Niva est vita!
Нива 4x4
Клуб нивоводов. Основатель —
Ермолов Алексей Игоревич, aka ALER
Поиск в Яндекс и Google

Осударева Дорога. Май 2013

Нива 4x4 / Вокруг Нивы / Дороги и бездороги
Sniff_ru

Рег.: 14.01.2010
Тем / Сообщений: 2 / 16
Откуда: г.Иваново
Возраст: 51
Авто: ВАЗ 21214 2002г.в.

Здравствуйте уважаемые. В Мае сего года планируется наглая авантюра, заключающаяся в попытке пробиться по Осударевой Дороге не летом или осенью, как мы обычно видим в интернет отчетах, а именно в Мае, точнее во второй его половине. К сожалению больных на голову в нашем городишке всего 2 экипажа (дайхатсу фероза и НИВА 21214) и, возможно, квадрик. Соседние губернии тоже покрутили пальцем у виска, так что я решился обратиться в ЦЕНТР). Вот ссылочка на обсуждение этого мероприятия на нашем форуме:http://orci.3dn.ru/forum/5-674-1 Если не трудно, и есть желание принять участие или высказать свое мнение, ;), милости просим.

Наивный, я все еще верю, что купил машину для семьи)))!
15 сообщений на предыдущей странице
bazik

Рег.: 04.06.2006
Тем / Сообщений: 2 / 222
Откуда: Москва, САО, м. Аэропорт
Возраст: 38
Авто: Нива 21213

На Юкинкоски мы заезжали в НГ праздники...судя по популярности, дорога там всегда прокатана [:rotate]

Sniff_ru

Рег.: 14.01.2010
Тем / Сообщений: 2 / 16
Откуда: г.Иваново
Возраст: 51
Авто: ВАЗ 21214 2002г.в.

Олег, спасибо за наводку, про Воттовару тоже читал отчеты, действительно - оч. интересно. Уж если Осударева нам действительно покажется вовсе непролазной, и помогут таблетки "от головы", то непременно воспользуемся советом!

Добавлено спустя 10 минут 11 секунд:

шкипер, спасибо за водопад, обязательно изучу! В любом случае грустно не будет)))

Наивный, я все еще верю, что купил машину для семьи)))!
Олег

Рег.: 13.03.2008
Тем / Сообщений: 7 / 354
Откуда: Карелия (Видлица)
Возраст: 59
Авто: УАЗ 31512,1994

bazik вот именно - в НГ там прокатано, ибо это - традиция, а после - пока не растает....

Выехав из последнего оврага, так хорошо увидеть, что во всех окнах горит свет и услышать детский смех. И понимаешь - я ДОМА!
шкипер

Рег.: 28.11.2007
Тем / Сообщений: 53 / 4823
Откуда: Москва\Электроугли.
Возраст: 71
Авто: Нива боевая, она же-бульдозер для уборки снега. УАЗ-буханка - кемпер для дальних рейдов. И Шнива

Олег:
а после - пока не растает....
Да и в центральных областях до середины января едется, а потом оттепели да метели. И уже никуда не проехать.
В этом году в Подмосковье пока по целине Нива не едет. А в лесу снег едва осел. Соответственно -севернее лучше не будет.

Восточный Фронт!
Покатушки, подготовка техники и обучение.
Регламент и информация - на 1 стр. темы.
Олег

Рег.: 13.03.2008
Тем / Сообщений: 7 / 354
Откуда: Карелия (Видлица)
Возраст: 59
Авто: УАЗ 31512,1994

шкипер Воистину таки есть!
[:hello]

Выехав из последнего оврага, так хорошо увидеть, что во всех окнах горит свет и услышать детский смех. И понимаешь - я ДОМА!
Sniff_ru

Рег.: 14.01.2010
Тем / Сообщений: 2 / 16
Откуда: г.Иваново
Возраст: 51
Авто: ВАЗ 21214 2002г.в.

Однако Gismeteo обещает ближайшие 2 недели +1 +7 днем в Беломорске, что робко вселяет надежду...))).

Наивный, я все еще верю, что купил машину для семьи)))!
Олег

Рег.: 13.03.2008
Тем / Сообщений: 7 / 354
Откуда: Карелия (Видлица)
Возраст: 59
Авто: УАЗ 31512,1994

Sniff_ru
Смотри сюда - у меня, на юге, сейчас около 80 - 100 см снега. В лесу гарантированный снег -60 см. Чем севернее - тем толщина снега больше. Я не сомневаюсь, что к середине мая его в лесу уже практически не будет, но... ВОДА! вот она то и будет основной помехой - если не виде озер вместо дороги, то уж в форме непролазного говнолина и расплывшихся болот... Вполне возможно, что будет трудно найти сухое место для палатки. Мой совет - пробуйте сунуться на маршрут не с севера, а с юга - в случае , если будет понятно, что там не пройти будет ближе к запасным вариантам маршрута. Кстати, вроде что то упоминалось про дорогу на Нюхчу, так вот, это хоть и единственная дорога туда, но я бы ее дорогой в весенний период назвать побоялся...
[:old]
К началу царствования Петра 1 Россия оставалась отрезанной от морских побережий, своеобразных "ворот" для общения с государствами Европы.Возросшие интересы обороны страны также требовали выхода к морю.Борьба за морские побережья превратилась в лейтмотив всей внешнеполитической деятельности русского царя. В силу исторических обстоятельств задача была сужена до завоевания Балтики.

В этом ракурсе рассмотрим события июня-августа 1702 года, связанные со строительством сухопутной трассы на водоразделе Белого моря и Онежского озера и преодолением её войсковой группой Петра 1.
Один из основных источников того времени - Журнал Петра Великого, составленный кабинет-секретарем А.В.Макаровым, комментируя это событие, лишь обозначает сам факт: "... учинили морем транспорт... к деревне Нюхче, а оттоль сухим путем до деревни Повенца через пустые места и зело каменистые" /1,с.50/. В Походном Журнале Петра 1 /Юрнале за 1702г./ об этом пути вообще не говорится ни слова: "...Августа ... в 16 день... к вечеру пришли к пристани Нюхчей. В 28 день отсель пошли Онегою озером..." /2,с.514/.Участники похода по "новопостроенной" трассе будущий вице-канцлер России П.П.Шафиров и глава Посольского приказа Ф.А.Головин также скупо и поразительно немногословно свидетельствуют: "Его Царское Величество... сам особою своей пришед с корпусом войска, и крепкую фортецию Орешек и Нотебург...(одолел)"/3,с.37/; и "...Пошли... к пристани Нюхчи... и сухим путем близко 200 верст к Онежскому озеру..."/4,л.1/. Сам царь, "сбираясь найти славу государству", предчувствуя "фарт" и "не имея конфузий", за две недели до выхода на "Осудареву дорогу", 5 августа 1702 года сообщал Ф.М.Апраксину:"... мы с обеими полками только ветру ожидаем, который получа, пойдем на море до Нюхты, и оттоль, переправяся сухим путем на Онегу озеро ( только 120 верст), и из того же озера Свирью в Ладогу..." /5,с.75-77/. В письме князю Г.Ф.Долгорукому от 18 сентябоя 1702 года Ф.А.Головин уже после преодоления "Осударевой дороги" скромно добавляет:"...мы от города непроходимыми местами прошли и топеря обретаем в Ынд-рии..."/5,с.409/.

Путь Петра 1 по лесам и болотам Карелии от села Нюхча до Повенца, названный "Осударевой дорогой", сыграл исключительную роль в военно-политической истории России и в судьбе стран Северной Европы. В результате стратегического перемещения войск русские в октябре 1702 года одержали первую впечатляющую победу над шведами, " на аккорд" взяв Нотебург на Ладоге, обеспечив тем самым России возврат берегов Невы и выход к Балтийскому побережью. Вскоре, после падения Ниеншанца в мае 1703 года на Заячьем острове царь Петр заложил дерево-земляную Петропавловскую крепость с бастионами, имеющими имена участников похода по "Осударевой дороге" (Нарышкина, Трубецкого, Зотова, Головкина, Менщикова и своего имени). Фортеция возводимая по проекту французского генерала Ламбера де Гэрена, также участника петровского рейда в тайге Карелии, превратилась в первое инженерное сооружение будущей имперской столицы.

Однако обстоятельства строительства трассы за 14 суток длиною более чем 170 верст и преодоление её пятью батальонами лейб-гвардии Преображенского и Семеновского полков с генералитетом и царскими фаворитами, в течение восьми ходовых дней, до сих пор поражает сознание и представляет исторический парадокс. К тому же в письменных историко-архивных и картографических источниках, а также в народных преданиях точное натурное месторасположение трассы оказалось стертым и незафиксированным.


Строительству дороги предшествовало появление Петра1 в Архангельском городе в конце мая 1702 года, "якобы" для отражения населенных пунктов Поморья от повторного шведского нападения. Сам Петр оправдывал свое пребывание на Севере "некоторым ухищрением". Не делая тайны из своего присутствия на Белом море, он "с блеском открытого маневра" сообщает об этом европейцам, отправляя дипломатические ноты в Польшу и во Францию /5, с.72-73/.

Русский царь с армией, дворцовыми людьми, дипломатической канцелярией, синклитом духовных особ "надуманно" удалился от Северо-Западного театра военных действий. Еще находясь в Москве, до похода в Архангельск, Петр детально просчитывал вариант "учинить небывалое" на Ладоге и Балтике. Уязвленное самолюбие за проигрыш Нарвы не позволяло действовать наскоком, а требовало более тонкого, завуалированного решения.

В конфиденциальном письме к Б.П.Шереметьеву царь еще в январе 1702 года сообщает:"...намерение есть при помощи Божией по льду Орешек достать...",- а в марте уточняет - "...зело желали исполнить то, о чем господин лейтенант Меньшиков вам доносил, но волею Божией и случаем времени оное пресеклось до своего времени" /5,с.73-74/. Это позволяет допустить, что план "вскорости" атаковать Нотебург реально был просчитан до "Архангельского сидения". Пребывание на Белом море было вызвано не реальной опасностью, грозившей городу-порту, а желанием скрыть свое истинное намерение и попыткой заставить Густава Вильгельма фон Шлиппенбаха и Гедеона Нуммерса поверить в то, что боевые действия в Ингрии русские вынуждены перенести на более поздний срок.

Вероятно, к середине лета 1702 года не только противник, но и ближнее окружение царя, исключая Ф.А.Головина, А.Д.Меншикова, а также урядников Преображенского полка М.И.Щепотева и И.К.Муханова - непосредственных исполнителей "царева замысла", не догадывались об истинных намерениях, связнных с организацией военно-транспортной операции по переброске войск и транспортировке посуху двух фрегатов от Белого моря к Онежскому озеру.

Совместно с Ф.А.Головиным Петр 1 готовит и подписывает 8 июня 1702 года "Наказ", обязывающий писаря Преображенского полка Ипата Муханова и сержанта Михайло Щепотева, а вскоре А. Головкина и М. Волкова провести зондирование северо-западного континентального района для "описи и проведывания ближайшего и способного водяного и сухого пути от Города к Олонцу и к Нову Городу"/6,л.1/.

Разведчикам " со товарищи" наказывалось "наскоро" прознать о возможной трассе к Ладоге и тот "...сухой путь описать с подлинною ж очисткою". Наказ требовал от доверенных лейб-гвардейцев выяснить - "...жилыми местами или лесами" - пойдет дорога,-"...и на скольких верстах житье от житья в расстоянии, и проезжая ль дорога или глухая".

Петра 1 интересует рельеф местности, по которой он предполагает передислоцировать войска, её топография, возможность устройства волока армейских грузов "... и те переволоки от урочища до урочища в дальнем же расстоянии, и на скольких верстах ... и не будет ли через те переволоки каких непроходимых болот и топей и великих грязей". Но особое значение государь придавал тому, "...возможно ли тою дорогою без росчистки проехать конным с телегами, и не будет ли где на переправах чпез реки и болота какие остановки за мостами". Скорость скрытого перемещения войск играла одно из ведущих значений в плане Петра 1.

Предложенный вскоре И.Мухановым вариант водно-сухопутного пути от Усть-Онежского погоста на Белом море до Каргополя, а затем лесами на Вытегру, не соответствовал требованиям петровской идеи. Путь на Вытегру был внешне привлекательным и удобным, хотя одновременно являлся более долгим и опасным. Трасса подразумевала значительный водный участок вверх по течению реки Онеги, мелководной и порожистой и не позволяла с успехом "амбаркадироваться" на судах.

Кроме того, предложенная приближенным урядником дорога проходила через крупные населенные пункты. Петра же заботила скрытность "начинания" и боязнь доносительства вражеских резидентов. Поэтому царь требует от своих доверенных лиц "... под смертною казнию, чтоб они в том дорожном управлении... от неприятельских людей жили б везде в осторожности".

Отказавшись от проекта будущего своего шафера, государь соглашается с версией пути, сформулированной М.Щепотевым. Именно ему, пока одному из малоизвестных ближайших исполнителей воли Петра1, принадлежит ведущая роль изыскателя и устроителя "Осударевой дороги", а также организатора передислокации армии и волока походного войского обоза. Петр 1 не раз имел возможность оценить деловую, профессиональную хватку и преданность сержанта лейб-гвардии, которого "уразумел" с 1688года - времени первых "потешных солдат". Не удивительно, что выбор сначала на разведку местности, а потом и обустройство трассы выпал на Михаила Щепотева.

Выступив в роли военного проектировщика-геодезиста и дорожного инженера, Михаил Щепотев предлагает царю дерзкий план сухопутного транзита от Белого моря до Онежского озера. Коридор трассы Нюхча Волостная - Повенец проходил по местности, практически незаселенной, что соответствовало "государеву замыслу". Азимутное направление маршрута также пришлось по душе Петру 1, любителю "строгих першпектив". Скорее всего, М. Щепотев использовал рукописный трактат 1700 года, владыки Афанасия Холмогорского и Важского "Описание трех путей из державы царского Величества, из поморских стран во Швецкую землю и до столицы их", полученный в Архангельске из рук государя. Считается, географический труд архиепископа, отредактированный через два года, послужил основой для инженерных работ в глухой местности.

Маршрут "Осударевой дороги", разработанный М. Щепотевым, более чем на половину совместился с одним из вариантов пути Афанасия, а участок от Коросозера до Повенцкого рядка, креативный сержант продублировал стопроцентно.

Именем и волей государя, обыкновенный сержант повелевает "вскорости" воеводам и начальным "уездным" людям выслать в район работ до двух тысяч крестьянских подвод с "будущей прибавкой" /7,с.44/.

Уже в первых числах июля 1702 года около пяти тысяч мужиков из Нюхчи, Сумского Посада, Кемского гродка, Усть-Онежского погоста, Каргополя, Белоозера, Повенца царским именем сгоняются к местам работ/8,с.16/. Вскоре к ним присоединились крестьяне Соловецкого монастыря, а также Выговские общинники и "работный люд" волостей Выгозерского погоста /9,с.167/. Народ прибывал на лошадях с подводами и волокушами, с рабочим инструментом - топорами, пилами и лопатами.

Облаченный неограниченным доверием, царский любимец М.Щепотев приступает к строительству трассы "Осударевой дороги". Начался уникальный инженерно-строительный эксперимент по возведению волока по ранее непроходимым местам, где "...и елень не проходит беспечно"/10,с.198/. По наказу от 8 июня 1702 года сержант Преображенского полка получает право:"...в грязных местах, и на реках, и на речках, и на ручьях, и на всяких переправах, велеть расчистить... и во время проходу Великого Государя служилым людям нигде ни за какие остановки и препоны отнюдь не было"/6,л.1-9/.

Реально оценивая масштаб проекта по обустройству волока, Петр1 "вслед" своему любимцу Щепотеву направляет с "Указом" поручика Преображенского полка Афанасия Головкина и адъютанта Семеновского полка Михайла Волкова. Статьи указа подтверждали М.Щепотеву полномочия помощников:"...присланы они...для того ж дорожного устройства, дабы Вам известным путем та дорога, которая явитца ближе и способнее, установлена"/6,л.1-9/.Решение царя оказать помощь в пробивке просеки оказалось как нельзя кстати. Вместе с поручиком и адъютантом к месту работ были направлены несколько рот гвардейцев.

Учитывая сжатые сроки задания, государственную важность проекта, М.Щепотев с успехом применял своеобразие крестьянских строительных навыков и местные приемы ориентации на некартированной местности при возведении трассы волока. В то же время он охотно использовал ранее существующие участки дорог и троп, в том числе нюхоцких солепромышленников, соловецких богомольцев, выгозерских пустынников и местных крестьян.

Скорее всего строительство дороги велось силами двух самостоятельных территориальных участков, двигавшихся навстречу друг другу, условно называемых Северным и Южным. Северный участок, равный 94 верстам*,включал строительство пристани на мысе Вардегора на Белом море,

*В начале 18 столетия преимущественно использовалось значение версты, равное 700 саженям, или 1,4935км.Таким образом, общий путь в 174 версты составляет 260км.

пробивку трассы вверх по реке Нюхча до озера Пулозеро, возведение мостов через реки Илеменза /Воронья/ и Илоза /Сума/ и далее рубку просеки до деревни Вожмосалма на берегу Выгозера. Здесь пришлось обустраивать мостовые переправы через реки Перма, Кукша-Мокса и Нела.Южный строительный участок начинался от Повенца и двигался в направлении деревни Вожмосовой /Вожмосалми/.На этом участке использовался путь богомольцев-соловчан.Через Узкие и Долгие озера трасса рубилась до Маткозеро и Телекинского озера и далее до обустроеннного в урочище у реки Южный Выг стационарного пункта "Петровский Ям" и строительства понтонных переправ через эту реку и через пролив озер Боброво и Выгозеро. Подневольным строителям во главе с М.Щепотевым, А.Головкиным и М.Волковым пришлось здесь устраивать несколько мостовых конструкций, возможно "на клетках" через реки Вола - Узкие озера, Чарень, Мянгорский, Муром, Ладыга и другие /11, с.107/. Южный участок "Осударевой дороги" составил 80 верст. Очевидно, что пристань-стапель на Онежском озере для спуска на воду малых фрегатов возводили также повенчане, для погрузки лейб-гвардии на построенные и собранные с округи расторопным Щепотевым транспортные суда.

На протяжении трех столетий своеобразие проекту придает ложный взгляд о волоке в карельской тайге "новоманерных" фрегатов "Сошествия Святого Духа" ("Св. Дух") и "Скорый Гонец" ("Курьер"), постройки верфи И. Избранта. До последнего времени в общественном сознании, и в среде специалистов продолжают господствовать традиционные представления о мифическом перемещении кораблей. Между тем, многие устоявшиеся исторические взгляды нуждаются в коррекции и санирующем эффекте.
Новейшие архивные и ландшафтные исследования, перемещение морских судов по "Осударевой дороге" не подтверждают. Более того, российским и зарубежным историкам, не известно ни одного подлинного источника о волоке фрегатов, об участии их в Нотебургской баталии и нахождении в составе российского флота на Балтике. В свою очередь, недавно обнаружены документы, убеждающие нас в том, что малые фрегаты, вплоть до 1708 года находились на Северной Двине "для отпору неприятеля".

Доводы о мифологической транспортировке "по суху" кораблей, звучат заманчиво, тем не менее патриотические легенды, современные специалисты, после наших выводов, подвергают сомнению.

К тому же сейчас в научный оборот введены новые оригинальные документы которые обнаружены в фондах "Приказные дела новых лет" и "Кабинет Петра 1" в РГАДА - крупнейшем архивохранилище страны. Речь идет о письмах строителей петровской трассы, раскрывающих обстоятельства возведения дороги 1702 года. "Доношения" отправленные из тайги Карелии государю и главе Посольского приказа Ф.А. Головину, принадлежат бомбардирам М. Щепотеву, И. Муханову и А. Головкину.

Уникальные ведомости однозначно свидетельствуют, "Осударева дорога" возводилась не для бессмысленной транспортировки кораблей, а для перемещения на повозках армии, генералитета и духовного синклита. Сержанты ни словом не оговариваются о возводимой трассе как о пути для перемещения фрегатов. Более того, М. Щепотев сообщает царю: ":если дорога не вскоре надобна можно сделать лучше Новгородской, а если для поспешания телеги в две".

В тексте "Наказа" также отсутствуют какие либо наставления о волоке кораблей. Признаемся, в случае строительства пути для перетаскивания фрегатов, потребовались бы иные энергетические, производственные, и временные траты. К тому же инженерная конструкция "мостовой настилки", имела бы принципиальные отличия от полотна возводимого в обычной традиции.

Тем не менее за три дня до подписания "Наказа" об "описи и проведовании пути" И.Муханову и М.Щепотеву "со товарищи" Петр1 в Соломболе участвует в мистерии с "белым огнем и множеством ракет и швармеров". Тогда же в письме к Ф.М.Апраксину от 5 июня 1702 года он сообщает: " Два малые фрегаты спущены в Троицын день и пойдут скоро на море; имена: один "Святого Духа", на нем Памбурх, другой - "Курьер", на нем - Вальронт"/5,с.4/. Фрегаты были построены на верфи датчанина И.Э.Избранта, комиссара Приказа Адмиралтейских дел в Архангельске, имевшего там "корабельное производство". Размеры судов достигали: 70 футов в длину, 18 футов в ширину и 9 футов глубину интрюма **) /12,с.692/. Любопытно, что характеристики "новопостроенных" фрегатов соответство-вали размерам 24-х пушечной яхты "Transport Royal", подаренной Петру 1 английским королем Вильгельмом111 и "пришвартованный" на верфи "на Соломбоне"/13/.

Более чем 170-верстная трасса не предназначалась для малопонятного с точки зрения здравого смысла волока морских кораблей из одного конца державы в другой.

**)Английская и старая Русская системы мер использовали значения-1фут=12 дюймам=0,3048метра. Следовательно:70футов - 21,3метра, 18 футов- 5,5 метров, 9 футов - 2,7 метра.

Прибыв в Нюхчу Волостную, М.Щепотев, пользуясь исполнительностью местных жителей, сразу же начинает сооружать специальную пристань, способную принять суда "новоманерного строя". Для этой цели им выбрано место Варде на Белом море. Здесь с конца XVI столетия существовало "Соловецкое Нюхоцкое усолье". Обычно в таких пунктах строилось несколько амбаров, соляных колодцев и варниц, 2-3 избы для промышленников. Скорее всего у Вардегор уже существовало некое подобие "пристани" для "езжалых" соловецких карбасов. Однако известно, что поморы издавана отказывались от строительства пристаней, предпочитая использовать "воротовый прием" вытаскивания судов на берег. К тому же на всем побережье от Онеги до Кеми даже в XIX столетии не существовало ни одной "сносной" гавани /15,с.26/.

Можно предположить, что именно 17 августа 1702 года, после десанта войск на Вардегорском мысу и рекогносцировки на месте, государь осознал абсурдность и бесперспективность транспортировки морских фрегатов по сложной пересеченной местности.

Тем не менее, что возведение трассы волока началось с крупномасштабных работ по заготовке леса для сооружения гатей и мостов. "Государевы крестьяне" вырубали просеки, устилали болота - "мхи" бревенчатой гатью, делали карьерные отсыпки, бутовали болота песчаным грунтом, выравнивали капризный рельеф, эскапируя склоны возвышенностей, расчищали трассу от валунов, устраивали через реки мостовые переправы, иногда даже на "клетках".

Задания бомбардирского урядника Михаила Щепотева казались невыполнимыми. Примерно 7,2 миллионов кубических метров земляных работ выполнялось вручную с использованием только подвод, кирок, ломов, лопат и воротов***). Возведение мостовых переправ, возможно, сдерживало ход строительства "Осударевой" трассы. Крестьяне Поморья и Заонежья с огромными жертвами прокладывали царский волок. От холодов, сырости, скученности, антисанитарии и недоедания у строителей "Осударевой дороги" возникали тяжелейшие эпидемии. Участь многих из обессиленых была предрешена. Скорее всего дорожные работы велись круглосуточно, в три-четыре смены. Разрезая июльские и августовские ночи светом смолистых факелов, подневольный люд рубил просеки в ельниках и сосновых борах, выкорчевывал пни, откатывал с помощью воротов валуны к краю полотна трассы.

Менее чем за один месяц "Осударева дорога" была в основном подготовлена для перемещения лейб-гвардии Петра Великого.

"Известную тебе Государь, - сообщает до 5 августа 1702 года М.Щепотев,- ...- по указу твоему, послал я для очистки дорожной и тое дорогу делаю от Нюхоцкой Волости и сделана до Ветренной горы 30 верст, - и далее,- ... Государь, дорога и пристань и подводы и суды на Онеге готовы..."/7,с.44/. Это сообщние послужило сигналом для Петра 1, решившегося на уникальную военно-стратегическую акцию.

Через несколько дней марша в районе Выгозера любимец М.Щепотев вновь удивляет царя, предлагая "нетрадиционный" способ форсирования сначала пролива озера Боброво (60 саженей), а затем реки Южный Выг (120 саженей) с помощью понтонных мостов.


***) Расчет носит условный характер и выполнен на основе данных о постройке дорожного полотна в схожем ландшафте и климатических условиях, заключенными УСЛОНа в середине ХХ столетия /19, с.43-44/.

В русской армии искусство наведения переправ на плавучих спорах возникло еще в 14-16 веках. Кроме того, М.Щепотев, участник начальных "екзерциций военных", очевидно не мог забыть знаменитую Кожуховскую армейскую "потеху" 1694 года, когда государь Федор Плешбургский (Ф.Ю.Ромодановский) со своими войсками перебрался по "живому мосту" через Москву-реку /17,с.76/. М.Щепотев существенно развил эту традицию на Выгозере, использовав в качестве опор сотни "судов мостовых", вероятнее всего малых заонежских карбасов или кижанок, заблаговременно изготовленных и собранных у деревни Вожмосалма.

Таким образом в истории военно-инженерного искусства подобная технология преодоления водных преград в русской армии была известна уже давно.

Встав на "Осудареву дорогу" в ночь на 17 августа 1702 года в районе Вардегорского мыса, армейская группа Петра 1 уже 26 августа находилась в Повенце на Онежском озере и готовилась на 85 судах М.Щепотева к водному походу в Ладогу. Сыграв единожды военно-стратегическую роль в истории России, трасса "Осударева дорога" с успехом выполнила свое геополитическое предназначение.

В контексте вышеизложенного создан и планомерно осуществляется научно-исследовательский проект "Осударева дорога", учредителем которого в 1993 году выступил Фонд культуры Республики Карелия. Проект формулирует задачу обнаружить на местности фрагменты исторической трассы волока, зафиксировать и перенести географические координаты на современные топографические карты.

В течение 15 лет продолжаются архивные исследования и натурный поиск инженерно-строительных сооружений волока начала XVIII столетия, а именно: остатков конструкций гати, скреповых узлов мостовых переправ, подрезанных и укрепленных склонов полотна дороги, "придорожных туров" - символических каменных знаков, ритуально-культовых сооружений, а также "ямов" - мест временных стоянок гвардейцев Петра 1.

Изучая документы, иконографический материал, топографические источники, проводя анализ народных преданий и легенд, этнографических данных мы пытаемся соотнести малоизвестное с реальным историко-природным ландшафтом, современными картами и аэрофотоснимками, а также с результатами научных анализов и экспертиз, в том числе с использованием трассологического, радиокарбонного и дендрологических методов.

Об "Осударевой дороге" мы знаем многое, но не все. Современник в нашей работе обнаружит некоторые неожиданные предположения. Не утверждения, а именно версии. Чаще всего это касается историко-практических толкований, связанных со строительством "Осударевой дороги" и преодолением её в 1702 году лейб-гвардией.

Безусловно исследовательский проект держится на романтических побуждениях, азарте разгадывания многочисленных парадоксов и тайн петровского маршрута. Тем самым предпринимается попытка провести реконструкцию одного из малоинформативных, но столь значимых эпизодов начала XVIII века. Происходит своеобразная дешифровка исторического факта, сыгравшего удивительную роль в истории и культуре молодой России.
взято здесь - http://home.onego.ru/~dankov/karelia/docs/about.html

Выехав из последнего оврага, так хорошо увидеть, что во всех окнах горит свет и услышать детский смех. И понимаешь - я ДОМА!
Sniff_ru

Рег.: 14.01.2010
Тем / Сообщений: 2 / 16
Откуда: г.Иваново
Возраст: 51
Авто: ВАЗ 21214 2002г.в.

Олег:
Мой совет - пробуйте сунуться на маршрут не с севера, а с юга - в случае , если будет понятно, что там не пройти будет ближе к запасным вариантам маршрута
- уже так и порешили, а то если от Беломорска до Валдая дойдем, а после - ....опа, то уже точно никого не оттащишь))). Да и старт перенесли на 20-е, на работе с гафиком проблемы, да и вода за 5 дней поменьше будет, я ведь так и не приколхозил уключины на багажник))). А палатки нам по барабану, где ставить, мы привыкшие [:;)]

Наивный, я все еще верю, что купил машину для семьи)))!
Олег

Рег.: 13.03.2008
Тем / Сообщений: 7 / 354
Откуда: Карелия (Видлица)
Возраст: 59
Авто: УАЗ 31512,1994

На моей дороге - ышшо снегу до 40 см... под им - говнолин... Что там севернее - .... [:hang]
такой год... [:old]

Выехав из последнего оврага, так хорошо увидеть, что во всех окнах горит свет и услышать детский смех. И понимаешь - я ДОМА!
Sniff_ru

Рег.: 14.01.2010
Тем / Сообщений: 2 / 16
Откуда: г.Иваново
Возраст: 51
Авто: ВАЗ 21214 2002г.в.

Олег, как там со снегом? Какие лыжи брать, беговые или водные?
[:)]

Наивный, я все еще верю, что купил машину для семьи)))!
Олег

Рег.: 13.03.2008
Тем / Сообщений: 7 / 354
Откуда: Карелия (Видлица)
Возраст: 59
Авто: УАЗ 31512,1994

Sniff_ru
Забродники бери, не ошибёшься! Севернее Медвежки еще немного снега в лесу есть, тает уже окончательно, но сыро - офигеть!

Выехав из последнего оврага, так хорошо увидеть, что во всех окнах горит свет и услышать детский смех. И понимаешь - я ДОМА!
Sniff_ru

Рег.: 14.01.2010
Тем / Сообщений: 2 / 16
Откуда: г.Иваново
Возраст: 51
Авто: ВАЗ 21214 2002г.в.

Понял, забродники уже в машине!
Привет всем! Вернулись из Карелии на прошлой неделе. Три дня помотавшись по побережью Онеги,(в пределах сети), прождав второй экипаж, убедившись , что уже точно никто не приедет, решились на одиночные вылазки. Съездив в начало Осударевой (по мнению Петра 1, её конец), убедились, что в принципе ехать можно, но в отсутствии какой либо связи и одним экипажем - так и не решились. Всё размышляю - ругать себя за трусость или хвалить за осторожность?)))! Поразвлекались любимыми ночными гонками по грейдерам - в Карелии они очень интересны, прокатились на Воттоваару, посещали красивейшие озера, наслаждались природой и Весной, почтили память жертв расстрелов в Сандармохе.... А через неделю решили, что раз уж нам не судьба нынче свершить задуманное, надо валить домой в робкой надежде, что еще не все потеряно, и когда - нибудь мы окажемся не одни в каком либо проекте)! За неделю сожрали около 250 литров 92-го (расход получился примерно 11 литров на 100, ни разу не поломались (слава Богу!). Большим плюсом раннего возвращения было то, что выкроил время научить среднего сына ездить на велике! - вот это дело! А к экспедициям еще вернемся! С уважением, Шульпин Николай, он же Sniff. P.S.Большое спасибо участникам конференции, благодаря советам которых мы и наш боевой пони были максимально (в пределах финансов и разума) подготовлены. Вот ссылочка на яндекс фотки:http://fotki.yandex.ru/users/nik5577/album/200684/?p=1

Наивный, я все еще верю, что купил машину для семьи)))!
шкипер

Рег.: 28.11.2007
Тем / Сообщений: 53 / 4823
Откуда: Москва\Электроугли.
Возраст: 71
Авто: Нива боевая, она же-бульдозер для уборки снега. УАЗ-буханка - кемпер для дальних рейдов. И Шнива

Sniff_ru:
Всё размышляю - ругать себя за трусость или хвалить за осторожность?)))!
По-моему- не вопрос! Не велика доблесть разложить машину в рейде. Но если это делать - то лучше радом с домом, грязи везде хватает.
А вот сьездить в интересные места, получить удовольствие и вернуться без потерь - достойно!
Главное- не допускать победы полного привода над разумом... [:hello]

Восточный Фронт!
Покатушки, подготовка техники и обучение.
Регламент и информация - на 1 стр. темы.
Нива 4x4 / Вокруг Нивы / Дороги и бездороги / Осударева Дорога. Май 2013