Niva est vita!
Niva 4x4
Lada Niva owners club
Yandex and Google search

Литье vs ковка. Мысли.

Niva 4x4 / Техника Нивы / Резина и диски
Гость

Reg.: 12/6/2004
Topics / Posts: 628 / 51730

6/21/2006, 4:10 PM +04
Приветствую всех!

С огромным интересом читаю Форум; решил изложить несколько соображений по поводу subj'а с профессиональной точки зрения. Может, кому и пригодится [:confised] Я ни в коей мере не собираюсь выпячивать свои знания, просто хочу ими поделиться [:)]

1. Как магистр техники и технологий, я в бытность свою студентом Питерского Политеха послушал немало весьма серьезных лекций о свойствах металлов, обработанными разными способами и т.п.
Так вот, кованые (деформированные) материалы "в разы" пластичнее литых. Как это отражается на свойствах колесного диска, я думаю, писать не надо.

2. Так уж сложилось, что в течение 6 лет я занимаюсь компьютерным моделированием литейных процессов, в основном - алюминиевых сплавов. Колесными дисками тоже пришлось заниматься весьма всерьез. Основная проблема литья алюминиевых сплавов в том, что получить гарантированно бездефектную отливку чрезвычайно сложно.
Эти сплавы при затвердевании весьма склонны образовывать пористость, избавиться от которой - нетривиальная задача. Если она на должном уровне не решается, то технология получения отливок остается неустойчивой, т.е. не каждая отливка гарантированно получается бездефектной. Проходят ли они 100% контроль - я не знаю, это уже не ко мне... Наличие же пористости, даже незначительной, существенно снижает механические свойства материала. Кстати, образовываться она очень любит в районе крепежных отверстий. [:D]

Резюмируя: 1. даже идеальное литое колесо по мех. свойствам cущественно уступает кованому. 2. Идеальное литое колесо должно стоить чуть меньше, чем лопатка Су-27.

P.S. Я за ВСМПО [:D] [:D] [:D]
ИФ
Moderator

Reg.: 1/19/2005
Topics / Posts: 17 / 3811
From: Челябинск
Age: 41
Car: ШНГ`2005 ГП 4,3 ДАК 90100 МО EW9500 СРПМ К-151 И-511ш и ФВК-2302 "Бизон"`1993 (proto LT)

6/21/2006, 4:19 PM +04
wolfcub

Благодарю за отлично обоснованный и проверенный тыщами опытов боян [:)]

Vivere est militãre.
_____________________________
Был "КАМАЗ" 2121\ 1992 г.в.\ 1,6с (АИ-80)\ ГП 4,44\ CРПМ\ пРК\ ГУР\ К-151\ "Lovato"\ Come Up DS9000\ 3хДАК 90/100 inside
Гость

Reg.: 12/6/2004
Topics / Posts: 628 / 51730

6/21/2006, 5:01 PM +04
ИФ:
wolfcub
Благодарю за отлично обоснованный и проверенный тыщами опытов боян [:)]
Здравствуйте, коллега! А вы литьем занимаетесь или ковкой? [:;)]

Вот ведь, блин. Расшаркаешься пять раз, что не хочешь никого грузить, так все равно по носу бьют [:)] Я решил, что кому-нибудь будет интересно мнение человека, занимающегося литыми ал. изделиями >1000 дней [:)] Если неинтересно - извиняйте [:hello]
6/21/2006, 5:24 PM +04
А чем ВСМПО от КраМЗа отличается?
6/21/2006, 5:47 PM +04
У ВСМПО'шных дисков вылет ближе к "родному". У КраМЗа я таких не нашел. Воронежские коллеги, спецы по литью, тоже выбирают ВСМПО [:)]
SuperLAZ

Reg.: 12/23/2005
Topics / Posts: 7 / 1424
From: москва: Коломенское, Ю.Бутово, Автозаводская; Наро-фоминск, Востряково
Age: 41
Car: 21213-96г-1.8карб; 2131-09г-1.7i; МП2-94г-2.8тд,VW T3.

6/21/2006, 6:05 PM +04
всмпо [:rulez]

В ЛИЧКЕ отвечайте С ЦИТАТОЙ - почта переполнена!
_________________________________
Клуб по интересам:) : М-408, Вятка, Електрон, УралМ63, Иж-П5.
Извините за орфографию и очепятки.
GORA

Reg.: 1/14/2005
Topics / Posts: 4 / 578
Age: 18

6/21/2006, 8:39 PM +04
А что такое литьё под давлением?
Гость

Reg.: 12/6/2004
Topics / Posts: 628 / 51730

6/21/2006, 8:55 PM +04
- способ литья. когда к расплавленному, затвердевающему металлу прикладывается внешнее давление. Помогает справиться со многими проблемами, возникающими на стадии заполнения (заливки) и с некоторыми, но далеко не всеми, возникающими на стадии затвердевания. Структура металла остается той же, что и при обычном литье.
Данная технология может помочь решить некоторые литейные проблемы, но отнюдь не решает их все сама по себе...
Apr7

Reg.: 1/15/2006
Posts: 621
From: Новосибирск
Age: 35
Car: :::: ВАЗ-2121 1,6 '83; Subaru Forester 2.0XT '2003 мех

6/21/2006, 10:28 PM +04
Тазики [:rulez] !!! Особенно по российским дорогам (ямам)... [:o]
Ботан

Reg.: 2/9/2006
Posts: 438
From: Москва, Полежаевская
Age: 31
Car: 21214 - 2003г. - резаные арки, 225/70/R16

6/22/2006, 12:03 AM +04
wolfcub
А разве ВСМПО не является, по-сути литьем под давлением? Практически у ковки сокращено количество дефектов структуры. Все.
На самом деле идеальный литой (т.е. без дефектов кристаллической решетки) диск на 2 порядка прочнее обычного, только его не получить никакими способами. [:)]

Надо уважать русского языка!
Гость

Reg.: 12/6/2004
Topics / Posts: 628 / 51730

6/22/2006, 12:50 AM +04
А разве ВСМПО не является, по-сути литьем под давлением?
Хороший вопрос [:rotate] Надеюсь, что нет, попробую поподробнее разузнать про их технологию. А при литье под давлением: его гарантированно недостаточно для того, чтобы деформировать затвердевший металл. Оно лишь помогает полноценно пролить (заполнить) форму, и, на первых стадиях затвердевания, когда еще не слишком много твердой фазы, "задавить" пористость.
Практически у ковки сокращено количество дефектов структуры. Все.
Это не так. У ковки их количество увеличено до предела. Кривая зависимости прочности от количества дефектов кристалической решетки имеет вид, грубо говоря, буквы U. Обычное литье дает детали вблизи минимума. Упрочнять можно в обе стороны, как увеличивая количество дефектов, так и уменьшая. Увеличивать проще [:D]
На самом деле идеальный литой (т.е. без дефектов кристаллической решетки) диск на 2 порядка прочнее обычного, только его не получить никакими способами.
Вот тут вы абсолютно правы :). В этом направлении движутся лопаточники и прочие "экслюзивщики", не слишком обремененные ценой одного изделия [:D] Но это пирожки с совсем другими котятами, массовое производство изделий по таким технологиям, мягко говоря, нерентабельно.
Ботан

Reg.: 2/9/2006
Posts: 438
From: Москва, Полежаевская
Age: 31
Car: 21214 - 2003г. - резаные арки, 225/70/R16

6/22/2006, 12:56 AM +04
wolfcub:
У ковки их количество увеличено до предела. Кривая зависимости прочности от количества дефектов кристалической решетки имеет вид, грубо говоря, буквы U. Обычное литье дает детали вблизи минимума. Упрочнять можно в обе стороны, как увеличивая количество дефектов, так и уменьшая. Увеличивать проще
Вот тут я честно говоря, эээ, даже интересно стало. [:shock] [:shock]
Давайте уточним. [:)]

Надо уважать русского языка!
Гость

Reg.: 12/6/2004
Topics / Posts: 628 / 51730

6/22/2006, 1:05 AM +04
А что именно уточнять? Уточните, попробую уточнить. [:D]

Кроме того, прочность, безусловно, очень важная характеристика, но для диска более важной (на мой инженерный HO, разумеется :)) является пластичность. Алюминиевое литье разрушается при ~4% деформации, кованый алюминий - ~12%. Очень обобщенно, конечно.

P.S. Предварительная пробивка по Сети показала, что Верхняя Салда диски делает именно полноценной ковкой. С литьем под давлением их технологии ничего общего не имеют.
Ботан

Reg.: 2/9/2006
Posts: 438
From: Москва, Полежаевская
Age: 31
Car: 21214 - 2003г. - резаные арки, 225/70/R16

6/22/2006, 1:12 AM +04
Уточняю уточнение. [:)]
Увеличенное количество дефектов крист. решетки. Это какие?
wolfcub:
Верхняя Салда диски делает именно полноценной ковкой.
Так, что-то я запутался... Что же значит "полноценная"? Технологию просим. [:)]

Надо уважать русского языка!
Гость

Reg.: 12/6/2004
Topics / Posts: 628 / 51730

6/22/2006, 1:37 AM +04
Ботан:
Уточняю уточнение. [:)]
Увеличенное количество дефектов крист. решетки. Это какие?
Нерегулярности. Вкрапления etc. скромно не рассматриваем [:)] Потому как их количество мало зависит от того, долбанули по диску прессом или нет.
wolfcub:
Верхняя Салда диски делает именно полноценной ковкой.
Так, что-то я запутался... Что же значит "полноценная"? Технологию просим. [:)]
Во. Только что нашел. Вполне себе полноценная - деформирующая затвердевший сплав.
http://autoreview.ru/new_site/year2005/n15/disk/1.htm

Кстати, в статье упомянули, что "салдинцы" обращают внимание даже на направление "волокон" металла. Respect! А ведь для литых деталей это тоже важный параметр! Они ("литейщики") про него говорят? [:roll] Им, как бы это помягче выразиться, немного не до этого. [:?]
Вот лопаточники - те говорят! [:D]
Niva 4x4 / Техника Нивы / Резина и диски / Литье vs ковка. Мысли.