Niva est vita!
Нива 4x4
Клуб нивоводов. Основатель —
Ермолов Алексей Игоревич, aka ALER
Поиск в Яндекс и Google
45 сообщений на предыдущих страницах
Head-Wind

Рег.: 04.12.2010
Тем / Сообщений: 1 / 3143
Откуда: Новокузнецк
Возраст: 38
Авто: 21213, 1994г

VANNIVA
что заставляет использовать бронзу? магическая фраза "ну... они подольше ходят..." и понт...
я взял комплект обычных чугунных, теперь их поставлю, что бы я еще с бронзой связался... короче вернулся к тому с чего начал, все по новой, зато голову за час могу скинуть и разобрать [:D]

клапан выпускной был... втулки все таки при чем, просто тот клапан раньше других завис, на еще одной втулке выпускной тоже еле заметные следы закусывания нашлись. благо еще что поршень целый остался, он то по сути за каждым выпуском клапан вколачивал на место, что интересно- даже не погнул.

у меян вот другой вопрос, развертывать втулки это понятно, а как определить внутренний диаметр втулки то? по мануалу 8.02-8.04 впуск и 8.029-8.047 выпуск. Как эти величины замерить? развертку мерить считай бесполезно, хотя она и 6-ти лопастная.
может как то визуально, по вставленному клапану можно увидеть какой диаметр втулки получился? типа насколько свободно он в ней ходит, или как то так...

нива заварена, откапиталена, ездит, зараза... но докатка, не машина...
VANNIVA

Рег.: 22.03.2006
Тем / Сообщений: 1 / 312
Откуда: Mockba
Возраст: 47
Авто: 21214М 2010

Head-Wind
я просто никогда не подумал бы что более мягкий цвет мет будет дольше ходить....у цвет мета теплопроводность больше- факт, но зачем искать приключений , неужели у нас горят клапана? если и горят , то только из-за отсутствия зазора...или ты собираешься турбину поставить?
вообще подбор пар трения -целая наука....самый лучший результат обычно даёт: очень мягкое по очень твёрдому (графит-тв.сплав),либо очень твёрдое по очень твёрдому (тв. сплав-тв.сплав)
нарыл тут пару ссылок по направляющим....как ни странно ответ вазовца очень грамотный
4. Имеет ли смысл при ремонте головки блока цилиндров двигателя VAZ 2103 заменить направляющие втулки клапанов на бронзовые? Каковы должны быть шаг и профиль смазочной канавки, марка материала?
Насчет "смысла" сказать трудно, а вот острой необходимости в этом точно нет: двигатели ВАЗ семейства 2101...2106 не страдают повышенным износом чугунных направляющих втулок клапанов. Втулки же из дорогого цветного сплава, как правило, применяют на двигателях с высокой удельной мощностью и повышенной тепловой напряженностью. Целесообразность их применения - в лучшей, чем у традиционного чугуна, теплопроводности, что способствует охлаждению клапанов. Например, на двигателе VAZ 2112 применены латунные (материал ЛМцА 58-2-1) направляющие втулки в паре с азотированными стержнями клапанов. Смазочных канавок в отверстиях втулок теперь нет, но износа последних в процессе эксплуатации двигателя практически не отмечается. Кстати, ФИАТ, от которого "пришли" на ВАЗ смазочные канавки, сам давно от них отказался.
Противопоказаний к применению цветных сплавов для направляющих втулок клапанов нет. Но следует иметь в виду, что большинство цветных сплавов непригодно для этих целей из-за недостаточной твердости. Для работы в паре с такими втулками стержни клапанов нужно хромировать и полировать.
Воспроизвести геометрию втулки труда не представляет. Основной вопрос при их изготовлении — выбор материала. В качестве такового используют бронзы определенных марок, поскольку далеко не все из них подходят для этой цели. Ошибка при выборе материала может привести к тому, что уже через 5—10 тыс. км пробега втулки износятся, и станут хуже, чем были до ремонта.

Лучшим вариантом для изготовления направляющих втулок являются бериллиевые бронзы. Топ-вариант — бронза марки БрБ2. Она работает практически без износа, в том числе и на форсированных, спортивных моторах. Ее единственный недостаток — высокая стоимость при покупке официальным путем. Добывая такую бронзу (официально или неофициально), имейте в виду, что существует опасность вместо нее получить нечто другое. Определить, тот ли это материал, который вам нужен, несложно. В течение нескольких дней свежий срез бериллиевой бронзы теряет характерную желтизну и приобретает сталистый оттенок.

Помимо БрБ2 для направляющих втулок можно использовать существенно более дешевую и доступную бронзу БрКМЦ. Это также проверенный и хорошо зарекомендовавший себя вариант. Кстати, этот сплав был специально разработан у нас в отечестве именно для подобных целей. Обе эти бронзы можно применять для втулок и впускных, и выпускных клапанов, которые, как известно, работают в разных температурных режимах и условиях смазки. Явных ограничений по ресурсу изготовленных из них деталей не наблюдалось.

Также неплохо работает на впуске и выпуске бронза марки БрОФ. Она лишь немногим уступает «лидерам». Для этих же целей испытывались такие сплавы, как БрОЦС 5—5-5 и БрОС. Первый неплохо проявил себя на выпускных клапанах, отказавшись работать на впускных. Второй оказался излишне мягким и был забракован.

Практикой установлено, что изготовленные из бронзы направляющие можно без каких-либо негативных последствий устанавливать взамен металлокерамических, которые широко применяются на двигателях американского и японского производства. По крайней мере, после пробега в 80—100 тыс. км никаких проблем с отремонтированными таким образом моторами не отмечалось.

Сам по себе процесс изготовления и установки втулок несложен. Главное — обеспечить соосность отверстия и наружной поверхности втулки и не ошибиться с наружным диаметром для создания необходимого натяга при запрессовке. Требуемый натяг — около 0,04—0,06 мм.
http://www.spbmotor.ru/articles/?id=117
http://www.kvazar-3000.narod.ru/1-K-POWER/Bronze.htm - ну тут одна реклама ..."необходимо"...продать им необходимо [:RWL]
Head-Wind

Рег.: 04.12.2010
Тем / Сообщений: 1 / 3143
Откуда: Новокузнецк
Возраст: 38
Авто: 21213, 1994г

VANNIVA
я в принципе вполне понимаю, почему бронза может, и будет ходить дльше чугуна, но самое верное замечание- обычные клапана к ним не подходят, коэффициенты трения другие, поверхности не подходящие, в общем слишком много факторов, что бы кустарно учесть все, проще поставить чугун.

поясню- когда я эти бронозовые втулки поставил, и собствено уже клапана притер, зазор у них был и так по макисмально допустимому, клапана имели ощутимую свободу (хотя меньше чем на старых чугунных), и потому версия о недостаточном разворачивании никак не прокатывает... мое имхо- коэффициент теплового расширения у бронзы раза в два больше чем у чугуна, а система головка-втулка у нас напряжена, поэтому при нагреве в чугунной втулке диаметр может увеличится больше чем в бронзовой (в ненапряженной системе бронза даст бОльший диаметр, нежели чугун), то есть бронзовая изначально склонна к акусыванию, и плюс клапана, хоть фирма известна- SM, но тот что паленый был, немагнитный, завис резко и очень быстро, а те что вроде чисто SM без подделки зависнуть не успели, хотя в одной втулке были видны следы начала задира.
уже это говорит, что от клапанов зависит очень много.
чем черт не шутит, может мне не хватило каких то 5 сотых на этих втулках, что бы работали они долго и счастливо...
но второй раз ставить их никакого желания не возникнет это факт...

ну и с учетом нюансов самих бронз, а из какой изготовлены были эти втулки я понятия не имею, верить можно лишь проверенным производителям, что бы не нарываться как я.

З.Ы. как достоверно замерить внутренний диаметр втулок?

нива заварена, откапиталена, ездит, зараза... но докатка, не машина...
wiiuul

Рег.: 15.03.2009
Сообщений: 1310
Откуда: Одесса
Возраст: 35
Авто: 21213. 2003г. 130тыщ прошел.ГБО Ловато.

Я прошел на бронзовых 2101 ровно 10тыщ. Канавки были по всей длинне как на впускных, так и на выпускных. Сейчас сделал капиталку, купил новые клапана AMP и мастер померял их с этими почти новыми так сказать втулками. Говорит зазор большой для такого пробега, да и еще погрешность есть тоже не маленькая и ко всему прочему, не должны быть канавки по всей длинне, а только на половине или вообще на 1/3. Долго мы мялись по этому поводу, менять их или нет, и он, и я критично к этому не относились. Момент пришел, седла проверять. Решили менять на седла для газа, так как я езжу на газу, а тут уже и поменять направляющие, на SM. Пару людей мне сказали, что AMP клапана с SM направляющими самое "оно". А тут еще и мастер, что седла перепресовывал, сказал, такое сам, и по знакомству моего мастера, позвонил и нашел такие направляющие, на вид самые обычные.
Так, я отказался от бронзы и наверное правильно.

1-й ремонт блока. сж10, ОКБ Динамика118, ГБЦ распиленная,Solex073, прошел уже - 30000км.
Head-Wind

Рег.: 04.12.2010
Тем / Сообщений: 1 / 3143
Откуда: Новокузнецк
Возраст: 38
Авто: 21213, 1994г

wiiuul
я так понял канавки на бронзовых на всех по всей длине, во всяком случае только такие видел.

а что, для газа какие то другие седла?

как мастер определил что зазор велик? он при тебе делал?

нива заварена, откапиталена, ездит, зараза... но докатка, не машина...
wiiuul

Рег.: 15.03.2009
Сообщений: 1310
Откуда: Одесса
Возраст: 35
Авто: 21213. 2003г. 130тыщ прошел.ГБО Ловато.

Head-Wind
да, по всей длинне.
мастре так сказать свой. Он проверил, и потом при мне мастер с конторы где делали ГБЦ проверил. Там, то нормально и не проверить, канавки ж эти везде.
Для газа есть более жаропрочные седла, эта контора их заказывает в Киеве.

1-й ремонт блока. сж10, ОКБ Динамика118, ГБЦ распиленная,Solex073, прошел уже - 30000км.
Head-Wind

Рег.: 04.12.2010
Тем / Сообщений: 1 / 3143
Откуда: Новокузнецк
Возраст: 38
Авто: 21213, 1994г

wiiuul
да канавки то не мешают замеру вроде, мне просто очень интересно знать, как этот чертов внутренний диаметр замерить.

нива заварена, откапиталена, ездит, зараза... но докатка, не машина...
wiiuul

Рег.: 15.03.2009
Сообщений: 1310
Откуда: Одесса
Возраст: 35
Авто: 21213. 2003г. 130тыщ прошел.ГБО Ловато.

Head-Wind
специальный нутрометр, похожий на зубную щетку. Ним померял, затем микрометром клапана вот тебе и решение. Но мастера еще опытным путем смотрят, как клапан в направляющей болтается.

1-й ремонт блока. сж10, ОКБ Динамика118, ГБЦ распиленная,Solex073, прошел уже - 30000км.
Head-Wind

Рег.: 04.12.2010
Тем / Сообщений: 1 / 3143
Откуда: Новокузнецк
Возраст: 38
Авто: 21213, 1994г

ясно, осталось найти эту "зубную щетку" [:)]
а насчет опыта да, кто бы смог грамотно описать, как он должен там болтаться в норме [:;)]

нива заварена, откапиталена, ездит, зараза... но докатка, не машина...
sergofan

Рег.: 09.02.2011
Сообщений: 9
Откуда: Россия, Нижний Новгород
Возраст: 47
Авто: ВАЗ21213 96г

нутромер 8мм стоит наверно не малых денег,регулируемая развёртка не даст нормальной точности тем более что померить только носом можно после сборки и заводки. вывод по моему только развёртку найти 8,03но где???весь инет перепохал и много магазинов только регулируемые. кто как делает ?или где развёртку найтить подскажите!!!!!!
fanat_kino

Рег.: 06.03.2009
Тем / Сообщений: 1 / 7
Откуда: Украина, Полтава
Возраст: 36
Авто: ВАЗ 2121

сам с такой проблемой столкнулся))) на глазок все делать приходиться)))
Было куплено направляющие AMP и клапаны AMP пришлось разворачивать только 2 направляющие, может просто по неопытности глупостей наделал, поправьте [:shock]
видел еще направляющие federal mogul, может кто-то что-то сказать о них?
shtirliz73

Баянист

Рег.: 04.01.2009
Сообщений: 478
Откуда: г.Рязань, Дашки военные
Возраст: 50
Авто: Продал "ласточку", остаюсь тайным поклонником. Lancia Kappa 838 седан

federal mogul фирма серьёзная, но в нашем отечестве полагаться на имя нельзя. При очередном ремонте менял втулки ( процесс замены описывать не буду): втулки SM новые, клапана SM старые. После шарошки, вставляю клапан и пытаюсь его притереть, а он крутится очень туго ( притом, что при предыдущей замене втулок развёртка не потребовалась). Бегу в магазин: 8,01 и регулируемые...беру регулируемую, пытаюсь мерить микрометром- бесполезно (пять лепестков- полная засада). В итоге делал так: подогнал развёртку так, чтобы она проходила впритык по диаметру втулки, а потом по чуть- чуть увеличивая диаметр примерял клапан, чтобы спокойно ходил во втулке, но не было бокового биения. Короче шаманство с бубном. Пробег около 2 тысяч, расход масла равен нулю, работой двигателя пока доволен.

Там, где кончается асфальт, начинается Родина!
ARRT

Рег.: 10.04.2008
Сообщений: 94
Откуда: Новосибирск
Возраст: 42
Авто: ВАЗ 21213 1997 г/в

У меня тоже клапана покачиваются во втулках, чем замерить внутренний диаметр думал-думал, и надумал.
Для начала надо определить допустимый износ впаре клапан-втулка. вот что пишут в умных книгах: "Седла и направляющие втулки клапанов – чугунные, запрессованы в головку цилиндров. В запасные части поставляются ремонтные втулки с увеличенным на 0,2 мм наружным диаметром. Отверстия во втулках окончательно обрабатываются разверткой после запрессовки. Диаметр отверстия втулок впускных клапанов – 8,022–8,040 мм, выпускных – 8,029–8,047 мм. На внутренней поверхности втулок нарезаны канавки для смазки: у втулок впускных клапанов – на всю длину, у выпускных – до половины длины отверстия. диаметр стержня клапана должен быть 7,985-8,000 "
т.е., зазор должен быть 0,022-0,04 для впуска и 0,29-0,047 для выпуска. В среднем и там и там 0,03 мм. Имея развертку 8,03, можно ей оценить диаметр старой втулки. Если входит плотно- зазор в допуске, если пролетает со свистом- наверное зазор выше допустимого. Ну а клапан замерить микрометром.
Вот такие мысли
shtirliz73

Баянист

Рег.: 04.01.2009
Сообщений: 478
Откуда: г.Рязань, Дашки военные
Возраст: 50
Авто: Продал "ласточку", остаюсь тайным поклонником. Lancia Kappa 838 седан

ARRT Мысли абсолютно правильные, но:
shtirliz73:
Бегу в магазин: 8,01 и регулируемые...беру регулируемую, пытаюсь мерить микрометром- бесполезно (пять лепестков- полная засада)
Может тебе повезёт больше!!!

Там, где кончается асфальт, начинается Родина!
ARRT

Рег.: 10.04.2008
Сообщений: 94
Откуда: Новосибирск
Возраст: 42
Авто: ВАЗ 21213 1997 г/в

регулируемой нет, есть обычная. правда, еще не знаю на какой размер
Нива 4x4 / Техника Нивы / Общетехнический раздел / Направляющие клапанов