Niva est vita!
Нива 4x4
Клуб нивоводов. Основатель —
Ермолов Алексей Игоревич, aka ALER
Поиск в Яндекс и Google

Нивоводы, как думаете, почему Нивакрока снесло с трассы?

Нива 4x4 / Техника Нивы / Приемы вождения
Гость

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 627 / 51708

И что проверить у машины после этого?
Я в смятении...Что я мог неправильно сделать?
Ехал с дачи с родителями. Машина НИВА-КРОКОДИЛ.Темно,дорога второстепенная, но асфальт там хороший, дорога мне хорошо известна. Прокатаны колеи до асфальта, остальное - укатанный снег с песком. Метров за 200 выруливает древний москвич и начинает разгоняться, я его догоняю, его скорость 50-60 км/ч, я спокойно, без резких движений плавно иду на обгон. Встаю на встречные асфальтовые колеи и обгоняю, скорость 70-80 км/ч. Все делаю плавно, спокойно и уверено. Москвич уже опередил, но обратно еще не перестроился. Вдруг ни с того ни с сего меня начинает нести на левую обочину, при чем довольно сильно и сразу, т.е. понесло задницу вправо почему-то. Я руль немного вправо, газ отпустил, машину уводит сильно вправо, я руль сильнее влево, наверное чуть-чуть нажал на тормоз инстинктивно, машина еще сильнее влево. Контроль теряю.Кручу руль еще сильнее вправо, машину закручивает по часовой стрелке, когда она становится перпендикулятно дороге, я понимаю, что все, жму на тормоз до упора. В итоге вылетаю на обочину практически задницей под углом где-то 250 градусов, по сравнению с направлением движения. Мосвкич спокойно проезжает мимо, слава богу его не задел, я вообще-то думал, что он остановиться (во наверное испугался-то).
Далее. Замерли. Все живы, здоровы, никто не ушибся даже, не перевернулись. Как ни странно, я даже не испугался, просто крайне удивился, как такое могло произойти на нормальной дороге при разумной скорости.
Через полминуты останавливается встречная маршрутка, которая видимо видела это издалека (за 500-1000 м). Спрашивает, есть ли трос. Цепляем, включаю блокировку дифференциала, пониженную, и он меня довольно легко вытаскивает. В состоянии легкого шока благодарю, разъезжаемся, проезжает пара скопившихся машин. Придаю к обочине, с машиной на вскидку вроде все в порядке, садимся едем дальше не спеша. Почуствовал, что вроде стал легче руль и немного сместился, как будто и люфт увеличился, и как будто задница немного гуляет, или мне кажется после этого...
Вот вроде и все, моя путеводная звезда оберегла...
Главный вопрос: моя ли это была ошибка или что-то с машиной случичилось? До этого ездил по глубокому снегу с дифференциалом, воторый кстати с трудом блокируется и разблокируется...
Опыт зимней дороги вроде есть: и в Рязань ездил на новый год, 2 недели нащад в самые заносы в Липецкую область ездил по граздо более сложным дорогам(снег и лед сплошные) и довольно быстро. Машина дорогу держала нормально, никуда не водило не кидало неожиданно.А тут на пустом месте казалось бы...
Шины зимние нешипованные И-511.
Как это могло случиться с нивой, так хорошо себя зарекомендовавшей в более опасных ситуациях, ума не приложу...или в темноте что-то не заметил, хотя все делал плавно...странно...
Спасибо судьбе, что все обошлось...
Вроде все.
Спасибо, кто дочитал.
Какие будут комментарии?
WhiteDog

Рег.: 25.01.2005
Тем / Сообщений: 7 / 261
Откуда: Видное МО
Возраст: 48
Авто: Peugeot 308,2011, Subaru Forester,2009

Ошибка - Сброс газа и руление. Ты отпусил газ в тот момент когда машину понесло. Не надо было. ИМХО скорее всего попал под колеса маленький участок голого льда. Попробуй, как отойдешь после пережитого спокойно оценить поведение машины на дороге. Сразу после стрессовой ситуации ощущения- далеко не всегда объективные.

Skype Y.J.D.

На свете нет ужаснее напасти,Чем идиот, дорвавшийся до власти (с)Филатов
ALER
Администратор

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 4020 / 23171
Откуда: Москва
Возраст: 70
Авто: 21214M, 2013 гв.

Ничего не проверять, просто чуть изменить стиль вождения.

Ты съехал левыми колесами с накатанной колеи (с асфальта) на неровный снег. Разумеется, сопротивление качению с левой стороны увеличилось, и тебя стало тянуть влево. Это - закономерно.

Усугубил ты ситуацию, когда стал тормозить. Колеса совсем потеряли сцепление с дорогой, возможно, слева они даже заблокировались - из-за плохого сцепления с поверхностью она перестала крутить колеса. в принципе, при этом скорость колес правой стороны может даже увеличиться - движок-то продолжает работать и крутить колеса, значит все вращение движка идет на левую сторону, а не распределяется на 4 колеса равномерно. Представил себе?

В подобных случаях надо наоборот прибавлять газ. Имеет смысл перед обгоном перейти на передачу пониже.

Мне вспомнилось вот что. Лет пять назад в начале зимы (морозы уже были) я вместе с двумя нивоводами (PIPE и Митяй) выезжал на лед Гребного канала, чтобы потренироваться перед зимой. Тогда еще был свободный въезд. Ровный лед был припорошен свежим снежком толщиной 3-4 см, других машин, кроме нас не было, несколько часов мы с удовольствием погоняли по ГК. Что важно - не было сугробов (нива частенько ложится на бок или делает уши, наезжая боком на сугроб). Мы с Митяем приноровились провоцировать резонансный занос (резко качая руль вправо-влево) и тренировались, как из него выходить. Оказалось, что лучше всего получается, если прибавлять газ, одновременно "недостаточно" подруливая, вращая рулем примерно в половину от того, как его хотелось бы повернуть.

Пригодился мне этот опыт через несколько месяцев в апреле. Утром нужно было ехать в Тулу, а ночью неожиданно выпал снег - сантиметра 3-4. За МКАД правая полоса была раскатана колесами до асфальта, а слева лежал чистый ровный снежок. Я сразу выехал на левую сторону и стал разгоняться. Резонансный занос возник на 110 км/час. Он был погашен и дальше я ехал, не подходя к этому порогу скорости. При обгонах я переходил с 5-й на 4-ю передачу и не превышал скорость 100 км/час.

Где-то через час езды, стал я обгонять москвич-"каблук", а его водила вдруг стал разгоняться. Мне пришлось повысить скорость. Резонансный занос возник опять на 110 км/час, но я к нему был готов, быстро погасил и примерно на 120 км/час вернулся в правую полосу уже перед "каблуком". Все это время я давил на педаль газа.

Еще добавлю, что если бы не было асфальтовых колей, для повышения устойчивости машины имело бы смысл включить блокировку. Заблокированный дифференциал препятствует резкой и неожиданной потере устойчивости Нивы. Об этом написано в FAQ:
http://www.niva-faq.msk.ru/tehni…obsch/ustrojst/privod/privod.htm . Конкретно этому посвящен 5-й параграф, но советую прочитать всю статью.

Прочитать всем! «МАТ или КЛОН МАТА — сразу БЛОК!»

Алексей aka ALER.
Гость

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 627 / 51708

По снегу и льду при маневрах только внатяг, главное не бросить и не перегазовать. И никогда не переключай передачи если чувствуешь что машина плывет над дорогой, или переключи с полувыжимом, сам целее будешь.

передачи без сцепления переключаются (если синхронизаторы в норме):
2-3 - 50 км/ч на сбросе газа
3-4 - 70 км/ч на сбросе газа, только не резко.
ALER
Администратор

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 4020 / 23171
Откуда: Москва
Возраст: 70
Авто: 21214M, 2013 гв.

Добавлю в порядке резюме.

1. В подобной ситуации нужно не тормозить, а прибавлять газ. Лучше заранее перейти на передачу пониже. Вообще, снежный валик между накатанными колеями нужно проходить с избытком газа, а не со сбросом его.

2. Опасно переруливание. Ты повернул руль, а машина тебя не послушалась... Естественная реакция водителя - повернуть руль еще сильнее. Колеса становятся буквально поперек и теряют сцепление с поверхностью. Дальше - как повезет... А надо недоруливать или немного вернуть руль обратно, чтобы колеса поймали направление и только после этого без резких движений направлять машину, куда надо.

3. Тренировки в безопасном месте, лучше - в начале зимы - приучают быть готовым к подобным ситуациям и способствуют тому, что
а) ситуации не возникают (ты знаешь, когда они могут возникнуть и не переходишь этот предел);
б) ситауции возникают, но они ожидаемы (а не катастрофичны), и руки-ноги знают, как с ними бороться, т. е. безопасно выходить из них.
в) даже при неожиданном возникновении ситуации руки-ноги сами выводят машину из нее.

Dixi [:)]

Прочитать всем! «МАТ или КЛОН МАТА — сразу БЛОК!»

Алексей aka ALER.
WhiteDog

Рег.: 25.01.2005
Тем / Сообщений: 7 / 261
Откуда: Видное МО
Возраст: 48
Авто: Peugeot 308,2011, Subaru Forester,2009

ALER:
б) ситауции возникают, но они ожидаемы (а не катастрофичны), и руки-ноги знают, как с ними бороться, т. е. безопасно выходить из них.
в) даже при неожиданном возникновении ситуации руки-ноги сами выводят машину из нее.

Dixi [:)]
Иногда получаецца так, что не предугадать ситуацию, не что то сделать ты уже не в состоянии. У меня дело было так. Зима 1998 года. Декабрь. Загородная дорога .Километров 70 от москвы. Тошню в сторону москвы, километров 80 в час. Сзади меня нагоняет резво БМВ, на встречу едет зил Этот долбаный ресер на БМВ ломанулся неглядя меня обгонять, практически обогнал, но видать испугался чтоли встречного грузовика резко ломанулся вправо. Видя что ето гонщик щас меня протаранит, я принял вправо,ну и чуть притормазил. Этот хрен пролетел мимо едва не зацепив меня, а меня ессесно повело в занос.
Градусов на 30 зад повело влево. Я ессесно начал отрабатывать занос, машина послушалась, начала выравнивацца и тут случилось то, что я предвидеть не мог. Я ощутил сильный удар в левое переднее колесо,зад утащило резко вправо, и я как из пращи улетел в придорожный кювет.
А случилось вот что.. Левое колесо попало в яму и.... ЛОПНУЛ колесный диск. Вопщем пришлось немного полетать. Меня удивило вот что в это ситуации Яма была не большая ( такие у нас сплошь и рядом), колеса были повернуты в сторону заноса.Не сильно.Зад машины в этот момент уходил вправо. Обяснения этому у меня нет.

Skype Y.J.D.

На свете нет ужаснее напасти,Чем идиот, дорвавшийся до власти (с)Филатов
ALER
Администратор

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 4020 / 23171
Откуда: Москва
Возраст: 70
Авто: 21214M, 2013 гв.

А случилось вот что.. Левое колесо попало в яму и.... ЛОПНУЛ колесный диск.
Все ситуации не предусмотришь и не натренируешь. Но тренировка позволяет предвидеть очень многие из них, думаю, с этим трудно спорить [:)]

Вот сегодня прямо перед моим носом встал во втором ряду бомбила БЕЗ СТОПОВ!. В правом ряду стоял москвич, водитель торговался с потенциальным клиентом, а этот отморозок-классик, почуяв наживу, встал левее - и прямо передо мной. По третьему ряду летят машины, правее метра три - но там стоит их клиент... Тормозил в пол, а на сегодняшней слякоти тормозной путь... Полметра-метр оставалось, когда я остановился... И еще этот ублюдок стоял с минуту - не объехать, пока я и еще три машины сзади не стали ему гудеть...

Прочитать всем! «МАТ или КЛОН МАТА — сразу БЛОК!»

Алексей aka ALER.
WhiteDog

Рег.: 25.01.2005
Тем / Сообщений: 7 / 261
Откуда: Видное МО
Возраст: 48
Авто: Peugeot 308,2011, Subaru Forester,2009

Да, я не спорю, что тренировка намного облегчет жизнь..Тренировацца можно и нужно, ибо от этого зависит жизнь и здоровье нас и окружающих людей... А бомбилы - это ваще отдельная песня. Сколько раз поражался. из за лишниго стольника ставят под угрозу жизнь и здоровье людей.

Skype Y.J.D.

На свете нет ужаснее напасти,Чем идиот, дорвавшийся до власти (с)Филатов
Гость

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 627 / 51708

Спасибо за дельные советы, коллеги, из всего вышесказанного я понял, что мне надо было "прибавлять газ, одновременно "недостаточно" подруливая, вращая рулем примерно в половину от того, как его хотелось бы повернуть". Спокойно представив это теоритически или хотя бы предвидя это, я бы наверное так и сделал. Но тут это произошло настольо неожиданно (вроде обычная дорога, которой сотни километров проехано), что голова подключиться не успела, а рефлексы подсказали почему-то сбросить газ, когда видишь, что приближается левая обочина, то есть подсознательно я подумал, что прибавив газ я еще быстрее и сразу улечу на обочину. Но теперь я понимаю, что совет ALER - единственно верное решение, с которым я согласен.
Не думал,что такое бывает с длинной Нивой.Ошибка в пилотировании,колеи проезжай без сброса газа,вообще зимой как можно меньше резких действий рулем,тормозами.Я на короткой Нивке два оборота делал!А потом задницей в кювет [:oops] На Вли-5 был,без шипов,дорога укатана,солнце,мороз.По бокам бордюры из снега,вдруг чувствую-понесло...Машина как шар в кегельбане,от борта к борту...
Облицовку радиатора тока купил,да спинка сиденья переломилась...
Пяткой готов был перекреститься [:RWL]
ALER
Администратор

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 4020 / 23171
Откуда: Москва
Возраст: 70
Авто: 21214M, 2013 гв.

Тулуп или сальхов два оборота получился? [:)] Влипять - коньки, это давно известно [:(]

Прочитать всем! «МАТ или КЛОН МАТА — сразу БЛОК!»

Алексей aka ALER.
Гость

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 627 / 51708

vasitih:
рефлексы подсказали почему-то сбросить газ,
Самая действенная тренировка рефлексов - кольцевая трасса. После двух разворотов на повороте я уже не хотел тормозить при заносе.
просто крайне удивился, как такое могло произойти на нормальной дороге при разумной скорости.
Вот тебе и ответ - пересмотри свои представления о разумной скорости.
На дорогах общего пользования аварийные ситуации надо предупреждать, а не заниматься эффектными выходами из заноса. В итоге приезжаешь раньше и намного дешевле.
ALER:
Заблокированный дифференциал препятствует резкой и неожиданной потере устойчивости Нивы. Об этом написано в FAQ:
http://www.niva-faq.msk.ru/tehni…obsch/ustrojst/privod/privod.htm .
гм. неточность в факе? 4 параграф, 16 пунт. ссылка на статью mcden, написанную в полупадонкавскам стиле.
http://aler.narod.ru/Ljapis/privad.htm
дошел до места:
2. Подключение переднего моста.

Назначение передней (малой) ручки раздатки - подключение переднего привода и шрузов к раздаташной коробке. Эта ручка управляет работой дифиринцала раздаташной коробки. При нормальном положении - вперед - дифиринцал не крутица. Переключение ручки назад раскручивает дифиринцал.
хорошие ссылки в факе. [:roll]
ALER
Администратор

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 4020 / 23171
Откуда: Москва
Возраст: 70
Авто: 21214M, 2013 гв.

Мне думается, там все исключительно правильно написано [:RWL] Денис - умница [:)]
А как тебе нравится п. 3?
3. Форсаш мощности двигателя.

Переключая заднюю ручку раздаташной коробки вперед, мы увеличиваем мощность двигателя. Эта ускоряет разгон и максимальную скорость. Но двигатель начинает есть много бензина.
[:RWL]

С огромным удовольствием перечитываю [:)]

Прочитать всем! «МАТ или КЛОН МАТА — сразу БЛОК!»

Алексей aka ALER.
xAlk

Рег.: 18.12.2004
Сообщений: 136
Откуда: г Пенза
Возраст: 38
Авто: 21213 1996 г.в. 130000 км.

А мне страшно нравится место:

Передок можно включать и выключать при вжатой педали сципления, как на ходу, так и на стоячей машине. При некотором навыке это можна делать без вжима сцепления при двойной перегазофке на подсосе.


двойная перегазовка на подсосе :-)))

Прорвемся!
Нива 4x4 / Техника Нивы / Приемы вождения / Нивоводы, как думаете, почему Нивакрока снесло с трассы?