Niva est vita!
Нива 4x4
Клуб нивоводов. Основатель —
Ермолов Алексей Игоревич, aka ALER
Поиск в Яндекс и Google

Галопом по Европам или На Ниве в Финляндию.

Нива 4x4 / Вокруг Нивы / Дороги и бездороги
romandc

Рег.: 07.08.2007
Тем / Сообщений: 2 / 116
Откуда: Питер
Возраст: 59
Авто: безлошадный наполовину(заднюю)

Вопрос к уважаемому Aler'у.
Возможно ли в этой ветке форума поместить развёрнутый рассказ, с видео и кучей фотографий?

Заранее спасибо за ответ! [:)]
30 сообщений на предыдущих страницах
nikich

Баянист

Рег.: 22.09.2006
Тем / Сообщений: 8 / 625
Откуда: Питер
Возраст: 21
Авто: 21213 -> Шнива

romandc
Большое спасибо, за столь подробный обзор. Придетс несколько подкорректировать свои планы. Будем думать. [:think]
Теперь у меня уже два варианта:
1) Ехать без машины, турпоездкой.
2) ехать с машиной, но оставлять ее где-то там и по фьердам кататься на пароходике, а жить в мотелях-кемпингах.
Пока не знаю, что из этого лучше...

romandc

Рег.: 07.08.2007
Тем / Сообщений: 2 / 116
Откуда: Питер
Возраст: 59
Авто: безлошадный наполовину(заднюю)

Внимание! В мой предыдущий пост вкралась ошибка! Грин-карта действует 15 КАЛЕНДАРНЫХ дней!
2 Никич
В принципе, машину можно бросить на пару дней у любого вокзала, Однако за инфу не ручаюсь.
nikich

Баянист

Рег.: 22.09.2006
Тем / Сообщений: 8 / 625
Откуда: Питер
Возраст: 21
Авто: 21213 -> Шнива

romandc
Ясно. А что же делать, если я там застряну больше чем на 15 дней? Техн. неисправность или еще что...
А как можно бросить машину у вокзала? Там бесплатные парковки что ли... О, кстати, а сколько стоит там день платной стоянки?

romandc

Рег.: 07.08.2007
Тем / Сообщений: 2 / 116
Откуда: Питер
Возраст: 59
Авто: безлошадный наполовину(заднюю)

nikich:
romandc
Ясно. А что же делать, если я там застряну больше чем на 15 дней? Техн. неисправность или еще что...
А как можно бросить машину у вокзала? Там бесплатные парковки что ли... О, кстати, а сколько стоит там день платной стоянки?
В Лаппеенранте у вокзала стояли машины и куча велосипедов.
Такая практика есть во многих странах - приехал на вокзал, сел на поезд, а машину просто бросил у вокзала. Ничего с ней не случиться. Вот только не уверен, что здесь нет каких-нибудь мелких подробностей. Допустим, наличия билета на поезд или ещё чего-нибудь. [:)] Ведь в любом случае, если машина будет долго стоять, ей непременно заинтересуется полиция.
Так, что на птичьих правах, можно оставить машину на день-два. Так же и перед супермаркетами, на бесплатных не ограниченных парковках - день-два. От силы - три.
Это всё мои предположения! Исходя из логики.
Вот пара ссылок на информацию - где чего и сколько стоит.
(надеюсь, я не нарушу правил, публикуя эти ссылки)
форум
цены на парковку у аэропорта чем дальше тем дешевле.
В общем, я так понял, что самые дорогие парковки в центре - в центре города, в аэропортах, в портах. На окраинах, можно припарковаться и за 20 евро на пол-месяца. На открытых стоянках. Но ведь Нивке не привыкать? [:)]
Обратите внимание на очень интересный сайт. Там много информации по кемпингам.
nikich

Баянист

Рег.: 22.09.2006
Тем / Сообщений: 8 / 625
Откуда: Питер
Возраст: 21
Авто: 21213 -> Шнива

За ссылочки отдельное спасибо! Будем изучать.
Надеюсь я не сильно напряг своими расспросами... [:oops] Просто привык доверять рассказам очевидцев, а не пересказов через n-ое количество человек.

romandc

Рег.: 07.08.2007
Тем / Сообщений: 2 / 116
Откуда: Питер
Возраст: 59
Авто: безлошадный наполовину(заднюю)

Нисколько. [:)]
Наоборот. Всегда пожалуйста. [:)]
Может быть Нива в Суоми перестанет быть белой вороной? [:;)]
ДВЕ КРЕПОСТИ.
( Галопом по Европам 2 или «Повторение – мать учения!»)


ПРОЛОГ.
Идея поехать в Финляндию во второй раз, мнилась нам чем-то далёким и сказочным. Она была похожа на туманную дымку на утренней трассе, которую каждое утро развеивает яркое солнышко, приносящее каждому дню свои заботы. Как говориться в старинных умных книгах: «Довлеет дневи злоба его». Так бы, может и осталась бы поездка номер два предметом откладываемым «на потом», если бы не случилось одно нежданное событие.
Как-то вечером, во время обсуждения нашей первой поездки, о которой шла речь в рассказе «Галопом по Европам», кое-кто из людей нам сочувствующих, сказал одну вещь, которая нас – меня и моего племянника Димку насторожила, и заставила задуматься. Фраза звучала так:
«А второй раз, когда собираетесь? Визу надо подтверждать, а-то вторую визу не дадут, когда срок действия первой закончится!»
Сейчас, по прошествии времени, я уже начинаю задумываться, была ли в той фразе правда, или это могли быть какие-то отголоски прежних эпох, когда нас не очень-то принимали по ту сторону границы? К тому же, а как же быть людям едущим в турпоездки раз в три года на три дня? Визу дают на полгода - год и не у всех есть возможность кататься туда-сюда без передышки.
В любом случае, даже если это и было не совсем правдой, зато было неплохим предлогом заново посетить страну, в которую мы оба влюбились с первого взгляда.
Сказано-сделано. Мы срочно собрали военный совет, на котором выработали план повторного проникновения.
Бедная Нивка, терзаемая неизвестной болезнью, сопровождаемой нервным тиком и конвульсиями, для поездки годилась мало. Всё-таки если уж ехать в страну, где автомеханики не говорят по-русски, то на абсолютно исправной машине. Чтобы хотя бы уберечь себя от инженерного арго на англо-финском.
Волею судеб, не так давно Димка поменял свою боевую старушку-Ниву на новенькую, только что с конвейера Шкоду. Машинка на тот момент сильно нуждалась в обкатке, по возможности быстрейшей и не слишком напряжённой. В городе Санкт-Петербурге заняться такой обкаткой (в переводе с автомобильного – спокойной ездой на скорости не выше 80 и без резких стартов со светофоров) практически невозможно, не нарываясь на гудки и матюги вечно спешащих питерцев.
Поэтому мы решили убить как минимум двух зайцев одной мухобойкой – «подтвердить» визу и обкатать Шкоду в щадящих условиях.
А, поскольку, как мы подозревали, многое в предыдущий раз осталось за кадром, то решили опять повторить наш двухдневный маршрут. Только стартовав в Лаппеенранте, переночевав в Энонкоске и завершив путешествие туром по Иматре…

Знали бы мы на что замахиваемся, не строили бы столь далеко идущих планов!
Часть первая
Крепость Вечерней Зари.
Глава 1.
О вреде и пользе сна.

Раннее утро самого последнего августовского дня выдалось туманным, промозглым и по настоящему осенним. С трудом продрав глаза в пятом часу утра, я как зомби шатался из угла в угол, пытаясь вынырнуть из объятий сна и силясь сообразить, что же я не уложил со вчерашнего вечера в дорожный баул? Мозг изо всех сил сопротивлялся насилию. Он, то прикидывался деревянной чуркой, то оборачивался куском железобетона, то, норовил опять нырнуть в спасительную спячку.
Ругая погоду за сырость, будильник за громкость и визгливость, а себя за тупость и за то, что не додумался вчера заказать погоду получше, я сделал некое подобие зарядки, затолкал в себя, всё что оставалось в холодильнике, позвонил Димке и, услышав его бодрое «Алло… сейчас проснусь…», устремился на стоянку, где ночевала болящая Нивка.

Старт, как и в прошлый раз, был назначен с димкиной дачи, как самой ближайшей к Финляндии точки цивилизации. Мне предстояло добраться до неё, оставить там Нивку и, загрузившись в Шкоду, двинуться к границе.
Раздвигая руками плотный, кисельно-молочный туман, я умудрился добраться до стоянки без происшествий в виде падений в лужу или выколотых о сучок глаз. Зарядка и кофе слегка приободрили мой вялотекущий организм, но у Нивки было совсем дурное настроение. Разбуженная ни свет, ни заря, машина ругалась и капризничала. К тому же ей вовсе не улыбалась перспектива провести двое суток, на чужой даче, хоть и за забором, но в совершенно незнакомой обстановке.
Так мы и начали наш новый поход – я, еле-еле удерживающий веки от полного слипания с последующим засахариванием. Нивка, дёргающаяся и дрожащая как осиновый лист. И туман, крадущийся за нами на ватных ногах, плотный, живой и почти сайлентхилловский.
До димкиной дачи мы добирались неожиданно долго, пару раз останавливаясь, когда машину сотрясали особенно сильные судороги. Поэтому добраться до садоводства на Выборгском шоссе нам удалось лишь часам к семи утра.
Подъехав к дому, около которого рассчитывал увидеть кипучую деятельность (Димка собирался упаковать вещи, помыть машину и позавтракать, уложившись во время, необходимое мне для поездки к его даче), я был поражён тишиной - мой спутник самым бессовестным образом задавал храпака.
Разъярённый столь злостным нарушением караульного устава, я был, наверное, излишне резок в выражениях, когда объяснял Димке весь ужас его промаха, посыпая речь метафорами и гиперболами, обогащая её сравнениями и иносказаниями и ставя в конце каждой фразы аж по три восклицательных знака!
Впрочем, я не отказался ещё раз позавтракать за компанию.

Наконец Шкода была вымыта, вещи уложены в багажник, а Нивка понуро глядела из-за забора на наш торжественный отъезд.
Поехали!
ВИДЕО 1

Восемь часов утра - это поздно для бравого путешественника. Загадочный туман, в котором раньше можно было запутать следы, в это время уже становиться жидким как молочная сыворотка. Сонная заторможенность уступает место утренней бодрости, а едущие по дороге машины кажутся водителю еле ползущими по стеклу осенними мухами.
Скажу прямо, всю дорогу до поворота от города Выборга в сторону МАПП Брусничное я боялся. Боялся, что продавлю пол в новенькой Шкоде, давя на воображаемую педаль тормоза в экстренных ситуациях. Димка же превосходил сам себя, пытаясь вывести меня из душевного равновесия – то разгоняясь до 150, то тормозя в каком-то десятке метров перед кормой впереди идущего автомобиля.
У кого много времени и нечем заняться может посмотреть видео, довольно-таки длинное, о том, как мы ехали до Выборга.
ВИДЕО 2

Но, слава Богу, ничего экстраординарного по дороге не произошло и мы в целости и сохранности добрались до того места, где в прошлый раз прятали канистру с лишним бензином. Ни мало не задумываясь о последствиях, мы отыскали тот же самый старый окопчик и кинули туда канистру, в которой было на этот раз не более десятка литров 95го.
ВИДЕО 3

Возвращаясь к машине, я всё гадал - удастся ли мне стать пророком в своём отечестве из-за случайно вырвавшейся фразы?
Впрочем, жалеть о содеянном было некогда, мы уже были близко-близко от первого пограничного поста.
ВИДЕО 4

История повторялась, но на этот раз уже не было такого нервного напряжения и тотального страха, который властвовал в нашей компании в первый раз.
- Ммммадаммм… Что вы делаете сегодня вечером?
- Тоже, что и завтра утром. Bye!
Еле оторвавшись от сосредоточенного созерцания прекрасной пограничницы, мы двинулись дальше.
60 километров в час – тоскливый удел тех, кто решил не спешить и не нарываться. Впрочем, нам больше попадалось встречных машин, чем обгоняло попутных.
Туман вдруг начал непреодолимо сгущаться, накатывая волнами со стороны Сайменского канала.
Ощущая себя ёжиками в тумане, мы окунались в кисельную гущу, пока не увидели то, что и должны были увидеть, выехав из дома с опозданием почти на три часа. То, от чего нас спас в прошлую поезку великий финский святой Juhannus, закрывший мановением своего жезла все супермаркеты и присутственные места Суоми – длиннющую очередь к таможенному посту!
ВИДЕО 5

Но, отступать было уже поздно. Пристроившись в самый хвост неизвестно куда уходящей очереди, мы приготовились к длительному и тоскливому ожиданию. Очередь была недвижима.
Из каждой машины, встававшей вслед за нами, выходили пассажиры и, обречённо вздохнув, шли пешком вдоль колонны машин, вдаль, вдаль, время от времени ныряя в придорожные кусты по нужде.


Занятие это (ходьба, а не посещение кустов), могло несколько скрасить томительное ожидание, поэтому выбрался из машины и я. Оставив Димку караулить тот момент, когда очередь тронется, я побрёл вдоль пёстрого сборища. Каких только марок машин не было в толпе! От старенькой жигулиной классики, до шикарных импортных авто модных расцветок. Попались в очереди две финские машины, непонятно чего здесь забывшие. Все стояли смирённо, не пытаясь обогнать стоящих впереди. Только джиперы летели по встречной полосе лоб в лоб фурам, истошно сигналя, чтобы те посторонились.
Вообще, на дороге открылась очень интересная система, жутко раздражавшая и владельцев стоящих в очереди легковушек и водителей летящих к границе тяжёлых грузовиков-лесовозов. Дело в том, что для грузового транспорта, ближе к МАПП, отведена правая крайняя полоса. Примерно за триста метров от въезда на пропускной пункт узкая двухполосная дорога немного расширяется, и делиться на три полосы. Вот на крайнюю правую полосу и нужно попасть грузовикам, чтобы спокойно въехать на ту стоянку, которая предназначена для их таможенного досмотра. А вереница легковых, стоя в правом крайнем ряду до расширения и закручиваясь в левый ряд, как раз им и отведённый, перегораживает всю дорогу, заставляя каждую фуру или лесовоз подолгу гудеть, пока кто-нибудь из водителей в очереди не сдвинется на обочину уступая дорогу.


Я вернулся к машине. Наше настроение можно было передать одним словом. Скука.
ВИДЕО 6

Скука и ожидание неизвестно чего.
Впрочем, мало-помалу очередь оживала. Потихоньку, полегоньку машины начали сдвигаться с места. Видимо поимка контрабандиста или пересменка или завтрак таможенников, наконец, закончился, и мы начали подползать всё ближе и ближе к вожделенным зелёным таможенным ларькам.


Теперь Димка выступал в роли владельца транспортного средства, поэтому я, как лицо неотягощённое излишней ответственностью, должен был просто протянуть в окошечко свой паспорт для штемпелевания. У Димки на этот раз, нервяков тоже было гораздо меньше – декларации, скачанные с интернет-сайта заранее и распечатанные на принтере, и даже заполненные машинным способом, сильно облегчали задачу. Поэтому, мы, развлекавшиеся всё утро, от нечего делать, той или иной едой, возжелали сбегать по очереди в общественное заведение под названием туалет.
Колонна машин потихоньку двигалась, и когда подошла моя очередь посещать «рублёвые места», наша машина успела подползти почти вплотную к месту досмотра. Времени для облегчения души оставалось чуть-чуть.
Оставив Димку рулить дальше, я рванул в туалет. Не буду вдаваться в интимные подробности, но, несколькими секундами позже началось представление. Слава Богу, народу в эту маленькую кабинку на одного в тот момент не было вовсе, поэтому театр оказался совсем лишён зрителей.
В самый ответственный момент, у меня в кармане зазвонил телефон… Звонили родственники, узнать как дела.
Стараясь говорить ровным голосом, не шуршать бумагой, и не торопясь спускать воду, я, добрых пять минут давал подробный отчёт об утренних событиях. Спинным мозгом я чувствовал, как волнуется в машине Димка. Перед внутренним взором вставали картины того, как наша Шкода проезжает под шлагбаумом без меня, а я навсегда остаюсь здесь, в туалете на таможенном переходе! Мне уже чудилось, как я пытаюсь пешком пересечь рубежи отечества, как меня ловят и выдворяют обратно, в Россию.
К счастью, разговор вскоре иссяк, и я вырвался из здания таможни как дикий джинн из бутылки – красный, всклокоченный и полузастёгнутый.
Шкода и впрямь уже почти въехала под козырёк, который соединяет ларьки для досмотра машин. На рычание Димки : «Где тебя носит?», я смог лишь пробормотать: «Мне позвонили…»
Пока мой племянник подавал декларацию, у меня было несколько секунд отдышаться и прийти в себя.
Я не вмешивался в процесс декларирования машины, так как подача декларации – дело владельца машины, или владельца дорогостоящего груза который эта машина перевозит. А поскольку такого груза у нас не было, кроме купленных заранее двух бутылок водки, то и декларировать мне было нечего. Водку мы в прошлый раз с собой не брали, и так нервы были на пределе, а в этот раз знакомые, часто катавшиеся в Суоми, буквально настояли, чтобы мы её взяли с собой. Дескать, ну как так можно? Это же и заработок, которым можно оправдать бензин, потраченный в поездке и подарок – ляхья! Если кого-нибудь захочется отблагодарить. Так, что мы подумали, и решили, что подобная поддержка была бы кстати.
Но, покупать водку литрами мы не рискнули, поэтому с лихвой уложились в таможенные нормы. Впрочем, таможенник, досматривавший машину (немного более тщательно, чем в прошлый раз), на звон бутылок внимания особого не обратил. Всё-таки мы видимо, внушаем доверие одним своим видом.
Зато женщина-таможенник, сидевшая в окошке на оформлении паспортов, обратила на нас внимание. Она долго рассматривала Димкин паспорт, потом, хмыкнув, взяла мой.
- Аааа! Вы, в прошлый раз, в мою смену через границу переезжали, ровно два месяца назад! То-то я смотрю – рожи знакомые!
Польщённые тем, что свели знакомство на короткой ноге с королевой таможни, но слегка обескураженные тем, что у нас такие запоминающееся физиономии, мы, натянуто улыбаясь, быстренько попятились от окошка.
Бодро запрыгнули в машину и дунули прочь из матушки России.
Глава вторая.
Под чужую дудку.


Дальнейшая дорога до финских таможенных павильонов проходила гладко и ненавязчиво. Разве что странные русские таможенники (или близкие родственники, друзья, собутыльники русских таможенников) всё ещё иногда резвились на дорогах.
ВИДЕО 1

Разобравшись в хитросплетениях подъездных путей,
ВИДЕО 2

мы всё-таки выбрались на финишную прямую к Нуйямаа и встали в очередь. Нас опять ожидала бы скука долгого стояния, но финны решили подсластить нам пилюлю ожидания.
Вдоль рядов русских машин с пулемётными лентами на поясе, прохаживался финский пограничник. В руках у него был какой-то хитрый инструмент, который он то и дело засовывал в приоткрытые окна машин. До места этого действа было достаточно далеко, и мы терялись в догадках – что же такое происходит? Может быть сверяют какие-нибудь биометрические данные? У нас вроде бы никаких таких данных не брали при оформлении паспортов. Не фотографировали радужку глаза, не снимали отпечатков пальцев, да и рост и вес не мерили в конце-концов! А может нужно было?
Мы уже приготовились врать напропалую, оправдываться, что нас в известность не поставили и т.д. и т.п. Финн подходил всё ближе и ближе, его рука с прибором, просовываемая в окошки, начинала казаться полосатым шлагбаумом, способным преградить нам путь.
Однако, когда таможенник подошёл поближе, мы наконец рассмотрели, что же за пулемётные ленты были нацеплены у него на поясе. Эти ленты оказались пластиковыми трубочками, запакованными каждая в свой пакет. Финн, подходил к очередной машине, отрывал один пакет, вставлял трубочку в свой аппарат и подносил к лицу водителя. Водитель обречённо вздыхал, но покорно набирал в лёгкие воздуха и дул что есть силы в отверстие.
Тут только до нас дошло, что мы (то есть Димка, как сидящий за рулём), должны будем пройти тест на содержания алкоголя в крови.
Размах и деловитость сей процедуры наводили на мысли о том, что дело проверки свежести дыхания на границе – дело для финнов обычное, а покорность, с которой большинство русских подставляло рты, о том, что происходит это довольно часто и удивления у народных масс не вызывает.
Димке, имеющему не слишком большой стаж вождения, дело надувания индикатора было в новинку, поэтому, чуть не свернув шею, пытаясь поймать жерло анализатора, и боясь повредить хрупкий с виду прибор, он осторожно начал дуть в трубку, чем вызвал у таможенника приступ болтливости.
«Надо сильнее!» - прозвучало по ту сторону автомобильного окна. Димка задул что есть мочи.
Наконец аппарат сыто пискнул и таможенник угомонился. То ли подошло время обеда, то ли норма обследований была выполнена, но финн развернулся, и, сопровождаемый откровенными вздохами облегчения из непроверенных машин, пошёл к домикам таможни.
До рубежа оставалось каких-нибудь сто метров.
Осматриваясь вокруг, мы убедились, что на сей раз, мы были бы не одиноки, поедь мы на Ниве. Как минимум две такие машины терпеливо ждали своей очереди.


Нельзя сказать, что они были новыми с иголочки, обе, максимум 2001 года, но хозяева машин не проявляли ни каких признаков беспокойства или неуверенности, видно не в первый раз отправляясь на отечественном автопроме за рубеж.
А наша Шкода уже подъезжала к последнему барьеру у таможни.
ВИДЕО 3

В этот раз мы твёрдо решили не нарушать свой кислотно-щелочной баланс, проезжая на красный свет и нарываясь на неприятные разговоры. Хотя, стоя у самой стоп-линии, разглядеть то, что показывает светофор не очень-то просто. Но, в конце-концов, нам всё-таки удалось обмануть всех и проехать, как и положено, на зелёный.
Дежурный вопрос: «Куда направляетесь?»
Дежурный ответ: «В Энонкоске, к родственникам»
Обычное, на секунду, замешательство таможенника, с трудом вспоминающего, где в бескрайней Суоми прячется такой стольный город, и долгожданное шлёпанье штампа, возвещающего, что всё - наши мучения закончились, и мы с полным правом можем назвать себя гостями Финляндии.
ВИДЕО 4
Глава третья.
Опасный поворот.

Дорога номер шесть встретила нас покоем и относительной тишиной. Те, кто прорвался через границу раньше нас, уже успели укатиться по-добру, по-здорову. А те, кто стоял в очереди сзади нас, не спешили нас догонять. Что же касается финских ауто, то в этот момент, в данном районе Суоми, русских было явно гораздо больше, чем исконных её обитателей.
Мы направлялись в сторону, противоположную той, в которую катили в прошлый приезд. На этот раз, в первую очередь нас ждала Лаппеенранта. Мы же так и не успели как следует осмотреть город! Наша вечерняя прогулка по улице Кауппа (Kauppakatu), посвящённая поискам аквапарка Серена, хоть и была столь же восхитительна, сколь и бесплодна, не несла в себе особенных открытий и чудес.
И, как уже было сказано, чтобы восполнить пробел в образовании, мы решили начать всё заново. Но с другой стороны.
Шкода мчалась со скоростью целых сто километров в час, и я как заклинание повторял: «Только бы не пропустить поворот! Только бы не пропустить поворот!»
Нельзя сказать, что роль штурмана мне в новинку, в своё время я поездил и в штурманах и в рулевых, но обилие эмоций и впечатлений, а так же, в основном непривычное расположение информационных знаков, готовилось подставить ножку моей незапятнанной репутации.
Читая попадающиеся на пути знаки и тут же толкуя их по Фрейду, Мерлину и по девице Ленорман, я несколько отвлёкся от нашей первостепенной задачи. Поэтому, когда знак, указывающий поворот на Лаппеенранту вырос откуда-то из-под земли, моё кудахтанье: «Куда ты, куда?!!», было встречено Димкой с прохладцей. Он на самом деле был прав, не пожелав поворачивать со свистом на скорости 80 километров в час, в бочину выезжающей на шоссе машине. В общем – история повторялась, с той лишь разницей, что успокаиваться мне пришлось гораздо большим усилием воли.
ВИДЕО


Впрочем, и другой путь на Лаппеенранту нам был уже знаком, привыкать не приходилось, и мы, доехав до следующего поворота, развернулись направо, целясь на знакомый МакДональдс.
Долго ли, коротко ли, но, узнавая знакомые места – автобусный и железнодорожный вокзалы, заправку Neste, на которой проводили бодрый шопинг, мы подкатили, наконец, к парковке у МакДональдса.
Площадку было не узнать! Столько машин было понапихано на эту бесплатную парковку, что создавалось впечатление какого-то очень большого и важного общественного мероприятия!
Машины заезжали и отчаливали каждую секунду, народу было как на Невском, и в этой суматохе нам надо было срочно найти какой-нибудь уголок – припарковаться. Самое надёжное место, как всегда было у помойки, туда мы и устремились всей нашей широкой русской душой.
Припарковав Шкоду в месте, которым брезговали остальные участники этого автошоу, мы кинулись бегать по магазинам и магазинчикам, выстроившимся вдоль дороги плотным строем. Продукты питания, катера и лодки, мото, спортивная одежда и пр. и др. Всё это было тщательно осмотрено и мы пришли к выводу, что в этом месте, конечно, есть всё, но что-то уж очень дорого. Сравнивая цены телевизоров и спортивных костюмов, мы только качали головами. Всё оказалось дороже на 30–40-100% от цен, которыми славится страна родных осин. Впрочем, если вспомнить какого размера средняя зарплата или пособие по безработице в стране Северных Соседей, то ценник в 165 евро за спортивную хабэшную куртку не покажется чрезмерным.
Мы скорректировали планы. Было решено вначале съездить-посетить Евромаркет, находившийся в ста метрах от этого места, потом прогуляться по городу. Я вначале был склонен прогуляться до Евромаркета пешком, но потом, меня всё-таки убедили димкины аргументы. Всё-таки пешком мы ещё успеем находиться.
Когда мы пришли к согласию, вымели выбитые зубы, пригладили изрядно полысевшие головы и припудрили синяки, то оседлали Шкоду и направились обратно в сторону шоссе номер 6. Там-то и имел честь располагаться супермаркет, под оригинальным названием Евромаркет!
На стоянке перед зданием магазина толклось то же не мало машин, но крайние места пустовали и нам удалось втиснуться на одно из них. Из-за того, что ряды машин там разделены тротуарчиками, приходиться очень круто поворачивать, чтобы попасть на выбранное место. На длинной Нивке, мне бы это не удалось с первого раза, а вот Шкода всё-таки справилась вполне.
Мы выбрались из машины и решили взять на всякий случай тележку, вдруг чего-нибудь да купим.
К нашему удивлению и возмущению, все тележки оказались связанными между собой цепочками! И отвязать их друг от друга, возможно было только за плату. То-есть это нам сперва так показалось, что за плату, и возмущению нашему не было предела! Вот, буржуины! Даже за тележку деньги дерут! И это называется сервис! Продолжая злопыхать в том же духе, мы начали наблюдать, как же бедный народ не скупится на пятьдесят центов или один евро за прокат! Люди смело подходили к рядам тележек, пихали в щель замка удерживающего цепочку, монету и спокойно катили себе в магазин! Как взять тележку мы узнали, оставалось выяснить, куда потом уходят деньги из тележного замка. Ручка у тележки небольшая, много монет туда не поместится, а постоянно ходить и вытряхивать из ручек монеты, вряд ли приятная работёнка. И мы пошли наблюдать дальше.
Мы обратили внимание, что на стоянке перед супермаркетом не было кинутых тележек, как это водиться у нас. Каждый посетитель магазина, разгрузив свои покупки, катил тележку обратно к навесам, под которыми те хранились. Такая аккуратность, вполне объяснимая в среде финнов, никак не вязалась с русскими гостями. Но, тем не менее, каждый покупатель на машине с русским номером, так же исправно катил опорожнённую тележку к навесу. Загадка такой аккуратности крылась в следующем – человек подходил к рядам тележек, ставил свою - арендованную в ряд и, вставив цепочку на место, получал обратно из замка свои пятьдесят центов!
Дёшево и сердито! И ни каких брошенных на дороге телег! Ни каких гостей из Средней Азии, толкающих перед собой целые железнодорожные составы этих магазинных транспортных средств! Надави на жадность и получишь аккуратность!
Около часа мы бегали по супермаркету, набивая тележку тем, что почитали за финские деликатесы. Димка – кружкой для чая, а я журналом по компьютерным играм из Великобритании и тёмными очками. Очки мне идут очень не всякие – у меня относительно небольшая голова, и в тех очках которые идут всем, я становлюсь похож на лягушку или на очень удивлённого Нео в исполнении Киану Ривза. Поэтому взял, те единственные очки, что мне приглянулись, почти не раздумывая. Это было и модно, и смотрелось шикарно. Покупка была бы ещё более приятной, если бы на нас распространялась пятидесятипроцентная скидка, о которой извещал висящий рядом плакат. Мы вначале обрадовались – вот сейчас накупим очков всем домашним на халяву, но потом разобрали, что скидка обещана только владельцам финских дисконтных карт Etukorti.
Этукорти… пардон… эти карты - Plussakorti и Etukorti упоминаются довольно часто в магазинах торгующих со скидкой. И надо не попасть впросак русскому туристу, клюнув на хорошее снижение цены. А не то, прямо у кассы его будет ожидать неприятное открытие.
Дальнейшие закупки проходили уже в продуктовом отделе. Рыбу мы покупать не решились, она оказалась намного дороже, чем та сёмга, которую мы покупали на Neste. Красной икры нигде не было видно. Пошатавшись по отделу и приценившись к одному, другому и третьему, я набрал молока и картошки.
Буквально вижу удивлённые взгляды – «И лучше выдумать не мог!». Да, это действительно так! Если уж перед гостем Суоми не стоит задача вывезти на Родину нечто, совпадающее по весу с разрешённым к вывозу – то есть 35 килограмм в одни руки, то надо хотя бы попробовать то, чем гордится страна посещения. Про качество финского молока я слышал очень давно. Ещё до того, как в нашей стране поселилась финская компания Valio Oy. Мне просто захотелось сравнить то, что пьют сами финны и чем торгуют у нас. А уж о финской «экологически чистой» картошке я вычитал на одном из посвященных Финляндии сайтов.
Могу сразу сказать, что картошка не подвела. Она оказалась абсолютно чистой и вкусной. Единственное, чего ей не хватало, так это удивительного аромата, присущего костромской Синеглазке. В остальном же – выше всяких похвал!
Мы потихоньку заканчивали с покупательским ажиотажем. Оставалось затариться кофе и выбраться на свежий воздух. Схватив самое дешевое, оказавшееся вовсе не плохим впоследствии, мы подошли к кассе.
Утомлённый беготнёй по Евромаркету, я, обращаясь к кассиру, не сразу сообразил, вообще, что за фразу только что произнёс!
Каюсь, все те несколько недель, что прошли с первой поездки, по идее должны были бы быть посвщены углублённому изучению финского! Я даже слово себе давал, что обязательно поступлю на какие-нибудь курсы. Но, как всегда, благие намерения оказались дорогой в одно известное место. Продвинувшись буквально на одно-два слова в самостоятельном изучении, я растерял многое из того, чем хвастался в прошлый раз.
Поэтому, вместо «Hyvaa Paivaa (Хювяя Пяйвяя)» – «Добрый день!», подходя к кассе брякнул «Hyvaa Jatkoa!» - нечто типа «Счастливо оставаться!». И глядя на вытянувшееся лицо молоденького парнишки-кассира, долго и тупо соображал, что же это такое у меня вырвалось?
В конце-концов, загладив вину извинениями - «Антээкси!», мы расплатились, спасли наши пятьдесят центов из пасти тележки и погрузившись в Шкоду, вернулись на площадку перед МакДональдсом.
Минутный отдых и, забрав фотоаппарат и карту Лаппеенранты, мы направились вверх по Кауппакату, с целью дойти до конца!
Глава четвёртая
Вдоль по Питерской!

Скажу заранее, что подготовка к прогулке по Лаппеенранте, проведённая на Родине, дала нам самое главное – карту города, достаточно примитивную, как и подавляющее большинство финских карт, но чуть более подробную чем в прошлый приезд. А так же небольшой список интересных мест из справочника. В подавляющем большинстве своём, эти интересные места располагались именно на той улице, которую мы исследовали в прошлую поездку. Правда дошли мы тогда ровно до половины Кауппакату, упустив самые-самые важные объекты.
И главное – где-то в конце улицы, на самом берегу залива скрывалась некая крепость, которую нам хотелось исследовать. То, что в Лаппи есть крепость, было вычислено чисто эмпирическим путём. Так же как и крепость Олавинлинна в своё время.
На одном из Интернет-сайтов, я прочитал, что в городе существует несколько храмов Лютеранской церкви и как минимум одна Православная, или как её называют финны – Ортодоксальная церковь. И православный храм, построенный русскими солдатами, кажется ещё при императрице Елизавете, находится на том месте, где когда-то была крепость.
На нашей карте Лаппеенранты, скачанной с интернет-сайта, никакого упоминания о крепости не было, зато в рекламных проспектах постоянно встречалось слово Linno (Линно), что в финском языке как раз и означает «крепость», или «укрепление».
Разыскать загадочное сооружение предков и заодно найти информационный туристический стенд на набережной озера Rapa (Рапасаари) и стало нашей первостепенной задачей.
По небу ползли тёмные лохматые тучи, время из послеобеденного медленно, но верно становилось вечерним. Ещё было достаточно тепло чтобы щеголять в одной рубашке, но иногда вдруг налетал пронзительный ветерок - предвестник похолодания.
Заглядывая по дороге в магазинчики, вот-вот готовые закрыться (ведь было уже около четырёх часов), мы дошли до того места, где когда-то сделали шаг в сторону с Кауппа. Теперь нам нужно было взять себя в руки и ни за что не сворачивать с выбранного маршрута.
Однако, как тут не сворачивать, когда немного в стороне от дороги то и дело возникают интересные места.
Перевалив через небольшой холм, Кауппакату неспешно побежала вниз под горку, и вдруг справа, в обрамлении старого кладбища показалась высокая башня одиноко стоявшая среди деревьев, как устремлённый в небо перст.


У меня создалось впечатление, что башня эта довольно старое сооружение, которое должно было бы принадлежать церкви, располагавшейся чуть дальше, но название, вычитанное мною позже в путеводителе, пошатнуло эти мои предположения.
Сейчас я приведу финское название этого места, согласно путеводителю… только не падайте в обморок – Tunnelmallinen kellotapulikahvio.(тУннел-мАллинен кЕлло-тАпули-кАхвио) В переводе на русский эту фразу-бронепоезд из Ромашек можно перевести примерно так – Премиленькая кафешка на колокольне.
Возле колокольни-кафетерия располагалась очередная стоянка беззаботно брошенных финнами велосипедов.


Ну, о чём может думать нормальный русский человек, видя подобную безалаберность? Ну, само собой, первой же мыслью его будет подогнать сюда небольшой грузовичок и вывести ненужный более хозяевам хлам в матушку-Россию. И заняться торговлей велосипедами в мировых масштабах. Однако отсутствие вышеупомянутого грузовичка и наличие бессердечной полиции и несговорчивой таможни, убивало «тему» на корню.
А, пока, мы решили сделать небольшой крюк, пройдя по старинному кладбищу.


Народ беззаботно гулял, иногда даже пробегал вечерний кросс среди крестов и памятников. Со скамеечки недалеко от ограды, внимательно посмотрел на нас маленький голубоглазый старичок. Впрочем, видел ли он нас и понял ли, что он видел, осталось тайной, поскольку дедушка явно находился под воздействием коскенкорвы. Его глаза снова затуманились, и на кладбище раздался мощный храп.
Коскенкорва – это народный национальный финский напиток. Гонят его, то ли из ёлки, то ли из клюквы, то ли из того и другого вместе взятого. Но об этом попозже. Причём сами финны называют этот напиток «эстонской водкой». Типа – пойло для нищих.
Обогнув спящего, мы, наконец, приблизились к церкви. Было в этом храме, что-то такое, что и роднило его с русской культурой и в то же время на православный храм никак не походило. Потом до меня дошло, что именно показалось мне знакомым.
Своей деревянной, устремлённой вверх архитектурой, храм очень сильно напоминал этакие островерхие русские терема.


Мы сделали вид, что фотографируемся у небольшого фонтанчика перед входом в церковь, хотя на самом деле, пытались снять само здание. С культовыми сооружениями надо обращаться аккуратно, вдруг это как-то заденет чувства верующих? На скамеечках перед церковью сидело немало старушек, и нам вовсе не улыбалось получить на свою голову пару лютеранских проклятий.
Правда, в тот момент я ещё сомневался, что храм именно лютеранский. Какие изменения могли произойти с православием в стране, где главенствует другая религия, было мне неведомо, и я просто терялся в догадках.
Окружающая храм местность, могла сойти за развалины крепости с очень большой, прямо-таки гигантской натяжкой! Поэтому, мы решили вернуться на Кауппакату и продолжить путь.
Вернувшись на дорогу, мы обнаружили, что она упирается в небольшую площадь, с одиноким тюленем на постаменте. Вокруг шёл ремонт дороги, и бедный тюлень с грустью взирал на кучи гравия и ряды строительных заборчиков.


Зато за площадью, мы, наконец, обнаружили, что улица превратилась в пешеходную зону.


Народ сидел на открытых верандах равинтола (ravintola - ресторанов) и за столиками кахвила (kahila - кафе), просто кучковался на скамейках. Компании молодых людей тащили куда-то упаковки пива.
Вообще, мы не часто встречали финскую молодежь в своих странствиях. Изредка видели их разве что катающимися на велосипедах. А тут молодые люди от 17 до 25 лет встречались нам и по двое и по трое, а один раз попалось даже четверо! Большинство из них были высокие, длинноволосые, они мало разговаривали между собой и очень сильно напоминали хиппи шестидесятых. Не знаю, правда, для чего им было нужно столько пива? Впрочем, что там говорить, для них это был выходной день, вечер, когда можно оттянуться на природе по полной, без пристального внимания родителей и педагогов.
Вообще, по нашим наблюдениям, возлияния молодёжи Суоми иногда принимают странный характер. Ещё в первую поездку, мы стали свидетелями, как два молодых человека, на ступеньках закрытого магазина потребляли древний напиток. Молча. Сосредоточенно. Без перекуров. Много. Не закусывая. Не отвлекаясь.
Это походило на нудную работу. Или на давным-давно надоевшую обязанность.
Хотелось спросить их: «Ребята! А как же культурная программа? А «за жизнь» потрындеть? А морды побить? А стулья в окно покидать и на люстре покачаться???» Мы, конечно, не стали досматривать действо до конца, но что-то мне подсказывает, что эти парни, допив пиво, спокойно разошлись по домам! Я бы так не смог, честное слово!
Но… мы всё дальше продвигались по улице Кауппакату и пешеходная зона мало-помалу, опять стала дорогой для автомобилей. Спуск стал более крутым, и справа, немного в стороне от дороги, нарисовался очень симпатичный деревянный домик. С первого взгляда я сумел определить в нём городскую ратушу.


Не знаю уж, что навело меня на такую мысль, может быть форма, характерная скорее для вокзалов? Часы на башенке? Гадать, конечно, можно долго, но как бы то ни было, я оказался прав.


Надпись на фасаде гласила: «Финская старинная деревянная ратуша, построенная в 1829 году»
Вообще-то в древность этого деревянного строения верилось слабо, настолько целым и ухоженным выглядело тало (talo - дом). Однако, помня о сохранности местных электростолбов, уже ничему не стоит удивляться.
Поскольку ратуша располагалась странновато для сооружения подобного назначения – задом к улице, мы не стали выяснять – не музей ли это и где тут вход, а спокойно пошли дальше.


Парад деревянных домов продолжался. На этот раз, на обочине дороги объявился дом-музей одного из представителей русского купеческого рода Волковых.


Я уже читал немного про это место. Этот дом, был одним из первых домов, выстроенных в Лаппеенранте. Сам дом строился в разное время разными людьми, но в нынешнем его виде, был приобретён Иваном Волковым в 1872 году.
Мы зашли в музей, и мне вдруг в голову пришло, что я всегда и всюду, входя в помещение, здороваюсь с финнами однообразно – «Пяйвяя» или «Хювя Пяйвяя». А ведь у них есть ещё один вид приветствия – «Терве!» (Terve) Родственное эстонскому «Тэре!».
Две женщины сидевшие за столиками при входе в музей встретили нас радушными улыбками и приветливым «Пяйвяя!». Вот на них-то я и решил провести свой эксперимент.
Но как только в воздухе прозвучало «Терве!», улыбки на лице женщин потухли. Они вдруг стали сосредоточенными и деловитыми, затихли, глядя куда-то прямо перед собой.
Немного побродив по маленькому холлу, с выставленными в витринах старыми открытками и одиноким дамским платьем, я почувствовал, что что-то идёт не так. Надо было бы спросить у женщин можно ли купить входной билет, но чувство отчуждения витало в воздухе. Не в силах понять оного, я потащил Димку на улицу. Я не стал объяснять моему спутнику поспешность нашего ухода, да это и не нужно было. Димка явно не был в восторге от созерцания старых купеческих вещей. А вот мне бы, это было интересно, поэтому, дав себе слово, прийти в музей ещё раз, я, по приезде домой, начал рыться в словарях – искать, чем же я мог случайно обидеть финнок.
И выяснил вот что – оказывается слово «Терве» у финнов равнозначно нашему грубоватому «Привет!».
Получилось так, что со мной вежливо поздоровались: «Здравствуйте!», на что получили невежливое: «Приветики!». Может быть, я и не совсем прав, но другой причины похолодания я не вижу.
Когда мы вывалились из музея, похолодало и на улице то же. Зябкий северный ветер, начал задувать ещё сильнее. Однако сдаваться было ещё рано, и мы вновь начали спускаться по Кауппакату, поглядывая на карту.
Глава пятая.
Вокруг два около.

Если верить зелёному значку с буковкой «i» на нашей карте, информационный стенд, который мы пытались отыскать, находился где-то правее, в стороне от Кауппакату. Метрах в сорока от набережной Рапасаари.
Не долго думая, мы свернули направо, на Торикату и вскоре обнаружили себя на красивой, засаженной цветами набережной.
Если бы не пасмурное небо и подкрадывающийся холод, впору было подумать, что мы в мгновение ока перенеслись куда-нибудь в Грецию или на Майорку.
Изобилие роскошных цветов, фонтан бьющий посреди бухты! Рестораны из переделанных буксиров и рыбачьих шхун.


Яхты всех цветов и размеров на противоположной стороне у деревянных причалов. Белые прогулочные теплоходы и маленькие юркие буксиры, выписывающие на воде вензеля.




Сказать по чести, бухточка не производила впечатления большой акватории. Так же как и «окультуренная» часть набережной была вряд ли длиннее стометровой беговой дорожки.
ВИДЕО 1
(звук из ролика, к сожалению, пришлось вырезать, поскольку ветер задувал в микрофон весьма немелодично)

Противоположные лесистые берега, теснящие водную гладь нескромно напоминали, что видим мы вовсе не морской залив, а простое озеро, даже не такое огромное как Ладога. Пусть даже не единственное, а входящее в целую систему озёр. Но всё вышеперечисленное придавало набережной неповторимый колорит южного города.
Выйдя на набережную, и налюбовавшись на изобилие разнообразных цветов, мы принялись гадать, где же всё-таки находится информационный стенд или как ещё принято говорить – «стойка информации»?
Скажу заранее – в каждом городе, городке и городишке Суоми, да, наверное, на каждом поле и на каждом хуторе, есть информаторий для туристов. Выглядеть он может по-разному – от простого деревянного лотка, набитого картат (kartat - карты), до специализированного электронного, с электромеханическим приводом агрегата автоматической выдачи карт! О как!
Обычно, кроме карт, на стендах и в ящиках лежат всевозможные буклеты, рекламирующие интересные места города. А что нужно более всего при «диком» путешествии? Конечно же, как можно больше информации о местных достопримечательностях!
Поэтому и начали мы осмотр города именно с поисков этого стенда.
Как я уже говорил, судя по карте, этот кладезь информации, должен был быть расположен в сорока метрах от берега, недалеко от дороги. Как раз в этом месте стоили ларьки, в которых торговали гамбургерами и колой. Мы обшарили ларьки, но не нашли и намёка на какую-нибудь информацию, кроме цены на гамбургеры и умопомрачительного запаха мяса! А ведь мы с утра ничего не ели, сберегая желудочный сок на вечер!
Мы ещё раз обшарили ларьки, обошли их вдоль и поперёк, но вынуждены были признаться сами себе, что продолжаем поиски вовсе не потому, что надеемся что-то найти, мы уже и так всё обшарили. А потому, что уйти нам не даёт сытный запах еды!
Сообразив это, я насильно потащил Димку к берегу, в подветренную сторону, дабы уменьшить риск захлебнуться слюной.
Глядя с тоской на уменьшающиеся с расстоянием ларьки, Димка всё порывался пойти, поискать информаторий в домах за ларьками, но я не сдавался и сумел дотащить своего спутника до самого берега.
На берегу, мы всё-таки не выдержали, и оглянулись ещё раз. И увидели то, что искали.
Стойка информации располагалась буквально в трёх метрах от края причала и смотрела прямо на нас.


Рядом со стендом для объявлений, высился электронный супер-агрегат для выдачи карт. Нажмёшь кнопку, и в аппарате возникает неведомая жизнь. Раздаётся жужжание, что-то побрякивает и посвистывает и в руки туристам, то бишь нам, падает вожделенная карта. Почти такая же, как у нас была, скачанная с интернета. Может быть, чуть более подробно описывающая окрестности Лаппеенранты.
Димка уселся на скамейку и углубился в изучение новенькой карты. Меня же и старая в общем устраивала.
Одна задача оказалась решена, зато другая задача – найти крепость в Лаппеенранте, встала перед нами со всей своей пугающей неотвратимостью. Меня тревожила мысль о том, что мне всё-таки придется вступать в переговоры с местным населением для прояснения ситуации. Надо было составить в уме не одну фразу, а целый разговор! Я же начал жалеть, что не взял с собой ручку и бумагу, как вдруг!..
Ох уж это «вдруг»! В нашем деле «дикого» туризма, словечко «вдруг» может означать всё что угодно – от появления манны небесной, до падения кирпича на нашу голову.
В данном же, конкретном случае, Димке всё-таки удалось добиться от карты правды! На одной из схем, отображавших самый центр города, было помечено красненькой цифрой пять, некоторое сооружение, которое и должно было быть маяком в наших поисках. И называлось по-фински это здание – Ortodoksinen Kirkko – Православная церковь! И служило оно в своё время сердцем лаппеенранской крепости.
Судя по всему, до крепости нам оставалось пройти не более двухсот шагов.
Мы, постоянно выверяя по карте направление, двинулась от берега, наискосок, направо, пытаясь не попасть под ароматный обстрел запахами из гамбургерных ларьков.
Дойдя до ряда трёхэтажных домов, ограничивающих видимое пространство набережной, мы задрали головы вверх.
ВИДЕО 2
Глава шестая.
По суворовским местам.


Желание залезть наверх и плевать оттуда вниз – манера присущая не только кошкам. Видит Бог, что в человеке этот атавизм - доставшийся нам от предков пережиток, явно доминирует, за примерами далеко ходить не надо.
Вот и нас крутой склон манил забраться как можно выше. Поэтому, как бы уставший и оголодавший Димка не пытался вести меня по пологому скату в обход основного массива холма, всё равно мы не выдержали, и по соседней тропке, показавшейся нам не такой крутой, вскарабкались наверх.
Снизу холм казался чем-то рукотворным, насыпанным вручную – вроде питерского Парнаса. На его крутых склонах ярусами выступали невысокие стены, сложенные из булыжника самых разных форм и размеров. Поскольку высота этих стен была от силы метр-полтора, создавалось впечатление, что мы муравьями ползём по кручам замка из песка.
Однако, стоило взглянуть вниз, с высоты крепостного вала, как стала явно видна продуманная схема оборонительных укреплений. Если крепость на первый взгляд и была «понарошечной», то теперь становилось видно, что строил её настоящий инженер-фортификатор. Ниже крепостных стен явно виден был либо редут либо равелин – четырёх- или трёх- угольное укрепление для защиты участка стены, образованный эскарпами и контрэскарпами. Выше – за верхней линией укреплений, в несколько ярусов могли располагаться огневые точки.


В общем, с моей точки зрения, не знаю уж верной или нет – крепость Лаппеенранты Linnoitus (Линноитус) и не была никогда огорожена настоящими крепостными стенами. В век, когда основным аргументом защиты и нападения являются пушки и мушкеты, высокие каменные стены практически бесполезны.
А может быть, верхняя часть стен в 17 веке, в то время когда Лаппи получила статус города, была просто выполнена из дерева и не сохранилась до наших дней чисто по техническим причинам? Эта информация до сих пор остаётся для нас тайной, ждущей своего разрешения.


Ярус за ярусом, крепостные валы возвышались вокруг нас. Был бы я солдатом, которому поручили атаковать эти укрепления со стороны бухты, я бы просто поленился взбираться на такую высоту. Посидел бы в засаде – подождал бы, пока какая-нибудь добрая душа не построит здесь фуникулёр.
Мы прогулялись по верхушкам стен, как видно являвшихся для финнов отличной спортивной площадкой для выгула своих четвероногих любимцев и себя-любимых заодно.
ВИДЕО 1

И всё же нам надо было уйти в сторону от крепостной стены – исследовать то, что находилось за высокими деревьями, скрывавшими от нас самый центр крепости.
Несмотря на уже приличный холод и прочие трудности, мы были полны исследовательского азарта, тем более что те виды, что проступали из-за деревьев, крайне обнадёживали. И в первую очередь – древнего вида туалет «типа сортир» или, что ещё могло скрываться в такой колоритного вида пристройке? Лошадиные стойла? Ох, вряд ли!


Зато с другой стороны из-за деревьев проглядывало нечто, что могло вполне сойти за конюшни, плюс небольшой аккуратный домик, из тех, в которых военные прошлого, если верить кино, обожали делать генштаб. (Впоследствии, сей генштаб оказался музеем Кавалерии.)


Мы рванули по пологому склону к центральной части крепости. И чем ближе мы подходили к центру, тем явственнее ощущалось веяние века осьмнадцатого! В голове мелькали слова: «кордегардия», «унтер-офицерский домъ», «казармы Лейб-Драгунского Ея Величества Императрицы…» и прочая и прочая.
Стараясь не обращать внимания на снующие по дороге авто, мы пытались почувствовать дыхание прошлых веков. Не слишком уж древних, особенно для жителей Санкт Петербурга. Архитектура крепостных строений была нам давно знакома по кое-где сохранившимся в России остаткам. Углубление в прошлое, достигалось скорее осознанием того, что мы находимся внутри старинного укрепления, поднятого на высоту семиэтажного дома.
Прогулявшись по широкой, мощёной булыжником центральной улице, единственной, проходящей точно с севера на юг, мы обнаружили информационный стенд с более-менее подробным планом крепости.


В общем, если не обращать внимания на путаницу крепостных стен, план внутренностей этого укрепления прост как три копейки:
Северные ворота, от которых, похоже, не осталось и следа, выводят к берегу бухты.


В южные ворота, то есть сохранившиеся от них каменные основания, упирается в конце своего бега по городу улица Кауппакату.



Внутри крепостных стен эта улица превращается в Kristiinankatu(Кристиинанкату) - улицу имени королевы Кристиины – той, что, как говорят, подарила Лаппеенранте статус города.
В общем, наша цель была достигнута – мы нашли крепость Лаппеенранты, самый, что ни на есть исторический центр города!
Недалеко от северных ворот, обнаружилась и наша путеводная звезда – Православная церковь. Ворота перед церковью были закрыты, но в самой церкви, сквозь приоткрытую дверь был виден свет.


Храм, очень небольшой даже для маленького города, каковым была Лаппеенранта в те годы, смотрелся очень… как бы это сказать – уютно, по-домашнему.
За забором виднелся колокол, висящий у самой земли.


Не знаю уж, был ли этот колокол старинным, дошедшим до нас с тех времён, когда церковь только освещалась? И для чего он служил, вися так низко над землёй, тоже так осталось для нас загадкой. Дело в том, что войти в церковь, входящую в музейный комплекс, можно было только через отдельный вход в соседнем доме и череду музейных экспозиций. Направившись же туда, мы обнаружили, что всё крыльцо, где был расположен этот вход, занято нарядно одетыми финнами и маленькими финскими детьми. Судя по тому, как были одеты дети и по количеству белых роз в петлицах взрослых, нам показалось, что где-то в недрах музея празднуется свадьба. Мешать обряду мы, конечно, не стали, а ожидать неизвестно сколько, пока не окончится торжество, было нам уже не с руки.

(Вход в музей, по всей видимости, и был как раз в этом здании из красного кирпича, что слева на снимке)

Вечер стремительно накатывал, муки голода у Димки, да и у меня тоже, становились всё нестерпимее, поэтому мы решили сделать забег, вдоль Кристинштрассе, посмотреть, что же ещё прячется по разные стороны от королевской улицы?
Прямо напротив церкви в глаза бросались приземистые аккуратно выкрашенные солдатские казармы.
Соединённые современным стеклянным переходом, эти казармы вмещали Художественный музей Южной Карелии (Etela’-Karjalan tiademuseo).


К сожалению, и этот музей закрывался, выпроваживая последних посетителей. Поэтому, нам пришлось ретироваться, порешив, что уж в Лаппеенранте-то мы успеем осмотреть всё от корки до корки и от крыш до подвалов. Благо сюда можно приехать и на один выходной день, не тратя море бензина и кучу денег на проживание. Просто «по музеям». Как в город Пушкин, например. Вот только встать пораньше…
Напротив казарм, в глубине красовался симпатичный двухэтажный домик с лепниной на фронтоне. Чай самого генерал-губернатора!


Несколько домов, явно более современной постройки, годов этак пятидесятых или шестидесятых, но явно выстроенные на старых фундаментах, были отданы под кафе, рестораны, служебные помещения и магазин «народных промыслов».


Мы пошли дальше по улице, мимо здания ещё одного музея, музея Южной Карелии - всего района центром которого является Лаппеенранта. Музей расположился в старых служебных помещениях, может быть кухнях, а может ещё для каких-нибудь надобностей выстроенных при царях-императорах.


И повсюду, со стен и со стеклянных дверей музеев, на нас смотрели рекламные плакаты, с хорошо знакомым каждому россиянину изображением – ликом славного полковника, талантливого генерала, неутомимого фельдмаршала, бесстрашного и пред лицом власть придержащих генералиссимуса, и вообще хорошего и правильного человека – Александра Васильевича Суворова.


Вообще же, упоминания о Суворове, попадаются в Лаппеенранте то тут, то там. В крепости даже есть маленькая улочка, носящая его имя – Suvorovinkuja (Суворовинкуйя).
Конечно, может быть, все эти портреты и плакаты – просто реклама выставки, но хочется верить - раз история крепости накрепко связана с именем Суворова, то и в местных музеях можно найти постоянную суворовскую экспозицию.
Мы вконец замёрзли, убедились, что музеи уже закрыты и согреться нам просто негде, попытались напоследок стрельнуть из пары пушек, стоящих в конце улицы, поковыряли в их жерлах пальцем,


и, осознав, что они прочно забиты и праздничный салют отменяется, потопали восвояси.
Глава седьмая.
Долог путь до Типперери…

Еле волоча натруженные ноги, с трудом подпирающие хрустящую и ноющую спину, мы брели обратно по Кауппакату к машине.
Мимо памятника пушечному лафету


Мимо памятника Кубанскому Казаку в исполнении любимого ученика Церетели


Мимо памятника Истинному Арийцу.


Всё это юмор, конечно, вынужденный юмор, за который я прошу прощения у финнов. Потому, что найти в Интернете хоть какие-нибудь сведения об их памятниках, задача чаще всего невыполнимая. Не знаю уж почему, но финны свято хранят информацию о памятниках и музеях, выставляя на всеобщее оборзение сведения об аквапарках, лыжных трассах и коттеджах внаём. Наверное, бояться, что человек, прочитав в Интернете и посмотрев фотографию какого-либо дома или памятника, откажется от мысли поехать в Суоми, увидеть всё своими глазами?
Переводить же надписи на памятниках, дело довольно неблагодарное. Даже самые короткие надписи могут самый разный смысл, который без опытного экскурсовода просто не понять.
И мы, нигде не задерживаясь всё шли дальше.
Мимо кладбищ разных размеров.


Мимо, мимо, мимо… Вот только у фонарных столбов мы немного задержались, чтобы ещё раз восхититься трудолюбием и талантливостью жителей Суоми. Ну, сами посудите, не красота ли? В условиях короткого северного лета вырастить прямо на фонарных столбах этакую роскошную клумбу! И ещё сохранить её на всё лето и осень, не дав русским туристам оборвать хрупкие цветы!
Я не знаю, как они это делают, но не удивлюсь, если у них и зимой города напоминают цветущий сад.


И опять, шагая вверх-вниз по Кауппакату, мы добрались до стоянки, где оставили машину.
Решив, что терять уже всё равно нечего, мы отложили приём пищи до приезда в какое-нибудь более удобное место. Кушать в машине, норовя запачкать салон и привлекая внимание пешеходов, вовсе не хотелось.
Поэтому мы рванули прочь из города Лаппеенранта, выбрались, в который раз, на дорогу номер шесть и покатили в сторону города Савонлинна.
Отъехали мы от Лаппеенранты не сильно далеко, присмотрев подходящую стояночку, со столиком и парой скамеек, с видом на красивое озеро и привычным информационным щитом, рассказывающим об окрестностях Раутярви (Rautjarvi).


Пока Димка доставал и раскладывал на столе продукты, я успел сходить в лес и насобирать грибов. Парочка крепких подберёзовиков росла прямо на тропинке, никому не нужная, кроме животных. Я не выдержал и сорвал их, мысленно прося прощения у белок, если таковые здесь водятся. Для финнов же подобные роскошные деликатесы – подберёзовики, белые, грузди, всё, что попадается в лесу – ничем не отличаются от какого-нибудь несъедобного куста или дерева. Финны покупают на рынках только сморчки и лисички. Да и то, выращенные на плантациях. Других грибов, я, как ни старался, на прилавках не увидел. Зато ягоды в Суоми – продают на каждом углу, у каждого большого универмага. Черника, малина, ежевика, брусника, клюква, морошка. Да, даже морошка, в маленьких стаканчиках, по бешеной цене. Вообще, ценники на ягоды варьируются от 2.5 евро за килограмм, до пяти евро и выше. Смотря в каком городе идёт торговля, где, кто торгует и при каких условиях. Думаю, что если найти фермера, занимающегося выращиванием ягод, можно очень неплохо затариться, так сказать, прямо с куста.
А пока, полюбовавшись на грибы и оставив их в сторонке, на съедение зверушкам, мы приступили к трапезе, обойдясь, на сей раз безо всяких ягод.


Пообедали, сложили вещички в машину, и, попрощавшись с уютной стоянкой, двинулись дальше.
В общей сложности, дорога до Савонлинны и дальше до Энонкоске – обычном месте нашего ночного пристанища, показалась нам гораздо более долгой, чем в прошлый раз.
Останавливались мы ещё только один раз - на стоянке у щита Пункахарью (Punkaharju)– района, в котором имеет честь находиться галерея Ретретти (о которой речь шла в первом рассказе), и музей леса Лусто (Lusto), который мы когда-то просвистели мимо, не разобравшись в череде поворотов.


Вообще же, вся эта поездка по дороге номер шесть была наполнена воспоминаниями. Мы то искали взглядом башню-летающую тарелку, то высматривали поворот на Ретретти, на котором наша Нивка разворачивалась нарушая всякие законы.
ВИДЕО 1

А потом я начал от скуки опять устраивать охоту за белыми кругами. Раз уж не удалось снять их в прошлый раз, приходилось быть начеку, чтобы не пропустить очередную россыпь.
ВИДЕО 2

Вот так, в темпе вальса, мы добрались сначала до Савонлинны, а потом, спустя ещё час – до Энонкоски. Где и заночевали, надеясь наутро облазить весь Энонкоски, найти крепость в Савонлинне и ещё раз полюбоваться на красоты Иматры.
Было бы у нас в распоряжении ещё денька три, наши грандиозные планы были бы выполнены. Но, имея в запасе всего один день, приходилось торопиться. Мы постановили начать с Энонкоски, не особо задерживаясь на каждом углу, потом поехать в Савонлинну, а там, как получится.
С этим и уснули.
Часть вторая.
Крепость утренней зари.


Глава первая.
Тянет неспроста…

Утро в Энонкоске каждому из нас – мне и Димке показалось абсолютно разным.
Мне, вставшему чуть раньше и отправившемуся на зарядку, оно показалось солнечным и тёплым. Пыхтя и отдуваясь в попытке изгнать из себя остатки сна, я наслаждался ярким солнышком, тёплым утренним ветерком и осознанием величия собственной силы воли, не давшей расслабиться и забросить истязания организма даже на отдыхе.
Димке, вставшему на полчаса позже, утро показалось промозглым, сырым и ветреным, поскольку, как только я перестал дёргать руками и ногами, солнце посчитало свою миссию выполненной и укуталось в непробиваемую пелену туч.
А пока мы завтракали, даже хлынул сильный, но, слава Богу, короткий ливень.
Когда мы выбрались из дому и погрузились в машину, дождик ещё пытался немного смочить нам дорогу. Он-то был полностью уверен, что делает благое дело – дождь в дорогу - гладкий путь! Но, нам не очень-то хотелось проверять на себе истинность этой пословицы, поскольку ехать нам было всего-ничего. От места под названием Пирттиниеми (Pirttiniemi) (Хотите поломать язык? Попробуйте произнести название улицы – Перттиниементие. Ну как? Получилось правильно расставить ударения?) до центра города Энонкоске каких-нибудь три-пять минут неспешной езды.

ВИДЕО 1

Итак, мы подъехали к дому, название которого мне всё-таки удалось прочитать и почти правильно. ЛИикунта-тАло (liikuntatalo) – Дом Спорта. Или по-нашему, по-простецкому – Спорткомплекс.


В прошлый раз мы именно здесь оставляли машину, когда бегали по Энонкоске в поисках пристанища.
На самом деле, место вполне удобное. И парковка бесплатная и не ограниченная по времени, и до любой точки города ногой подать.
Обвешавшись с головы до ног фотоаппаратом, мы вышли на тропу. Вполне себе приличную тропу, асфальтированную, на которой тут же встретили финскую бабушку, бегущую трусцой с лыжными палками в руках.
Я набрался наглости и поздоровался: «Пяйвяя!»
Бабуля, наверное, была в недалёком прошлом олимпийской чемпионкой, потому что, не снижая темпа бега, не дыша как паровоз и не сбившись с шага, ласково улыбнулась мне как своему и ответила: «Пяйвяя!» Я вообще иногда поражаюсь здоровью и активности финских пенсионеров.
На танцульках в ресторане, о которых речь пойдёт в следующем рассказе, неутомимые финские ветераны отплясывали уж всяко выносливее молодых русских. А уж о том, что эти танцы выглядели гораздо красивее, и говорить не стоит.
Проводив взглядом марафонскую бабулю, мы отправились осматривать и фотографировать места вокруг лиикунтатало.
Самое главное, что нас непреодолимо влекло – стартовая будка с тыльной стороны спорткомплекса. Не сфотографироваться около этого места было невозможно.


Вот она – наша путеводная звезда!
Отдав долг памяти, мы зашагали вверх по склону, мимо зданий школы. Именно зданий, поскольку старшие и младшие классы в финской глубинке учатся в разных зданиях.


Если мне память не изменяет, в этом жёлтом здании учатся и живут младшие, а за углом направо, стоит дом посовременнее – это школа для старших.
Между двумя зданиями торчит поросший лесом холм, из покрытых дёрном скал, за которым прячется теннисный корт. А сам холм, несомненно, служит и местом детских прогулок и учебным пособием и местом пикников для старшеклассников. Для того, чтобы вычислить это не надо быть Шерлоком Холмсом. На холме попадаются стекла от пивных бутылок. Это развлекается молодёжь. Но эти стёкла не разбросаны хаотично, а собраны в кучки – это стараются дети по заданию учителя. Но эти кучки представляют собой не хаотичные нагромождения, а живописно разложенные витражи – это младшие школьники стараются сами. В общем – холм этот достаточно посещаемое место.
Сделав не более сорока шагов по дороге мимо школы, мы попали в этакое царство Божие в лютеранском варианте.
На самом деле, на небольшой площади, той самой, у которой мы в прошлый приезд крутились промеж трёх сосен, оказалась не только одна лютеранская церковь. Справа от церкви, в глубине, прятался домик-пряник с большущим крестом на стене. Этот дом, такой ухоженный и уютный, вполне мог оказаться и домом священника, и зданием миссии, а может быть и тем и другим одновременно.


А напротив церкви, «через площадь», вырастал дом, который я принял вначале тоже за здание, относящееся к церкви. Меня смутила надпись на фронтоне – Кирьясто (Kirjasto), начинавшееся так же, как и название церкви по-фински – киркко (kirkko). Поэтому, я решил, что дом относится к церковной миссии. Однако, уже гораздо позже, мне пришлось убедиться, что я оказался не совсем прав. Кирьясто – оказалось просто библиотекой! Хотя, может быть и принадлежавшей церкви. Ведь книга по-фински – kirja.
Потоптавшись на площади и сфотографировав интересную машинку – электромобильчик


Мы двинулись дальше, отсняв, под конец, панорамное видео всей площади. Не очень хорошего качества видео, правда. Потому что снималось всё, из-за недостатка времени, на ходу. В галопе, так сказать.
ВИДЕО 2

На том перекрёстке, который образовывало шоссе №471 и улица с говорящим названием – Кирккотие, по которой нас влекло в поисках приключений мы, не долго думая, свернули направо. С левой стороны (со стороны Савонлинны) мы приехали, поэтому выбор дальнейшего пути был более чем очевиден. Дорога уходила чуть вниз, пересекая неширокий, приземистый мост.
Рядом с этим мостом, бетонным, основательным и, похоже, довольно новым, пробегала пешеходная дорожка. Широкая, с газонами по краям, эта дорожка со стороны выглядела как обычный асфальтированый кусок суши, не отличаясь от дорожки в любом другом месте города. Но, подойдя поближе, мы убедились, что первое впечатление, нас как всегда обмануло.
Небольшое возвышение из дикого камня, которое мы сперва приняли за простое придорожное украшение, оказалось изгородью ещё одного моста, такого старого и заваленного землёй, что если бы не эта изгородь, можно было бы его и вовсе не заметить.


Но, самой интересной находкой, для нас стал самый настоящий, правда, очень маленький шлюз, который виднелся из-под большого моста.


Мы начали подозревать, что всё это неспроста. Этот маленький кусочек города был очень похож на парк. Точнее – зародыш парка.
Невдалеке, по левому берегу маленькой речки, вытекавшей из-под шлюза, виднелась деревянная беседка. Где-то, судя по звуку, плескался водопадик. На вид, парк был очень маленьким, даже для такого небольшого города, как Энонкоски. Этаким узким чулком, зона зелёных насаждений тянулась по обоим берегам реки. Правда, где кончается парк, мы не видели. Ниже по течению пространство загораживали деревья, сквозь которые проблёскивало какое-то озерцо.


Зато, к нашему удивлению и удовольствию, мы набрели на знак информационного центра – белую i в зелёном квадрате.
Местный информаторий обретался в помещении похожем на маленькое кафе. Возможно, он и был местом отдыха и столовой для туристов, но поскольку никаких туристов в этих краях в данный момент не наблюдалось, то и в одноэтажном сарайчике с прилавком и парой столиков не оказалось никого. Кроме самой хозяйки и нас двоих, разумеется.
Я выкатил на лицо самую свою любезную улыбку. Это всё-таки был не бездушный автомат, как в Лаппеенранте, где «нажал кнопку - получил карту». Чтобы добыть подобный раритет в Энонкоске, приходилось вступать в контакт с местным населением.
«Пухуттэко тэ веняйя?» (Говорите ли вы по-русски?) – эту фразу я зубрил всю дорогу от самой Торфяновки. Она казалась мне панацеей от всех бед и болезней! Достаточно произнести волшебное «Пухуттэко…» и перед нами раскроются все тайны мироздания, финны вдруг все разом заговорят со мной на понятном мне языке, и во Вселенной воцарится мир и порядок! До тех пор, пока люди не начнут строить очередной Вавилонский Небоскрёб.
О том, что будет со мной в том случае, если в ответ я услышу нерусское «Эй!», оно же – финское «Нет!», я как-то не задумывался.
Поэтому, когда хозяйка сего постоялого двора, ответила мне отрицательно, но тут же подтвердила, что вполне сносно разговаривает по-английски, у меня улетучились куда-то и финские слова, испарились куда-то английские и непонятно отчего исчезли даже русские.
По инерции, на ещё не совсем выдохшемся запале, с помощью какого-то чуда, я ещё смог выдавить из себя по-фински: «Миня тарвитсен картат!» (Мне нужны карты) Видимо вспомнил, как покупал парковочные часы в том же Энонкоске. Но после этого на мой мозг пал какой-то непробиваемый туман.
Финка кинулась к стеллажу, стоящему у левой стены, а меня, видимо прочно зациклило на слове «картат». Женщина начала выбирать для меня литературу, и как только в моих руках оказывался какой-нибудь очередной листок, у меня из горла вылетало хриплое карканье: «Карртат!». И мне было никак не остановиться, до тех самых пор пока запас брошюр, карт, буклетов и листовок просто не иссяк, перекочевав в мои потные лапки.
Тогда, мой заблудившийся в двенадцати битах мозг, вдруг проявил бурную активность, помимо моей воли переключивший на пиджин-финниш-инглиш. За несколько секунд я успел вывалить хозяйке информатория кучу информации! Что изучаю финский язык(Ай’м лёрниньг суоми!). Но пока не выучил ничегошеньки (Бат лёрнед хуаности!).
Не помню, что там ещё лилось из меня, но, по-моему, бедная финка не поняла из моих речей ни слова. Я и сам не понял бы, если бы слушал себя со стороны. Всё ещё находясь в каком-то бреду, я, вслед за Димкой вышел на крыльцо. И тут меня почему-то дёрнуло сфотографироваться на крыльце вместе с хозяйкой! Я вернулся обратно в домик, и потащил несчастную женщину фотографироваться.
Сам не понимаю, что на меня нашло! С точки зрения финна, я совершал самую настоящую бестактность, был излишне навязчив, многословен и суетлив! За что и получил в итоге сполна.
Димка вдруг начал возиться с фотоаппаратом, то, выбирая ракурс, то что-то там настраивая. Мне казалось, что ещё немного, и финка сбежит, плюнув на этих шумных и бестолковых русских!
Я уже совсем отчаялся дождаться снимка и почти закричал на Димку: «Ну, что ты там копаешься!». И в этот момент раздался звук затвора! Фотоаппарат щёлкнул, а я навек остался с дурацким оскалом на физиономии. Когда будете смотреть на эту фотографию, не думайте, что на лице у меня американская улыбка. Такое выражение принимает ослиная морда, когда окружающие не принимают ослиную шутку. Шрека помните?


И в довершении всех своих бед, прощаясь и благодаря, я умудрился вместо Thanks (Спасибо), произнести Things (Вещи)! Не знаю уж, что обо мне подумала финская женщина, но явно среди этих мыслей не было слишком мирных и благожелательных.
Пытаясь отдышаться и постепенно приходя в себя, я двинулся догонять своего спутника, уже успевшего устроиться на скамейке позади информ-центра и перебирающего нашу добычу.
ВИДЕО 3

Самым интересным из всего вороха бумаги, оказался небольшой буклет на русском языке. Если верить этому печатному изданию, маленький городской парк и заводь, в которую впадает речка, вытекая из шлюза, являлись самыми настоящими воротами в довольно обширный финский национальный заповедник под названием Коловеси (Kolovesi).
Этот заповедник, почти весь окружён водой. Поэтому, самым удобным средством передвижения по его просторам считается гребная лодка. Пусть это не самое быстрое средство, зато достаточно тихое и позволяющее вдоволь налюбоваться непугаными зверьми, величественными пост-ледниковыми пейзажами и наскальной живописью какого-то лохматого Ван-Гога, ещё более лохматого века до Нашей Эры.
Мы немного прогулялись в сторону заповедника, сфотографировали речные пороги и заводь, в которой отстаивались лодки, в ожидании туристов и, решив не углубляться в дебри, а побыстрее вернуться к машине, двинулись в обратную сторону.




Время поджимало!
Нива 4x4 / Вокруг Нивы / Дороги и бездороги / Галопом по Европам или На Ниве в Финляндию.