Niva est vita!
Нива 4x4
Клуб нивоводов. Основатель —
Ермолов Алексей Игоревич, aka ALER
Поиск в Яндекс и Google

Система управления зажиганием Maya

Нива 4x4 / Техника Нивы / Электрика, электроника, инжектор
Baza

Рег.: 11.09.2008
Тем / Сообщений: 2 / 400
Откуда: Санкт- Петербург
Возраст: 47
Авто: 2120 & 2002г папирус

Судя по всему некий гибрид MPSZ (аппаратная часть) и SECU-3 (менеджер очень похож)

Либо нечему гореть, либо нечем поджечь.
(из детского опыта возни с Д8Э + Орлёнок)
AlT

Рег.: 27.12.2009
Тем / Сообщений: 3 / 7
Откуда: Ukraine
Возраст: 48
Авто: Нива 2121, 1983 г.р.

Хочется поделится опытом установки и использования системы "МАЙА"

Статья на тему отправлена в ФАК, а вкратце: ОСНОВНОЕ преимущество (IMHO, конечно) инжекторных ДВС – использование электронного блока управления (ЭБУ) именно для поджигания топлива. Топливная экономичность от использования впрыска – тоже конечно хорошо, а вот соблюдение высоких экологических стандартов (самонастройка по датчику кислорода) не особо и важно.

Мало правильно и приготовить смесь, важно эту смесь ВОВРЕМЯ поджечь, иначе все преимущества инжектора улетят в трубу.

Пока [:;)] ставить инжектор не будем (а даже если потом и решим внезапно перейти на инжектор, большинство деталей и проведенных работ нам пригодятся), а вот что нам даст установка Микропроцессорных систем управления двигателем (МСУД)?

Преимуществами МСУД является то, что она обеспечивает оптимальное управление зажиганием в зависимости от частоты вращения коленчатого вала, давления во впускном трубопроводе, температуры двигателя, положения дроссельной заслонки карбюратора. В системе отсутствует механический распределитель, поэтому она может обеспечить очень высокую энергию искры.
В принципе МСУД – это те же блоки ЭБУ, но с отличающимися функциями (нет управления форсунками, смесью, кондиционером и т.д.).

Недостатками этой системы, (вернее, основным опасением) является низкая надежность, потому, что в системе присутствует сложный электронный блок выпускающийся мелкосерийно (а поэтому - полукустарно). В случае отказа очень сложны диагностика и ремонт. Особенно в полевых условиях.

А еще одно преимущество оценят только владельцы Нивы – трамблер можно выкинуть, а на его место переместить что-нибудь нужное, например генератор!

Идея и опыт использования микропроцессорного зажигания уже давно не нова и существует несколько видов МСУД. Технология – отработана и обкатана. Потому опасаться того, что где-то в поле сломается блок можно конечно, но несильно))). У нас в запасе все равно остается старая система зажигания или запасной блок. Люди используют подобные системы МСУД с 2005 года, например, в том варианте, который выбрал я, встроены современные элементы, ограничивающие влияние пульсаций напряжения на Блок – надежность гораздо выше.

Основных вариантов всего три - MPSZ-ZH , SECU-3 и MAYA , ранее - Остальные решения (Пульсар, Октан, и подобного типа на радиолюбительских сайтах рассматривать нет смысла)

Все варианты опробованы и отработаны, все они выполняют схожие функции, дело только в деталях и тут как раз самое интересное. В принципе – дело выбора каждого, расскажу, как делал выбор лично Я, как устанавливал и как настраивал и что из этого вышло.
Кроме того, машина у меня первая, все операций я делал впервые.

SECU-3 - полностью открытый проект, который постоянно поддерживается автором. Доступно все - исходные тексты программ, чертежи, схемы и прочее.
Серьезный проект, меня смутил вид платы. Руками вряд ли бы Я такое сделал. Отзывов и примеров установки поблизости сайта не нашел.
Техподдержку надо искать. Проект для тех, кто хорошо разбирается в электронике и программировании.

MPSZ-ZH. Хороший, годный проект, развивается с 2005 г. Несколько тысяч пользователей. Сначала тоже был бесплатным, потом перешел в категорию платных. На момент моего "маркетингового исследования рынка" не поддерживал многих интересных вещей.

Выбор пал на проект MAYA. Первоначальная версия MAYA базировалась на 4 версии MPSZ-ZH. Потом, если разработчики не врут)), переделана самостоятельно - отдельный продукт не связанный с MPSZ-ZH. Существует и в бесплатной версии, но уже перебралась в платную версию. Наиболее полная и развивающаяся система, поддерживает все системы управления коммутаторами и гораздо больше разных возможностей, чем у конкурентов (полный набор входов для ДХ/ДУИ-ДНО/60-2/36-1/6+1, цифровой или аналоговый датчик температуры, встроенный стробоскоп, управление временем накопления в катушках, настраиваемое управление внешними выходами/исполнительными механизмами). Понравилась программа-менеджер с удобным редактором карт УОЗ и онлайн-логгером, графики можно менеджером скачивать/заливать на общедоступное хранилище. Короче – мощная и очень гибкая система. Проект постоянно развивается и появляются какие-то новые функции. Недавно появилась возможность подключить индивидуальные катушки на каждый цилиндр, появился лаунч-контроль (это правда актуально для гонщиков, но характеризует). Обещают скоро сделать подключаемый контроллер датчика детонации. Разработчики работают, техподдержка замечательная.

Во всех системах для управления коммутаторами симулируется сигнал аналогичный сигналу со стандартного датчика Холла, благодаря этому можно использовать коммутаторы, предназначенные для работы от датчика Холла.

Главная деталь – Блок Управления. Вариантов заиметь Блок имеется несколько:
1) Плату можно спаять самому, заказать только процессор, который просто вставляется в разъем (вот за него разработчики и хотят денежку, именно в нем хранится труд нескольких лет разработки и опытов).
2) Заказать готовую плату и процессор, и самостоятельно распаять детали.
3) Заказать готовую плату, процессор и все детали, паяем опять таки сами, или даем кому-то в работу;
4) Купить все готовое))

Паять я люблю и могу, но плата достаточно сложная, несколько деталей я в магазине найти не смог, надо было заказывать из центра, а это опять – ждать, бегать на почту; SMD элементы я никогда не паял; а потом всё проверять, искать свои ошибки (обычно у меня одни и те же грабли в платах и пайке), и самое главное - мне было лень )). Я заказал готовый блок. Оплатил в банке и через пару дней забрал у автоперевозчика коробочку.

Плата выполнена промышленным способом: в наличии маска, шелкотрафаретная печать. Все элементы пропаяны хорошо, соплей нет. На плате есть перемычки для выбора напряжения датчиков и провод-перемычка, который надо перепаять, если надо будет устанавливать систему под ДХ или ДНО+ДНУ.

Всего, для установки было приобретено:

1. Блок Управления Зажиганием (92 у.е.);

2. Шкив коленвала с демпфером 21214-1005058-10 под клиновой ремень (около 40 у.е.) (можно Шкив коленвала под клиновой ремень 21214-1005060-40)

Или СРАЗУ переходим на поликлин с заменой шкивов генератора и помпы.

3. Крышка передняя двигателя 21214-1002060 (около 15у.е.). Крышка от Шнивы не подходит, шкив шире, поэтому кронштейн датчика длиннее.

4. Модуль зажигания 2112 (40 у.е.)

5. Провода ВВ зажигания (10 у.е.)

6. Датчик положения коленвала (цена около 2-3 у.е.);

7. Колодку с проводами под ДПКВ;

8. Колодку с проводами для модуля зажигания;

9. Набор прокладок двигателя (комплект, бумажные, 1 у.е.);

10. Герметик высокотемпературный красный, АВРО (или как он там правильно называется);

11. Ключ шкива коленвала (на 36)

12. Тройник дюралевый диаметром 12;

13. Штуцер какой-то (из него и тройника мастерим переходник с трубки 12 на трубку 6 мм)

14. Трубка на вакуумный корректор, девяточная, силиконовая;

15. Температурный датчик DS18B20 (он же – Dallas, 2 у.е.)

16. Болт М6*20 (крепить ДПКВ к крышке);

17. Провод 2х и 4х жильный в экране и обычный провод;

18. Конвертер USB – RS232 (10 у.е)

Меняем крышку и шкив; готовим проводку; устанавливаем Блок (я его установил перед пассажиром на тоннеле, ДПКВ, модуль зажигания от блока управления всего два провода и питание); подключаем ЭПХХ.

Подключаем силиконовой трубкой ДАД к впускному коллектору.
Настраиваем с помощью ноутбука Блок - и все,поехали))

Добавлено спустя 1 минуту 39 секунд:

Что мы получили в итоге?

Расход, конечно, сильно не изменится (хотя можно увеличить, если перестараться), экономия, как мы помним, достигается с помощью впрыска либо установкой газа или дизеля)). Кстати те, у кого стоит газ, этой системе не нарадуются.

Можно переключать графики по виду и качеству топлива ("Газ", "Бензин", "Хорошее", "Плохое") или например, на разную экономичность и, соответственно, динамику ("Пенсионер", "Ракета").

Абсолютно стабильный ХХ. После трамблера никак не могу прийти в себя.

Легкий запуск. Такой же, как и на инжекторах – стартер делает пару раз "вжик-вжик" и можно ехать (если конечно все остальные системы – тот же стартер – работают нормально). Все пользователи подтверждают лёгкий пуск зимой в морозы, двигатель быстрее прогревается. "Холодное" лето 2010 система также отлично работала, ни одного пропуска зажигания.

Улучшение динамических свойств автомобиля. Машина стала резвее, даже жена заметила, хотя ей никто не рассказывал)).

Двигатель стал работать плавней, чтоли, приемистей. Рывков, провалов в движении нет.

Немного даже прибавилось в мощности двигателя, не так чтоб сильно, но чувствуется, особенно при разгонах и езде в горку.

Трамблер, как было замечено раньше, можно убрать (только обязательно поставить "грибок" от 21213).

Еще один момент связан с безопасностью авто. Всем известно, что любой автомобиль можно украсть, но карбюраторный – проще всего, достаточно открыть капот. Если мы уберем трамблер и добавим нехитрые блокировки - у гостей будет много неподдельной радости от того факта, что у Вас установлена система "Майа". А можно поставить и хитрые блокировки – например, можно уже с чистой совестью ставить иммобилайзер и спрятать миниатюрные реле в проводах.
Все равно, могут украсть, но задача состоит в том, чтобы максимально растянуть процесс знакомства с Вашей машиной

Ну и двигатель, работающий без трамблера, можно показывать незнакомым с "Майа" людям за деньги))

Добавлено спустя 54 минуты 2 секунды:

Пока статья не появилась в ФАКе, оригинал можете смотреть ЗДЕСЬ

Нужно делать так как нужно, а так как ненужно делать ненужно...
Jade

Рег.: 01.03.2006
Сообщений: 151
Откуда: Москва
Возраст: 43
Авто: ВАЗ 21213 1998 г.в.

AlT:
Сейчас система пока не производится. На сайте висит устрашающая надпись "В связи со сложившимися обстоятельствами, мы пока НЕ ПРИНИМАЕМ ЗАКАЗЫ на нашу продукцию". Что там за обстоятельства - не известно, и что имеется в виду не понятно, но возникают мысли об отказе разработчиков.
Как нибудь можно подтвердить данное утверждение, нигде подобного не упоминалось.

И вопрос к автору
зачем вот здесь
AlT:
менять английскую p на русскую р? Ведь dns пытается резольвить совсем другой адрес [:)] зачем начинать тему с заведомого подлога?
********

Faciant meliora potentes
Суслика нет...
AlT

Рег.: 27.12.2009
Тем / Сообщений: 3 / 7
Откуда: Ukraine
Возраст: 48
Авто: Нива 2121, 1983 г.р.

Да конечно, никтож не знает адрес - проект новый, всего пять лет или больше)), а я всех запутаю [:P] - ты меня разгадал [:weep]

Вот специально напишу http://mpsz.ru, http://secu-3.narod.ru, http://www.google.com

Заметь, я не говорил: "не берите - она плохая".
Надпись про проблемы была, только что зашел проверил - убрали.
mpsz.JPG
mpsz.JPG
КЭШ Гугля для сомневающихся

Нужно делать так как нужно, а так как ненужно делать ненужно...
Jade

Рег.: 01.03.2006
Сообщений: 151
Откуда: Москва
Возраст: 43
Авто: ВАЗ 21213 1998 г.в.

AlT
Извини, погорячился. [:weep]

Faciant meliora potentes
Суслика нет...
AlT

Рег.: 27.12.2009
Тем / Сообщений: 3 / 7
Откуда: Ukraine
Возраст: 48
Авто: Нива 2121, 1983 г.р.

No Problem [:)]

Сюда, кстати, тоже лучше не ходить - тоже одна реклама;) :
http://tiu.ru/p43447-elektronnyj-blok-priz.html
http://gazok.com.ua/index.php?op…ent&view=article&id=29&Itemid=37
http://www.fimip.ru/project/618
http://www.carhelp.info/forums/s…ОРЫ-и-ОПЕРЕЖЕНИЕ-ЗАЖИГАНИЯ/page5
http://forum.cxem.net/index.php?showtopic=70702
http://dimka955.chat.ru/mpsz.htm (МПСЗ на базе контроллера МС 4004)
http://forum.pc-center.com.ua/sh…hp/28-Цифровое-зажигание-ОКТАН-4
http://www.silich.ru/
http://www.ac.com.pl/ru/

Вернее, на Силыч можно зайти, скорее всего (99% что куплю, 1% что буду сам делать что-то похожее) буду брать у них блок плавного управления электровентилятором радиатора "СиличЪ-Борей"
и думаю по поводу контроллеров электровентилятора отопителя "СиличЪ-Аргест" и управлением жалюзями перед радиатором.

А про МПЗС я узнал из нашего сайта, из подписи у MasterHome, вот, спасибо https://www.niva4x4.ru/niva4x4

Нужно делать так как нужно, а так как ненужно делать ненужно...
n-dee

Рег.: 12.09.2007
Сообщений: 158
Откуда: г.Нижний Новгород
Возраст: 58
Авто: Была - ВАЗ21213, 1997г.в. Сейчас - Suzuki Grand Vitara 2008г. 2,0л 140л/с мкпп

Почитал в ФАКе статью, - автору респект - отлично описано, с хорошим ч/ю)) - только вот целесобразность таких сложных переделок вызывает большие сомнения, я сам люблю ковыряться с машиной, но затраты моего времени и сил должны быть адекватны результату, что мы имеем в итоге? - Стабильный ХХ, некоторый (весьма субъективный) прирост динамики, и моральное удоволетворение, всего того же можно достигнуть грамотной настройкой трамблера и карбюратора, что займет примерно в 20 раз меньше времени (про финансовую сторону вобще молчу), да и еще теряем главное (и наверное единственное) преимущество карбюратора - простоту и ремонтопригодность (т.е. в случае отказа системы в глухом лесу, починить ее на коленке врядли удасться). Заманчиво конечно, но пожалуй я доезжу еще год-два на своей старушке (которая еще летает дай бог многим)) - а затем спокойно и без лишнего гемора возьму инжектор (если конечно решу не изменять любимой марке))
AlT

Рег.: 27.12.2009
Тем / Сообщений: 3 / 7
Откуда: Ukraine
Возраст: 48
Авто: Нива 2121, 1983 г.р.

Эффект есть, он заметный и эффект стоил моих усилий. На трамблер уже не перейду ни за какие коврижки)).

И что ты подразумеваешь под
грамотной настройкой трамблера
? Покрутить влево-вправо? Или настраивать грузики и жесткость пружинок? Это, ИМХО, тяжелее + все равно нужен какой-то стенд.

И все равно - через время что-то изменится и придется заново крутить (если мы хотим чтобы мотор постоянно(!) оптимально(!) работал). В любой момент можешь залить хоть 80 (72) бензин и ехать (если раньше настроил кривые, конечно).

И по поводу
да и еще теряем главное (и наверное единственное) преимущество карбюратора - простоту и ремонтопригодность
мы не теряем - в карбюратор никто и не лезет, мы, грубо говоря, меняем трамблер на "новый, оптимально настроенный".

Зайди к ним на сайт - там есть варианты дешевле и проще - например "МАYА-мини". Или наоборот - "Турбо" - для турбированных моторов

И если, вдруг, решишь перейти на инжектор это или купить новую машину - или "всунуть" моноинжектор. Во втором варианте уже НЕ надо будет покупать крышку, шкив и модуль - уже дешевле.

Нужно делать так как нужно, а так как ненужно делать ненужно...
нобелиус

Рег.: 24.04.2007
Сообщений: 337
Откуда: Крым, Россия
Возраст: 45
Авто: УАЗ3303-01

Для тех кто еще настраивает траблер

1. чтоб не показаться популяризатором этой системы говорю, что у меня стоит зажигание Михайлова (принцип другой, смысл тотже).
2. различие от штатной БСЗ, как отличается БСЗ от КСЗ. Т.е. мощнее и экономней.
3 цена вопроса - дело личное. я зажигание Михайлова за 300уе покупал с доставкой через границу. Не жалею. (причем почти все стандарт осталось)
4. никакой грамотной настройкой трамблера не добьешься нормальной работы. (работа нормальная пока ты не попробуешь лучше.)


недостатки штатной системы (примем БСЗ).
1. трамблер (неточности вызванные различными частями накапливаются)
2. принимая, что трамблер работает правильно далее упираемся в график работы.
Поясняю: получаемый график далек от идеала как по форме, так и по привязке к идеалу. Зона детонации заставляет переместить зажигание в позднее и получаем НЕидеал на низах и верхах.
Помним: первое что говорят установившие модные зажигания тяга на низах и как максималка выросла.

Шаг 1 установка БСЗ + ДД
Весьма приближаем график к лучшему, т.к. ДД борется в средних оборотах.
Недостатки: 1.2. как и прежде.
3. В средних оборотах (основной режим работы обычно) получается работа на грани детонации, а точнее все время с легкой детонацией. нехорошо.

шаг 2 установка систем с заданным програмно графиком. и исключение из работы трамблера. ессно применение ДД.

лайт.
трамблер. т.к. график уже готов, то становятся ненужными грузики, вакуум-корректор и вообще способность регулятора менять уоз. все глушим и остаются только проблемы зацепления шестерен и подшипника (вроде).
график тут все понятно. Ищем подходящий лично вам.

экстра.
убираем трамблер вообще, вструмляем кучу датчиков, получаем график меняемый максимально от внешних факторов.

Итог: все модные СЗ находятся между лайт и экстра. Так и цена.

Эффект: самый большой эффект будет после установки ДД. Остальное дает чем дальше, тем меньше. Но дает.

Добавлено спустя 5 минут 10 секунд:

а-а-а-а, еще вспомнил. Важно для нивовода. Ниразу не останавливался из-за намокания каких-то контактов. блок герметичен, а трамблера нет.

пока полный сток.
AKSU

Рег.: 09.11.2010
Сообщений: 44
Откуда: Украина, Киев, Оболонь
Возраст: 45
Авто: ВАЗ 21213, 2003г, ГБО, MPSZ "MAYA", электровентиляторы, подрулевые от ШН

Тоже себе MAYA недавно поставил на 21213. Но к установке подошел основательнее, чем AlT, просто у меня видимо больше свободного времени и ковыряться в машине я люблю. [:P]

Системой доволен как слон! Машину просто не узнать! Для ГБО настроил отдельные графики, переключаются автоматически при появлении питания на газовом клапане. Про плаванье холостых и тупение на газу - забыл как страшный сон.

Блок не герметичен, но он живет в салоне, нему пофик! [:rotate]

Подключил блокировку стартера (реализована в девайсе), очень нужная штука! С системой движек стал на столько тихо работать на холостых, что первых пару дней, когда я еще разбирался с подключением тахометра, у меня стартер пару раз получал по зубам. [:oops]

Теперь вот думаю, как бы его трамблер снять (зачем лишний килограм железа в машине возить?)... но он вроде шестерню маслонасоса держит. Надо попробовать найти в нашем селе фиксатор шестерни от инжекторной нивки.
Head-Wind

Рег.: 04.12.2010
Тем / Сообщений: 1 / 3143
Откуда: Новокузнецк
Возраст: 38
Авто: 21213, 1994г

AKSU:
зачем лишний килограм железа в машине возить?
а зачем? запасная система зажигания карман не тянет.
что МПСЗ, что Майа продукты кустарные, капризные... мне трамблер уже пригождался после установки МПСЗ.

нива заварена, откапиталена, ездит, зараза... но докатка, не машина...
AKSU

Рег.: 09.11.2010
Сообщений: 44
Откуда: Украина, Киев, Оболонь
Возраст: 45
Авто: ВАЗ 21213, 2003г, ГБО, MPSZ "MAYA", электровентиляторы, подрулевые от ШН

Еще не слышал, чтоб MAYA ломалась. Максимум - выходили со строя модули зажигания, но они и у инжекторов ломаются - вот что надо в резерве возить.
Может она и кустарная, но выполнена довольно качественно.
Head-Wind

Рег.: 04.12.2010
Тем / Сообщений: 1 / 3143
Откуда: Новокузнецк
Возраст: 38
Авто: 21213, 1994г

AKSU:
Еще не слышал, чтоб MAYA ломалась.
почитай их же форум ради интереса, сломаться может все.
AKSU:
модули зажигания
что проще и быстрее- поменять катушку или переключить ВВ провода и один 6-ти контактный разъем?
дело твое в общем.

нива заварена, откапиталена, ездит, зараза... но докатка, не машина...
bayanist

Рег.: 26.03.2009
Тем / Сообщений: 4 / 899
Откуда: Московская обл. Коломенский р-н
Возраст: 51
Авто: VW Passat B5 1998 TDI АКПП - променял на С-MAX 1.8 на ручке 2008, ВАЗ21213 2002 карбюратор+МПСЗ на Д

Я тоже Майя хотел поставить, но МПСЗ оказалось проще купить - долетел до Домодедово и без очереди мне отдал Вадим.
нобелиус:
самый большой эффект будет после установки ДД
как раз никакого эффекта ДД не даст, на нормальных кривых детонации нет.
Head-Wind:
мне трамблер уже пригождался после установки МПСЗ
Мне пока пригодился тоже - но была сурьезная авария - сорвало шкив коленвала - тот, который с демпфером "СЛОН", потом поставил обычный - уже 3 месяца полет нормальный.

AKSU

Рег.: 09.11.2010
Сообщений: 44
Откуда: Украина, Киев, Оболонь
Возраст: 45
Авто: ВАЗ 21213, 2003г, ГБО, MPSZ "MAYA", электровентиляторы, подрулевые от ШН

В большинстве же своем, народ возит пару лет трамблер в багажнике, пока во время очередной уборки его перекладывают из багажника в кладовку. [:RWL]
Нива 4x4 / Техника Нивы / Электрика, электроника, инжектор / Система управления зажиганием Maya