Niva est vita!
Нива 4x4
Клуб нивоводов. Основатель —
Ермолов Алексей Игоревич, aka ALER
Поиск в Яндекс и Google

"Северный ветер" ч.2 Ненецкий АО 20.12-06.01.2009

Нива 4x4 / Вокруг Нивы / Дороги и бездороги
Shita

Рег.: 09.04.2007
Тем / Сообщений: 12 / 345
Откуда: Москва, Ясенево
Возраст: 40
Авто: БЫЛ Нифф 21213 зеленый. лифт 5 см, резина Maxxis 31", эксп. багажник, люстра, бампера швеллер, ГП 4,3, лебедка, CРПМ, СиБи, каркас безопасности..

"Северный ветер часть 2. Навстречу полярному сиянию." Ненецкий Автономный Округ 20.12.2008-06.01.2009

Ненецкий автономный округ - это не менее уникальный край, чем Кольский полуостров. Хотя бы тем, что регион целиком находится за полярным кругом и более полугода общедоступных наземных дорог на «большую землю» оттуда просто НЕТ. Передвижение исключительно по воздуху или воде. И лишь зимой появляется шанс побывать в некоторых местах, пробравшись по зимнику. А еще там, в глухой тундре за 100 км от ближайшей деревни находятся самые северные термальные источники всей континентальной Европы. К ним-то мы и попробуем прорваться.




Итак, очередная экспедиция. На этот раз зимняя. По количеству интересных мест и разнообразию красот с Кольской сравнится врядли (хы, кругом – лишь бескрайнее белое полотно, к тому же – полярная ночь), но тем не менее обещает быть интересной и более сложной – хотя бы из-за ночевок при -30. Маршрут проложен частично по следам ездившего до границы с Ненецким АО уазика, а всю оставшуюся часть – самостоятельно, по картам, спутниковым снимкам и в меру изобретательности, фантазии и возможностей техники.


Наши цели.
В ходе маршрута мы планируем проехать по зимникам до побережья Баренцева моря в НАО, побывав по ходу дела во многих Российских городах и областях вроде города газовиков – Вуктыла, столице республики Коми – Сыктывкара, на родине Деда Мороза – Великом Устюге и т.д.
Встретить Новый 2009 Год за полярным кругом, в лучшем случае – на самом севере НАО у берега Баренцева моря ( в худшем – вообще встретить :)) В любом случае он запомнится надолго!

Увидеть, хотя бы краем глаза – Полярное сияние, Гало, двойное, а то и тройное солнце , и прочие явления, встречающиеся арктической зимой, а так же песцов, оленей и оленеводов, ненецкие стойбища и буровые, ледовые и понтонные переправы и бескрайнюю белую пелену арктической тундры….


Ну и главная цель – побывать (наверное и искупаться, а может быть и заложить первый кешерский тайник во всем Ненецком АО ?) на самых северных (за полярным кругом) во всем европейском континенте термальных источниках, где вода +20 градусов С круглый год. Мало того, что на колесной технике там еще никто никогда не был, но я не нашла ни одного упоминания о посещении источника в зимнее время!
Но в условиях отсутствия хоть какой-нибудь дороги до туда, доехать на Нивах к самому истоку источника задача не стоит. Не на ниве – так на снегоходе, не на снегоходе – так на оленях, не на оленях - пешком на снегоступах рано или поздно дойдем.
До сёл на побережье Баренцева моря могут не пустить (надо было заказывать пропуск заранее), но попробуем договориться – те, что холодными зимними ночами и днями дежурят на КПП – тоже люди… И там не так строго как на Кольском.

С чем дело имеем:
Погода, климат. Заполярье. Крайний север. ЗИМА. И этим все сказано:) Полярная ночь, не восходящее из-за горизонта солнце. Среднеянварская температура НАО изменяется от -15С на западе до -25С на северо-востоке, абсолютная минусовая температура была зафиксирована в Нарьян-Маре: -52С. Часты метели с ветрами до 40 м\с , снегопады. Толщина снежного покрова – 40-60 см. Устойчивый снежный покров образуется в конце сентября и держится до середины апреля.
Дороги. Единственная автодорога в НАО с твердым покрытием ( асфальт) - пос. Харьягинский (основной нефтяной центр) – г. Усинск ( связь с Ж\Д ). До Усинска автодорог нет. Летом сообщение между близлежащми поселками – грунтовки, а с отдаленными – воздушное или водное. Зимой делают «зимники» для сообщения крупных поселков и буровых.
Препятствия. Лед на дорогах, снег как укатанный так и глубокий. Он везде! Застрявшие камазы, которые не вытащишь и не объедешь. Ледовые переправы на реках, и если они не успеют замерзнуть, провалишься под лед. Лютый холод со снежной пургой и ветром, когда заменить какую-либо маленькую, но хитрозапихнутую детальку (как правило без которой машина отказывается заводиться и ехать) становится очень сложной, почти невыполнимой задачей. Ну и т.д. [:)]


Прочие условия: Мероприятие целиком туристическое.
То есть, ночевка в общей зимней обогреваемой (если ничего не сломается [:)] ) палатке, весь скарб всегда с собой, еда – общая, приготовленная в канах на газовой горелке. Обед на трассе - в кафешках, чтобы время не тратить. Дежурство по кухне по очереди, или как договоримся. Продовольствие – на неделю с собой, целиком автономное существование. Ну остальное (раскладку, снаряжение, и пр) всегда можно обговорить и согласовать, кое-чем из снаряжения можем поделиться. Поскольку некоторое снаряжение – общественное (надо покупать большую зимнюю палатку, обогреватель, зимние газовые баллоны, на которых готовить пищу и т.п.) – скидываются все участники.

Подготовка и оснащение машины

Обязательно.
- Полностью технически исправная и наиболее свежая, не рассыпающаяся на части машина.
В ней проверить генератор.
- CB (СиБи) радиостанция. Куда ж без связи между экипажами в дальней дороге ?
- Второй аккумулятор (если не закрепленный штатно, то хоть с собой в багажнике. Разумеется живой.)
- Живые буксировочные проушины или силовой бампер.
- Трос, огнетушитель, аптечка, ну это все как обычно.
- Запаска.
- Комплект инструментов.
- Минимум 3 канистры по 20 л.
- Запчасти (обсуждаются на общем сборе участников)
Очень желательно.
- Утепление машины: отсутствие дырок в салоне, утепление подкапотного пространства, реорганизация штатной печки (или дополнительная салонная печка) или вклейка вторых боковых стекол.
- масло в агрегатах – синтетика, накрайняк – полусинтетика. В радиаторе-антифриз желательно больше чем на -40.
- Колеса побольше штатных. ( у нас-29'') Диски все равно какие. Резина тоже не важно МТ она числится или АТ, главное чтобы хорошо гребла в глубоком снегу и по льду не каталась как ВЛИ-5 (то есть более-менее управляемая). Что-то вроде Я-569 или Пилигрим..
- Дополнительный свет.
Желательно.
- Лебедку.
- GPS , лучше – не garmin , чтобы дублировать трек ( у меня гармин), и если мой вдруг откажет.
- хороший компрессор, инвертер на 220, быстрый автомобильный кипятильник и прочая полезная мелочевка.

Личное снаряжение:
Обязательно:
Очень теплая одежда и обувь. Не говорю «наитеплейшая» потому что холоднее только в Якутии.
Очень теплый спальник ( можно один зимний или 2 летних- один в другой)
Снегоступы с палками.
Фонарик налобный, хороший. С кучей доп батареек.
Желательно:
Долго сохраняющий тепло термос, термокружка, термобелье…
Личные средства от насморка, горла, простуды, которые хорошо помогают именно вам.
Ну про обычные туристические предметы вроде КЛМН не говорю, итак понятно.

Дополнительные сведения. Отчеты. Фотоальбомы.
http://www.popov.org/story/usinsk/ - поездка в Усинск по зимникам, рассказ УАЗовода.
http://wwwboards.auto.ru/ford/330724.html - Попытка проехать по этому же зимнику на недоприводе. Веселый рассказ, читать рекомендую [:)]
http://www.off-road-drive.ru/index.php?link=155317 - поездка 4х4тур по тем же краям в году этак 2002
http://www.skitalets.ru/water/2006/tundra_alexandrov/ - не относящееся к автопутешествиям и даже к зиме отчет, но он единственный из всей информации в Интернете кто добрался до теплых источников. (ну, была еще вертолетная заброска каких-то туристов да и местные ходят) Там же есть фото местности вокруг. (летом).
http://avp.travel.ru/nmar_AK.htm - любопытный отчет автостопщиков, добиравшихся на новый год в нарьян-мар. 2000год.


Общая приблизительная сводка.
Примерная схема маршрута - http://b5.imgsrc.ru/s/shita/2/11523682bIN.jpg Варианты зависят от обстоятельств (существует ли зимник, в каком состоянии, не завернут ли за пропусками и т.п.)
17 дней, примерно 5000км, автономно от заправки до заправки - 600 км неизвестно в каком состоянии зимника. Хоть цены на бензин упали по сравнению с летом, но учитывая обстоятельства непростых окружающих условий, лучше брать не менее 30 000р на экипаж.

Ну вот и все… Нас уже есть 2 машины, те что ездили на Кольский – Shita+Suicide и Adver, будет лучше, если кто-нибудь присоединится третьим. Но только в том случае, если этот «кто-то» за рулем не первую зиму и в многодневный поход он идет не первый раз, если этого «кого-то» распирает от идеи ломануться неизвестно куда, фиг знает как, но - на север на любимой Ниве, познакомиться с людьми (как спутниками в походе, так и местным населением), его не пугает полевой ремонт на стуже и вьюге, выкапывание в сугробе с утра выхода из палатки и топить снег для получения воды в кружке, наматывать много, много много километров туда… там.. на просторах крайнего севера, посматривая на небо в ожидании Полярного Сияния…

Осталось всего чуть больше месяца на доведение машины и на заботу о собственной экипировке!

Shita – общие организационные вопросы. Маршрут, личное снаряжение.
ЛС, ICQ: 236373497, e-mail Shitamзакарюка yandex.ru , mob +7-926-576-4484
Suicide – Технические вопросы, подготовка машины, обсуждение списка запчастей, общего и личного снаряжения.
ЛС, ICQ: 325281769, e-mail electron87закарюка inbox.ru

Нивовод я пятый год .... Буду учиться и ехать вперед!
Abrad

Рег.: 27.09.2006
Тем / Сообщений: 3 / 663
Откуда: Москва, СВАО.
Возраст: 43
Авто: ММС Delica, 1991, АКПП, TD2.5, презренный пруль, Сусука SX4, 4х4, с масломешалкой

По снаряге, для ремонта и обогрева можно взять газовый обогреватель, который с вентилятором. У нас на старой работе такие были, вещь, помещение метров 25х4х4 минут за 10-15 нагревалось до вполне рабочей температуры. Стоило оно около 4к, работало от обычного газового баллона на 50 литров и 220 вольт.
А чтоб во время ремонта не дуло, ставить вокруг машины палатку [:)]

По спальникам - я бы не советовал два летних. Два зимних минимум. Пар как известно костей не ломит, и один спальник всегда расстегнуть можно [:)]

http://www.bezdorogoff.ru
http://www.vitrum-design.ru Работы со стеклом, душевые кабины
БАР на выезд! Разливные пиво воды!
Suicide.

Рег.: 09.01.2008
Тем / Сообщений: 8 / 861
Откуда: москва.
Возраст: 37
Авто: Экспедиционный нив. Легкий тюнинг.

По снаряге, для ремонта и обогрева можно взять газовый обогреватель, который с вентилятором.
Тепловая пушка звать.. Давно используем для отопления гаража и по хозяйству. 10 квт самая маленькая. Думаю что возьмем как резервный и мощный источник тепла с 12 литровым балоном.

Жалко что меньше 10 киловат они не бывают.. Вес все таки и обьем.
МИ}{@ник

Рег.: 09.01.2008
Тем / Сообщений: 4 / 3014
Откуда: Тольятти
Возраст: 48
Авто: 2131 2001г.в.

Все резинки с машины нафиг (кроме уплотнителей и колёс), только полиулетан. [:bullhorn]

Глаза боятся, а Нива едет.
Shita

Рег.: 09.04.2007
Тем / Сообщений: 12 / 345
Откуда: Москва, Ясенево
Возраст: 40
Авто: БЫЛ Нифф 21213 зеленый. лифт 5 см, резина Maxxis 31", эксп. багажник, люстра, бампера швеллер, ГП 4,3, лебедка, CРПМ, СиБи, каркас безопасности..

3 машины впринципе есть. Моя, Игорева и Моторыча. (он тоже едет.)
Но в таком случае нет двух штурманов [:)] Татьяну не отпускают с работы.

Если не найдутся 2 НАДЕЖНЫХ, ничего не боящихся и не склонных к "кидалову" (см. отчет о Кольском выезде [:)] ) штурманов, поедем скорее всего двумя машинами, объединив экипажи.

Нивовод я пятый год .... Буду учиться и ехать вперед!
Wert

Рег.: 08.08.2006
Тем / Сообщений: 4 / 417
Откуда: Иваново
Возраст: 44
Авто: 21310 (1999г, 1.7k, Я569, ГП-4.3, Eberspacher) + Suzuki SX4 4WD 2010 (лифт 5 см)

Сурово! Очень-очень [:)] Прям и хочется и колется, но жена, видимо не пустит [:(]

PS. Кроме того - не подхожу по пункту "недырявости машины" [:)] Хотя я себе супер вещь поставил - автономку Эберспехер...

Нужно делать так как нужно, а так как ненужно делать ненужно...
Suicide.

Рег.: 09.01.2008
Тем / Сообщений: 8 / 861
Откуда: москва.
Возраст: 37
Авто: Экспедиционный нив. Легкий тюнинг.

http://www.allnorth.ru/region.php?tw=103

Информация о регионе для любознательных.
По уровню развития транспортной инфраструктуры Ненецкий автономный округ среди областей, краев, республик в составе Российской Федерации и автономных округов занимает одно из последних мест. На 1000 кв. километров территории Ненецкого автономного округа приходится 0,3 километра автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, что меньше аналогичного показателя по Российской Федерации в 115 раз.

Автомобильные дороги местного значения в районе г.Нарьян-Мара - грунтовые. В зимнее время (ориентировочно с декабря по апрель) функционирует зимняя дорога Нарьян-Мар-Усинск. Эта дорога связывает практически все населенные пункты округа к востоку от Нарьян-Мара, геологические партии и буровые.

Железных дорог на территории округа нет.

Важнейшую роль в транспортной сети округа играет авиационный транспорт. Посредством авиации окружной центр г.Нарьян-Мар связан со всеми населенными пунктами округа и практически со всеми регионами России. ВПП имеет длину 2,5 км и ширину 40 м. Аэродром относится к классу "В" и отвечает высоким современным требованиям. Собственный парк машин авиаотряда состоит из самолетов Ан-2, вертолетов Ми-8Т и Ми-8 МТВ-1 и используются для местных авиаперевозок.

Вторым по значению авиапредприятием округа является ГУП "Аэропорт Амдерма". Размеры ВПП составляют: длина 2,5 км, ширина - 50 м. Класс аэродрома "В", что позволяет принимать самолеты Ан-24, Ту-134, Ту-152, Ил-76. Осуществляются пассажирские перевозки до города Архангельска.

Нарьян-Марский ОАО имеет 16 приписных аэропортов с грунтовыми ВПП, из них 11 круглогодичного действия. Общая протяженность воздушных трасс на местных воздушных линиях 4870 км.

В силу специфических условий региона, одной из наиболее важных остается проблема транспортного обеспечения. В основном перевозка грузов и пассажиров осуществляется авиатранспортом.
Shita

Рег.: 09.04.2007
Тем / Сообщений: 12 / 345
Откуда: Москва, Ясенево
Возраст: 40
Авто: БЫЛ Нифф 21213 зеленый. лифт 5 см, резина Maxxis 31", эксп. багажник, люстра, бампера швеллер, ГП 4,3, лебедка, CРПМ, СиБи, каркас безопасности..

Wert , а ты без машины - штурманом [:)]
Abrad, по поводу спальников - можно и 2 летних, если есть пуховик на минус 40 [:)]

Нивовод я пятый год .... Буду учиться и ехать вперед!
Abrad

Рег.: 27.09.2006
Тем / Сообщений: 3 / 663
Откуда: Москва, СВАО.
Возраст: 43
Авто: ММС Delica, 1991, АКПП, TD2.5, презренный пруль, Сусука SX4, 4х4, с масломешалкой

Shita
Я давеча ммб пытался бегать, спал в одном зимнем баске. Ноги под утро не то что бы замерзли, но был некомфортно. Спал так же в летнем спальнике и пуховике, тушке и так тепло, а ноги мерзнут. При -30 2 летних не спасут.
Самый верхний, вот что надо [:)]
http://bask.ru/catalog/sleepingbags/downbags/

http://www.bezdorogoff.ru
http://www.vitrum-design.ru Работы со стеклом, душевые кабины
БАР на выезд! Разливные пиво воды!
Alkus

Рег.: 19.12.2006
Тем / Сообщений: 3 / 237
Откуда: г.Сыктывкар
Возраст: 54
Авто: ВАЗ 21213 95 г.в. Chevrolet Rezzo 07 г.в. УАЗ Патриот 2007г.в.

Когда планируете быть в Сыктывкаре ? Если нужна будет помощь пишите (контакт скину)
На Печору идут два зимника сначал по обычной дорге но
1. не доезжая где то 6 км. до Н.Одеса уходит (через помойку [:)] ) на Ираель и дальше на Печору, я ездил только от Ираели до Сыктывкара Ниву с Ижмы гнал, но народ на Печору по нему ходит, но только на внедорожниках (нива в том числе).
2. Через Вуктыл, ездил до Печоры, опять гнал Ниву в этом году [:)] в середине февраля он длинше но считается более стабильным.

далее от Печоры до Усинска вариант вроде один, ну и Нарьян Мар тоже

состояние зимников меняется каждый день :), на данный момент оба никакие :(, ближе к делу можно поузнавать, но в прошлом году было когда как :(. Так же о состоянии можно узнать в районе Н.Одеса если поймаете Наряьн-Марские фуры (полноприводные уралы или камазы) Мы с Лёхой поймали и пошли через Вуктыл

короче если интересно пишите. Самому интересно, но уже другие планы на Новый год скорее всего буду в Н.Одесе, а потом на Валдай.

С уважением -= Alkus =-
Suicide.

Рег.: 09.01.2008
Тем / Сообщений: 8 / 861
Откуда: москва.
Возраст: 37
Авто: Экспедиционный нив. Легкий тюнинг.

Самый верхний, вот что надо
Тоже очень нравится, и в живую щупал. Но в бюджет не укладываемся =(
Если нужна будет помощь пишите
Помощь она разная бывает.. Даже в добром слове =)
состояние зимников меняется каждый день
Нам любая информации ценна.. Как с погодой, состояние дорог, глубина снежного покрова, наличие заправок и итд

Где оленя можно будет купить если зимовать придется =)
Alkus

Рег.: 19.12.2006
Тем / Сообщений: 3 / 237
Откуда: г.Сыктывкар
Возраст: 54
Авто: ВАЗ 21213 95 г.в. Chevrolet Rezzo 07 г.в. УАЗ Патриот 2007г.в.

Suicide.:
Цитата:Если нужна будет помощь пишите

Помощь она разная бывает.. Даже в добром слове =)
Я же говорю дайте емайл - скину контакт :), вдруг я буду на месте, а вам гараж понадобится или мало ли что.
Suicide.:
Нам любая информации ценна.. Как с погодой, состояние дорог, глубина снежного покрова, наличие заправок и итд
емыл [:)] с него на него и будем писать, чтоб тут не засорять.

А какие именно заправки нужны ? Например Сыктывкар-Емва-Чыньяворык-Ухта-Н.Одес(?)-Вуктыл-Печора есть Лукойловские заправки в Одесе вроде достраивают, но я ей никогда не пользовался

короче надо больше инфы
с покупкой оленя влоб сложнее [:)]

С уважением -= Alkus =-
NikeR79

Рег.: 13.05.2008
Тем / Сообщений: 2 / 19
Откуда: Архангельск
Возраст: 45
Авто: GW DEER G3

Сомневаюсь я что доберётесь до Нарьян-Мара, с погодой у нас совсем никак. Зимники пока обещают не ранее середины января.
Хотя ближе к новому году можно будет узнать что к чему ну или ехать на УДАЧУ.
Shita

Рег.: 09.04.2007
Тем / Сообщений: 12 / 345
Откуда: Москва, Ясенево
Возраст: 40
Авто: БЫЛ Нифф 21213 зеленый. лифт 5 см, резина Maxxis 31", эксп. багажник, люстра, бампера швеллер, ГП 4,3, лебедка, CРПМ, СиБи, каркас безопасности..

Alkus , спасибо! По зимнику через Вуктыл у нас GPS-трек есть, скорее всего поедем по нему. Если конечно воообще сам зимник будет )))
В Сыктывкаре планируем быть 22-го, обратно - через Котлас ( Емва
-> Айкино) то есть не заезжая. Ну а вообще по обстоятельствам, вдруг запчасти нужны будут или мало ли чего.
Заправки.. Ну я впринципе знаю где они есть. Единственное интересно, есть ли в ваших краях газовые заправки ? ( иногда придется заполнять обычный бытовой 12-литровый красный балон (пропан) )
Да уж, мы понимаем , что зимник - дорога совершенно непредсказуемая, и там, куда мы хотим попасть, его может вовсе не быть. Поэтому будем просто действовать по обстоятельствам.
NikeR79 , а до Нарьян-Мара нам собственно и не нужно [:)]

Нивовод я пятый год .... Буду учиться и ехать вперед!
Alkus

Рег.: 19.12.2006
Тем / Сообщений: 3 / 237
Откуда: г.Сыктывкар
Возраст: 54
Авто: ВАЗ 21213 95 г.в. Chevrolet Rezzo 07 г.в. УАЗ Патриот 2007г.в.

Shita:
Ну а вообще по обстоятельствам, вдруг запчасти нужны будут или мало ли чего.
именно поэтому и пишу, чтоб не рыскать в чужом городе, а ещё если что ... и тёплый (с буржуйкой) гараж тоже в мороз много значит :). А ещё можно и Нивавода Печорского слить :), но это пусть он сам :).
Shita:
Alkus , спасибо! По зимнику через Вуктыл у нас GPS-трек есть, скорее всего поедем по нему. Если конечно воообще сам зимник будет )))
Я же говорю - звоните, пишите ближе к делу выясним :), позвоним поспрашаем состояние и до Печоры и до Усинска
Shita:
Единственное интересно, есть ли в ваших краях газовые заправки ? ( иногда придется заполнять обычный бытовой 12-литровый красный балон (пропан) )
Есть в Сыктывкаре и Ухте ТОЧНО
Shita:
обратно - через Котлас ( Емва
-> Айкино) то есть не заезжая.
Можно и через Сыктывкар [:)] и далее на Котлас, а так вы пойдёте по правому берегу Вычегды (Айкино-Жешарт-Яренск(тут надо бы заправиться)-Рябово)- красиво и перед Котласом если не переправляться можно и в Сольвычегодск (там и гостиница есть, я где то отчёт писал) заехать, а потом на переправу и в Котлас, а там уже и до Вологды (через В.Устюг [:)] ) и Москвы недалече :).
Shita:
что зимник - дорога совершенно непредсказуемая
Это точно, может в пути так замести, что абзац :(, но думаю не пропадёте :). Но рисковано, особенно дальше за Усинск в тундру ... там и дров нет.

С уважением -= Alkus =-
maddrive

Имя: Алексей
Рег.: 12.12.2004
Тем / Сообщений: 4 / 1551
Откуда: Москва
Возраст: 42
Авто: 21213, 97 г.; TLC105

Shita
Экстремально! Просто респект! И побольше везения.

1920см², MPSZ-II, ComeUp 6000s, KYB UltraSR, 95Ah, Беркут R20, лифт, ГП 4,3, Cooper STT PRO 31x10,5, СРПМ:VR 6кг, РЗМ: жёсткая
Нива 4x4 / Вокруг Нивы / Дороги и бездороги / "Северный ветер" ч.2 Ненецкий АО 20.12-06.01.2009