Niva est vita!
Нива 4x4
Клуб нивоводов. Основатель —
Ермолов Алексей Игоревич, aka ALER
Поиск в Яндекс и Google

Момент затяжки резьбовых соединений

Нива 4x4 / Техника Нивы / Общетехнический раздел
Meat_12237

Рег.: 31.08.2005
Тем / Сообщений: 1 / 42
Откуда: г. Кремёнки Калужской обл.
Возраст: 39
Авто: больше нет

Существуют нормативные значения затяжки болтов/гаек различных креплений и агрегатов. В некоторых автосалонах красуется надпись : "Протяжку выполнил механик Вася". На заводе имеются автоматические шуруповёрты с регулятором момента.
Вопрос в селдующем :
протяжка - это доведение затяжки до нормативных значений или превышение в связи с недостаточностью нормотивных ?

21213 карб. 1,8 1997г.р.
ALER
Администратор

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 4020 / 23171
Откуда: Москва
Возраст: 70
Авто: 21214M, 2013 гв.

Meat_12237
Доведение до нормативных. Хотя на практике механики пользуются динамометрическим ключом только в самых ответственных местах, а все остальные тянут просто до упора.

Прочитать всем! «МАТ или КЛОН МАТА — сразу БЛОК!»

Алексей aka ALER.
vexxx

Рег.: 31.03.2005
Тем / Сообщений: 5 / 435
Откуда: Екатеринбург
Возраст: 42
Авто: 2121 1989г.в. карб. 210 ткм, зеленый, на стапелях, Honda Prelude SI VTEK белый

Существуют. Можно посмотреть в мануале.

Decide just what you believe.
Гость

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 627 / 51708

Протяжка - это вообще больше шаманские танцы, чем что-то реально необходимое. Почти всегда то, что на виду, затянуто нормально, а действительно слабые места недоступны.
Duke Solo

Рег.: 05.01.2005
Тем / Сообщений: 2 / 259
Откуда: Нижний Новгород
Возраст: 40
Авто: ВАЗ-21213 1997 г.в. ручной сборки и еще четыре нивы, УАЗ 469 на 36 колесах, эндуро, и семейные авто

Часто, делая что-либо с машиной, задумываюсь о замене динамометрического ключа в его отсутствие.
Действительно, ключа под рукой часто нет, а проконтролировать хотя бы приблизительно момент затяжки хочется.
Поэтому, я стал вспоминать теорию, там ведь все просто.
Момент силы (он же крутящий момент) - измеряется в ньютон-метрах или килограмм силы на метр (10Н.м === 1 кгс.м).
Прикинув задачку, за которую в школе не поставили бы и тройки, предположил, что если на вороток ключа длинной 1м и расположенный горизонтально повесить на конец груз весом 1кг получим момент силы равный 1кгсм или 10Нм.
Думаю, это может помочь хотя бы приблизительно оценить момент затяжки некоторых гаек автомобиля. Например, путем несложных вычислений для себя я вывел, что для затяжки гаек нижних осей рычагов мне необходимо перенести весь свой вес (без рывка) на расстояние около четверти метра от оси вращения (труба может быть и длинней).
Возможно, кому-то эта идея покажется интересной.
shs_sf

Рег.: 08.12.2004
Тем / Сообщений: 10 / 1231
Откуда: Нижний Новгород
Возраст: 48

а я просто использую динамометр и после 10упражнений уже рука привыкает
ALER
Администратор

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 4020 / 23171
Откуда: Москва
Возраст: 70
Авто: 21214M, 2013 гв.

Duke Solo
Это же очевидно: момент равен произведению силы на плечо. Если плечо уменьшается в n раз, то силу нужно увеличить в n раз - и момент останется прежним.

Плечо - расстояние между точкой приложения силы и осью вращения гайки или болта. Поскольку вес всегда направлен вертикально, плечо - кратчайшее расстояние по горизонтали.

Восьмой класс, если не ошибаюсь...

Прочитать всем! «МАТ или КЛОН МАТА — сразу БЛОК!»

Алексей aka ALER.
Гость

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 627 / 51708

Все в Ваших рассуждениях верно. Когда то из за дифицита дин ключей пользовались обычными бытовыми пружиными весами закрепленными за конец рычага и через них затягивали ответсвенные узлы, слава богу математика элементарная.
После долгих упражнений пришел к выводу, что резьба сама всегда покажет свой момент затяжки. Это когда усилие растет скачкообразно от угла поворота. Верно почти всегда, за редким исключением (которые узнаешь, сорвав резьбу :))). И, ессно, кроме ответственных мест, где всегда надо применять динамометр. Болты головки, маховика, фланца редуктора на чулке, гайка фланца хвостовика, болты промвала коробки и все такое прочее.
SVA

Рег.: 24.01.2006
Тем / Сообщений: 1 / 865
Откуда: Саранск
Возраст: 50
Авто: 21214-20 2005г, УАЗ-31512 91г.

Ладаспорт:
которые узнаешь, сорвав резьбу
Ага. у меня обычно одни исключения. Пришлось динамометр купить. [:D]

С уважением, SVA
Гость

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 627 / 51708

Динамометр - вещь хорошая, но с одной оговоркой. Моменты в табличках даются для сухой и новой резьбы. Реально она всегда в масле и изношена [:)]
mazandr

Рег.: 15.12.2005
Сообщений: 259
Откуда: Старый Оскол
Возраст: 45
Авто: ВАЗ-21213. 99г.в. газ.

Ладаспорт:
Динамометр - вещь хорошая, но с одной оговоркой. Моменты в табличках даются для сухой и новой резьбы. Реально она всегда в масле и изношена
и дальше что? где выводы? что делать будем? будем снижать момент на изношеной резьбе, или добовлять на промасленной? а если резьба изношена и промаслена? где таблицы погрешностей с коэффициентом замасленности и износа резьбы?
SVA

Рег.: 24.01.2006
Тем / Сообщений: 1 / 865
Откуда: Саранск
Возраст: 50
Авто: 21214-20 2005г, УАЗ-31512 91г.

В таблицах обычно указан диапазон усилий. В этот диапазон ИМХО должны укладываться и износ и замасливание. А если резба начала тянуться, то до табличного значения все равно не дотянеш.

С уважением, SVA
Гость

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 627 / 51708

в машине сотни гаек и болтов. сверяться с мануалом при закручивании любой из них - дело муторное.
возможно ли указать усредненные моменты затяжки для основных размеров резьбы (гаек):
М6 (Х10)
М8 (Х13)
М10 (17)
М12 (Х19)
я, например, все эти гайки на глаз легко отличаю, как и многие здесь. знать момент затяжки любой из них проще, чем момент затяжки конкретного соединения в агрегате

у меня пока что нет опыта применения динамометрического ключа. насколько знаю, они бывают разных типов. что посоветуете?
SVA

Рег.: 24.01.2006
Тем / Сообщений: 1 / 865
Откуда: Саранск
Возраст: 50
Авто: 21214-20 2005г, УАЗ-31512 91г.

LOMM
Возьми из мануала значения для гаек которые крепят всевозможные щитки, кронштейны и не нагруженные детали и ими пользуйся. Это стандартные усилия для стандартного материала этого крепежа.
Для нагруженных гаек и болтов используется другой метал, другой шаг ресьбы и, соответственно, другие моменты затяжки.

С уважением, SVA
Нива 4x4 / Техника Нивы / Общетехнический раздел / Момент затяжки резьбовых соединений