Niva est vita!
Нива 4x4
Клуб нивоводов. Основатель —
Ермолов Алексей Игоревич, aka ALER
Поиск в Яндекс и Google
195 сообщений на предыдущих страницах
yonnex001

Имя: Ярослав
Рег.: 21.03.2012
Тем / Сообщений: 3 / 8252
Откуда: Таганрог
Возраст: 32
Авто: ВАЗ-21214-50-120 (01.06.2012), SHTAT UniComp 400L (прошивка 3.3.1), ВАЗ-11173 2012, ВАЗ-21112 2006

rv3dll, дело не в размере головки бота, а в том что новые (со звездочкой) и старые (под обычный шестигранник на 12) болты 21213 выполнены из специальной стали и прошли специальную технологическую обработку, что сделало их торсионными, т.е. устойцывыми к скручиванию, растягиванию и сжатию.

Добавлено спустя 1 минуту 4 секунды:
petethp:
Подскажите под болты нового образца с головкой на 12 шайбы подкладывают или нет?
Нет, не подкладывают.

Ничто не истинно и все дозволено.
rv3dll

Рег.: 15.10.2006
Тем / Сообщений: 5 / 5013
Откуда: kolomna
Возраст: 48
Авто: 21213 98г.в. 1875см3 48мм разрезная шестерня мегасолекс нулефильтр prosport автоматический октан корректор АСТРО-ПЕНЗА

ничего подобного. Старые болты с большой головкой вообще не растягиваются иначе через 100 тык они бы с 12 циклов затяжки и ещё не дин круг капиталок вытянулисьбы в 2 раза.

шофёр коней - лось
yonnex001

Имя: Ярослав
Рег.: 21.03.2012
Тем / Сообщений: 3 / 8252
Откуда: Таганрог
Возраст: 32
Авто: ВАЗ-21214-50-120 (01.06.2012), SHTAT UniComp 400L (прошивка 3.3.1), ВАЗ-11173 2012, ВАЗ-21112 2006

rv3dll, я говорю не из практики, а из теории. Ну раз старые болты тоже не растягивались, то новые и подавно не будут!

Ничто не истинно и все дозволено.
swift100

Рег.: 16.10.2010
Сообщений: 57
Откуда: Магнитогорск
Возраст: 64
Авто: 21213 1996

ALER, прошу прощения, но, ещё раз повторю, в нашем случае нет торсионных процессов. В болтах действуют только процессы, связанные с деформацией. Что это такое, достаточно хорошо описано в Википедии. Объяснить в форуме такие вещи невозможно. Это надо знать. Существует множество условий, которые учесть не подготовленному человеку не возможно. Не считаю проблемой размер и форму головки болта. На фото болта с замятыми гранями, представленном мною ранее в этой теме, видно, что замяты они при закручивании. Произошло это в 1996 году, когда мой Учитель, имевший одну из первых ВАЗ2121, обтягивал болты на моём авто после обкатки. Это уже потом мы узнаем, что этого делать было не надо. Сам я отворачиваю и заворачиваю болты х12 с помощью удлинителя, обыкновенной водопроводной трубы, длиной около 1 метра, используя для заворачивания динамометрическую головку. Болты (новой конструкции) лучше менять комплектом, т.к. их свойства от партии к партии могут менятся, а главное - использованый хоть раз болт (деформированный) имеет отличные свойства от новых болтов. Но это уже "блохи". В настоящее время много отличного инструмента. Дедушкин инструмент, какой-бы он чудесный не был, может и не подойти.
ALER
Администратор

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 4020 / 23171
Откуда: Москва
Возраст: 70
Авто: 21214M, 2013 гв.

swift100
Извини, но я кончил Бауманский, где даже радиоинженеров учили сопромату. Поэтому я очень хорошо представляю себе работу зубильных болтов - по известной даже дилетантам диаграмме растяжения гагаринского образца. Где-то в этой теме я писал об этом. Не поленись - найди объяснение.

Добавлено спустя 4 минуты 59 секунд:

https://www.niva4x4.ru/p/7_CKH6EyRfSS7tEbJAmfIQ

Прочитать всем! «МАТ или КЛОН МАТА — сразу БЛОК!»

Алексей aka ALER.
swift100

Рег.: 16.10.2010
Сообщений: 57
Откуда: Магнитогорск
Возраст: 64
Авто: 21213 1996

ALER
Да, я когда-то тоже хотел поступать в Бауманский, но, жизненные обстоятельства...
Мне не понятна (как инженеру-металлургу) связь между торсионными свойствами и деформацией растяжения. Т.е. деформацией скручивания и деформацией растяжения. В болтах деформация скручивания если и есть , то она мизерна.
ALER
Администратор

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 4020 / 23171
Откуда: Москва
Возраст: 70
Авто: 21214M, 2013 гв.

Как раз хотел дополнить свой пост замечанием, что термин "торсионные болты" неправилен, но уж так сложилось, что к ним прилипло это название. Я предпочитаю называть эти болты с пластически деформируемой шейкой просто зубильными. Так что здесь я с тобой полностью согласен.

Прочитать всем! «МАТ или КЛОН МАТА — сразу БЛОК!»

Алексей aka ALER.
swift100

Рег.: 16.10.2010
Сообщений: 57
Откуда: Магнитогорск
Возраст: 64
Авто: 21213 1996

ALER
а других противоречий у нас и не было. Изначально я только поддерживал твои попытки разъяснить суть процесса. Но, всё-таки, считаю необходимым терминологию соблюдать - нас люди читают. Кстати, я радиолюбитель-электронщик.
ALER
Администратор

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 4020 / 23171
Откуда: Москва
Возраст: 70
Авто: 21214M, 2013 гв.

swift100
[:hello]

Прочитать всем! «МАТ или КЛОН МАТА — сразу БЛОК!»

Алексей aka ALER.
yonnex001

Имя: Ярослав
Рег.: 21.03.2012
Тем / Сообщений: 3 / 8252
Откуда: Таганрог
Возраст: 32
Авто: ВАЗ-21214-50-120 (01.06.2012), SHTAT UniComp 400L (прошивка 3.3.1), ВАЗ-11173 2012, ВАЗ-21112 2006

АЛЕР:
болты с пластически деформируемой шейкой
Буду знать.

Ничто не истинно и все дозволено.
rv3dll

Рег.: 15.10.2006
Тем / Сообщений: 5 / 5013
Откуда: kolomna
Возраст: 48
Авто: 21213 98г.в. 1875см3 48мм разрезная шестерня мегасолекс нулефильтр prosport автоматический октан корректор АСТРО-ПЕНЗА

насчёт дедушкиного инструмента. Во времена дедушек ещё были попытки сделать нормальные головки на 6 граней а не на 12.

шофёр коней - лось
yonnex001

Имя: Ярослав
Рег.: 21.03.2012
Тем / Сообщений: 3 / 8252
Откуда: Таганрог
Возраст: 32
Авто: ВАЗ-21214-50-120 (01.06.2012), SHTAT UniComp 400L (прошивка 3.3.1), ВАЗ-11173 2012, ВАЗ-21112 2006

rv3dll:
нормальные головки на 6 граней а не на 1
Нормальные головки на 6 граней размером от 8 до 32 до сих пор делает Новосибирский Инструментальный Завод!

p.s.
простите за оффтоп

Ничто не истинно и все дозволено.
Captain

Рег.: 12.12.2008
Тем / Сообщений: 2 / 4254
Откуда: Deutschland, Berlin
Возраст: 53
Авто: Лисапет

yonnex001, вот только болты ГБЦ на 12 ими лучше не откручивать — лопаются на раз.

С уважением! Александр
swift100

Рег.: 16.10.2010
Сообщений: 57
Откуда: Магнитогорск
Возраст: 64
Авто: 21213 1996

Добавлю несколько уточнений.
Деформация от скручивания и от растяжения имеет одну и ту же природу. Но, необходимо чётко различать эти две деформации. Если бы болт имел вместо резьбы с мелким шагом резьбу с большИм шагом, даже допустим, шлицы, то можно было бы говорить о деформации от скручивания. Т.е., при попытке завернуть такой «болт», в соответствии с диаграммой растяжения, головка болта сначала бы немного повернулась (скрутилась) и затем, оторвалась от тела болта (это торсионный процесс). Поэтому шаг резьбы выбран не случайно. Чем меньше шаг резьбы, тем меньше деформации от скручивания и больше деформация от растяжения. Это как в редукторе, или гидравлической машине: проигрываешь в скорости - выигрываешь в мощности. Не надо забывать про диаметр болта – он вместе с шагом резьбы определяет, какая доля приходится на деформацию от скручивания, какая на деформацию от растяжения.
Откровенно говоря, прочитав эту тему, я впервые узнал и был поражён остроумностью инженерной мысли изобретателя этих болтов. Площадка текучести на диаграмме растяжения, в подавляющем случае (до этого момента я считал, что на все 100%) это вредное явление, с которым приходится бороться, вкладывая серьёзные средства. Ничего не поделаешь – издержки узкой специализации – из 30 лет работы на металлургическом комбинате, почти 20 связаны с устранением этого явления на листовом холоднокатаном прокате.
Убрать площадку текучести просто. Все мы знаем, что кованые детали прочнее не кованых. Обжатие детали с усилием, превышающим площадку текучести, лишает материал детали «чудесного» свойства течь, в какой-то момент. Необходимо одно условие – обжатие детали должно происходить ниже температуры рекристаллизации материала, а это - до порядка 500 град для стали. Обжатие небольшое – 2-5%.
Использование болтов с площадкой текучести позволяет в условиях массового производства свести до минимума влияния человеческого фактора на качество обтяжки ГБЦ по сравнению с болтами без площадки текучести. Кроме человеческого фактора исключаются такие как: неточность динамометра, неравномерность сил трения в парах болт-ГБЦ, БЦ и т.п. Всё определяется только свойствами самих болтов.
Не стоит пытаться затянуть посильнее с помощью болтов без площадки текучести. Это может привести к нежелательной деформации ГБЦ. Степень обжатия ГБЦ определяется не столько силой закручивания болтов, сколько количеством болтов и их расположением. В конструкции узла всё рассчитано.
Применение опытными специалистами болтов без площадки текучести оправдано. Только начинающим не надо забывать, что опыт – есть совокупность ошибок.
Memphis

Рег.: 18.04.2013
Сообщений: 148
Откуда: Санкт-Петербург
Возраст: 42
Авто: ВАЗ-2121 1.6 82г

Предстоит снятие головки. Внимательно прочитал ветку, но вопросы остались:
1. Какие болты стоят, точно не скажу, но по виду на 15-17 (скорее всего копеешные). Точно не под внутренний шестигранник. Как подойти к процессу откручивания (помазать, попрыскать), чтоб не свернуть болты? Отворачивать в том же порядке, что и при затяжке?
2. Какой инструмент понадобится для откручивания и затяжки - головки из обычного набора достаточно? Прочности хватит? Ключ взял уже с регулировкой усилия.
3. Какие болты будут оптимальными для шестерешного блока выпуска 82-го года?
4. Какие мануалы по моментам и методике затяжке курить: родной (2121), к 213/214 или зубильный?


Грызите железо!
Нива 4x4 / Техника Нивы / Общетехнический раздел / Болты ГБЦ, протяжка ГБЦ