Niva est vita!
Нива 4x4
Клуб нивоводов. Основатель —
Ермолов Алексей Игоревич, aka ALER
Поиск в Яндекс и Google

Сибирский Марафон 2008 или путешествие по Восточным Саянам

Нива 4x4 / Вокруг Нивы / Дороги и бездороги
Миха

Рег.: 10.02.2005
Тем / Сообщений: 8 / 246
Откуда: Томск
Возраст: 50

Ежегодная трофи-экспедиция 'Сибирский Марафон - Саяны 2008 - Горный штурм' финишировала 4 сентября в Новосибирске. Это десятая по счету экспедиция, организованная клубом OFF ROAD MASTER .

В ходе сложнейшей 38-дневной экспедиции совершено уникальное первопрохождение в глубь Восточного Саяна на автомобилях в места, считавшиеся ранее недоступными для наземного транспорта.

Старт трофи-экспедиция 'Сибирский Марафон - Саяны 2008 - Горный штурм' был дан в Новосибирске 28 июля 2008 года.

Путешествие в Саяны изначально было разделено на несколько этапов. Первый этап - 'заброска' штурмовой группы, техники, снаряжения в Тофаларию (место проживания самой малочисленной народности России). Участники первого этапа, 10 экипажей из Новосибирска, Томска и Нижнеудинска, успешно выполнили свою задачу, сопроводив автомобили штурмовой группы к прииску Катышный.

Второй этап авантюрной трофи-экспедиции, целью которого было преодоление двух основных горных хребтов Восточного Саяна, стартовал 4 августа. Отправной точкой стало верховье реки Бирюса. Отсюда 12 членов команды штурмовой группы на 3-х, специально подготовленных автомобилях УАЗ, отправились на прохождение абсолютного, горно-таежного бездорожья.

Пройдя более 30 км вверх по реке Малый Мурхой, команда автоэкстремалов поднялась на безлесные горные гольцы в районе горы Перевальной Хонда-Джыгулымского хребта. Движение на гольцы проходило в беспрецедентно трудных условиях. Автомобили приходилось проводить по ущельям рек и ручьев, заваленных курумником, обломками скал и огромными бревнами. При подходе к самому хребту УАЗам пришлось преодолеть 70%-ные (60-градусные!!!) затяжные подъемы и крайне критичные для автомобилей крены. В наиболее опасных участках автомобили проводили по одному, отвешивая всей командой за буксировочные тросы, привязанные к багажникам автомобилей. На склонах и в каменных завалах постоянно приходилось готовить проезды, используя для этого кайло, ломы, лопаты. Скорость продвижения была такова, что в 'хороший' день удавалось пройти лишь 200 метров.

24 августа на высоте 2100 метров, в 1,3 км от вершины Перевальной, в сорока километрах от точки старта второго этапа, продвижение пришлось прекратить. Причиной стала серьезная поломка одного из автомобилей - разрушение главной пары заднего моста. Потребовалась помощь группы поддержки с 'большой земли'. Заброска необходимых запчастей на прииск Покровский (20 км от прииска Катышный) была произведена с помощью нижнеудинского экипажа, участника первого этапа трофи-экспедиции. Чтобы доставить запчасти для неисправного автомобиля двум участникам 'группы прорыва' пришлось пройти около 80 км(!) пешком по горной тайге.

Во время вынужденного простоя был осуществлен ряд пеших разведок к близлежащим рекам и хребтам для изучения возможности дальнейшего преодоления. Подобные разведки были связаны с большим риском: неоднократно ребята встречались с дикими зверями, в том числе с медведями.

Несмотря на все усилия группы прорыва, время, потраченное на ремонт автомобиля, не позволило продолжить штурм. Перевал на реку Нижняя Хонда оказался закрыт обильно выпавшим снегом. Но даже несмотря на это, пешие группы успели произвести разведку местности в радиусе 20-25 км от места остановки, наметив направление движения на будущее. Таким образом, было сделано все, чтобы подтвердить и подготовить возможность прохождения этого маршрута в следующих трофи-экспедициях.

В ходе дальнейшего движения - выхода со второго этапа - было совершено первопрохождение через Тынгаинский хребет в направлении рек Янгота и Тынгота.

Нагрузки на технику были столь велики, что не выдерживали даже специально подготовленные автомобили. Так в один из дней штурма перевала вышли из строя три бортовых передачи, две электрические лебедки и несколько листов рессор! Произведя ремонт и изменив тактику подъема, команде удалось 'взять' перевал в течение последующих 4-х дней. Категорийный участок закончился после 16-километрового спуска с перевала по каменному болоту, поросшему полуметровым мхом.

Большую роль в экспедиции сыграла помощь группы поддержки 3-го этапа. На двух автомобилях (экипажи из Нижнеудинска и Новосибирска) доставили возвращающейся 'группе прорыва' необходимое топливо.

Немаловажную роль сыграли и российские радиолюбители, которые поддерживали постоянную радиосвязь с группой, штурмующей Саяны. При их поддержке осуществлялись обмены необходимой информацией, велось 'наблюдение' за ситуацией и положением дел в трудном марафоне.

В ходе трофи-экспедиции пройдено более 60 км абсолютного бездорожья, 400 км сложнейших горно-таежных дорог, преодолено более 150 бродов. Впервые по рекам Янгота, Малый Мурхой и Тынгаинскому хребту прошли автомобили. Общая протяженность маршрута составила 3600 км.

Подводя итоги авантюрного путешествия 'Сибирский Марафон - Саяны 2008 - Горный штурм' можно уверенно сказать, что никогда ранее команде новосибирских экстремалов не приходилось преодолевать столь трудные, как климатически, географически так и технически сложные препятствия. Здесь пригодился весь тот опыт, что был накоплен в ходе экспедиций за предыдущие 10 лет, а также был отработан новый, методики которого пришлось нарабатывать при прохождении ранее не встречавшихся препятствий.

Восточный Саян не зря славится своей труднодоступностью, однако клуб Off road master в очередной раз доказал, что для сплоченной команды нет ничего невозможного.

P.S. Я участвовал в 1-м этапе. С гордостью могу сказать что моя Нива первые и скорее всего единственные жигули [:)] побывавшие в тех местах, прошедшая полностью своим ходом весь маршрут, и хоть и жестко потрепанная, истекающая маслом, но вернувшаяся самостоятельно к месту своей постоянной дислокации.

Краткие выводы по подготовке автомобиля к подобным поездкам: постояный шноркель имхо не нужен, достаточно времяшки из канализации. Если вода выше капота то уже и не едет нормально а просто плывет, иногда на перекатах было аццки страшно, потому как сильно сносило по течению. 30-х гудрей маловато [:(] , защита картера-брюшка и обварка-усиление чулка ЗМ снизу были жестоко побиты камнями. 75-го аккума тоже порой не хватало, 6000-й комап несколько раз высасывал аккум в ноль. Установка 44-го распреда и копеечных пар показали себя с самой наилучшей стороны, машина на небольших оборотах очень уверенно ползет. Двухрядники спереди также нареканий не вызвали, уверен что штатные подшипники сдохли бы от тех условий очень быстро. Полиуретановые сайлентблоки в хлам (писал уже об этом). Штатные задние пружины не выдерживают полного бака, 100 литров бенза, запчастей, шмурдяка, продуктов и двух тушек экипажа, проседают очень сильно. В следующий раз временно воткну от шнивы.

Но это всё мелочи... [:)] В следующем году опять поеду туда же и с теми же, но заезд будет уже со стороны Ырбана.

Дневник экспедиции http://www.offroadmaster.ru/Html/CM2008_Dnevnik.htm

Фотоальбомы:
http://www.offroadmaster.ru/CM/CM2008/index01.html
http://www.offroadmaster.ru/CM/CM2008_1/index01.html

Off Road Master Club
Гость

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 627 / 51708

[:up] [:)]
maddrive

Имя: Алексей
Рег.: 12.12.2004
Тем / Сообщений: 4 / 1551
Откуда: Москва
Возраст: 42
Авто: 21213, 97 г.; TLC105

[:up]
Миха:
В следующий раз временно воткну от шнивы.
Бери сразу броневиковые, я это уже проходил... Подробнее - пройдись поиском, я уже писал.

Вообще, мои наблюдения таковы: Нива выезжает из поразительного большинства ситуаций своим ходом (путь и, мягко говоря, на одном горшке) при достаточных навыках пилота!

1920см², MPSZ-II, ComeUp 6000s, KYB UltraSR, 95Ah, Беркут R20, лифт, ГП 4,3, Cooper STT PRO 31x10,5, СРПМ:VR 6кг, РЗМ: жёсткая
Нива 4x4 / Вокруг Нивы / Дороги и бездороги / Сибирский Марафон 2008 или путешествие по Восточным Саянам