Niva est vita!
Нива 4x4
Клуб нивоводов. Основатель —
Ермолов Алексей Игоревич, aka ALER
Поиск в Яндекс и Google

Литье vs ковка. Мысли.

Нива 4x4 / Техника Нивы / Резина и диски
Гость

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 627 / 51708

Приветствую всех!

С огромным интересом читаю Форум; решил изложить несколько соображений по поводу subj'а с профессиональной точки зрения. Может, кому и пригодится [:confised] Я ни в коей мере не собираюсь выпячивать свои знания, просто хочу ими поделиться [:)]

1. Как магистр техники и технологий, я в бытность свою студентом Питерского Политеха послушал немало весьма серьезных лекций о свойствах металлов, обработанными разными способами и т.п.
Так вот, кованые (деформированные) материалы "в разы" пластичнее литых. Как это отражается на свойствах колесного диска, я думаю, писать не надо.

2. Так уж сложилось, что в течение 6 лет я занимаюсь компьютерным моделированием литейных процессов, в основном - алюминиевых сплавов. Колесными дисками тоже пришлось заниматься весьма всерьез. Основная проблема литья алюминиевых сплавов в том, что получить гарантированно бездефектную отливку чрезвычайно сложно.
Эти сплавы при затвердевании весьма склонны образовывать пористость, избавиться от которой - нетривиальная задача. Если она на должном уровне не решается, то технология получения отливок остается неустойчивой, т.е. не каждая отливка гарантированно получается бездефектной. Проходят ли они 100% контроль - я не знаю, это уже не ко мне... Наличие же пористости, даже незначительной, существенно снижает механические свойства материала. Кстати, образовываться она очень любит в районе крепежных отверстий. [:D]

Резюмируя: 1. даже идеальное литое колесо по мех. свойствам cущественно уступает кованому. 2. Идеальное литое колесо должно стоить чуть меньше, чем лопатка Су-27.

P.S. Я за ВСМПО [:D] [:D] [:D]
ИФ
Модератор

Рег.: 19.01.2005
Тем / Сообщений: 17 / 3810
Откуда: Челябинск
Возраст: 46
Авто: ШНГ`2005 ГП 4,3 ДАК 90100 МО EW9500 СРПМ К-151 И-511ш и ФВК-2302 "Бизон"`1993 (proto LT)

wolfcub

Благодарю за отлично обоснованный и проверенный тыщами опытов боян [:)]

Vivere est militãre.
_____________________________
Был "КАМАЗ" 2121\ 1992 г.в.\ 1,6с (АИ-80)\ ГП 4,44\ CРПМ\ пРК\ ГУР\ К-151\ "Lovato"\ Come Up DS9000\ 3хДАК 90/100 inside
Гость

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 627 / 51708

ИФ:
wolfcub
Благодарю за отлично обоснованный и проверенный тыщами опытов боян [:)]
Здравствуйте, коллега! А вы литьем занимаетесь или ковкой? [:;)]

Вот ведь, блин. Расшаркаешься пять раз, что не хочешь никого грузить, так все равно по носу бьют [:)] Я решил, что кому-нибудь будет интересно мнение человека, занимающегося литыми ал. изделиями >1000 дней [:)] Если неинтересно - извиняйте [:hello]
А чем ВСМПО от КраМЗа отличается?
У ВСМПО'шных дисков вылет ближе к "родному". У КраМЗа я таких не нашел. Воронежские коллеги, спецы по литью, тоже выбирают ВСМПО [:)]
SuperLAZ

Рег.: 23.12.2005
Тем / Сообщений: 11 / 1475
Откуда: москва: Коломенское, Ю.Бутово, Автозаводская; Наро-фоминск, Востряково
Возраст: 46
Авто: 21213-96г-1.8карб; 2131-09г-1.7i; МП2-94г-2.8тд,VW T3.

всмпо [:rulez]

В ЛИЧКЕ отвечайте С ЦИТАТОЙ
________________________________
Клуб по интересам:) : М-408, Вятка, Електрон, УралМ63, Иж-П5.
Извините за орфографию и очепятки.
GORA

Рег.: 14.01.2005
Тем / Сообщений: 4 / 578
Возраст: 23

А что такое литьё под давлением?
Гость

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 627 / 51708

- способ литья. когда к расплавленному, затвердевающему металлу прикладывается внешнее давление. Помогает справиться со многими проблемами, возникающими на стадии заполнения (заливки) и с некоторыми, но далеко не всеми, возникающими на стадии затвердевания. Структура металла остается той же, что и при обычном литье.
Данная технология может помочь решить некоторые литейные проблемы, но отнюдь не решает их все сама по себе...
Apr7

Рег.: 15.01.2006
Сообщений: 621
Откуда: Новосибирск
Возраст: 39
Авто: :::: ВАЗ-2121 1,6 '83; Subaru Forester 2.0XT '2003 мех

Тазики [:rulez] !!! Особенно по российским дорогам (ямам)... [:o]
Ботан

Рег.: 09.02.2006
Сообщений: 438
Откуда: Москва, Полежаевская
Возраст: 36
Авто: 21214 - 2003г. - резаные арки, 225/70/R16

wolfcub
А разве ВСМПО не является, по-сути литьем под давлением? Практически у ковки сокращено количество дефектов структуры. Все.
На самом деле идеальный литой (т.е. без дефектов кристаллической решетки) диск на 2 порядка прочнее обычного, только его не получить никакими способами. [:)]

Надо уважать русского языка!
Гость

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 627 / 51708

А разве ВСМПО не является, по-сути литьем под давлением?
Хороший вопрос [:rotate] Надеюсь, что нет, попробую поподробнее разузнать про их технологию. А при литье под давлением: его гарантированно недостаточно для того, чтобы деформировать затвердевший металл. Оно лишь помогает полноценно пролить (заполнить) форму, и, на первых стадиях затвердевания, когда еще не слишком много твердой фазы, "задавить" пористость.
Практически у ковки сокращено количество дефектов структуры. Все.
Это не так. У ковки их количество увеличено до предела. Кривая зависимости прочности от количества дефектов кристалической решетки имеет вид, грубо говоря, буквы U. Обычное литье дает детали вблизи минимума. Упрочнять можно в обе стороны, как увеличивая количество дефектов, так и уменьшая. Увеличивать проще [:D]
На самом деле идеальный литой (т.е. без дефектов кристаллической решетки) диск на 2 порядка прочнее обычного, только его не получить никакими способами.
Вот тут вы абсолютно правы :). В этом направлении движутся лопаточники и прочие "экслюзивщики", не слишком обремененные ценой одного изделия [:D] Но это пирожки с совсем другими котятами, массовое производство изделий по таким технологиям, мягко говоря, нерентабельно.
Ботан

Рег.: 09.02.2006
Сообщений: 438
Откуда: Москва, Полежаевская
Возраст: 36
Авто: 21214 - 2003г. - резаные арки, 225/70/R16

wolfcub:
У ковки их количество увеличено до предела. Кривая зависимости прочности от количества дефектов кристалической решетки имеет вид, грубо говоря, буквы U. Обычное литье дает детали вблизи минимума. Упрочнять можно в обе стороны, как увеличивая количество дефектов, так и уменьшая. Увеличивать проще
Вот тут я честно говоря, эээ, даже интересно стало. [:shock] [:shock]
Давайте уточним. [:)]

Надо уважать русского языка!
Гость

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 627 / 51708

А что именно уточнять? Уточните, попробую уточнить. [:D]

Кроме того, прочность, безусловно, очень важная характеристика, но для диска более важной (на мой инженерный HO, разумеется :)) является пластичность. Алюминиевое литье разрушается при ~4% деформации, кованый алюминий - ~12%. Очень обобщенно, конечно.

P.S. Предварительная пробивка по Сети показала, что Верхняя Салда диски делает именно полноценной ковкой. С литьем под давлением их технологии ничего общего не имеют.
Ботан

Рег.: 09.02.2006
Сообщений: 438
Откуда: Москва, Полежаевская
Возраст: 36
Авто: 21214 - 2003г. - резаные арки, 225/70/R16

Уточняю уточнение. [:)]
Увеличенное количество дефектов крист. решетки. Это какие?
wolfcub:
Верхняя Салда диски делает именно полноценной ковкой.
Так, что-то я запутался... Что же значит "полноценная"? Технологию просим. [:)]

Надо уважать русского языка!
Гость

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 627 / 51708

Ботан:
Уточняю уточнение. [:)]
Увеличенное количество дефектов крист. решетки. Это какие?
Нерегулярности. Вкрапления etc. скромно не рассматриваем [:)] Потому как их количество мало зависит от того, долбанули по диску прессом или нет.
wolfcub:
Верхняя Салда диски делает именно полноценной ковкой.
Так, что-то я запутался... Что же значит "полноценная"? Технологию просим. [:)]
Во. Только что нашел. Вполне себе полноценная - деформирующая затвердевший сплав.
http://autoreview.ru/new_site/year2005/n15/disk/1.htm

Кстати, в статье упомянули, что "салдинцы" обращают внимание даже на направление "волокон" металла. Respect! А ведь для литых деталей это тоже важный параметр! Они ("литейщики") про него говорят? [:roll] Им, как бы это помягче выразиться, немного не до этого. [:?]
Вот лопаточники - те говорят! [:D]
Нива 4x4 / Техника Нивы / Резина и диски / Литье vs ковка. Мысли.