Niva est vita!
Нива 4x4
Клуб нивоводов. Основатель —
Ермолов Алексей Игоревич, aka ALER
Поиск в Яндекс и Google

Дополнительные вентиляторы охлаждения

Нива 4x4 / Техника Нивы / Электрика, электроника, инжектор
630 сообщений на предыдущих страницах
Crazyfirs

Рег.: 15.09.2009
Тем / Сообщений: 2 / 87
Откуда: Москва,Митино, СЗАО
Возраст: 42
Авто: ВАЗ 21213 98 г.в.; Опель Астра седан 2008 г.в.

ну я не так изящно но примерно так же!
эх мне б вчера все это увидеть!
Стус

Рег.: 25.08.2009
Сообщений: 738
Откуда: Россия Крым г. Ялта
Возраст: 63
Авто: НИВА 2121 1987 год.

Shun Piker:
Установка дополнительных электровентиляторов в ВАЗ-21213
Спасибо. Толково. завтра возьму комплект установочных прокладок для радиатора 2108 и на неделе вперед.
Кстати о чем продолжение и когда.

Двухрядники в раздатке. ВУТ 21214М, коробка 5-ти ступка. Сцепление Шнива 2123.Торпеда "Тайга", щиток приборов 21214 2 ЖК дисплея.Подрулевые Шнива, мотор стеклоочистителя Приора. Эл.вентиляторы 21214. Генератор 80А.
Shun Piker

Рег.: 08.12.2004
Тем / Сообщений: 62 / 1552
Откуда: Москва, Северное Тушино.
Возраст: 69
Авто: ВАЗ-21213, 1998 г.в., 1.7 л, "снежинка"; ВАЗ-21213, 1998 г.в., 1.7 л, "чайная роза", ГАЗ-31105 "Волга," 2005 г.в., "наутилус"

Продолжаем наши игрища. Двинули дальше!
4. Завершая работу по установке непосредственно самих вентиляторов, чтобы больше этому не возвращаться озадачимся подготовкой их подключению в дальнейшем к бортовой сети. От вентиляторов отходят провода с клеммами в колодках на концах. Провода эти короткие и тут необходимо их продолжить, чтобы можно было подключиться к реле. Забегая вперед скажу, что реле лучше всего разместить на одной из шпилек, что на левом брызговике, под запаской. Там им самое место. Ну как и что про наращивание проводов и протаскивание их внутрь мотоотсека особо распространяться не буду. Тут каждый сам разберется. Невелика проблема для умелого мастера. Остановлюсь только на том, что ответные клеммы на разъемы вентиляторов тоже лучше вставить в колодку. Тогда все будет, как говорится, тип-топ.
ВНИМАНИЕ !!! ДОСТАТОЧНО ВАЖНО !!!
А соединив разъемы нелишне будет вспомнить, что там, где они расположены, они доступны всем дождям, ветрам, солям и прочей гадости со всеми вытекающими. Поэтому будет весьма нелишним их от этого защитить. Как? Каким образом? А очень даже просто. Берем вырезаем из какой-нибудь полиэтиленовой пленки две ленточки длиной сантиметров 20 и шириной сантиметров 12, и обматываем ими в несколько слоев разъемы. Чтобы зафиксировать и окончательно загерметизировать эти импровизированные "чехольчки", в несколько оборотов крепко приматываем изолентой их края к проводам. И все! Ловкость рук, никакого "мошенства", а разъемы надежно защищены от неблагоприятных воздействий внешних факторов. Кстати, подобным образом можно защитить от окисления контакты разъемов и в других местах.
5. А тут вот речь пойдет немного о размещении датчика включения вентиляторов и практической реализации сей идеи.
Где же все же ставить датчик? До того или после того? На этот счет есть разные, по-своему аргументированные, мнения в FAQ, да и в теме немало копий по этому поводу сломано. Так что не буду длинно рассуждать, что и как, а просто присоединюсь к мнению тех, кто с целью контроля работы радиатора, рекомендует размещать датчик не до, а после него. И сделать это можно, врезав тройник с датчиком в нижний, отводящий шланг. Вот тут-то как раз и подойдет средний по размеру тройник. Он отлично помещается между патрубками радиатора и термостата и остается только посоединить его к этим самым патрубкам. Для этого надо надеть на концы тройника два куска, отрезанные от штатного резинового шланга - один прямой, а другой изогнутый. Скажу сразу, что лучше сначала надеть шланг целиком, а потом отрезать лишнее. Так будет легче, т.к. шланг с изрядным трудом налезает на тройник. Но путем смазывания тройника и внутренней поверхности шланга мылом или каким-нибудь шампунем, определенного приложения силы и с упоминанием некоторых, широко употребляемых в народе выражений, сделать это все-таки можно. Натянув куски шланга на тройник, надеваем и затягиваем хомуты. Затем берем и подсоединяем провода к датчику. При этом необходимо учесть, что один из проводов пойдет на клавишу включения-выключения в салоне и по этой причине должен быть достаточно длинным. Поэтому, предварительно возьмем кусок провода подлиннее, с запасом, метра 3 (лишнее потом, при подключении к клавише, отрежем). Для поключения к массе возьмем кусок провода длиной где-то 60 см, чтобы хватило до ближайшей шпильки на брызговике - ну, например, к которой крепится коммутатор. Там его потом и подключим, опять же отрезав лишнее. Концы проводов зачищаем от изоляции, обжимаем в клеммах-мамочках (для надежности места обжимов можно дополнительно пропаять), изолируем клеммы кусочками термоусадки или просто обмотав изолентой и надеваем их на выводы датчика. Общий результат будет выглядеть вот так (у меня синий провод - на клавишу в салон):


А теперь, вот, все устанавливаем на то место, где оному быть должествует. При этом прямой кусок шланга идет на патрубок термостата, а изогнутый - на патрубок радиатора. Датчик при этом ориентируем вниз и под некоторым углом в направлении двигателя, чтобы концы клемм с проводами не упирались в брызговик, а были как бы "на весу". В итоге все выглядит следующим образом:


6. Ну а дальше уже можно приступать к монтажу проводки. Зачищать концы проводов, обжимать в клеммах, ставить реле, протаскивать
провод, подключать их и прочее. Мне кажется, что подробно все это не стоит описывать, а только, как обычно, остановиться только на
некоторых моментах.
6.1. Как и на ВАЗ-21214 ставим 2 реле - по одному на каждый вентилятор. Соответственно и предохранителей на 30А тоже 2.
6.2. Предохранители. Как и где их размещать - тут каждый "сам себе злобный Буратино". Можно на штатном месте, можно придумать что-то
еще. У кого штатный блок предохранителей, то имеются места на нижней, меньшей, колодке. Но я у себя с самого начала заменил штатные блоки на волговские блоки флажковых предохранителей http://www.niva-faq.msk.ru/tehnika/elektro/predohr/fl_pred.htm на 13 гнезд. Штатно у нас задейстовано 12 предохранителей. Оставалось только одно гнездо, которое я задейстовал на противотуманки. Поэтому, для всего остального я взял, да и поставил еще один такой блок, прикрепив его к первому через соединительные уголки. И там у меня еше 5 гнезд задействовано (вместе с вентиляторами). Остальные используются для хранения запасных предохранителей. Правда, только вот не сфотографировано как все это выглядит. Так что сделаю на днях фотку и добавлю сюда.
6.3. Подключение клавиши включения-выключения. После того, как все необходимые провода протащены в салон и те из них, которые должны идти на преохранители, подключены, приступаем к установке указанной клавиши. Там должно быть три провода: http://www.niva-faq.msk.ru/tehnika/elektro/dop_vent/upr_ev.htm Берем эти провода, скручиваем внутри салона в жгут и пропускаем через подходящий по диаметру (чтобы жгут свободно проходил внутри) отрезок резинового или хловинилового шланга дляной 15-20 см. Протаскиваем жгут над рулевой колонкой и двигаем вдоль него отрезок шланга так, чтобы его середина находилась над рулевым валом. Затем изобразив позу № 158 "Камасутры" - "Змея, обвивающая распускающийся на заре цветок розового лотоса", лезем с головой, держа в руках кусок проволоки, под рулевую колонку и ищем там что-то этакое, к чему бы можно было этой проволокой тот самый шланг притянуть. Там обязательно что-то подходяшее найдется. Подтягиваем шланг, чтобы он не касался рулевого вала и закручиваем проволоку, тем самым надежно предохраняя наш жгут от соприкосновения с рулевым валом, а следовательно и возможным ранним или поздним протиранием изоляции проводов со всеми вытекающими. Себе я так именно и сделал, причем не только для вентниляторов, но и для жгутов
противотуманок и дополнительного дальнего света. Проделав все это, выбираемся наружу, переводим дыхание, перекуриваем, отхлебываем пива и продолжаем. Вытаскиваем любую понравившуюся заглушку на "бороде" (я вытащил крайнюю правую), берем кусок проволоки, вставляем в образовавшуюся дырку и двигаем правой рукой проволоку под углом влево, по направлению к находящемуся под торпедой краю "бороды". Пальцы левой руки засовываем за этот край, во внутреннее пространство и там пытаемся нащупать конец проволоки. Нащупав сей конец, ухватываемся за него, вытаскиваем наружу и приматывам к концу жгута. Тянем проволоку обратно вместе со жгутом. Все, жгут протащен без снятия "бороды". Ну а дальше опять - зачищаем, обжимаем и т.д.
6.4. Вставляем клавишу на место. Еще раз все тщательно осматриваем, подправляем, подтягиваем, затаив дыхание и с замиранием сердца накидываем клемму на аккумулятор и жмем на клавишу до упора вниз. Если все в порядке - слушаем победное завывание.
7. Ну а дальше совсем уже скучно становится. Ставим на место облицовку радиатора (не забывая про нормальные винты), радиатор, оставшиеся ненадетыми шланги, заливаем обратно тосол и все в том же духе. Запускаем двигатель и едем куда пожелаем со спокойной душой, либо основательно обмываем-оттягиваемся после трудов изнурительных, а поедем потом, когда после выпитого можно уже будет ехать.
8. Из личного опыта эксплуатации. Езжу вот таким образом уже почти два года. И по трассе и по пробкам и на дальняк. Полет нормальный. Клавиша постоянно в положении "автомат". Датчик исправно срабатывает в положении стрелки указателя температуры двигателя посередине между 90 градусов и началом красной зоны. Вентиляторы крутятся примерно около минуты, стрелка после включения, где-то секунд через 20, начинает ползти назад и продолжает еще немного ползти туда же после выключения вентиляторов.
ВАЖНОЕ, ПО МОЕМУ, ЗАМЕЧАНИЕ. При мощности штатного генератора ВАЗ-21213 в 55А, включение вентиляторов, вкупе со включенными другими потребителями, дает заметную просадку напряжения. В связи с этим штатный генератор (и без того давно "просивший каши") был заменен на абсолютно идентичный, в отношении установки, генератор от инжекторной "классики", мощностью 73А. После этого просадка напряжения, при включенных в дополнение к вентиляторам, габаритах, противотуманках и полном (т.е. совместно с дополнительным, всего 4 фары) дальнем свете стала незначительной.
ВСЕ !!!!!!! Удачи вам, собратья по перегреву!!!
ALER
Администратор

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 4020 / 23171
Откуда: Москва
Возраст: 70
Авто: 21214M, 2013 гв.

Статья Shun Piker'а выложена в FAQ:
http://www.niva-faq.msk.ru/tehnika/elektro/dop_vent/sdv_sh.htm

Прочитать всем! «МАТ или КЛОН МАТА — сразу БЛОК!»

Алексей aka ALER.
Стус

Рег.: 25.08.2009
Сообщений: 738
Откуда: Россия Крым г. Ялта
Возраст: 63
Авто: НИВА 2121 1987 год.

АЛЕР:
Статья Shun Piker'а выложена в FAQ:
Спасибо.

Двухрядники в раздатке. ВУТ 21214М, коробка 5-ти ступка. Сцепление Шнива 2123.Торпеда "Тайга", щиток приборов 21214 2 ЖК дисплея.Подрулевые Шнива, мотор стеклоочистителя Приора. Эл.вентиляторы 21214. Генератор 80А.
Slayer

Рег.: 07.10.2005
Тем / Сообщений: 2 / 522
Откуда: Сарапул УР (18)
Возраст: 43
Авто: 2131 1.7i 2005г.в. балтика, HONDA S-MX 2.0i 2WD 1999 г.в. фиолетовый

Shun Piker писал(а):
Здесь я немного отвлекусь и опишу как, укоротив длинный тройник, все же можно сделать необходимые утолщение на его конце. Сам я этого не стал делать, но если бы захотел, то сделал бы без проблем. Все очень даже элементарно. Укоротив тройник, зачищаем наждачкой его конец, на котором должно быть утолщение и облуживаем его тонким слоем припоя. Подбираем какое-то подходящее по диаметру кольцо с сечением прутка, из которого оно изготовлено, где-то 3 мм или сами изготавливаем его из медной или железной проволоки такого же сечения, надеваем кольцо на конец тройника и основательно припаиваем. Все! Никаких проблем! Можно надевать резиновый патрубок.
Вот возник вопрос тк "среднего" тройника я в городе у нас не нашел, есть только длинные, а можно ли вместо напайки кольца просто сделать 8-10 точек по кругу сваркой, например 1,5 электродом зачистить их немного и все, я так понимаю кольцо нужно только для того чтоб шланг вместе с хомутом не стянуло с патрубка...
Бугор

Баянист

Рег.: 17.08.2006
Сообщений: 266
Откуда: Красногорск,МО
Возраст: 51
Авто: 21213,1999г, была. Теперь порнопривод СR-V

Да зачем так париться с этими напайками? Как его сорвать может со шлангов вообще? Там что, 20 атмосфер? Ставить на герметик и по 2 хомута нормальных с каждой стороны. Куда он денется? Лучше обратить внимание на качество сварки. Я из трёх только один выбрал, который в месте сварки воздух не пропускал. [:X] Только антифриз всё равно потёк...
И ещё: два года отъездил с вентилями, подключенными поочерёдно: сначала один включается (правый по ходу), если его не хватает - подключается второй. Сейчас переделал под последовательное включение. Результат (правда, прошло только два месяца) - ОТЛИЧНО. Включаются незаметно практически, охлаждают радиатор ГОРАЗДО быстрее. Очень рекомендую.

Лучше перебдеть, чем недобдеть!
Slayer

Рег.: 07.10.2005
Тем / Сообщений: 2 / 522
Откуда: Сарапул УР (18)
Возраст: 43
Авто: 2131 1.7i 2005г.в. балтика, HONDA S-MX 2.0i 2WD 1999 г.в. фиолетовый

Посмотрел как система охлаждения сделанна в крокодиле, решил всеж поставить датчик в верхнем патрубке как и на инжекторных...

И вот еще вопрос, как проверить работоспособность датчика, проверял нагревая его в котелке с водой, он не сработал, вода кипела при этом минут 10, но тестер замыкания так и не показал, если датчик потрясти по в нем слышно что там что то болтается и постукивает...
Бугор

Баянист

Рег.: 17.08.2006
Сообщений: 266
Откуда: Красногорск,МО
Возраст: 51
Авто: 21213,1999г, была. Теперь порнопривод СR-V

Такой датчик надо вернуть туда, где взял. А купить от иномарки (3 контакта). Даже если использовать только одну пару контактов, и то - доверия к нему больше. [:oops]
Я впиндюрил ещё один тройник и воткнул туда ещё один датчик. [:RWL]

Лучше перебдеть, чем недобдеть!
Стус

Рег.: 25.08.2009
Сообщений: 738
Откуда: Россия Крым г. Ялта
Возраст: 63
Авто: НИВА 2121 1987 год.

Бугор:
А купить от иномарки (3 контакта)
Что за датчик с тремя контактами, подробнее можно, а схема последовательного включения вентиляторов где есть.

Двухрядники в раздатке. ВУТ 21214М, коробка 5-ти ступка. Сцепление Шнива 2123.Торпеда "Тайга", щиток приборов 21214 2 ЖК дисплея.Подрулевые Шнива, мотор стеклоочистителя Приора. Эл.вентиляторы 21214. Генератор 80А.
Бугор

Баянист

Рег.: 17.08.2006
Сообщений: 266
Откуда: Красногорск,МО
Возраст: 51
Авто: 21213,1999г, была. Теперь порнопривод СR-V

Схема тут же, в форуме. Забей в поиск "последовательное включение" или что-то такое. Автор, по-моему, Wert. За что ему бАААльшое спасибо. И датчик тоже где-то тут был, в начале, вроде.

Добавлено спустя 4 минуты 53 секунды:

страница 29

Лучше перебдеть, чем недобдеть!
Стус

Рег.: 25.08.2009
Сообщений: 738
Откуда: Россия Крым г. Ялта
Возраст: 63
Авто: НИВА 2121 1987 год.

Может veter. Не нашел я то что хотел. Только описание и все.

Двухрядники в раздатке. ВУТ 21214М, коробка 5-ти ступка. Сцепление Шнива 2123.Торпеда "Тайга", щиток приборов 21214 2 ЖК дисплея.Подрулевые Шнива, мотор стеклоочистителя Приора. Эл.вентиляторы 21214. Генератор 80А.
Бугор

Баянист

Рег.: 17.08.2006
Сообщений: 266
Откуда: Красногорск,МО
Возраст: 51
Авто: 21213,1999г, была. Теперь порнопривод СR-V

Да как вы ищете!????? [:X]
Страница 35, русским по серому:http://www.niva4x4.ru/viewtopic.php?t=204&postdays=0&postorder=asc&start=510
И схема, и датчик, что ещё-то нужно????

Лучше перебдеть, чем недобдеть!
Стус

Рег.: 25.08.2009
Сообщений: 738
Откуда: Россия Крым г. Ялта
Возраст: 63
Авто: НИВА 2121 1987 год.

Вот теперь нашел сразу. Спасибо.

Двухрядники в раздатке. ВУТ 21214М, коробка 5-ти ступка. Сцепление Шнива 2123.Торпеда "Тайга", щиток приборов 21214 2 ЖК дисплея.Подрулевые Шнива, мотор стеклоочистителя Приора. Эл.вентиляторы 21214. Генератор 80А.
Wert

Рег.: 08.08.2006
Тем / Сообщений: 4 / 417
Откуда: Иваново
Возраст: 44
Авто: 21310 (1999г, 1.7k, Я569, ГП-4.3, Eberspacher) + Suzuki SX4 4WD 2010 (лифт 5 см)

Бугор:
Автор, по-моему, Wert. За что ему бАААльшое спасибо.
Не за что [:)] Я рад, что кто-то повторил и остался доволен [:)]

Нужно делать так как нужно, а так как ненужно делать ненужно...
Нива 4x4 / Техника Нивы / Электрика, электроника, инжектор / Дополнительные вентиляторы охлаждения