Niva est vita!
Нива 4x4
Клуб нивоводов. Основатель —
Ермолов Алексей Игоревич, aka ALER
Поиск в Яндекс и Google

Регулятор напряжения (РН), реле-регулятор напряжения (РР) генератора

Нива 4x4 / Техника Нивы / Электрика, электроника, инжектор
2445 сообщений на предыдущих страницах
doka760

Рег.: 08.11.2011
Тем / Сообщений: 1 / 212
Откуда: Архангельская обл.
Возраст: 47
Авто: ВАЗ-2121, 1978 г.в.

Пашет 3-х уровневый, повышенного напряжения, без каких-либо проблем(стучу по дереву) года три. Производство ЭНЕРГОМАШ.
Присоединюсь. Много лет уже работает (лет 8 пожалуй), никаких проблем. Щетки только износились, так поменял разок. Устанавливал по инструкции, ничего не мудрил.

... люблю своё грохочущее чудо!))
СергейМ

Имя: Сергей
Рег.: 08.08.2012
Сообщений: 1811
Откуда: Ярославль
Возраст: 51
Авто: 21214М 2012 г/в Е-газ

leshak
Про радиатор... нашёл свои фото...[:)]стр 73
Rikki

Рег.: 17.05.2011
Сообщений: 4533
Откуда: Ульяновск
Возраст: 61
Авто: было ВАЗ-21213 1999г , Сейчас Шеви Нива 2007г

РРН так себя не вел... щетка закисала - это да... но напряжение ронял только на карлосонах
Попробуем осмыслить. Сразу скажу, что я не сторонник этого РР.
1. Трёхуровневый - это копия штатного, но с выносом. При обеспечении должного теплоотвода он станет вечным, кто пренебрежёт - возить в запасе, менять пару минут.
2. У тебя был РРН 9111.3702, это с полевым транзистором. Не вдаваясь, твой гена имел мощности на ХХ примерно на 10% больше. Ты просто вернулся к штату.
3. Щёточный не притёрт, большоё сопротивление щёток. Хорошие не больше 0.1 Ом (хорошие щётки сегодня -небольшое везение). Из за этого нет должного тока ротора и мощности соответственно на ХХ. Из за этого ты можешь потерять половину мощности на ХХ.
Если вот такие прямоугольные,непритёртые, то ни в какие ворота.


4. Плохой запуск - форумчане прально грят, лампочка должна быть 3вт в панели. Все другие слабже. И эту лампочку ещё поискать.
Должна то должна, почему другие РР спокойно запускались при этой? Не вдаваясь, зависит от конкретного транзистора в РР. С 3вт лампочкой запустится любой, с 1.5 вт -запустится на холоде не каждый. Типа не повезло чуток.

кулаки с двухрядниками Ивеко.
leshak

Имя: Алексей
Рег.: 07.02.2007
Тем / Сообщений: 7 / 565
Откуда: Москва, Алтуфьево
Возраст: 59
Авто: ШевиНива GLC 2018

Rikki
ОК! С этим понятно.

А как быть с проводочком, который соединяет реле с щеточным узлом??
Такими проволочками подсветка на клавиши подводится....
СергейМ

Что-то великоват радиатор...
IMG_20181110_073601.res.jpg
IMG_20181110_073601.res.jpg

баянист пожизненно, без права на амнистию
-----------------------------------------------------
http://www.walks.ru
СергейМ

Имя: Сергей
Рег.: 08.08.2012
Сообщений: 1811
Откуда: Ярославль
Возраст: 51
Авто: 21214М 2012 г/в Е-газ

leshak
[:o][:o][:o]не моё фото... ты чего то не то надыбал....[:RWL]
вот моё
Lewik

Рег.: 06.10.2015
Сообщений: 2897
Откуда: Россия .г петрозаводск
Возраст: 55
Авто: 21214 м 2010 года

СергейМ
Не понял [:think] У моего верх пластик разве есть смысл его охлаждать ? Я думал надо охлаждать нижнию алюминиевую пластину основание которая по идее и должна исполнять роль радиатора . Просто не вскрывал 3 режимник и не знаю как он собран . Для лучшего охлаждения если пластина служит для теплоотвода надо ставить пластиной вверх и на её крепить радиатор .
СергейМ

Имя: Сергей
Рег.: 08.08.2012
Сообщений: 1811
Откуда: Ярославль
Возраст: 51
Авто: 21214М 2012 г/в Е-газ

Lewik
[:D]вернись на 73ю страницу. Там всё наглядно. Радиатор и приклеен термоклеем к пластине. По совету мудрых нивоводов с данного форума.[:;)]
Lewik

Рег.: 06.10.2015
Сообщений: 2897
Откуда: Россия .г петрозаводск
Возраст: 55
Авто: 21214 м 2010 года

СергейМ
Как то странно . Вроде мой по сравнению с этим "перевёрнутый", то есть переключатель находится у алюминиевой пластины . Впрочем может и путаю ,
GLZ

Имя: Владислав Глазов
Рег.: 10.11.2018
Сообщений: 5
Откуда: г. Нижний Новгород
Авто: ВАЗ 213100 2014

У меня вопрос по регулятору напряжения 5102-3771.060 14В 5А для генератора 5142.3771 14В 80А, ТУ 4573-016-00231165-2004, № 001100 2015-03 к специалистам разбирающимся в электронике.
История такая. Вышеуказанный генератор мне поставили на машину ВАЗ 213100 по гарантии. Угробил целый день на замену. Смотрю, что то гарантийный генератор не слишком отличается от прежнего. Плюнул и купил генератор помощнее на 135 А , ELD-A-21214-14V-135A. С ним проездил уже 3 года, но что то тоже не нравиться: после запуска холодного двигателя напряжение в сети 14,2 В, после прогрева - 13,8 В; днём включается вентилятор радиатора без какой-либо другой нагрузки - напряжение просаживается до 12,7 В. Как выяснил снижение напряжения при прогреве с 14,2 В до 13,8 В происходит из-за термокомпенсации в регуляторе напряжения из-за его нагрева в рабочем состоянии, а температура ВАЗовских генераторов в рабочем состоянии может доходить до 80оС и это нормально. Поэтому генераторы делают открытого типа для того чтобы обеспечить интенсивный обдув его обмоток внешним воздухом. Теперь дальше. Купил новый аккумулятор. Он оказался типа Са/Са. После того, как купил, узнал, что такие аккумуляторы, в отличие от традиционных и малосурьмянистых, не допускают глубокого разряда. Несколько раз разрядил до 50% ёмкости и аккумулятор можно выбрасывать из-за потери его ёмкости. Для такого аккумулятора нужен хороший регулятор напряжения, чтобы обеспечивал хорошую стабильность бортового напряжения. Поэтому такие аккумуляторы рекомендуют для иномарок, так как в отечественных автомобилях бортовое напряжение до сих пор не вполне удовлетворяет этим требованиям.
Решил сам сделать хороший регулятор напряжения, но пока буду делать - быстрый вариант: взять готовый 5102-3771.060 из валяющегося про запас генератора 5142.3771 14В 80А и поставить его вне генератора для того чтобы напряжение в сети при прогреве не изменялось с 14,2 В до 13,8 В; либо использовать его в качестве щеток генератора. Регулятор напряжения 5102-3771.060 проверил с помощью мультиметра и источника питания с регулируемым выходным напряжением. Оказалось регулятор напряжения 5102-3771.060 не работает (только пищит). Думаю, может можно починить? Вскрыл регулятор, снял электрическую схему (целый день сидел с этим), стал с ней разбираться. Оказалось, весьма странная схема. Привожу эту схему, печатную плату, а также файл для моделирования в "MicroCap 9". Номиналы резисторов точно соответствуют схеме, стабилитроны могут быть на другие напряжения стабилизации, номиналы конденсаторов не определял, поставил приблизительные, ориентируясь на их габариты, транзисторы, думаю, правильно определил по маркировкам.
Управление обмоткой возбуждения просматривается по цепи R14, R3, D2, Q4. Когда напряжение на клемме В+ превышает заданный уровень стабилитрон пробивается, транзистор Q4 открывается, на затворе Х1 - 0, Х1 закрывается и обмотка возбуждения обесточивается. Но, для чего нужен мультивибратор на Q3 и Q2? С помощью его сигнала нельзя закрывать диоды D12, D11. Для чего нужен Q5 с R13 (510 к), шунтированный R13 с сопротивлением 33 к. Судя по схеме, Q5 предполагают открыть, когда открыт Q4.
Может быть, кто нибудь ответит на эти вопросы и объяснит как работает этот РН. Он вообще может работать?
С уважением, Вячеслав.
DSCF2123.JPG
DSCF2123.JPG
Фото платы 5102-3771.060
Рег_Напр_5102-3771.060_плата.EMF
Скачать 59,758КиБ
Плата 5102-3771.060
РН5102_3771_060_Схема.jpg
РН5102_3771_060_Схема.jpg
Схема 5102-3771.060
Rikki

Рег.: 17.05.2011
Сообщений: 4533
Откуда: Ульяновск
Возраст: 61
Авто: было ВАЗ-21213 1999г , Сейчас Шеви Нива 2007г

А как быть с проводочком, который соединяет реле с щеточным узлом??
По этому проводочку, ток в штатном гене не больше 4а,этого достаточно. Согласен, если вдвое усилить будет лучше, гена на ХХ посильнее станет. На ХХ ток ротора максимален. Ротор - это магнит управляемый РР. А статор уж выдаёт силовую напругу, которую навёл ротор. К статору и прикручен диодный мост.
Даже небольшое усиление тока ротора, даст в 20 раз прирост тока на выходе. Так оно устроено.
Поэтому внимательность нужна, при установке новых РР.

кулаки с двухрядниками Ивеко.
Engeniator

Рег.: 25.06.2015
Тем / Сообщений: 2 / 747
Откуда: Иваново
Возраст: 52
Авто: 212140, 2014 г., Multitronics MPC-800; 2131, 2011г.

GLZ
Фундаментальный труд. Надо будет перерисовать в удобном виде и подумать. А предварительно могу предположить, что мультивибратор создаёт на затворе выходного транзистора некие смещения напряжения, не позволяющие ему входить в линейный режим работы, так сказать подталкивают его то в плюс, то в минус. Про Q5+Q4 пока ничего не могу сказать.

Если рассудить во благовремении и нечеловеческом разумении, то дороги нам совсем не нужны, а очень даже вредны … ©
leshak

Имя: Алексей
Рег.: 07.02.2007
Тем / Сообщений: 7 / 565
Откуда: Москва, Алтуфьево
Возраст: 59
Авто: ШевиНива GLC 2018

СергейМ
Однозначно - только этот радиатор я сумел разыскать в своих закромах
Rikki

Отлично!!!
Ну наконец я чего-то понял!!

баянист пожизненно, без права на амнистию
-----------------------------------------------------
http://www.walks.ru
Engeniator

Рег.: 25.06.2015
Тем / Сообщений: 2 / 747
Откуда: Иваново
Возраст: 52
Авто: 212140, 2014 г., Multitronics MPC-800; 2131, 2011г.

Для чего нужен Q5 с R13 (510 к), шунтированный R13 с сопротивлением 33 к. Судя по схеме, Q5 предполагают открыть, когда открыт Q4.
Да, эта корректирующая цепь, помогающая прогнозировать процесс. Ещё одна интересная корректирующая цепь собрана на R11+R12+C7.
Но что у меня не сошлось – так это номинал R9 = 180 Ом. Он означает, что чтобы управлять транзистором Q4, ток управления должен быть более 3мА, а резисторы, подключенные к +В (R3 + параллельно включенные R13R14R15 плюс слабое воздействие R11+R12) не могут его обеспечить. То есть R9 должен быть примерно 18кОм, например:
https://www.drive2.ru/l/470735838418830200/
А вообще этот регулятор бесперспективный. Нужно переходить на РР нового образца, как в ссылке. Сигнал обратной связи по напряжению должен сниматься с выхода генератора, а не определяться косвенно по сигналу с допдиодов. Характеристики таких регуляторов выше по всем показателям.

Если рассудить во благовремении и нечеловеческом разумении, то дороги нам совсем не нужны, а очень даже вредны … ©
Нива 4x4 / Техника Нивы / Электрика, электроника, инжектор / Регулятор напряжения (РН), реле-регулятор напряжения (РР) генератора