Niva est vita!
Нива 4x4
Клуб нивоводов. Основатель —
Ермолов Алексей Игоревич, aka ALER
Поиск в Яндекс и Google

Трансмиссионка: полусинтетика или синтетика?

Нива 4x4 / Техника Нивы / Расходные материалы (бензин, масла, жидкости, фильтры)
ALER
Администратор

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 4020 / 23171
Откуда: Москва
Возраст: 70
Авто: 21214M, 2013 гв.

Трансмиссионные масла для Нивы
В РПМ и РЗМ непременно лить масла категорий GL-5 или GL-4/5!
В КПП и раздатку можно лить масла категории GL-4, но можно совершенно безопасно лить GL-5 или GL-4/5, т. е. использовать одну марку масла во всех узлах трансмиссии (так и делает подавляющее большинство нивоводов).

Запрет на использование GL-5 в КПП относится только к переднеприводным машинам, где стоят бронзовые синхронизаторы. Латунные синхронизаторы классической и нивской КПП GL-5 не боятся.

Прочитать всем! «МАТ или КЛОН МАТА — сразу БЛОК!»

Алексей aka ALER.
960 сообщений на предыдущих страницах
wwadim

Имя: Вадим
Рег.: 31.05.2017
Сообщений: 151
Откуда: Курган
Возраст: 51
Авто: ВАЗ 213100 2017г.в.

Помнится, оно теперь 75W90. Зимой на Урале могут быть проблемы
15-20 секунд подержать сцепление не проблема при сильных морозах.
Лучше синтетику Mobilube 1 SHC 75W90.
Да, я читал ваши рекомендации и описание. Цена конечно, но с другой стороны разница полтора пакета продуктов.
По совету знакомых залил во все агрегаты "бочковое" MOBIL Mobilube HD 80W-90,
Спасибо ! Погляжу описание.
nibor

Рег.: 10.10.2012
Тем / Сообщений: 78 / 8168
Откуда: Москва
Возраст: 60
Авто: 213100М-30-10 2011г Е-газ

Cо Шнивского форума
Вопрос
«Здравствуйте!При прохождении ТО1 18.09.2018 в дилерском центре, во ВСЕ агрегаты трансмиссии было залито масло CHAMPION LIFE EXTENSION 75W90 LS GL 5. Прокомментировали так: Заливаем всем именно это масло, т. к. именно его поставляет GM для бесплатного ТО. Скажите: на сколько допустимо использование GL5 в РК, а главное в КП? Автомобиль планирую эксплуатировать довольно продолжительное время и вопрос надежности какого-либо узла или агрегата на дистанции для меня важнее такого бесплатного ТО. Есть возможность своими силами, без обращения к дилеру, заменить масло в КП и РК на GL4. Имеет ли это смысл для поддержания заявленного производителем ресурса этих агрегатов?»
Ответ СП GM-AVТOVAZ:
«Добрый день. Сообщаем вам, что в Руководстве по эксплуатации Шевроле НИВА, Приложении 1 указаны допустимые к использованию классы масел, в числе которых класс GL-5.
Таким образом, дилер не нарушает никаких требований, заливая указанное вами масло.»
Оживлю тему
Переднеприводные машины с «четырехступкой» выгодно отличались от более поздних Самар практически беззвучной трансмиссией, которую предписывалось заправлять… моторным маслом! Вы не ослышались: вместо трансмиссионки стандарта GL-4 коробка Спутника работала на обычной минералке вязкостью SAE 15W40. При этом без каких-либо вмешательств агрегат спокойно выхаживал 150-200 тысяч километров – особенно, если водитель не злоупотреблял быстрыми стартами.
А кого есть такой практический опыт по Ниве?

"У нас кладут асфальт местами и немного
Чтоб всякий оккупант на подступах застрял" (С.Трофимов)
Mode8

Имя: Егор Петрович
Рег.: 18.09.2017
Сообщений: 824
Откуда: г. Москва
Возраст: 39
Авто: 21214 Orange Edition 2017

nibor
[:bayan] за рулем еще писали, что это делали только при начале выпуска девяток, так как не было нормального масла для их коробок передач.
Кто хочет может лить[:P]
nibor
"Не было в стране специальных трансмиссионных масел для новых коробок передач: на первом этапе заливали обычное моторное."
https://www.drom.ru/info/misc/61214.html

Двух одинаковых Вазов не бывает.
<KryuGer>

Рег.: 09.01.2015
Сообщений: 173
Откуда: Москва , ВАО
Возраст: 50
Авто: ВАЗ 21214 2008 г.в.

Собираюсь поменять масло в трансмиссии,что лучше залить для Москвы,
ZIC Масло трансмиссионное синтетическое GFT 75W-90, 4л. или достаточно ZIC Масло трансмиссионное синтетическое G5 80W-90, 4л? Эксплуатация 50/50 город оффроад.

Ваз 212140(Нива 4Х4)+cordiant off-road 215/65/r16+лебёдка 9500
Alexpr

Имя: Алексей
Рег.: 19.06.2017
Тем / Сообщений: 2 / 1965
Откуда: Тула
Возраст: 54
Авто: ВАЗ-21213 1999 г.в.

достаточно ZIC Масло трансмиссионное синтетическое G5 80W-90
Ну и от GFT хуже тоже не будет, но если нужны низкотемпературные свойства получше, то тогда первое. А так-то до -30 и G-5 - за глаза, проверено опытным путём.
РыболовЪ

Имя: Андрей
Рег.: 05.12.2007
Тем / Сообщений: 5 / 3215
Откуда: П. Каменный Волгоградская обл. (из Мск)
Возраст: 52
Авто: ШНИВА 2008гв Легкий рыболовный тюнинг; ШНИВА 2012гв немного паламал :D

Не было в стране специальных трансмиссионных масел для новых коробок передач: на первом этапе заливали обычное моторное."
А какое отношение это имеет к нашему (классическому) каробасу?

Желание странствовать не профессия, а склонность души. Она или есть, или ее нет. У кого есть, тот уж изменить не может. У кого нет, тому незачем. (О. Куваев)
Magirusby

Рег.: 20.02.2017
Сообщений: 1942
Откуда: Беларусь Пинск
Возраст: 60
Авто: ВАЗ-212180 моно 2000

А кого есть такой практический опыт по Ниве?
В трактора МТЗ до сих пор рекомендовано моторное масло в КПП (и задний мост по совместительству). А он по настоящему Пашет![:hello]
Alexpr

Имя: Алексей
Рег.: 19.06.2017
Тем / Сообщений: 2 / 1965
Откуда: Тула
Возраст: 54
Авто: ВАЗ-21213 1999 г.в.

Вы не ослышались: вместо трансмиссионки стандарта GL-4 коробка Спутника работала на обычной минералке вязкостью SAE 15W40.
Когда эти руководства писались, GL-4 в СССР и в помине не было. А в КПП 2108 нужно было что-то заливать. Эти рекомендации были не от хорошей жизни.
Magirusby

Рег.: 20.02.2017
Сообщений: 1942
Откуда: Беларусь Пинск
Возраст: 60
Авто: ВАЗ-212180 моно 2000

Alexpr
Обосновать для покупки дорогое масло мозгов много не надо - любой менеджер сгодится.[:RWL] А конструкция коробки до того проста, что на любом масле едет долго. И применение дорогого масла никак не связано с надежностью оной.
nibor

Рег.: 10.10.2012
Тем / Сообщений: 78 / 8168
Откуда: Москва
Возраст: 60
Авто: 213100М-30-10 2011г Е-газ

А конструкция коробки до того проста, что на любом масле едет долго. И применение дорогого масла никак не связано с надежностью оной.[:hello]
Вот,что раньше лили в КПП (аналогичной конструкции) "Москвичей" в 60-70гг:
«Масло для коробки передач и рулевого управления ГОСТ 4002-53.Оно представляет собой смесь экстракта нитробензольной очистки остаточных масел(смолка),веретенного дистиллята, осерненного растительного масла и не более 0,5% депрессора АзНИИ.
В качестве заменителей при летней эксплуатации заводом-изготовителем допускалось использование:
— автотракторное трансмиссионное масло летнее (Нигрол), ГОСТ 542-50;
— авиационные масла МК-22 и МС-24, ГОСТ 1013-49.
Кинематическая вязкость летнего "Масла для коробок передач и рулевых управлений ГОСТ 4002-53" (а меня для интересует только летняя эксплуатация) при 100 гр. С. — 26-32 кв.мм/с.
Авиационных масел МК-22 и МС-24 — соответственно 22 и 24 кв.мм/с при 100 гр. С.
Автотракторное трансмиссионное масло летнее (Нигрол), ГОСТ 542-50 имело кинематическую вязкость при 100 гр. С. — 26-32 кв.мм/с.
С такой кинематической вязкостью минеральное масло нужно искать в категории SAE-140 и из-за наших синхронизаторов требуется трансмиссионное масло класса GL-4 (в отличие от заднего моста, куда вполне можно (и нужно) GL-5.
При таких начальных условиях имеем:[:D]

А можно пойти и другим путём...Лукойл для авиации по прежнему выпускает из т.н. "нафтеновой" нефти минеральное МС-20 (к слову сказать, это уникальное масло, равноценной замены для смазки старых авиадвигателей и авиационных редукторов ему попросту нет),из-за уникальных смазывающих свойств МС-20 это получается совсем неплохое решение для коробок передач и механизмов рулевого управления.Только нужно брать именно лукойловское, для авиации, а не пародии на него непонятного происхождения и свойств.
К сожалению, самая мелкая тара оригинального лукойловского МС-20, какую видел — на 16 или 18 литров, как-то так это выглядит»

Источник
https://www.drive2.ru/l/470619839942099355/
И еще добавлю[:hello]
«При попытке "быстренько" подобрать необходимый перечень для затарки в магазине, оказалось что сделать это правильно — не так уж и просто. К сожалению информация указанная в Руководстве по Эксплуатации (РЭ) противоречит как данным производителей масел, так и опыту эксплуатации "классических" КПП.

Сухой итог изысканий: для КПП с синхронизаторами из сплавов цветных металлов (2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107, 2121, 21213, 21214, 2131, 2123 …) только масла класса API GL-4 (GL-4+), ТМ-4, ТМ-4-12.
В Распределительную Коробку, задний, передний мосты допустимо любое масло GL-4/5 (ТМ-4/5), исходя из более высоких характеристик — лучше GL-5 (ТМ-5, ТМ-5-18, ТМ-5-18з) и пожиже (пошумнее).

Онлайн программы по подбору марок масел под конкретные модели авто, с заправочными объемами (размещенные на сайтах некоторых производителей масел), основаны на официальных материалах автопроизводителей (в.т.ч. и АВТОВАЗА). Можете убедиться, что в последних РЭ на Ниву указывается только конкретный производитель масел, на которого сбросили ответственность по подбору марок масла… Мне не ведомо, в угоду каким соображениям произвели подобное "притягивание за уши", оставим это на совести МАНАГЕРОВ.

Первичен выбор категории/класса масла, выбор торговой марки вторичен. Выбор конкретной вязкости — в зависимости от условий эксплуатации (региона).
Мое личное мнение — так как в КПП, масло сильно прогревается от двигателя (особенно летом), оно должно быть погуще.

Также замечу, что среди масел GL-5/ТМ-5, в зависимости от класса вязкозти, кратный разброс характеристики по окислительной активности. У густого масла она сопоставима с классом GL-4/ТМ-4 и поэтому потребитель незаметит отличий при эксплуатации. Более жидкие масла значительно агресивнее, о чем можно найти большое количество информации.

Далее приводится информация, на основе которой сделаны подобные выводы.

На канистрах отечественного масла ТМ-5 (GL-5) иногда указывается, что одобрено к применению АВТОВАЗОМ, еще реже информация о том, что "не рекомендуется для применениях в механических коробках передач с синхронизаторами из сплавов цветных металлов", при этом, кроме агрегатчиков (грамотных ремонтников) никто не в состоянии пояснить какие КПП подпадают под данные пожелания. Продавци в магазинах автозапчастей, в большинстве своем, могут сказать только то что "Что просят, то и привозим, жалоб не поступало". Значительно больше данных (чем на канистрах) указывается производителями масел в информационных материалах доступных на официальных сайтах производителей. Беда еще и в том, что найти в продаже масла GL-4 (ТМ-4) проблематично, видимо из-за низкой стоимости (300-400 рэ/4л) и отсутствия спроса (ведь в РЭ все масла GL-5/ТМ-5). На официальном сервисе ВАЗа, придерживаются политики ссылки на оф.материалы и полного пофигизма при заметной текучке кадров.

Доступным языком описано на сайте niva-fr.ru/?page_id=303 (niva-fr.ru ./масло)
Выдержка из текста: "…Самая типичная ошибка в Жигулях это заливка в мосты и коробки одинакового масла с индексом GL5. Этот допуск говорит о том что масло предназначено для работы с гипоидными передачами, к коим относится редуктора Нивы. Но ни в коем случае его нельзя заливать в КПП. Вернее, скажем по другому, можно «но не долго». Сернисто-фосфорная присадка которая содержится в данном масле, «съедает» медные синхронизаторы, и начинаются глюки КПП (вылетают передачи, включаются со скрежетом). А человек искренне удивляется тому, что ему совсем недавно залили дорогое масло, которое заливают в механические коробки мерсов и тойот, а стало только хуже. Причем от заливки масла, до первых «приступов» проходит не так и много времени. Подчас менее 5 тыс.км. Поэтому моя рекомендация, основанная на опыте такова: редуктора и раздатка масло 80-90 GL5, коробка 80-90GL4…"

Далее приводятся более "глубокие" изыскания с службой технической поддержки одного из производителей масел.

Subject: Re: Обращение №388259
Понедельник, 8 июня 2015, 8:42 UTC от "****:
Здравствуйте!
От Вас поступил вопрос:

Здравствуйте.
Данный вопрос не поместился-бы в форму на сайте…
В связи с предстоящей заменой транс.масел начал копать теорию. Авто ВАЗ_2131/2012. Попадаются различные противоречащие данные по критериям выбора.

При изучении информационных материалов по отдельным видам масел — на сайте http://www.tnk-oil.ru/oils/car/transmission возникли вопросы:
Масло THK Trans Gipoid 80W-90, 85W-90 (GL-5) — в описании — "…ВНИМАНИЕ! не рекомендуется для применениях в механических коробках передач с синхронизаторами из сплавов цветных металлов…";

Масло THK Trans KP Super 75W-90 (GL-4) — в описании — "…было разработано с учетом таких повышенных требований к маслам для синхронизированных КПП автомобилей, как: термоокислительная стабильность и влияние на работоспособность и долговечность синхронизаторов…" (Отсутствует характеристика "Кислотное число, мг КОН/г")
При этом они имеют абсолютно идентичную характеристику: "Коррозия медной пластинки при температуре 120 °С, в теч. 3 час., балл 1в" (описание баллов http://www.gosthelp.ru/text/GOST…91776MaslaiprisadkiM.html)
В РЭ Lada 4*4 21213-3902012-00 все рекомендованные масла имеют группу GL-5, в.т.ч. и THK Trans Gipoid 80W-90 (GL-5)/THK Trans Gipoid Super 75W-90 (GL-5). В свежих РЭ вообще отсутствуют рекомендации по транс.маслам…
Что предпочесть и чему верить?
Указанно также, что:
Масло THK Trans KP Super 75W-90 имеет следующие преимущества: …Имеет длительный срок службы по рекомендации АвтоВАЗа – 75 000 км или 5 лет
Это единственное описание, в котором заявлены подобные данные, есть-ли более конкретные данные, в.т.ч. по отдельным маркам авто/узлам?
Согласно сервисной книжки — 21213-3902021-00 периодичность замены транс.масел 40*000 км
Согласно сервисной книжки — 2105-3902021 периодичность замены транс.масел 60*000 км (отъездил без замены и вмешательств 155*000 км. — стоит в резерве)

Ответ:

Кислотное число определяется обязательно для всех масел. Этот показатель не указан в описании продукта (приведены не все показатели), т.к. не является основным. Кислотное число для свежих масел не характеризует коррозионную активность. Коррозия медной пластинки характеризует активность присадок при стандартных условиях. Хотя показатель может быть идентичен для масел Gl-4 и Gl-5, это не говорит о том, что присадки в этих масла одинаковы по эксплуатационным свойствам. При рассмотрении трансмиссионных масел в первую очередь обратите внимание на трибологические характеристики на четырех шариковой машине трения. Эти характеристики для масел GL-4 и GL-5 значительно различаются. Масла GL-5 агрессивны и предназначены для не синхронизированных коробок передач и мостов, где пары трения только сталь-сталь и где очень высокие контактные нагрузки. В случае синхронизированных МКПП, синхронизаторы которых производятся из цветных металлов, при применении масел класса GL-5 возможен их сильный коррозионно-механический износ. Поэтому в синхронизированных МКПП используются только масла класса GL-4 (например, ТНК Транс KP 75W-90).

Интервалы замены масел определяет производитель техники (не производитель масел) и устанавливает интервалы замены исходя из самых неблагоприятных условий эксплуатации. Конечно масло может работать более долгий срок, но производя замену масла через большие интервалы, Вы не знаете когда свойства масла ухудшатся до критического значения и поэтому рискуете. Для того, чтобы узнать точную периодичность замены, следует проводить полный физико-химический анализ масла, а это слишком дорого для обычного потребителя (в основном такие анализы проводят крупные предприятия), когда используется дорогостоящая техника.

C уважением,

Служба технической поддержки

ООО "РН-Смазочные материалы"»
Источник:
https://www.drive2.ru/b/2106038/

"У нас кладут асфальт местами и немного
Чтоб всякий оккупант на подступах застрял" (С.Трофимов)
Леонидыч

Рег.: 03.03.2019
Тем / Сообщений: 1 / 7410
Откуда: Тюмень
Возраст: 55
Авто: ваз 212140 2010 гв

nibor
Спасибо, познавательно[:up]

Слышал, что масла так же различаются по "шумности". Вопрос к практикам...шумит раздатка, лезти в неё пока нет желания, что лучше залить(конкретную марку и производителя), что б хоть немного она стала потише?
PS: раздатка шумит только на "горячую", я так понимаю, что мне нужно масло боле-менее сохраняющее свою вязкость при большей температуре...

master11

Имя: Павел
Рег.: 27.03.2018
Сообщений: 75
Откуда: Тюмень
Авто: 21214М 2018 г.в.

Леонидыч
Zig GFT 75w-90 GL 4/5, в КПП и РК.
Из "бюджетного".
Нива 4x4 / Техника Нивы / Расходные материалы (бензин, масла, жидкости, фильтры) / Трансмиссионка: полусинтетика или синтетика?