Niva est vita!
Нива 4x4
Клуб нивоводов
Поиск в Яндекс и Google

К Манычу или как Нива на благо науки используется

Нива 4x4 / Вокруг Нивы / Дороги и бездороги

andreygeo

Рег.: 10.01.2009
Тем / Сообщений: 13 / 269
Откуда: Москва-Узловая
Возраст: 36
Авто: Suzuki Sidekick 95г.р. Был 21213, ПиФом звали.

03.08.2009, 16:37
Вступление
Уже лет 6 как, почти что ежегодно, а то и по нескольку раз в год бываю в пределах Кумо-Манычской впадины, которая не раз в историческом времени соединяла воды Каспийского и Черного морей… Пишу диссер, в свободное от работы время и за почти свой счет, о том, как по этой самой впадине, воды Каспия последний раз сливались в Черное море, а именно 15-17 тыс. лет назад.
За плечами многокилометровые пешие маршруты, соло велоэкспедиция от берегов Азова до берегов Каспия, а сколько изъеженно на всякого рода экспедиционном автотранспорте и не счесть.
В экспедиции без своего транспорта тяжко, а транспорт там нужен более-менее проходимый и ремонтопригодный. Да и желательно что б в глаза не бросался. Ну и доехать бы туда смог не сожрав на горючку все деньги экспедиции. Вот такие задачи и сподвигли купить Ниву для обеспечения себя транспортом. И пусть коротыш обеспечивает жизненно важным пространством только двух человек, мне большего и не надо было. За многие годы походно-экспедиционной жизни, всё снаряжение прибрело компактность, практичность и влезабельность в Ниву 213-ю.
История покупки Нивы это отдельная история. Доводка до безаварийного состояния, теперь уже любомого создания, тоже отдельная тема, за что Спасибо Диме_Телефонисту...(всё ж таки только "если аккуратно и по асфальту" не особо получилось [:)] )

Часть 1. Туда
В воскресенье, 19 июля, вернувшись утречком с Плещеева озера, во второй половине дня поменяв текущий сальник п/о и гнутую продольную тягу, в 22-00 стартовали в составе: я(типа палеогеограф)+жена (почвовед) с Щелчка.
Ехалось в ночь хорошо. Новая Кашира, конечно же, в месте ремонта в очередной раз шокировала, тем что все кто двигался в область вынужденны были ехать по обочине в притирку к ограждениям и кювету, т.к. наша полоса и часть обочины была занята стоящими в Москву.
Вышли за Окой на М4 забитую в сторону Москвы, но свободную на Волгоград и держа 80-90 км/ч поскакали по колдобинам, прыгая по колее и уступая дорогу мчащимся автобусам. Расход 92-ого приятно радовал - около 9 литров на 100, а то и меньше.
Около 7-ми утра меня начало окончательно "срубать". Покемарил два часа, рванул дальше. Солнышко уже припекало. Вспомнили о фотоаппарате!
Повернули за Михайловкой на Серафимовичи, где жалко стало доживающих свой век сосенок на песках:

А вот и Дон! Потрясающе!...засмотревшись на такую красоту, превысил на 24 км/ч скорость (40 было ограничение), за что и был на посту за мостом оштрафован на 100 рублей.

Поля, поля, поля


А солнышко уже палило во всю! 41 градус в тени! Движок не грелся выше 90-95, ну, правда и скорость была оптимальной – редко выше 90. Правда, глох без подсоса и завестись мог не с первого разу.
Проблуждав в поисках пляжа в Цимлянске и Волгодонске («языка» брали, не помогло), но так и не искупавшись в итоге, а только выпив отличного квасу, начали поглощать последние десятки километров до места дислокации основной группы экспедиции: «Ростовский заповедник». Где нам предстояло поработать пару дней.

Первые 1300км были пройдены. На дорогу со всеми её азэсами, гибддшниками, закусочными и «на поспать» потратили 22 часа.

Часть 2. Наука
Основная задача Нивы в экспедиции была отнюдь не довести, а держать, вернее стать «точкой», как сказали бы альпинисты. Вот так происходил отбор необходимых нам для исследований образцов отложений:

ракурс фотографии не очень удачен, там обрыв 90 градусный высотой 20 метров. А все эти отложения глина, высохшая до твердости гранита и сыпящаяся из под ног, так что и уцепиться не за что. Вот как могут понадобиться навыки альпинизма в науке. Хотя, многие известные в прошлом альпинисты, были и большими учёными одновременно.
Ручник, передача, хорошо что есть фаркоп!



С погодой нам повезло! Термометр кончился.


Берега озера Мыныч-Гудило, искусственно созданного при строительстве системы водохранилищ, очень красивы

Но купаться тут, увы, особо не получается. Вода имеет солёность 70 ‰, а ил у берега имеет глубину как минимум полметра. Максимальная глубина озера – 2 метра. Из рыб – колюшка, с колючками. Зато, очень много птиц, особенно на пролёте. Дальше к западу, озеро постепенно опресняется, Пролетарское водохранилище пресное, с огромными запасами рыбы, а тут, а тут гидротехническая ошибка, стока речного почти нет, испарение огромно, отложения солёные, вот вам и результат.

Одна из достопримечательностей Ростовского заповедника – остров лошадей. Во времена массового внедрения тракторов в сельское хозяйство, высвобождалось большое количество лошадей, содержать их возможностей уже не было, а что б не шатались по полям, решили местные колхозы выселить всех ненужных лошадей на остров. Вот с тех пор прошло уже более 70 лет. Лошади на острове прижились, а из первоначальных полудохлых сотни голов сформировалось уже почти 400 гордых и вольных красавцев!


На острове нет воды только в самые сухие месяцы года, но проведена труба с берега, по которой лошадям два раза в день сотрудники заповедника гонят воду. Хищников лошади боятся только зимой, когда вода (в очень холодные годы) вокруг острова замерзает. Лошади являются особо охраняемым объектом, живут они в достатке, размножаются быстро, отстреливать их нельзя. К людям подходят из чистого любопытства, но не ближе чем метров на 5. Лошади полностью одичали, сменилось уже не одно поколение, а люди, к которым они привыкли, изучают их биологию и экологию.


Через несколько дней экспедиция переместилась работать в Калмыкию, на берега Чограйского водохранилища.

Чограй – огромная масса пресной чистой воды из Терека, Калауса и других речушек Ставропольской возвышенности. Каналами сюда идёт холодная вода Кавказа, для того, что бы уже никогда не попасть на поля и лесопосадки созданные в Калмыкии во времена Великого Преобразования Природы, проводимого Сталиным. Так и остается тут эта бесхозная вода, с заброшенными посёлками и пионерлагерями по берегам, уничтоженными гидротехническими сооружениями, высохшими каналами. Всё, ничего не осталось тут за 90е годы…когда мимо едешь, кажется, что война была тут, а оказывается нет, не было, всего лишь капитализм с демократией прошли.

Зато сколько тут рыбы! Ловят в основном сетями, никто не контролирует, сколько тут ловится. Правда, рыбаков тут не особо-то и много. Есть сом, окунь, карась, плотва, лещ и много ещё какой рыбы.


После такого количества воды, переехали работать под Элисту, в посёлки, где нет воды, по дороге заехали в хурул, который по трассе на Мин Воды, за памятником стрелку, он мне нравится больше, чем тот, самый большой хурул Европы, который в Элисте был недавно построен.


Древний герой калмыцких эпосов.
Обратите внимание на количество стрел!

Часть 3. Домой
А дальше дорога лежала домой.

Из Элисты вышли около 9 вечера, почти через сутки были в деревне, что в 200 км от Москвы по М 4.

Пока проезжал Волгоград, думал, как бы найти мэра и прочитать лекцию, что дороги - это основа инфраструктуры. В Иловле поспали и закупились абрикосами. Под Тамбовым встретили группу подготовленных УАЗиков, помораглись. М 4 забита была арбузовозами.
В деревне нас ждала гроза и дождь с прохладой родной Среднерусской возвышенности.

Итог: 3800 километров за 7 дней, средний расход – 9 литров на сотню. Поломок не было, правда, уже в деревне, из топливного фильтра карбюратора извлёк кусочек шланга, который его почти полностью перекрывал, что и было причиной тупого разгона и проблем с заводом последние километров 200. Проблем с усталостью, болью спины и шеи не было. На Ниве можно идти на дальние расстояния!
За всю поездку был оштрафован 2 раза за превышение по 100 рублей. Не хорошо получилось в Калмыкии два раза: один раз совершил обгон под знак «обгон запрещён» увязавшись за вереницей Нив со ставрополья, но через полчаса рассказов о том, как мы изучаем местные земли, был отпущен. А второй раз обогнал арбузовоз по обочине, гаишников, при том, видел. Не спорил. Но как только начались расспросы куда-откуда едем, чего копаем, был отпущен с предупреждением. Негатива от ГИБДД не осталось, да и с чего бы. Скорость мне превысить трудно, а внешний вид Нивки очень бывалый, мой – ещё хуже.
В следующие годы, если не заброшу науку, планирую автоэкспедицию от Каспия до Черного моря: «По следам Маныч-Керченского пролива», конечно же на Ниве!

Карта маршрута:

карта

Если нельзя, но очень хочется, то можно!
http://paleogeo.org

ALK

Рег.: 25.05.2006
Тем / Сообщений: 10 / 1241
Откуда: САО
Возраст: 11
Авто: 214, vw

03.08.2009, 16:42
фото с термометром - 5! [:up] [:)]

"Трус не играет..." ©
лето: ВСМПО+yokohama g012, зима: ВСМПО+bridgestone blizzak dm-z3

Awander

Имя: Андрей
Рег.: 21.02.2005
Тем / Сообщений: 17 / 129
Откуда: Москва
Возраст: 58
Авто: 21213 2002, 21214 2013

12.08.2009, 17:10
andreygeo:
Спасибо за рассказ!! Здорово интересно, особенно если учесть, что про Маныч я раньше наслышан.

AW

***

Major Payne

Рег.: 29.01.2009
Сообщений: 88
Откуда: Мурманская область; г. Мончегорск
Возраст: 40
Авто: ВАЗ 21213 2002 г.в.

17.08.2009, 14:36
Очень интересно [:up]

serg1

Рег.: 09.03.2005
Тем / Сообщений: 3 / 597
Откуда: Москва, Нижняя Масловка
Возраст: 63
Авто: Машина 21214-20, 2003 года, Кайрон, дизель, ручка

21.08.2009, 14:33
andreygeo
Спасибо, хороший рассказ. А ехать жарко было? Я планировал поездку через Волгоград и Элисту на Северный Кавказ, но жена испугалась жары за 40 градусов. Грит, не доедем, там и останемся.
Удачи.

Сергей. Москва, САО, цвет-Петергоф
"Видеть цель, верить в себя и не замечать препятствий" (к/ф "Чародеи") -это про НИВОВОДОВ

andreygeo

Рег.: 10.01.2009
Тем / Сообщений: 13 / 269
Откуда: Москва-Узловая
Возраст: 36
Авто: Suzuki Sidekick 95г.р. Был 21213, ПиФом звали.

21.08.2009, 15:31
Ну, смотря на чём ехать. Если с кондиционером, то вообще красота, у меня же есть форточки! [:)]
Ехать тяжело было даже не от жары, там сухо, гораздо легче переносится чем в Москве +25 и дикая влажность, а от усталости, да ещё у меня и комплекция такая, что испаряться могут только кожа, да кости [:D] [:weep] Очень индивидуально, да и возраст ещё таков, что не жалко себя. Жена же днём спала. Но, правда под Цимлянском совсем плохо нам стало стало, на заправке купили 5 литров воды и на себя вылили, полегчало [:)]
А на Кавказ через Элисту много машин шло с Московским и МО регионом. И ещё, от Волгограда, лучше с заправками не шутить, для Нив это очень актуально. Хорошие заправки (ЛукОйл все советуют) встречаются редко.
Дороги хорошие, могут быть засады гибдд.
Присутствия людей и машин настолько мало, что кажется попал в какое-то другое пространство и ехать вечно будешь, а вокруг всё такая же степь! Бррр....в сон вгоняет на ура! Дорога только последние годы стала популярной, раньше просто не было её, построили в начале 2000-ых.

Если нельзя, но очень хочется, то можно!
http://paleogeo.org

serg1

Рег.: 09.03.2005
Тем / Сообщений: 3 / 597
Откуда: Москва, Нижняя Масловка
Возраст: 63
Авто: Машина 21214-20, 2003 года, Кайрон, дизель, ручка

03.09.2009, 17:27
andreygeo
Только добрался до компьтера. Спасибо за информацию [:(] . Надо искать машину с кондиционером. [:o]

Сергей. Москва, САО, цвет-Петергоф
"Видеть цель, верить в себя и не замечать препятствий" (к/ф "Чародеи") -это про НИВОВОДОВ
Нива 4x4 / Вокруг Нивы / Дороги и бездороги / К Манычу или как Нива на благо науки используется