Niva est vita!
Нива 4x4
Клуб нивоводов. Основатель —
Ермолов Алексей Игоревич, aka ALER
Поиск в Яндекс и Google
ALER
Администратор

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 4020 / 23171
Откуда: Москва
Возраст: 70
Авто: 21214M, 2013 гв.

Лет шесть назад, когда я впервые вместе с двумя нивоводами (PIPE и Митяй) выехал на лед Гребного канала, мы решили потренироваться в выходе из резонансного заноса. Лед, видимо, был шершавый, поэтому сцепление колес с ним было достаточно хорошим. А видно его не было - все накрыл свежевыпавший снег толщиной сантиметра четыре.

Поясню, что резонансный занос возникает в ситуации, когда машина поворачивается в одну сторону, водитель отрабатывает рулем в другую, машина слушается, но поворачивает в другую сторону слишком сильно, водитель отрабатывает обратно, машина поворачивает обратно с еще большей амплитудой... И так продолжается, пока машина совсем не потеряет управление (достаточно буквально трех-четырех качков.

На приличной скорости мы специально раскачивали руль, провоцируя резонансный занос, а потом ловили машину. Оказалось, что занос лучше всего гасится недостаточным рулением. Скажем машина рыскнула влево. Нужно повернуть руль вправо, но на меньший угол, чем хочется. Примерно раза в два меньший угол. Машина рыскает вправо, а вы поворачиваете руль влево на опять вдвое меньший угол, чем хотелось бы. За три-четыре колебания машина возвращается на прямую.

Все это было в начале зимы. А в апреле мне этот опыт очень пригодился.

Неожиданно выпал снег (сантиметра три-четыре), а нам с женой довольно рано утром нужно ехать на дачу. Выезжаем за МКАД - вся Симферополька засыпана снегом. Но по правой половине полосы, ведущей от Москвы, прошел пескоразбрасыватель (с солью, разумеется), и там снег активно тает. К тому же его месят колеса машин. А левая половина шоссе - чистейший снег, те самые 3-4 см, там следов нет, никто туда не едет.

Первым делом я выехал на этот чистый снег и разогнался (машин около меня не было). Выяснилось, что резонансный занос возникает при скорости 110 км/час. Я легко погасил занос, вернулся на правую половину и поехал на скорости до сотни. Иногда обгонял попутные машины с выездом на снег, переключаясь на 4-ю передачу и прибавляя газ.

Все было хорошо, но уже где-то за Окой одному ижаку-каблуку очень не понравилось, что я хочу его обогнать. В то время, когда я уже начал обгон и выехал на снег, этот гад вдруг прибавил скорость. Мне пришлось тоже прибавить, и я вышел на те самые 110 км/час. Резонансный занос не заставил себя ждать. Но я был к этому готов. Так, в резонансном заносе я обогнал этого отморозка и вернулся в правый ряд.

"Мораль сей басни такова" (с):
1. Тренировки и еще раз тренировки!
2. Столкнувшись с необычными условиями, проверьте, как себя ведет машина, и учитывайте это в дальнейшем.

Прочитать всем! «МАТ или КЛОН МАТА — сразу БЛОК!»

Алексей aka ALER.
Гость

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 627 / 51708

ALER:
"Мораль сей басни такова" (с):
1. Тренировки и еще раз тренировки!
2. Столкнувшись с необычными условиями, проверьте, как себя ведет машина, и учитывайте это в дальнейшем.
ИМЕННО!!!! Обязательно надо "засунуть" себя в экстремальные условия, чтобы потом было проще. И делать это РЕГУЛЯРНО. Хотя п. 2 я бы перефразировал
2. Постарайтесь почаще сталкиваться с необычными условиями в безопасном месте, чтобы проверить, как себя ведет машина, учесть это и использовать в дальнейшем, при возникновении нештатных ситуаций
АЛЕРУ: если ты занос контролируешь и его амплитуда не увеличивается - это не резонансный (обычно его называют циклическим, см. Цыганкова например) занос. это обычный занос.
ALER
Администратор

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 4020 / 23171
Откуда: Москва
Возраст: 70
Авто: 21214M, 2013 гв.

Если не пытаться ему противодействовать, то амплитуда как раз увеличивается - вплоть до полной потери управляемости.

Прочитать всем! «МАТ или КЛОН МАТА — сразу БЛОК!»

Алексей aka ALER.
Гость

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 627 / 51708

urik@vti
Я бы добавил что:

Занос или возрастает по амплитуде или затухает. Зависит от действий водителя. А вот чтоб он постоянным был, этого надо специально добиваться. Причем это, наверное, даже сложнее, чем просто погасить занос. И зачем на дороге общего пользования держать амплитуду постоянной? Народ пугать?

К тому же лед (а тем более наледь на асфальте) неоднороден и коэффициент сцепления меняется. Туда-сюда немного плавает. Вот ты его (занос) контролируешь, а вот - попался кусок более шершавого льда или вообще асфальта, и ты уже на обочине.

Поэтому амплитуда никак не может оставаться постоянной в обычных дорожных условиях. Она или растет при очень резких движениях рулем на большие углы, либо снижается при грамотном рулении, которое и описано выше.

Добавлено спустя 10 минут 54 секунды:

ALER
Подумалось мне, что выход из резонансного заноса невозможен. Поскольку резонанс это уже конец. Скорее не "выход из резонансного заноса", а "Как недопустить резонансного заноса" Но это ИМХО.
не знаю как на ниве (а она вообще-то не очень склонна к заносу), но на передне или заднеприводном авто держать амплитуду постоянной легко. на ниве-же занос вызывается провокацией в первую очередь и, соответственно, обычно контролируется. во всяком случае на вли5 отъездил всю зиму, любил поскользить боком - разворачивало один раз, переборщил с провокацией %)
ALER
Администратор

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 4020 / 23171
Откуда: Москва
Возраст: 70
Авто: 21214M, 2013 гв.

Подумалось мне, что выход из резонансного заноса невозможен. Поскольку резонанс это уже конец. Скорее не "выход из резонансного заноса", а "Как недопустить резонансного заноса" Но это ИМХО.
Я как раз писал о выходе из такого заноса. Входит в него машина сама. В конкретном описанном случае это происходило при 110 км/час.

Прочитать всем! «МАТ или КЛОН МАТА — сразу БЛОК!»

Алексей aka ALER.
Гость

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 627 / 51708

сама машина в циклический занос попасть не может. циклический занос - следствие ошибки в рулении и/или дросселировании при "ловле" машины при заносе. именно из-за ошибок и возникает раскачка. сама по себе, на ровном газу и прямом руле, машина в циклический занос попасть не может.
urik@vti
а ведь это действительно так...
firesanek

Рег.: 10.06.2005
Тем / Сообщений: 7 / 739
Откуда: Бездорожье.36
Возраст: 38
Авто: ВАЗ-21213 "Нива", ГБО "Ловато", 1999г. + Рено Логан 2008г.

имхо может попасть в сабж сама машина. как пишет алер на 110 км/ч.
следствие - неоднородность покрытия дороги, сцепления с дорогой, неидеальность углов установки колес, люфтов, балансировки колес. все это как раз и проявляется на больших скоростях. в данном случае 110 хватило.

Плохих дорог не бывает, бывают неправильные водители и машины!
ALER
Администратор

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 4020 / 23171
Откуда: Москва
Возраст: 70
Авто: 21214M, 2013 гв.

следствие - неоднородность покрытия дороги, сцепления с дорогой, неидеальность углов установки колес, люфтов, балансировки колес. все это как раз и проявляется на больших скоростях. в данном случае 110 хватило.
Ты имел в виду не следствие, а причину, как я понял. В условиях, которые я описа, причиной был свежевыпавший слой снега толщиной 3-4 см. Кстати, блокировку я не включал, с ней такого заноса, возможно и не было бы...

Прочитать всем! «МАТ или КЛОН МАТА — сразу БЛОК!»

Алексей aka ALER.
vexxx

Рег.: 31.03.2005
Тем / Сообщений: 5 / 435
Откуда: Екатеринбург
Возраст: 42
Авто: 2121 1989г.в. карб. 210 ткм, зеленый, на стапелях, Honda Prelude SI VTEK белый

А на песочке машинка тоже хорошо попадает в резонансный занос. Возле работы есть песчанный пустырь, приспособленный под свалку. Там попробовал. Особенно весело выводить машинку и заходить в узенькие ворота. Чуть перекрутил руль, тут тебе и естественное препятсвие.

Decide just what you believe.
firesanek

Рег.: 10.06.2005
Тем / Сообщений: 7 / 739
Откуда: Бездорожье.36
Возраст: 38
Авто: ВАЗ-21213 "Нива", ГБО "Ловато", 1999г. + Рено Логан 2008г.

ну да, причина [:)] хотел написать вследствии [:)]

Плохих дорог не бывает, бывают неправильные водители и машины!
Гость

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 627 / 51708

urik@vti
2. Динамика развития РЗ на асфальте в сотни раз быстрее, чем на льду.
3. РЗ с необычайной легкостью может возникнуть уже на скорости чуть больше 40 км/час !
Из-за конструктивных особенностей более склонны к РЗ, особенно на выходе из зимнего поворота, ПОЛНЫЕ ПРИВОДА, затем задние привода и наиболее безразлично к этой ситуации относится передний привод.

О том как "выйти" из РЗ можно написать фолиант внушительных размеров. Можно долго его потом читать, но, все же РЗ проще предотвратить, нежели из него выйти!
ALER
Администратор

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 4020 / 23171
Откуда: Москва
Возраст: 70
Авто: 21214M, 2013 гв.

сама машина попасть в циклический занос не может. только если ей помочь.
Это классический случай из теории автоматического регулирования. Система с обратной связью в условиях внешних воздействий: машина, дорога и водитель.

Машина неожиданно рыскает влево: камешек попал или неровность какая... Водитель отрабатывает вправо, но слишком сильно (коэффициент усиления слишком высок). Машина отрабатывает вправо, к тому же - из-за снега - с задержкой. За время задержки водител переруливает, и после задержки машину бросает вправо - слишком сильно. Водитель крутит руль влево - опять машина отрабатывает с задержкой и опять - слишком сильно...

Прочитать всем! «МАТ или КЛОН МАТА — сразу БЛОК!»

Алексей aka ALER.
Гость

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 627 / 51708

urik@vti:
на ровном газу и прямом руле, машина в циклический занос попасть не может.
Выбегает на дорогу ребенок...................
Нива 4x4 / Техника Нивы / Приемы вождения / Резонансный занос.