Niva est vita!
Нива 4x4
Клуб нивоводов. Основатель —
Ермолов Алексей Игоревич, aka ALER
Поиск в Яндекс и Google

Север, Воля, Надежда... Страна без границ.

Нива 4x4 / Вокруг Нивы / Дороги и бездороги
шкипер

Рег.: 28.11.2007
Тем / Сообщений: 53 / 4825
Откуда: Москва\Электроугли.
Возраст: 71
Авто: Нива боевая, она же-бульдозер для уборки снега. УАЗ-буханка - кемпер для дальних рейдов. И Шнива

Отчитываюсь!
Похождения в северных горах. Воистину- лучше гор –могут быть только горы.
Идеи по Хибинам и Ловозерам вызревали давно…В пред,идущий рейд была проведена только легкая разведка, без серьезного изучения. В Хибины мы тогда заехали вообще случайно…(впрочем, о том рейде я уже писал – Дорогами нашей славы…)
Подготовка, попытки собрать команду, неясность с финансами, построение еще одной Нивы для этого рейда…Сложностей хватало, притом – все, что могло –шло не должным образом, сроки срывались, возникали трудности казалось бы на пустом месте…В минуту слабости даже приходили мысли об отмене сего мероприятия, ибо- сроки сдвигать уже было некуда…
Однако – всему приходит конец. Даже неприятностям. Пришла, наконец долгожданная раздатка 1х3, установлен новый двигатель 1.8, перебрана лебедка, обварен мост с А-образником, поставлена 502я резина на литые диски.Естественно – перенос генератора вверх, изготовление шноркеля… Салон переделан для установки дополнительного баллона на 90л, сделана полка на уровне задних стекол…Подготовлены и загружены запчасти и инструменты на почти все случаи…Установлена на планшет навигация с хорошими картами. Неспешная погрузка.

[Развернуть / Свернуть]

Восточный Фронт!
Покатушки, подготовка техники и обучение.
Регламент и информация - на 1 стр. темы.
15 сообщений на предыдущей странице
шкипер

Рег.: 28.11.2007
Тем / Сообщений: 53 / 4825
Откуда: Москва\Электроугли.
Возраст: 71
Авто: Нива боевая, она же-бульдозер для уборки снега. УАЗ-буханка - кемпер для дальних рейдов. И Шнива

Потом долгая дорога между горами и озером. Подьемы- спуски, камни, камни, пни. Карие-то колеи под ЛЭП и пара брошеных тракторов.
Начались дачи и показалась промзона. Далее- шлагбаум. Территория фабрики Нефелиновые пески(так и не выяснил, что это за пески такие). Через территорию пропускают под конвоем машины охраны. Местных, которые без конвоя – обыскивают на вьезде и выезде. Проехали.
Работник местный сказал, что где-то есть дорога, выходящая к Кировску через хребет (упоминалось –пер. Географов. Не Геологов- это в Ловозерах!) Было бы интересно, но в показаниях язык путался и возможно просто хотел блеснуть осведомленностью в джиперстве…
Вообще, люди, коих я пытался расспрашивать (не джиперы!) – либо несли полную чушь –типа …»да там мой шурин в прошлом годе на шестерке»…либо с абсолютной уверенностью заявляли что там дороги вообще нет и проехать никак не можно…
Очень полезную информацию дал Сергей из Апатитов, владелец буханки на тракторной резине. С УАЗБУКИ. Он очень помог и вообще, отнесся с теплом и участием. Спасибо ему.
Снова Кировск. Заправились и уехали чуть северней к озеру Малый Вудьявр. Проехали в брод речку, дабы быть подальше от людей и встали на отдых…
184.JPG
184.JPG
186.JPG
186.JPG
188.JPG
188.JPG

Восточный Фронт!
Покатушки, подготовка техники и обучение.
Регламент и информация - на 1 стр. темы.
суЗУкин сын

Имя: Флудислав Благодральский
Рег.: 02.03.2011
Тем / Сообщений: 46 / 1859
Откуда: Шушмор
Возраст: 51
Авто: Сузуки Джимни 2003 г.

Я никак понять не могу, что за резина на Ниве стоИт ? Авдеевская, что ли ? Прошу указать марку и размер.

Что у России всегда было самое лучшее ? Самое лучшее у России всегда было впереди !
шкипер

Рег.: 28.11.2007
Тем / Сообщений: 53 / 4825
Откуда: Москва\Электроугли.
Возраст: 71
Авто: Нива боевая, она же-бульдозер для уборки снега. УАЗ-буханка - кемпер для дальних рейдов. И Шнива

Она, родная. И- 502. 225 х85х15. Резаная.
Однако - продолжаю.
Непогода в горах, непогода…
Вечером встали возле оз.М.Вудьявр. погода портится на глазах. Тучи мрачноваты, начинает накрапывать. К тому же – баллон газовый скоро кончится, а газа нет, заправить негде. И от машины не перельешь – оба баллона пустые… Нерадостно. В горах с дровами не слишком хорошо. Поставил тент, поели отдыхаем. Но в бинокль видна дорожка по склону горы…километрах в трех…Надо бы ее разьяснить…
Дождь постепенно перешел в ливень, налетают шквалы, даже в сухой палатке неуютно. Тент пришлось опустить и придавить камнями. Шквалы подходят из ущелья между горами. Сначала слышно, как ветер приближается с диким ревом, потом буйствует пару минут и уносится дальше по ущелью…Спать невозможно. Поневоле задумываешься – чего дома не сиделось, у печки...И не докатится ли до палатки камушек, размером с два КАМАЗа, висящий на склоне? Ежели его ветром…Однако, переживать об том, чего изменить не можешь – дело пустое…А ежели чего – так лучше, чем от водки и от простуд…
Немного о погоде. Я не зря говорю, что август-сентябрь – лучшее время. За месяц в Заполярье было 3-4 ненастных дня. Днем при солнце вообще тепло, но стоит солнцу скрыться за горой – становится прохладно, а ночью – вообще холодно. К утру палатка или мокрая от конденсата, или обмерзшая. Со снаряжением у меня нормально – хорошие спальники зимние, палатка, которая выдерживает любой ветер. Но для большего комфорта между слоями палатки еще клался ппэ с фольгой, тонкий. Места занимает немного, но в палатке гораздо теплей.
Утром – солнце. Тучи еще кусками висят в ущельях, но видно, что непогода прошла.
Решили пока поразведывать окрестности. Оказалось довольно интересно. Прокатидись по дороге южней озера. До упора. Дальше –только пешком. Там стоял местный хорошо подготовленный УАз, экипаж куда-то ушел. Люди в окрестностях Кировска активно что-то собирали…Я так и не понял –что…
Потом двинулись по дороге северней озера. Остатки научной станции Ферсмана, есть табличка. Проехали мимо свежего креста на месте гибели парня в феврале этого года.Подробностей не знаю, но возможностей покинуть этот мир здесь предостаточно. И не только в феврале. Опять же, штурман с каким-то подозрительным интересом пытается эти подробности разьяснить, высказывая довольно редкую фантазию относительно возможных умертвий в горах…Равно как и в видах увечий, как правило –тяжелых и с жизнью несовместимых. В некоторых местах настойчиво просится выйти из машины…Это настораживает! Притом, лозунг, что …»так лучше чем от водки и от простуд» - совершенно не встречает понимания…
Несколько подьемов-спусков, камни. Дорога кончилась. Но слабые следы на камнях есть! Однако,дальше ехать пришлось по ручью, прямо по воде…Покуда было можно – так и двигались, иногда выныривая на берег. Дальше- я не скажу, что передвижение стало невозможно . Но- стало довольно затруднительно. Ручей явно уходил к ущелью Рамзая, между двух хребтов. Доехали до места, где ручей стал разветвляться, после чего было принято решение не упорствовать.Возможно –дальше следы ушли бы через перевал к истокам реки Белая, что впадает в Имандру. Тут бы в 2-3 машины! Славная была бы охота! Опять же – зная, что предстоит штурм Умбозерского перевала, а моральное состояние штурмана –напряженное и мои фокусы в горах долго терпеть она не будет – я решил вернуться. К экстриму экипаж надо готовить не спеша, нежно, без лишнего давления… Тогда крен до 45 градусов – воспринимается несколько мягче…Дело привычки. Достигается- упражнением…
Вернулись и снова двинули по главному ущелью на Север. Перебрались через реку, около скважины с кристальной водой заночевали. Красота!
На следующий день было решено дать экипажу выходной. Т.е. –дневку. Помывка, постирушка. Отдых, проверка машины перед следующим спецучастком. Ну а я тем временем проехал ущелье вдол ручья Петрелиуса до упора. А будучи один, без ансамбля, упор назначил несколько дальше, чем следовало…Разворот поперек склона на сыпухе. Снимать, слава богу , было некому. Интересно, как этот фортель будет смотреться на видео с регистратора…
Но место крайне интересное. Виды завораживают…
В горах несколько проблем со стоянками. Либо нет ровной площадки под палатку(даже с учетом надувного матраса), либо нет дров, либо- воды. Либо, что самое поганое – место активно посещается и соответственно выглядит. Приучить людей не свинячить – без битья наверное не получится…
Слава богу, там, куда заезжают действительно подготовленные машины – мусора и следов жизнедеятельности уже нет.
191.JPG
191.JPG
194.JPG
194.JPG
202.JPG
202.JPG
Продолжаю

Снова выбираемся на дорогу главного ущелья, снова переезжаем реку. Перекресток – в ущелье к водопаду» красивый». Но мы там уже были в прошлый раз, ущелье пройдено до упора, а я еще и в альпинизме упражнялся. Едем дальше - цель – Умбозерский перевал.

Добавлено спустя 1 минуту 16 секунд:

Продолжение следует! Устал по клавишам шлепать!
203.JPG
203.JPG
207.JPG
207.JPG
208.JPG
208.JPG
Итак, продолжаю! Следующий участок Арктик -трофи - Умбозерский перевал. Опять выбираемся на главную дорогу, идущую по основному ущелью. Перекресток с указателем на водопад "Красивый". Мы там были в прошлом рейде, ущелье пройдено до упора несколько раз.
В этот раз цели другие.
Последние штрихи...Стерлась и стала регулярно вылетать резинка стабилизатора( я его не отрезал на этой машине).Когда надоело заправлять - обмотал ее берестой и затянул...До сих пор держится.
Поиски дорог, вернее-траектории...
221.JPG
221.JPG
223.JPG
223.JPG
226.JPG
226.JPG
Собственно, дорога к перевалу начинается после вырубки –пожарища. Гнусный вид…
Первая часть, по которой едут если не все- то многие – особой сложности на представляет. 2-3 подьема\спуска, естественно- каменных. Своеобычный триал по камням разной степени опасности (есть острые, которые вполне могут вспороть резину или продрать чулок моста. Заднего. Было в прошлый раз…А 3х мм стальную защиту агрегатов режет весьма успешно)
Приходится искать траекторию. Если ехать неспешно, с разведкой – без проблем. Броды ( об эту пору…) тоже незамысловаты – ну бежит вода по камням…Ну быстро бежит…Камни крупные- но все проезжаемо.
А вот потом будет позамысловатей – это удел «настоящих буйных». Следов становится гораздо меньше и временами дорога теряется. Не знаю, сколько машин проходит в год…но движение я не назвал бы оживленным.
(Хотя летом туристы идут колоннами.Пешком.Отчаянные люди! В прошлый раз мы были в августе, выражение лиц пеших было довольно разнообразным, при виде обустроенного лагеря вокруг машин с нормальными палатками и кемпинговой мебелью…)
231.JPG
231.JPG
233.JPG
233.JPG
235.JPG
235.JPG
Поднимаемся все выше. Красиво, но ехать непросто. Особенно подниматься по сыпучим большим камням. На пониженной 1й и с блокировкой. Помаленьку добираемся до первого озера –всего их три. Озерцо едется по воде северным краем, заход и выход несложен, но надо внимательно смотреть – в паре мест ямы между камнями довольно велики.
Зато вода – кристальной чистоты! Видно все идеально.

Добавлено спустя 11 минут 34 секунды:

Надо сказать, что до первого озера при умении и удачливости можно доехать и на стандарте. Вот дальше - стоит подумать.
244.JPG
244.JPG
261.JPG
261.JPG
262.JPG
262.JPG
Потом следует довольно трудный подьем по сыпучим камням. Довольно крупным. Нашел наиболее ровное, лишенное острых выступов место. Залезли. Едем дальше…В предвкушении...
Вот и перевал.
269.JPG
269.JPG
271.JPG
271.JPG
278.JPG
278.JPG
Помаленьку добираемся до второго озера с известным камнем. На него надо запрыгнуть, чуток развернуться и осторожно слезть…Избегая попадания на глубину…Ходят слухи, что там утоп зил 131 спасателей…Я его там не видел, хотя вода прозрачная…
Походил, посмотрел. Переложил несколько камней(которые смог сдвинуть) и- все получилось. Было искушение обьехать ближе к воде, но там камни не держатся и глубина большая…
Кстати. Будучи непривычными к такой чистоте и прозрачности воды – проверять глубину лучше не визуально… Ошибки могут стоить дорого…
Потом – долгий каменный триал. Основная сложность – запомнить положение камней до того, как они уйдут в мертвую зону –под капот. Не хватает оперативной памяти…А во многих местах за капотом вообще ничего не видно – только небо и облака! Много пришлось ехать в русле ручья, прямо по воде. С камнями…31й резины становится маловато – все камни не обьедешь п время от времени чувствительные удары снизу проходят.
Фото машины на камне - не делалось. Нервная система штурманов такого не выносит...

Добавлено спустя 20 минут 12 секунд:

Был проявлен болезненный интерес к глубине озера, температуре воды и возможности водителю выплыть...Ответы были соответствующие...
307.JPG
307.JPG
309.JPG
309.JPG
315.JPG
315.JPG
Дальше- опять по ручью. Опять –камни…Но- идем уже вниз. Перевал взят, спускаемся. Чувствуется усталость. Опять, от рывков руля разбил левый локоть ...и помял им дверцу...Вроде скоро должно стать поровнее...
321.JPG
321.JPG
326.JPG
326.JPG
328.JPG
328.JPG
Вот и долина. Да, сюда стоило ехать. Место большой красоты и силы. Укрытая хребтами долина с лесом, рядом река, довольно мелкая сейчас, пестрота растительности. Уже очень хочется сюда вернуться. Уехать сразу – нет сил. Останемся немного пожить тут. Обьявляется дневка.
Тем паче, что все составляющие – вода ,дрова, площадка – присутствуют, а виды – потрясающие.
Ночи сильно холодные – ясное небо, ветра нет, звезды…Куропатки гуляют по соседней поляне, есть грибы, много ягод. Ночью слышно было какое-то зверье. Крупное…(на всякий случай – разложил вокруг палатки несколько стреляных винтовочных гильз- бодаться с медведем в мои планы не входило)
Днем – солнце! Нет. Не могу передать всю красоту и прелесть этого места…Если получится- выложу потом все фото отдельным изданием…

Добавлено спустя 1 минуту 47 секунд:

Продолжение следует! Завтра поедем дальше вниз. К Умбозеру.
330.JPG
330.JPG
332.JPG
332.JPG
333.JPG
333.JPG
В общем, на другой день мы решили еще тут пожить...Тишина, только вода в реке шумит да ветер иногда где-то в вышине над гребнями...
В сумерках проехали три квадры. Ребята из Кировска, ездили к оз. Академическое по вершинам. Сказали, что дорога туда хорошая, но до нее еще надо доехать...Внимательно посмотрели на машину и сказали, что наверное проедем...раз лебедка есть. Я задумался...На карте как-то невнятно. Но было сказано, что лебедиться есть за что...упоминалась 36 резина и тяжелые повреждения защиты...Притом, увидеть там Ниву они явно не рассчитывали...Это меня несколько встревожило. Ведь очень хотелось пройти весь участок кольцом.
Еще отдохнем в этом дивном месте, а потом уж посмотрим, что там с дорогой!Где наша не пропадала!

Добавлено спустя 52 секунды:

Вот такая ботаника!
338.JPG
338.JPG
339.JPG
339.JPG
340.JPG
340.JPG
Предчувствия его не обманули! Дальше - началось. Или -продолжилось с усугублением...В самом деле - дивное место, сравнительно недалеко от Кировска(ежели на вертушке) -и пустует! Правда, если там проложат дорогу с нового рудника на ГОК - от всей красоты и следа не останется...
А дальше, после пары километров нормального движения начались ГОРНЫЕ БОЛОТА! Это, доложу я вам, вещь в себе...Болото, ямы, пни, камни - и все в одном флаконе. С гор сбегают ручьи и реки, в долине вода собирается. Вязкие и топкие участки с горной спецификой...
342.JPG
342.JPG
343.JPG
343.JPG
346.JPG
346.JPG
Реки и ручьи стали более полноводными, появились следы тяжелой техники...Что-то типа кировца. Что легкости передвижения не добавило.
Было несколько трудных для прохождения засадных мест. Пару раз понадобилась лебедка. Заниматься сьемкой стало некогда.
Некоторые места можно обьехать, но на обьезде можно перевернуться...
Одна лужа, на вид казавшаяся простенькой, заставила поволноваться. Сунувшись в нее без разведки - мы ухнули по капот. Выбраться назад удалось с трудом. Обьехать по болоту нельзя, напрямую - только на лебедке, а значит долго и салон успеет затопнуть. Ищем обьезд лесом. Каким-то чудом проехали...
Дорог становится больше, справа шумит р.Тульйок .Камни по- прежнему здоровенные... А потом выходим к бывшему мосту...Которого - нет. Но брод вполне проходим.
349.JPG
349.JPG
350.JPG
350.JPG
352.JPG
352.JPG
После этого брода дорога стала действительно дорогой. Появились следы гражданских машин, рыбацкие стоянки. Потом закрытая база отдыха с охраной, потом – хороший грейдер идущий к этой базе.
Вот и Умбозеро. Далее – шлагбаум ГОКа «Олений ручей» Охрана долго не верила, что мы- с перевала. Наводили справки…смотрели архив пропусков…Глядели сочувственно…
В знак уважения отконвоировали своей машиной до выходного шлагбаума…
Проезд у них дважды в сутки – 8-8.30. Предприятие мощное и суперсовременное. Видели БЕЛАЗ – автозаправщик…Мощно задвинуто. Внушает…
Выехали – и снова по асфальту под Кировск, на облюбованное место у озера…
В восточной части маршрута было много дорог и следов. Там можно еще много куда сьездить, но в этот раз уже очень хотелось этот участок закончить. В одну машину волнительно…да и погода не будет вечно благоприятствовать. Опять же – после довольно чувствительных ударов хотелось посмотреть внимательно, что делается снизу.
На следующий день выяснилось, что кроме глубоких царапин на защите и картере зад.моста была довольно сильно погнута лопата крепления СРПМ, слизаны некоторые выступавшие детали и снова начал отворачиваться болт А-образника. Все было приведено в относительный порядок малой кровью. Обошлось…
В общем, программа по Хибинам закрыта по-максимуму. Осталось несколько непройденных кусков, но все основное удалось. Есть еще несколько отвороток с главной дороги, можно забраться на хребет к оз.Академическому. Участок за ГОКом более чем интересен. Можно оттуда идти на север, на Ревду, а можно после Гольцового идти на Оленегорск. Через «затеряный мир»…Но, пожалуй другим разом.
Но так хочется вернуться!
Что еще добавить. Ясно абсолютно, что ездить сюда лучше всего ездить сюда в августе-сентябре. Воды-минимум, красот –максимум. Одно дело – ехать в брод километр –полтора по руслу реки, и совсем другое- в этом русле плыть…Опять же- почти нет уже насекомых, кои могут изрядно отравлять жизнь в северных широтах. До полной непереносимости.
Но главное- красоты заполярной осени. Я видел многое. Поверьте- это стоит увидеть…
Однако, в Апатитах газа как не было – так и нет. А планшет с навигацией заглючил…Совсем. А когда включился – потерял дорогу к картам Андрозика…А поскольку я с компом – как обезьяна, которая микроскопом орехи колет…далее пришлось навигировать по старинке: бумажная карта, компас, пеленги, прокладка…С морскими картами это проще, зато здесь не качает…
Похоже, в Хибинах нам слишком везло. Долго искушать судьбу в одном месте не следует.
Остались Ловозеры. Хотя…ледокол мой печален и штурман мой смотрит на юг…
Продолжение следует…
357.JPG
357.JPG
360.JPG
360.JPG
363.JPG
363.JPG

Восточный Фронт!
Покатушки, подготовка техники и обучение.
Регламент и информация - на 1 стр. темы.
Нива 4x4 / Вокруг Нивы / Дороги и бездороги / Север, Воля, Надежда... Страна без границ.