Niva est vita!
Нива 4x4
Клуб нивоводов. Основатель —
Ермолов Алексей Игоревич, aka ALER
Поиск в Яндекс и Google
120 сообщений на предыдущих страницах
fanngorn

Рег.: 12.01.2005
Тем / Сообщений: 8 / 2949
Откуда: Москва, Юго-Запад
Возраст: 39
Авто: 21213 1,7 турбо 97г.в на 38 Боггере, GMC Savana 5.3 AWD, Jeep Grand Cherokee ZJ V8 5.9i, УАЗ-3909

Про понижайку 3,72. Мысли вслух.

Главная проблема заключается не в изготовлении новых шестерён, с этим сейчас как раз проблем нет, а в том что по своему конструктиву на повышенной передаче ведущая шестерня пониженной передачи свободно без нагрузки крутится на первичном валу и обгоняет его в 1,76 раза (это для стандартной пониженной). В случае с 3,0 разность угловых скоростей получается 2,49 раза, а с 3,7 - 3,13 раза. Т.е. грубо говоря при оборотах двигателя 4000об/мин при включённой 4-й в КПП шестерня пониженной передачи крутится на валу уже со скоростью более 12000об/мин. И при этом смазки как таковой там нет, т.к. шестерня надевается на втулку, в та в свою очередь на вал. И путь на втулке есть специальные канавки для подвода масла, но при таких скоростях масло превращается в масляный туман и на трущиеся поверхности почти не попадает! Даже с понижайкой 3,0 были случаи когда раздатки ловили клина, но в 100% случаев это было вызавано неправильной эксплуатацией, люди ставили доработанные РК и сразу же без обкатки топили на все деньги на повышенной.

Один из способов решения проблемы - организация смазки под давлением через сам вал с устройством дополнительного маслонасоса как в коробках некоторых МАЗов, но ввиду высокой сложности он мало применим к нашим РК. Более простое решение - установка игольчатых подшипников как в КПП.

Подготовка внедорожников
Ремонт, доработка а/м Нива, Шевроле-Нива
Магазин офф-роуд аксессуаров

http://www.koroffka4x4.ru
http://www.koroffka4x4.com
http://vk.com/koroffka4x4
http://instagram.com/koroffka4x4/
Renegat

Рег.: 05.02.2007
Сообщений: 795
Откуда: г.Кудымкар,Пермский край.
Возраст: 48
Авто: ВАЗ21213, 1997г.в, 1862куб.см(84х84)р/в 21213-680, СРПМ, двухрядники в ступицах. Камуфляж, СилычЪ, лифт, BFG 30'KM2, Спрут9000, Самоблоки, А-образник

Межосевое расстояние м/у первичным валом и промежуточным в РК какое?90мм?
spector.92

Рег.: 03.07.2007
Сообщений: 90
Откуда: г.Боровичи
Возраст: 53
Авто: нива 2121

Renegat
Межосевое расстояние между 1и2 - 93,5мм
Межосевое расстояние между 2и3 - 103,5 мм
maddrive

Имя: Алексей
Рег.: 12.12.2004
Тем / Сообщений: 4 / 1551
Откуда: Москва
Возраст: 42
Авто: 21213, 97 г.; TLC105

fanngorn

Как вариант: насверлить побольше дырок между венцом шестерни и зубьями, чтобы увеличить подвод масла под шестерню пониженной. Когда крутишь раздатку с открытым лючком и маслом (против часовой, как при дв. вперёд), видно, что даже на небольших оборотах шестерня пониженной промвала нагребает нехило масла. Проблема в том, что на оборотах оно струёй летит в крышку лючка (место хорошо видно на крышке с обратной стороны). А вот если к ней изнутри приварить "дефлектор", то вполне реально направить поток куда следует. Ну и масла в раздатку на стакан-полтора больше можно налить без проблем, ничего не течёт (сапун выведен). Такие вот мысли.

1920см², MPSZ-II, ComeUp 6000s, KYB UltraSR, 95Ah, Беркут R20, лифт, ГП 4,3, Cooper STT PRO 31x10,5, СРПМ:VR 6кг, РЗМ: жёсткая
tough

Рег.: 23.02.2006
Тем / Сообщений: 2 / 2451
Откуда: Богучар
Возраст: 65
Авто: Нива-2121/1984г.в

fanngorn:
Мысли вслух
Вопрос затронут очень интересный.
Вот только надо уточнить ( fanngorn, как сам не раз уж замечал, НЕ жалует законы и "голую теорию", а зря [:D] :ошибок много можно избежать,- "ресурсов" сэкономить. Механика,- наука точная ).
"fanngorn":
ведущая шестерня пониженной передачи ... крутится в 1,76 раза... (это для стандартной пониженной)...
Скорость вращения ведущей-пониж. шестерни в 1,77884....раза больше, чем скорость вращения ведущей-повыш. и самого вала соответственно.
Но так как эта шестерня вращается в том-же направлении, что и вал, то её относительная скорость ( этой шестерни и вала ) будет меньше как раз на скорость вала.
Т.е. при 4000 об.мин. абсолютные ( "взгляд со стороны " )обороты вед. шестерни понижающей передачи составят ~7115 об.мин.. А вот относительно самого вала "всего" ~3115 об.мин..

Поэтому приводимые далее цифры относятся уже НЕ к разным угловым скоростям шестерни и вала, а к скорости вращения именно шестерни в корпусе раздатки.
А скорость относительно вала можно получить вычитанием скорости самого вала из рассчитаной для самой шестерни величины.

Да,- цифра получается почти в два раза меньше ( для отношения 3,0, к примеру ). Т.е. в сопряжении вал-шестерня обороты могут достигать 6000 - 8000 в минуту, но всё одно: напряг тут получается серьёзный.

Решение проблемы: насос,- конечно хорошо, понятно,- сложно [:(]
Подшипники игольчатые,- НЕ решение.
Смотри предельную величину по оборотам для примерно такого типоразмера, как нужен нам.
Прикинь, какой величины касательная окружная скорость у иголок должна быть при таком диаметре ( у них самих и на рабочем ) и оборотах... [:shock]
Поэтому игольчатые подшипники НЕ конкуренты по рабочим оборотам "шарикам" и даже "роликам".
А в нашем конструктиве нет простой альтернативы "родным" подшипникам скольжения.
Как попытаться "мазать больше",- попозже разрисую.
Для мысли можно поглядеть пока на шестерню саму ( на ней две лыски есть, и очень интересной формы ) и втулку, на которой она "сидит-вращается" ( а тут,- так направление канавок ), и всё соотнести со скоростью и направлением вращения "одно в другом" ( фото ).
А как насос придумать автономный.JPG
А как насос придумать автономный.JPG
fanngorn

Рег.: 12.01.2005
Тем / Сообщений: 8 / 2949
Откуда: Москва, Юго-Запад
Возраст: 39
Авто: 21213 1,7 турбо 97г.в на 38 Боггере, GMC Savana 5.3 AWD, Jeep Grand Cherokee ZJ V8 5.9i, УАЗ-3909

tough:
Скорость вращения ведущей-пониж. шестерни в 1,77884....раза больше, чем скорость вращения ведущей-повыш. и самого вала соответственно.
Но так как эта шестерня вращается в том-же направлении, что и вал, то её относительная скорость ( этой шестерни и вала ) будет меньше как раз на скорость вала.
С цифрами что-то не въехал пока в твои расчёты, спать хочецца, на днях обмозгую [:)]
tough:
Подшипники игольчатые,- НЕ решение.
Смотри предельную величину по оборотам для примерно такого типоразмера, как нужен нам.
Прикинь, какой величины касательная окружная скорость у иголок должна быть при таком диаметре ( у них самих и на рабочем ) и оборотах...
Я исходил из того что игольчатые подшипники стоят в коробках, какие там получаются разности угловых скоростей ещё не разбирался, просто озвучил идею, ведь надо от чего-то плясать, изобретать с оглядкой на существующие механизмы всегдя проще чем вообще с нуля. [:D]

Подготовка внедорожников
Ремонт, доработка а/м Нива, Шевроле-Нива
Магазин офф-роуд аксессуаров

http://www.koroffka4x4.ru
http://www.koroffka4x4.com
http://vk.com/koroffka4x4
http://instagram.com/koroffka4x4/
Дюк

Рег.: 20.12.2004
Тем / Сообщений: 1 / 2614
Откуда: Питер
Возраст: 13
Авто: 21213М 1998

предлагаю подход попроще: точим шестерню вмещающаюся, смотрим на живучесть [:)]
больше 3.15 я не знаю как без изменения модуля засунуть шестерёнки, чес слово.
вопрос есть, а с какой скоростью вращается шестерня в кпп, ага, именно о подробности я и говорю. Тоесть скорость в 2-3и раза быстрее это норма?!

ИМXO.
Жека
tough

Рег.: 23.02.2006
Тем / Сообщений: 2 / 2451
Откуда: Богучар
Возраст: 65
Авто: Нива-2121/1984г.в

fanngorn:
С цифрами что-то не въехал
На промвале после "повышайки" имеем
35 : 28 = 1,25 Х n ( от КПП ) оборотов.
+ ( точней,- умножить [:)] ) От промвала на ведущую понижайки
37 : 26 = ~1,423 Х n1 ( от промвала ) оборотов.
Т.е.
Абсолютная скорость вращения ведущей-понижайки при 4000 об.мин. двига и прямой в коробке составит
N = 1,25 Х ~1,423 Х 4000 =
=~1,7788 Х 4000 = ~7115 об.мин..
fanngorn:
игольчатые подшипники стоят в коробках
Дюк:
вопрос есть, а с какой скоростью вращается шестерня в кпп, ага,
В коробке всё немного по другому.
1) "Первая ступень" редукции понижает скорость, т-е. в отличии от РК промвал всегда вращается медленнее первичного ( входного ) вала.
Другими словами относительное уменьшение скорости вращения промвала соответственно во столько же раз уменьшает и относительную скорость "догонябельности/отставательности" ведомых шестерён всех передач. И в пересчёте,- весьма прилично.
В "экстриме" ( тяжелей, чем всем ) приходится трудиться ведомой пятой передачи, но о ней,- чуть ниже;
2) Обратите внимание на "пазы-проточки" на валу вторичном для смазки трущихся поверхностей! Ничего похожего на канавки, что на втулке ( которые в РК ) "узорчиком" нанесены слегка. Это очень важно!
С подобной втулкой только шестерня ведомая у первой передачи ( но вот её то скорость как раз и некритична в пересчёте в сравнении с "сестрой" в РК ), да вот ведомая на пятой...( чуть таки пониже );
3) Про пятую.
Совсем НЕ зря конструкторы "разорваный пакет" решили сделать.
От мысли ( но не от глаза ) скрытый "передел",- отказ от втулки той.
Почти от глаза скрыто то, что форма вторичного вала в сечении "почти-что треугольник": на нём продольных "типа лысок" приплюснутости есть вдоль тела ( не хОчу тут грузить вас "вумными" словами: кто в теме,- так понятно ).
"Первое",- уменьшили так окружную скорость в сопряжении ( на меньший радиус "подшипник" увели )
"Второе",- для улучшения условий смазки в паре вал-шестерня.
Вроде бы и "мелочь", но,- жизнь устроена как раз из мелочей.

Вот не успел пока опять продолжить,- и так наплёл уже словес...
Так вот: про мелочи, "относительно" и "абсолютно"
Тут вот такая имха получилась.
Прошибли с конструктивом инженеры, и НЕ в мелочах ( про те "канавки" с фотки,- ниже ).
Как по-уму,- "свободной" шестерню ведомую конструкторам бы надо делать.
Т.е. муфтой блокировать её с промвалом, а ведущую ( -ие ) лепить как одно целое с ведущим валом.
Тогда-б её вращение происходило по другому "алгоритму": всегда по оборотам меньше, чем ведущего комплекта. И "относительно", и "абсолютно", т-к она всё время, пока "свободна", отставала-б в скорости от вала своего.
Тут можно и попробовать, как если по серьёзному решать вопрос и с нуля пилить промвал... . Я сам пока не хОчу распыляться: планетарку понижайкой пытаюсь делать.

Как если проще,- тут тоже предлагаю вариант желающим проверить.

maddrive внёс предложение побольше дырок насверлить между венцом синхрона и шестерней.
Тут оговорюсь: такого не читал в ликбезе,- всё строго имхо, но готов поспорить [:)] .
Так вот: та дырка в стоке позволяет маслу уходить из зоны трения. Точнее,- освобождать ту зону для новых "порций" масла.
Типа как дренажное отверстие.
И в самом деле: ну разве сможет та струя, пусть даже и направленная точно, преодолеть сопротивлние навстречу ей летящей капли, но пущеной как из пращИ той сумасшедшей центробежной силой, которую имеем на ведущей шестерне при диких оборотах?
И если мы ещё насверлим дырок, то, как минимум,- облегчим маслу путь отхода из зоны трения, тем самым уменьшая его "объём рабочий" в нужном и проблемном месте.
Теперь посмотрим на те лыски ( что на фото )
И почему они такие?
Похоже,- для захвата масла как раз и предусмотрена их форма.
И выход "на поверхность" у них почти-что по касательной по отношению ко втулке ( на которой и крутится та шестерня ).
А вместе лыска шестерни и бортик втулки канал "спиральный" образуют захватывающий масло, пусть даже и в "туманной форме",- тут обороты очень помогают.
"Центростремительный насос" практически в узле имеем.
А исходя из этой предпосылки, так можно пару лысок ещё на шестерне нарезать. Но только формы той, что "загребать" то масло будет ( на фото,- лыска слева ),- не той, что "убегает" от него, поскольку шестерня ( какую мы сейчас на фото смотрим ) вращается ПО часовой, .
Вот тут мы и приблизились к просчёту консрукторов, который "мелкий".
Суть дела в том, что втулка как опора шестерни взята в угоду производства из коробки.
НО!
В коробке шестерня, когда свободна ( тут речь о 1-й передаче ), вращается то против (!) часовой!
Так для коробки-же и втулку инженеры рассчитали ( конечно и понятно,- итальянцы [:D] ): спиральные канавки расположены там верно ( на фото смотрим-думаем и представляем ),- что-б масло от "насоса" ( см. выше ) как шнеком забиралось и подавалось в зону трения деталей ( по образу-подобию насечки сальника работы,- как если так понятней будет ).
Поставив же в раздатку эту втулку, конструкторА практически замкнули два "конструктива" сами на себя, поскольку, повторюсь,- тут шестерня вал свой обгоняет, и та "спираль" работает "обраткой": насос даёт,- она НЕ забирает. Наоборот,- выбрасывает "взад" [:)]
Решение тут очевидно: на втулке верную спираль нарезать,- чуть глубже профилем, чем было в стоке.
Получим что-то типа "ноу-хау", которое теперь на сальниках внедрили раздатки, РПМ-а и заднего моста хвостовика: там "сеточка" вместо насечки для безразличия в работе по отношению к "вращенья направленью".
Вот так примерно ... [:?] .
maddrive

Имя: Алексей
Рег.: 12.12.2004
Тем / Сообщений: 4 / 1551
Откуда: Москва
Возраст: 42
Авто: 21213, 97 г.; TLC105

tough
Про дырки ты прав. Мой алгоритм мышления был таков: чем больше суммарный диаметр сливного отверстия, тем больше будет циркуляция (легче новую порцию вкачать).
tough:
там "сеточка" вместо насечки
ОФФ: я Corteco обычно ставлю, так там всегда сеточка была ;-)

Про направление насечки - полностью согласен. Чертовски приятно разговаривать с людьми, копающими так глубоко ;-)

А вообще, думаю, полтора литра масла решат проблему. Брут форсом :-)

1920см², MPSZ-II, ComeUp 6000s, KYB UltraSR, 95Ah, Беркут R20, лифт, ГП 4,3, Cooper STT PRO 31x10,5, СРПМ:VR 6кг, РЗМ: жёсткая
tough

Рег.: 23.02.2006
Тем / Сообщений: 2 / 2451
Откуда: Богучар
Возраст: 65
Авто: Нива-2121/1984г.в

maddrive:
чем больше суммарный диаметр сливного отверстия, тем больше будет циркуляция (легче новую порцию вкачать)
Да, но "подпор" как если масла будет, то только к лучшему.
maddrive:
там всегда сеточка была
Так и "ноу"-то в кавычках [:D]
Я, кстати, очень сомневаюсь, что инженеры ВАЗа лоханулись. Понятно,- почему: копейки для народа "на коленке" заводу в тысячу проблем вольются [:(] .
Попробовали видно,- "получилось".
"Авось пройдёт",- благословили на конвейер.
Они-ж не думали, наивные, что Женька туда надумает втулить аж 3,15... , космические обороты получая [:D]
Вот и имеем мы "сирену-песню",- вой "Нивский-фирменный" от АвтоВАЗа, что слух наш нежный так ласкает ( см. "Что воет..." в Общетехе ).
Renegat

Рег.: 05.02.2007
Сообщений: 795
Откуда: г.Кудымкар,Пермский край.
Возраст: 48
Авто: ВАЗ21213, 1997г.в, 1862куб.см(84х84)р/в 21213-680, СРПМ, двухрядники в ступицах. Камуфляж, СилычЪ, лифт, BFG 30'KM2, Спрут9000, Самоблоки, А-образник

Из какой стали изготовляюцца шестерни РК?Как термообрабатываюцца?До какой твердости?Важно!
VolodyaSPb

Рег.: 09.03.2006
Тем / Сообщений: 2 / 420
Откуда: Санкт-Петербург
Авто: Шевроле-Нива-15

Renegat, я точно не могу сейчас сказать из чего изготавливаются именно шестерни раздатки, но полуосевые шестерни делаются из стали 19ХГН (ТУ-14-1-2252-90) и нитроцементируются h 0,7 мм, твердость не ниже 58 HRC, а фактически равно 58 HRC. Вообще более точную информацию по шестерням раздатки попробуй получить у SAROGA, он как-никак изготавливает самоблоки и знаком с техдокументацией ВАЗа.
А вот у тюнинговых шестерен раздатки 2,71 и 3,15 делается азотирование вместо нитроцементации.

Что-нибудь придумаем!
shubba

Рег.: 16.04.2008
Тем / Сообщений: 1 / 28
Откуда: Москва Сокольники
Возраст: 55
Авто: сузуки гранд витара 1999 г

Внимательно прочитал всю тему и понял, мне как раз ,могучая понижайка необходима(часто приходится заталкивать прицеп с катером задом в горку и с поворотом 90 градусов) и РК перебирать пора. Скажите, пожалуйста ,где сей чудный девайс можно установить.
mishka21213

Рег.: 12.12.2008
Сообщений: 93
Откуда: Москва, Ново-Переделкино
Возраст: 46
Авто: НИВА 2121 1981г.в., 21213 2002г.в.

Други может и ОФФ но всеж.
Сегодня зашел в Кемп в Ясенево и вижу такой девайс "Вал промежуточный раздатки 4,3 ":shock: цена 450р. [:shock]
Думаю, вот ребята там дурью маются могучую понижайку ваяют а тут все есть и даже стоит на 25р. дороже обычного промежуточного вала, который собственно рядом стоит и ни чем не отличается.
Иду к консультанту спрашиваю, что это у вас там за штуковина такая интэрэсная, вроде если это другой ряд то и ведущая шестерня должна быть в комплекте а ее нет.
Ничего не сказам мне консультант, только репу почесал сзади и руками развел, мол понимайте как хотите. [:(]
Так и ушел я без покупки, но осадок остался, вот с вами делюсь.
Какие мнения?

Если долго мучится - чудо Нив получится
Нива 4x4 / Техника Нивы / Нива-экстрим, тюнинг двигателя, трансмиссии, подвески / Могучая понижайка