Niva est vita!
Нива 4x4
Клуб нивоводов. Основатель —
Ермолов Алексей Игоревич, aka ALER
Поиск в Яндекс и Google

Небольшой отчет о новогодней поездке в окрестности Каргополя

Нива 4x4 / Вокруг Нивы / Дороги и бездороги
Homs

Рег.: 08.09.2006
Тем / Сообщений: 21 / 257
Откуда: Санкт-Петербург
Возраст: 46
Авто: 21214



Несколько лет назад, в поисках интересного приключения, зародилась идея поездки в окрестности Каргополя. Но все время как-то нескладывалось, да и машина тогда была не совсем подходящая для подобного. Но вот в семье появилась нива и мы сидим над картой планируя предстоящую новогоднюю поездку. Столько всего хочется успеть, а времени очень мало. В итоге решаем, что поездку придется считать ознакомительной. Смотреть рассчитываем только легкодоступные и максимально близкие к маршруту места. Также ставим себе задачу выяснить все про окружающее, а в планах оставить более длительное путешествие…
Планы построены, преступаем к реализации. В рунете находим сайты посвященные Каргополю и его окрестностям. Через него находим и турфирму, предоставляющую новогодние туры в эти места, и снимаем дом в окрестностях Каргополя.
Остаются технические детали – отгоняем машину на станцию, где нам устанавливают маршрутный компьютер и проверяют автомобиль - все в порядке, машина полностью исправна.
Необходимым также кажется расширение навигационной системы, для чего добывается видавший виды ноутбук. На него ставится навигационный софт и цепляется использовавшийся ранее eTrex – удивительно, но все работает! Ну вот, кажется, все готово! Осталось только ждать..
Мучительно долго тянутся последние рабочие дни, кажется, что эта рутина уже не отпустит никогда, и старость застанет прямо на рабочем месте… Но к счастью, все имеет свойство заканчиваться.
Двадцать девятое декабря! Долой проволочки и сомненья – в путь!
В десять утра, по непонятной традиции присев на дорожку, выбираемся из дома, грузим нехитрый скарб и выдвигаемся в сторону Мурманского шоссе. При погрузке выясняется, что существовавшая канистра куда-то утрачена. Это не добавляет уверенности, но мы решаем просто внимательнее следить за предстоящими заправками, и по возможности добыть канистру уже в пути. Трогаемся! На старте выясняется, что ехать нам придется по привычной связке атласа и GPS, так как ноутбук отказывается включатся. Принимаем это как факт и движемся по Мурманке в сторону Лодейного поля. Дорога несколько скользкая, но особых сюрпризов нет. Удается держать скорость в районе девяносто километров в час. На трассе никуда не торопимся, и коротаем время разглядывая региональную принадлежность обгоняющих машин. Так потихоньку удаляемся от дома.



Еще при планировании маршрута было решено ехать без остановок, небольшими участками, по окончанию которых сменятся и двигаться дальше. Первая остановка – Волхов. Заправляемся и идем дальше на Лодейное поле. Начинают проявляется признаки зимы. В лесу лежит снег, ветви покрыты инеем. После питерской зимы кажется, что мы едем по какой-то сказочной стране. Нет желания даже фотографировать, мы просто впитываем окружающее. Проходим Лодейное поле и на развязке уходим на Подпорожъе, наступает очередная смена пилота. Выбранная тактика дает о себе знать – нас по второму разу обходят те - же машины. Им приходится останавливаться, а мы уверенно идем вперед. Ну чтож, становится понятно, что этой дорогой мы едем не одни. Закрадываются правда странные мысли, что мы все едем в Каргополь, где нам и предстоит познакомится.
Сменяемся и проходим Подпорожъе, дорога потихоньку портится. Из Подпорожъя уходим на Вытегру. Названия попутных населенных пунктов вызывают какие-то глубинные воспоминания – Шеменичи, Гоморовичи… Что-то все-таки есть в этих простых названиях, совершенно необъяснимо настроение поднимается и предстоящий путь кажется короче. Но, несмотря на все наши усилия, скорость передвижения скатывается до шестидесяти, а потом и до сорока. Окончательно темнеет. Дорога превращается в разбитый лесовозами грейдер, лед, в лучах фар, предательски поблескивает на кочках размером с полноразмерную запаску, и все это перемежается гребенкой выбоин, напоминающих стиральную доску. Машину водит и безжалостно трясет. Снова меняемся.
Доходим до Вытегры на почти пустом баке, в какой-то момент начинает казатся, что мы можем и недотянуть, но к счастью это только кажется. При въезде в Город хорошая заправка, где мы наконец находим канистру и заправляемся под завязку, впереди достаточно глухие места и канистра в багажнике становится как нельзя кстати. Решаем перекусить и обдумать дальнейшую дорогу. Если верить карте, то надо следовать прямо на Каргополь, но расспрошенный местный водитель уверяет, что там точно нестоит ездить, даже на ниве. Решаем поверить аборигену и сворачеваем на Пудож.
Ползем по трассе... Временами кажется, что дорогу не делали еще со времен войны двенадцатого года. Но наш тиходод уверенно переваривает километры дороги невзирая на их состояние, и неумолимо приближает нас к цели путешествия.
По дороге встречаем только машины с Питерскими и Московскими номерами.
Местных практически нет. И тут впереди появляется что-то невообразимых размеров... При сближении становится понятно, что это местный лесовоз. Надо сказать, что таких я еще не встречал. Представьте себе вот что - Поставьте рядом обычный уаз и армейский краз. Уаз как-то невпечатляет? Оттюненгуйте уаз под трофи рейд. Ну как, уаз стал похож на краз? А теперь проделайте тот-же тюниг с кразом! Вот такие чудовища и возят лес из местных лесов.
Проходим Пудож, и с интересом едем в сторону Кенозерского заповедника, где по карте дорога окончательно переходит в грунтовку. И тут - Карелия! После типичного для границ обслуживания дороги, набора ям колдобин и ухабов вдруг асфальт, разметка, светоотражатели... Скорость поднимается до восьмидесяти, мелкие неровности недосаждают...
Но счастье это недолго - здравствую Архангельская область! Не успев сбросить скорость влетаю в ямы и с трудом справляюсь с управлением. Вот она дорога по заповеднику. Опять ползем. Дорога напоминает южный серпантин. Узкая, извилистая, изобилующая подъемами и спусками. Но по приближении к Каргополю потихоньку расширяющаяся. Иногда правда расширения кажутся простыми раскатанными летом объездами грязевых ловушек. Но оценить это сложно, зима ревностно скрывает истинное состояние дороги.
И вот, в темноте северной ночи, потихоньку начинают просматриваться далекие огни. Мы подъезжаем!
Нам еще предстоит проехать около пятидесяти километров от города в населенный пункт Ошевенск, где у нас снят дом. Но это кажется уже пустяком. Отзваниваюсь в агентство. Нас встречают и провожают до места. Там нас ждет баня а гостеприимная хозяйка уже вскипятила чай... Мы прибыли!
Осматриваем гостевой дом и оцениваем проделанное - семьсот километров пути заняли у нас чуть больше двенадцати часов. Можно смело сказать, что дорог в этот край практически нет. Дом нам достался не совсем простой. Этот дом местное самоуправление выкупило и восстановило специально для того, чтоб принимать гостей своего края. Нас он поражает размерами. Жилая его часть топится отдельной печкой и очень уютно обустроена. Дощатый пол застелен домоткаными половиками. На кроватях стеганные одеяла. Стол накрыт вышитой вручную скатертью. Все это непривычно просто, строго и уютно. Вторая часть дома топится русской печью. Тут находятся собранные по окрестным деревням старинные детали утвари и восстановлена историческая обстановка крестьянского быта. Медный рукомойник висит над деревянной кадкой, шкафы стенки разделяют пространство помещения на различные зоны, длинные лавки стоят вдоль большого деревянного стола. Из современного только электрический чайник...



Утром просыпаемся от шума в доме - хозяйка топит печи и готовит завтрак. За завтраком мы разговорились. Это милый, трудолюбивый и общительный человек. Мы усаживаемся у русской печки и слушаем ее несколько часов. Истории про местную жизнь перемежаются с рассказами о обрядах и традициях, бытующих в области. Перед нами разворачивается совершенно другой мир!
Здесь существуют сезоны рыбалки, охоты, сбора грибов и ягод, сенокосы и копос. Соблюдаются традиции и обряды. В местной деревянной церкви, к слову строение восемнадцатого века, кроме служб проходят поселковые советы. А священник поднимает из небытия забытые промыслы. Участковый тут ездит на тракторе, а силами жителей потихоньку восстанавливается монастырь. Но жизнь не так уж и радостна. По словам хозяйки уже почти никто не держит скотину, лес добывается варварскими методами, сельское хозяйство умерло, сложно найти работу а заработки очень невысоки.
Нас затягивает размеренно-неторопливый жизненный ритм. Как коты мы греемся у печки и ждем приближения нового года. Проверяю состояние машины и чиню ноутбук. Машина в порядке, ноутбук восстанавливается. Мир вокруг кажется дружелюбным и располагающим к отдыху. Решаем позвонить и поздравить с наступающим друзей. Но телефоны не работают. Садимся в машину и едем ловить сеть. В тридцати километрах от места нашего пребывания сеть наконец ловится. Мы забираемся на крышу машины и оттуда говорим с теми, кого хочется поздравить с праздником. Возвращаемся, и в первый раз в жизни отмечаем новый год без поздравления президента и оливье. Вокруг убаюкивающая тишина, за печкой шуршит мышь, на столе шампанское от ниваклуба и пироги с лесными ягодами. Пожалуй это лучший новый год из доставшихся мне.
Утром нас ждет экскурсия по местным достопримечательностям, нас встречает учительница географии и проводит по трем окрестным селам, которые вместе и носят название Ошевенск. Фактически сел осталось два. Третье заброшено.



Странное впечатление производят огромные пустые дома, нечищеные дороги, и амбарный замок на дверях магазина.
Наш проводник рассказывает нам, что это село и было родоначальником остальных. Во времена Новгородской республики сюда ссылали неугодных людей, отчего оно и получило название Халуи. По ее словам раньше тут жило около семисот человек, а сейчас осталось только четверо. В Халуи сохранилась небольшая деревянная часовня. Причиной ее сохранности стал тот самый закрытый магазин, складом которого она и прослужила в трудные для церкви времена. Наша провожатая рассказала, что в ней сохранились деревянные небеса, и крест. Крест этот даже приезжали изучать высшие священники области, письмена на нем засняли и часть уже смогли расшифровать. Но внутрь попасть нам к сожалению не удалось. Хранитель куда-то уехал, а ключ существует только в одном экземпляре. Также здесь сохранились дома восемнадцатого века, один из них даже все еще топится по черному. Сейчас в Халуях пытаются создать музей деревянного зодчества. Уже восстановлено несколько домов. Но пока все находится в зачаточном состоянии. Экскурсий не проводятся, а областные дороги могут свести на нет все усилия устроителей.
Прямо у деревянного моста через речку Чурьегу стоит Монастырь Александра Ошевенского. Построен он был в 1465-ом году. Это живописно разрушенное каменное сооружение, с сохранившейся оградой, двумя башенками и колокольней центрального собора. На колокольню недавно был привезен колокол, но пока службы не проводятся в виду крайней разрушенности всего комплекса.





Интерестна и сама река Чурьега, в виду геологических особенностей местности русло ее временами прерывается, вода уходит под землю, течет по карстовым полостям и выходит на поверхность только через несколько сотен метров. В центре Ошевенска стоит деревянная церковь, построена она в 1787 ом году. Чуть поодаль еще одна, но уже поменьшеи на целый век моложе.



Вот пожалуй и все достопримечательности этого уютного уголка, пока еще не сломанного современным миром. Хотя тут есть и магазины и школа и большой дом культуры, вокруг которого стоят тарелки спутникового телевидения. А еще обещают установить вышку сотовой связи.
Вернувшись в дом мы застали там хозяйку, которая уже натопила печи и накрывала на стол. А после обеда нас снова ждала баня.
Утром, выспавшись и отдохнув мы двинулись в обратный путь, заезжая в те места, которые планировали посетить. Немного в стороне от дороги на Каргополь, в селе Саунино находится еще одна церковь постройки 1665 ого года. Пожалуй впервые я видел такую церковь на родном месте, заснеженные сложные главки, и прямые силуэты стен. Вдруг пришло ощущение необыкновенной суровости и гармоничности происходящего. Снег скрывал буйство красок и расставлял акценты на линиях и обводах. Обнажая и акцентируя их. Он изменил правила передачи перспективы и продолжил линии церкви в полях и кромках окружающего леса. И неожиданно обнажилась скрытая ранее суровая сила окружающего.



Потом мы гуляли по Каргополю, рассматривая старинные каменные храмы и неожиданно для себя ледяные скульптуры. В поисках заправки проехали по мосту через Онегу и открыли потрясающий вид на город.



Сам город оставил о себе очень приятные воспоминания, как впрочем и населяющие его доброжелательные люди.



Мы ехали назад, смотрели и фотографировали. Заснеженные деревни и деревянные храмы, озера и поля. Не буду описывать все, что мы смотрели. Если интерестно, то просто посмотрите сами. Поверте, оно того стоит.

А потом природа решила испытать нас на прочность - пошел сильный снег, дороги занесло и к слою льда добавился засыпавший дорогу снег. Падая он слепил в дальнем свете, а в ближнем свете видимость сильно снизилась. Временами скорость падала до тридцати километров в час, но и они казались запредельными. Сильно выручали полный привод и работающая система навигации, предупреждавшая о крутизне предстоящих поворотов.
К слову сказать, несмотря на редкость проезжающих в тех местах машин, в помощи Вам не откажут. Остановившись на обочине для технических нужд я включил аварийку, думая, что так машина заметнее. Первая же проезжавшая машина остановилась, и водитель предложил нам помощь. Мне было очень неудобно объяснять, что все в порядке, и помощь не требуется. Больше аварийку я не включал.
Ну вот наверно и все. Потратив на обратную дорогу пятнадцать часов и проехав за поездку около 1700 километров
мы были дома уже заполночь. За время поездки мы убедились, что по нашим дорогам лучше ездить на внедорожнике, и что ездить по ним стоит. Кое где еще живы заповедные места, которые стоит увидеть своими глазами. Думаю, что мы еще вернемся туда, посмотрим то, что не смогли посмотреть и дойдем до мест, куда невозможно доехать.



Тут схема окрестных интерестных мест

http://ljplus.ru//img3/h/o/homs1394/shema.jpg

Если возникнут вопросы - пишите, постарюсь помочь. Есть и координаты принимавшей нас хозяйки, и множество советов. Агенство в Каргополе можете найти по запросу в любом поисковике. Удачи в путешествии. И если соберетесь, то запаситесь терпением, от одного места до другого передвигатся придется долго.
Гость

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 627 / 51708

КАЛАСНО [:up]
Homs
Респектище! [:hello] Получил огромное удовольствие от твоего рассказа! Спасибо! [:up]
ПШ

Рег.: 28.05.2006
Сообщений: 97
Откуда: Санкт-Петербург, ул. Замшина
Возраст: 57
Авто: Шнива 09 года

А треки с этой поездки есть?


Усы, лапы и хвост - вот мои документы!!!
Homs

Рег.: 08.09.2006
Тем / Сообщений: 21 / 257
Откуда: Санкт-Петербург
Возраст: 46
Авто: 21214

ПШ
трека нет. как-то я их обычно не пишу. Да и ненужен он особенно там. Дорог мало, блудить особо негде. Если трек всетаки нужен могу в ози подготовить маршрут и переслать Вам.
maddrive

Имя: Алексей
Рег.: 12.12.2004
Тем / Сообщений: 4 / 1551
Откуда: Москва
Возраст: 42
Авто: 21213, 97 г.; TLC105

Homs:
Если верить карте, то надо следовать прямо на Каргополь, но расспрошенный местный водитель уверяет, что там точно нестоит ездить, даже на ниве
Это действительно так, даже летом там тяжеловато, а зимой дорогу ещё, наверное, никто и не чистит. Дорога, кстати, даже не грейдер, а грунтовка по большому счёту, да ещё и разбитая...

1920см², MPSZ-II, ComeUp 6000s, KYB UltraSR, 95Ah, Беркут R20, лифт, ГП 4,3, Cooper STT PRO 31x10,5, СРПМ:VR 6кг, РЗМ: жёсткая
ПШ

Рег.: 28.05.2006
Сообщений: 97
Откуда: Санкт-Петербург, ул. Замшина
Возраст: 57
Авто: Шнива 09 года

Буду очень благодарен! Мне нужен не весь маршрут, а только часть его от Вытегры до Каргополя.


Усы, лапы и хвост - вот мои документы!!!
Гость

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 627 / 51708

Уважаю и завидую, здорово, молодцы! Один не скромный вопрос, во сколько вылилось путешевствие (чтобы иметь ввиду и расчитывать финансы).
Max2k

Рег.: 18.07.2006
Сообщений: 48
Откуда: МСК
Возраст: 42
Авто: ШНива 2007

[:rulez]
Homs

Рег.: 08.09.2006
Тем / Сообщений: 21 / 257
Откуда: Санкт-Петербург
Возраст: 46
Авто: 21214

ПШ
ок, отрисую.
maddrive
вообще чистят, но как-то местами... возможно причина была в Новом годе и снегопаде. Кусками дорога была даже отсыпана песком... но очень небольшими кусками к сожалению. А вот то, что там грунтовка неподозревал. Зимой вообще сложно понять когда едешь что под колесами [:(] Честно считал, что это в худшем случае грейдер...

трюмный
8000 р дом с едой на 4 дня.
4000 дорога с сувенирами (один из сувениров канистра на 20 литров...)
все, помоему так. где-то валяются чеки с заправки, могу посчитать точно
maddrive

Имя: Алексей
Рег.: 12.12.2004
Тем / Сообщений: 4 / 1551
Откуда: Москва
Возраст: 42
Авто: 21213, 97 г.; TLC105

Homs
Просто ты по той дороге, видать, не ехал, судя по карте. Я имел в виду дорогу, которая соединяет трассу Вологда-Вытегра и Каргополь (там ещё нужно проехать под мостом трассы вдоль реки при повороте на эту дорогу). Далее идёт по лесам, полуразрушенным мостам и вдоль озера Андреевское, ЕМНИП. Тебе как раз, вроде, именно по ней и не советовали ехать...

1920см², MPSZ-II, ComeUp 6000s, KYB UltraSR, 95Ah, Беркут R20, лифт, ГП 4,3, Cooper STT PRO 31x10,5, СРПМ:VR 6кг, РЗМ: жёсткая
Homs

Рег.: 08.09.2006
Тем / Сообщений: 21 / 257
Откуда: Санкт-Петербург
Возраст: 46
Авто: 21214

maddrive
Да, там мы не ехали [:(]
Гость

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 627 / 51708

maddrive
зато мы там ехали. Трасса маркирована как Р1. Угарнейшая дорога, парни! Просто масса впечатлений. Выложу в своем отчете описалово. Да и фотки будут
maddrive

Имя: Алексей
Рег.: 12.12.2004
Тем / Сообщений: 4 / 1551
Откуда: Москва
Возраст: 42
Авто: 21213, 97 г.; TLC105

Homs
И слава богу! Думаю, зимой там адекватна колонна из 3-4 подготовленных машин с колёсами 31'' и больше.

черный дембель
Я там тоже ездил, поэтому тоже в курсе... Сколько же там летом слепней с комарами! Никогда не забуду глаза дальнобойщика, который решил по ней срезать [:RWL]

Давай отчёт, заждались все уже! :-)

1920см², MPSZ-II, ComeUp 6000s, KYB UltraSR, 95Ah, Беркут R20, лифт, ГП 4,3, Cooper STT PRO 31x10,5, СРПМ:VR 6кг, РЗМ: жёсткая
PAA

Рег.: 19.05.2005
Тем / Сообщений: 13 / 589
Откуда: St.-Petersburg
Возраст: 63
Авто: 21310-20

Отлично проехались. Стало быть, дорога на Вытегру по южному берегу Онего и зимой полный отстой... Мой совет желающим ехать- катитесь через Медвежьегорск-Повенец (там дальше, 1000 км. до Каргополя, да может быстрее выйти, и уж для здоровья пепелаца точно полезнее). В районе Повенца на Заонежском заливе шикарные песчаные дюны и берега, можно встать отдохнуть денек, и магазин недалеко. Вроде еще можно со стороны Вологды зайти, через Тихвин, что-ли.....

А места там очинно мне понравились. Летом опять поеду, досматривать недосмотроенное.
В Каргополе говорят, что Р1 просто нет. Хотя в ту сторону со стороны города уходит почти 6-полосное шоссе, с которого возвращаются обратно иномарки недоверчивые ...

21310-1.7i темно-зеленый
Homs

Рег.: 08.09.2006
Тем / Сообщений: 21 / 257
Откуда: Санкт-Петербург
Возраст: 46
Авто: 21214

PAA
местные в голос твердили, что там далеко не лучше...
Нива 4x4 / Вокруг Нивы / Дороги и бездороги / Небольшой отчет о новогодней поездке в окрестности Каргополя