Niva est vita!
Нива 4x4
Клуб нивоводов. Основатель —
Ермолов Алексей Игоревич, aka ALER
Поиск в Яндекс и Google

Микропроцессорная система зажигания SECU-3

Нива 4x4 / Техника Нивы / Электрика, электроника, инжектор
Sanek217

Рег.: 22.12.2008
Сообщений: 1713
Откуда: 1
Авто: 1

Отчёт об установке SECU-3 на ВАЗ 21213.

Автомобиль 2000 года выпуска, пробег чуть более 160 тыс. км, двигатель 1,7 л в целом стандартной конфигурации, весь пробег прошёл на трамблёрном зажигании с датчиком холла, примерно на 95 тыс.км установлено пропановое ГБО.

Что не устраивало в стандартной схеме зажигания: работа двигателя на «холодную», отсутствовала коррекция холостого хода при включенных электропотребителях, УОЗ для пропана очень далек от идеала, холостой ход на пропане имел сильную зависимость от погоды (буквально) и чистоты фильтра. В остальном двигатель работал нормально и не приносил серьёзных проблем в течении всего периода эксплуатации.

Блок SECU-3t в варианте со встроенным ДАД приобрёл на официальном сайте ещё год назад(2013) и всё руки не доходили внедрить его. Изучив все возможные схемы подключения, решено было остановится на схеме с трамблёрной раздачей, синхронизацией по ДПКВ, температурной коррекцией с отдельным ДТОЖ в патрубке головки блока и датчиком детонации (больше для интересу, чем для необходимости).



Данная схема была выбрана по причине наименьшего вмешательства и быстрого возврата к стандартной схеме в случае выхода из строя блока. От статической раздачи искры решил отказаться по причине высокой вероятности хлопков во впускной коллектор при работе двигателя на пропане.

Для реализации приобрёл-нашёл следующие з/ч:
1. Передняя крышка двигателя в сборе с сальником 21214-1002060 (для моноручьевого ремня генератора с отливом под ДПКВ);
2. Патрубок ВАЗ-2123,21073 головки блока выпускной 21073-1303014 (отличается от родного наличием отлива с отверстием под ДТОЖ);
3. Набор картонных прокладок для двигателя;
4. Герметик для прокладок;
5. ДТОЖ ВАЗ 23.3828(но вскоре был приобретен ГАЗ 19.3828, причины описаны ниже);
6. ДПКВ ВАЗ 27.3847;
7. Шкив ВАЗ-21214 коленвала демпферный SLON 21214-1005058-11;
8. Датчик детонации ВАЗ 18.3855;
9. Разъёмы для датчиков;
10. Трамблёр с датчиком холла (нужна только механическая часть и вилка датчика холла);
11. Экранированный двужильный кабель для подключения датчиков (мне попался только микрофонный);
12. Одножильный кабель 0,75 мм2 для подключения всего остального (я распустил ПВС 2х0,75);
13. Клеммы кольцо и стандартную типа «мама» по 1 шт;
14. Набор термоусадочных трубок;
15. Силиконовый шланг вакуум-корректора зажигания 2шт;
16. Тройник омывателя пластиковый 2шт. (один использовал как удлинитель, запаяв отвод)

Вроде ничего не забыл))

Итак, установка!

1. Установка блока и проводка. Отмеряв длины проводов, была спаяна проводка, все датчики в соответствии с рекомендацией производителя подключены экранированным кабелем. В качестве клеммы массы была выбрана шпилька крепления торпеды. Плюс был протянут к стандартному блоку предохранителей, подключён через предохранитель, отвечающий за зажигание. Установку начал с поиска места для блока, хотелось установить в салоне, но не хотелось, чтоб «на виду». Выбор пал на пустое пространство под панелью приборов. Получилось отлично. Как раз, кстати, рядом оказалась резиновая заглушка в кузове, сквозь которую протянул проводку и шланг к ДАД. USB-кабель для связи с ПК отлично протянулся в бардачок. Контакт 6 коммутатора (сигнал подачи искры) был подключен к блоку SECU через штатный разъём датчика Холла (разъём трёхконтактный, нужен только средний контакт), это было сделано для удобства быстрого отключения блока и подключения бесконтактного трамблёра.



2. Датчики. В монтаже патрубка головки блока, крышки и датчиков на двигатель никаких трудностей не возникло, всё стандартно согласно руководству по ремонту ВАЗ 21214. Проводка датчиков легла по стандартным путям автомобиля. Для подключения ДАД сверлить впускной коллектор не стал, а подключил к штуцеру газового редуктора через тройник омывателя лобового стекла. Датчик детонации пока не установленной ввиду не особой важности.



3. Трамблёр. За основу взят стандартный трамблёр Нивы и выкручено-вынуто из него всё, что откручивается (грузики центробежного опережителя, датчик холла, вакуумный опережитель, подшипник). После этого ось трамблёра приварил сваркой к площадке ротора распределителя и вернул его (ротор) на место. Отверстия оставшиеся в трамблёре от вакуумного опережителя и разъёма датчика холла были закрыты куском пластиковой банки сходной по диаметру с корпусом трамблёра. Трамблёр возвращён в двигатель в тоже положение, что и был до снятия, то есть НУОЗ равен нулю.



На этом монтаж закончен!

Подключение к ноутбуку прошло успешно, как и последующая «заливка» свежей прошивки, карты УОЗ по наш двигатель 1,7. Карты УОЗ были взяты форума сайта SECU-3: http://secu-3.org/forum/viewforum.php?f=5, выбор пал на карты для Шеви Нивы. Настройка блока прошла без каких либо сложностей благодаря понятной инструкции. Карты УОЗ под пропан пока не установлены.

Двигатель запустился со второй попытки, первая была неудачна, так как неверно было настроен ДПКВ. Последующие «покатушки» с подключенным ноутбуком показали на нечёткость срабатывания концевика карбюратора, что было устранено зачисткой.

Почему ДТОЖ заменен с ВАЗ на ГАЗ… датчик ВАЗ (нелинейный, в основе резистор) показывал непонятно заниженную температуру, хотя в менеджере есть для него таблица корректировки. Его показания отражаются на работе частично прогретого двигателя (как самое заметное: троил на холостом ходу). С датчиком ГАЗ (линейный, в основе диод) температура стала ближе к реальности и работа стала практически нормально, лишь в узком диапазоне температуры остался какой-то эффект, но незначительно и ввиду всего остального радостного до сих пор не исправлен.

Достижения поставленных целей:

Цель наименьшего вмешательства в электропроводку достигнута: для возврата к штатному зажиганию достаточно переставить трамблёр и подключить датчик Холла.

На следующее утро проверена «езда» на холодную, радости не было предела, никаких тупняков и резких провалов… подсос убирается как только стрелка показометра температуры чуть стронулась с ограничителя… нормально мягко едет, почти сразу с момента запуска!

На холостой ход никакого влияния не оказывают никакие потребители. Стабильно 850 +-10 оборотов.

На газу мне не было возможности серьёзно проверить, так как газовая заправка от меня на расстоянии 80 км и ездить в её сторону планируется только с начала «дачного сезона». Но 30 км я прокатился с бензиновыми картами и остался очень доволен! Даже так практически неотличима от работы на бензине.

Побочные положительные «эффекты»: «Покатушки» с первых минут показали возросшую динамику автомобиля. Сильно возросла эластичность двигателя, вплоть до пагубной привычки трогаться со второй передачи и «тянуться» на ХХ, ранее это было совсем не так, сопровождалось рывками и дёрганиями. Полностью пропали непонятные мне ритмичные «дёргания туда-сюда» трансмиссии на малых оборотах на бездорожье.

Отрицательные моменты:
1. «Максималка» примерно осталась прежней, наверное, дело в картах УОЗ и в трамблёрной раздаче.
2. Запуск двигателя странный.. то есть долгий и резкий-жёсткий по сравнению с трамблёром, то есть дольше крутить стартером и резко схватывает.
3. Тот самый узкий промежуток прогрева двигателя в период которого на холостом ходу может подтраивать.

ИТОГ: авто бегает лучше, хозяин радостнее, но быстро привыкает к хорошему.

Впоследствии система будет дополнена:
1. Датчиком детонации, просто интересно понять принцип работы и использование результатов в формировании карт УОЗ.
2. Блоком ШИМ управления вентиляторами охлаждения, так как родная 21213 мясорубка иногда не справляется с задачей, а штатное управление вентиляторами 21214 больше похоже на включение двигателей истребителя.
3. Блок автоматческого управления воздушной заслонкой карбюратора.
Legio

Рег.: 05.11.2007
Сообщений: 5141
Откуда: Новосибирск
Возраст: 39
Авто: Фора, 212180 2002 г. в. карб

уберите трамлер, установите мощную инжовую катушку с инжевыми свечами и получите ещё более классный эффект [:hello]
Sanek217

Рег.: 22.12.2008
Сообщений: 1713
Откуда: 1
Авто: 1

Legio:
уберите трамлер, установите мощную инжовую катушку с инжевыми свечами и получите ещё более классный эффект
не сомненно, эффект будет.. но у меня нету датчика фазы и как его несложно примудрить пока не придумал. "Холостая искра" не для карбюраторного ГБО.
sindog

Рег.: 10.06.2013
Сообщений: 24
Откуда: Сочи
Возраст: 53
Авто: 21213 1999г.в.

Sanek217:
но у меня нету датчика фазы и как его несложно примудрить пока не придумал
Судя по тому,что Ты сделал с трамблёром осталось вернуть датчик холла
и доработать шторку.Инструкция здесь:
http://secu-3.org/?page_id=471&lang=RU
Sanek217

Рег.: 22.12.2008
Сообщений: 1713
Откуда: 1
Авто: 1

sindog:
доработать шторку.Инструкция здесь
Да, читал (и практические реализации видел), думал... но во-первых пугает стоимость-необходимость четырёх катушек и четырех коммутаторов (или бипов, или четырех-, или двух- канальных), во вторых надёжность такого усложнения, в-третьих точность-линейность такого датчика фаз...
Вообщем думаю [:)]

Может кто поделится обкатанной картой УОЗ для пропана? Может даже обкатанной с ШДК [:D]
sindog

Рег.: 10.06.2013
Сообщений: 24
Откуда: Сочи
Возраст: 53
Авто: 21213 1999г.в.

Sanek217:
пугает стоимость
Ну здесь судя по фото,катушек больше четырёх:
https://www.avito.ru/smolensk/za…zhiganiya_i_mn._drugoe_366573377
BIP373 себе брал здесь:
http://ru.aliexpress.com/item/Fr…71765688.html?recommendVersion=1
Цена за пять штук вполне гуманная.
Sanek217:
Может кто поделится обкатанной картой УОЗ для пропана?
Машина и ноутбук в дереве. Поеду нескоро.
Себе ставил эти карты,и подгонял од себя:
http://secu-3.org/forum/viewtopic.php?f=37&t=208
Sanek217

Рег.: 22.12.2008
Сообщений: 1713
Откуда: 1
Авто: 1

sindog:
Ну здесь судя по фото,катушек больше четырёх:
[:shock] соглашусь, буду также искать [:)]
sindog:
BIP373 себе брал здесь:
Спасибо. Действительно очень приятная цена.
sindog:
именно эта карта стоит у меня, и также порассматривал её и решил менять под пропан [:)]
АН НИК

Рег.: 09.07.2007
Сообщений: 98
Откуда: г.Сумы
Возраст: 59
Авто: ВАЗ-2121 1600 1991

Столько работы проделано, а пользы извлечь на 30%
Соглашусь с Legio, отказаться от трамплера и ставить катушку четырехстволку или две от Газельки.
Я поставил два коммутатора 3640.3734 (один уже был при БСЗ), катушку 2111, и на блоке статическая раздача “холостая искра”.
Поверь, езжу только на газу, ни единого хлопка. Правда пришлось отказаться от режима "многоискровой пуск", так как при пуске на газу иногда бывали "клины"
Пуск действительно не такой как на БСЗ, длительнее.
Сначала необходимо сделать пару оборотов коленвала чтобы блок засинхронизировался, а потом уже выдал искру. Это не отрицательный момент, это такой алгоритм работы
вот твой вариант, его внедряй и будет счастье
Sanek217

Рег.: 22.12.2008
Сообщений: 1713
Откуда: 1
Авто: 1

АН НИК:
Столько работы проделано, а пользы извлечь на 30%
Не ужели я теряю аж 70%!? (чего теряю?) я думал может чуть теряю в экономии и динамике, но не более чем чуть...
АН НИК:
Поверь, езжу только на газу, ни единого хлопка.
Всё таки я думаю если менять то на фазированное. Боюсь, что пару хлопков и карбюратор в помойку уйдёт.
АН НИК:
Сначала необходимо сделать пару оборотов коленвала чтобы блок засинхронизировался
Да, я пришёл к такому же мнению... но на трамблёре запуск мгновенный, а тут с "оттяжкой"... сразу не приятно было.
Legio

Рег.: 05.11.2007
Сообщений: 5141
Откуда: Новосибирск
Возраст: 39
Авто: Фора, 212180 2002 г. в. карб

Sanek217
мпсз секу за эту оттяжку прокручивает пару раз шкив коленвала и через ДПКВ полностью понимает какая фаза сейчас нужна и куда подавать искру...
это алгоритм работы [:hello]
я от своей мпсз-zh кайфую...
Sanek217

Рег.: 22.12.2008
Сообщений: 1713
Откуда: 1
Авто: 1

Legio:
я от своей мпсз-zh кайфую
Да я тоже доволен как слон! трамблёр фигня.. [:rotate]
АН НИК

Рег.: 09.07.2007
Сообщений: 98
Откуда: г.Сумы
Возраст: 59
Авто: ВАЗ-2121 1600 1991

Sanek217
Я все таки погараячился с 30%, невнимательно прочитал твой первый пост, где ты указал что у тебя ДПКВ.
На сайте MaYa дают оценку внедрения МПСЗ(верно и для SECU):
http://maya-auto.com/faq/naskolk…he-staticheskaya-razdacha-iskry/
По поводу хлопков. Я знаю боятся хлопков ДМРВ на инжекторных двигателях, ставят антихлопушки.
И все таки, хлопки чаще возникают не от статической раздачи, как таковой, а от пропусков зажигания, (это и ошибка ДПКВ, и сами коммутаторы)
А вот что может с карбюратором случится от хлопка, извини не знаю.
У меня карб "Солекс" живой. Он больше страдает от того, что езжу на газу, а он "сухой" без бензина.
Серега36

Рег.: 21.12.2012
Сообщений: 427
Откуда: г.Воронеж
Возраст: 58
Авто: Сюзюка ГрандВитара V6 2,5л

Sanek217
Молодец! И отчет хороший!
По поводу ДТОЖ ВАЗ 23.3828. У меня МПСЗ Майя, у них на сайте нашел таблицу для него. При температурах выше +15...20 град. показывает очень даже адекватно. При отрицательных температурах возможно завышает. В эту зиму ни разу не видел показания меньше чем +4...5 град (правда зима была мягкая, в мороз больше -10 ездить не приходилось). Если интересно табличку могу выложить.
Шланг к ДАДу модно было подключить в тройник на шланг ВУТа, как большинство и делает. Или штуцер вместо трубочки для слива излишков бензина (у меня оттуда подается вакуум на ГБО).
И эта... Может я чего не понимаю в колбасных обрезках...
Sanek217:
"Холостая искра" не для карбюраторного ГБО.
Впервые слышу... Читал и сайт MPSZ-ZH, и Майя, и чуть-чуть Секу, об этом не встречал. Может читал плохо... Вот сижу думаю... Возможно, при пропусках зажигания действительно могут быть хлопки во впуск. Но тогда это может быть и на бензине: какая разница в этом плане между бензино-воздушной и газо-воздушной смесью?
Так что я согласен с предыдущими ораторами: зря трамблер оставил. Датчик Холла выкинул, а механическую раздачу искры оставил. И искра менее мощная.

ВАЗ 21213 1998 г.в. "Кайман": объемная интегрированная рама (в процессе), аллигаторный капот, МПСЗ, ГБО, 14-й РВ, сцепление Сакс, подрамник КПП и РК, карданы со ШРУС, независ. крепл. РПМ, ГП 4.1, лифт 3...5см, резаная КФ, и пр. - продана...
bayanist

Рег.: 26.03.2009
Тем / Сообщений: 4 / 899
Откуда: Московская обл. Коломенский р-н
Возраст: 51
Авто: VW Passat B5 1998 TDI АКПП - променял на С-MAX 1.8 на ручке 2008, ВАЗ21213 2002 карбюратор+МПСЗ на Д

Sanek217:
Данная схема была выбрана по причине наименьшего вмешательства и быстрого возврата к стандартной схеме в случае выхода из строя блока
интересно, как ты собрался возвращатся - трамблер то разрушен! Посмотри как сделано у меня - СЗ практически дублированна, всё родное зажигание оставлено нетронутым, вернуться на него - пару клемм переключить (правда надо ещё вспомнить, каких [:D] )

Добавлено спустя 2 минуты 14 секунд:
Sanek217:
"Холостая искра" не для карбюраторного ГБО.
[:RWL] нет слов ... откуда такая информация?

Sanek217

Рег.: 22.12.2008
Сообщений: 1713
Откуда: 1
Авто: 1

bayanist:
интересно, как ты собрался возвращатся - трамблер то разрушен!
Я разрушил старый негодный трамблёр, а с тем что ездил жив и здоров. [:)]

Добавлено спустя 3 минуты 20 секунд:
bayanist:
откуда такая информация?
просторы интернета, лично сам никогда не сталкивался.
Вот хотя бы эта статья: http://www.autoend.ru/Gbo/Fault-free.htm

Добавлено спустя 6 минут 22 секунды:
Серега36:
По поводу ДТОЖ ВАЗ 23.3828. У меня МПСЗ Майя, у них на сайте нашел таблицу для него. При температурах выше +15...20 град. показывает очень даже адекватно.
Скорее всего мне попался неисправный [:?]
Нива 4x4 / Техника Нивы / Электрика, электроника, инжектор / Микропроцессорная система зажигания SECU-3