Niva est vita!
Нива 4x4
Клуб нивоводов. Основатель —
Ермолов Алексей Игоревич, aka ALER
Поиск в Яндекс и Google

Шариковый подшипник ступицы (штатная ступица)

Нива 4x4 / Техника Нивы / Нива-экстрим, тюнинг двигателя, трансмиссии, подвески
825 сообщений на предыдущих страницах
chubik

Рег.: 14.11.2007
Тем / Сообщений: 1 / 1238
Откуда: Днепропетровск
Возраст: 57
Авто: Нива 21213, 2002 г.в. карб.

Злопыхатель
Ну, в принципе, об этом спор то и идет с переменным успехом.
Но местные аппологеты с физикой, видимо лучше дружат... [:D]
Да, че там, я и сам им поверил, потому как не лазил лично по каталогам. Интересно, как Данную таблицу откоментирует топикстартер. У него шарикоподши и ролики имеют сопоставимую нагрузку, что с точки зрения ТМ - несколько необычно...

Плавали, знаем!!!!
KEROSIN

Рег.: 09.12.2004
Тем / Сообщений: 15 / 2224
Откуда: Москва т.89161726159 ИванСаныч.
Возраст: 52
Авто: TLC 80 4.2 D, VW passat B3 variant TD 1.9/ То, что осталось от ВАЗ 2121 87года/29" лебёдка,шноркель, лёгкий домашний тюнинг.

А зачем нужен столь огромный запас? Если схема отрабатывет свои деньги ( а она их отрабатывает), то думать о сверхбольшом запасе не стоит! Представим, что у вас есть рубль в кармане и вам хочется купить мороженое за 20 коп! Вы платите рубль, и получаетсе сдачу 80 коп, которые опять возвращются вам в карман...Теперь представим, что у вас всего 40 коп. в кармане, и вам хочется мороженого. Вы платите 20 коп, и получаете сдачи всего 20 коп... [:croak] В обоих случаях у вас в кармане есть и сдача и желаемое мороженое! Запас никогда не используется в реальной жизни! Это всего лишь конструктивный шаг! Можно оставить запас в 0.5 % и этого будет достаточно, для среднестатистической работы узла, ибо скорее выйдет из строя другая составляющая! В моём случае это сайленты рычагов, которые убиваются быстрее подшипников! Если время их замены одинаково, то это уже имеет экономический эффект! [:;)] Естетсвенно чудес не бывает и чем дешевле схема, тем чаще придётся менять составляющие! Главное, что в это происходит реже, чем замена родных подшипников в стоке(после первой заводской установки)! [:P]

Оригинальные технические разработки.
http://www.tracktourist.ru/
wwm

Рег.: 08.03.2006
Сообщений: 2992
Откуда: Арзамас
Возраст: 55
Авто: ВАЗ 2121(k) 1990г.

KEROSIN:
Можно оставить запас в 0.5 % и этого будет достаточно
20 % как минимум по всему должен быть запас... всегда... и везде.
tough

Рег.: 23.02.2006
Тем / Сообщений: 2 / 2451
Откуда: Богучар
Возраст: 65
Авто: Нива-2121/1984г.в

KEROSIN:
это происходит реже, чем замена родных подшипников в стоке(после первой заводской установки)!
Точно.
В большинстве случаев при отсутствии явного брака причина,- неправильная регулировка узла.
В связи с этим и согласно теме ( и не только этой ) у меня появился вопрос... [:?]
И обозначился он именно в связи с применением распорной втулки как в варианте от KEROSIN-а, так в вариантах и двухрядника, и распорной втулки в стоке.

А смазываете ли вы чем-либо резьбу перед накручиванием ступичной гайки?
И почему/зачем?

Ответов в темах я не нашёл, а очень стало интересно...
По поводу есть мысли-цифры. И выводы совсем неоднозначны.
Captain

Рег.: 12.12.2008
Тем / Сообщений: 2 / 4254
Откуда: Deutschland, Berlin
Возраст: 53
Авто: Лисапет

tough:
А смазываете ли вы чем-либо резьбу перед накручиванием ступичной гайки?
Обязательно, ШРУСом. Чтоб резьба не задралась. Момент проворота гайки при задире резьбы сопоставим по величине с моментом затяжки пакета (неважно, двухрядника или узла с распорной втулкой). Можно элементарно незатянуть пакет и не знать об этом. Шариковый двухрядник при этом за три дня умрёт. Был горький опыт...

С уважением! Александр
tough

Рег.: 23.02.2006
Тем / Сообщений: 2 / 2451
Откуда: Богучар
Возраст: 65
Авто: Нива-2121/1984г.в

Captain
Вот, ближе к телу.
Которое промокло насквозь, гуляя под дождём,
сверло по магазинам вожделённое ища...
И НЕ найШЛО... [:(]
5(!) магазинов!!! тело обошло...
И ни-фи-га [:X]
За-то 100 грамм налилось, а шо-б я был здоров... [:)] , [:?]

Ну а на шайбу крнусную попадает смазка ( вопросы лишь для уточнения расчёта, который приведу... )?

Как честно,- даже и не думал, на сколько "скользким" может быть вопрос.
Привыкли мы "подмазывать" по-жизни, что-бы "не задирало"... [:D]
А тут поплыла "вдруг" резьба...
И спрашивают парни: "сколько?". Тянуть тех кгс..
Беда,- на грани мы тут со "своим" Ф на 18, шаг полтора.
Восьмёркам/Москвичам ( двухрядники ),- полегче будет ( М20Х1.5 )
А разница ... огромна просто.
KEROSIN

Рег.: 09.12.2004
Тем / Сообщений: 15 / 2224
Откуда: Москва т.89161726159 ИванСаныч.
Возраст: 52
Авто: TLC 80 4.2 D, VW passat B3 variant TD 1.9/ То, что осталось от ВАЗ 2121 87года/29" лебёдка,шноркель, лёгкий домашний тюнинг.

20 % как минимум
Теперь бы ещё впихнуть эти требования в рамки заданных конструктивов! [:roll]

tough
Я ничего не смазываю, ни конус, ни гайку. Это как смазка конуса пальца шаровой- зло! [:bullhorn]

Оригинальные технические разработки.
http://www.tracktourist.ru/
Злопыхатель

Рег.: 21.03.2008
Сообщений: 485
Откуда: Москва
Возраст: 66
Авто: Нива ВАЗ 21214М 2012 г.

Читал пейджер - много думал. (Далее некоторые цитаты любимого всеми нами автора без комментариев)
А унас всё пердусмотрено для долгой и напряжённой работы подшипников в любых условиях, даже в экстремальных,
ибо защита от внешних воздействий трёхкратная и заложен неприличный ресурс узла в целом..

Я вообще рассчитывал схему с пакетником на ежегодную превентивную замену подшипников...


А если учесть, что система не требует постоянной подтяжки и имеет троекратную защиту от воды и грязи,
то скорее всего узел отработает свой ресурс по полной программе, в отличии от стандартной системы,
которая хоть и имеет больший запас по нагрузке, но никогда штатно не работает!



А вот шарикоподшипники не нуждаются в затяжке вовсе!
При распущеной гайке (забыл закрутить однажды) после пары недель езды по ухабам образовался питтинг.

Смерть подшипника связана только с перегрузками. Если их не превышать, то процесс износа очень медленный.

Несколько раз подтягивал гайку, всё- таки со временем затяжка ослабевает- сказывается люфт шруса
в шлицевом или старая ступица с повышеным зазором в посадке. Запускать этот процесс нельзя!

Если же пакетник распускается и нагрузки начинают ложиться на отдельный подшипник а не на спарку,
то этот подшипник выходит из строя гораздо быстрее!

Характеристики подшипников таковы, что спарка будет держать вес почти в 2 раза привышающий вес
автомобиля на осевой нагрузке! ИМХО ступица быстрее лопнет!

А зачем нужен столь огромный запас?

Поверьте, нет никакой разницы, если запас прочности узла 200 против 300%!
Вот если бы запас был 0 против 100%, вот тогда это было бы критично!

Можно оставить запас в 0.5 % и этого будет достаточно, для среднестатистической работы узла,
ибо скорее выйдет из строя другая составляющая!

В действительности все не так, как на самом деле.
Captain

Рег.: 12.12.2008
Тем / Сообщений: 2 / 4254
Откуда: Deutschland, Berlin
Возраст: 53
Авто: Лисапет

tough
Желаю здоровья твоему телу. Душа и так должна быть здорова. Ну а теперь прекращай темнить, выкладывай, что там надумал.
tough:
расчёта, который приведу
tough:
Привыкли мы "подмазывать" по-жизни, что-бы "не задирало"... Голливудская улыбка
Задел за живое. Тебя б тогда на моё место... "Граната" та на лексусе была...

С уважением! Александр
KEROSIN

Рег.: 09.12.2004
Тем / Сообщений: 15 / 2224
Откуда: Москва т.89161726159 ИванСаныч.
Возраст: 52
Авто: TLC 80 4.2 D, VW passat B3 variant TD 1.9/ То, что осталось от ВАЗ 2121 87года/29" лебёдка,шноркель, лёгкий домашний тюнинг.

Злопыхатель
Ну и какое же тут противоречие? [:roll] Достаточно глянуть на х-ки применяемого подшипника, чтобы сделать свои рассчёты. Разговор идёт о запасах, ресурсе и рентабельности. Но ещё разговор идёт о нетронутом конструктиве и возможности применить другие виды подшипников в готовых заводских решениях. Ваши предложения? Может я выбрал не тот подшипник и существует гораздо более надёжный, износостойкий и грузоподъёмный, который я почему то не применил? [:?]
Критика и миксы из реплик, это конечно очень весело, но по существу, где косяк-то? Какое встречное конкретное техническое предложение по данному вопросу, или это только декларирование своих нереализованных амбиций? [:croak]

Оригинальные технические разработки.
http://www.tracktourist.ru/
tough

Рег.: 23.02.2006
Тем / Сообщений: 2 / 2451
Откуда: Богучар
Возраст: 65
Авто: Нива-2121/1984г.в

Captain:
прекращай темнить, выкладывай, что там надумал.
Да не темню...: напильником(!) карячил "дырку", раз не нашёл сверло... [:weep] . Теперь готов станок к "навеске агрегатов" [:)]

Так вот,- резьба ( хотя я думаю,- ты уже понял суть проблемы [:D] )
И то, что KEROSIN на 100% прав [:)] .

Что интересно: когда с расчётами я ковыряюсь, для интереса задаю вопросы "в тему" своей смене ( а мужики с железом дружат, и давно ).
И логика тут как у Captain-а: помазать надо, "что-б..." [:)] .
Ещё вот говорят,- что бы "не прикипало".
Однако дело "оказалось" интересней. Пришлось их удивить ( сначала "удивился" сам [:D] ).
Я, если честно, и не "думал" даже "такую ерунду" [:)] .
Ну знал, конечно, что на "ино",- сухо. Точнее,- видеть/делать приходилось.
Сам же на Нивке ... мазал [:oops] . "Без задней мысли" совершенно.
А напрягло, когда пытался для двухрядника считать усилие затяжки (вопрос был: "сколько?". И разговор о том, что иногда резьба плывёт. Ещё,- раскручивается гайка...) .
И говорил, что "20 кгс.", ну типа "как на 41-м", или восьмёрке. По образцу, короче.

Пришлось считать.
Источник,- "Машиностроение. Энциклопедический справочник", в 15 томах. Том 2 : http://d.theupload.info/down/p9d…hinostroenie__yenciklopedic.djvu
( около 40 метров [:?] )

Вот инфа для расчёта, как если САМ кто вдруг ( [:D] ) захочет посчитать ( но можно смело пропустить абзац,- "всё сходится" в расчётах, о которых ниже ):
Мзатяжки=Mp+Мт
Мр - момент, необходимый для создания осевого усилия.
Мт - момент сил трения на торцевой поверхности болта ( гайки ).
Мр=0.5 Х F0 Х dср Х tg(кси+ро)
FO - усилие затяжки
dср - средний диаметр резьбы.
кси - угол подъема резьбы.
кси=atg(P/Pi*dср)
P - шаг резьбы
ро - угол трения резьбовой пары
ро=atg(fp)
(fp) - коэффициент трения в резьбовой паре
Мт=F0 Х fb Х (D^3-dc^3)/(3(D^2-dс^2))
D - размер под ключ
dc - диаметр сверления под болт
fb - коэффициент трения в опорной поверхности болта ( гайки )
Отсюда и находим осевое усилие затяжки
F0=Мзатяжки/(0.5 Х dср х tg(кси+ро)+fb х (D^3-dc^3)/(3(D^2-dс^2))
В справочнике рекомендуется брать коэффициенты трения ( оба(!) ) от 0,15 до 0,18. Т-е. "крутим" и считаем насухую.

О чём тут речь:
Момент, которым "тянем", расходуется на
1) Создание непосредстаенно усилия, с которым гайка душит наш подшипник;
2) Преодоление:
а) силы трения самой резьбы в контакте гайка-стержень;
б) силы трения торца гайки о прилегающую плоскость ( конусная шайба ).
Т-е. чем меньше в трениЯХ потери, тем больше "достаётся" и подшипнику того "момента осевого" ( при одной величине усилия затяжки ).

Вот и прикинуть можно, что выйдет, когда резьбу помажем или нет.
И именно на Ниве ( М18Х1.5 )
Прикинул... [:o]
Что бы вам мозг не забивать расчётной ерундой, советую скачать программку: http://www.ogm.h11.ru/thread.htm
( Расчёт максимально допустимого момента затяжки метрической резьбы ).
Она как раз учитывает смазку/нет ( там можно выбрать ), и только для резьбы, не трогая "опору".

И получаем ВЫВОД:
Для нашего типоразмера ( М18Х1.5 )
БЕЗ смазки ( коэффциент трения в резьбе 0.15 ) максимально допустимый момент по отсутствию смятия резьбы ~ 28 кгс.
Со смазкой ( коэф. 0.1 ),- 18 кгс.
Т-е, учитывая "скользкость" смазки, резьбы "шероховатость" и т.д., и, наконец,- разброс по допуску динамометра, вполне сорвать резьбу мы можем, как если для примера будем брать затяжку для двухрядников на Москвиче/восьмёрке.
У них,- другая песня:
Резьба М20Х1.5 ( чуть-чуть всего и больше [:?] , [:)] ):
БЕЗ смазки держит 33,8 кгс.
Со смазкой ( даже ),- 23 кгс. с хвостиком.
Т-е. тут криминала нет.
А если вдруг помажем ещё шайбу... .
Ну и второе: применяя смазку, мы тот подшипник давим много бОльшей силой, чем просчитали инженеры для его зазора.
Возможно потому двухрядники из строя и выходят иногда "без видимых причин".

Но это цифры.
А вообще, "как оказалось",- те-же "немцы" однозначно запрещают(!) мазать резьбы ( в каком-то мануале, но встречал ).
И, кстати, на колёсных шпильках тоже!
Всё "насухую"!
И ВАЗ расчёты все закладывал без смазки.
Задиры на резьбе?
Не будет их, как если вдруг НЕ брак сами детали.
По прочности резьба на ШРУСе выше, чем на гайке ( так и "задумано" конструкторами ).
А гайку новую необходимо ставить каждый(!) раз после разборки.
И "прикипает",- то, что надо.
Сухое трение торца ( резьбы ) как раз расчитано на то, что бы не открутилась гайка.
И, кстати ( но НЕ кстати ): роль смазки при затяжке выполняет и фиксатор для резьбы... .

А "тело" шо-т знобит... [:(] .
Captain

Рег.: 12.12.2008
Тем / Сообщений: 2 / 4254
Откуда: Deutschland, Berlin
Возраст: 53
Авто: Лисапет

Я догадывался, что разница есть... Но чтоб в 1.5 раза? [:shock] Спасибо за науку, Александр Петрович!
Задиры на резьбе
ШРУСов в наших реалиях встречаются довольно часто...
И "прикипает",- то, что надо.
А как ремонтировать?
Так что приходится мазать.
Не будет их, как если вдруг НЕ брак сами детали.
Буду слабее тянуть. Слишком много брака кругом...:rotate: [:hello]

С уважением! Александр
Злопыхатель

Рег.: 21.03.2008
Сообщений: 485
Откуда: Москва
Возраст: 66
Авто: Нива ВАЗ 21214М 2012 г.

KEROSIN
Ну, во-первых, без обид - все это дружеская подколка [:D]
Во-вторых, вроде мы все на "ты"?

Таперя по существу. В начале поста у тебя была хорошая идея, как обдурить конструкторов Нивы и разрубить сей Гордиев узел с наменьшими затратами, а именно применить стандартные изделия без переточки, перековки, и т.п. пере- , и, главное, без подгонки деталей, применив лишь другие подшипники и добавив несколько простых неизнашиваемых деталей. При предложенном тобой конструктиве ты добился еще и легкой замены подшипников!
Казалось бы - УРА! - ты всех победил, однако, ввиду того, что нагрузочная способность примененных тобой подшипников гораздо (!) ниже стандарта - начинаются пляски с бубном.
Вначале - А у нас всё предусмотрено для долгой и напряжённой работы подшипников в любых условиях, даже в экстремальных,
ибо защита от внешних воздействий трёхкратная и заложен неприличный ресурс узла в целом..
В итоге - Я вообще рассчитывал схему с пакетником на ежегодную превентивную замену подшипников...
Или - то затяжка шариковых подшипников вааще не имеет значения, затем - именно она, эта затяжка и является основой основ, причем во многих случаях контроллировать ее надо неусыпно, а то узел не отходит и сезона.
Попутно лягаем конические подшипники - и в штате, и со втулкой - такие они капризные, что просто ехать некуда, переклинят к чертмям, колесо отвалится и т.п.
А я уверял и уверяю - при правильной эксплуатации и НЕБРАКОВАННЫХ ступицах и кулаках они и в стоке ходят по 50 - 100 тс.км., и при ремонте - ступицы в хлам, а подшипники - целехоньки (!).
Что касается втулки с коническими подшипниками - нет проще и дешевле решения. Я со втулками прошел пока немного - правое колесо около 10 ткм (в т. ч. по твоим любимым карельским грейдерам с полной выкладкой), левое завтулил осенью - 5 ткм, на дачу со стройматериалами. Результат - как правое было практически без зазора (очень мал, едва ощутим) -так оно и осталось, на левом зазор изначально великоват - тут тоже все сохранилось, при этом затяжка ступичных гаек - сохранилась.
Что же в итоге?
Я вовсе не подвергаю сомнению полезность сделанных тобой дел, принятых и обкатанных тобой решений и узлов, на такие подвиги здесь мало кто способен. Просто, если в итоге испытаний ты получаешь не совсем то, что декларировал в начале - об этом тоже нужно писать, это тоже бесценный опыт в копилку Нивовода.
Удачи. [:hello]
ПЫСЫ Что же касается моих нереализованных амбиций - то будем считать, что ты слегка перегнул. Я - вообще человек не сильно амбициозный, а уже реализованные амбиции по Ниве позволяют мне около десяти лет проводить отпуска в Карелии, без сильного экстрима забираясь туда, куда мне интересною

В действительности все не так, как на самом деле.
Drag0n

Рег.: 26.01.2009
Сообщений: 14
Откуда: Украина Мариуполь
Возраст: 35
Авто: 21213, 2005г.в.

7000км на Ивеко, не подтягивал, люфтов нет. подши китайские ноунэйм, взял для пробы. накат отличный. При проточке токарь сказал, что кулаки не соосны.
KEROSIN

Рег.: 09.12.2004
Тем / Сообщений: 15 / 2224
Откуда: Москва т.89161726159 ИванСаныч.
Возраст: 52
Авто: TLC 80 4.2 D, VW passat B3 variant TD 1.9/ То, что осталось от ВАЗ 2121 87года/29" лебёдка,шноркель, лёгкий домашний тюнинг.

Я тоже на одной стороне не подтягивал- всё ситоит намертво! Другую ступицу подтягиваю периодически! Это не повальный дефект, а выборочный, зависящий от допусков шлицевых ступицы и шруса! Если на двухряднике ослабнет гайка, то ничего страшного не случится, а на пакетнике- привет одному из подшипников! [:croak] По этому проверять затяжку нужно в первое время часто, чтобы понять, есть ли такой эффект или нет. Нет- и хорошо, но если есть, то просто иногда следить за затяжкой! Ничего сверхсложного в этом нет! [:roll]

Оригинальные технические разработки.
http://www.tracktourist.ru/
Нива 4x4 / Техника Нивы / Нива-экстрим, тюнинг двигателя, трансмиссии, подвески / Шариковый подшипник ступицы (штатная ступица)