Niva est vita!
Нива 4x4
Клуб нивоводов. Основатель —
Ермолов Алексей Игоревич, aka ALER
Поиск в Яндекс и Google
105 сообщений на предыдущих страницах
ALER
Администратор

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 4020 / 23171
Откуда: Москва
Возраст: 70
Авто: 21214M, 2013 гв.

Head-Wind
Зря. Это, вообще-то, не дефицит. И стоит не так дорого, чтобы по этому поводу переживать.

Прочитать всем! «МАТ или КЛОН МАТА — сразу БЛОК!»

Алексей aka ALER.
swift100

Рег.: 16.10.2010
Сообщений: 57
Откуда: Магнитогорск
Возраст: 64
Авто: 21213 1996

Чтобы понять принцип действия «зубильных» болтов предлагаю проделать такой эксперимент. Вырезаем полоску из полиэтиленового пакета (толще-лучше) или какого-нибудь другого мягкого пластика (не всякий подойдет) размером приблизительно 50-100 х 5-10мм. Не всякий материал подойдет. Очень хорошо подходит подвижная лента от квартального настенного календаря, та – на которой сидит красная рамка для выделения текущей даты.
Взяв полоску за концы начинаем её плавно растягивать не останавливаясь. При определенном усилии на ленте образуется утонение. Это утонение будет расширяться по всей длине полоски пока не дойдет до конца – удерживающих её пальцев. Затем усилие на растягивание возрастет и полоска оборвется. Этот процесс отображен на диаграмме растяжения, представленной ранее в этой теме АЛЕРом.
До начала образования утонения (шейки на рисунке под диаграммой) происходит УПРУГАЯ деформация материала. Т.е. полоска под действием силы Р сначала вытягивается (незаметно для глаз) на участке от 0 до В, а при снятии усилия растяжения полоска вернется к исходному размеру (участок от В до 0). Другими словами: удлинение L при этом равно 0.
При появлении утонения (точка В') начинается процесс ПЛАСТИЧЕСКОЙ деформации. Т.е. если прекратить растягивать полоску (снять усилие), то её длина увеличится на некоторую величину. Штриховая линия показывает как меняется размер полоски при снижении усилия Р от В' до 0'. Штриховая линия наклонена и параллельна основной ОВ. Это показывает то, что суммарная деформация складывается из упругой и пластической.
Площадка ВС это площадка текучести. Это тот участок, на котором утонение на полоске увеличивается от начала образования, растет и занимает всю её длину. На этом участке удлинение полоски происходит практически БЕЗ УВЕЛИЧЕНИЯ усилия Р (почти горизонтальный участок ВС).
При дальнейшем растяжении до точки D усилие возрастает. Это связано с упрочнением материала при деформации (наклёп). В точке D возникает надрыв на полоске, и в точке К она обрывается.
Площадка текучести может быть не у всех материалов, может иметь разную форму, располагаться на различной высоте диаграммы. Наличие и положение площадки зависит от свойств материала, которые формируются в процессе изготовления и обработки. В нашем случае площадка расположена в технологически заданном месте.
Из всего этого следует: при затягивании болтов необходимым моментом мы подводим материал болта к площадке текучести. Затем, доворачивая дважды на 90град, гарантированно выходим на начальный участок площадки ВС (при этом возникает ощущение, что поплыла сорванная резьба). Дальнейшее доворачивание будет увеличивать длину болта, но НЕ БУДЕТ увеличивать усилие прижатия головки к блоку.
Делаем выводы.
1. При правильном монтаже «зубильных» болтов перетянуть или недотянуть головку невозможно. Все определяется механическими свойствами болтов, что гарантирует равномерную и оптимальную обтяжку.
2. Необходимо следить за длинной болтов и не выходить за допустимые пределы, указанные в мануале.
3. Упругая деформация болтов компенсирует тепловое расширение соединяемых деталей. Другими словами соединение не ослабевает.
4. При использовании устаревших болтов качество обтяжки и усилие прижатия зависит только от человека, затягивающего эти болты. Площадки текучести у этого материала может и не быть, или расположена она очень высоко.
Прим: 1. Монтаж ГБ необходимо производить строго по мануалу.
2. Ничего «торсионного» в этом процессе нет.
wiiuul

Рег.: 15.03.2009
Сообщений: 1310
Откуда: Одесса
Возраст: 35
Авто: 21213. 2003г. 130тыщ прошел.ГБО Ловато.

ALER
На предыдущей странице твое фото. У меня такие стоят с завода. Это болты 08 или нет? Не могу понять, какие же покупать? Какой длинны?
Болты у мастера, а он сказал, что лучше купить новые.

1-й ремонт блока. сж10, ОКБ Динамика118, ГБЦ распиленная,Solex073, прошел уже - 30000км.
Snowchaser

Рег.: 09.11.2008
Тем / Сообщений: 2 / 1629
Откуда: 89
Авто: нету

Все-таки пришлось снимать распредвал и протягивать болты еще раз, так как после длительной поездки обнаружилась эмульсия на внутренней поверхности клапанной крышки и некоторое количество испарившейся жидкости в малом шланге вентиляции картера (она еще и замерзла). Болты, кстати, подтянулись легко еще на оборот почему-то, и потом еще на один в несколько приемов. А в первый раз тоже затягивал так же сильно... Сменил масло. Дал поработать на холостых - вроде пока больше белой жижи нет. Бежал тосол видимо не сильно, сочился потихоньку, снаружи почти нет следов.
Тосол менять теперь надо: в нем масляная пленка.
Подскажите, протяжкой обойтись можно, или прокладку менять надо? Неохота снова голову скидывать.
Фото00281.jpg
Фото00281.jpg
swift100

Рег.: 16.10.2010
Сообщений: 57
Откуда: Магнитогорск
Возраст: 64
Авто: 21213 1996

На фото нижний болт, снятый с двигателя 21213 (1996г вып.). Верхний новый.
ГБЦ снималась дважды. На 168тык для замены прокладки. На 210тык при капремонте. Болты не менялись, за исключением показанного на фото (замяты грани головки при демонтаже - "прикипел"). Удлинение болта при одном ПРАВИЛЬНОМ монтаже не более 1мм.
Болт М12х1,25х120 с шайбой, каталожный номер 21213-1003271
1.jpg
1.jpg
2.jpg
2.jpg
Добавлю фото болта ГБЦ 21213 после 3-го демонтажа (нижний). Верхний новый.
Для справки: глубина отверстия в БЦ под болт - 40мм, длина выступающей части нового (115мм) болта, вставленного в ГБЦ - 30мм. Болт может быть использован при увеличении длины стержня до 120мм.
3 демонтаж 190311_1.JPG
3 демонтаж 190311_1.JPG
Paul82

Рег.: 30.04.2008
Сообщений: 8
Откуда: Spb
Возраст: 41
Авто: 21213"96г.в

Присоединяюсь к обсуждению, вот господа выше рекомендуют использовать обрезанные восьмерочные болты, но возникает ряд проблем резьбовая часть обрезанных болтов меньше штатной, хорошо обрезать каленый болт 10.9 правильно не многие смогут, кроме того используются шайбы непонятно какого качества вместе с модифицированными болтами ,мне так кажется, что этих причин достаточно что бы испортить резьбу в блоке. Может проще достать старого типа болты с головой на 19 ... хотя кто их делает сейчас и как не знаю ?
P1040488.jpg
P1040488.jpg
вот пример
ALER
Администратор

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 4020 / 23171
Откуда: Москва
Возраст: 70
Авто: 21214M, 2013 гв.

Paul82
Если длина больше 120 миллиметров - ставятся новые восьмерочные болты. Это четко и ясно написано в мануале. И не надо ничего выдумывать. И уж тем более, выброси из головы использование копеечных болтов.

Прочитать всем! «МАТ или КЛОН МАТА — сразу БЛОК!»

Алексей aka ALER.
Paul82

Рег.: 30.04.2008
Сообщений: 8
Откуда: Spb
Возраст: 41
Авто: 21213"96г.в

С длиной то все ясно, неясно с резьбовой частью получившихся болтов и какие шайбы ставить под них что бы не прослабить ?
P1040489.jpg
P1040489.jpg
вот пример подготовленных болтов у некого квазара
Да господа в процессе обсуждения вы путаете зубильные болты с ботами нового образца на классические моторы ... в них одно неудобство что нужно заворачивать не только динамометрическим ключем, но еще и ключем с угломером я так понял.
Head-Wind

Рег.: 04.12.2010
Тем / Сообщений: 1 / 3143
Откуда: Новокузнецк
Возраст: 38
Авто: 21213, 1994г

Paul82
начет путанницы ты прав.
а угломер то зачем? глазомера тут более чем достаточно, неужели 90 градусов не заметишь? это ведь повернуть на один шлиц шестигранника и еще на пол-шлица.

нива заварена, откапиталена, ездит, зараза... но докатка, не машина...
swift100

Рег.: 16.10.2010
Сообщений: 57
Откуда: Магнитогорск
Возраст: 64
Авто: 21213 1996

Paul82

Доворачивать «болты нового образца для классических моторов» можно не только 2 раза по 90 град., но и 3, 4, 5… раз. Усилие прижатия ГБЦ от этого практически не изменится, а вот ресурс болта сократится, пропорционально количеству доворачиваний. Это все равно, что наливать в стакан жидкости больше, чем в него влезает. Лишнее просто утечёт.
Wildman

Рег.: 09.10.2007
Сообщений: 993
Откуда: Санкт-Петербург
Возраст: 55
Авто: ВАЗ 21218 1999г. ВАЗ 2121 2.0 FIAT

АЛЕР:
А вот если тебе какой-нибудь "умник" внушил, что нужно поставить копеечные болты вместо зубильных, тогда подтягивай при каждом ТО.
Совсем не обязательно на каждом ТО, при использовании современной прокладки головки блока достаточно одной протяжки после 1000км пробега.

Всё не так плохо как Вы думаете......всё гораздо хуже.
Captain

Рег.: 12.12.2008
Тем / Сообщений: 2 / 4254
Откуда: Deutschland, Berlin
Возраст: 53
Авто: Лисапет

ALER,
Wildman
Прямо ужасы какие-то рассказываете...
Ну, у меня стоят каким-то чудесным образом копеечные болты... Капиталку делал более 50 тыщ км тому назад, прокладку ставил современную, с полосками из герметика, двигатель поджат до степени сжатия 10.0, после ремонта не протягивал ни разу.

С уважением! Александр
Wildman

Рег.: 09.10.2007
Сообщений: 993
Откуда: Санкт-Петербург
Возраст: 55
Авто: ВАЗ 21218 1999г. ВАЗ 2121 2.0 FIAT

Captain:
Прямо ужасы какие-то рассказываете...
Ну, у меня стоят каким-то чудесным образом копеечные болты... Капиталку делал более 50 тыщ км тому назад, прокладку ставил современную, с полосками из герметика, двигатель поджат до степени сжатия 10.0, после ремонта не протягивал ни разу.
Не ужасы, но проверить обтяжку после небольшого пробега нужно, с новыми прокладками почти не обтягивается, но чтобы не попасть на замену прогоревшей ПГБ в самом не подходящем месте лучше потратить пол часа времени.

Всё не так плохо как Вы думаете......всё гораздо хуже.
Нива 4x4 / Техника Нивы / Общетехнический раздел / Болты ГБЦ, протяжка ГБЦ