Niva est vita!
Niva 4x4
Lada Niva owners club
Yandex and Google search

Приходящий-уходящий гул на пятой передаче КПП

Niva 4x4 / Техника Нивы / Звуки, вибрации, запахи
45 older posts on previous pages
Ruslan

Reg.: 9/22/2008
Posts: 682
From: Санкт-Петербург, север.
Age: 41
Car: уже нет

4/30/2009, 9:45 AM +04
Все переходы имеют свои люфты/шумы. На скорости получается что периодически вибрации попадают в определённые моменты в резонанс, складываются проще говоря. Потому и волнообразный гул стоит. Я вообще думаю что это фирменный звук нивы на трассе. У меня уже четвёртая, все так гудели от 90 км/ч.
Может и ошибаюсь, тк химик по образованию.
Женёк

Reg.: 3/1/2007
Topics / Posts: 1 / 131
From: Тульская область
Age: 52
Car: Ваз 21214i 2002г. "Мурёна"

5/1/2009, 9:24 PM +04
Хорошо помню этот волнообразный гул на 5-ой, такие своеобразные биения между чуть не совпадающими по частоте (фазе) тонами. Сначала слушал внимательно, анализировал, потом надоело. А с год назад, поменяв оба кардана на новые, обнаружил что гул полностью исчез. У старых карданов были изношены шлицевые (особенно на заднем), крестовины менялись несколько раз (в т.ч прежним хозяином). Ничего другого я с трансмиссией не делал.

Без полного привода жизнь не полна !
Kreator

Reg.: 8/10/2007
Topics / Posts: 1 / 406
From: Ленинград
Age: 35
Car: 21214, 2007 гв., Hyundai Getz 2009 гв.

5/1/2009, 9:44 PM +04
бывает такой волнообразный гул, но к счастью, очень редко.
я например держу давление в колесах 2.3 + багажник. Может это как-то влияет? Гул такой , что закладывает уши [:)]

artemkin

Reg.: 4/25/2009
Posts: 4
From: Мытищи
Age: 39
Car: Ваз 21213

5/3/2009, 7:43 PM +04
1. может из-за резины
2. баланс пром.вала.
3. кривой задний кардан.
Дядя Максим

Reg.: 5/3/2009
Posts: 5
From: Moskva
Age: 31
Car: 21214

5/3/2009, 11:45 PM +04
ПРочитал все 4 страницы - и не могу понять одна ли у меня с вами проблема ... просто после 80-90 начинается какая то вибрация и гул и небольшой скрежет снизу что чувствую даже ногами, появляется с переодично .... похоже оч на звук когда в настольный вентелятор всталяешь немного палец... надеюсь вы меня поняли .... о той ли вы проблеме тут говорите или у меня нечто другое???
ZhekA®

Reg.: 11/1/2006
Posts: 610
From: Москва
Age: 32
Car: Нива 21213 1.7 карб., 2000 г.в., ГБО "Lovato", пробег 130 тыс.км (продана) >> Шнива LC* 2011 г.в.

5/4/2009, 11:16 AM +04
Дядя Максим:
после 80-90 начинается какая то вибрация
а после 100-110 пропадает [:)]

ALER
Administrator

Reg.: 12/6/2004
Topics / Posts: 4031 / 23190
From: Москва
Age: 65
Car: 21214M, 2013 гв.

5/4/2009, 11:20 AM +04
Дядя Максим
Плз, результаты тестов. Смотри прилепленную в этом разделе тему. С этого надо было начинать.

Прочитать всем! «МАТ или КЛОН МАТА — сразу БЛОК!»

Алексей aka ALER.
Antigrad

Reg.: 5/27/2010
Posts: 30
From: Новороссия, Одесса
Age: 47
Car: 21214, 10го года

6/7/2010, 2:55 PM +04
Машинка новая, пробег - чуть за тыщу. На пятой передаче около 80 км/ч - те самые волны. Не дополнительный шум, а тот же, что и на четвертой, но не постоянный, а с низкочастотным периодом изменения. Сначала я думал, что движку тяжеловато на пятой. Но похоже, звук уходит, когда скорость увеличивается. Складываются какие-то колебания в машине с немного разными частотами (как уже говорили), и результирующий звук "плавает". Думаю, важно то, что максимальная громкость не выше, чем у гула на четвертой, а минимальная - ниже. То есть процесс можно рассматривать не как периодическое усиление вибраций, а как периодическое уменьшение (во загнул). А это, думаю, лучше. Хотя спецы по сопромату могут меня опровергнуть: скажут, что любые периодические колебания - плохо. Но что делать? Нормальную машину брать. ( Держась за подбитый глаз: "Ну что вы, джентльмены! Это же шутка была. Продолжайте, продолжайте." (с) Гарри)

рожденный в СССР...
Konservator

Reg.: 1/20/2010
Posts: 444
From: СПб
Age: 51
Car: ВАЗ 2131 2000г.в.

6/15/2010, 2:37 AM +04
Antigrad:
Складываются какие-то колебания в машине с немного разными частотами (как уже говорили), и результирующий звук "плавает".
Так и что же это за два источника то таких с "немного разными частотами", которые появляются только на пятой передаче? Чегой то сдаётся мне, причина тут другая. И кроется она имхо в таком уж "классном" изготовлении зубчатых колёс, при котором зазор в зацеплении "плавает". А т.к. число зубьев на одной из шестерёнок нечётное, а передаточное число в паре пятой передачи два с лишним, то одна и таже "пара зубьев"(в мгновенном контакте) встречается относительно редко(в сравнении с частотой "пения", допустим на 3000 об/мин промежуточный вал вращается с частотой около 1600 об/мин, да на шестерне(ведущей) пятой передачи зубьев этак тридцать с чем нибудь - а то и сорок, т.е. частота "воя" порядка 1000 Гц). Она(они, пары зубьев с разным зазором в зацеплении) и задаёт период "плавания". Учитывая, что линейная(окружная) скорость в зацеплении на 5-й самая высокая, и нагрузка в пятне контакта(выдавливающая масляный клин) также наибольшая, то все проявления неравномерности пятна контакта, так же наибольшие. Ближайшая соседка - 3-я отличается по скорости и нагрузке более чем в 1,5 раза(4-я не в счёт, она прямая, выть там некому [:D] ). И никто их(шестерни) по шуму не подбирает, а часто при ремонте меняют одну ведомую. Вот такая "версия". Кстати на гусеничных машинах ведущая звёздочка должна иметь непременно нечётное количество зубьев и при возможности 11 или 13, интересно, почему... И на колёсах нынешних обратите внимание на "шашечки"(размер и периодичность его повторения).
вва

Reg.: 11/4/2008
Posts: 1615
From: Красноярск
Age: 63
Car: 2123 -2007г.

6/15/2010, 3:04 PM +04
Konservator
Привет!
Konservator:
Она(они, пары зубьев с разным зазором в зацеплении) и задаёт период "плавания". Учитывая, что линейная(окружная) скорость в зацеплении на 5-й самая высокая, и нагрузка в пятне контакта(выдавливающая масляный клин) также наибольшая, то все проявления неравномерности пятна контакта, так же наибольшие
Согласен, 5я имеет наименьший момент "удержания следующих за ней частей трансмиссии от разболтаса" , так что-ли это назвать?

Но с этим периодическим гулом периодически меняется и амплитуда вибраций.
Взявшись за рукоять переключений раздатки это хорошо заметно даже на правильно и хорошо установленой раздатке с минимумом вибраций.

А вот установка новых хороших карданов на какое-то время дает забыть об этом эффекте, или по крайней мере значительно уменьшить его.
Konservator

Reg.: 1/20/2010
Posts: 444
From: СПб
Age: 51
Car: ВАЗ 2131 2000г.в.

6/15/2010, 6:02 PM +04
Здравствуй вва [:hello]
У меня скоро год как нет пятой, выскакивает, поэтому просто не пользуюсь. Но когда работала присутствовал этот волнообразный вой. Именно не вибрация, а вой(звук). А то, что чувствуется рукой на рычагах, это именно вибрация, частота её совпадает с частотой вращения валов, а не с частотой смены пар зубьев и её гармоник( имхо, конечно, но что то мне подсказывает, что 1000 Гц воспринимает ухо, для руки это многовато). Кстати на рычаге коробки лёгкий "рокот" чуствуется рукой на всех передачах(вилки,штоки и т.п. вибрируют,как бы ты не хотел).
После балансировки карданов, ручки раздатки у меня вибрируют чуть сильнее рычага КПП(с похожей или близкой частотой), а не трясутся как раньше... Волнообразный гул после балансировки честно говоря не проверял(просто не езжу на пятой). Завтра если на дачу поеду, проверю(включу и придержу 5-ю)
вва

Reg.: 11/4/2008
Posts: 1615
From: Красноярск
Age: 63
Car: 2123 -2007г.

6/15/2010, 7:05 PM +04
Konservator
[:hello]
Konservator:
Но когда работала присутствовал этот волнообразный вой
Я для себя определился, но конечно-это ИМХО.
Вой- это качество (шестерни, подш. и т.д.) и , в том числе и то, что ты написал в своём посте.
Дикость с пятой в ниве получилась:
сначала мультипликатор(пятая), потом упругий элемент (бублик), потом редуктор (раздатка) и после карданы с их нелинейностью и качеством...
Естественно, эти нелинейности "отыгрывают" назад на шестерню пятой, да ещё через бублик-он пружинит-отсюда автоколебония в зацеплении пятой и других зазорах коробки (и раздатки).
Я так определил для себя причину воя на пятой.
А вот волнообразный вой- это следствие- причина волнообразности-не в коробке.
Думаю всё дело в том, что карданы вращяются с близкой , но разной скоростью.
Отсюда биение нелинейных скоростей вращения(то складываются, то вычитаются)-а отсюда и биение моментов вращения.
С поплохевшими крестовинами ес-но амплитуды увеличиваются.
Ну и в том числе накладывается и биение дисбалансов карданов.
А в диапозоне 90-100км видимо оказывается резонанс с упругостью бублика, моментом вращения...
Я тут очень грубо прикинул:
Если я прав, то звук в коробке при 90км/час должен быть 266гц.
Хотя может быть за счёт бублика и вдвое-зубья ударяются 2 раза за одну нелинейность кардана-530гц.
Konservator

Reg.: 1/20/2010
Posts: 444
From: СПб
Age: 51
Car: ВАЗ 2131 2000г.в.

6/16/2010, 2:14 AM +04
вва
Что на что, из-за чего влияет - мы с тобой можем только предполагать , да гадать... А вот с расчётами твоими не пойму откуда такие цифры?
90 на 5-й - примерно 2500 об/мин на входе( ~42 Гц) и примерно 3050 об/мин на выходе( 50 Гц). Это циклическая частота валов. Звук шестеренчатой передачи (доминирующая частота) определяется частотой зубозацепления( обороты вала умножить на число зубьев и разделить на 60). В работе две пары: с первичного вала КПП на промежуточный и с промежуточного на вторичный. Не знаю точно число зубьев, но примерно на ведущей первичного вала допустим 17. То есть частота первой пары :2500х17:60=708 Гц.
Промежуточный вал имеет частоту в 1,6раза меньше первичного, т.е. :2500:1,6=1560 об/мин, ведущая шестерня 5-й передачи(что на промежуточном вале) имеет чуть меньше 40-ка зубьев. Получаем: 1560х(~38):60=988 Гц.
Вторая пара как более нагруженная имхо доминирует.

Итого "сухой остаток" частот в коробке при 90 км/ч: ~1000 и 700 Гц промодулированые в случае биений(а они непременно есть) 40 и 50-ю Гц, а от промежуточного вала(КПП) ещё и 42:1,6=26Гц. Это только основной спектр, не считая многочисленных гармоник, собственных частот корпусных деталей, поющих подшипников, дребезжащих вилок, штоков, зубчатых муфт...
По моему тут и без карданов хватает...
Ну и откуда 266 и 530 Гц ? [:?]
И ещё вопросик. Если "волновой вой" порождают разные скорости карданов, то почему этого нет на третьей, да и на четвёртой(в РК то шестерни под нагрузкой, почему бы и им не подвывать "волнами"?)?


P.S. Утром убуду на дачу, потому заранее извиняюсь за молчание...
вва

Reg.: 11/4/2008
Posts: 1615
From: Красноярск
Age: 63
Car: 2123 -2007г.

6/16/2010, 7:07 PM +04
Konservator
Успехов тебе в ратном дачном труде!

Попробую ответить последовательно,как я думаю.

1. замена карданов на качественные убирает ВОЛНООБРАЗНЫЙ вой:
Женёк
Женёк:
Хорошо помню этот волнообразный гул на 5-ой, такие своеобразные биения между чуть не совпадающими по частоте (фазе) тонами. Сначала слушал внимательно, анализировал, потом надоело. А с год назад, поменяв оба кардана на новые, обнаружил что гул полностью исчез. У старых карданов были изношены шлицевые (особенно на заднем), крестовины менялись несколько раз (в т.ч прежним хозяином). Ничего другого я с трансмиссией не делал.
_________________
Абсолютно так-же было и у меня...
Это факта, и против неё не попрёшь, никакими рассуждометрами...

Меня лично интересовала причина волнообразности, а не что воет .
2. Из звукотехники, электротехники- такое происходит когда складываются два очень близкие по частоте колебания- так называемое биение частот.
Трансмиссия раздвояевается в дифе раздатки- значит, что-то после дифа может иметь близкие ,но разные частоты вращений.
Факта говорит- что-то из-за карданов.
Отсюда и дальнейшая логика.

Ты наверняка читал темки с анализом работы крестовины.
Там получается 4 раза за оборот скорость вращение нелинейно меняется при линейном вращении привода (ускорения и замедления).
Берём калькулято ходовой нивы :
При 97 км/час карданы вращаются 3000об/мин=50гц
промвал-3569об/мин- примерно 60 гц,
умножам на четыре возмущения кардана= 240гц,
если Зацепление "звенит" и на ускорение и на замедление- то ещё на два=480гц. (Я-ж очень ГРУБО прикинул [:D] )
Теперь передний кардан.
Его влияние много меньше- он почти прямой, но,если крестовинка не очень...
То придется умножить ещё на два- вот твои почти килогерц- 960 гц.
Причём , по логике, должна менятся как частота- от 480 до 960 гц, так и амплитуда при взаимном изменении карданов...

3. Ещё очень настораживают три звена:
Пятая (повышающая) 0,82- 18 процентов;
Бублик между ними;
Понижение в раздатке- 1,2- 20 %
Что- то смутно так напоминает контур генератора автоколебаний
в радиотехнике... Хотя- это уже из области интуитивного понимания.
Потому наверное и пятая..
Ну вот, как-то так, я думаю.
[:hello]
Konservator

Reg.: 1/20/2010
Posts: 444
From: СПб
Age: 51
Car: ВАЗ 2131 2000г.в.

6/17/2010, 10:26 PM +04
вва, здравствуй !

Третий пунктик интересный, что-то в этом есть...
То что в "волно-вое" виноваты карданы, скорее всего(99,9%) ты прав, ехал сегодня с дачи, включил 5-ю(причём ехал км 2 примерно, пока она выскочила) никакого воя нет. А я их зимой отбалансировал. Значит убиты два зайца вибрация и "волно-вой" [:)] . Причём воя нет как такового на 90-100. [:?] А ведь раньше был, несильный, но вполне слышимый. Впрочем может "волны" его и выдавали(предательски [:)] )...
По расчётам, уже не важно конечно(раз причина локализована), но из-за любви к истине т.с. Почему умножаешь на четыре-то? Там на каждый оборот одно ускорение и одно замедление, т.е. период, значит имножать надо на 2(имхо)...
Блин только приехал, завтра надо к тёще ехать в Тверскую обл., у жены отпуск... Опять урывками...
[:hello]
Niva 4x4 / Техника Нивы / Звуки, вибрации, запахи / Приходящий-уходящий гул на пятой передаче КПП