кольцо выковыряю?
Lomonosov
Администратор

Имя: Алексей
Рег.: 05.03.2005
Тем / Сообщений: 106 / 5309
Откуда: Москва, САО
Возраст: 44
Авто: Шнива 2016 г.в. 120 ткм

starcom
Давай рассуждать логично. Ты кулак не менял? На кулаке грязезащитное кольцо стоит (которое замялось)? Значит с завода грязезажитное кольцо должно быть на кулаке, а не на ступице.
Покупай новое грязезащитное кольцо на кулак. Меняй его. Вынимай кольцо из ступицы №2 (раз уж она собрана с диском) и вставляй в кулак с подшипниками. Если садится нормально и грязезащитное кольцо никуда не упирается и не трет о ступицу, собирай всё с сальниками и смазкой. в противном случае аналогично примеряй ступицу №1.

А вообще я советую взять микрометр и замерить шейки под подшипники у обоих ступиц. Оно д.б 40-0,02. Выбери ступицу которая ближе к 40, т.е. чтобы подшипник садился с наименьшим зазором. Вот ту ступицу и ставь. Если грязезащитное кольцо по какой либо причине будет упираться в ступицу и тереть, дорабатывай кольцо напильником до создания минимально зазора между кольцом и ступицей. Его можно точить как по внешнему диаметру, если оно в углубление ступицу вообще не заходит. Или с торца для более глубокой посадки его на кулак, если ступица прижимается к кольцу и трет о него.

Это мое ИМХО. В твоем случае я бы делал именно так.

"...правильнописание у меня хорошее, но почему-то хромает..."(с)
ИЖ-412 (95г.в.) 1998-2001 -> Нива-21213 (98г.в.) 2001-2007 -> Шнива (07г.в.) 2007-2016 -> Шнива(16г.в.) 2016-н.в.
И еще мотоцикл Минск (91г.в.) 1991-2011
starcom

Имя: starcom68
Рег.: 01.11.2008
Тем / Сообщений: 1 / 135
Откуда: Пермь
Возраст: 55
Авто: 212140, 2014

У меня уже все кулаки с подшипниками, сальниками и смазкой собраны... И сейчас еду за запчастями и опять в деревню. Это уже пятый раз за время ремонта, шестой я не переживу... Если я кольцо на ступице выковыряю, а там окажется проточка мельче счем на заводской, ТО КУЛАК У МЕНЯ В СТУПИЦУ И УПРЕТСЯ... в эту невыбранную проточку и подшипники болтаться будут... Это я так понял Не кулак же потом дорабатывать напильником.

И еще я не понял как лучше собирать узел ступица-кулак. Раньше я делал это на машине вставляя ступицу в кулак и иногда выдавлия сальник. Мжети быть лучше положить кулак на наковальню и навертеть на него ступицу сверху? А потом поставить узел на машину?
Lomonosov
Администратор

Имя: Алексей
Рег.: 05.03.2005
Тем / Сообщений: 106 / 5309
Откуда: Москва, САО
Возраст: 44
Авто: Шнива 2016 г.в. 120 ткм

starcom:
КУЛАК У МЕНЯ В СТУПИЦУ И УПРЕТСЯ... в эту невыбранную проточку
Не могу тебе тут ничем помочь. Я лично с таким никогда не сталкивался, хотя на старой ниве когда менял ступичные, был как раз переход от колец на ступицах к кольцам на кулаках. То же получалось также - и кольцо на ступеце и кольцо на кулаке. Убирал одно из них (какое уже не помню). Но чтобы сама ступица упиралась в сам кулак - того у меня никогда не было. Сам об этом услышал единственный раз на предыдущей странице.
starcom:
Раньше я делал это на машине вставляя ступицу в кулак и иногда выдавлия сальник. Мжети быть лучше положить кулак на наковальню и навертеть на него ступицу сверху? А потом поставить узел на машину?
Я тоже всегда собирал на машине. Снятие кулака это конечно удобство сборки, но и лишний геморой по снятию кулака. Я делаю так: Кулак набиваю битком смазкой включая полости в сальниках, вставляю в кулак медленно (БЕЗ привода). Потом со стороны привода тряпкой убираю излишки выдавленной смазки полностью, чтобы привод мог спокойно встать ничего не выдавив. Смазываю кромку сальника со стороны привода без фанатизма. Отвожу кулак и вставляю привод в ступицу. Покачивая привод в ступице довожу привод до упора, чтобы вышла воздушная пробка получившаяся под сальником со стороны привода через шлицевое соединение ступицы и привода не выдавив сальники.

Потом при затягивании ступичной гайки постоянно поворачиваю ступицу, чтобы излишки смазки (если они образовались) выдавило через кромку сальника, а не выдавило сам сальник. Ну а дальше уже регулировка зазора по мануулу или на ощупь (кто как делает).

"...правильнописание у меня хорошее, но почему-то хромает..."(с)
ИЖ-412 (95г.в.) 1998-2001 -> Нива-21213 (98г.в.) 2001-2007 -> Шнива (07г.в.) 2007-2016 -> Шнива(16г.в.) 2016-н.в.
И еще мотоцикл Минск (91г.в.) 1991-2011
starcom

Имя: starcom68
Рег.: 01.11.2008
Тем / Сообщений: 1 / 135
Откуда: Пермь
Возраст: 55
Авто: 212140, 2014

Спасибо, но у меня кулаки уже сняты. Единственное неудобство монтажа кулака со ступицей - тяжелый узел становится. Поехал за запчастями и опять в деревню.
Almex

Рег.: 09.08.2012
Сообщений: 3
Откуда: Кировская область
Возраст: 57
Авто: ВАЗ-21213 1999 г.в. УАЗ-3303 1989 г.в.

У меня вот что получается. Я измерял расстояние от выемки ступицы, куда входит выступающий торец кулака на который одевается грязезащитное колцьо, до торца втулки, куда упирается внутренняя обойма подшипника. И это расстояние у ступицы с кольцом меньше примерно на 5 мм.
Сейчас собираюсь, когда поеду за ступицей, брать линейку и промерять еще это расстояние. Потому, что у той (которую покупал и сдал обратно) выковырял бы я это кольцо, но сам кулак думаю все равно стал бы задевать за ступицу. А экспериментировать, что бы точно все проверить, обратно в магазин уже ступицу не сдать, будет заметно, что подшипники ставили и снимали.

Добавлено спустя 16 минут 30 секунд:
Lomonosov:
Но чтобы сама ступица упиралась в сам кулак - того у меня никогда не было. Сам об этом услышал единственный раз на предыдущей странице.
Про это есть на 4 странице

Добавлено спустя 48 секунд:
Smogil:
Это грязезащитное кольцо. Встанет нормально если кулаки нового образца - без колец. Если оставляешь старые кулаки, то придется выковырять колечки и внутренний диметр расточить, (увеличить) на 5 мм. и поставить на место. При этом грязезащитные кольца со старых кулаков снимаются.
Captain

Рег.: 12.12.2008
Тем / Сообщений: 2 / 4254
Откуда: Deutschland, Berlin
Возраст: 53
Авто: Лисапет

Кулаки старого образца были без колец, а не нового. На новых кулаках кольца нужно устанавливать, они продаются отдельно.
Ступицы 2123 всегда без жестянок, ступицы 2121 бывают с жестянками, их нужно ампутировать, в мей практике было только две нивы 1980 и 1979 года, где я не удалял жестянку со ступицы, там на кулаке тоненькая острая кромка и она входит внутрь жестянки, на новых кулаках край не входит внутрь жестянки.
Я поменял сотни ступиц и никогда ступица с ампутированной жестянкой не задевала за край кулака. Монтирую ступицу так:
Снимаю кулак с автомобиля.
Удаляю старые подшипники.
Протираю внутренности.
Монтирую обойму внешнего подшипника оправкой до упора.
Наношу колбасу из литола на рабочую поверхность обоймы по кругу.
Вставляю внутреннюю часть подшипника в обойму.
Монтирую сальник оправкой до упора.
Заполняю смазкой пространство между кромок сальника.
Переворачиваю кулак.
Монтирую обойму внутреннего подшипника.
Устанавливаю ступицу с торм. диском осью вращения вертикально на устойчивую подставку (старый торм. диск).
Аккуратно надеваю кулак наружным подшипником на ступицу, стараясь не перекосить. Если подшипник идет туговато, то добиваю его внутреннюю обойму оправкой (можно кусок трубы внутренним диаметром 41 мм) до упора, придерживая кулак от перекоса.
Заполняю смазкой внутреннюю полость между кулаком и ступицей.
Вставляю внутреннюю часть подшипника на место, если нужно -- легонько добиваю оправкой до упора, лишняя смазка при этом выдавливается.
Монтирую сальник оправкой до упора.
Удаляю излишки смазки.
Устанавливаю кулак в сборе на автомобиль, не допуская выпадения ступицы из кулака:
одеваю ступицу на кончик гранаты и тут же кулак на нижний шаровый палец, вставляю гранату в ступицу до упора и наживляю ступичную гайку, закручиваю гайку шарового пальца, домкрачу под нижний рычаг и вставляю верхний шаровый палец.

С уважением! Александр
starcom

Имя: starcom68
Рег.: 01.11.2008
Тем / Сообщений: 1 / 135
Откуда: Пермь
Возраст: 55
Авто: 212140, 2014

Выковырял из старой ступицы кольцо. Мерял и сравнивал со старой ступицей без кольца. так и не понял где искомые 5 мм разницы. Они идентичны. Вечером выложу фото. Получается что я попал на 700 р. купив еще одну ступицу без кольца...
Дак все-таки про 5 мм разницы и необходимость расточки это фейк?
Lomonosov
Администратор

Имя: Алексей
Рег.: 05.03.2005
Тем / Сообщений: 106 / 5309
Откуда: Москва, САО
Возраст: 44
Авто: Шнива 2016 г.в. 120 ткм

starcom:
Дак все-таки про 5 мм разницы и необходимость расточки это фейк?
Не факт. Ступицы клепает не только автоваз. Точнее родные автовазовские вообще найти малореально.
И вполне возможно, что в продажу попадили кооперативные ступицы старого образца (где кольцо на ступице) у которых проточка меньше и грязезащитное кольцо они ставили свое. На старые кулаки такая ступица вполне могла садится без проблем, а с новыми кулаками не дружила.

"...правильнописание у меня хорошее, но почему-то хромает..."(с)
ИЖ-412 (95г.в.) 1998-2001 -> Нива-21213 (98г.в.) 2001-2007 -> Шнива (07г.в.) 2007-2016 -> Шнива(16г.в.) 2016-н.в.
И еще мотоцикл Минск (91г.в.) 1991-2011
Нива 4x4 / Техника Нивы / Общетехнический раздел / Ступица