Niva est vita!
Niva 4x4
Lada Niva owners club. Founded by
Ermolov Aleksei Igorevich, aka ALER
Yandex and Google search

Небольшой тест газовых баллонов...

Niva 4x4 / Вокруг Нивы / Экипировка, оборудование, навигация
Suicide.

Reg.: 1/9/2008
Topics / Posts: 8 / 861
From: москва.
Age: 37
Car: Экспедиционный нив. Легкий тюнинг.

12/5/2008, 2:06 AM +03
Собираясь за полярный круг зимой нельзя не подумать о снаряжении.
Как всегда хочется, чтобы оно было практичным, удобным, легким и безотказным. (чего конечно в принципе не бывает)

Вопросы над которыми редко задумываешься летом иногда приобретают несколько иное значение в условиях низких температур.

Обьектом сегодняшнего припарирования стали газовые балоны для горелки.

Визит в заведение под названием "спорт-хит" подарил мне 3 вида морозоустойчивых балонов.



1. Примус павер газ.
2. Еврогаз 4 сезона.
3. Ковея.

Все балоны заправленны смесью бутана, пропана и изобутана. В составе:
1. Примус. Изобутан 25% Бутан 50% Пропан 25%
2. Евгораз. Изобутан 30% Бутан 45% Пропан 25%
3. Ковея. Изобутан 72% Пропан 22% Бутан 6%
(Данные нанесены на баллоны)

Как видим состав смеси получается довольно разнообразный. Видимо у производителей свои мнения на счет наиболее оптимального состава.

Цена тоже разная.

1. Примус 224 руб.
2. Еврогаз 190 руб.
3. Ковея 150 руб.

Ковея обещает работу до -23 градусов, еврогаз до -20 а примус... примус ничего не обещает.. Поскольку у балонов наметились некие отличия сразу назрела мысль о небольшом тестировании.

Хочу заметить так же, что энергетическая ценность смесей так же получается разная. Но мы вдаватся в дебри и вспоминать химию и джоули с молями не будем. Нам более интересна работа в реальных боевых условиях.

Итак все 3 испытуемых были запихнуты в холодильник, где в течении 2 часов подвергались охлаждению при температуре -21 градус вместе с пельменями и прочими ништяками..





Для испытаний была привлеченна горелка Kovea KB-0409.. Весом 124 грамма. =)

http://www.activera.ru/catalog/kovea/gasstove/12446/



Итак 2 часа .. Достаем изрядно подмерзшие, красиво покрытые инием и льдинками, баллоны.

Перввый пошел..

Примус уверенно поджигается и ровно горит. Горелка работает на полной мощности, признаков замерзания газа нет.



Ковея так же зажегся с первого щелчка.



Еврогаз не остал от предшественников.



Итог. 2 часовое охлаждение при температуре -21 градус не выявило каких либо различий. Все испытуемые работают.

Тест продолжается. Балоны оставленны в холодильнике на ночь с целью проверки на длительное охлаждение (наиболее вероятное в условиях зимнего похода).

Утром я проверю работоспособность а так же вскипячу по 1 литру воды, и засеку секундомером время закипания, с целью все таки уловить разницу в составе смесей.

Продолжение следует. =)
veter

Reg.: 12/9/2004
Topics / Posts: 6 / 770
From: Москва
Age: 59
Car: Паджеро 1

12/5/2008, 7:01 AM +03
Не совсем корректное испытание.
Желательно что бы и горение было именно при низких температурах.И действительно характер горения меняется с каном и без ( отражённое тепло от канчика дополнительно прогревает баллон при такой горелке как использовал ты).
P.S. Но для низких температур я всё -таки бы рекомендовал горелки со шлангом - например http://activera.ru/catalog/kovea/gasstove/8590/

Темнота - это не отсутствие света
Suicide.

Reg.: 1/9/2008
Topics / Posts: 8 / 861
From: москва.
Age: 37
Car: Экспедиционный нив. Легкий тюнинг.

12/5/2008, 3:47 PM +03
Не совсем корректное испытание.
На лабораторные результаты не претендую вроде же =)
Желательно что бы и горение было именно при низких температурах.
Холодильнику это вряд ли понравится, да и трудно будет выдержать стабильность условий =)


Продолжаем испытания. ...

После длительного 9 часового охлаждения балоны по одному извлеченны из холодильника. Я старался как можно меньше их трясти и перемешивать газ, а так же хвататся руками. Для эксперемента были привлеченны Контрольная Кружка и Секундомер.




В КК наливается вода (из водопровода, чем померять температуру не нашел, но это и не столь важно, главное создать максимально равные условия для испытуемых) и засекается время от момента зажигания горелки до момента закипания.

Основная задача уловить разницу в горении и производительности смесей. Для сугубо ненаучных выводов. =)

Полностью соблюсти идентичность условий конечно не получится, вода наливаемая из водопровода разной температуры в разных партиях, точно засечь момент закипания тяжело итд. Но все таки у нас кухня а не лаборатория. И использовать горелку будут не измерительные приборы а мы.

Итак. Все испытуемые загорелись нормально. 8 часовое отморожение не выявило каких либо различий с 2 часовым.

Добавлю еще, что кружка крайне неоптимальная посуда для кипячения, половина тепла улетает мимо. Для получения хорошего результата необходимо использовать посуду небольшой глубины и максимально широкую. Кран горелки во всех случаея был открыт. Те на максимальную мощность влияло только давление газа. Как это выглядит с точки зрения кпд системы кружка-горелка тот еще вопрос. =)

Результаты замеров оказались достаточно любопытными.

1. Еврогаз - 5.03
2. Ковея - 5.24
3. Примус - 5.21

В виду того, что еврогаз запускался первым вода была скорее всего немного потеплее, кружка так же была комнатной температуры в отличие от последующих замеров. Что и дало разницу в 20 секунд.

Для сравнения был произведено измерение при комнатной температуре баллона (ковея +24 градуса)
КК закипела за 4.02 Те на минуту быстрее. Падение мощности у охлажденных балонов видно и на глаз.

Итог.

Все 3 балона показали хорошую работоспособность при охлаждении до -21 градуса с последующим зажиганием при температуре +24 градуса. Критической разницы между производителями и составом смесей при данных условиях не выявленно. Следует учесть, что давление при охлаждении падает (испарение замедляется) следовательно падает мощность горелки. Из чего следует, что для наиболее экономичного использования не следует увлекатся большой посудой. Отношение теплопотерь к получаемой энергии может не дать котелку закипеть вообще. Особенно если принять во внимание ветер.

Как заметил veter характер горения может менятся от многих факторов.
Если же балон подогревать (используя горелку со шлангом или внешний источник тепла) то вполне можно получить такую же мощность как в летних условиях. Маленький балон проще подогреть и проще держать в тепле.

Наиболее интересные на сегодняшний день системы с точки зрения КПД - http://activera.ru/catalog/jetboil/pcs/12749/
Ars-techno

Reg.: 4/25/2006
Topics / Posts: 8 / 1786
From: Орёл
Age: 42
Car: 21213, 2001г., 185 тыкм. и SGV new 2013г., 2.0 МТ

1/10/2009, 8:28 PM +03
Респект за проведенные изыскания. [:up]
А какой объем баллонов и на сколько их хватает в сравнении: больше/меньше?

Если нет выхода, - нужно искать вход.
Suicide.

Reg.: 1/9/2008
Topics / Posts: 8 / 861
From: москва.
Age: 37
Car: Экспедиционный нив. Легкий тюнинг.

1/11/2009, 1:22 AM +03
Все по 500 грамм.
на сколько их хватает в сравнении: больше/меньше?
Не совсем понял вопрос ..
Ars-techno

Reg.: 4/25/2006
Topics / Posts: 8 / 1786
From: Орёл
Age: 42
Car: 21213, 2001г., 185 тыкм. и SGV new 2013г., 2.0 МТ

1/11/2009, 8:02 AM +03
Suicide.:
1. Примус 224 руб.
2. Еврогаз 190 руб.
3. Ковея 150 руб.
Я имею ввиду, что возможно какого-то из баллонов хватило на более долгое время работы горелки, либо, скажем, на больший объем вскипяченной воды, чем его конкурента.
В зависимости от давления и "энергоемкости" смеси этот показатель ИМХО может варьироваться, как и, например, в случае использования системы питания ГБО на автомобиле.

Если нет выхода, - нужно искать вход.
Suicide.

Reg.: 1/9/2008
Topics / Posts: 8 / 861
From: москва.
Age: 37
Car: Экспедиционный нив. Легкий тюнинг.

1/11/2009, 2:18 PM +03
Данные тесты не проводились.. Поскольку пришлось бы высадить все 3 балона под это дело.

В виду практически идентичного времени закипания КК думаю, что и остальные показатели примерно равны. Хотя возможно и нет.
ALK

Reg.: 5/25/2006
Topics / Posts: 10 / 1259
From: Москва
Age: 18
Car: 214, vw

1/11/2009, 2:43 PM +03
Suicide.:
что и остальные показатели примерно равны. Хотя возможно и нет.
все дело в составе смеси и условиях эксперимента... кто энергии дает больше при том же расходе, тот и экономичнее

"Трус не играет..." ©
Ars-techno

Reg.: 4/25/2006
Topics / Posts: 8 / 1786
From: Орёл
Age: 42
Car: 21213, 2001г., 185 тыкм. и SGV new 2013г., 2.0 МТ

4/5/2009, 4:28 PM +04
http://activeinfo.ru/testdrive/ballwinter/index.php
Наткнулся сегодня случайно... Ссылка на тест газовых баллонов.

Если нет выхода, - нужно искать вход.
andreygeo

Reg.: 1/10/2009
Topics / Posts: 13 / 269
From: Москва-Узловая
Age: 43
Car: Suzuki Sidekick 95г.р. Был 21213, ПиФом звали.

4/30/2009, 4:06 PM +04
В горных походах зимой, на высотах от 800м до 4000 в январе на Тяне (-25) Primus, Kovea и MSR работают. Не один раз проверено.
А вот наши "казанки"....брррр..толко мух травить

Если нельзя, но очень хочется, то можно!
http://paleogeo.org
Сыч

Reg.: 11/8/2007
Topics / Posts: 1 / 18
From: Москва
Age: 48
Car: 21213, 1998

5/4/2009, 3:58 PM +04
Юзаю зимой Primus и Kovea. Минимальная температура, при которой пользовался - -22 - -25, на Рыбинке. Кроме того, что балон примёрз ко льду - претензий нет. [:)]
Летом юзаю практически любые подходящие газ. балоны.
Niva 4x4 / Вокруг Нивы / Экипировка, оборудование, навигация / Небольшой тест газовых баллонов...