Niva est vita!
Niva 4x4
Lada Niva owners club. Founded by
Ermolov Aleksei Igorevich, aka ALER
Yandex and Google search

Увеличение нагрузки на трансмиссию от больших колёс

Niva 4x4 / Техника Нивы / Нива-экстрим, тюнинг двигателя, трансмиссии, подвески
90 older posts on previous pages
Артем Самара

Reg.: 5/3/2006
Posts: 292
From: Самара
Age: 44
Car: ШНива, 2008

2/8/2007, 5:06 PM +03
Gimalaev
С твоими выводами в п.1,2,4 полностью согласен, а вот п.3
Чем больше масса колеса, тем больше его инерция и тем больше энергии нужно на его перемещения. Получается лёгкое колесо будет больше "дрыгать" подвеску, а тяжелое - больше проминать шину или дорогу
не совсем.
Колебания легкого колеса амортизатору проще остановить и меньше будет нагрузка на болты его крепления, также меньше нагрузка на пружину ввиду меньшей энергии приобретенной им на кочке. Легкое колесо будет всегда ближе находиться к положению равновесия подвески, чем тяжелое, и тяжелое как раз будет дрыгать как ты выразился подвеску.
Gimalaev

Reg.: 10/14/2005
Topics / Posts: 5 / 505
From: Москва, Щукино
Age: 45
Car: L200&2008

2/8/2007, 7:59 PM +03
Артем Самара, я в общем понял свою ошибку. Вопросец не самый простой, но как мне кажется, я уже чуток разобрался. [:)]

Смысл такой(вот тут то я и заблуждался), что если все дорожные неровности могли бы отрабатываться шиной, тогда подвеска вообще может быть неупругой (на карте, к примеру).
При бОльших колдобинах, когда подвеска работает на сжатие, то:
во-первых, она для этого и создана, работает в штатном режиме и не подвергается никаким перегрузкам; а во-вторых, масса колеса не играет здесь большой роли, так как основные силы здесь вызваны инерцией кузова и упругостью пружины. Главным образом работают упругие элементы подвески. Соответственно, и при «пробое» подвески, инертность колеса вообще мало что значит и практически не окажет влияния на «живучесть».
А вот на что окажет, так это на работу подвески на отбой, и на всякие динамические и колебательные процессы, когда подвеска, грубо говоря, работает на разрыв.
Так как ничего толком в инете не нашел, сам нарисовал схемку [:D] :

Условно это можно представить так: «кузов» и «колесо» связывает «подвеска» - тоненькая тростинка по сути. Колесо опирается на поверхность. Начинаем резко дёргать кузов вверх, все нормально, подвеска приподнимает колесо. Теперь увеличиваем массу колеса до безобразия и повторяем опыт – хлоп, и «подвеска» порвалась. Сила действующая на разрыв подвески, будет прямо пропорциональна массе колеса.
К тому же меняя массу колеса, да и неподрессоренные массы вообще, меняются всякие резонансные частоты собственных колебаний. К чему приведёт это, сказать ещё сложнее.
Но мне кажется, что подвеску убивает, прежде всего, сочетание увеличившейся нагрузки и её (очень) многократного воздействия. В том смысле, что пиковые нагрузки не сильно возрастут, а усталость металла например, будет развиваться в разы быстрее.

Тяжёлое колесо – возможно и благо, но только на очень малых скоростях.

[:D]

упс...
Артем Самара

Reg.: 5/3/2006
Posts: 292
From: Самара
Age: 44
Car: ШНива, 2008

2/8/2007, 10:13 PM +03
Не совсем понял, что ты хотел сказать, толи влияет масса, толи нет.
Представим машина наезжает скажем на лежачего мента. Если бы неподрессоренная масса была равной нулю, то колесо просто бы скопировало траекторию дороги. Но поскольку это не так, то колесо продолжает движение вверх после вершины колдобины. Кинетическая энергия колеса переходит в энергию сжатой пружины. Из школы кин. эн. это mW^2/2, энергия пружины kx^2. То есть энергия прямо зависит от неподрессоренной массы и в квадрате от скорости (не машины, а скорости перемещения колеса в плоскости совпадающей с направлением сжатия подвески). Воздействие на кузов также усиливается прямо пропорционально массе колеса.

Добавлено спустя 2 минуты 19 секунд:
Тяжёлое колесо – возможно и благо, но только на очень малых скоростях
Нет у него никаких благ, если только ты не работаешь на укладке асфальта катком [:D]
Gimalaev

Reg.: 10/14/2005
Topics / Posts: 5 / 505
From: Москва, Щукино
Age: 45
Car: L200&2008

2/8/2007, 11:42 PM +03
Я уже и сам малость запутался в своих показаниях [:D]

В общем как я понимаю, увеличение массы (читай инертости) колеса оказывает разрушительное воздействие на подвеску, благодаря всевозможным колебательным и резонансным явлениям. Естественно это имеет смысл на относительно высокой скорости движения (на тракторе это не особенно будет заметно [:D] ).

Вот что примерно я имел ввиду.

Аналогию можно провести с дисбалансом колеса - на малой скорости он не влияет, а если дать ему войти в резонанс, тогда нагрузка создаваемая колесом резко возрастёт. Вот как-то так [:;)]
2/19/2007, 4:21 PM +03
AleksT:
У нас на последнем джип-фестивале было авто с такой схемой:
двигатель с КПП - 2108, установлен продольно, раздатки - нет, приводы от КПП идут сразу к мостам, причем оба моста - нивовские, передний - независимая подвеска, сзади - балка. Увеличена только колея. Рама - из профильной трубы, без кузова. Колеса - 42 дюйма от какого-то болотохода. Вес машины - 750 кг.

Машина очень неплохо ехала, по любым барханы, даже с отвесными стенами, УАЗикам там даже делать нечего.
В журнале "ПП4х4" за февраль статья на полторы страницы про этот агрегат. Там почти всё как написал AleksT, только мосты не нивские, а просто жигулёвские. Колея примерно 205см(!). "Летние" колёсики 40" Бел-79, с ними клиренс 35см, а на "зимних" камерах дорожный просвет 50см [:shock] . А сами колёса сделаны из жигулёвских дисков с креплением 4-мя болтами. Так что судя по всему, от нивы там ничего нет. Кстати называется это чудо - "Барс". И как написано, ребята строят новый агрегат - четырёхместный. [:)]

Несколько хороших фото есть тут: http://photo.pajero4x4.ru/razb2006
Например
И в сравнении с УАЗками и тп

упс...
Гость

Reg.: 12/6/2004
Topics / Posts: 627 / 51708

5/5/2009, 9:50 PM +04
Никогда не понимал зачем карячить на Ниву" 235" резину. Машина " убивается в разы быстрее , не " едет" , бензин " хавает " как УАЗик, пользы не вижу, а какая беда, если пропорешь такое колесо. [:frog]
Ay49Mihas

Reg.: 10/20/2007
Topics / Posts: 7 / 4557
From: Красноярск
Age: 41
Car: ВАЗ-2121 1989, ВАЗ-2121 1979

5/6/2009, 5:02 AM +04
Maksim V
это в другую тему --- в "Нива-экстрим, тюнинг двигателя, трансмиссии, подвески". Там народ ещё не то делает [:)]

29" не повредят настолько, чтобы их не было смысла ставить. Это общий отзыв использовавших 29".

King Cobra Extreme 32/9.5/15, ГП 4.3, КПП 2101 4.02 от MEW, СРПМ от MEW, РК 2.93 от MEW, лебёдка GW 9500, зад заварен
Sokolov

Reg.: 4/12/2006
Topics / Posts: 19 / 3320
From: г. Новокуйбышевск Самарской обл.
Age: 46
Car: ВАЗ 2131 2007г, Шкокодил 1998г

5/6/2009, 8:32 AM +04
Maksim V:
Машина " убивается в разы быстрее
Вы батенька путаете кислое с ораньжевым.
Колёса на 29 дюймов ставит те кто машину уже убивает, а не колёса на 29 приводят к необратимым психическим отклонениям.
Скажу, что даже на 28,2 машина поехала существенно мягче, устойчивее, плавнее, экономичнее, чем на штатной ВлИ-5.

Да-а!.. Я умных разговоров не знаю, а поговорить-то с вами хочется! (С) Вересаев В. В.
Гость

Reg.: 12/6/2004
Topics / Posts: 627 / 51708

5/6/2009, 11:55 AM +04
Sokolov:
Вы батенька путаете кислое с ораньжевым.
Диаметр колеса, Ширина ,Вес увеличились - следовательно увеличилась нагрузка на ВСЕ элементы трансмиссии и ДВС. От этого просто нельзя отмахнутся, все эти испытания проводились на Дмитровском автополигоне с использованием самых современных измерительных комплексов, результаты были опубликованны в прессе ,по результатам испытаний и было рекомендованно какие колёсья допустимо использовать на Ниве. Я в своё время читал отчёт о испытаниях на Ниве резины более крупной чем штатная ,по заказу военных, по окончанию испытаний стало ясно всем ,включая военных, что резина более крупная ,чем штатная Ниве - ПРОТИВОПОКАЗАНА , так как в разы снижается ресурс автомобиля.
blooder

Reg.: 2/19/2009
Posts: 76
From: Vologda
Age: 40
Car: 21214, 2001 г.в.

5/7/2009, 8:44 AM +04
Maksim V:
Я в своё время читал отчёт о испытаниях на Ниве резины более крупной чем штатная ,по заказу военных, по окончанию испытаний стало ясно всем ,включая военных, что резина более крупная ,чем штатная Ниве - ПРОТИВОПОКАЗАНА , так как в разы снижается ресурс автомобиля.
А где можно почитать этот отчет?
Гость

Reg.: 12/6/2004
Topics / Posts: 627 / 51708

5/7/2009, 9:21 AM +04
blooder:
А где можно почитать этот отчет?
Я читал его лет 25 назад, мне давал его знакомый из МАМИ , а где его сейчас найти я и не знаю. Мы свою первую Ниву купили в 1980 году , вот он нам по мере возможностей ,переодически и подбрасывал , что-то почитать.
Васик-Нивасик

Reg.: 8/30/2007
Topics / Posts: 3 / 154
From: г. Электроугли
Age: 44
Car: ВАЗ21214 (07)

5/7/2009, 9:47 AM +04
blooder Ищи поиском книгу "Высокой мысли пламень". Там есть отрывок про испытание резины ВлИ-6 для ВАЗ 2122. Она была большего диаметра, чем ВлИ-5.
katzyn
Administrator

Name: Евгений
Reg.: 3/26/2008
Topics / Posts: 149 / 5019
From: Иркутск
Age: 38
Car: Jimny 2013

5/7/2009, 10:19 AM +04
Я вот нашёл и прочитал, что именно там написано.
Там удалось качественно замерить и сравнить моменты инерции колёс – опытного 8–16 и серийного 6.95–16.

Оказалось, что у первого он в полтора раза больше! Во столько же раз, естественно, возрастал и общий уровень нагруженности трансмиссии.

Но и это было ещё не всё.

Выяснилось, что сцепление широких шин ВлИ-6 с дорогой было явно выше, чем у серийных ВлИ-5. Хотя эту разницу и не удалось ус­та­новить количественно (не оказалось в наличии нуж­ной аппаратуры), но всё было видно и без этого, так сказать, невооружённым глазом.

Приведём простой пример. При проведении замера одного из важнейших показателей любого автомобиля – времени разгона с ме­с­та до скорости 100 км/ч – методикой испытаний предусмотрено предельно резкое трогание ("раскрутка" двигателя до максимальных оборотов с последующим "бро­ском" педали сцепления).

Эта методика досталась вазовским испытателям в наследство от фирмы FIAT, где она давно и успешно применяется, поскольку обеспечивает минимальную потерю времени при разгоне (если трогаться традиционным способом, теряется от одной до двух секунд, что недопустимо).

Так вот, на обычной "Ниве" ведущие колёса при этом непре­менно пробук­совывают даже на сухом бетоне.

А на "22-й" с широкими шинами такой пробуксовки не было вообще! После "броска" педали сцепления автомобиль некоторое время (вполне ощутимое!) продолжал стоять на месте!

В эти мгновения явственно чувствовалось, как буксует сцепление, "закручиваются" все валы, полуоси и т.д. И только после этого автомобиль нехотя трогался и начинал разгоняться.

Перечисленные факторы (сюда надо, конечно, добавить и более жёсткие условия армейской эксплуатации) и нагружали трансмиссию до запредельного состояния. Что называется, "приплыли" (по отношению к плавающей машине сие звучит этаким каламбуром, но так оно и было).
Многие из нас трогаются таким макаром? То-то и оно. А сцепные свойства хорошие и у маленьких колёс могут быть. Все ли большие колёса такие тяжёлые, как совковые размерности 8–16? Да и утверждение
Во столько же раз, естественно, возрастал и общий уровень нагруженности трансмиссии.
не корректно, ибо нагрузки на трансмиссию с моментом инерции колёс, вообще говоря, связаны слабо. Они связаны с ним в такой пропорции, когда мы раскручиваем колёса в воздухе — во всех остальных случаях разница куда скромнее.
fanngorn

Reg.: 1/12/2005
Topics / Posts: 8 / 2949
From: Москва, Юго-Запад
Age: 38
Car: 21213 1,7 турбо 97г.в на 38 Боггере, GMC Savana 5.3 AWD, Jeep Grand Cherokee ZJ V8 5.9i, УАЗ-3909

5/7/2009, 11:12 AM +04
Maksim V:
Никогда не понимал зачем карячить на Ниву" 235" резину. Машина " убивается в разы быстрее , не " едет" , бензин " хавает " как УАЗик, пользы не вижу, а какая беда, если пропорешь такое колесо.
Выигрываем в проходимости - теряем в надёжности, чудес не бывает. Но я бы не сказал что всё так плохо. При грамотном комплексном подходе (лифт, резка арок, замена ГП) машина почти не теряет в динамике, надёжность и ресурс уменьшаются несущественно. 29-й Гурич на ковке весит чуть ли не меньше чем штатная резина на тазах, так что разница в инерции тут несущественная.

А вот ты лучше напиши конкретнее что понимается под высказынием "убивается в разы быстрее"? Что конкретно убивается и и насколько быстрее? К испытаниям 25-летней давности отсылать не надо.

Подготовка внедорожников
Ремонт, доработка а/м Нива, Шевроле-Нива
Магазин офф-роуд аксессуаров

http://www.koroffka4x4.ru
http://www.koroffka4x4.com
http://vk.com/koroffka4x4
http://instagram.com/koroffka4x4/
Antohaross

Reg.: 8/3/2008
Posts: 479
From: Коломна
Age: 43
Car: Ваз 21213 1996г.в.

5/7/2009, 3:01 PM +04
Не знаю что там у кого убивается, но при всех тех мероприятиях которые перечислил fanngorn всё нормально живёт и здраствует, если конечно ездить с включённой головой, а не так как тестировали в этой статье. К тому же для интереса и сравнения. Мои колёса Йокогама МТ 31*10,5 на кованных дисках КРАМЗ весят ненамного тяжелее чем штатная нивовская резина.
Niva 4x4 / Техника Нивы / Нива-экстрим, тюнинг двигателя, трансмиссии, подвески / Увеличение нагрузки на трансмиссию от больших колёс