Niva est vita!
Нива 4x4
Клуб нивоводов. Основатель —
Ермолов Алексей Игоревич, aka ALER
Поиск в Яндекс и Google

Север, Воля, Надежда... Страна без границ.

Нива 4x4 / Вокруг Нивы / Дороги и бездороги
шкипер

Рег.: 28.11.2007
Тем / Сообщений: 53 / 4823
Откуда: Москва\Электроугли.
Возраст: 71
Авто: Нива боевая, она же-бульдозер для уборки снега. УАЗ-буханка - кемпер для дальних рейдов. И Шнива

Отчитываюсь!
Похождения в северных горах. Воистину- лучше гор –могут быть только горы.
Идеи по Хибинам и Ловозерам вызревали давно…В пред,идущий рейд была проведена только легкая разведка, без серьезного изучения. В Хибины мы тогда заехали вообще случайно…(впрочем, о том рейде я уже писал – Дорогами нашей славы…)
Подготовка, попытки собрать команду, неясность с финансами, построение еще одной Нивы для этого рейда…Сложностей хватало, притом – все, что могло –шло не должным образом, сроки срывались, возникали трудности казалось бы на пустом месте…В минуту слабости даже приходили мысли об отмене сего мероприятия, ибо- сроки сдвигать уже было некуда…
Однако – всему приходит конец. Даже неприятностям. Пришла, наконец долгожданная раздатка 1х3, установлен новый двигатель 1.8, перебрана лебедка, обварен мост с А-образником, поставлена 502я резина на литые диски.Естественно – перенос генератора вверх, изготовление шноркеля… Салон переделан для установки дополнительного баллона на 90л, сделана полка на уровне задних стекол…Подготовлены и загружены запчасти и инструменты на почти все случаи…Установлена на планшет навигация с хорошими картами. Неспешная погрузка.
Очень важно – правильно разложить вещи в машине, чтобы и достать было можно и не выпадало бы, и на багажнике все было бы хоть как-то обтекаемо.
Выехали мы 1 сентября. Дождь уже пошел…Так в дожде мы проехали Ярославль, Вологду и, напоследок заправившись газом в Вытегре двинули дальше на Север.
Собственно, по дороге ничего интересного не происходило. Ехали не спеша, крейсерская 80-90(обкатка!), останавливались в известных по прежним поездкам местах. Все тот же дождь…
Кусок грунтовки перед Вытегрой таки доделали…Хотя вроде первоначально трасса планировалась в обход города- ее вывели на поселки и на сам город. И за Вытегрой кусок заасфальтировали.
Рядом с Тудозером на Онеге отгрохали огромную базу МЧС, к ней проложили 20 км автобана от трассы…Видимо, крупное начальство выделило денег, чтоб можно было им на рыбалку ездить по хорошим дорогам… Ехали мы ехали и, наконец приехали!
Я много лет ходил по Онеге под парусом, хорошо знаю Бесов Нос и его окрестности…Речку Черную проходил почти до Каршево( тоже, своего рода –джипование на яхте по труднопроходимым местам…) но, колесами туда не ездил. Честно говоря- это место не особо люблю (с точки зрения мореплавания- заходы сложные, укрытия кроме Черной речки – сомнительные. Летом- всегда много народу, в том числе и местные рыбаки, как правило – искренне пьющие…). Хотелось понять, каким таким медом там намазано, что джиперы туда устремились? Рядами и колоннами… Надлежало разьяснить.
Итак – первый спецучасток –Бесов Нос.
Часть информации я уже выкладывал в сообщениях непосредственно с «театра военных действий», но думаю, от повторения хуже не будет.
Заезжали мы туда, как и большинство – через д.Каршево. Прекрасно работающая навигация и очень приличные дороги позволяли ехать довольно быстро. Мостики были маленько подчинены, дополнительного укрепления не потребовалось. Дальше дорога довольно сильно разбита, но если ехать медленно и с разведкой – все проходится БЕЗ ЛЕБЕДКИ и буксований, притом- быстро. Если ехать не глядя – некоторые ямы могут сильно удивить. Будет существенно дольше… Дорога напоминает сильно езженую трассу, по которой в поисках приключений толпами мотаются джиперы. Где-нибудь в Подмосковье…Не нашел я там ни запредельных сложностей, ни особых красот.
Под конец, чуток каменного триала, который показался несколько более интересным с точки зрения прохождения, но в общем –ничего серьезного.
На мысах – никого. Дождь кончился не доезжая Вытегры и дальше нам погода благоприятствовала. Проехались до Маяка. Последний участок сложен – основная дорога туда завалена после урагана, а пробитая колея в некоторых местах идет с хорошим креном. Есть реальный шанс завалиться, да и узко, широкой машине пролезть было бы труднее.
Погуляли по камням. Петроглифы на месте, но под наслоениями писаний всяких уродов их не везде видно…
Выбрались под конец к Озеру, где и встали на дневку над обрывом. Между Маяком и М. Перий нос.
Продолжение следует…

Восточный Фронт!
Покатушки, подготовка техники и обучение.
Регламент и информация - на 1 стр. темы.
СергейМ

Имя: Сергей
Рег.: 08.08.2012
Сообщений: 1811
Откуда: Ярославль
Возраст: 51
Авто: 21214М 2012 г/в Е-газ

шкипер:
Продолжение следует…
[:hello] ждём
шкипер

Рег.: 28.11.2007
Тем / Сообщений: 53 / 4823
Откуда: Москва\Электроугли.
Возраст: 71
Авто: Нива боевая, она же-бульдозер для уборки снега. УАЗ-буханка - кемпер для дальних рейдов. И Шнива

Попробую вставить фото...
035.JPG
035.JPG
036.JPG
036.JPG
041.JPG
041.JPG

Восточный Фронт!
Покатушки, подготовка техники и обучение.
Регламент и информация - на 1 стр. темы.
skitalec

Рег.: 08.11.2012
Сообщений: 159
Откуда: ульяновская обл
Возраст: 41
Авто: ваз2121

Слежу за твоим походом.Круто.Хотел спросить как идет дорога от м.Бесов до м.Перий. смотрел яндекс спутник.показывает что дорога идет по берегу. или как?
шкипер

Рег.: 28.11.2007
Тем / Сообщений: 53 / 4823
Откуда: Москва\Электроугли.
Возраст: 71
Авто: Нива боевая, она же-бульдозер для уборки снега. УАЗ-буханка - кемпер для дальних рейдов. И Шнива

Немного о фото и видео. Так, как я одновременно и снимать и вести машину не научился, а штурман - не фанат фотоискусства - за качество не взыщите. Видео много - камеру я креплю на турели, типа видеорегистратора, но возникли проблемы с перекачкой на комп. Буду решать...
Отдохнули, позанимались грибами, коих было много, полюбовались видами.После чего поехали дальше...

Добавлено спустя 13 минут 47 секунд:

Ездить дважды одним путем я не люблю, поэтому было решено ехать от заброшеной деревни на Шальский. При разработке маршрута я внимательно изучал те крохи информации, что мелькали. Этот участок гораздо менее посещаем, чем обычный через Каршево. Произвел разведку, нашел довольно свежие следы джипов. Следы резины были устрашающи, но потом я нашел кусочек пластика и остатки битого фонаря от иномарки и уверовал! Едем!
Этот участок - гораздо интересней первого. Но и существенно сложней.
От старой деревни колея уходит на север, выходя к берегу за мысом Перий нос. Рядом с домом рыбака на островке. Этот кусок не слишком сложен. Уверенность окрепла...
Далее дорога идет по пляжу до следующего мыса. Потом- обьезд лесом. Камни, пни, овраг. Тогда эти камни казались неприятными...Травился до 1атм, пониженная 1-2, местами узко. овраг оказался не так страшен - рядом был обьезд более-менее позволяющий на него взобраться.

Добавлено спустя 10 минут 55 секунд:

Преодолеваем овраг, перебираемся по камням. Снова выходим на пляж.
В тихую погоду - особых сложностей нет. НО! Встречаются участки песка- плывуна. Он насыщен водой и, если остановиться, быстро засосет по пороги. Сняться, если присосет -будет сложно. Сомнительные места возле впадения речушек я проверял сначала ногами. Однако, потом начались разногласия со штурманом. Увидя песчаную дюну, на которую надо было заехать - мне были сказаны слова...разные и много. Я упорствовал в ереси, требуя ехать дальше, штурман что то говорил про старого упрямого дурака и что погибать здесь не желает...

Добавлено спустя 3 минуты 52 секунды:

Так. Дальнейшие фото не вставляются...Что то я не так делаю.

Добавлено спустя 7 минут:

Продолжение следует…
Этот холм, несложный, если ехать со стороны Шальского,сулит некоторые проблемы , если ехать от Беса.Дело в том, что он высокий и с сыпучим песком. К тому же лебедиться можно за деревья, которые находятся за дюной и метра на 3-4 ниже. При подьеме на лебедке трос уходит в песок и не столько поднимает машину, сколько ее закапывает. Работа колесами только усложняет дело, закапывая еще быстрей. Будучи несколько нервозным и без помощи огорченного моим упрямством штурмана я поторопился.
При подьеме следовало подложить под трос бревно наверху холма, а при перецеплении (длины троса не хватает на высоту дюны…) стоит подкладывать бревно под колеса. Ощущение, когда машина начинает сползать вниз – не из приятных. Если развернет поперек склона – уши гарантированы. Многократно.
В общем- поднялся. Подпалил сцепление и чуть не посадил АКБ. Хоть второй всегда в запасе- неприятно…Передохнули, остыли и двинулись дальше…
Самым сложным оказался проезд через мыс Черный. Там надо быть предельно внимательным.
Опасно на каменных плитах с креном. По скользкому есть шанс сползти или опрокинуться. Притом, в паре мест- через нос. Неприятно, когда машина встает на бампер, а задние колеса разгружаются…Однако- пронесло! Но если кувырнешься- катиться до воды – хилые сосенки не удержат, они сами на камнях еле держатся…
Резюме: Этот участок нельзя ехать на резине меньше 29 и без лебедки. Повреждения от камней могут быть фатальными, а подняться на холм колесами не получится, да и в других местах могут быть проблемы.
И особенно сложно там большим машинам. Тесно, и лавировать между деревьями и камнями без касаний может не получиться.
После всех треволнений – вышли на пляж к Шальскому. Отдыхали, постирались. Солнце, днем около 15 , грибы. Размышления, разбор полетов, работа над ошибками…Ехать второй раз было бы много проще.
Если судить по следам – передо мной там шли две машины из Питера. Люди ездят, но мало. Хотя этот вариант проезда на Б.нос –гораздо интересней и познавательней. Да и места гораздо более глухие. Связь и интернет есть на возвышенностях.
Жаль, загрузить фото некоторых участков не получается…
Продолжение следует.
027.JPG
027.JPG
056.JPG
056.JPG
057.JPG
057.JPG
Немного разьяснилось с фото! Сейчас попробую!
Это- подьем на песчаный холм. Одно из самых сложных мест на этом отрезке...
058.JPG
058.JPG
062.JPG
062.JPG
065.JPG
065.JPG
Еще по этому спецучастку. А потом - поедем дальше.
Чтобы не перегружать отчет - я постараюсь выкладывать в основном фото сложных участков.... Дабы последователи могли представить, что их ожидает...Пляж перед Шальским. Закат.
Вечер трудного дня...
063.JPG
063.JPG
069.JPG
069.JPG
071.JPG
071.JPG

Восточный Фронт!
Покатушки, подготовка техники и обучение.
Регламент и информация - на 1 стр. темы.
СергейМ

Имя: Сергей
Рег.: 08.08.2012
Сообщений: 1811
Откуда: Ярославль
Возраст: 51
Авто: 21214М 2012 г/в Е-газ

шкипер
а может ссылку на все фото сразу???
шкипер

Рег.: 28.11.2007
Тем / Сообщений: 53 / 4823
Откуда: Москва\Электроугли.
Возраст: 71
Авто: Нива боевая, она же-бульдозер для уборки снега. УАЗ-буханка - кемпер для дальних рейдов. И Шнива

Всех фоток- 400, из них интересны могут быть - штук 30-40.Пейзажи я особо выкладывать не собирался - я не силен в этом искусстве, разве что некоторые, особенно удачные. В основном - надо иллюстрирующие сложности конкретного спецучастка.
Через ссылку я не умею... [:oops]


Продолжаю. После разминки двигаемся дальше на Север.Ночуем под Сегежей – нам нужна газовая заправка. Она у них спрятана в самом конце города-20 верст в один конец – притом работает лишь до 16.30, а по выходным оне отдыхают…Устамши… И ведь поставить на сьезде с трассы обьявление с режимом работы или хоть указать, что ГАЗА –НЕТ! В общем, прокатились…Чтоб им икалось…
Дальше – в Кандалакшу. Еду за фурами, экономлю газ… Барахлит газовый клапан на одном из баллонов, в результате мы сьедаем газ до нуля…Но до заправки дотягиваем!
Но газа в Кандалакше- нет. Можно только бытовые баллоны заправить. И то- надо сперва куда-то сьездить оплатить, а потом с баллоном на заправку…Поскольку бензин в баке есть – едем к заливу, через перевал. Там я знаю хорошее место, где можно постоять.
Однако, при переключении на бензин машина не едет. Раскидываю карб. Новый, чистый, все в порядке. Подкачиваю, завожу. Глохнет. Оказывается, не работает бензонасос! У нового двигателя толкатель бензонасоса за 1500км стесался так, что до рычага не достает…
Смеркается и холодает. Стоим под перевалом и ехать надо, притом- быстро…Делаю из бутылки и шлангов обмыва эдакую клизму, вешаю бутыль на багажник, подсоединяю самотеком. Едем. Дальше к морю по кочкам и ухабам…Из бутыли плещется и кончается подозрительно быстро. Перекрываю обратку, доезжаю до места.
Устал, нахлебался бензина, злой и недовольный. Все-таки, когда автозавод, живущий на НАШИ деньги( и немалые! За последние годы столько туда наших кровных ввалили – страсть!) – позволяет себе держать нас за сладких идиотов, которые их брак, хамское отношение к потребителю и дико взвинченые цены –обязан терпеть – это уже за гранью. Достали. Люмпены и бракоделы. И жулье сверху.
Однако, выспавшись и полюбовавшись приливно-отливными дыханиями залива, произошло некое умягчение нравов. Решив, что ехать на обвешаной трубками машине в город, хоть и в Кандалакшу, было бы непристойно…Как сбежал из урологической клиники…Решил я что-то придумать на месте. Отвертка хорошей стали диам.5мм, надфиль, полтора часа рукоделия…
Новый шток изготовлен, все работает.Можно ехать дальше.
Газа для машин нет и не предвидится. Заправляемся на странной заправке в Кандалакше – там, чтоб оплатить бензин, который уже залит в бак, надо отстоять очередь в столовую…Там они заказывают неспешно кофе, выбирают салаты… И две девки стоят рядом и молча глядят на очередь…Может я придирчив и избалован?
Докупил кое-какие детали. Из косяков подготовки – смял торм.трубку плохо проложив под А-образником и открутился болт того же А –образника.
Идем дальше на Север. Апатиты. Газа опять нет.И не предвидится. Но на бензине машина тоже едет, значит –приключения продолжаются. Покупаем дополнительную канистру под бензин , заливаемся под завязку. Впереди – Хибины.
Вообще – осень в Заполярье – особая пора.Такой красоты не увидишь в другое время года, а учитывая, что сентябрь, как правило, довольно приятный по погоде месяц – это время- лучшее. Комаров и гнуса уже почти нет, а виды! Это непередаваемо.
Однако, наша цель – два спецучастка по маршруту прошлых Арктик-трофи. Должна быть в экспедиции(да и в любой покатушке идея! Хоть и бредовая! Тогда все наполняется высоким смыслом. А ежели кто этого не понимает – тем хуже для него…
Едем по ущелью в сторону оз.Гольцовое. Мда…После КСС почти сразу начинается огромная вырубка. Часть вырубленного валяется обгоревшая, остальное просто гниет. На несколько километров. Удавить бы инициатора этого безобразия…
Но видимо – новому руднику –быть! Можно было бы понять, если б на доходы от этого предприятия вылечили бы больных детей, старикам бы пенсии добавили, страна бы расцвела…Однако, что-то мне подсказывает, что уплывут доходики за кордон, малой толикой осев по карманам местных и более высоких чиновников.
Ну, может несколько десятков местных жителей получат рабочие места…за копеечную зарплату…
А ведь при грамотной постановке дела на одной туриндустрии здесь можно было бы озолотиться! Однако – воруют! Притом – даже не у нас, а у наших детей и внуков! А мы все молчим…
Что –то не видно протестов, не шумит зеленый ПИС. Местным простым людям по-моему –все равно. А от центральной политики(как и от болотной оппозиции) это далеко. Это ж не Химкинский лес! Тут полит дивидендов не сколотишь…
075.JPG
075.JPG
077.JPG
077.JPG
093.JPG
093.JPG

Восточный Фронт!
Покатушки, подготовка техники и обучение.
Регламент и информация - на 1 стр. темы.
СергейМ

Имя: Сергей
Рег.: 08.08.2012
Сообщений: 1811
Откуда: Ярославль
Возраст: 51
Авто: 21214М 2012 г/в Е-газ

шкипер:
на песчаный холм
мда, не хилый холмик [:o]
шкипер

Рег.: 28.11.2007
Тем / Сообщений: 53 / 4823
Откуда: Москва\Электроугли.
Возраст: 71
Авто: Нива боевая, она же-бульдозер для уборки снега. УАЗ-буханка - кемпер для дальних рейдов. И Шнива

Мне тоже понравилось! А эмоции штурмана, как и текст речей -непередаваемы!
Красоты главного ущелья в Хибинах. Там интересно, даже если не ставить целью мощное джипование...
111.JPG
111.JPG
130.JPG
130.JPG
132.JPG
132.JPG

Восточный Фронт!
Покатушки, подготовка техники и обучение.
Регламент и информация - на 1 стр. темы.
СергейМ

Имя: Сергей
Рег.: 08.08.2012
Сообщений: 1811
Откуда: Ярославль
Возраст: 51
Авто: 21214М 2012 г/в Е-газ

шкипер:
А эмоции штурмана, как и текст речей -непередаваемы!
[:D] [:D] [:D] в личку [:D]
типа АП такой [:D]
шкипер

Рег.: 28.11.2007
Тем / Сообщений: 53 / 4823
Откуда: Москва\Электроугли.
Возраст: 71
Авто: Нива боевая, она же-бульдозер для уборки снега. УАЗ-буханка - кемпер для дальних рейдов. И Шнива

Мерси...



Продолжаю. Доехали мы до оз.Щучье. Того, что перед Гольцовым…Кстати – броды Гольцового озера – таковыми не являются. Вдоль Гольцового просто идет дорога, иногда заходящая в воду…Итак – броды оз.Щучье!
Небольшое отступление. К этому озеру идут и едут – все. От местных шашлычников до пешеходных туристов. И, натурально, большая часть там и останавливается. Смело могу сказать –делать этого не стоит. Стоянки сильно замусорены и все кусты посещались многократно. Предпочтительней встать возле какого-то ручья поодаль, а самое лучшее – форсировав броды Щучьего уехать на Гольцовое, или еще дальше.
Разведка бродов была проведена со свойственной мне пунктуальностью. Выяснилось, что ездить по следам не следует – колеи и ямы, а вот дальше от берега и мельче и дно твердое и ровное.
Чтобы не начудить, я разметил траекторию прохождения( не зря же забродники покупал!), после чего спокойно, без пены и брызг проехал. Вода до фар не доходила. Ничего сложного.
Кстати. Август –сентябрь лучшее время для подобных поездок еще и потому, что большинство ледников и снежников в горах уже растаяли, соответственно уровень воды и сила течения минимальны. Броды взяты, решено поехать посмотреть, что будет дальше…
Ну, а дальше – как всегда! В первой части отрезка сложность представляет только брод через реку Бассейная Куна. Очень сильное течение и крупные камни. Опять, штаны до шеи, разведка…Течение норовит сбить с ног, использую палку. Траектория S-образная, но вполне проходимо. Форсируем.

Добавлено спустя 1 минуту 21 секунду:

Третье фото - это уже дорога после Гольцового уходит в лес...
139.JPG
139.JPG
144.JPG
144.JPG
149.JPG
149.JPG
Спасибо! Понял с фотками...-болше трех не лезет!
Итак- форсируем реку Бассейная Куна. (почему ее так зовут - не знаю...)
157.JPG
157.JPG
165.JPG
165.JPG
169.JPG
169.JPG
продолжаю!
Едем дальше.
Дальше сложность нарастает. Встречаются участки вполне замечательной дорожки – ровной и плотной. Но не слишком часто. Красиво. Встретились несколько довольно перспективных отвороток, но пробовать их в этот раз и одной машиной я не стал. Потом началось болото…
Специфика горных болот – жидко и с здоровенными камнями. И не обьехать и ходом не проскочить…Сильно травиться нельзя- либо разбортируешься, либо порвешься. Я ехал 1-1.2 атм. Чуток помягче и надежно.
Довольно неприятны колеи в болотах. И преодоление речек и ручьев. Там камни особенно большие и острые. Едем медленно, встречаются участки вполне трриальные.
Так постепенно день прошел…Добрались до железной дороги, севернее п. Имандра. Жел.дор идет по насыпи, за ней озеро Имандра дивной красоты. Слишен дальний лай собак…Цивилизация!
170.JPG
170.JPG
172.JPG
172.JPG
173.JPG
173.JPG
На дороге встречались следы джипов...что то ехало на резине типа камы-флейм, только раза в три шире и злее...
Почему-то услышав звуки населенки, я решил что дальше все будет легко и непринужденно!
Как бы не так! Ст. Имандра оказалась полузаброшеным местом. Колеи есть, машин нет(если не считать желтого Москвича много лет как вросшего в землю) Людей тоже не видно, а при виде нашей машины даже собачка спряталась...
Дороги стали делиться и расползаться...поехали по самой накатаной, так как больше приключений на этом участке не хотелось.
Дороги продолжали делиться, притом на картах, даже хороших это отмечено не было. Поехали по самой накатаной. Еще шла дорожка прямо рядом с рельсами, на юг, но почему-то она не впечатлила. Довольно скоро мы выехали к очередному броду. Брод –так себе, без экстрима…но вот подьем после него… Заранее подготовили все для лебежения.
Однако – удалось подняться колесами. Думаю, после даже небольшого дождя это бы не получилось. Видимо - дорогу не знали не только мы…Наверху все деревья были в следах от тросов. Корозащиту никто похоже не использовал. Потом выяснилось (при проверке отвороток), что гораздо проще было бы ехать рядом с железкой, там и брод несложный и подьема почти нет…
Встретилось высохшее озеро – весной оно наполняется. Экзотика!
174.JPG
174.JPG
175.JPG
175.JPG
178.JPG
178.JPG

Восточный Фронт!
Покатушки, подготовка техники и обучение.
Регламент и информация - на 1 стр. темы.
Нива 4x4 / Вокруг Нивы / Дороги и бездороги / Север, Воля, Надежда... Страна без границ.