Niva est vita!
Нива 4x4
Клуб нивоводов. Основатель —
Ермолов Алексей Игоревич, aka ALER
Поиск в Яндекс и Google

Плавное включение света фар: реализация, нужно или нет?

Нива 4x4 / Техника Нивы / Электрика, электроника, инжектор
nibor

Рег.: 10.10.2012
Тем / Сообщений: 78 / 8164
Откуда: Москва
Возраст: 59
Авто: 213100М-30-10 2011г Е-газ

Нашел вот такое реле 405.3787-02 для плавного розжига (за 1 секунду) ламп фар.
Реле представляет собой полупроводниковое электронное устройство, разработанное на основе MOSFET транзистора, управляемого с помощью ШИМ. Изделие предназначено для использования в сетях постоянного тока с номинальным напряжением 12В. По сравнению с электромагнитными, твердотельное реле обеспечивает бесшумную работу и имеют значительно больший ресурс ламп фар.
Реализация в реле функции плавного включения/выключения, позволяет использовать его для защиты устройств различного назначения от бросков тока.
http://www.12vi.ru/765/887/6731.html

Схемы подключения

имхо
1.Пойдет для БС и ПТФ (для ДС вряд ли,будет долго включаться,если им мигать)
2. недостаток реле - отсутствует ушко на корпусе для крепления.
Нашел вот такое реле 405.3787-02 для плавного розжига (за 1 секунду) ламп фар.
Хорошо,что это реле снижает вероятность пережога ламп при включении,но оно не имеет "ушка" для крепления на штатное место,поэтому его надо ставить на спецколодку "с ушком" КРК-5 от АВАР

https://12vi.ru/764/864/6010.html
Немного рассуждений по теме- стОит и нужно ли это реле 405.3787-02 плавного розжига для фар БС/ДС?
Включая фары ночью, мы ,как правило, включаем БС.А вот ДС мы включаем много меньшее число раз. Современная же плотность движения на дорогах общего пользования такова, что ДС используется на относительно пустой трассе, где приходится многократно переключать ближний/дальний. И в результате нить дальнего света испытывает ещё большее разрушительное воздействие. так, что плавный пуск нити дальнего света тоже был бы полезен.
Цитаты с лада-форума:
1."Сегодня поставил на ближний реле с электронной начинкой вместо катушки, плавное быстрое включение и медленное плавное выключение, буду тестить надежность"
2."Итак,ставлю в теме своеобразную точку. За истекшие полтора года лампы так и не менял ибо не перегорали (найтбрекеры), учитывая что манера езды была все время одна, могу сказать что срок службы ламп с системой плавного включения как минимум втрое больше (по крайней мере для моего случая), так как раньше эти же лампы горели каждые полгода (5-6 месяцев). Машину продаю, но постараюсь отследить жизнь ламп, чтобы выяснить сколько же они еще протянут, а пока начинаю эксплуатировать эти же лампы с такой же схемой (уже поставил) на лансере 9, манера езды и пробеги соответственно как и раньше."
http://www.lada-forum.ru/index.php?showtopic=32090
nibor писал:«Нашел вот такое реле 405.3787-02 для плавного розжига (за 1 секунду) ламп фар.»

Купил,поставил на БС и ДС.Вроде свет работает.
Но появились глюки при нормальной работе электрики до установки сабжа:
1.Перестал полностью работать стеклоочиститель(с реле паузы от Энергомаша)
2.При включении аварийки горит ее кнопка в салоне не мигая и при этом габариты тоже не мигают, а также спидометр показывает 100 км/ч на стоящем авто.Аналогичные симптомы при включении правого поворотника(но не левого)
3.При включении ДС (но не БС) однократно квакает сирена сигналки.
Грешу на новое реле ДС(некондиция?)Если разберусь,отпишусь.

"У нас кладут асфальт местами и немного
Чтоб всякий оккупант на подступах застрял" (С.Трофимов)
Savage

Рег.: 08.01.2005
Тем / Сообщений: 6 / 2384
Откуда: Krasnodar
Возраст: 45
Авто: ВАЗ-2131 Вошь МЕ17.9.7, 2021 г.в.; ВАЗ-21214 2008 г.в., ВОШЬ 7.9.7.Престиж 12V214. T-MAX

Переглючить между собой аварийку, стеклоочистители и фары можно только одним способом - при установке волшебного реле ты бился головой об рулевую колонку и согнул там все в механизмах подрулевых переключателей.
Другого способа я не вижу. И даже пробитый мосфет на реле плавного пуска не сможет это все между собой увязать.

Вот все думаю, какую же подпись вставить?
nibor

Рег.: 10.10.2012
Тем / Сообщений: 78 / 8164
Откуда: Москва
Возраст: 59
Авто: 213100М-30-10 2011г Е-газ

И даже пробитый мосфет на реле плавного пуска не сможет это все между собой увязать.
Если с ним ничего не выйдет,есть простая схема без полупроводников
https://www.zr.ru/archive/zr/199…taia-skhiema-dlia-zashchity-lamp
или такая
,
где в рамке: доп.4-конт. реле и R1, R2- это 1402.3729 (вариатор ГАЗ — УАЗ)
Нашел еще один вариант защиты ламп фар

«Автомобильные лампы, как известно, работают в тяжелых условиях и поэтому довольно быстро выходят из строя. Замечено, что особенно ненадежны те светотехнические приборы автомобиля, лампы которых во время движения машины (когда напряжение в бортовой сети повышено) часто коммутируют - включают и выключают. Самые дорогостоящие и дефицитные из ламп, работающих на автомобиле,- фарные. Об особенностях их работы и увеличении долговечности и пойдет речь в статье.
Наиболее распространенные в настоящее время - лампы АКГ 12-60-55 (зарубежный аналог - Н4). Это двухнитевые криптоновые галогенные лампы на номинальное напряжение 12 В, потребляемой мощностью 60 Вт (нить дальнего света) и 55 Вт (ближнего). Обе нити находятся в общем стеклянном баллоне, а включаются поочередно - либо нить дальнего света, либо ближнего. Такой режим обеспечен системой электрооборудования автомобиля.
В холодном состоянии электрическое сопротивление нити лампы не превышает 0,15...0,2 Ом (в особенности оно мало в морозную погоду). Поэтому в момент включения импульс тока, протекающего через нить, приближается к сотне ампер! По указанной причине нить перегорает, как правило, именно при включении лампы. Если же ограничить начальный импульс тока. относительно медленнее прогревать нить, долговечность лампы неизмеримо возрастет. Как показали эксперименты, для гарантированного сохранения нити достаточно "растянуть" процесс ее разогревания всего до двух десятых долей секунды, что практически даже незаметно "на глаз".
Один из очевидных способов реализации устройства "мягкого включения" - введение последовательно в цепь нити лампы плавно открываемого транзистора. Однако этот вариант защиты ламп фар потребует установки четырех мощных транзисторов, способных работать при токе коллектора 5 А. К тому же на полностью открытом (насыщенном) транзисторе неизбежно будет падать около 1 В, а это значит, что яркость свечения ламп будет занижена.
Поэтому был выбран другой путь - двухступенное зажигание ламп. Суть его состоит в том, что с момента включения фар ток ламп протекает через ограничительный резистор, а спустя несколько десятых долей секунды этот резистор замыкается.
Необходимый порядок коммутации обеспечивает электронная приставка А1 (см. схему на рис.1). Ее подключают непосредственно к выводам нитей одной из ламп (EL1) фар. Коммутируют токоограничительный резистор R1 контакты S1 приставки. Расчет и опытная проверка показывают, что для ламп АКГ12-60-55 оптимальное значение сопротивления этого резистора находится в пределах 0,4...0,5 Ом.
Показанные на схеме плавкие предохранители FU1-FU4 входят в систему электрооборудования автомобиля. На разных моделях автомобилей их маркируют по-разному. Для определенности будем считать, что через предохранители FIJI и FU3 протекает ток нитей дальнего света, а через FU2 и FU4 - ближнего.
Введение ограничительного резистора R1 в разрыв общего провода позволило избежать переделки блока реле и предохранителей.
Принципиальная схема приставки показана на рис. 2. Питание на приставку через диод VD4 (или VD5) поступает в момент включения водителем ближнего (или дальнего) света фар. При выключенных фарах она электроэнергии не потребляет.
Резисторы R1-R4, конденсатор С1, стабилитрон VD1 и операционный усилитель DA1 составляют компаратор напряжения. ОУ питается от параметрического стабилизатора R6VD2. Выходной усилитель тока выполнен на транзисторах VT1, VT2. Нагрузкой усилителя служит обмотка реле К 1. Диод VD3 защищает транзистор VT2 от импульса напряжения самоиндукции, возникающего на обмотке в момент закрывания транзистора. Контактная группа К 1.1 использована для замыкания ограничительного резистора R1 в цепи нитей ламп.
При выключенных фарах приставка обесточена. Предположим, что водитель включил фары на дальний свет. Через предохранители FU1 и FU3, нити дальнего света (левые по рис.1) ламп EL1 и EL2 и резистор R1 от бортовой сети потечет ток. В первый момент напряжение на левом (по рис.1) выводе резистора R1 будет близко к напряжению бортовой сети. Это объясняется тем, что сопротивление холодных нитей ламп (включенных к тому же параллельно) существенно меньше сопротивления резистора R1. Стало быть, ток в цепи будет в основном определять сопротивление этого резистора.
По мере разогревания нитей ламп их сопротивление увеличивается и, следовательно, напряжение на резисторе R1 уменьшается. Этот перепад напряжения и использован в качестве полезного информационного сигнала, обеспечивающего работу приставки А1. Таким образом, выход (контакт 3 разъема XI) приставки одновременно служит и одним из ее входов.
С момента включения дальнего света к входу 1 приставки приложено напряжение бортовой сети. Как видно из схемы, выход приставки соединен с неинвертирующим входом ОУ DA1. Фильтр R1C1 защищает вход от случайных внешних помех. К неинвертирующему входу ОУ подключен делитель напряжения, образованный резисторами R2 и R3. Номиналы этих резисторов выбраны так, чтобы напряжение на этом входе было примерно равно трети напряжения бортовой сети.
Таким образом, в первоначальный момент после включения ламп напряжение на неинвертирующем входе ОУ больше, чем на инвертирующем. А это означает, что на выходе компаратора будет высокий уровень сигнала. Транзистор VT1 при этом будет открыт, a VT2, наоборот, закрыт. Следовательно, обмотка реле К1 обесточена, а его контакты К 1.1 разомкнуты.
Отметим, что поскольку стабилитрон VD1 имеет более высокое напряжение стабилизации, чем VD2, он закрыт и останется закрытым, даже если неинвертирующий вход ОУ замкнуть на общий провод. Откроется он в прямом направлении (как диод) лишь тоща, когда на выходе компаратора появится низкий уровень.
По мере прогревания нитей ламп напряжение на неинвертирующем входе ОУ DA1 уменьшается, и как только оно станет меньше, чем на инвертирующем, компаратор переключится. На его выходе появится низкий уровень,- откроется стабилитрон VD1 и еще более понизит напряжение на неинвертирующем входе ОУ, устраняя тем самым всякую возможность повторных многократных срабатываний компаратора в момент переключения. Между тем такая опасность реально существует. Дело в том, что из-за работы реле-регулятора напряжения и генератора в бортовой сети автомобиля всегда присутствует пульсационная составляющая. Именно для того, чтобы устранить се отрицательное влияние, как раз и необходима цепь VD1R4.
После переключения компаратора транзистор VT1 закроется, а VD2 откроется. При этом сработает реле К1, замкнутся контакты К 1.1, выключая из цепи ламп ограничительный резистор - лампы перейдут на полный накал.
Разумеется, приставка не освобождает лампы от броска тока полностью, но уменьшает его до практически безопасного уровня.
Выключение дальнего света происходит без особенностей. При этом конденсатор С1 быстро разрядится, а контакты К 1.1 разомкнутся - - приставка вновь готова к работе.
При включении ближнего света устройство будет работать аналогично. Разница только в том, что напряжение 12 В будет подано на вход 2 приставки. Таким образом, один и тот же ограничительный резистор работает на все четыре нити ламп.
Важно отметить следующее свойство приставки. Переключение ламп фар на полный свет после предварительного прогревания нитей всегда происходит при напряжении на нитях, равном трети напряжения бортовой сети (это соотношение, как уже сказано, определено номиналами резисторов R2, R3 и при необходимости может быть легко изменено подборкой одного из них).
По упомянутой причине порог срабатывания приставки по напряжению будет "плавающим" - при малом напряжении в бортовой сети он будет ниже, и наоборот. Иначе говоря, нити ламп станут прогреваться тем медленнее, чем меньше бортовое напряжение и температура наружного воздуха, т. е. лампы как бы сами регулируют момент переключения с предварительного прогревания нитей на полный свет, сообразуясь только с тем, достаточна ли уже их температура для окончательного переключения или нет. В любом случае время прогревания нитей приставка выдерживает автоматически, причем оно всегда будет минимально необходимым.
Экспериментальная проверка времени включения ламп фар с описанной приставкой в различных условиях (при разной температуре окружающей среды и изменении питающего напряжения в широких пределах) показывает, что значение этого параметра не превышает одной-двух десятых секунды.
В приставке можно использовать практически любые автомобильные электромагнитные реле, рассчитанные на напряжение бортовой сети 12 В, но лучше всего выбрать из них малогабаритные, например, 111.3747 (или же 112.3747, 113.3747, 113.3747-10, 114.3747-10, 114.3747-11. 116.3747-10, 116.3747-11, 117.3747-10, 117.3747-11). Выводы этих реле маркированы цифрами: 85 и 86 - обмотка, 30 и 87 - разомкнутая контактная пара.
На выбор конструкции токоограничительного резистора R1 (рис.1) следует обратить особое внимание. Он должен быть обязательно проволочным и весьма мощным. В нормальном режиме на резисторе выделяется незначительная мощность - ведь он проводит ток только 0,2 с при включении фар и их переключении с ближнего света на дальний и обратно.
В аварийном же режиме (при нарушении контакта в разъеме, при обрыве цепи обмотки реле и т. д.) на резисторе будет длительно выделяться около 50 Вт тепловой мощности. Это вынуждает позаботиться о его пожарной безопасности.
В качестве токоограничительного резистора можно использовать одну из секций (вторую целесообразно включить в систему защиты ламп противотуманных фар) резистора 1402.3729 или СЭ-107, применяемого в составе контактно-транзисторной системы зажигания автомобилей ВАЗ,ЗИЛ-130 или автобусов марки ЛАЗ и ПАЗ. Важно, чтобы его сопротивление было в пределах 0,4...0,5 Ом.
Можно применить и какой-либо другой ограничительный резистор, скажем, от вышедшей из строя катушки зажигания (например, Б115-В от Москвича). Обычно его сопротивление несколько больше необходимого значения, поэтому, укорачивая проволочную спираль, как правило, удается изготовить резистор с нужным сопротивлением. Если же вдруг переделанный резистор будет иметь несколько меньшее сопротивление - вплоть до 0,3 Ом - то степень ограничения тока будет вполне приемлемой.
После укорочения спирали резистора конец провода нужно залудить с паяльной кислотой и немедленно тщательно промыть место пайки поролоновой губкой с мыльным раствором. Затем вывод хорошо просушивают и припаивают на место. Выбирая или изготавливая резистор, следует принять меры, препятствующие разрушению его выводов при аварийном режиме.
В заключение заметим, что снятие информации о включении дальнего (или ближнего) света лишь с лампы одной из фар, строго говоря, нельзя считать достаточным. Представьте себе, что по какой-либо причине перегорел предохранитель FU 1 (либо попросту окислились контакты его гнезда). Тогда после включения дальнего света лампа EL1 светить не будет. Но в каком положении окажется при этом вторая лампа EL2? Несложный анализ показывает, что она будет светить тускло. Ведь приставка срабатывать уже не сможет и ограничительный резистор останется включенным в цепь лампы EL2. Разумеется, водитель сразу же распознает эту неисправность.
Чтобы заранее избежать этих вполне вероятных неприятностей, лучше сразу ликвидировать саму возможность их возникновения. Тем более, что сделать это очень просто. Достаточно лишь к входам 1 и 2 приставки добавить еще два входа и подключить их к нитям лампы EL2 (к точкам А и Б на рис.1), а в самой приставке в дополнение к диодам VD4, VD5 включить еще два таких же диода. Теперь приставка будет получать информацию со всех четырех нитей ламп».
В.БАННИКОВ
г. Москва
есть простая схема без полупроводников,где в рамке: доп.4-конт. реле и R1, R2- это 1402.3729 (вариатор ГАЗ — УАЗ)


Часть схемы в рамке при ее реализации в инжекторной машине хорошо расположить около большого штатного блока предохранителей (там удобный доступ к штатным шпилькам для крепления доп.реле и резисторов а также их можно подключить в существующую цепь перед штатными предохранителями)
Немного рассуждений по теме- стОит и нужно ли это реле 405.3787-02 плавного розжига для фар БС/ДС?
Дождались!Появилась альтернативная информация....

"У нас кладут асфальт местами и немного
Чтоб всякий оккупант на подступах застрял" (С.Трофимов)
Magirusby

Рег.: 20.02.2017
Сообщений: 1940
Откуда: Беларусь Пинск
Возраст: 60
Авто: ВАЗ-212180 моно 2000

nibor
Эта альтернативная информация НиКак не повлияла на моё мнение - плавный розжиг нужен и он - Добро для лампы, спирали и кошелька пользователя.[:hello] А плавное погасание - это тюнинг от умелых маркетологов.[:P]
Нива 4x4 / Техника Нивы / Электрика, электроника, инжектор / Плавное включение света фар: реализация, нужно или нет?