Niva est vita!
Нива 4x4
Клуб нивоводов
Поиск в Яндекс и Google
Гость

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 630 / 51742

01.08.2006, 9:32 +04
качал книгу Виктора Травина "Право руля", может кому надо

Право руля! Самоучитель игры на новом кодексе. Часть 1

Вы увидели жезл и услышали свисток...
Право останавливать ваш автомобиль в соответствии с Законом РФ «О милиции» дано любому сотруднику правоохранительных органов – от инспектора по делам несовершеннолетних до начальника паспортного стола. Однако воспользоваться этим правом сотрудник милиции может лишь в случае, если у него имеются достаточные основания полагать, что вы совершили (или намерены совершить) административное правонарушение или – не дай бог! – уголовное преступление. Сотрудникам же ДПС, кроме того, дано право останавливать транспортные средства на стационарных постах ДПС для проверки документов, даже если вы ничего не нарушили.
Однако останавливаться по требованию сотрудника милиции вы обязаны лишь в том случае, если требование вам предельно понятно и относится, безусловно, к вам. Если инспектор ДПС (равно как и любой другой сотрудник милиции) обвинил вас в том, что вы не остановились умышленно, оказали, по его мнению, «злостное неповиновение», и пригрозил арестом на 15 суток, напомните инспектору, что за такое правонарушение новый Кодекс не предусматривает административный арест. Да и само понятие «злостное неповиновение» из Кодекса уже исключено. Статья 12.25 КоАП карает невыполнение законного требования сотрудника милиции об остановке лишь штрафом в размере от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда.
Будьте предельно осторожны, если требование остановиться в темное время суток на пустынной дороге вам предъявил человек в милицейской форме, выбежавший из кустов. Милицейская форма – еще не подтверждение его принадлежности к правоохранительным органам – мундир можно купить на Арбате. Поэтому, не выключая двигатель, не выходя из машины, а лишь чуть опустив стекло, корректно предложите якобы сотруднику ДПС вызвать милицейский патруль, либо доехать в его сопровождении до ближайшего поста ДПС или отдела внутренних дел. И хотя такой порядок действий не предусмотрен законодательством, он прочно устоялся на практике.
Прежде чем передавать в руки инспектору документы, поинтересуйтесь, с кем вы имеете дело (вопреки требованию Приказа МВД № 329 сотрудники ГИБДД редко представляются сами) – попросите предъявить вам служебное удостоверение и перепишите «анкетные данные». Свои документы передавайте в руки инспектору ДПС, по возможности, при свидетелях, ибо жуликоватые сотрудники ГИБДД с целью вымогательства нередко прячут один из документов в карман (чаще – доверенность) и утверждают, что ее не было...
Передав документы, не ходите на полусогнутых за инспектором: правила дорожного движения не обязывают вас выходить из машины.
Понятно, что сотрудники ДПС останавливают, как правило, для предъявления обвинения в нарушении ПДД. Однако со вступлением в силу нового Кодекса обвинять водителей в чем-либо им стало значительно труднее, поскольку Кодекс статьей 1.5 впервые в российской административной практике закрепил конституционный принцип презумпции невиновности. Таким образом, отныне, в соответствие не только со статьей 49 Конституции РФ, но и с новым КоАП РФ, водитель, в отношении которого ведется производство по делу о правонарушении, не обязан доказывать свою невиновность. Он считается невиновным, пока его вина не будет полно и всесторонне доказана стороной обвинения. Более того, даже при наличии неопровержимых доказательств виновности водитель будет считаться невиновным до тех пор, пока не вступит в законную силу постановление о наложении на него взыскания – то есть лишь через десять дней с момента вынесения одного из решений: предупредить, оштрафовать или лишить…
Таким образом, если вы не совершали правонарушения, не согласны с обвинением, независимо от масштаба якобы совершенного вами деяния (не пристегнулись ремнем безопасности, выехали на встречную, превысили скорость), требуйте документальных доказательств вашей виновности.
Важно помнить, что в соответствие со статьей 26.2 нового Кодекса не все может служить доказательством вины. Доказательствами могут быть лишь протоколы, предусмотренные Кодексом, объяснения водителя, показания потерпевшего, свидетелей, заключения эксперта, вещественные доказательства, а также показания специальных технических средств. Поскольку имеющиеся на вооружении у ГИБДД морально устаревшие технические средства (в частности, приборы измерения скорости «Барьер», «Сокол», «Искра» и т.п.), как правило, не выдают распечатку (служащую документальным доказательством нарушения ПДД) с указанием государственного регистрационного номера автомобиля и его фотографией, времени и места совершения правонарушения, данных о собственнике автомобиля, такие неубедительные доказательства, по сложившейся практике, чаще всего во внимание судом не принимаются.
Однако даже собранные воедино все перечисленные выше доказательства могут и не быть положены в основу обвинения, ибо, как гласит статья 26.11 нового Кодекса, при рассмотрении дела доказательства подлежат оценке. И должностное лицо или суд может посчитать неубедительными или недостаточными те или иные доказательства. Более того, Кодексом установлено, что никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу, то есть: если их предъявил не простой сержант, а целый генерал, это вовсе не значит, что такие доказательства – на рубль дороже.
Между тем, если у вас имеются доказательства своей невиновности, нет смысла томиться в ожидании сбора доказательств вашей вины: предъявите в свое оправдание (и опять-таки - это ваше право, но не обязанность!) любые, кажущиеся вам убедительными, доказательства своей невиновности. Таковыми, в частности, могут быть показания ваших пассажиров. Потребуйте у инспектора ДПС не только вписать их в протокол в качестве свидетелей, но и привлечь в качестве таковых. А на его возражения типа «Жена – не свидетель, а заинтересованное лицо», напомните ему статью 25.6 нового Кодекса: в качестве свидетеля может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства, подлежащие установлению.
Таким образом, в качестве свидетеля может выступать любой дееспособный гражданин (независимо от степени родства), который что-либо видел или слышал. Стало быть, свидетелями могут быть и теща, и начальник, и присутствовавший при нарушении вами ПДД весь личный состав отдела ГИБДД.
Следует иметь в виду, что инспектор ДПС в ответ на ваше требование внести вашу жену в протокол, может попытаться оказать на нее психологическое давление. Выглядит это чаще всего так: «Вы, гражданочка, видели, что ваш муж выехал на полосу встречного движения. А, защищая мужа, намерены, похоже, лжесвидетельствовать. Знайте, что вы можете быть привлечены к ответственности за дачу заведомо ложных показаний».
В этом случае от дачи показаний (если они будут явно ложными) лучше отказаться вообще. А на настойчивое требование инспектора свидетельствовать против супруга (равно как и против самого себя) отвечать строго по закону: «В соответствие со статьями 51 Конституции РФ и 25.6 нового Кодекса, я не обязана давать показания против своих близких родственников».
Существует представление о том, что отказ от объяснений означает несогласие с обвинением. Это глубокое заблуждение! Отказ от письменных объяснений (то есть молчание) чаще всего расценивается как знак согласия. Более того, в случае управления автомобилем в нетрезвом состоянии отказ от письменных объяснений нередко рассматривается (вопреки, разумеется, нормам права) как признак крайней степени опьянения, при которой водитель даже не сумел попасть авторучкой в протокол… Поэтому, если обвинение в нарушении ПДД представляется вам несостоятельным, не отказывайтесь от изложения своей точки зрения в протоколе. Если же нечего сказать по существу, пишите коротко: «Не согласен! Требую рассмотреть дело в присутствии защитника». Позже разберетесь – с чем же вы не были согласны…
И обязательно подписывайте протокол в его предпоследней графе «Подпись лица, в отношении которого возбуждено дело…», ибо опасаться нечего: сама подпись не означает признания вами вины.
Не отказывайтесь от подписи и в той части протокола, которая гласит, что вам в соответствие со статьей 28.2 КоАП РФ разъяснены ваши права и обязанности (знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, пользоваться помощью защитника…), а также о том, что с протоколом вы ознакомлены и его копию получили. Но и то – лишь в случае, если перечисленное выше было сделано. Если же инспектор не разъяснил вам ваши права или, разъяснив, в нарушение требований статьи 28.2.4 КоАП РФ не дал ознакомиться с протоколом, прежде чем подписать четвертую строчку снизу, вычеркните то, чего на самом деле не было.
Не поддавайтесь на провокацию: никогда и ничего не пишите в своих объяснениях под диктовку инспектора. Нередко, составляя протокол, сотрудники ДПС ласково просят чистосердечно в чем-нибудь признаться в обмен на мягкое наказание. Помните, что по серьезным правонарушениям (управление в нетрезвом состоянии, проезд железнодорожного переезда на запрещающий сигнал, выезд на встречную полосу и т.п.) обещание помиловать дает один - рядовой сотрудник ДПС, а казнит совсем другой - его начальник или судья. И крестьянин помещику – не указ.
Имейте в виду, что вы вовсе не обязаны отвечать на вопрос инспектора ДПС о месте вашей работы. Ведь нередко упомянутая вслух высокооплачиваемая должность в солидной компании провоцирует инспектора ДПС к вымогательству. Более того, если в протоколе с ваших слов будет указано место работы, сотрудник ГИБДД в случае вашего отказа оплатить штраф добровольно, направит исполнительный лист в вашу бухгалтерию, которая обязана будет вычесть сумму штрафа из вашей зарплаты. Запись в протоколе «не работает» отобьет охоту взыскивать с вас штраф и судебному приставу, ибо при отсутствии у вас стабильного источника заработка ему придется описывать имущество на 50 рублей и обращать его в доход государству. А для пристава это – неслыханная морока…
При составлении инспектором ДПС протокола не говорите ему о его ошибках. Не подсказывайте, что в соответствие со статьей 28.2 Кодекса в протоколе обязательно указываются дата и место его составления, должность и фамилия инспектора, сведения о вас, данные о свидетелях (если таковые имеются), место, время совершения и суть правонарушения, а также статья Кодекса, предусматривающая ответственность. Помните, что протокол, составленный с нарушением требований Кодекса, может быть признан не имеющим юридической силы, поскольку, как гласит статья 26.2.3 КоАП РФ, «не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона».
Стало быть, не указывая инспектору ДПС на его ляпы, вы лишите своего обвинителя зачастую единственного имеющегося у него доказательства вашей вины в виде протокола…
И всегда требуйте выдать вам его копию, желательно – в графе «Объяснения…». В отличие от старого Кодекса, который прямо обязывал сотрудников ДПС вручать вам сей документ, статья 28.2.6 нового установила, что копия вручается водителю под расписку только по его просьбе. В противном случае, не имея копии протокола, вы не будете знать, кто и в чем вас обвиняет. И на кого, и за что жаловаться.
По новому Кодексу инспектор ДПС имеет право задержать у вас водительское удостоверение лишь в тех случаях, если вы совершили грубое правонарушение (управляли в нетрезвом виде, превысили скорость более чем на 60 километров в час, отказались от медосвидетельствования, выехали на встречную и т.п.), то есть совершили деяние, за которое предусмотрен (как один из вариантов) не только штраф, но и лишение права управления.
В этом случае инспектор обязан будет выдать вам взамен изъятых «прав» временное разрешение на право управления.
Если вы не будете оспаривать свою вину, а совершенное вами правонарушение не потянет на лишение, инспектор не обязан будет составлять протокол. В этом случае он сразу же наградит вас постановлением-квитанцией с указанием суммы штрафа, которую вы должны будете заплатить (юристы считают, что прямо на дороге, милиция полагает, что только в сберкассе). При назначении наказания в виде штрафа он должен будет учитывать характер содеянного вами, вашу личность и смягчающие вашу вину обстоятельства, и выбрать сумму штрафа, исходя из предусмотренной КоАП РФ вилки – от и до…
Определяя сумму штрафа, скажем, за превышение скорости, инспектор ДПС будет руководствоваться несусветной глупостью, заложенной в Кодекс его авторами. Она бросится вам в глаза уже при беглом взгляде на таблицу штрафов.
Превышение скорости на 10-20 км/час; размер штрафа - 0,5 МРОТ.
Превышение скорости на 20-40 км/час; размер штрафа - 1 МРОТ.
Превышение скорости на 40-60 км/час; размер штрафа - 1-3 МРОТ.
Превышение скорости более чем на 60 км/час; размер штрафа - 3-5 МРОТ.
Вспомнив элементарную арифметику, вы поймете, что такой градации не может быть, ибо одна и та же цифра не может присутствовать в двух разных группах. Это – закон, не имеющий исключений! Ведь выходит, что за превышение скорости на 20 километров в час с нарушителя можно слупить сразу по двум «тарифам» – и половину МРОТа, и один МРОТ!.
Между тем, градация должна быть строгой и без всяких вилок, дающих право наказывать в зависимости от настроения и материальных претензий инспектора, а именно:

Превышение скорости от 10 до 20 км/час (включительно); размер штрафа - 0,5 МРОТ.
превышение скорости свыше 20 км/час до 40 км/час (включительно); размер штрафа - 1 МРОТ.
превышение скорости свыше 40 км/час до 60 км/час (включительно); размер штрафа - 3 МРОТ.
превышение скорости свыше 60 км/час; размер штрафа - 5 МРОТ.
Одако с инспектором по этому поводу не спорьте: виноват не он, а неучи-депутаты, сочинившие околесицу.
А вот получив из рук инспектора свои документы, внимательно изучите водительское удостоверение: если вы оказались победителем, не исключено, что на вашей фотографии в «правах» появились характерные метки — проколотые булавкой нос или глаза, равно как и точки, нанесенные на лице авторучкой.
По неписаному правилу такая отметина является сигналом другим инспекторам ДПС о том, что перед ними “клиент”, которого если и не удастся развести, то следует хотя бы помучить. И такому “клиенту” гаишное братство из чувства солидарности с удовольствием отомстит за попранную честь своего коллеги.
При первых же признаках чьего-либо вмешательства в целостность удостоверения немедленно поменяйте его в МРЭО на новое вследствие порчи.
Затраты на получение дубликата в любом случае обойдутся дешевле, чем стоимость восстановления нервной системы, подорванной в бесконечных конфликтах на дороге.

Право руля! Самоучитель игры на новом кодексе. Часть 2

Вас обязывают подчиниться сотруднику милиции
Выдрессированных водителей на российских дорогах, по данным социологов, обитает подавляющее большинство: их поманят милицейской палкой – они встают; покажут протокол – достают кошелек; прикажут открыть капот – открывают; попросят закрыть рот – закрывают…
Скажут «упал-отжался!» - упадут. И, может быть, даже отожмутся…
При этом каждый безропотно выполнивший все указания придорожного милиционера и по такому поводу изрядно вспотевший, даже не вопрошает сам у себя: «черт побери, неужели все, что ни скажут, я обязан выполнять?».
А вот и зря! Ибо между «обязан» и «не обязан» проложена весьма зримая граница.
…Количество дел о неподчинении сотруднику милиции, переданных на рассмотрение судье, за последний год возросло обратно пропорционально их качеству: искренне полагая, что водитель обязан выполнять любые, даже самые немыслимые указания придорожных милиционеров, они волокут в суд едва ли не каждого, кто осмелился даже просто перечить им.
Чертановский суд столицы недавно рассматривал весьма типичное дело о неподчинении сотрудникам милиции, из которого следовало, что гражданин Макаров, подъехав к своему дому на машине, нарвался на милицейский наряд местного ОВД. Сотрудникам милиции Беликову, Зуеву и Богданову показалось, что разнузданный водила поставил свой автомобиль не там, где им хотелось бы, и у них тотчас же возникло неуемное желание показать ему кузькину мать.
На раздраженное требование «убрать автомобиль к такой-то матери» Макаров задался справедливым вопросом «А кому он здесь мешает?». И, не получив не то что аргументированного, а даже мало-мальски вразумительного ответа, требование самодуров отказался выполнять.
Милицейский наряд, скрутив смельчака, доставил его в Чертановский суд, где с болью в голосе поведал, что наглец Макаров не подчинился законному требованию сотрудников милиции, тем самым унизил их и даже посягнул на честь офицерского мундира. Объяснить суду, насколько законным было требование убрать машину, милиционеры не смогли. Заявили лишь, что любое их требование следует считать законным.
Аргумент произвел на судью неизгладимое впечатление, и, не разбираясь по существу, судья оштрафовал Макарова за неподчинение на весьма солидную сумму.
За Макарова по его кассационной жалобе вступилась аж сама председатель Мосгорсуда. Глава столичных судей установила, что Чертановский суд не выяснил главное: насколько требование сотрудников ОВД укладывалось в рамки закона? И решение о наказании Макарова отменила.
В истории правоохранительных органов, увы, это был далеко не типичный случай полного провала при попытке покарать водителя за отказ выполнять все, что в милицейскую голову взбредет.
Куда чаще случалось наоборот…
В целях предотвращения милицейского произвола законодатели давно уже установили, что водителям необходимо выполнять не все, а лишь законные требования сотрудников милиции в целом и придорожных милиционеров в частности.
Законные - то есть исключительно те, которые предусмотрены законом.
Поскольку единственным официальным документом, регламентирующим обязанности водителя при встрече с сотрудником правоохранительных органов являются Правила дорожного движения (закроем глаза на недоразумение - с большой натяжкой признаем их Законом), то круг прямых водительских обязанностей почерпнем из них.
Правила возлагают на каждого севшего за руль всего пять простых как выхлопная труба обязанностей.
Во-первых, остановиться по требованию регулировщика.
Во-вторых, передать сотруднику милиции документы для проверки.
В-третьих, в случае необходимости предоставить свой автомобиль сотруднику милиции для выполнения оперативного задания, например, преследования особо опасного бандита.
В-четвертых, пройти по требованию придорожного милиционера медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
В-пятых, выполнить распоряжение регулировщика «туда нельзя, сюда нельзя…».
За невыполнение хотя бы одного из этих требований Кодекс РФ об административных правонарушениях карает водителей весьма сурово: от внушительных штрафов до лишения права управления на 12 месяцев или даже ареста на 15 суток.
Вот, собственно, и все! Требования же выходить из машины для составления протокола, открывать капот и протирать носовым платком номера на двигателе, выворачивать сумки для досмотра, давать какие-либо письменные или устные объяснения, законодательством на водителя не возложены. Стало быть, законными не являются и подлежат исполнению им только в добровольном порядке.
Сделаем, впрочем, оговорку. Сотрудник милиции вправе потребовать от водителя прекратить переезжать пешехода колесами своего автомобиля, попросить пристегнуться ремнем безопасности или приказать вытащить руки из кармана для надевания наручников. Такие распоряжения тоже будут абсолютно законны, ведь Федеральный Закон «О милиции» говорит, что милиция вправе требовать от граждан прекращения преступления или правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению милицейских полномочий. И невыполнение этих требований может повлечь ту же самую весьма суровую ответственность.
Но вот, парадокс: сотрудникам милиции дано право требовать, а на граждан почему-то не возложена обязанность эти требования выполнять. Ни в одном законе не сказано, что водитель обязан по приказу сотрудника ДПС вытащить руки из кармана, протянуть их навстречу железным браслетам и вежливо поинтересоваться: «Так вам будет удобно наручники сомкнуть?».
Законодатели посмеялись над нами: они придумали наказание за невыполнение чего-либо, но не возложили прямую обязанность это «что-либо» выполнять!
Шансы по воле суда за неподчинение сотруднику милиции лишиться права управления или загреметь на пятнадцать суток сегодня, как никогда велики: на землю все чаще выходят невменяемые придорожные милиционеры, слово которых, по их разумению, «для всех – закон».
А потому, внимая указаниям сотрудника ДПС, не пытайтесь морщить ум на тему вправе ли он требовать у вас, что называется, «прыгнуть с крыши…». Если сомневаетесь в правомерности требований, вежливо потребуйте ссылку на норму права, обязывающую вас что-либо совершать. Ведь статья 5 Закона «О милиции» прямо указывает, что всякое ограничение прав граждан в их правах и свободах (туда не ехать, здесь не стоять, руки за голову, ноги на ширину плеч…) милицией допустимо лишь на основаниях и в порядке, прямо предусмотренных законом. Стало быть, требуют раздвинуть ноги и положить руки на капот – узнайте номер статьи, обязывающей вас раздвигать и класть. Требуют выйти из автомобиля и лечь на землю – спросите номер статьи, обязывающей выходить и ложиться…
Как правило, не имея возможности документально подтвердить (ткнув водителя носом в статью кодекса или закона) правомерность своих требований, мыслящие сотрудники милиции отказываются от каких-либо притязаний. Ибо понимают: ни в одном нормативно-правовом акте не найдут положений, обязывающих водителя при составлении протокола ходить по пятам за сотрудником ДПС и стучать на самого себя, собственноручно заталкивать автомобиль на эвакуатор и торжественно, как в «Поле чудес», вручать придорожному милиционеру ключи от автомобиля.
Все процессуальные обязанности, как меры обеспечения по делу, слава богу, возложены на сотрудников милиции. Стало быть, только они (без вашей помощи!) и должны их выполнять. Иначе говоря, кому надо, тот пусть и раздвигает вам, извините, ноги, открывает капот и переворачивает верх дном багажник вашего автомобиля.
И помните, что внутренние милицейские приказы и инструкции не могут понуждать вас к совершению каких-либо действий. Они регламентируют права и обязанности исключительно сотрудников милиции, потому как не вправе начальник местной ГАИ и даже министр внутренних дел устанавливать для водителей особый порядок поведения при общении с его подчиненными.

Право руля! Самоучитель игры на новом кодексе. Часть 3

Ваш автомобиль досматривают...
Всеобщему досмотру автомобилей мы обязаны чеченской войне и терактам в США: забираясь с головой в багажники автомобилей, сотрудники милиции жаждут обнаружить в центре столицы Шамиля Басаева, а если повезет, то и Усаму бен Ладена.
И если для государства досмотр – дело исключительно с политической подоплекой, то для государевых служащих – сотрудников ДПС – с экономической: даже абсолютно безупречные водительские документы (особенно у большегрузов) нередко «почему-то» вызывают у инспекторов сомнение в подлинности, что возбуждает у водителей страстное желание поделиться товаром – ящиком пива, коробкой с пирожными или пачкой макарон.
Между тем, действующее законодательство предусмотрело целый ряд процессуальных норм, соблюдение которых помогает избежать милицейских провокаций.
В соответствии с Законом РФ “О милиции” и статьями 27.2; 27.3 нового кодекса ознакомиться с содержимым багажника вашего автомобиля и ваших личных вещей вправе любой сотрудник правоохранительных органов. Однако, как гласит часть 1 статьи 27.9 КоАП РФ, досмотр, то есть обследование транспортного средства осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов правонарушения и проводится без нарушения конструктивной целостности автомобиля. Таким образом, досмотр – не обыск и, стало быть, разбирать двигатель, вспарывать обшивку сидений и разбортировать колеса сотрудникам милиции право не дано.
В новом кодексе авторы статьи в попытке, наконец-таки, дать конкретное определение понятию «досмотр» вложили в него «новый» смысл - обследование. Но опять оплошали: словарь русского языка Ожегова понятие «обследование» раскрывает как «осмотр». И таким образом, запутались окончательно, поскольку вышло, что досмотр – это … осмотр.
Опираясь на нормы русского языка, мы вправе понимать досмотр транспортных средств исключительно как осмотр, то есть визуальное (что называется, «без рук») знакомство с содержимым вашего автомобиля. И должны сделать единственный вывод: досмотр не дает право сотруднику милиции прикасаться к вашим вещам.
Для досмотра, кроме того, необходим чрезвычайно веский повод. В соответствие с Законом РФ «О милиции» таковыми, в частности, могут быть: оперативная информация о том, что вы (или похожий на вас преступник) ограбили банк, взорвали большой Каменный мост, везете на дело террористов, гранатомет «Муха», бежавшего из тюрьмы рецидивиста, установили без соответствующего разрешения специальный звуковой сигнал или незарегистрированную радиостанцию, равно как, если на залитом кровью сидении автомобиля у вас замечена принадлежащая явно не вам инкассаторская сумка.
Таким образом, никакой массовый досмотр всех автомобилей подряд даже в период проведения антитеррористической операции «Вихрь» или «Завихрение» по федеральному закону в мирное время не допустим. Досмотр по общепоисковому принципу закон допускает лишь в случае введения в городе чрезвычайного или военного положения.
Если старый кодекс позволял (по причине двусмысленно прописанного порядка действий) пренебрегать понятыми (чем всегда с удовольствием пользовались сотрудники ДПС – кому нужны свидетели?), то новый кодекс частью 2 статьи 27.9 предъявил в качестве обязательного условия – присутствие при досмотре двух понятых. (Помните, что таковыми не могут быть ни сотрудники милиции, ни пассажиры вашего автомобиля – в качестве понятых могут выступать лишь люди абсолютно независимые: водители мимо проезжавших автомобилей, их пассажиры, да и просто пешеходы). Стало быть, попытку сотрудника ДПС заглянуть в багажник или салон вашего автомобиля в одиночку, следует пресекать законным способом: «Уважаемый инспектор! Вы нарушаете действующее законодательство, поскольку не привлекли понятых. И я не уверен, что после вашего проникновения в автомобиль у меня под сиденьем не окажутся патроны или наркотики».
Кстати, даже если подобные предметы (принадлежащие вам) действительно будут у вас найдены, уголовное дело в отношении вас, скорее всего, развалится уже на первом заседании суда, ведь патроны или наркотики, обнаруженные и изъятые в отсутствие понятых (то есть, с нарушением процессуальных норм), как доказательства вашей виновности не будут иметь юридической силы.
Еще одним обязательным условием досмотра часть 5 статьи 27.5 кодекса предусмотрела составление протокола, в котором должны быть отражены данные о сотруднике милиции, место и время досмотра, тип и марка автомобиля, опись обнаруженных вещей и внесены подписи понятых.
Эта же статья кодекса обязывает сотрудников милиции проводить досмотр автомобиля в вашем присутствии. Но позволяет залезать в автомобиль и без вас в случаях, не терпящих отлагательства - если, скажем, из вашего автомобиля раздается тиканье часового механизма, а под сиденьем покоится самодельная бомба.
Действующее законодательство возлагает при досмотре целый ряд обязательств на сотрудников милиции, и никаких (!) обязательств не возлагает на вас: закон не требует от вас передавать сотруднику милиции ключи от автомобиля, открывать багажник, поднимать капот, собственноручно опорожнять свои карманы, чемоданы, сумки и демонстрировать все извлеченное наружу, иначе говоря – досматривать самого себя и устраивать бесплатный стриптиз. Досмотр проводит исключительно тот, кто в нем заинтересован.
Поэтому при досмотре целесообразно взять на себя роль пассивного наблюдателя и ни в коем случае не препятствовать процедуре, даже если она проводится с нарушением процессуальных норм – без понятых и протокола, а местами превращается в откровенный обыск. Но весьма полезно привлечь к делу свидетелей (пассажиров вашего или проезжавших мимо автомобилей, водителей или пешеходов): если вы надумаете жаловаться на неправомерные действия сотрудника милиции, свидетельские показания могут стать основным объективным доказательством милицейского произвола…

Право руля! Самоучитель игры на новом кодексе. Часть 4

Вас обвинили в пьянке за рулем...
Постановление кабинета министров о порядке медицинского освидетельствования водителей, вступившее в силу 31 декабря 2002 года, было возложено министрами к новогодней елке не как подарок, а почти как венок: Правительство России, от которого ждали последнего слова, едва не похоронило надежды на лучшее…
Не взяв на себя ни малейшей ответственности за самую скользкую тему во взаимоотношениях водителей и придорожных милиционеров, правительство отдало на откуп Минздраву разрешение всех ключевых вопросов по проведению медицинской экспертизы. Министерский кабинет, таким образом, после бесплодных длительных дебатов выдвинул свой последний на эту тему лозунг: увидел пьяного — отойди!
И, хотя глава российского правительства не взял на себя право решать, кого считать пьяным, а кого — условно трезвым, и установление критериев состояния опьянения поручил Минздраву, своим постановлением он запретил допускать придорожных милиционеров к освоению “смежной” профессии и вместе с очередным милицейским званием присваивать им и звание “почетного врача-нарколога”. Ибо освидетельствование пьяных — это исключительно дело врачей, пусть даже и — вредителей.
Впрочем, несмотря на политику невмешательства во внутренние дела алкоголиков, премьер все же отменил монополию избранных медицинских учреждений, которые до сего дня имели исключительное право решать судьбу всех неустойчиво стоящих на ногах. Кабинет министров разрешил проводить медицинскую экспертизу водителей в любых организациях здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность соответствующего направления. К тому же, как следует из постановления, не только в государственных, но даже — частных. Благодаря постановлению, каждому обвиненному в пьянке за рулем, таким образом, отныне предоставлено право пройти повторную — воистину независимую — экспертизу в другом имеющем на то лицензию медицинском учреждении. По сути дела, хоть у наделенного таким правом врача-гинеколога.
Правда, оценить сию новацию по достоинству смогут не все, а лишь те, кто уже имел дело, например, с московской наркологической больницей №17, которой (несмотря на наличие в столице большого количества наркодиспансеров и больниц) единственной было делегировано право решать судьбу дышащих перегаром. И которые в случае несогласия с медицинским заключением имели возможность пройти независимое обследование в другом кабинете, но все той же больницы…
Правительственное постановление подтвердило уже существующую норму, в соответствии с которой полное и всестороннее медицинское освидетельствование можно проводить и в специально оборудованных для этой цели автомобилях, то есть — в передвижных автолабораториях. Но никак не в каретах “скорой помощи”!
Впрочем, сочиняя постановление, кабинет министров не сумел вычерпать из бочки меда всю — до капли — ложку дегтя. И даже, более того, добавил дегтя свежего.
В сельской местности, например, министры разрешили проводить медицинское освидетельствование даже фельдшеру акушерского пункта, имеющему, правда, соответствующую специальную подготовку. Однако если раньше такое право предоставлялось фельдшеру-акушеру только в виде исключения и при значительной удаленности от лечебных учреждений (в тайге или тундре), то теперь фельдшеру дано право подставлять водителям под причинное место баночку и совать в оральное отверстие “трубочку” уже лишь при отсутствии в зоне видимости настоящего врача. Иначе говоря, если местность в километре от Московской кольцевой автомобильной дороги можно считать сельской (а почему бы и нет?), а присутствующий здесь же врач-нарколог по случаю празднования Дня парашютиста сам “не такой, как вчера…”, брать анализы и выносить заключение будет фельдшер-акушер.
В постановлении закрепился и вовсе бериевский принцип следствия и дознания, “благодаря” которому по сфабрикованному медицинскому акту любого подозрительного гражданина можно было запросто упечь в психушку. Кабинет министров оставил за врачами-наркологами право (да что уж там — просто обязал!) не выдавать “алкоголику” копию медицинского протокола, в котором фиксируются все проделанные с ним процедуры и тесты, результаты анализов и его объяснения. Российское правительство тем самым отдельным внукам Гиппократа предоставило возможность бесконтрольно вносить в протокол провокационные записи типа: “Со слов обследуемого, за час до освидетельствования выпил ящик водки и ведро пива”, которые при рассмотрении дела будут решающим аргументом в пользу лишения последнего права управления.
Министры тем самым “подвинули” федеральный закон №24 “Об информации, информатизации и защите информации”, который прямо предусмотрел, что граждане имеют право “на доступ к документированной информации о них, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности”. То есть гарантирующий водителям право на получение копии тщательно законспирированного протокола.
Во исполнение столь противоречивого постановления российских министров Минздрав 14 июля 2003 года сочинил (предварительно похоронив дюжину старых инструкций) приказ № 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения», утвердивший, в частности, инструкцию по проведению медицинского освидетельствования водителей, и едва не принесшей сенсацию.
Но праздник по поводу якобы разрешения накатить перед дальней дорогой пару бутылочек пива или 50 граммов водочки, у любителей припасть к горлышку не случился: средства массовой информации, раструбив о том, что министерская инструкция допускает содержание в организме водителя 0,5 промилле алкоголя, на самом деле жестоко ошиблись!
К счастью, ни Минздрав, ни кто-либо другой не устанавливал норму в 0,5 промилле (как максимально разрешенную), а уж тем более - в пару бутылок пива! Более того, новая инструкция по проведению медицинского освидетельствования совсем не предусматривает разделение водителей на трезвых и пьяных только по количеству алкоголя в организме.
Наделавшие много шума якобы допустимые 0,5 промилле алкоголя в крови в соответствие с инструкцией, отныне будут служить критерием определения состояния опьянения только (!) у водителей, находящихся в бессознательном состоянии или, скажем, погибших в результате ДТП. Единственным, потому как бездыханное тело не уговоришь встать в позу, брызнуть в баночку или дыхнуть в трубочку.
Стало быть, поскольку у живых и пребывающих в относительно управляемом состоянии водителей, как известно, анализ крови во избежание эпидемии СПИД не берут, к ним заветные 0,5 промилле никакого отношения не имеют! Их состояние будет определяться исключительно на основании комплексного исследования! Ведь инструкция прямо обязывает врачей-наркологов изучать у всякого живого биологическую картину (с помощью анализа мочи или слюны, проб выдыхаемого воздуха, измерения давления и пульса приборами, поверенными Госстандартом) и клиническую картину (способность контролировать поведение, устойчиво стоять в определенной позе и внятно излагать умные мысли). И делать это в два этапа - с повторными лабораторными исследованиями и оценкой психофизиологического состояния водителя через 20 минут после первой экспертизы, чтобы избежать досадных недоразумений, при которых положительную реакцию на алкоголь дает съеденная накануне экспертизы конфетка с ликером, выпитая до дна бутылка кваса или безалкогольного пива. Ведь при повторном освидетельствовании признаки употреб
Alex A. Bel.

Рег.: 03.02.2005
Тем / Сообщений: 85 / 2821
Откуда: Адлер
Возраст: 44
Авто: была... 2121 1.7карб. 1986г.р. сейчас: Toyota Lucida 2.2 TD EFI 4wd full time X-limited, 2131 1.8 карб, ГБО, ЭУР 2004 г.р.

01.08.2006, 10:31 +04
starik
а может быть лучше ссылку, откуда качал?
Гость

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 630 / 51742

01.08.2006, 11:25 +04
Alex A. Bel.:
starik
а может быть лучше ссылку, откуда качал?
ага так было бы гораздо удобней!
а так пока ниасилил
01.08.2006, 11:44 +04
Много старой инфы,особенно по пьяным статьям. Да и вобще конечно Травин красиво пишет но на практике большинство советов не применишь...
01.08.2006, 11:46 +04
Alex A. Bel.:
а может быть лучше ссылку, откуда качал?
а я не умею [:oops] [:oops] [:oops]
01.08.2006, 11:50 +04
Нажимаешь в сообщении URL два раза, и между скобочек копируешь адрес откуда качал. (http://........).......
01.08.2006, 15:09 +04
Гипофоз:
Нажимаешь в сообщении URL два раза, и между скобочек копируешь адрес откуда качал. (http://........).......
Я его уже и не помню

Добавлено спустя 10 минут 40 секунд:

вот нашел [:)]
http://autodaily.ru/information/jure/pravo_rulja_.html
Alex A. Bel.

Рег.: 03.02.2005
Тем / Сообщений: 85 / 2821
Откуда: Адлер
Возраст: 44
Авто: была... 2121 1.7карб. 1986г.р. сейчас: Toyota Lucida 2.2 TD EFI 4wd full time X-limited, 2131 1.8 карб, ГБО, ЭУР 2004 г.р.

01.08.2006, 22:21 +04
starik
ну вот! а то всё мама, да мама... (с) не моё [:)]

Добавлено спустя 6 минут 22 секунды:

Гипофоз
ну на самом деле он не учит конкретным шаблонам и как он говорит наша задача (его задача) не инспектора нагнуть а водителя распрямить. и ему это удаётся однако. Он учит стереотипу мышления, правовому стереотипу мышления. Лично мне его подход очень нравится. И я буду читать и учиться дальше.

Раньше бы не знал куда бежать. Сейчас я чётко знаю как посылать налоговою по известному адресу за транспортным налогом. И поверь мне, посылается налоговая легко и просто. Завтра Julbka обещала подсмотреть мне одну статью Налогового Кодекса... пошлю налоговую по очередному адресу [:)] а то иш ты, налог насчитали насчитали и пеню. после посылки их они налог сняли а пеню оставили и ещё стращать принялись. иш ты... бескорыстные вы мои [:)] голубки.... [:P]

мало того я ещё и за 2006 год платить не буду налог пока они не исполнят все свои Законом оговоренные действия я с места не сдвинусь. раньше как ужаленный подпрыгивал, всё ходил как лох платил. всё. Досвидания. Теперь качаем в интернете Травина и слушаем очень внимательно. Правильный, имхо, он пацан [:)]
Гость

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 630 / 51742

02.08.2006, 0:32 +04
Хорошо, если так... Удачи. [:)]
Нива 4x4 / Вокруг Нивы / Закон есть закон / Право руля