Niva est vita!
Niva 4x4
Lada Niva owners club. Founded by
Ermolov Aleksei Igorevich, aka ALER
Yandex and Google search

Дорогами нашей славы \ Большой северный рейд

Niva 4x4 / Вокруг Нивы / Дороги и бездороги
шкипер

Reg.: 11/28/2007
Topics / Posts: 53 / 4842
From: Москва\Электроугли.
Age: 71
Car: Нива боевая, она же-бульдозер для уборки снега. УАЗ-буханка - кемпер для дальних рейдов. И Шнива

6/2/2011, 9:44 AM +04
А мы - пойдем на Север!
Начинаем готовиться к рейду. Направление - север, северо-запад. Кольский,Муста-Тунтури, Ловозеры, Кузомень, Воттовара и прочее.
Цель поездки - проехать, где это возможно, посмотреть, что интересно.БЕЗ СПЕШКИ! Вдумчиво.
Сроки - примерно с середины июля и до сентября.( мне на работу не надо...)
Маршрут разбивается на несколько этапов:
1. Москва-Мурманск- Средний - Рыбачий- Муста-тунтури. И окрестности. И прочее, если возникнут идеи по ходу...
Дней 10.
2. Горы. Хибины, Ловозерские тундры, Ревда- Умба. С сопутствующими развлечениями...
Тоже дней 10.
3. Белое море. Умба, Мезень,р. Варзуга - и далее, если будет возможность.И появится желание.
Еще 7 дней.
4. Северная Карелия. г.Воттовара, озера, водопады и прочие интересные места.Отдых, грибочки...
Еще неделя.

Каждые 3-4 дня планирую устраивать дневки в наиболее интересных местах. Поснимать фото и видео, дабы было что глянуть долгими зимними вечерами...
Запредельного бездорожья специально искать не планируется. Преодолевать в пределах разумного, не доводя победу полного привода над разумом до абсурда!
Возимый запас деталей рассчитан почти на любую поломку, опыт ремонтов в полевых условиях тоже имеется, но валяться под машиной особого желания нет...Соответственно будет выбираться и тактика движения.
Средняя категория сложности, как мне кажется - Разведка боем(по нашей классификации) хотя маршрут в целом мало предсказуем и встретиться может всякое.
Рейд проводится по правилам команды Восточного фронта!
Участники. Я -еду. (ну, если обойдется без форс-мажора...) С ПОЛНЫМ КОМПЛЕКТОМ запчастей, инструмента и снаряжения. Дабы не метаться в поисках гайки...
Соответственно и машина подготовлена (в пределах разумного...).
Принять участие могут экипажи, готовые самостоятельно пройти маршрут и при этом - работать в команде.И согласные с НАШИМИ правилами. Можно ехать весь маршрут, можно -один из этапов.
Времени на подготовку - чуть больше месяца, а это не слишком много. Если есть желающие ( и реально имеющие такую возможность!) -прошу на связь.
Подробности будем обсуждать на покатушках Восточного Фронта.
Если в указанные сроки в данном районе будут еще какие-то команды - хорошо бы обьединить усилия для связи и взаимопомощи.
С искренним уважением.
Сергей\ Шкипер.

Восточный Фронт!
Покатушки, подготовка техники и обучение.
Регламент и информация - на 1 стр. темы.
шкипер

Reg.: 11/28/2007
Topics / Posts: 53 / 4842
From: Москва\Электроугли.
Age: 71
Car: Нива боевая, она же-бульдозер для уборки снега. УАЗ-буханка - кемпер для дальних рейдов. И Шнива

6/15/2011, 10:49 PM +04
Помаленьку вырисовывается маршрут. Выезжать планируем 15 июля. Через Ярославль-Вологду-Вытегру.Если позволит время, будет благоприятствовать погода и появится желание - можно чуток покуралесить на восточном берегу Онеги.(Водлозеро интересует)
Идем На Мурманск.
Далее - на Рыбачий. Начинаем с самой северной точки и по периметру. Вдоль моря, значит...До Цыпнаволока. Плавно переходим на Средний. И тоже по периметру...
Далее, пробуем пройти дорогу на Печенгу. Люди говорят, что прошли в прошлом году. Посмотрим, насколько это возможно.
Снова Мурманск. Первый этап завершен.
6/22/2011, 10:54 PM +04
Второй этап. Мурманск -Оленегорск -Ревда. Изучение Ловозерских тундр, равно и их окрестностей. Проехать по горам, подняться, куда возможно. После чего на юг, через Октябрьский и Мунозеро на Умбу. Участок 1000 ручьев и прочие развлечения по ходу картины...
Третий этап - по южному берегу Кольского. Кузомень -Варзуга и т.д. Посмотреть там есть что. [:hello]
6/27/2011, 9:54 AM +04
После отдыха на третьем этапе плавно переходим к четвертому - гора Воттоваара и окрестности. Заезжать будем от Сегежи на Сукозеро, выезжать через Гимолы. Потом еще чуток прокатимся в районе Сортавалы. Если время еще останется...
В общем, планов громадье, подготовка техники и снаряжения идет полным ходом.
Участвуют пока две машины.
7/14/2011, 10:24 AM +04
Старт 16-17. Связь 906 719 5949.
Всем удачи и полного привода!
8/18/2011, 9:35 AM +04
Рейд завершен. Маршрут пройден полностью, а ввиду слабого знания дорог -почти везде по самому тяжелому треку... [:shock] Получен большой опыт ...
Было трудно, хотя большая часть спецучастков проблем с моей точки зрения не вызывает. Все, в принципе едется, однако вероятность поломок,притом серьезных на камнях очень велика.
После осмысления и разбора полетов напишу подробней.
8/19/2011, 6:48 PM +04
Полноразмерный отчет, полагаю, писать нет смысла. Однако опыт, который сын ошибок трудных накопился, возможно, кому-то пригодится.
Начну по-порядку. Конечно, охватить за месяц столь обширный маршрут сложно. Не проехать - проскочить можно и за пару недель, как Питерские ездят - но прочувствовать не получится. Опять же, применительно к Ниве-спешка в горах и на камнях кончается плохо. Даже при наличии защиты моста и раздатки. К сведению - во всех ларьках РПМ и раздатки лежат...Спросом видимо пользуются!
С точки зрения проходимости - особых проблем вроде нет. Разве что сам по незнанию забуришься не на ту дорогу. Однако специфика имеется. Камни, большие и не очень, острые и не совсем...Если не травиться -рвешь трансмиссию, травишься - рвешь резину. Все каменюки не обьедешь, да и на многие подьемы медленно и вдумчиво не подняться. Соответственно низ машины должен выдерживать очень многое. Защита и подрамник необходимы. Резина может быть любая, но чем больше и крепче (при соответствующих главных парах!) тем легче ехать. Притом- желательно попроще, которую не жалко.
Мне очень не хватало прицепа. Мест, где он создал бы проблемы не так много (разве что в сыпучих песках на Варзуге) а если машина не завалена под крышу -жить легче. Но это уже совсем другая история...
Еще большой вопрос - погода и насекомые. Или холод и ветер - или гнус, мошка и комары. Они есть даже рядом с ледниками на Рыбачьем... [:shock]
Трасса - без вопросов. Есть ремонт дорог, на границе Мурманской и Карелии на дороге много ЦЫГАН! косят под румын и болгар просят масло или бензин, втюхивают самодельное золото. Если нет желания вязаться с жульем - не стоит останавливаться.
Цена бензина (и газа!) чем дальше - тем дороже. Но везде есть. В смысле бензин.
Газ. заправки - Кириллов, Вытегра, Сегежа, Кандалакша, Мончегорск, Аппатиты, Мурманск. А также Ляппесильта,Сортавала и Олонец.Но! По дороге туда газа не было неделю в Сегеже , а оттуда -дней десять в Кандалакше. Заправки от трассы далеко, указателей нет, местные знают не всегда а график работы кое где -от вольного...
Поэтому, даже имея в машинах по 2 баллона на 65 и 90л некоторый кусок пути пришлось идти на презренном бензине!
Запчасти. Цены выше, чем в столице. Качество везде -как повезет.
Притом овощи и яйца оказались дешевле!
Так, теперь по маршруту.
1. Рыбачий- Средний. Водопад на Титовке, дороги. Очень красиво и интересно. Все проходимо, хотя и есть глубокие лужи. Основная опасность - камни.Брошенные армейские сооружения и городки ничего кроме омерзения не вызывают. Смотреть там нечего, помоек хватает и поближе.
Интересен участок берега от Скорбеевского до Немецкого мыса. Но там где легко проехать прорва джиперов и не очень...
Однако, при желании и некоторой сноровке можно спуститься и в других местах. От езды по тундре лучше отказаться, в растительности скрываются порой очень острые камни. Да и если повредить - долго не зарастет.
На Среднем интересно от двух братьев до В\Ч. Притом, через территорию то пропускают, то нет. Однако все обьезжается.
И опять же - если знать правильную дорогу - можно пробраться на паркетнике. А не зная - можно и подготовленный Уаз угробить.
2. Едем дальше. Тыловая немецкая дорога на Печенгу. Класс! И ведь до сих пор в относительном порядке! Мосты отсутствуют, но все обьезжается и, в принципе проходимо для стандартной нивы. Ну, если не повезет - замена алюминиевых агрегатов...Камни!
Есть много ответвлений, много оборонительных сооружений и т.п.
Природа очень интересна. Мы доехали до перевала Мустатунтури, где у озера народ лагерем стоит. Дальше ездили только квадры...
Однако, увидев наши Нивы, народ высказался несколько пренебрежительно. Решил устроить им зрелище. Чуток прошлось помочь лебедкой пройти метров 20 заболоченных с камнями рядом с озером а потом- вверх до перевала.
Примечание - используя лебедку в горах надо с осторожностью цепляться за камни. Скатить на себя глыбу тонн в 5 - мало радости, да и трос может застрять под валуном, не вытащишь.
В общем, перевал взят. Вид оттуда на залив и Средний завораживает!
Дальнейшая дорога до Печенги - без проблем. Но есть одна тонкость. Брод в конце у стрельбища легко проходим в ОТЛИВ! Попытка не меряя ухнуть по свежим следам колес может сильно удивить!

Добавлено спустя 2 часа 13 минут 30 секунд:

3. После Мурманска идем на Ревду и Ловозеры. Едем до комбината. Ищем дорогу сперва нелево, на восток. Можно проехать через проходную, но надо просить и унижаться...Соответственно,лезем в лоб, до рабочей дороги к шахтам. Подьем не самый простой, камни, сыпуха. Машину жалко,конечно, но куда деваться! Ехать надо.
Залезаем. Долго выискиваем дороги, где можно проехать еще выше. Однако, наступает момент, когда на 29 колесах становится слишком рискованно. Выезжаем через отстойник по насыпи.
Ищем дорогу на пер Геологов.Это уже на запад. жпс что то показывает. Премся по довольно скверном подобии тропы...Долго и мучительно. Порой встречаются осыпи очень крупных валунов. Преодолеваются с трудом на минимальной скорости. От развалин поворачиваем прямо к горе. Лезем, лезем. Выбираемся на более плоский участок...Вот те на! В километре от нас на хорошей скорости прокатывается тройка питерских вполне полированных и с прицепом...Они уже с перевала...
Оказывается, была вполне нормальная дорога, проходимая для любой машины, мы до нее просто не доехали внизу метров 500! Притом, что скачка по валунам у нас заняла почти весь день, а доехать можно было за полчаса!
Добираемся до верха. Виды, вершина, перевал. Интересно было бы поехать дальше и выше, но принимаем решение в ереси не упорствовать. Ибо дальнейшее продвижение потребовало бы очень большого времени - пришлось бы местами подкладывать камни.
Утром за полчаса по хорошей дороге доезжаем до асфальта.
4. Ревда- умба. Название -1000ручьев завораживает...Но! Самый скучный участок рейда. Пустая трата времени. Сложностей в преодолении не представляет,подьездов к озеру, несмотря на близость(200-300м) мало. Сами ручьи в это время года красивы но особого интереса нет. После ночного ливня с жуткой грозой конечно вода поднялась, но мах. до фар...И опять же, все сложные места можно обьехать по шпалам жел. дор. Хотя мы туда старались не лазить, очень уж трясет.
После Ручьев опять вверз -вниз по камням. Карты и треки не дают правильной дороги, местные обьяснить доступно не могут. Развилок много, вероятность попасть на зимник и упереться в болото достаточно велика. Естественно, мы так и делаем, мужественно преодолеваем на грани утонутия...И, конечно, ближе к Умбе выезжаем на вполне приличную дорогу, по которой едут те, которые нормальные...Там идут колонны с лоцманами и техпомощью!
Ну, в общем, прошли и мы...
5. Терский берег, пустыня, Варзуга. Как только асфальт кончился и началась Красная дорога - мы поехали берегом. Приятней во всех отношениях. Поискали аметистов...Отлив-прилив. Красиво! Но очень хочется иметь лодку, а после того как в отлив орел выхватил из обмелевшей воды здоровенную камбалу - рыбки захотелось...
Дальше, когда подьехали к пустыне, в отлив проскочили ок 15 км по полосе прибоя. Устье Варзуги. Местные перевозят на другой берег каких то немцев. Там вся компания уезжает на 131 и 66. Переправа с машины, как я понял, по 5тр. Соответственно разьяснять есть ли брод и где он им не выгодно...
Назад едем по пустыне через Кузомень. Сильные ветра нанесли песка и едется с трудом, на грани закипания(при вкл доп. вентиляторов!) Деревня странная, чтоб не сказать больше...
Варзуга. Очень интересная церковь, мощный поселок. Пытаемся найти место, где можно было бы перебраться на левый берег реки, но начинающиеся проблемы с КПП на машине дочери заставляют отказаться.
Едем до Кандалакши, ремонтируемся на берегу залива. Однако, газа нет. И не предвидится... Ехать до Сегежы на бензине - тошно.
Ближайший газ - в Аппатитах. А там и Хибины...
Ну, понятно,лучше гор могут быть только горы...
5.Заправляемся газом (по 130л) в Аппатитах и через Кировск едем поущелью в Хибины. Очень красиво и интересно! Далее - продолжение Ловозерского автоальпинизма. Поднимаемся колесами к перевалам, где есть хоть какие-то следы колес. Любуемся видами. Дивная вода поразительной прозрачности и цвета...Резвимся разнообразно. Я, старый пень, таки залез на вершину в тыщу с лишним метров...Чуть не помер со страху,да и силы уж не те...Однако ж поднялся, сложил пирамидку и даже слез назад...хоть и по более длинному,но не столь замысловатому пути...НО - без посторонней помощи! Дети, тем временем, были отпущены покататься на моей машине в соседнее ущелье. Дабы посмотреть какое-то озеро. Про озеро -не знаю, но вернулись с разваленым дифером ЗМ. Срезало зубья сателлитов. Сьезжаем пониже, ищем место для ремонта. Дети на второй машине едут в Кировск за редуктором. Добывают два...Новый и б\у. Чинимся.
Доезжаем до озер в конце ущелья. Погода становится разнообразной. прошел снежный заряд.Похоже, лето в горах кончилось.Надо ехать дальше.
6. Доливаемся газом и едем да Сегежи.Там газ. заправка упрятана вообще черт те куда. Нашли, заправились. Едем на Воттоваару. Через Суккозеро. Подьездов к горе много, но найти как пробраться внутрь непросто. Естественно, мы обьезжаем все отворотки. До конца. Находим самое культовое место (восточней горы у озера). Забавно.
На следующий день продолжаем поиски. Заезд оказывается с Севера...Проезжаем до ручья. Дальше нас ездит только 66 с местными бабами за ягодами. Подняться можно и дальше, но будет далеко ходить за водой.
В принципе, если задаться целью, можно вьехать и на вершину. Или близко к ней. Но не без лебедки!Сложен подьем через лес до горельника, придется расчищать дорогу и искать траекторию. Да и стоит ли оно того?Выезжаем через Гимолы на Суоярви.
Вот и все. Едем назад через Ладогу. Было искушение пройти несколько дорожек которые не удалось пройти из за глубокого снега в этом году на майские... Но как-то слишком большой маршрут вышел, машины устали, ремонта требуют, да и впечатления от увиденного надо переварить.
Около 7ткм пройдено, вот и дом.
И все-таки очень жаль, что все позади...Однако, куда меня потянет еще?

Восточный Фронт!
Покатушки, подготовка техники и обучение.
Регламент и информация - на 1 стр. темы.
ром

Name: ром
Reg.: 7/28/2009
Topics / Posts: 5 / 2975
From: мо жуковский
Age: 47
Car: шнива 03г

8/19/2011, 10:28 PM +04
вроде бы и написано буквами, а я как будто док.фильм посмотрел [:up]
Олег

Reg.: 3/13/2008
Topics / Posts: 7 / 354
From: Карелия (Видлица)
Age: 60
Car: УАЗ 31512,1994

8/20/2011, 9:31 AM +04
шкипер
Класс! Завидую белой завистью! Жаль что этого лета для меня не было...

Выехав из последнего оврага, так хорошо увидеть, что во всех окнах горит свет и услышать детский смех. И понимаешь - я ДОМА!
шкипер

Reg.: 11/28/2007
Topics / Posts: 53 / 4842
From: Москва\Электроугли.
Age: 71
Car: Нива боевая, она же-бульдозер для уборки снега. УАЗ-буханка - кемпер для дальних рейдов. И Шнива

8/20/2011, 12:33 PM +04
Привет,Олег! Жаль, проезжал мимо тебя поздно, да и дочери надо было на работу возвращаться! Но мы еще увидимся.

Восточный Фронт!
Покатушки, подготовка техники и обучение.
Регламент и информация - на 1 стр. темы.
Олег

Reg.: 3/13/2008
Topics / Posts: 7 / 354
From: Карелия (Видлица)
Age: 60
Car: УАЗ 31512,1994

8/20/2011, 9:53 PM +04
шкипер
Классика - нельзя объять необъятное. К сожалению...

Выехав из последнего оврага, так хорошо увидеть, что во всех окнах горит свет и услышать детский смех. И понимаешь - я ДОМА!
шкипер

Reg.: 11/28/2007
Topics / Posts: 53 / 4842
From: Москва\Электроугли.
Age: 71
Car: Нива боевая, она же-бульдозер для уборки снега. УАЗ-буханка - кемпер для дальних рейдов. И Шнива

8/21/2011, 8:55 AM +04
Но я старался! Наверное, для одной экпедиции многовато, но столь далеко забираться несколько раз для меня дорого. А так я уже знаю, куда хочу снова приехать...
Не получилось устраивать частые дневки- то погода мешала, то опасения не успеть обьять это самое...В результате осталась лишняя неделя, а сил и места для впечатлений уже не было...

Восточный Фронт!
Покатушки, подготовка техники и обучение.
Регламент и информация - на 1 стр. темы.
Metalloed

Reg.: 1/18/2011
Posts: 19
From: Москва
Age: 51
Car: 2131, 2003 г.

9/18/2011, 9:27 PM +04
Ой, только что прочитала Ваш отчет. Вы гиганты. Мы практически там же и тогда же катались этим летом, но маршрут намного короче был.
Вот что у нас вышло (с указанием расстояния от Москвы в км):
Москва – Вологда (490) – Кириллов (628) – Вытегра (883) – Медвежьегорск (1238) – Кандалакша (1790) – Варзуга (2072) – Умба (2251) – Кировск (2456) - Хибины (2504) - Кировск (2540) - Ловозеро (2726) – Кандалакша (2780) – Медвежьегорск (3574) – Санкт-Петербург (4183) – Москва (5020).

Если интересно, вот тут рассказ с фотами и ссылками на продолжение:
http://svetka-u.livejournal.com/262293.html

шкипер

Reg.: 11/28/2007
Topics / Posts: 53 / 4842
From: Москва\Электроугли.
Age: 71
Car: Нива боевая, она же-бульдозер для уборки снега. УАЗ-буханка - кемпер для дальних рейдов. И Шнива

10/1/2011, 9:04 AM +04
Прекрасно снято! И написано! Но вы - экстрималы!
"бог велел помогать просящим о помощи-" помогать, разумеется надо, но и знать уловки цыганских(да и прочих) мошенников не лишнее. К тому же у них главная задача не только втюхать "кольцо цыганского золота" но и отвлечь от вашей машины. На этой трассе они "работают" постоянно и довольно однообразно. Человек писал, что кольцо ему обошлось в 1000, правда из машины ушел при этом фотоаппарат...Притом, что эта публика в случае конфликта легко берется за ножи.

Восточный Фронт!
Покатушки, подготовка техники и обучение.
Регламент и информация - на 1 стр. темы.
Metalloed

Reg.: 1/18/2011
Posts: 19
From: Москва
Age: 51
Car: 2131, 2003 г.

10/2/2011, 10:09 AM +04
Теперь будем знать - раньше никогда с таким не сталкивались. Мы с дочкой из машины не выходили, выходил муж наливать им бензин, к нам подходил один чел, поэтому, наверное, ничего не пропало, к счастью [:?]

Спасибо за высокий отзыв о моей писанине [:)]

шкипер

Reg.: 11/28/2007
Topics / Posts: 53 / 4842
From: Москва\Электроугли.
Age: 71
Car: Нива боевая, она же-бульдозер для уборки снега. УАЗ-буханка - кемпер для дальних рейдов. И Шнива

4/10/2012, 9:00 PM +04
Однако, захотелось повторить некоторые части рейда. Но уже более подробно и с усугублением... [:shock]

Восточный Фронт!
Покатушки, подготовка техники и обучение.
Регламент и информация - на 1 стр. темы.
Niva 4x4 / Вокруг Нивы / Дороги и бездороги / Дорогами нашей славы \ Большой северный рейд