Niva est vita!
Нива 4x4
Клуб нивоводов. Основатель —
Ермолов Алексей Игоревич, aka ALER
Поиск в Яндекс и Google

Комбинация приборов aka приборная панель

Нива 4x4 / Техника Нивы / Электрика, электроника, инжектор
345 сообщений на предыдущих страницах
виталик

Рег.: 26.09.2007
Тем / Сообщений: 2 / 217
Откуда: Казахстан
Возраст: 47
Авто: Нива21213 2006г

ZhekA®
Друган на пятнашке хотел тоже накладочку замостить,так он всё там переломал в итоге пришлось покупать новую.Хорошо хоть стрелки живы остались. [:RWL]
ren

Рег.: 25.10.2008
Сообщений: 22
Откуда: Н. Челны, Татарстан
Возраст: 39
Авто: 21213, 95г

Задумал тоже модернизировать вид своей комбинации приборов. Хотелось сделать подсветку изнутри, как на 10-х панелях, чтобы не светилась вся панель, а только нужная информация. Проблема в том что стандартная пластмассовая накладка непрозрачная и возможности изнутри подсветить нарисованные краской цифры нет. Покупать тюнингованные накладки совесть не позволяла, да и дизайн не соответствовал моим запросам. В итоге г-н kayotte подал идею: организовать подсветку снаружи с помощью УФ диодов и флюрисцентных маркеров.
От идеи переходим к реализации идеи:
Поискав по Интернету, были найдены шкалы для КП Нивы, переделаны под себя и распечатаны на фотопринтере:

Так как панель приборов длиннее чем лист А4 пришлось распечатывать 3 отдельные части и склеивать вместе уже по месту:

Далее разукрашиваем КП фламастерами-текстовыделителем флурисцентных цветов (зелёный/оранжевый/розовый/синий). Идей было много, испорчена куча заготовок, в общем решил особо не пестрить цветами, использовать 2 цвета - зелёный (салатовый) и оранжевый.
Склеив всё вместе получили то что хотели:

КП готова, теперь подсветка.
В радиолавке было куплено 2 УФ диода по 90 руб. Паяльником проделаны 2 отверстия сверху корпуса КП установлены УФ диоды и заплавлены пластмассой.


Для подключения УФ диодов к автомобильной цепи питания 12в собрана схемка (резистор, транзистор, стабилотрон, конденсатор) и спрятана в коробочку.


Всё собирается назад, стрелки подкрашиваются розовым цветом, показания приборов калибруются. Готово, можно включать!
Было:

Стало:



Минусы:
- бликует в определённых зонах, тусклый фиолетовый оттенок.

Затраты:
2 УФ диода = 180 руб.
Набор текстовыделителей = 55 руб.
Принтер свой.
Итог: 235руб

В общем желаемый эффект достигнут, хоть и немного колхозно [:)]
kayotte

Рег.: 23.08.2007
Тем / Сообщений: 5 / 4030
Откуда: Днепропетровск, Украина
Возраст: 39
Авто: 21213 96 г.в.

ren
классно, только диодов лучше хотябы 3 поставить и УФ диоды есть которые без видимого спектра, с видимым они тускло фиолетовым светят, а без видимого спектра как будто не работают, проверить можно только на купюре [:)] Вот их и советую по деньгам тоже самое только найти их чуток сложнее, но на рынках есть, а есть еще они же но типа поверхностного монтажа на тектолите маленькие такие продаются он микроскопический зато светит как сумашедший, и угол свечения 120градусов, только цена весьма кусючая, там 2 таких с головой хватит только не по краям ставить нужно. И колхоза не будет. Дизайн мне очень нравится то что я видел на рынке как самопальное и даже заводское (Автоприбор и Счетмаш) на панелях 2121х и 2110-2115 реально или без толку типа сереньких тонов или глупый колхоз, который только что таксистам может понравится.

http://niva4x4.in.ua

31" резина, сцепление ШНива, подрамник, экспедиционник, гена 80А, воздушный фильтр 3302, линзованный биксенон, карб Weber 32DGAS, СРПМ, широкий обваренный мост, вертикальные аморты ШН, ЗДТ, ВУТ Omega-B и т.д...
terminator

Рег.: 13.01.2006
Сообщений: 164
Откуда: Тверь
Возраст: 49
Авто: 21213, 1998 г. карбюратор; Suzuki GVN 5d 2.0

ren
Молодец, прикольно вышло! ALER в FAQ?!
Кстати, а ведь наверно можно и просто саму панель маркерами разрисовать (без наклеек) и подсветку сделать.
Кстати дай электрическую схему подключения диодов?!
ren

Рег.: 25.10.2008
Сообщений: 22
Откуда: Н. Челны, Татарстан
Возраст: 39
Авто: 21213, 95г

terminator:
Кстати, а ведь наверно можно и просто саму панель маркерами разрисовать (без наклеек) и подсветку сделать.
Пробовал - работает, выглядит эффектно и бликов наверно не будет. Наклейки - дело вкуса.
terminator:
Кстати дай электрическую схему подключения диодов?!
Достаточно просто припаять резистор к ножке диода. Номинал подбираешь в зависимости от тока диода. Обычно ставят 1кОм. А схему городили для стабильности напряжения, т.к. в автомобильной цепи напряжение бегает от 11 до 14,5В, из-за этого диоды то ярче то тусклее светят.
kayotte:
только диодов лучше хотябы 3 поставить и УФ диоды есть которые без видимого спектра, с видимым они тускло фиолетовым светят, а без видимого спектра как будто не работают,
Тоже сначала думал 3 нужно, потом подключил - хватает и 2-х, но в ходе экспериментов с диодом один из них немного подсел и светить стал хуже (да и ток стал больше есть и греться [:(] ) в итоге получилась неравномерная подсветка (на фото видно).
Так же планировал покрыть защитное стекло тонировкой, чтобы при выключенном зажигании приборов не было видно и всё вспыхивало когда повернёшь ключ зажигания, но яркости светодиодов не хватало чтобы осветить КП днем, в итоге не стал делать.
А УФ диоды без видимого спектра - вещь, все недостатки бы убрали в моём случае.
Кстати, теперь езда ночью одно удовольствие [:rotate]
TwoS

Рег.: 19.08.2008
Сообщений: 319
Откуда: Россия, г. Волжский
Возраст: 54
Авто: 21214, 2005г. 7.9.7+

ren:
Минусы:
- бликует в определённых зонах
И должно, т.к. свет от светодиодов, при таком им расположении отражается практически прямо в глаза водителю (угол падения=углу отражения)
я сделал иначе: у меня штатная плассмаска с лампами заменена на полоску фольгированного стеклотекстолита с дорожками (так-же и закреплена). Не травил, а просто вырезал ножем по линейке и удалил лишнюю фольгу (для увеличения расстояния между дорожками). Угол больше и отраженное уходит вниз. На эту полоску напаяны и резисторы и припаяно 4 УФ светодиода, причем наклонены они так, что-бы светили не вблизи, а подальше: 1-й освещает примерно напротив 3-го, 2-й напротив 4-го, 3-й напротив 1-го, а 4-й напротив 2-го. Это позволяет осветить гораздо равномернее, сами светодиоды вообще не видны и полностью отсутствуют блики. Дорожки не забыл облудить полностью - медь в условии влажности быстро зеленеет и портится. Лаком не покрывал [:)]
Но я не делал таких замечательных накладок со шкалами, как ren
Не додумался, да и стрелки не хотелось снимать, я просто аккуратно зубочисткой обвел флюоресцентным рыболовным лаком (зеленым и красным) поверх имеющихся надписей. И днем, кстати, тоже смотрится ярко.

ЗЫ Вообще-то я напаял туда еще 4 белых светодиода [:)] но проводок от них не подключен... ибо не решил как мне больше нравится [:)] а переключатель не нашел куда поставить. Пока езжу только с УФ, отлично. Но вот эти выходные пришлось долго ехать по трассе в темноте и, после показалось, что УФ все-таки на глаза немного действует. Не сильно, на грани самовнушения, но все-таки наверное переключу на белый свет, он тоже приятно выглядит... как маленький аквариум с подсветкой смотрится [:)] и одометр станет виден (на нем цифры я не обводил)

ЗЗЫ Маньяки могут поставить три группы светодиодов зеленая-синяя-красная и три ручки для регулировки яркости [:)] что-бы смешением цветов добиваться любого оттенка. Или дублировать миганием, например, красного оттенка подсветки всей панели при загорании предупреждающих индикаторов (масло, бензин и пр.)

Добавлено спустя 33 минуты 12 секунд:

По мере замены лампочек подсветки на светодиоды: в приборной панели, клавишах и прикуривателе - становится актуальным вопрос замены реостата яркости подсветки, т.к. имеющийся перестает нормально регулировать при другом сопротивлении нагрузки.
Надо либо другой номинал -увеличить ему сопротивление (а где такой взять?) либо вместо регулировки сопротивления в цепи - делать регулятор напряжения подсветки (что правильнее и будет работать как для ламп, так и для светодиодов одинаково). В идеале импульсный, что-бы не грелся и что-бы не сгорал при случайном замыкании нагрузки.
Думаю...
хотелось-бы при этом оставить штатный реостат, но уж больно у него неудобный номинал...
Serge N

Рег.: 12.01.2005
Тем / Сообщений: 4 / 1078
Откуда: Voronezh
Возраст: 71
Авто: 2123 2007г

штатный реостат ни при чем - нагрузка из СИДов даже меньше чем ламп(по1.2вт). т.е. СИДы просто по другому реагируют(своей яркостью свечения) на изменения питающего их напряжения.
Поставьте К142ЕН с регулировкой и будет лучше.
Поскольку токи потребления невелики (при наборе нескольких СИД на 12в - это могут быть штук 6-8) - ок 50мА то греться там будет нечему.
А К142ЕН допускает до 200ма без радиатора.
самое имхо главное не видимость подсветки, а размещение Тх и спидометра - заслоняемых рулем.
перенести надо приборчики - глядишь и УФ не понадобится... [:)]
TwoS

Рег.: 19.08.2008
Сообщений: 319
Откуда: Россия, г. Волжский
Возраст: 54
Авто: 21214, 2005г. 7.9.7+

Serge N:
штатный реостат ни при чем - нагрузка из СИДов даже меньше чем ламп
вот именно, что меньше [:)] из-за этого штатный реостат и не подходит (надо больше сопротивление). А если заменить реостат (который выдает разное напряжение при разной нагрузке) регулятором напряжения (не тока), то яркость будет меняться (примерно) одинаково при любой комбинации: что лампы, что светодиоды со своими резисторами, что вперемешку. Но для управления регулятором напряжения этот реостат тоже имеет слишком малое сопротивление: никому не нужный ток, зазря греющий его, будет больше 0,2А (2,4 Вт лишней нагрузки).
Надо сопротивление побольше: 1-20 кОм а тогда уже добавлять либо К142ЕН, либо просто мощный транзистор подойдет. Но как крепить (красиво) другой по форме реостат на штатное место и штатную ручку? Думаю...
Варианты:
1. закрепить некрасиво [:)] или в другое место
2. заменить форфоровую фигню со спиралькой в нем на пластинку с контактами и постоянными сопротивлениями превратив реостат в переключатель (аналогично ручке электрокорректора наклона фар)
3. как-то состыковать ручку от штатного с реостатом другово типа
4. вообще не делать ручки, зато поставить фотоэлемент направленный в небо через лобовое стекло - нехай само регулируется в зависимости от освещенности. Чем темнее небо, тем слабее бьет в глаза подсветка. Хм, от него-же можно управлять и освещением салона - только наоборот: чем темнее небо, тем ярче включенное освещение салона. А днем вообще не зажигать свет при открытии двери.
5. а может ну её, вообще эту плавность? может достаточно пары-тройки положений яркости подсветки приборной панели и клавиш? поставить тумблер или кнопку и все дела...
Serge N

Рег.: 12.01.2005
Тем / Сообщений: 4 / 1078
Откуда: Voronezh
Возраст: 71
Авто: 2123 2007г

На место штатного переменника подсветки ставите переменник вкл в цепь регулировки вых напруги К142ЕН этого достаточно.
При 12В из СИД можно набрать "батарею" которая может быть вкл без гасящего резистора т.е. при Uпр СИД 2в - достаточно 7(6) СИДов вкл последовательно.
я пробовал шкалу рисовать которая при любом подсвете хорошо видна

А штатный переменник я вообще не кручу.
На тубус ламп подсветки - приклеил фольгу - для отражения - стало лучше.
TwoS

Рег.: 19.08.2008
Сообщений: 319
Откуда: Россия, г. Волжский
Возраст: 54
Авто: 21214, 2005г. 7.9.7+

Serge N:
При 12В из СИД можно набрать "батарею" которая может быть вкл без гасящего резистора
очень НЕ советую. Резистор сильно желателен. Характеристика светодиодов довольно сильно изогнута т.е. он немного работает и как стабилитрон: на первый взгляд, вроде-бы будет светить нормально (если подобрать количество), но в случае даже НЕБОЛЬШОГО увеличении напряжения (а в машине оно гуляет прилично) ток будет возрастать резко. Погорит. А в случае в резистором, лишнее напряжение будет возрастать на нем, меньше увеличиваясь на светодиодах.
Поэтому лучше ставить эту копеечную деталь.
Serge N

Рег.: 12.01.2005
Тем / Сообщений: 4 / 1078
Откуда: Voronezh
Возраст: 71
Авто: 2123 2007г

[:)]
Достаточно поставить лишний СИД и резистор не понадобится.
А яркость уменьшится незначительно
и потом - речь идет о регулировке подсвета т.е. чз 142ЕН...
TwoS

Рег.: 19.08.2008
Сообщений: 319
Откуда: Россия, г. Волжский
Возраст: 54
Авто: 21214, 2005г. 7.9.7+

Serge N:
резистор не понадобится
перечитайте почему я писал, что очень НЕ рекомендую. Резистор нужен не только для уменьшения напряжения, он... с чем-бы сравнить по-популярнее... как сцепление в автомобиле [:)] можно и без него ездить, но КПП будет хреново. В идеале, конечно автоматическую КПП... в смысле стабилизатор тока поставить, но они дороже копеечного резистора, который вместе со светодиодом делает почти то-же самое.

ЗЫ Читал, что бывают светодиоды со встроенным, прямо там-же на кристалле интегрированным стабилизатором тока и диодным мостиком. Такие можно в любой полярности включать и в очень широком диапазоне напряжений, хоть в розетку напрямую. Но мне такие вживую не попадались. Наверное стоят дофига. И редкость пока. Хм, и для подсветки приборной панели они не подойдут т.к. яркость у них всегда одна и та-же. Максимальная.
kayotte

Рег.: 23.08.2007
Тем / Сообщений: 5 / 4030
Откуда: Днепропетровск, Украина
Возраст: 39
Авто: 21213 96 г.в.

TwoS
Всю жизнь считал что резистор ограничивает ток [:oops] [:D]

http://niva4x4.in.ua

31" резина, сцепление ШНива, подрамник, экспедиционник, гена 80А, воздушный фильтр 3302, линзованный биксенон, карб Weber 32DGAS, СРПМ, широкий обваренный мост, вертикальные аморты ШН, ЗДТ, ВУТ Omega-B и т.д...
TwoS

Рег.: 19.08.2008
Сообщений: 319
Откуда: Россия, г. Волжский
Возраст: 54
Авто: 21214, 2005г. 7.9.7+

kayotte:
Всю жизнь считал что резистор ограничивает ток
что значит "ограничивает"? Еще можно сказать, что стабилитрон "ограничивает" напряжение - сливая лишнее через себя, или предохранитель "ограничивает" ток - сгорая. А резистор: какое напряжение на него подашь - такой ток и будет, без ограничений [:P] , пока "волшебный дым" из него весь не выйдет, на котором, как известно, работает вся электроника [:D] [:RWL]

"уменьшает общий ток из-за того, что берет на себя часть напряжения" сказать правильнее. Раз "берет на себя", значит уменьшает увеличение напряжения на светодиоде. Что я и имел в виду.
Повторюсь, резистор - вещь простая, линейная; лампочка (если уже разогретая) - тоже, а вот светодиод при НЕБОЛЬШОМ увеличении напряжения (выше некоторого значения) увеличит ток СИЛЬНО. Если есть в цепочке резистор - этот лишний ток больше увеличит на нём падение напряжение, чем на самом светодиоде. И все танцуют. Если нет - то все достанется светодиоду... а ему много не надо, чтобы "в теплые страны улететь".

ЗЫ Прошу извинения за оффтопик, кажется такие вещи не стоило тут обсуждать, но уж больно часто делают эту ошибку, а потом удивляются почему "хваленая надежная" вещь недолго служит.
Думаю не стоит продолжать, или в личку мне пожалуйста.
ALK

Рег.: 25.05.2006
Тем / Сообщений: 10 / 1259
Откуда: Москва
Возраст: 17
Авто: 214, vw


а мы вот так умеем! [:P]

"Трус не играет..." ©
Нива 4x4 / Техника Нивы / Электрика, электроника, инжектор / Комбинация приборов aka приборная панель