Niva est vita!
Нива 4x4
Клуб нивоводов. Основатель —
Ермолов Алексей Игоревич, aka ALER
Поиск в Яндекс и Google

датчик вкл вента - превентивные меры

Нива 4x4 / Техника Нивы / Электрика, электроника, инжектор
Serge N

Рег.: 12.01.2005
Тем / Сообщений: 4 / 1078
Откуда: Voronezh
Возраст: 71
Авто: 2123 2007г

На современных автомобилях радиатор двигателя чаще всего оснащают электрическим вентилятором, у которого немало преимуществ по сравнению с механическим. Электрический включается только по достижении некоего верхнего предела температуры, а когда она придет в норму, тут же выключается.

Рис. 2. Схема включения электродвигателя вентилятора без разгрузочного реле на некоторых зарубежных автомобилях: 1 – датчик температуры; 2 – добавочный резистор; 3 – электродвигатель.
Рис. 2. Схема включения электродвигателя вентилятора без разгрузочного реле на некоторых зарубежных автомобилях: 1 – датчик температуры; 2 – добавочный резистор; 3 – электродвигатель.
Результат – более стабильный температурный режим двигателя. К тому же он быстрей прогревается после пуска, меньше расходует топлива. Включившийся электровентилятор вращается достаточно быстро даже при низких оборотах двигателя – и этим снижает риск перегрева при больших нагрузках в тяжелых дорожных условиях. Механический вентилятор в таких случаях не всегда эффективен.

Рис. 3. Доработанная схема включения электровентилятора: 1 – датчик температуры; 2 – реле; 3 – электродвигатель; 4 – диод.
Рис. 3. Доработанная схема включения электровентилятора: 1 – датчик температуры; 2 – реле; 3 – электродвигатель; 4 – диод.


В чем же главная причина капризов электровентилятора? Его мотор потребляет ток до 15–20 А, включаясь по команде датчика температуры охлаждающей жидкости в радиаторе (рис. 1). Чтобы большой ток не шел напрямую через нежные контакты датчика 1, в штатной конструкции применили разгрузочное реле 2. Решение естественное… но не безупречное – на российских автомобилях самым ненадежным элементом в системе охлаждения зарекомендовал себя как раз датчик температуры. Его контакты обгорают – и конец! И это, заметьте, при исправной работе разгрузочного реле.

Для объяснения ситуации придется вспомнить, что такое «ЭДС самоиндукции» или «противоиндукции». Забыли? Королеве Физике от этого ни холодно, ни жарко – явление есть. И оно работает… Тот, кто ездит на автомобиле с контактной системой зажигания, знает, как сильно обгорают тугоплавкие вольфрамовые контакты, хотя и разрывают сравнительно небольшой ток с напряжением не выше 14–14,5 В. Все дело в противоиндукции: в момент разрыва контактов исчезающее электромагнитное поле не только создает высокое напряжение на вторичной обмотке катушки зажигания, необходимое для свечи, но и немалое, до 400 В, напряжение противоиндукции в первичной обмотке. Вот оно-то и «прожигает» контакты: каждое их размыкание не проходит бесследно – а за тысячу километров пути их накапливается около 4 миллионов. Результат – эрозия контактов. Система работает хуже и хуже.

Контакты датчика температуры срабатывают не с такой большой частотой, но зато сами гораздо слабей контактов прерывателя – ЭДС противоиндукции катушки вспомогательного реле в конце концов на них сказывается – они обгорают… И чем больше потрудился датчик температуры, тем выше вероятность отказа. Задавая себе шекспировский вопрос «кипеть или не кипеть?», водителю надо почаще глядеть на указатель температуры и прислушиваться к шуму под капотом. Но еще вернее – вовремя заменить старенький датчик, дабы зря не рисковать. Однако есть и другие возможности.

Первая: обзавестись каким-нибудь импортным датчиком включения вентилятора с тремя выходами – схема на рис. 2. Здесь уже нет разгрузочного реле. Электромотор включается постепенно – сначала через контакты 1 и 2 с добавочным резистором, а затем уже напрямую, через контакты 1 и 3. Результат – гораздо меньший эрозионный износ. Во многих случаях (при невысоких нагрузках на двигатель автомобиля) пара 1–3 почти не используется.

Второй вариант – на рис. 3: здесь мы сохраняем разгрузочное реле. Однако в цепи есть новый элемент – диод 4 (типа КД105 и близкие к нему. Выбираются из справочника по диодам). Диод можно впаять непосредственно в реле (так удобней). В момент разрыва контактов датчика 1 тлетворное влияние на них ЭДС самоиндукции исключено – ток через диод уходит на «массу».

Это из ж. За рублем. картинки не копировал.
Веселит то, что решение с диодом - рядовое явление в электронике
-это дело я еще помню на заре своей работы в НИИ.

Добавлено спустя 7 минут 14 секунд:

Забыл - диод ставится параллельно контактам обмотки реле катодом(-) на +12В, анодом(+) на массу.
У диода КД 105 в зависимости от производителя точкой маркируется или + или - так что при установке надо тестером уточнить.
Вместо КД 105 можно употребить Д7 Д226.
BORISSS

Рег.: 07.07.2005
Сообщений: 948
Откуда: Москва
Возраст: 43
Авто: 21213, 1999

Serge N
а где картинки то? [:dntknw]

Борис.
Serge N

Рег.: 12.01.2005
Тем / Сообщений: 4 / 1078
Откуда: Voronezh
Возраст: 71
Авто: 2123 2007г

Рис 1

Добавлено спустя 1 минуту 6 секунд:

Рис 2

Добавлено спустя 16 минут 5 секунд:

рис 3
Aleksandr

Рег.: 08.09.2005
Сообщений: 315
Откуда: Санкт-Петербург, м. Московская.
Возраст: 57
Авто: 21214 2007 г.в.

Serge N
А я вижу только Рис. 3.
Да в общем идея древняя, имеет право жить.
Думаю что Д226 не влезет в корпус реле, тольк что-то из КД, там корпус меньше, да и импульсный ток допустимый побольше.
В продаже видел импортные реле, по виду как наши, там диодик установлен штатно, отличаются только ценой.
Гость

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 627 / 51708

у меня на старой 21063 на прямую через датчик работает без всяких реле вот уже 3 года, без проблем.
есть машины у которых управление реле и по плюсу и по минусу и норм. открытые контакты и норм. закр., это всем подходит?
Shihan

Рег.: 22.07.2005
Тем / Сообщений: 1 / 445
Откуда: Самарская область
Возраст: 63
Авто: 21214, 2003г.в.

Надо помнить, что есть датчики на 2А и на 20А и соответственно работают с реле или без оного.
Longbow

Рег.: 03.08.2009
Сообщений: 1
Откуда: Саратов
Возраст: 48
Авто: ВАЗ-21214 2006

Нива с 2006 г. Одновременное включение электровентиляторов системы охлаждения (далее ЭВСО) не понравилось сразу. Купил силыча и установил на левый по ходу вентилятор. ЭВСО стали включаться одновременно заметно реже. Зато левый вентилятор в городе и при низких скоростях дул от души, в то время как правый отдыхал. Силыч грелся изрядно (стоял он на кронштейне вакуумного усилителя тормозов). Пока я думал как бы силыч охлаждать он в июне 2009 сгорел.
Заметил, что температура двигателя никогда не опускалась ниже 88, а вот выше 99 поднималась часто. Сделал вывод, что летом избыточное охлаждение двигателю не грозит.
Решил включать ЭВСО последовательно: по 6 В на штуку кнопкой с панели. Вчера наконец сделал. Кнопку взял такую же, как на вентилятор отопителя. «Плюс» на ней появляется после всключения зажигания. У кнопки три положения: вык, вкл 1 и вкл2 . Вкл1 и вкл2 закоротил. Теперь при нажатии на кнопку реле Р3 (см. схему) подает плюс с аккумулятора и ЭВСО включаются последовательно. При достижении температуры охл. жидкости 99 реле Р1 и Р2 перекомутируют схему и вентиляторы включаются параллельно
Левую схему мне разработал друг, я ее «исправил» выкинув диод и снизив надежность. Три реле установил под левым по ходу «надфарником» на металлической пластине. Реле к пластине прикручены винтами, пластина к брызговику саморезами.

Добавлено спустя 17 минут 30 секунд:

Исправил

Добавлено спустя 2 минуты 34 секунды:

Исправил

Исправил схемы
Нива 4x4 / Техника Нивы / Электрика, электроника, инжектор / датчик вкл вента - превентивные меры