Niva est vita!
Нива 4x4
Клуб нивоводов. Основатель —
Ермолов Алексей Игоревич, aka ALER
Поиск в Яндекс и Google

Горит контрольная лампа заряда аккумулятора

Нива 4x4 / Техника Нивы / Электрика, электроника, инжектор
ALER
Администратор

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 4020 / 23171
Откуда: Москва
Возраст: 70
Авто: 21214M, 2013 гв.

Шапку для темы подготовил LKA:
Составлена из наиболее ценных постов на мой взгляд и выдержек из FAQ.

Кратко поясняю про работу лампочки и гены 21213/21214.

Чтобы генератор начал выдавать ток, нужно запитать ротор небольшим током начального возбуждения, который подается на контакт 61 генератора (отдельный тонкий проводок сбоку генератора).

До старта ДВС на 61 контакте должно быть напряжение начального возбуждения сформированное резисторным делителем из лампочки и резистора 51 ом во владимирской приборке или "вольтметра" и резистора 36 ом в венгерской.

После старта ДВС обмотка ротора переходит на собственное питание от дополнительного выпрямителя собранного на "подкове" внутри генератора, ток начального возбуждения прекращается, лампа гаснет.
Подробности:
https://www.niva-faq.msk.ru/tehnika/elektro/generat/generator.htm

Важный нюанс! На венгерской панели вместо лампочки заряда генератора установлена плата "вольтметра" со светодиодом управляемым компараторами в GL339. В темноте светодиод начинает светиться от сотых долей миллиампера, от обратного тока выпрямительных диодов. Совсем чуть-чуть. Не обращай внимание. В конфе все будут говорить, что это "пробой диодного моста". Ни хрена подобного. Для светодиода (но не для лампочки!) это нормальное явление, его надо игнорировать:
https://www.niva-faq.msk.ru/tehnika/elektro/panel/lampoch.htm

Для успокоения души можно взять осциллограф и посмотреть питание обмотки возбуждения на 61 контакте. Подробности:
https://www.niva-faq.msk.ru/tehnika/elektro/generat/lampa.htm

Если при включении зажигания (без старта ДВС) светодиод "вольтметра" не загорается в течении нескольких секунд, то для начала придется вскрыть приборку. Гений венгерской инженерной мысли не стал заморачиваться и сделал монтаж печатных плат вольтметра и приборки внакладку (плата к плате, дорожка к дорожке) и зафиксировал винтиками. Со временем дорожки окисляются, можно их просто почистить и скрутить обратно, а я взял паяльник и спаял проводками. Выглядит не очень, но за то работает и смотреть туда незачем.

Чтобы проверить исправность самого венгерского "вольтметра", его запитывают, а на его вход подаются напряжение от регулируемого источника питания. При напряжении менее (11,3±0,35) В светодиод должен гореть постоянно. Когда напряжение находится в пределах от (11,3±0,35) В до (16±0,35) В, светодиод гореть не должен. При напряжении более (16±0,35) В, светодиод должен мигать. Временная задержка составляет примерно 5 сек.

Прочитать всем! «МАТ или КЛОН МАТА — сразу БЛОК!»

Алексей aka ALER.
765 сообщений на предыдущих страницах
Engineer

Имя: Engineer
Рег.: 19.05.2007
Тем / Сообщений: 1 / 3357
Откуда: 78 регион
Возраст: 77
Авто: ВАЗ 21214м 2011 год ЭБУ ME17.9.7

14,35-14,39 Вольта
Напряжение очень хорошее.[:up]
А вот "При включении зажигания лампа гаснет." я не понял. А когда же она горит то?[:think]
По идее она должна загораться при включении зажигания, а гаснуть - уже после запуска двигателя.
Прохожий

Рег.: 02.08.2012
Сообщений: 170
Откуда: Россия,Тамбов,СовГавань
Возраст: 50
Авто: ВАЗ 2131 год2003 инжектор 1.7i

А вот "При включении зажигания лампа гаснет." я не понял. А когда же она горит то?
Лампа гаснет после запуска,конечно.[:hello]
Engineer

Имя: Engineer
Рег.: 19.05.2007
Тем / Сообщений: 1 / 3357
Откуда: 78 регион
Возраст: 77
Авто: ВАЗ 21214м 2011 год ЭБУ ME17.9.7

Прохожий
Ну, и отлично тогда всё. [:up]
Saf777

Имя: Антон
Рег.: 28.04.2016
Сообщений: 138
Откуда: Павлово Нижегородская обл.
Возраст: 36
Авто: Нива 21213, 1994г.в.

Напряжение очень хорошее
Данное напряжение, скорее всего на холодную, а то и в мороз, по мере прогрева генератора, как всегда наверное падает до n величины

С уважением Saf777!
Прохожий

Рег.: 02.08.2012
Сообщений: 170
Откуда: Россия,Тамбов,СовГавань
Возраст: 50
Авто: ВАЗ 2131 год2003 инжектор 1.7i

Авто уже несколько раз заводился и даже ездил температура дрыгателя около 90 была.
Saf777

Имя: Антон
Рег.: 28.04.2016
Сообщений: 138
Откуда: Павлово Нижегородская обл.
Возраст: 36
Авто: Нива 21213, 1994г.в.

По случаю приобрел приборку от ваз 10го семейства с одним окошком vdo. Скорректировал пробег, откалиброван дут, под 213й, подключил дабы проверить и очень удивился тлению лампы заряда АКБ,без подключения к минусу, вышеупомянутой лампе, начал разбираться, паралельно контактам лампы запаяны 2 резистора, выходят на диод и пошли на колодку, но немного не доходя до колодки идет ответвление и ещё 3 резистора по 20Ом соединены последовательно и посажены на минус, для чего это было сделано не ясно, перерезал дорожку, и всё пришло в норму, поставил светодиод. Информация для тех кто тоже заморочиться поставить приборку с нормальной подсветкой!

С уважением Saf777!
Engineer

Имя: Engineer
Рег.: 19.05.2007
Тем / Сообщений: 1 / 3357
Откуда: 78 регион
Возраст: 77
Авто: ВАЗ 21214м 2011 год ЭБУ ME17.9.7

3 резистора по 20Ом соединены последовательно и посажены на минус, для чего это было сделано не ясно
Это для того, чтобы при отсутствии плюс 12 вольт с дополнительных диодов генератора, или при обрыве провода с контакта "D" генератора лампа загорелась, показывая неисправность.
При использовании генератора с мостом и регулятором "нового образца" (без дополнительных диодов) эту цепочку нужно отключать. Она тут только мешает, вводя в заблуждение.

поставил светодиод.
Куда, если не секрет?
galvital

Рег.: 24.03.2009
Сообщений: 39
Откуда: Питер
Возраст: 54
Авто: 21213 1995 г.в., 2131 2010 г.в.

Доброго всем дня. Случилась у меня беда. Помогите чем можете.) Генератор отказывается заряжать аккум. Началось всё неделю назад с пробития головки блока двигателя и выплёскиваемся антифриза из расширительного бачка. Прокладку, с грехом пополам, ремонтники поменяли. Правда после этого стартёр перестал возвращать бендикс после заводки машинки назад. И лампочка заряда горела на заведённой машинке, но пошерудили 61 разъём и всё стало хорошо. И поехал я в деревню, что за 260 км от города. 250 проехал без проблем, а вот на крайней десятке приборка начала слегка подмаргивать вместе с фарами. Переключил часики на напряжение и увидел, что вместе с подмаргивание падает напряжение. Но лампа заряда молчала. Доехал. Через день сажусь в машину, поворачиваю ключик, всё по стандартной программе, завожусь, заводится. Лампа горит. Туда сюда, погазовал, сбегал возбуждение подёргал - без изменений. Ну думаю контакты окислились где. Аккум на зарядку, сам чистить всё. Напряжение возбуждения 11,8В, на работающем движке. Приборка при этом 12,1 показывает. Вроде норм. Массу с движка перекрутил, ибо старая, родная шпилька отгнила давно и масса висела на болте стартёра. Перевесил поближе к гене. И, о чудо! Устойчивые 13,8В заряда. Погонял машинку в пределах местности деревенской. Всё без проблем. Включаю потребителей, напряжение проседает, но ниже 13 никогда. Ну и хорошо, расслабился, продолжил посевную. Вчера собрался в город, не проехал и десяти километров, как началось. Опять мерцание приборки, и с каждым километром всё больше, то есть ниже. В итоге лампочка подмаргивать начала и на 40 км загорелась полностью. Обратно на аккуме ехал. Дотянул. И вот что с этим делать? Выходит диодный мост и регулятор работают? Именно с вибрациям связываю, но что где отходит? Куда смотреть ещё?
alexlozzh

Имя: Александр
Рег.: 22.03.2012
Тем / Сообщений: 1 / 1142
Откуда: г.Нижний Новгород
Возраст: 58
Авто: Была ВАЗ-21213-1995г.в. Есть ВАЗ-21214М 2009г.в. и будет...

galvital
Однозначно снимать генератор и отмывать от ОЖ, делать ревизию, проверить кольца, щетки, диоды...

Она не один генератор убила таким образом, как у меня, так и у других форумчан, многие отписывались тут...

"Кому и кобыла невеста" ©
galvital

Рег.: 24.03.2009
Сообщений: 39
Откуда: Питер
Возраст: 54
Авто: 21213 1995 г.в., 2131 2010 г.в.

alexlozzh
Снял его, разобрал, поменял РН, щётки подъедены были. Диоды в норме. Заметил на роторе, там где щётки работают и выборка образуется, тонкие волосинки металла, ершащиеся в разные стороны. Щётки не в центре контактной площадки , а по краю трутся. Может эти волосинки при вращении замыкали щётки между собой. Собрал. Запустил машинку, контролька заряда потухла, а вольтаж 12,3. Пошевелил 61, сразу 14в. Но не стабильно, плавает и лампы приборки мерцают на больших оборотах, на ХХ всё спокойно. Может пока щётки не притрутся.
Спасибо, за совет, а что за кольца?
alexlozzh

Имя: Александр
Рег.: 22.03.2012
Тем / Сообщений: 1 / 1142
Откуда: г.Нижний Новгород
Возраст: 58
Авто: Была ВАЗ-21213-1995г.в. Есть ВАЗ-21214М 2009г.в. и будет...

вольтаж 12,3. Пошевелил 61, сразу 14в.
12,3 - это машина работает на аккумуляторе, тут точно нет сигнала от приборки для начального тока возбуждения генератора!!!
Нужно проверить проводку 61 контакта, поджать пассатижами "мамы".
что за кольца?
Примерно так выглядят новые кольца:



Такие надо обязательно менять:


Меняются легко, при наличии съёмника подшипников, и паяльника...

При замене РН, в новом, я бы проверил сопротивление щёток - оно должно быть в пределах 0,1 Ом, и старый РН не стоит выкидывать - заменить щётки на адекватные(0,1 Ом), и он будет как новый (разумеется, при исправной электронике)
[:hello]

"Кому и кобыла невеста" ©
galvital

Рег.: 24.03.2009
Сообщений: 39
Откуда: Питер
Возраст: 54
Авто: 21213 1995 г.в., 2131 2010 г.в.

alexlozzh
Спасибо большое за советы. Таки доехал до дому. Но вот странно, на высоких оборотах напряжение падает до 12,9, стоит выжать сцепление, на уровне 1000 оборотов, напряжение растёт до 13,7. Чтобы 14 было не разу больше не видел.
Rikki

Рег.: 17.05.2011
Сообщений: 4520
Откуда: Ульяновск
Возраст: 61
Авто: было ВАЗ-21213 1999г , Сейчас Шеви Нива 2007г

плавает и лампы приборки мерцают на больших оборотах, на ХХ всё спокойно. Может пока щётки не притрутся.
Да. Через 10-20 тык притрутся, если имели прямоугольный профиль..[:D] Это не шутка.
Правильно такие

Или притереть, инет в помощь.

кулаки с двухрядниками Ивеко.
galvital

Рег.: 24.03.2009
Сообщений: 39
Откуда: Питер
Возраст: 54
Авто: 21213 1995 г.в., 2131 2010 г.в.

Rikki
Ого! 10? Думал быстрее. Уж очень напряжение плавать сегодня стало, до 12,2 опускается и не сдвигается. Вот только не пойму почему при этом контроль заряда не загорается. Ведь падает ниже аккумуляторного напряжения.
Rikki

Рег.: 17.05.2011
Сообщений: 4520
Откуда: Ульяновск
Возраст: 61
Авто: было ВАЗ-21213 1999г , Сейчас Шеви Нива 2007г

galvital
Износ щёток при трении о коллектор, крайне невелик. Десятилетиями работают в круглосуточном режиме, у нас станки, где в шпиндельном приводе движки с щётками. В авто, в генераторе, из за абразива внешнего этот процесс гораздо быстрее, думаю за 500 часов притрётся сам (а это 10-20 тык).
Возможен более нехороший вариант, когда начальная самопритирка сопровождается искрением. Коллектор становится шершавым и щётки, после придётся менять чаще.
Поэтому лучше к этому внимательно отнестись.
Вот только не пойму почему при этом контроль заряда не загорается. Ведь падает ниже аккумуляторного напряжения.
Потому, что напряжение и ток, всё таки выдаются геной. А чтоб загорелась лампочка, иль светодиод, разница должна достигнуть хотя бы 3-4в.

кулаки с двухрядниками Ивеко.
Нива 4x4 / Техника Нивы / Электрика, электроника, инжектор / Горит контрольная лампа заряда аккумулятора